Как распознать, что человек в прелести?


Святые отцы о состоянии прелести

По определению святых отцов, прелесть духовная делится на два вида: умственная и сердечная.

К первому относится мечтательность, рождающаяся от неправильного умственного деяния. Это сновидения, ложные ощущения или какие-либо видения во время молитвы.

Второй вид духовной прелести в православии называется мнением. При ее возникновении человек начинает мнить себя великим молитвенником, стяжавшим дары Святого Духа. Во время молитвенного бдения он испытывает ложные благодатные ощущения.

По определению святых, духовная прелесть — повреждение человеческого естества ложью. Самый великий самообман — считать себя свободным от такового. Все люди находятся в прелести, осознать это — величайшее предохранение от данного состояния. Так учил святитель Игнатий Брянчанинов.

Согласно учению преподобного Григория Синаита о прелести, она имеет три главные причины — гордость, зависть со стороны бесов, попущение Господне для наказания человека.

Причиной для гордости, в свою очередь, является тщеславие, зависть бесовская возникает от преуспеяния, а попущение Господне — от греховной жизни. Последнее может навсегда остаться с человеком, вплоть до его смерти.

Вот что еще говорят святые отцы о прелести духовной. Приведем мнение святителя Феофана Затворника: нельзя преувеличивать значение данного состояния, равно как и бояться его. Прелесть случается с возгордившимися, решившими, что их сердца коснулась теплота. Тут-то и подстерегает их состояние прелести, ибо не дремлют нечистые духи, желая обольстить человека.

Симеон Новый Богослов предостерегает верующих словами о дьявольских происках. Лукавый всегда подбирается к человеческой душе таким образом, чтобы верующему и невдомек было о его происках. Он старается возмутить все стремления и движения души, направить на деяния, выгодные Лукавому. Внутри человека идет смятение и буря, он становится страстным, произволения души делаются непотребными. Это и есть то состояние, называемое православием духовной прелестью.

Иоанн Кассиан Римлянин говорил о духах нечистых, что их великое множество всюду. Летают между небом и землей, но люди не видят их. Господь по своему милосердию сделал бесов невидимыми для глаз человеческих. Ибо они настолько безобразны, что люди поражались бы ужасом при виде их, а со временем стали бы злее, наблюдая за нечестивым поведением бесов, побуждаясь к безрассудству еще большему и разжигая в себе страсти многочисленные.

Значение этого слова — нечто, чем ты обольстился на духовном пути

Прелесть — это нечто, что тебя обольщает. А что такое лесть вообще? Это некая похвальба, внушение человеку ложного чувства гордости. Сама гордость — это плохо, а если она ещё ни на чём не основана, вообще кошмар.

То есть прелесть — это заблуждение человека, его неверное представление о себе.

Подразумевается, что прелесть — это не чьё-то действие по отношению к человеку, а его лесть самому себе. То есть самообман, излишнее самомнение — вот, что такое прелесть.

Как избавиться от гордыни

Проявление прелести

Мы говорим об основных характеристиках данного состояния, но ни разу не упомянули о том, как оно проявляется.

Все просто и сложно одновременно: человек начинает терять контроль над своими мыслями и рассуждениями, нередко отворачивается от Истины, принимая за нее ложные учения. Легко догадаться, кто подталкивает человека к ознакомлению с ними.

Когда омрачается волевая душевная сфера, люди становятся ярыми приверженцами зла. Прежде добрый и рассудительный человек превращается в дьявольскую игрушку, не имея возможности противостоять злу, отказаться от него. То же самое происходит, когда бесы овладевают раздражительной силой человека. Он, не в силах противостоять искушению, сразу же забывает о том, что такое творить добро. У прельстившегося не хватает сил на добрые дела, однако стоит ему услышать о чем-то плохом, как он тут же загорается поддержать это начинание.

Прелесть — грех, ибо она влечёт за собой другие страшные грехи

Мало того, что прелесть ведёт нас по неправильному пути, так она ещё постепенно втягивает в жизнь человека всё новые грехи.

Преподобный Григорий (Синаит) рассказывает, как это происходит:

«Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление из ума.

Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным».

Григорий (Синаит)

православный святой

Чтобы не пришлось бороться с прелестью, полезно знать её природу:

«Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости — суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти — преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь. — Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная, — предание сатане за грех, — часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов). Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Если кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя».

Особенно уязвимы для прелести неопытные христиане:

«Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных, новых в подвиге, как еще обладаемых демонами. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений. Город новоначальных — все существо каждого из них — находится еще в обладании варваров… По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим рассмотрением, и отвергая лукавое… Знай, что действия благодати — ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

Почему возникает данное состояние у верующих?

Выше написано, что духовной прелести подвержены люди, далекие от Бога и храма. Но и ревностные христиане, монахи и духовенство тоже вполне могут впасть в прелесть.

Все начинается с ярого усердия в молитве, когда монах или обычный мирянин берет на себя подвиг, не благословившись у духовного наставника. Один священник метко выразился о таких подвижниках: читают по двадцать акафистов в день, а потом у них иконы светятся.

Благодать Божья действует через смирение, на излишние подвиги нас толкает гордыня. В замечательной христианской книге «Пасха красная» есть рассказ о том, как открывалась Оптина Пустынь (ныне мужской монастырь под Калугой). Понаехала православная молодежь, скорее переоделись во все черное, а один паломник вырыл себе землянку в Оптинском лесу и ушел в затвор. Конечно, ничем хорошим этот затвор не закончился, но автор книги не стала писать о большом конфузе, связанном с землянкой в лесу и «подвигом» паломника. С одной стороны, перед нами — смешной рассказ, с другой — легкая форма прелести. Объясним, что затвор — высшее духовное состояние, при котором подвижник отрекается от всего, полностью погружаясь в молитву. Монахи отказывают себе даже в самых скудных вещах, смиряя плоть. Разве мог молоденький мирянин легко отречься от всего, что прежде окружало его, не имея должной духовной подготовки? Едва ли, он просто вообразил себя подвижником и молитвенником, это ли не духовная прелесть?

Состояние прелести у мирян

Многие люди очень далеки от Бога, в храм заходят несколько раз в год, про домашнюю молитву не слыхали. Но наступает момент, когда они попадают на исповедь и не знают, чего от них хочет услышать «поп».

Батюшка начинает задавать наводящие вопросы, исповедующийся смотрит на него огромными глазами, искренне недоумевая, почему священник обвиняет его в чем-то. Человек живет не хуже других: работает, семьей занимается, старается добро творить, никого не обижать. Какие такие грехи ему приписывают?

Исповедующийся хотел со священником о жизни поговорить, а получились недопонимание и обида. Человек, оскорбленный в лучших чувствах, покидает храм и рассказывает знакомым, какие «попы» плохие, заставляют безгрешного святого в чем-то каяться.

Это самая настоящая прелесть — духовная болезнь, поразившая современное человечество. А все почему? Да потому, что вместо трезвенной и покаянной жизни люди тяготеют к расслабленности и наслаждениям. Гонятся за земными благами и богатством, совершенно забывая о Боге и церкви.

Церковная молитва

О церковной же молитве знайте, что она выше домаш­ней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются (преп. Макарий).

…Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен (преп. Макарий).

Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви силь­нее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь тем­ный уголок и молиться Боженьке. «Горе имеем сердца!» — возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим (преп. Варсонофий).

Во время пения «Честнейшей» <�преподобный Амвросий> стоял, наклонив голову почти к земле. Когда окончи­лось пение, батюшка строго сказал г-же Н.: «Отчего ты не клала поклонов, а стояла так?» Она ответила: «В миру я всегда кладу шесть поклонов, когда поют «Честнейшую Херувим», а тут опасаюсь — никто не кладет». Батюшка опять строго сказал: «Чтобы вы с дочерью всегда клали поклоны! Какое вам дело, что никто не кладет? Вы знаете, один видел, как во время пения «Честнейшей» Сама Цари­ца Небесная явилась и подходила к Своей иконе. Вы всегда кладите» (преп. Амвросий).

Казалось бы, нам в молитве довольно один раз ска­зать: «Господи, помилуй», а мы говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: «Господи, помилуй». Вот Церковь за них и молится (преп. Нектарий).

Пристрастие к частому причастию

Благочестивые читатели не удивятся, а иным представлена информация к размышлению.

Одним из видов духовной прелести является частое причастие. Перед читателями две истории, рассказанные священномучеником Арсением (Ждановским) в своей книге «Духовный дневник».

Одна женщина причащалась ежедневно. Духовенство обратило на это внимание, поручив священнику, у которого она исповедовалась, проверить барышню. Тот, в свою очередь, велел ей исповедоваться каждый день и не допускал до причастия, когда считал это полезным для своего чада.

Только женщина равнодушно относилась к запретам духовника, она принялась переходить из церкви в церковь, продолжая ежедневно причащаться. В конечном итоге духовное руководство отследило ее и запретило приступать к таинству.

Но героиню рассказа это не смутило, она решила, что может причащаться и дома. Господь давно дал ей право претворять хлеб и вино в свои тело и кровь. Женщина начала совершать «литургию» самостоятельно, причащаясь на дому.

Закончилось это печально: дама сошла с ума, ее забрали в соответствующее заведение.

Еще одна женщина, находящаяся в духовной прелести, требовала ежедневного причастия. Священник здраво отнесся к ее требованиям и задал вопрос: достойна ли дама приступать столь часто к таинству? Та, разумеется, была «достойна», ибо «не имела грехов», о чем и сообщила батюшке.

Как часто необходимо причащаться? Точный ответ на заданный вопрос может дать только священник, у которого исповедуется человек. Как быть тем, кто не имеет духовного наставника и приступает к таинству исповеди у разных батюшек?

Минимум, согласно которому необходимо причащаться, составляет 5 раз в год. В каждый пост по одному разу и в собственный день именин. Всего четыре длительных поста, соответственно столько же раз человек приступает к таинству причастия.

Кто-то причащается раз в месяц, иные — два раза. Есть люди, приступающие к причастию раз в неделю, но они являются прихожанами какого-либо храма, а не редкими его посетителями.

Православная Жизнь

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

Согласно Слову Божию, прелесть – самое непосредственное изобретение лукавого, который паразитирует на естественном желании человека стать лучше. Кто из нас не хочет духовно, интеллектуально, физически и материально возрастать, кто не мечтает о карьере? Именно многообещанием лукавого прелесть вошла в мир. Диавол в образе змия в раю уверил прародителей, что они будут как боги, и этим прельстил, но вместо обещанного последовала духовная и физическая смерть.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

Как бороться с прелестью

Можно ли избавиться от духовной прелести самостоятельно? Нет, человек не в силах бороться к нечистыми духами без помощи Божьей. Необходимо прибегать к Спасителю и оружию, оставленному им для духовной борьбы.

  • Молитва и пост отгоняют род лукавый. Разумеется, что молитва должна быть трезвенной, под руководством опытного священника. Начнет неофит самостоятельно устанавливать себе молитвенные правила, класть многочисленные поклоны и вычитывать огромное количество акафистов, так еще больше впадет в состояние прелести. То же касается и поста, во всем должны быть мера и опытное руководство.
  • Посещение церковных служб, обязательное участие в таинствах исповеди и причастия, а Великим постом — соборования. Как часто причащаться, написано выше. Что касается исповеди, то совет может быть один — чем чаще, тем лучше для души.
  • Трезвенная жизнь, строгое наблюдение за собой. Все мы ленивы, склонны к расслаблению и праздности. Последняя является матерью всех пороков, ее необходимо избегать, находить себе занятие. Это не значит, что отдыха быть вовсе не должно, но заменять им труд нельзя.

Духовную прелесть связывают с восточной мистикой, но это неверно

Радикальные православные любят критиковать буддизм и индуизм за мистические практики. Упрекают в том, что там люди достигают сверхъестественных способностей. Такие учения называют эгоцентричными и видят в них проявление прелести.

Но это от незнания чужих традиций. Состояние человека во время медитации и сверхъестественные силы, которые он может получить, — это побочные результаты духовного пути. Сама же цель там такая же, как и у христиан, — сближение с Богом.


Стигматы православная церковь чаще всего относит к признакам духовной прелести. На фото — Падре Пио из Палестины, ныне покойный святой римской католической церкви. Критики полагают его шарлатаном

Состояние прелести на Востоке называют другими словами, но суть остаётся та же. Что же касается сверхъестественных сил, что в католической и православной церкви известны такие же примеры:

  • Стигматы;
  • Прозорливость;
  • Левитация;
  • Общение с животными;
  • Способность исцелять.

И многое другое. Но как бы ошибся человек со стороны, если бы сказал, что цель православного христианина — это достичь прозорливости или научиться изгонять бесов. То же самое и в Восточных учениях.

О жалости к себе и унынии

Не жалейте себя — эти слова произносят многие священники, давая напутствие мирянину. Люди склонны заниматься тем, что жалеют себя, рассматривают свою жизнь с самой негативной точки зрения. Отсюда рождается уныние, человек ничего не хочет. Какой там храм, исповедь и причастие? Христианин лежит на диване с потухшим взором, у него возникает апатия и равнодушие ко всему. Нечистые духи рады, кружатся вокруг страдальца и подсовывают ему грустные мысли. Поддаваться унынию — последнее дело для христианина.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]