Псалом 134 «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа»


Псалом 134 читать:

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящiи во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени eго, яко добро; яко iакова избра себе Господь, Израиля в достоянiе себе; яко аз познах, яко велiй Господь, и Господь наш над всеми боги; вся, eлика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнiи в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ своих. Иже порази первенцы eгипeтскiя от человека до скота; посла знамeнiя и чудеса посреде тебe, eгипте, на фараона и на вся рабы eго. Иже порази языки многи и изби цари крепки; сиона царя аморрейска и ога царя васанска, и вся царствiя ханаанска; и даде землю их достоянiе, достоянiе Израилю людем своим. Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род; яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится. Iдоли язык сребро и злато, дела рук человеческих; уста имут, и не возглаголют; oчи имут, и не узрят; уши имут, и не услышат; ниже бо eсть дух во устех их. Подобни им да будут творящiи я и вси надеющiися на ня. Доме Израилев, благословите Господа; доме ааронь, благословите Господа; доме леиiин, благословите Господа; боящiися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сiона, живый во Iерусалиме.

Читаем Псалтирь. Псалмы 134-135

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 134-м и 135-м псалмах. Они имеют огромное значение не только для нашего домашнего пения, но и постоянно употребляются в богослужебном пении – эти псалмы соединяются во время полиелея.

134-й псалом имеет преднаписание: Аллилуиа, 134.

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. «Аллилуиа» и переводится как «хвалите Господа». Псалмопевец Давид всех призывает прославлять Господа за все Его великие благодеяния, которые Он совершает всему роду человеческому. Но особо он призывает к хвалению тех, кто считает себя рабами Господа, верными, которые служат Ему, стоят только на пути этого служения и совершенствуются в прославлении Господа.

Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Особое место указывает Псалмопевец, где мы должны прославлять Господа, – во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Особое значение имеет церковная молитва. Мы не раз поясняли слова Псалмопевца, который указывает место особой сугубой молитвы, где Господь слышит нас – не случайно Господь говорит: …где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Господь живет во храме, об этом свидетельствует и ветхозаветное Писание, и святые отцы говорят, что Господь избрал для Себя домом храм, где совершается Его Бескровная Жертва, поэтому сугубая молитва, конечно, должна совершаться в храме: там мы должны славословить и прославлять имя Божие и благодарить Господа за великие непрестанные благодеяния, которые Он совершает по отношению к каждому из нас.

Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро. Господь действительно Податель всех благих, что совершаются с нами. Он всегда подает нам добро, будучи Начальником благости и добра: от Бога не бывает никакого зла, более того, Бог Промыслом Своим всякое зло ко благу направляет. Господь очень много делает для каждого из нас, порой даже тогда, когда мы не просим Его, все равно Он участвует в нашей жизни и помогает нам. А когда мы посылаем Богу свои прошения, то Господь их исполняет. Некоторые говорят: «В моей жизни и так все хорошо: и работа есть, и дети не болеют, и достаток есть, и в семье мир». Но не надо забывать, что и это все – от Бога нам дается: если Господь Своею благодатью не будет нам помогать, не будет нас покрывать, то ничего доброго в нашей жизни не будет. Господь постоянно дает великую милость каждому, постоянно творит добро, и за это добро нужно благодарить Бога.

Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. И чтобы не быть голословным, здесь Псалмопевец говорит о благодеяниях, Господь конкретно явленных непосредственно Израилю и Своему избранному народу. Во-первых, Он дал ему истинное служение – не языческое, не идолам поклоняться, а служить Истинному Богу, и заботится затем об этом народе, как не заботился ни о каком другом живущем на этой земле: Он выбирает этот народ, выделяет его среди прочих, дает ему истинное богопочитание – общение не с бездушными идолами, но с Истинным Богом, Который (если ты живешь духовной жизнью) наполняет тебя, дает тебе свет в этой жизни. И Господь не просто дает тебе духовные блага, но, если мы всматриваемся в Ветхий Завет, Он устраивает жизнь ветхозаветного человека: Он его наказывает, при покаянии милует и защищает, дает суд за определенные поступки. Но Господь судит и тех, кто причиняет зло этому народу. И здесь Псалмопевец не просто призывает хвалить имя Господа, но говорит, что мы обязаны Господу, ибо Он заботится о нас, являет любовь каждому: столько дарит нам благого и доброго в этой жизни, что мы просто не имеем права не прославлять имя Божие.

Дальше весь псалом будет посвящен тому, что Псалмопевец будет предъявлять некие доказательства, как Господь помогал избранному народу, – он покажет в целом на народе, а если получает в целом народ, значит, и каждый человек получает благо, состояние, мир, Божьи водительство, поручительство и избавление, раз мы оказываемся членами этого общества или этого избранного народа. Когда мы говорим об избранном народе, мы всегда должны помнить, что есть Древний Израиль, а есть Израиль Новый – есть христианская Церковь, есть христианское общество, есть христианские государства. Мы и на своей жизни тоже параллельно можем проследить эти великие благодеяния и милости, которые Господь являет и нашему в том числе народу, и наказуя его, и через покаяние возвеличивая, и опять приводя его в трудное состояние, но не давая в обиду другим народам; Господь постоянно подчеркивает, что Он с нами, но в то же время лишает нас каких-то благодеяний – не потому, что хочет наказать нас, а видя, что мы не ценим то, что имеем: мы не ценим, значит, Господь больше этого не дает. Святые отцы говорят так: нет ничего хуже, как благотворить неблагодарному человеку. Если наше современное общество не благодарно Господу, значит, оно получает то, что получает. А если мы сможем быть благодарны Господу за Его великие благодеяния, то, конечно, Господь возвратит нам блага и будет радоваться вместе с нами нашей спокойной, размеренной и довольной жизни.

Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги – то есть «я вас не призываю к пустому славословию – я на себе испытал великую милость Бога и Его непрестанную заботу обо мне: у меня был трудный путь и много испытаний, много врагов, но я всех их победил с помощью Бога, ибо Господь стал моим Заступником и защитил меня, вывел меня из всех трудных обстояний». Почему мы должны верить Давиду? Он говорит: Яко аз познах. А что, другому человеку Господь не благодетельствует? Конечно, благодетельствует, но мы всегда обращаемся к примеру жизни святых – они особо почувствовали на себе это благодеяние, а самое главное, с благодарностью Богу восприняли это, ничего не приписав самим себе. Они четко расставили все по своим местам: где, когда Господь помог. Не то что «мне повезло», как мы говорим, или: «хороших людей нашли», или: «так обстоятельства сложились», или Глоба предсказал нам в этот день хороший астрологический прогноз. Нет, конечно же. Все от Господа. Святые это видят, чувствуют и на это прямо указывают. Поэтому Давид говорит: Яко аз познах. Что познал? Яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги – наш Господь велик, Он настоящий и Он над всеми богами: нет бога, который был бы выше нашего Бога. А те, которым вы поклоняетесь, языческие боги – идолы бездушные, демоны, которые приняли этот образ. Выше нашего Бога нет никого и надо служить Истинному Богу, Творцу Неба и земли.

И далее Псалмопевец продолжает эту мысль: Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах – се, что Господь восхотел, Он и сотворил на Небе и на земле. Мы видим светила небесные, мы видим, что Господь на земле сотворил, – какая радость, премудрость, сила в этом! Как все взаимосвязано – и прекрасные, замечательные законы вложены в эту жизнь, в эту природу: нет ничего бессмысленного и хаотичного, и мы познаем этот мир, познавая Бога и законы, которые Господь вложил в эту жизнь. Если было бы хаотично, никакая наука не смогла бы развиваться, она началась и тут же закончилась бы: невозможно было бы узнать, что за чем идет, от чего, почему и как происходит, из чего вытекает и к чему приходит. Но великий разум Божий вложен в природу, и она имеет законы, она имеет порядок. Поэтому и развивается наука – она познает Божественный мир и природу, которую Господь дал человеку. В морях и во всех безднах. В морях тоже особый прекрасный мир: и животный мир, и рыбы, и растения, и кораллы. Все настолько удивительно и красиво, что когда ты попадаешь в море, смотришь и думаешь: «Господи, какая же красота! Как глаз радует!» А там своя жизнь, свои законы – все развивается не хаотично, а по законам, Господом вложенным в этот мир. И во всех безднах. Псалмопевец говорит о безднах, о земле, а что под землею? В те времена Псалмопевец еще не знал, что там есть нефть, газ, различные природные ископаемые, которые сегодня формируют экономику, – Господь позаботился и о нашем безумном веке, где будет такой материальный и технический прогресс, чтобы человеку было интересно жить и в наше время пытливого ума и достижений науки.

Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих – тоже великая глубина! Как же не видеть Премудрость Божию, когда от недр земли, от последних земли (последние земли, как говорят святые отцы, – это водные источники, моря, океаны, которые окружают землю) вода поднимается к небу, образуя облака, затем из облаков вода истекает, орошая и наполняя прохладой и водой всю землю. Нельзя не восхищаться, как перед дождем сверкает молния и бывает гром. Мы до сих пор не знаем, как сочетаются молния, иссекающая огонь, но не иссушающая облака, и облака, которые не покрывают молнию и не тушат этот огонь: мы можем все это рассказать, а как, почему это происходит – не знаем. Мы можем описать законы природы, мы можем сказать, откуда берется ветер; откуда, правда, мы не знаем, но как он берется, мы можем описать – мы можем сказать про атлантический ветер или что какой-то циклон идет, а откуда все это берется и почему именно происходит, мы не можем сказать: все это от сокровищ Своих Господь берет, ведь Он повелевает ветрам. Если мы не можем ветер остановить, не можем циклоны перенаправить, то Господь – пожалуйста: когда Он проповедовал на земле, Он одним Своим Божественным словом останавливал ветер, укрощал бури, ведь это все в руках Божиих – все находится в сокровищнице Самого Бога, Отца нашего Небесного. И за это мы должны хвалить и прославлять Его.

А за что еще мы должны прославлять Бога? Далее говорит Псалмопевец: Иже порази первенцы Египетския от человека до скота. Посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы eго. Как не благодарить Господа, если Господь весь народ выводит из Египетского плена, и посмотрите, как чудно Он это делает: Он поразил первенцы Египетския, наказал разными казнями египтян, от фараона до раба, чтобы израильский народ мог выйти из плена египетского. И сегодня Господь избавляет нас от этого фараона – врага рода человеческого, демона, который хочет причинить нам огромное зло, хочет нас всех в рабстве держать, но Господь и поныне заботится о каждом из нас.

Иже порази языки многи и изби цари крепки. После Вавилонского пленения многие народы встретились на пути, и разные цари сильные, и Господь всех поразил – дал силы израильскому народу, что он победил их, хотя народ испытывал большие трудности и ходил по пустыне, не имея возможности вооружить свою армию, накормить ее досыта. Но Господь дает силы этому народу, и он побеждает. Кого?

Об этом далее пишет Псалмопевец: Сиона, царя Аморрейска, и Ога, царя Васанска, и вся царствия Ханаанска. Царь Аморрейский имел огромное войско, был очень богат и силен, и с ним не каждый мог сравниться. Ог, царь Васанский, был буквально исполином, был сильный, крепкий, спал на металлической, железной кровати, то есть был такой силы, что с ним боялись сразиться. Господь же дал победу Израилю и над этими царями, хотя и силы были не равны, и не было их богатств и возможностей, и силы войска такой не было, но Господь дал возможность поразить их, ибо с ними был Бог, а эти цари воевали без Бога.

И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. Всех поразили, и вся царствия Ханаанска. Царство Ханаанское находилось в пределах Палестины, и их победили. Разные царства жили своими народностями, но Господь дал победить их, и всю землю, которую обещал, Обетованную Землю, Он отдал израильскому народу.

Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род. Как Тебя, Господи, не прославлять? Ты заботишься о нашем народе, Ты дал нашему народу такую победу! Мы увидели исполнение Твоих слов: слова Твои – истина. Как об этом не помнить в род и род? Нужно быть самым неблагодарным человеком, если обо всем этом забыть. Если забыть Тебе поклоняться, забыть прославлять, какой смысл жизни на земле? Давид обращается сегодня и к каждому из нас – каждый из нас должен вместе с Давидом сказать: Господи, имя Твое в век и память Твоя в род и род – мы никогда, Господи, не забудем Твою милость, которую Ты явил всем нам и всему роду человеческому.

Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится – Господь будет судить людей Своих, а когда они будут каяться, будет прощать их и давать милость. Но Он будет судить и врагов, которые будут причинять вред народу, избранному Господом, – как народу израильскому, так и народу Нового Израиля – христианам.

Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Здесь напоминает Псалмопевец, что все идолы из злата и серебра – это дело рук человеческих, но не такие изображения наши, христианские, говорит Иоанн Златоуст: наши христианские изображения святых возводят нас к Первообразу – мы прославляем тех, кто прославлял Господа, славим тех, кто показал свое истинное житие. Это не те идолы, которые не существовали, вымысел человеческий. Наши образы возводят к Первообразу, а он говорит о своем служении, о святости, к которой они стремились. В то же время идолом сейчас может быть серебро и золото – наша материальная жизнь может похитить нас от Господа. Если мы не язычники, неоязычники, то должны быть осторожны, особенно детей предупреждать, чтобы они не впали в эту ересь: материальная жизнь становится для некоторых религией – служением всей жизни и целью жизни. Об этом тоже говорит нам Псалмопевец. А как мы можем служить идолам?

Уста имут, и не возлаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Псалмопевец как бы укоряет: кому вы служите? Тем, кто не имеет ни ушей, ни очей, которые духа в себе не имеют, бездушным существам, которых вы сами придумали, служите?

Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня – он говорит: «Вы надеетесь на них, служите им, и вы будете им подобны – так же бездушны, безумны, бесчеловечны, станете такими же неживыми существами: кто кому служит, от того и набирается. Служим идолам – набираемся этой жесткости, черствости, бездушия. Как наши предки были жестокими, уничтожали всех и вся, и для них не было никаких законов, никаких принципов, так и здесь: если человек служит идолам, то он таким и становится. Служишь Христу – одухотворяешься Духом Христовым и любовью Христовой, ведь Бог наш есть Любовь.

Доме Израилев, благословите Господа, доме Ааронь, благословите Господа, доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Всех призвал благословлять Господа – и священников, и левитов, диаконов, которые прислуживали при церкви, и простых людей, боящихся Господа: все благословляйте Господа, ведь каждый благословляет согласно своему положению. Одно благословение – священническое и другое благословение – человеческое, но каждого, весь народ, все сословия без исключения он призывает благодарить Господа за Его непрестанные благодеяния.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Почему от Сиона? Верили древние евреи, что Бог живет только на Сионе и только в Иерусалиме. На самом деле мы знаем, что Бог везде и всюду, и можно Ему поклонятся, благодарить и прославлять Его на всяком месте. Но выше всего – во дворех дому Бога нашего: в храме Господнем, где Господь указал место для нашей молитвы и где Он Сам будет присутствовать с нами и помогать нам в наших нуждах и в наших потребностях.

***

Псалом 135-й подобен псалму 134-му. Он тоже начинается удивительными словами прославления Бога. Поэтому мы и поем на полиелее, соединяя эти два псалма. Этот псалом также призывает нас прославлять Господа, благодарить Его.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Каждая строчка, каждый стих этого псалма заканчивается именно такими же словами: яко в век милость Его – ибо Господь творит добро по отношению к роду человеческому, Он всегда делает для нас милость, снисхождение, и призывает, чтобы и мы с вами были таковыми. Почему в каждой строчке: яко в век милость Его? Бог никогда не устает, говорят святые отцы. Мы можем заболеть, обнищать, не иметь за душой копейки, чтобы сотворить какую-то милость, сделать добро, но Бог это делает непрестанно. Поэтому этот псалом соединен с предыдущим псалмом той же мыслью и почти такие же слова говорит здесь Псалмопевец.

Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Мы опять возвращаемся к тому, что Псалмопевец видит милость Бога в том, что Он так премудро сотворил весь этот мир — так устроил день, ночь, дал светило и наполнил светило тем необходимым, чтобы солнце было обращено лучами вниз. «А куда же оно должно быть обращено лучами?» – спросите вы. Зажгите лучину, свечу: куда огонь идет? Огонь всегда идет вверх. А солнце огненное направляет свои лучи вниз, освещая землю. Видите, как удивительно и промыслительно творит Господь…

Поразившему Египта с первенцы eго, яко в век милость Его. И изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. Опять Псалмопевец говорит: смотрите, какая милость Божия, каким чудным образом Он вывел Израиль… Здесь Псалмопевец повторяет то, что говорил в предыдущем псалме: благословляйте Господа, потому что Господь являет великие благодеяния ко всему роду человеческому. Дальше – такие же перечисления, как в предыдущем псалме:

И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его. И Ога, царя Васанска, яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Удивительные слова Псалмопевец добавляет еще в этом псалме, что во смирении нашем: Господь милует не за праведность нашу, а за то, что в смирении они переносили скорби свои. Господь видел, как они это наказание переносят со смирением, и за это дал им милость Свою.

Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Действительно, Господь дает пищу всякому человеку. Здесь мы можем расширить и сказать не только об избранном народе, но и в целом обо всех людях: не только избранному народу, но и всем живущим на земле Господь дает пищу. Не только праведникам, но и грешникам. Не только человеку, но и всему животному миру. И никого Господь не оставляет Своей милостью и Своей любовью. Он на всех дождит, и на всех светит солнце. И никакие причины нашей земной природы не могут помешать этой великой любви нашего Господа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Псалом заканчивается вот такими замечательными словами: Богу Небесному. Псалмопевец показывает, что наш Бог – это не идол, живущий на земле, а Бог, Который на Небесах, Который Свое Небесное через Христа делает уделом для каждого из нас: Господь взошел на Небо, чтобы уготовить там, у Отца Небесного, для каждого из нас обители. Вот за это надо благодарить и прославлять Бога: Он, живя на Небе, не забывает о человеке, живущем на земле.

Записала Нина Кирсанова

Псалом 134 на русском:

Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою. Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его, поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род. Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится. Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа. Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!

Толкование

  • Стих 1-4. Автору важно понять, как иудеи относятся к Богу. Он призывает их молиться как можно чаще, ведь от этого зависит благоденствие. Для народа важно совершать обряд молитвословия каждый день во славу Его.
  • Стих 5-8. Могущество Бога распространено не только по тверди земной, но и в морях. Для Всевышнего важна вера в него. Если вера сильна, Господь услышит молитву и обязательно откликнется на нее. Если же вера слаба, то Он просто не услышит просьбы. Евреи не должны считать, что они выше Него. Творец их покровитель.
  • Стих 9-12. Автор рассказывает историю Израиля с момента основания до момента разрушения и восстановления. Псалмопевец будто заново переживает эти события с трепетом в сердце. Ведь история государства не всегда была плохой. Счастливые моменты тоже встречались.
  • Стих 13-14. Могущество Творца нельзя описать словами. В пророческой форме автор повествует о чудесах Его и о том, как они влияли на историю.
  • Стих 15-18. Здесь упоминаются иные боги, которым поклоняются люди. Автор называет их бессильными, потому что сделаны они по человеческому образу. В то время как человек создан по образу и подобию Божьему.
  • Стих 19-21. Господь нуждается в молитвах, поэтому автор призывает молиться не только иудеев, но и других людей, которые готовы принять Бога в свое сердце.

134:1 Аллилуия. Еврейское слово Гиллел, означающее «хвалите Бога», в этом слове употреблено в краткой форме имя Бога «Иегова»: «хвалите Иаг» — означает слово «Аллилуия» . Хвалите имя Господне, Хвалить имя Бога не означает хвалить сочетание букв в имени Его. Но означает хвалить Бога, носящего это имя — как Бога, дающего становиться всему, чему надлежит быть в Его мироздании. Всем, кто не признаёт это имя Бога — будет трудно исполнить пожелание певца хвалить Бога Иегову.

хвалите, рабы Господни, Певец знает, что хвалить имя господа могут только рабы Его, ибо только рабы Бога и знают имя это, и понимают, что означает хвалить Его.

134:2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Певец также знает устройство храма с дворами и то, что храм Бога наполнен разными поклонниками: и теми, кто стоит непосредственно в Доме Бога и внутреннем дворе храма — это священническое колено Левия. И теми, кто наполняет внешний двор храма: народ Иеговы, живущий в земных наделах своих. И те и другие — знают, как хвалить Бога Иегову, и те и другие желают быть рабами Ему, во всём послушными слову Бога.

134:3,4 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, Для поклонников Бога хвалить и петь Богу с именем Иаг — сладостно. Почему?

Потому что Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою. Сама мысль о том, что среди всех народов Бог избрал Себе в народ потомков Израиля — как мёд по сердцу разливается

134:5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Познать — это не просто знать теорию о величии Господа. Это означает на практике, в жизни своей и на собственном опыте убедиться в том, что это так, испытывая на себе действие Божьего величия и могущества. Израиль испытал величие Бога своего при выходе из Египта, когда Он показал преимущество силы Своей над всеми богами Египта (Исх.12:12 )

134:6,7 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; 7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

Певец знает о способностях и возможностях Творца всего мироздания — в отличие от знаний о Боге других народов. Женевская

: согласно теологическим воззрениям хананеев (и отступникам из числа израильтян), над дождями и молниями властвовал верховный бог хананейского пантеона Ваал.

134:8,9 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, 9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его 10 казней для богов Египта были мощным свидетельством могущества Бога Израиля. Однако, поражение первенцев Египта было, пожалуй, самым впечатляющим событием на земле после Ноева потопа.

134:10,11 поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские; Бог , выводя Свой народ из рабства и направляя их в землю обетованную — расчищал им путь и облегчал его, помогая преодолевать сопротивления народов, встречавшихся на их пути к Иордану. Сигон и Ог — это ханаанские цари, которых пришлось уничтожить, когда Моисей вел народ Иеговы через пустыню в землю обетованную (Чис. 21:21-35).

134:12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Земля Палестины (Ханаанская) была отдана в наследие потомкам Авраама, как и было обещано ему.

134:13,14 Господи! имя Твое вовек; Господи! Имя Бога, дающего становиться всему, что он запланировал — вовеки не забудется и не изменится. Он был, есть и будет Богом великих намерений вовеки. память о Тебе в род и род.

Вовеки будут знать этого Бога люди всей земли, не только Израиль, и помнить будут о великих делах Его в отличие от забывчивых потомков Иакова.

14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится. Милость Господа к Своему народу и к рабам Своим проявится и на всеобщем Его суде над нечестивыми всей земли: все, кто не признает в нём Бога великих намерений — не смогут воспользоваться милосердием Бога, милующего всякого, кто принял Христа Его.

134:15-17 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: 16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; 17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

Очень тонко подмечена бесполезность надежды на идолов, изображающих богов языческих: изваяния мертвы, бездыханны, хотя и выглядят как живые человеки с ушами, глазами и устами.

134:18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. Также мертвы будут и все, кто пренебрегает живущим Богом Израиля и отдаёт предпочтения бесполезным игрушкам — изделиям собственных рук. Даже если все почитатели идолов и выглядят пока что живыми людьми, то духовно они уже мертвы, а вслед за духовной смертью неотступно следует и физическая смерть.

134:19,20 Дом Израилев! благословите Господа Певец призывает весь народ Иеговы прославлять Господа, однако выделяет в нём три особые группы:

Дом Ааронов! благословите Господа. Первая группа — это помазанные священники, из которых призывался первосвященник для священнодействия в Святом-Святых

Дом Левиин! благословите Господа. Вторая группа — это верные помощники священства, колено помазанных на служение Богу при храме Его, из которых было избрано священство. Иногда левиты также призывались к исполнению священнических обязанностей (2Прлпмн.29:34, 35:14, 1Прлпмн.23:3,4

Боящиеся Господа! благословите Господа. Третья группа — это все остальные в Израиле и прозелиты, кто поклонялся Иегове и желал служить Ему.

134:21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия! Певец направляет благословения Богу, живущему в Иерусалиме -именно Богу Израиля, имя которому Иегова. Других Творцов мироздания просто нет. Потому и заканчивает песнь свою словами «Хвалите Иаг!»

Рекомендации

  1. Параллельная латынь / английский Псалтырь / 133 (134) В архиве 7 мая 2022 года в Wayback Machine Mediumist.net
  2. Самет, Рав Эльханан (2018). «Шиур № 08: Псалом 117 -« Слава Господу, все народы », кратчайший псалом в книге Техилим». Иешиват Хар-Эцион. Получено 13 сентября 2022.
  3. Псалом 134
  4. Генри, Мэтью. «Псалом 134». Инструменты для изучения Библии. Получено 13 сентября 2022.
  5. Иерусалимская Библия (1966 г.), сноска к Псалму 134.
  6. «Сокровищница Давида Чарльза Х. Сперджена: Псалом 134». christianity.com. 2022 г.. Получено 13 сентября 2022.
  7. «Мидраш Техиллим / Псалом 134» (PDF). matsati.com. Октябрь 2012. с. 1. Получено 15 сентября 2022.
  8. Гелбард, Шемуэль Пиннас (1998). Обряд и разум: 1050 еврейских обычаев и их источники
    .
    1
    . Feldheim Publishers. п. 82. ISBN 9780873068895 .
  9. Нульман, Мэйси (1996). Энциклопедия еврейской молитвы: ашкеназские и сефардские обряды
    . Джейсон Аронсон. п. 303. ISBN 1461631246 .
  10. ^ аб
    Браунер, Реувен (2013). «Шимуш Песуким: Полный указатель литургического и церемониального использования библейских стихов и отрывков» (PDF) (2-е изд.). п. 49.
  11. «Общий». DailyTehillim.com. Получено 13 сентября 2022.
  12. Берковиц, Адена К .; Haut, Ривка (2007). Шаарей Симха: врата радости
    . Издательство «КТАВ» с. 36. ISBN 9780881259667 .
  13. Саттон, раввин Авраам (2018). Бресловский Сидур: Шаббат / Йом Тов
    . Бресловский научно-исследовательский институтС. 184–185. ISBN 978-1-928822-84-4
  14. «Псалмодий святого Бенедикта». Университет Торонто. Получено 21 октября 2022.
  15. «Псалом 134 — ChoralWiki». www0.cpdl.org
    . Получено 22 февраля 2022.
  16. «Тексты 2004 г. (Раздел: Песни)». Церковь Ирландии
    .
  17. «Придите, все рабы Господни». hymnary.org
    . Получено 13 сентября 2022.
  18. Бесплатные партитуры Ecce nunc benedicite (Tomás Luis de Victoria) в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
  19. «Laudent Deum: Духовная музыка Орланда де Лассю» (PDF). Chandos Records. 2011. с. 10. Получено 16 сентября 2022.
  20. Бесплатные партитуры Ecce nunc benedicite Dominum (Орландо ди Лассо) в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
  21. Вся книга псалмов (разное): Очки на Проект международной музыкальной библиотеки
  22. Псалом 134: Бесплатные оценки в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
  23. Бесплатные оценки Се, теперь хвала Господу (Бенджамин Роджерс) в Хоровая общественная библиотека (ChoralWiki)
  24. Медитация на Псалом 134 (Хилл, Малкольм): Очки на Проект международной музыкальной библиотеки

Когда читается Псалом 134. Ключевые ситуации

Не совсем верно все делить условно, и твердо разграничивать. Однако 134 Псалом наиболее применим при:

⭕ Молитва зачитывается для благодарности и хвалы Господа.

⭕ Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

⭕ Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

⭕ Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

Текст

Версия Библии на иврите

Ниже приводится текст Псалма 134 на иврите:

Стихиврит
1שִׁ֗יר הַֽמַּֽ֫עֲל֥וֹת הִנֵּ֚ה | בָֽרֲכ֣וּ אֶת־יְ֖הֹוָה כָּל־עַבְדֵ֣י יְהֹוָ֑ה הָֽעֹמְדִ֥ים בְּבֵית־יְ֜הֹוָ֗ה בַּלֵּילֽוֹת
2שְׂאֽוּ־יְדֵכֶ֥ם קֹ֑דֶשׁ וּ֜בָֽרְכוּ אֶת־יְהֹוָֽה
3יְבָרֶכְךָ֣ יְ֖הֹוָה מִצִּיּ֑וֹן עֹ֜שֵׂ֗ה שָׁמַ֥יִם וָאָֽרֶץ

Версия короля Джеймса

  1. Вот, благослови вы LЗАКАЗАТЬ, все вы, слуги LЗАКАЗАТЬ, которые ночью стоят в доме ЛЗАКАЗАТЬ.
  2. Поднимите руки в святилище и благословите LЗАКАЗАТЬ.
  3. LЗАКАЗАТЬ Который заставил небо и землю благословить тебя от Сиона.

Фон и темы

В Новая версия короля Джеймса этот псалом озаглавлен «Ночью славить Господа в доме Его».[3]Нонконформист министр Мэтью Генри отмечает, что, как последняя из Песен восхождения, этот псалом служит подходящим завершением пения всех Песен восхождения в Храм в Иерусалиме который происходил днем, поскольку он призывает «служителей продолжать свою работу ночью, когда торжества дня закончились». Псалом также можно интерпретировать как «диалог», поскольку священники и Левиты служившим в Храме в стихах 1 и 2 предписывается проводить время в ночное дежурство в актах преданности, а не в светской беседе; и в стихе 3 этим преданным предлагается молиться за того, кто повелел им в стихе 1 — либо за Первосвященник или капитан ночной стражи.[4] Примечание в Иерусалимская Библия предполагает, что в диалоге участвуют паломники и храмовые служители.[5] По аналогии, Баптист проповедник Чарльз Сперджен утверждает, что стих 1 читался праздничными паломниками, покидающими храм в предрассветной тьме; увидев стражей с лампадами на стене храма, они попрощались с верными хранителями святилища. В свою очередь, в стихе 3 священники взывают к своему собственному благословению для уходящих паломников. Сперджен экстраполирует из этого необходимость для прихожан молиться за тех, кто служит им, и за министры произносить благословения на свои собрания.[6]

В Мидраш Техиллим связывает содержание этого псалма с несколькими еврейскими обычаями. Раввин Йоханан говорит, что «слуги Господа, которые стоят в доме Господнем ночью», упомянутые в стихе 1, относятся к тем, кто занимается ночным временем. Изучение Торы, который Бог рассматривает в том же свете, «как если бы они занимались служением священника в доме Господнем». Мидраш связывает поднятие рук для подготовки к благословению Господа в стихе 2 с практикой поднятия чаши с вином обеими руками для произнесения молитвы. Биркат Хамазон (Благодать после еды). Мидраш далее связывает этот стих с Священническое благословение, как говорит раввин Симеон бен Пацци, Коэн кто не ритуально мыл руки не может поднять их, чтобы призвать Священническое Благословение.[7]

В Зоар также объясняет, что стих 2 относится к коханим (члены еврейского священнического сословия), которые дарят Священническое благословение общине в синагога с поднятыми руками. Перед тем как произнести благословение, коханы должны ритуально вымыть руки. Сами они этого не делают; скорее, мытье рук выполняется членами левитский класс, «которые сами святы». Если левита нет в синагоге, первенец льет воду, так как его тоже называют «святым».[8]

Музыкальные настройки

Среди гимнов, основанных на 134-м псалме, есть «Приидите, все рабы Господни», Арло Д. Дуба написал в 1984 году на мелодию Старый сотый.[17]

Томас Луис де Виктория установить псалом на латыни, Ecce nunc benedicite

, для двойного хора.[18] Фламандский композитор Орланде де Лассус написал мотет
Ecce nunc benedicite Dominum
на семь голосов а капелла, используя широкий диапазон от низкого баса до очень высокого сопрано.[19][20]

Джон Доуланд предоставил в коллекцию настройку на английском языке «Behold and have due» Вся книга псалмов

с произведениями десяти композиторов, опубликованными в 1592 году Томасом Эсте.[21][22]Бенджамин Роджерс установить версию на английском Книга общей молитвы,
Вот, теперь хвалите Господа
, для хора а капелла XVII века.[23] Малкольм Хилл написал на английском языке для смешанного хора и органа в 1996 году под названием
Медитация на Псалом 134
.[24]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]