Доклад на тему «Развитие духовного образования в России»


Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

  • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
  • Воскресные школы для детей
  • Какие книги читать детям о православии

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.
Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Дети уже не те?

Фото Владимира Ештокина

Многие считают, что дети год от году портятся, что раньше было «о-го-го», а сейчас «увы». Я с этим категорически не согласен! На самом деле все куда сложнее, идут разные, подчас диаметрально противоположные процессы. Могу сказать, что за последние годы наши ученики в массе своей стали гораздо сознательнее, чем раньше. Сейчас девиантное поведение — это совсем уж единичные случаи, раньше же такое бывало куда чаще. Сейчас дети очень хорошо понимают, зачем надо учиться, зачем надо молиться, зачем мы делаем то, зачем это. Их вера, по моим наблюдениям, становится более осмысленной. Хотя есть и негативные тенденции — дети меньше читают, меньше энергии тратят даже на то, чем интересуются. Они становятся ленивее, а причины этого — вне школы. Причины — в «духе века сего», с его массовым стремлением к комфорту, с боязнью ответственности, со страхом проявлять инициативу…

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.


    Православная гимназия

  • Каждое отдельная православная гимназия имеет индивидуальные распорядки и расписания, с которыми следует обязательно ознакомиться. Занятия для мальчиков и девочек, которые должны носить платки и длинные юбки, происходят раздельно. За обучение в воскресных учреждениях не берут плату.
  • Способы преподавания для детей младше 4 лет заключаются в использовании развивающих и интересных игр. Они с большим удовольствием рисуют, поют, занимаются лепкой из пластилина. Каждая поделка создается на тематику Рождества или Пасхи, а истории и рассказы читаются из Библии для детей. Интересные загадки насыщенны религиозными оттенками, что позволяет самым младшим ученикам с раннего детства впитывать дух Церкви.
  • Каждый учебный час начинается и заканчивается молитвенными песнопениями. Старшие дети отправляются вместе с родителями и послушниками на специальную службу. Частое посещение воскресных гимназий дарит ученикам ощущение приближенности к церковным укладам. В окружении праведных людей крепнет индивидуальная вера в Господа.
  • Вторые классы российских православных гимназий подготавливаются к поступлению в обычные школы. Занятия продолжаются три часа, без родительского присмотра. Здесь ученики получают первый опыт самостоятельности и индивидуальных действий. К основным дисциплинам добавляются азы ремесел, театра и т.д. Каждое занятие — это своеобразная благотворительность, которая приносит огромную пользу всем нуждающимся.
  • В третьих классах время ежедневного преподавания увеличивается до 4 часов. Ученики осваивают церковный язык и Священное Евангелие, а также занимаются написанием икон, пением в хоре.

Скажите, батюшка


В мой кабинет постоянно стучится кто-то из учеников: «батюшка, можно с Вами поговорить?» Приходят и малыши, и старшеклассники, рассказывают о своих проблемах, о сложностях в отношениях с родителями, с друзьями. Причем они знают: я никогда их не буду ругать. Что бы мне ни рассказал ребенок, я не повышу голоса, не начну его стыдить. Если он сильно неправ в чем-то, я осторожно, наводящими вопросами, помогаю ему самому иначе взглянуть на ситуацию. «А представь себя в эту минуту на месте мамы, о чем бы ты подумала?» «А что, если попробовать попросить прощения? По своему детству помню, как это сложно, но поверь: очень помогает!»

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.


Класс Православной школы

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей
  • Беседы с детьми о православном кресте

Не быть стадом

Из поездкив Коломну. В паломничес­кие поездки по России и даже зарубеж гимназисты ездят регулярно. Фото из архива гимназии

Мы учим детей, особенно старшеклассников, тому, что им придется жить в очень нестабильном мире, в мире, где возможны самые разные потрясения — экономические, политические, техногенные. В таких потрясениях очень трудно сохранить ясную голову, не поддаться «стадному чувству», не сделать какие-то глупости, способные исковеркать жизнь. А как устоять? Только имея четкую иерархию ценностей, только имея твердую опору. И эта опора — Церковь.

Подготовил Виталий Каплан

Московская Духовная Академия

Основанная в 1685 году и первоначально именовавшаяся Славяно-греко-латинской академией, Московская Духовная Академия является первой высшей школой России и одним из центров развития православного образования и церковной науки в Русской Православной Церкви.

Академия включает в себя 6 структурных подразделений: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, регентскую и иконописную школы.

Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия.

Санкт-Петербургская Духовная Академия. Журнал «Невский богослов»

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 26.6 Mb)

Санкт-Петербургская Духовная Академия — одно из высших учебных заведений Русской Православной Церкви, основанное в Санкт-Петербурге в 1721 году.

В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Санкт-Петербургские духовные школы.

Санкт-Петербургские Духовные школы включают:

  • Духовную академию — научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры. В академии существуют следующие формы обучения: очная (стационарная) и экстернат (заочная). Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения — 2 года, по заочной — 2 года. Имеются несколько отделений — библейское, богословское, церковно-практическое и церковно-историческое.
  • Духовную семинарию — высшее духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов. В семинарии существуют следующие формы обучения: очная (стационарная) и экстернат (заочная). Нормативный срок освоения программы — 4 года.
  • Регентское отделение — среднее специальное учебное заведение, готовящее регентов. Экстерната, вечернего и заочного обучения Регентское отделение не имеет. Срок обучения — 4 года. На отделении обучаются около 90 учащихся.
  • Иконописное отделение — специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее иконописцев для Русской Православной Церкви. Срок обучения — 4 года.
  • Факультет иностранных студентов — подготовка студентов как по индивидуальным программам, предусматривающим, в том числе, углубленное изучение русского языка, так и по общим программам Академии, Семинарии, а также Регентского или Иконописного отделения. В настоящее время на Факультете обучаются студенты из Боснии и Герцеговины, Германии, Греции, Китая, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, Сербии, Таиланда, Финляндии, Черногории, Швеции, Эстонии и учится один студент из Норвегии.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]