Апостолы Петр и Павел: пути малограмотного рыбака и гонителя христиан


Святой Петр

Это было поздней декабрьской ночью. Редкие прохожие, шедшие на улицах не вызывали ничего, кроме серого чувства, которым уже давно наполнился этот скучный город. Они шли, не замечая никого вокруг себя, темнота страшила их, но не вызывала панику. Они были скучны, как снег, подтаявший этим днем, как здания, убивавшие одним взглядом на них. Люди этой ночи бездарны, они больше не верят в красоту и смерть, которая породила любовь. Они хотят верить только в себя, но они не хозяева своей жизни и даже смерти, просто обмануты временем и поколениями.

Один лишь человек, оказавшийся в этой ночи, достоин внимания. Направляясь по ужасной улицы к набережной, он думал обо всем, что ему интересно, это был его последний глоток воздуха, последнее биение сердца, последняя любовь.

Он был так прост, его простые темные джинсы и серая шапка, черная тонкая куртка, казалось, он одет не по погоде. Но не одежда не вписывала его в скучную картину города, его мысли были так ощутимы, что их можно было просто прочитать.

Он рассуждал о смерти, точнее о жизни и думал, что его ждет после этой прогулки, он не думал о своем прошлом, впервые за много лет. Его мысли так красивы и настолько просты и идеальны, что казалось, он умен, но его голос не выдавал этого, потому что он был мертв сейчас, но жизнь была на подходе. Ноги подвели юношу к началу мосту, связывающий две части города, связывающий жизнь и смерть.

Зрачки, расширенные, от фонарей на мосту смотрели вверх, в который раз они узрели небо – самое главное чудо в этом мире. “Вот бы этот мост был еще выше, тогда бы я упал не в воду, а в облака. Нет! Я не боюсь боли, просто так будет красиво” – подумал человек в строгой куртке.

Сделав первые шаги на мосту, молодой человек увидел в небе ворона, черного, как строгость, он летел низко, ах нет, он садится на мост, прямо перед одиноким юношей. Он же скидывает перо. Издав стон, ворон исчез, как чистый звук исчезает в потоке невежества. “Может, я справлюсь, как все и смогу остаться? ” – мысль, как гроза в жаркий день поранила несчастного на мосту. “Нет, я не верю в себя, я верю в смерть, я иду, осталось немного! ”.

Еще шаги на ту строну, еще мысли о смерти, еще силы. Но что это лежит на дороге? Белое, но это точно не снег, его здесь не должно быть. Сердце забилось сильнее, как тогда, когда разрываешь оберточную бумагу с подарка. Нужно подойти ближе, что же там. Это же нарциссы, четыре цветка, связаны желтой ниткой. “Пусть будет проклят тот, кто оставил их тут, они прекрасны, как я – брошены на мост, чтобы на них любовались или же боялись их идеала”- сказал про себя одиночка.

Несмотря на поздний час, машины еще проезжали на мосту, и я могу поклясться, они замедляли ход, когда озаряли фарами Петра. Петр? Он же не говорил мне своего имени, наверное, по-другому назвать его нельзя. Теперь станет легче, имя всегда все облегчает рассказ, хотя он не любил его, иначе бы представился им мне.

Прошло уже несколько минут от начала пути на мосту, нужно спешить.

Но Петр уже на месте – середина моста, шестой фонарь, стоящий за спиной. Скоро пробьет полночь и будет поздно, наступит дата, которая никогда не должна наступить в жизни Петра, нужно кончать с этим.

Тишина окутала мир, остался один человек способный чувствовать и мыслить, но и он покинет этот свет, ровно в полночь, ровно в центре моста.

Петр перекинул ноги через поручни моста, взявшись за них руками, оказался на краю. Осталось немного и жизнь вернется. Он напоминал ангела, спустившегося в этот мир, дабы узреть невежество и показать красоту души, уходящий из тела. Казалось, Петр стоит так вечность, но в внутри его уже шла ужасная битва, он впервые за весь вечер начал вспоминать себя и еще сильнее хотел отпустить руки.

“Я люблю тебя”, – услышал Петр свои слова, сказанные несколько часов назад.

“Ты – ничтожество, никогда ничего не добьешься”, – это были слова страшной женщины, которые Петр слышал всегда.

Только самому Петру известно, как он мог это терпеть, но нужно было ждать, еще немного.

“Ты – мой друг”, – никогда он не верил в эту фразу, у Пети не было друзей, у него был он сам.

«Я не буду счастлив”, – опять молодой человек услышал свой собственный голос, его это не ранило, он любил чувство жалости и рад, что оно не оставляет его даже перед прыжком.

“У жизни нет смысла, это просто большая ошибка, которую исправляют смертью”, – одна слеза скатилась из глаза Петра, словно большой алмаз, и упала в реку.

Стоящий на мосту, уже не чувствовал своих конечностей, но к нему продолжали приходить видения, он боялся их и ненавидел. Вся его жизнь прошла через мост, с которого ему суждено упасть и убить ее.

Прошла еще минута и на мосту появилось какое-то движение. Кто-то приближалось к Петру. Это оказался мужчина в странном желтом фраке, он остановился уже на середине моста, как раз там, где стоял Петр. – Это только начало! Не бойся, – сказал странный человек во фраке.

“Я не боюсь, папа”, – это были последние мысли юноши перед тем, как руки его разжали поручни моста.

Мгновением позже, когда тело ударилось о толщу воды и льда, произошло то, что и хотел Петр, он прыгнул не в воду, он прыгнул в небо, его душа уже парила высоко над этим ужасным городом, над миром, который не смог понять его и над красотой, которая породила этот хаос. Петр впервые за свою жизнь обрел счастье, это счастье было не в спокойствии, а в том, что теперь он по-настоящему ожил, его ждут великие дела уже совсем скоро, а пока его остаток жизни витал в воздухе, как запах после дождя летом. Казалось, мир зажил другой жизнью, когда ушел Петр, казалось, впервые все поверили в великую силу, и эта сила – смерть.

А на следующий день прохожие обнаружат на берегу тетрадь, из которой все станет ясно, что случилось с молодым человеком, спрыгнувшим с моста, до ухода из сада зла.

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Краткое житие святого апостола Петра.

празднование святым апостолам Петру и Павлу совершается 29 июня/12 июля
Святой апостол Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного— до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,— так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29— 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1—9; Лк. 9, 28—36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41 — 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37—41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28—31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 —17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 — 20; 5, 27—32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 —10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 — 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 — 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7—10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI — XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Первое соборное послание святого апостола Петра

Поделиться

1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.

Глава 4.

1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Думаю, что очень многие люди, которые имеют тяжёлые болезни, захотят поспорить с апостолом Петром. Да и многие священники тоже с ним не согласятся. Апостол пишет: «Страдающий плотию перестаёт грешить». Но и больные, и священники, которые по долгу службы имеют дело с самыми разными людьми, вряд ли согласятся с этим утверждением в полной мере. Более того, если послушать рассказы людей из паллиативных служб, то можно немало изумиться тому, какие грехи умудряются совершать их пациенты, зачастую это бывает какая-то невероятная и почти инфернальная квинтэссенция человеческой злобы.

Вряд ли апостол Пётр не знал о том, что, лишаясь возможности грешить с помощью тела, человек способен усугубить грехи другого рода — мелочность, раздражительность, коварство, недоверие и так далее, то, что можно назвать грехами не телесными, а духовными. Когда тело оказывается в немощи, то на первый план выходит совсем иное, то, что очень удобно маскировать всепоглощающим благодушием физически здорового человека.

Конечно, апостол Пётр обо всем этом знал не хуже нашего. Но он писал не про грехи вообще, он описывал конкретную ситуацию, ситуацию языческого мира, в котором нравственные нормы были — и есть! — весьма размыты. Апостол перечисляет то, что он имеет в виду, и говорит, что люди языческого мира жили «предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению», и несомненный факт, что всё это отходит на второй план, или же и вовсе отпадает тогда, когда тело подвергается болезням и страданию. Проповедовать Христову истину людям, которые погрязли в перечисленных апостолом Петром грехах, почти бесполезное занятие, они, будучи ослеплены и оглушены своими пороками, вряд ли смогут услышать и понять слова евангельского благовестия. Но тем не менее, апостол Пётр говорит здесь о проповеди мёртвым, многие толкователи понимают под мёртвыми как раз тех, кто в силу глубины своего телесного греховного падения не может услышать голос проповедника.

Одним из таких толкователей был Беда Достопочтенный, он писал: «Столь велика забота Божия, столь велика любовь, столь велико желание, чтобы мы были умерщвлены по плоти, но ожили духом, что даже и для тех, кто предался тяжким прегрешениям и по праву заслуживает смерти, а именно за похоти, пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение, Он велел благовествовать слово веры».

Но какой смысл обращаться к этой аудитории, если она не способна воспринять сказанное? А смысл, по мнению апостола Петра, таков: да, сейчас они не могут услышать, но если Бог попустит им впасть в болезнь, то они станут способны увидеть своё бедственное положение, и тогда услышанный ранее евангельский голос Христа Спасителя зазвучит в полную силу, ведь в состоянии тяжёлой болезни человек не только не способен совершать телесные грехи, он ещё и не может в полноте воспринимать новую информацию, но в нём начинает действовать услышанное ранее слово и накопленный ранее опыт, пусть и не осознаваемый до определённой поры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]