В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феофилакт и фамилией Курьянов.
Архиепископ Феофилакт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архиепископ Феофилакт в Иоанновском монастыре. 14 июня 2016 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
c 22 марта 2011 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь: | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник: | Мефодий (Абрамкин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография
Родился в Грозном в семье военных: «Воспитывался в казачьей семье, где всегда особо чтились православные традиции, поэтому в православии я был с самого раннего возраста». В 1991 году окончил среднюю школу.
5 апреля 1994 года, митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном, был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля епископом Верейским Евгением был рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года — в иеромонашеский сан.
В 1996 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в посёлке Рыздвяный Ставропольского края.
В 2000 году поступил в Институт Дружбы Народов Кавказа в городе Ставрополь, который окончил в 2004 году по специальности «Психология». В апреле 2001 года был возведён в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Никольского храма города Изобильного.
В 2003 году для продолжения духовного образования он поступил на заочное отделение Московской Духовной академии.
С декабря 2004 года нёс послушание секретаря Ставропольского архиерея.
Архиерей
19 июля 2006 года Священный Синод избрал архимандрита Феофилакта епископом Магнитогорским, викарием Челябинской епархии[2].
28 августа 2006 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Алексием II возведён в сан архимандрита.
22 сентября 2006 был наречён во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.[3]
24 сентября 2006 года в Храме Христа Спасителя состоялась его епископская хиротония, которую совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), епископ Филипопольский Нифон (Сайкали) (Антиохийский Патриархат), епиископ Красногорский Савва (Волков), епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), епископ Ейский Тихон (Лобковский)[4].
После кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, 11 августа 2008 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Феофилакт был назначен временно управляющим Курганской епархией.[5]
6 октября 2008 года решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане[6].
31 марта 2009 года решением Священного Синода епископ Феофилакт назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркменистане.[7]
22 марта 2011 года переведён на новообразованную Пятигорскую и Черкесскую кафедру[8].
Решением Священного синода от 16 марта 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря города Лермонтова Ставропольского края[9].
1 февраля 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя во внимание к усердным трудам был возведён в сан архиепископа.[10]
4 февраля 2016 года в связи с болезнью архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы (Остапенко) назначен временно управляющим Владикавказской епархией.[11]
Житие Святителя Феофилакта (Губина), Епископа Ставропольского и Екатеринодарского
От рождения до окончания Академии От окончания Академии до прибытия в Ставрополь На Ставропольской кафедре Кончина и погребение Угодник Божий Поминайте наставников ваших Тропарь Святителю Феофилакту, Епископу Ставропольскому Кондак Святителю Феофилакту, Епископу Ставропльскому Полтора столетия тому назад (11 мая 1872 года) почил в кафедральном граде Ставрополе Преосвященный Феофилакт, четвертый со времени основания Кавказской (Ставропольской) Епархии Епископ Кавказский и Черноморский (с 1866 года — Кавказский и Екатеринодарский). Замечательная деятельность на благо Кавказской паствы по праву доставила Преосвященному Феофилакту видное, славное место в ряду других Кавказских иерархов, и издавна ставропольская паства обращается к Святителю с молитвой о благодатной помощи и предстательстве пред Господом.
От рождения до окончания Академии
Будущий Святитель родился в марте 1818 года в семье диакона села Маковцы Тарусского уезда Калужской губернии Димитрия Губина и во Святом Крещении был наречен Феодором. С детских лет он воспитывался в строго религиозном духе. Отец Феодора Губина был строгим постником, человек аскетического образа жизни. По воспоминаниям Преосвященного Феофилакта, отец, несмотря на семейность и жизнь в миру, редко вкушал мясо, не пил вина, а более всего любил проводить время в хозяйственных трудах или в чтении житий святых.
Благочестие было отличительной чертой всей семьи. Родной брат Феодора принял впоследствии монашество и стал архимандритом. Старшая сестра (крестная мать его), вынянчившая святителя Феофилакта, тоже стала монахиней.
По бедности родителей, мальчиком Феодор вел жизнь, полную лишения и нужды. `Нас не нежили родители наши, — вспоминал позже владыка Феофилакт. — В семинарском товариществе у нас не много было счастливцев, которые бы под праздники Рождества Христова, особенно же Святой Пасхи, и на летние каникулы могли рассчитывать на присылаемые за ними кем-либо одноконные тележонки из дома, эта роскошь была уделом немногих. Палку в руки, краюху за пазуху — и в путь на своих ногах. Так обыкновенно хаживал и я, и до времени все было благополучно и выгодно: и находишься, и не отрываешь от дела лошади и работника.
Вот на 20-м году моей жизни, когда я уже был на богословском классе, захотелось мне побывать дома на Святую Пасху, чтобы провести этот праздник в родной семье и отвести душу, как говорили тогда, кусочком получше. Не думая долго, по обыкновению отправился я в путь и на этот раз пешком же. Был апрель, освобожденная от снега земля стала оттаивать, растворяться, дорога была грязная, ходьба трудная, от движения там и сям пробивался у меня пот на теле. Вот подхожу к небольшой реке. В обыкновенное время река едва заметно струиться по руслу, но на ту пору водополья, она разыгралась, вышла из берегов, а между тем моста или переправы на ней не было. Думаю: Что делать? Сбросил с себя одежду верхнюю и нижнюю, завязал ее на узел и в этом положении, поддерживая узел одной рукой над головой, пустился прямо вплавь через реку. Переплыл благополучно, но дальше что! Пока на другом берегу одевался и обувался, я почувствовал тогда же сильную дрожь в теле, от которой не мог освободиться на всем дальнейшем пути до родительского дома`.
Этот дорожный эпизод сыграл роковую роль в жизни юноши-семинариста, вызвав у него заболевание туберкулезом легких. Развитию этой болезни способствовали материальные лишения и напряженные занятия в стенах Калужской духовной семинарии, которую он окончил первым по успехам.
С высшей ученой степенью магистра богословия был им закончен курс Московской Духовной Академии. Тут 26 лет, 8 марта 1842 г., еще студентом, принял монашество с именем Феофилакт в честь святителя Феофилакта, епископа Никомидийского.
Один из однокурсников Владыки вспоминал: `И до иночества он был среди нас иной человек — сосредоточенный, всегда воздержан и до того богомолен, что не только не опускал обязательных служб в воскресные и праздничные дни, но почти ежедневно посещал вечерние службы, особенно же при мощах Преподобного Сергия`. 15 марта 1842 года инок Феофилакт был рукоположен в иеродиакона, а 28 июня — во иеромонаха.
От окончания Академии до прибытия в Ставрополь По окончании Академии, в 1842 году, иеромонах Феофилакт был назначен инспектором Олонецкой Духовной Семинарии и определен наставником по классам `Истолковательного чтения Священного Писания`, `Патристики`, `Священной герменевтики`, греческих и латинских отцов и греческих писателей. 22 ноября 1843 года иеромонах Феофилакт был возведен в степень магистра богословия, а 27 июля 1844 года на иеромонаха Феофилакта был возложен магистерский крест. С 1 августа по 11 ноября 1844 года он исполнял должность ректора Петрозаводских Духовных училищ. С 10 апреля того же года, по Высочайшему Указу, он был утвержден членом Петрозаводского тюремного губернского комитета.
3 мая 1850 года отец Феофилакт был назначен ректором Калужской Семинарии, профессором богословских наук с определением в настоятели Лихвинского Покровского монастыря. 14 мая 1850 года иеромонах Феофилакт возведен в сан архимандрита. 25 июля 1850 года архимандрит Феофилакт получил назначение благочинного мужских монастырей Калужской Епархии, а на следующий день был включен в члены Калужской Духовной Консистории.
С 1 декабря 1857 года архимандрит Феофилакт — ректор Волынской Духовной Семинарии, профессор богословских наук.
22 сентября 1860 года назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. Хиротонисан во епископа — 2 октября 1860 года в Санкт-Петербурге, в Исаакиевском соборе.
1 декабря 1862 года Владыка Феофилакт был назначен епископом Кавказским, и 10 февраля 1863 года прибыл в Кафедральный город Ставрополь.
На Ставропольской кафедре О прибытии Преосвященного Феофилакта в Ставрополь есть свидетельство видного кавказского деятеля В. Инсарского, писавшего 9 февраля 1863 г. отсюда жене: `Завтра ожидают прибытия нового архиерея`. Спустя некоторое время, 25 февраля он же сообщал: `Здесь за все это время ничего достопримечательного не происходило, если не считать таковым прибытия сюда из Новгорода нового архиерея Феофилакта, которого и я видел вчера за обедней`.
Владыка Феофилакт прибыл на Кавказ в ту пору, когда в епархиальной жизни тяжело давала себя знать происшедшее в 1845 г. отделение церквей Кавказского линейного казачьего войска в ведомство обер-священника Кавказской армии. В подчинении Кавказской епархии находились лишь приходы Черномории и сел Кавказской области. Сам кафедральный город Ставрополь окружался плотным кольцом казачьих станиц с `чужими` для епархии приходами Ставропольского казачества.
Вступив в управление вдовствовавшей полтора года епархией, Владыка Феофилакт первым делом занялся рассмотрением множества накопившихся в ожидании решения дел. Новый архиерей изумлял всех своим поразительным трудолюбием. Всякое дело, всякое прошение, как по епархиальному, так и по духовно-учебному ведомству, прочитывал он с полнейшим вниманием и разрешал, как того требовала справедливость и польза дела. Служившим при нем людям относиться к делу без должной ответственности было немыслимо. Оттого, наверное, уровень работы епархиальных учреждений — судебных, административных и духовно-учебного ведомства поднялся при нем весьма значительно: епархиальное судебное учреждение не знало ни одного обжалованного решения, которое в высшем духовном судилище не было бы признано разрешенным справедливо.
Преосвященный Феофилакт был весьма поглощен мыслью о благоустройстве Богом вверенной ему Кавказской епархии. Зачастую случалось, проснется ночью, вспомнит о каком-либо важном деле, зажигает свечу, чтобы карандашом записать на бумаге пришедшие мысли. И наутро для чиновников консистории уже готовы новые распоряжения Архипастыря. Особенно волновали его нерешенные дела, касающиеся священников. Владыка часто с сокрушением говорил: `Как же не поспешить! Ведь это не причетники, а священники. Они кормила, свет, соль своего прихода. Может быть, кормило то давно уже требует поправки, соль выдохлась и теряет свои свойства, а свет тускнеет, а мы ничего не делаем для предотвращения вреда и пресечения соблазна`.
Объезжая епархию, Владыка проводил, если не хватало времени дневного, то и ночные беседы с духовенством окрестных приходов. Несмотря на глубокую усталость, он удивительно вдохновенно говорил о высоком призвании пастыря, о его трудах, нуждах и скорбях. `Растрогается сам, растрогает и доведет до слез своих собеседников, — вспоминал один из участников таких встреч. — Могуче и тепло было его слово!`
На все просьбы поберечь слабое, пораженное тяжким недугом здоровье и не доводить себя до полного изнеможения, следовал всегда один и тот же ответ: `Нет, други, не так! Не таков я. Пока не во гробе, не выпущу своего жезла из рук`.
С большой радостью объявил он в 1866 г. в Крестовой церкви святого апостола Андрея Первозванного указ о назначении епархиальным духовно-учебным заведениям пособия от казны, что значительно укрепляло их материально. На надстройку второго этажа над флигелем духовного училища им было внесено 500 рублей из личных средств, и еще 500 рублей от архиерейского дома.
Очень огорчила его разбросанность и теснота помещений духовной семинарии, что неблагоприятно влияло на воспитательную работу в ней. Учебные помещения и общежитие находились в разбросанных по разным концам города частных домах. Впрочем, уже тогда, кавказские семинаристы, по своему духу выделялись от семинаристов России.
`Воспитанники Кавказской семинарии резко отличаются от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний России`, — писал ревизовавший семинарию в 1871 г. С. Керский. Эта разница, по его словам, вызывалась тремя факторами, влияющими на духовное развитие. `Это теплый южный климат, военная среда, в которой он вращается с юных лет, и положение его родной семьи`. Климатом объясняется его живой и подвижный темперамент. В военной среде он перенимает внешние манеры и заимствует понятия о правилах и требованиях общественной жизни. В родной семье образуются его симпатии. В воспитанниках кавказской семинарии нет, по утверждению Керского, — того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, которые обыкновенно вырабатывают тип бурсака. Напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее… Чувство чести — главный мотив их нравственных действий. Оно оберегает их от грубых пороков и исправляет от лени`.
Хотя при таких особенностях Кавказской духовной семинарии, немалая часть ее воспитанников и отвлекалась на военную и гражданскую службу в Кавказском крае, все же при Преосвященном Феофилакте епархия пополнилась большим числом образованных священников.
Не удалось ему лишь осуществить по недостатку средств замысел, выдвинутый первоначально еще Преосвященным Игнатием, об открытии в г. Ставрополе епархиального женского училища. Это удалось сделать только в 1875 г. его приемнику — епископу Герману.
Состоявшееся 30 июля 1867 г. царское соизволение о подчинении духовенства Кавказского линейного казачьего войска Кавказской епархии имело для нее огромные последствия. Указ Священного Синода по этому вопросу прибыл в г. Ставрополь 14 сентября 1867 года. `Слава и благодарение Богу, положившему конец войне кавказской и затем даровавшему возможность положить конец и разделению духовенства кавказского, так много порождавшему затруднений и недостатков!` — удовлетворенно писал об этом важнейшем событии владыка Феофилакт.
Преосвященный Феофилакт отличался редкой правдивостью, полным беспристрастием, внимательностью. Сказать правду он готов был всякому. К ближним, нуждающимся в помощи, он был милостив и сострадателен, тайно благотворил осиротелым семействам. В личной жизни Владыка был строгим постником, воздержником, молитвенником, и за строгий, аскетический образ жизни был очень почитаем паствой кавказской.
Особую заботу проявлял Владыка о строительстве новых храмов. При нем был построен самый большой в Кавказской Епархии Казанский собор в селе Новогригорьевском. В Иоанно-Мариинском монастыре были построены теплый зимний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (освящен Преосвященным Феофилактом 10 октября 1863 года), колокольня, каменная ограда; им же было совершено и первое пострижение в мантию инокинь этой обители.
В 1868 году Преосвященный Феофилакт писал игумении монастыря, советуя упорядочить занятия иконописью в обители. Исполняя совет Преосвященного Феофилакта, игумения Серафима решилась просить известного в то время в Ставропольской губерни художника-иконописца Миронова о уроках для сестер обители… Через два года опыты в этом искусстве достигли такого совершенства, что произведения кисти инокинь были признаны достойными занять место в храмах Иоанно-Маринской обители… Лучшие из икон, были преподнесены Кавказскими святителями в дар лицам царствующего дома. Особенной известностью, как художница, пользовалась монахиня Евграфа.
Заботами Владыки Феофилакта был построен второй этаж над флигилем духовного училища, возведены в Ставрополе два храма: Елизаветинский при Ставропольской женской гимназии Святой Александры и двухэтажный Софиевский. Предметом постоянной заботы Владыки была Екатерино-Лебяжья пустынь, куда, по представлению его, были назначены энергичные настоятели, которые руководили и определяли строительные и ремонтные работы. По проекту, утвержденному владыкой Феофилактом, был построен Казанский собор. Очень огорчала Владыку разбросанность и теснота помещений Ставропольской Духовной Семинарии, находившихся в разных частях города и в разных домах.
Заботясь о повышении нравственного облика духовенства, Владыка Феофилакт проводил назидательные беседы в Духовной Семинарии с преподавателями и студентами, с посещавшими Кафедральный город по служебным делам станичными и сельскими священниками. В этих поучениях большое внимание уделялось исповеди, как могущественному средству воспитания паствы в строгом, нравственном, православном духе.
Кончина и погребение
Владыка Феофилакт часто говорил: `Измерил я из конца в конец всю Россию, теперь некуда ехать дальше могилы`. Непомерные труды на Кавказской кафедре ускорили развитие болезни, поразившей его еще в юности. С осени 1871 года он все более физически слабел, стал испытывать затруднения в совершении Божественной Литургии, и если служил, то, большей частью, в Крестовой архиерейской церкви раннюю Литургию. На праздник Сретения Господня Владыка отслужил последнюю Божественную Литургию.
`Пора умирать, — говорил он близким людям, — так давно я уже болен, да и в роду моем дольше моих лет никто не жил`. Перед наступлением Светлого дня Пасхи Владыка с горечью произнес: `Страшно даже подумать, что в такой праздник архиерей будет не на своей кафедре в Крестовой церкви, а на одре болезни…` Но даже, несмотря на крайний упадок сил, Преосвященный Феофилакт строго соблюдал пост, совершал келейное молитвенное правило и вплоть до самого последнего часа, проявлял заботу о состоянии епархиальных дел. В день смерти, когда он уже не мог встать с постели, Владыка распорядился через келейника пришедшему к нему секретарю духовной консистории: `Пусть оставит бумаги, может быть, улучу минуту посмотреть`.
Последними словами святителя Феофилакта после соборования были: `Пришел для меня, други и братия, предел, его же не прейдешь, настал и час проститься с вами. По совести могу сказать, что всех вас я любил искренно за честное житие и труды, хотя и сознаюсь, что не всегда одинаков был с вами. Но и сего последнего можно было бы избежать, не будь я таким болезненным. Простите меня, кого из вас чем обидел, и молитесь за меня`.
11 мая 1872 года, в субботу второй седмицы по Пасхе, в 6 часов вечера, Преосвященный Феофилакт отошел ко Господу. 12-кратный мерный колокольный звон всех городских церквей возвестил о кончине Преосвященного епископа Ставропольского и Екатеринодарского Феофилакта. 13 мая тело почившего архипастыря было перенесено, под красный звон знаменитого кафедрального колокола и под пение торжественного пасхального канона и стихир, из архиерейского дома — в Казанский кафедральный собор.
15 мая Преосвященный Исаакий, викарий Кавказской Епархии, в сослужении сорока священников, совершил Божественную Литургию и погребение почившего Кавказского святителя. Погребен был Владыка под сводами подвального этажа Казанского кафедрального собора.
По поводу его погребения Преосвященный Иеремия, первый епископ Кавказский, писал в Ставрополь настоятельнице Иоанно-Мариинского монастыря игумении Серафиме, что Владыка Феофилакт, будучи четвертым епископом на Кавказской кафедре, первым сложил на ней свои честные останки, и, таким образом, даже после смерти пребывает неразлучно со своей паствой.
Кончина архипастыря Кавказского сопровождалась чудесным знамением: до дня его погребения на Кавказе стояла страшная засуха, но как только было совершено погребение, надвинулись тучи и прошел обильный дождь. Православные жители города Ставрополя дивились сему, определив в этом знамении явное свидетельство того, что почивший Архипастырь обрел благодать у Господа.
`Не пререкаю душам верующих, — говорил в надгробном слове протоиерей В.Розалиев, — потому что в глубине моей совести несомненно знаю, что мы похоронили в нем не только великого труженика на поприще высокого звания, но и полнейшего девственника…` `Мы и ныне, — продолжал он, — ввиду того, что прошло перед нашими глазами, можем смело и громко сказать, что Преосвященный Феофилакт не уронил дела Божия на Кавказе, и вполне убеждены, что беспристрастная история и будущее потомство отведут ему видное место в ряду Кавказских иерархов. Это был воистину светильник горящий и светящий, свет которого светился пред человеки, на всех степенях, на каких оставил его Промысел Вышний для свечения и горения; это был Архипастырь, неусыпные труды, добрые дела и высокие качества которого видела вся паства, и многие из среды ее, подражая ему, прославили тем и будут прославлять Отца нашего, иже на небесех`.
Угодник Божий
Преемник Преосвященного Феофилакта, епископ Герман, при вступлении 27 июля 1872 года на Ставропольскую кафедру, спустился в усыпальницу Кафедрального собора, чтобы поклониться Преосвященному Феофилакту. Все последующие годы на могиле служились панихиды, а в 1912 году, в 40-ю годовщину со дня блаженного преставления его, был поднят вопрос о канонизации.
В 1917 году, в дни грозных потрясений могила Владыки Феофилакта стала местом массового паломничества. Об этом писал священник Кафедрального собора Валентин Тихов настоятелю собора протоиерею Александру Яковенкову. Последний доложил Высокопреосвященнейшему Агафодору, архиепископу Кавказскому и Ставропольскому, и просил благословения на получение в консистории `шнурованной книги` для внесения в нее свидетельств о получении помощи по предстательству в Бозе почившего епископа Феофилакта.
9 апреля 1918 года архиепископ Агафадор наложил следующую резолюцию на рапорт протоиерея Александра Яковенкова: `Переписку эту консистория немедленно рассмотрит. Если найдет нужным, — вызовет в присуствие консистории священника Валентина Тихова и сделает ему нужные указания, ввиду заявления о.Тихова выдать книгу о.протоиерею собора для записи им заявлений о получении помощи по предстательству в Бозе почившего епископа Феофилакта`.
Книга эта по вполне понятным причинам (достаточно прочесть `Бесы русской революции` И.Сургучева) не была заведена, но факты, приведенные в рапорте священника Валентина Тихова, достойны самого серьезного внимания. Вот что он, в частности, писал: `Во исполнение Вашего предложения от 4 апреля сего года, долг имею почтительнейше доложить Вашему Высокопреподобию следующее:
К гробнице почивающего под Кафедральным собором святителя Феофилакта стали притекать богомольцы с весны 1917 г. Первыми, пожелавшими помолиться при гробе епископа, были монахини местного Иоанно-Мариинского женского монастыря, среди которых были мне известные монахини Херувима и Рафаила.. Служил им панихиду по епископу Феофилакту я. На мой вопрос: по какой причине они служат панихиду над могилой Святителя, они ответили, что у них пошли в монастыре разные нестроения, в особенности из-за игумении, поэтому они и пришли сюда помолиться у гроба святителя, так как слышали, что молитва при гробе этого Владыки успокаивает мятущиеся сердца и, вообще, действует умиротворяющим образом при возникновении всякого рода споров, ссор и несогласий.
Отслужившие эту панихиду монахини монастыря еще не один раз служили такие панихиды на могиле епископа Феофилакта; их споры и нестроения в монастыре улеглись, закончившись избранием новой игумении Нины, которая пришлась всем монахиням по сердцу. Чтобы проверить это, я 7-го апреля отправился в местный женский монастырь и там отобрал письменное показание лишь от монахини Рафаилы; что же касается монахини Херувимы, то таковой я не мог допросить за ее временным отсутствием из монастыря. Показания монахини Рафаилы вполне подтверждают факты, изложенные мною выше.
В мае месяце 1917 года ко мне заехала из Екатеринодара жена диакона Молчанова — бывшего моего псаломщика в ст.Рждественской, и в страшном горе поведала нам ( мне и моей жене ) печальное известие о смерти ее старшего сына Василия — офицера, убиенного в Персии. Известие это она получила по телеграфу от старшей сестры милосердия того госпиталя, где, якобы, умер ее сын Василий. Желая утешить плачущую мать, мы с женой посоветовали Молчановой отслужить панихиду по святителю Феофилакту на его могиле и, возможно, по примеру насельниц местного женского монастыря, ее горе также уврачуется — и она получит утешение. Диаконица исполнила наш совет; после панихиды успокоилась — и поехала в этот же день обратно домой, в Екатеринодар. Но тут ей почему-то сильно пожелалось заехать к своему свату в станицу Малеванную, Кубанской области; и какова же была ее беспримерная радость, когда она там увидела своего сына живым, хотя и сильно больным. Это внезапное появление ее сына, которого она считала уже умершим, ничем иным нельзя объяснить, как только результатом молитвенного ходатайства за него почившего святителя Феофилакта, на гробнице которого так усердно молилась родная мать о сыне. Показания от Молчановой за дальностию расстояния и прекращением почтовых сообщений с Екатеринодаром я не мог отобрать.
Летом прошлого года вдова потомственного почетного гражданина Ольга Никитична Меснянкина, проживающая в собственном доме по Мещанской улице, видела во сне, в полном архиерейском облачении, с митрой на голове, неизвестного ей святителя, в одной руке он держал свой посох, а в правой руке святой крест, которым и благословил Меснянкину молча, причем последняя поцеловала крест и проснулась. Рассказавши этот сон, бывшей у нее в этот день монахине местного монастыря Рафаиле, она, Меснянкина, по ее совету, служила в этот день панихиду на могиле епископа Феофилакта, и затем, когда та же монахиня принесла ей портрет епископа, признала в явившемся ей Святителе — святителя Феофилакта.
Жена титулярного советника Ольга Николаевна Фоменко, жившая по 1-й Ясеневской улице, 45, также свидетельствует, что, после служения панихид по епископу Феофилакту, она получала неоднократно облегчение в скорби.
Жена чиновника Мария Иосифовна Богатырева, живущая в собственном доме по 1-й Подгорной улице, 42, показывала, что она получила исцеление больной руки, когда стала мазать ее елеем из лампады, горящей над гробницей святителя Феофилакта.
Приведем свидетельство самой Марии Иосифовны Богатыревой: `Перед Крещением Господним в сем году (1918) я подколола себе руку, и вся рука разболелась так, что я не могла ею владеть: носила ее на перевязке и в шубу никогда не вдевала. Я обращалась к врачу Коноплеву, затем к Перекропову, но пользы от лекарств не получила. Доктор Перекропов сказал, что болезнь моя затяжная и не может поддаться скорому лечению. На первой Неделе Великого Поста я говела, и когда в четверг, 8 марта, служилась панихида над могилой епископа Феофилакта, я прикасалась больной рукой, во время служения панихиды, к гробнице Святителя, а также взяла масла из лампады, которая находится в усыпальнице над гробницей Преосвященного. Докторские лекарства я оставила употреблять, так как все это было на масленицу, а теперь, с 8 марта, стала мазать свою больную руку маслом, взятым из лампады Святителя. И вдруг моя рука стала постепенно выздоравливать. В настоящее время я почти выздоровела рукой: могу ею перекреститься… Могу даже ею брать легкие предметы. Свое выздоровление приписываю небесной помощи, посланной мне, грешной, по молитвам святителя Феофилакта. Свое показание я могу подтвердить и под присягой`.
Поминайте наставников ваших
В годы лихолетья, когда был варварски уничтожен Казанский Кафедральный собор, осквернена была и могила епископа Феофилакта. На месте собора разбили цветочные клумбы, и долгое время земля хранила то, что осталось от собора и усыпальницы Владыки. Но в 1990 году, при Ставропольском горсовете, был образован комитет по созданию заповедной зоны на Крепостной горе под председательством В.Гребенникова. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Гедеона, от Ставропольской епархии в комиссию вошел протоиерей Павел Самойленко. По инициативе и при непосредственном участии В.Гребенникова, летом 1991 года на месте Казанского Кафедрального собора начались раскопки, во время которых, в южной части склона была обнаружена гробница с останками святителя Феофилакта.
Епархиальный совет Ставропольской епархии, под председательством Митрополита Гедеона, заслушав сообщение Владыки Митрополита и подробный доклад В.Гребенникова, определил перенести честные останки епископа Феофилакта торжественно, Крестным ходом, от Соборной горы в Кафедральный собор Святого апостола Андрея Первозванного и установить гробницу с мощами Святителя на видном месте для почитания и поклонения, что и было совершено 17 ноября 1991 года. Впервые после 70-летия безбожия и атеизма по городу Ставрополю прошел торжественный Крестный ход от Соборной горы к Кафедральному собору Святого апостола Андрея Первозванного. Перед началом Крестного хода с мощами святителя Феофилакта Высокопреосвященнейший Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский, в сослужении множества духовенства, совершил заупокойную панихиду на месте обретения останков Святителя Божия. Затем Высокопреосвященнейший Гедеон возглавил Крестный ход, и останки Святителя были принесены в Кафедральный собор. В Крестном ходе принял участие губернатор края Е.С.Кузнецов.
В тот же день была видимо явлена Божия милость и благоволение: с утра было очень пасмурно и холодно, но как только Владыка Митрополит произнес начальный возглас панихиды, тучи мгновенно рассеялись, засияло солнце и сделалось тепло.
Честные останки святителя Феофилакта были установлены у Никольского придела Кафедрального собора. Над ними помещена икона святителя Феофилакта Никомидийского.
В 1994 году Епархиальная комиссия, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Гедеона, освидетельствовала останки и констатировала, что от мощей исходит легкий благоуханный запах и они пребывают нетленными. Комиссия представила на имя Митрополита соответствующий акт. К акту были приложены письменные свидетельства прихожан Кафедрального собора о чудесных исцелениях, произошедших у мощей святителя Феофилакта. Так, Чулкова Ольга Викторовна, проживающая в г. Ставрополе, сообщает о чудесном исцелении сильно обожженной руки после прикладывания ее к гробнице Святителя, а также об исцелении поломанной в нескольких местах руки ее сына.
В год перенесения мощей были направлены документы в Синодальную комиссию для канонизации Святителя. У нас же на Кавказе он давно почитаем, и его молитвенное предстательство, как устроителя Божиего мира, нам, живущим на неспокойном и огнедышащем Кавказе. весьма необходимо. Несомненно, что в скором времени произойдет прославление Святителя на общецерковном уровне, и сонм святителей Ставропольских пополнится еще одним святым именем. Но мы верим и знаем, что молитвенное предстательство и помощь святителя Феофилакта народам Кавказа, кавказскому духовенству, милой его сердцу Ставропольской Духовной Семинарии не прекращались и не оскудевали со дня его блаженной кончины и никогда не прекратятся.
Тропарь Святителю Феофилакту, Епископу Ставропольскому
Молитвами и трудами многими / народы Кавказа во Православии укрепил еси, / расколы и ереси пагубные искоренил, / болезньми тяжкими плоть свою духови покорил еси, / отче наш Феофилакте Богомудре, / града Ставрополя украшение / и живущим в нем защитниче, / моли Христа Бога, / да умирит люди зде живущие / и дарует всем мир и спасение.
Кондак Святителю Феофилакту, Епископу Ставропльскому
От лет древних люди Кавказа чтут тя, отче Феофилакте, яко просветителя, молитвенника и заступника своего, сице и ныне просим тя, Святителю, помогай и защищай людей, на Кавказе живущих, избавляя от расколов, ересей и неверия, да вси вопием ти, радуйся, Заступниче наш предобрый, Кавказа похвало!
Учебный комитет Русской Православной Церкви Ставропольская духовная семинарияhttps://nvolgatrade.ru/
Примечания
- [www.blagos.ru/vse-novosti/item/3699-arkhiepiskop-pyatigorskij-i-cherkesskij-feofilakt-naznachen-vremenno-upravlyayushchim-vladikavkazskoj-eparkhiej Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией.]
- [www.patriarchia.ru/db/text/127070.html Священный Синод постановил произвести пять новых епископских хиротоний]
- [www.patriarhia.ru/db/text/144197.html Состоялось наречение архимандрита Феофилакта (Курьянова) в епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии ]
- [www.patriarchia.ru/db/text/144796.html Состоялась хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского]
- [www.patriarchia.ru/db/text/446978.html Скончался епископ Курганский и Шадринский Михаил]
- [www.patriarchia.ru/db/text/470345.html Епископу Феофилакту (Курьянову) поручено управление Патриаршим благочинием в Туркменистане]
- [www.patriarchia.ru/db/text/601938.html Правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии назначен епископ Бронницкий Феофилакт]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1434889.html Образованы новые епархии Русской Православной Церкви на Северном Кавказе]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2080949.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15-16 марта 2012 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3550755.html В пятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия / Новости / Патриархия.ru]
- [www.blagos.ru/vse-novosti/item/3699-arkhiepiskop-pyatigorskij-i-cherkesskij-feofilakt-naznachen-vremenno-upravlyayushchim-vladikavkazskoj-eparkhiej Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией]
Ссылки
Епископы Смоленские и Калининградские Кирилл (Гундяев) (1989—2009) Епископы Смоленские и Вяземские Антоний (Вакарик) (1965—1967) • Гедеон (Докукин) (1967—1972) • Феодосий (Процюк) (1972—1984) • Кирилл (Гундяев) (1984—1989) Епископы Смоленские и Дорогобужские Сергий (Смирнов) (1944—1955) • Михаил (Чуб) (1955—1957) • Иннокентий (Сокаль) (1959—1964) • Питирим (Нечаев) (1964—1965, в/у) Епископы Смоленские и Брянские Стефан (Севбо) (1942—1943) Епископы Смоленские и Дорогобужские Варсонофий (Чертков-Еропкин) (1671—1676) • Симеон (Молюков) (1676—1686) • Сильвестр II (Черницкий) (1699—1704) • Сильвестр (Крайский) (1707—1712) • Дорофей (Короткевич) (1712—1718) • Сильвестр (Холмский-Волынец) (1719—1720) • Варлаам (Коссовский) (1720—1721) • Филофей Грек (1722—1727) • Гедеон (Вишневский) (1728—1761) • Парфений (Сопковский) (1761—1795) • Димитрий (Устимович) (1795—1805) • Серафим (Глаголевский) (1805—1812) • Ириней (Фальковский) (1812—1813) • Иоасаф (Сретенский) (1813—1821) • Иосиф (Величковский) (1821—1834) • Тимофей (Кетлеров) (1834—1859) • Антоний (Амфитеатров) (1859—1866) • Иоанн (Соколов) (1866—1869) • Серафим (Протопопов) (1869—1874) • Иосиф (Дроздов) (1874—1881) • Нестор (Метаниев) (1881—1889) • Гурий (Охотин) (1890—1896) • Никанор (Каменский) (1896—1899) • Митрофан (Невский) (1899) • Петр (Дугов) (1899—1908) • Феодосий (Феодосиев) (1908—1919) • Евсевий (Никольский) (1919—1920, в/у) • Филипп (Ставицкий) (1920—1924) • Валериан (Рудич) (1924—1927) • Серафим (Остроумов) (1927—1936) • Модест (Никитин) (1936—1937) Епископы Смоленские и Мстиславские Каллист (Дорофеевич-Риторайский) (1657—1658, в/у) • Филарет (1658—1671) Епископы Смоленские и Черниговские Исаия (Копинский-Борисович) (1628—1631) • Авраамий (1632—1653) • Лаврентий (1655, в/у) Епископы Смоленские и Дорогобужские Феодосий (1592—1605) • Сергий (1608—1611) Епископы Смоленские и Брянские Иосиф III (1515—1532) • Савва (Слепушкин) (1536—1538) • Гурий (Заболотский) (1539—1555) • Симеон III (1555—1567) • Феофил (1568) • Сильвестр (уп. 1572—1589) Епископы Смоленские Игнатий I (1128—1133) • Лазарь I (1133—1135) • Мануил Грек (1137—1169) • Михаил (?) • Константин (уп. 1180) • Симеон I (уп. 1190—1197) • Игнатий II (уп. 1206—1219) • Лазарь II (1219—1220) • Меркурий (?-1247) • Афанасаий (XIII век) • Иоанн I (XIII век) • Порфирий (первая пол. XIII века) • Дионисий (до 1238) • Фома (1238—1256) • Пахомий (XIII век) • Игнатий III (вторая половина XIII века) • Иона (XIV век) • Даниил (XIV век) • Иоанн II (упом. 1335) • Евфимий I (с 1345) • Феофилакт (Феоктист) (с 1356) • Парфений (1364—1370) • Даниил II Звенигородский (1375—1382) • Михаил II (1383—1396) • Кассиан (Наассон) (1396 — ?) • Игнатий IV (уп. 1405) • Иларион (после 1405—1408) • Никон (1408—1411) • Севастиан (1411—1416) • Герасим (1417—1433) • Михаил III (уп. 1435) • Нафанаил (уп. 1440—1445) • Симеон II (1440—1445) • Евфимий II (XV век) • Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич) (1454—1480) • Иоаким (1480—1485) • Иосиф I (Болгаринович) (1494—1498) • Иосиф II (Солтан) (1502—1509) • Варсонофий (Ходыкин) (1509—1514) Епископы Курганские св. Алексий (Орлов) (1924—1927) • Георгий (Анисимов) (1927—1928) • св. Иаков (Маскаев) (1928) • Георгий (Анисимов) (1928—1929) • Петр (Гасилов) (1929, назначение не принял) • Иоанн (Братолюбов) (1930—1931) • Мелхиседек (Аверченко) (1931—1933) • Ираклий (Попов) (1933—1934) • Товия (Остроумов) (1950, в/у) Епископы Шадринские св. Иерофей (Афонин) (1923—1924) • Стефан (Знамировский) (1924—1926) • св. Виктор (Островидов) (1927, назначение не принял) • Даниил (Троицкий) (1927—1928) • Валериан (Рудич) (1928—1930) • св. Евсевий (Рождественский) (1930—1931)
Отрывок, характеризующий Феофилакт (Курьянов)
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту… – Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру. – Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный. – Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена… Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают. – Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится , – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится , – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё. – А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться. – Mais, ma pauvre Catiche, c’est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что… – Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность. – Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s’en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно. – Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное. – Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал. Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала. – Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу. Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья. – Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь. – Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий. Но княжна не слушала его. – Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме… – Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек. – Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги. Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника. – Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей… – Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою. – Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце. – Нет, у меня злое сердце. – Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам. – Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна. – Hе в том дело, моя душа. – Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину. – Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.] – Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит. – Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне? – В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время! В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их. – Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них… – Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка. – Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе. Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером. – Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
№41 (986) / 1 ноября ‘18
Архипастырь
В этой теме:
Архипастырь
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Церковь – это покаяние, терпение, любовь, снисхождение
Владыка, собралось очень много самых разных вопросов, и первый – о славе и известности. Человек пользуется своей известностью и славой в каких-то целях. В каких-то случаях понятно, что это недопустимо. А в каких можно?
– Мне знакомы люди, которые достаточно известны, – «телевизионные звезды», можно сказать. Благодаря своей известности они, в том числе, рассказывают искренне об опыте своей веры, своей жизни, о том, как они впервые приступили к святым таинствам, как приобрели опыт жизни в духовном мире. Вот такая известность и то, что относится к личной жизни, когда они удачно сочетаются, бывает очень полезно для других. Они показывают, что в любом человеке (вне зависимости от того, узнают ли все его или не узнают) есть самые важные и главные вопросы: для чего я живу, кому нужна эта жизнь, что будет потом? И когда известные люди задаются такими вопросами и отвечают на них, бывает очень полезно для всех.
Владыка, а Вас смущает, когда Вас узнают в повседневной жизни? Вы устаете от этого?
– Иной раз какого-то известного человека встретишь в аэропорту – ты знаешь этого человека, а фамилию и имя не помнишь: ты так преданно смотришь человеку в глаза, и он понимает, что ты узнал его, но кто он – вспомнить не можешь. Вот такие бывают случаи. Он на тебя смотрит и говорит: «А я Вас по телевизору видел» (спасибо нашей программе!), я говорю: «Ну, теперь и я Вас увидел, слава Богу!». Иногда это так «улыбает», но, может, не обращаю на это внимания пристального.
Хотя иногда, конечно… Есть такая замечательная русская пословица: «Попа и в рогоже видать». Священника узнают везде и всюду, в какой бы ты одежде не был, – в рясе или спортивном костюме. Вот недавно еду на велосипеде вокруг нашего Машука (люблю кататься), и одна наша прихожанка увидела, и какая-то была очень своеобразная радостная реакция: она всплеснула руками, начала махать. Слава Богу, увиделись, узнали друг друга.
Владыка, серьезный вопрос, он достаточно часто встречается; очень хочется Ваше мнение услышать. Современная диагностика с очень большой долей вероятности может определить генетические пороки у малыша еще до рождения. Некоторые родители этим озабочены еще до беременности, начинают задумываться, и возникает вопрос: что делать, если вдруг мы услышим какой-то нехороший диагноз? И что делать, если, например, какой-то из родителей не воцерковлен? Что бы Вы посоветовали?
– Жить. И верить. Независимо ни от чего. Наверное, самым точным прогнозом, от которого уж точно не уйти, для каждого из нас будет то, что однажды мы переступим порог нашей жизни и предстанем перед нашим Создателем. Но мы должны прийти к Нему живыми, и чтобы быть живыми, нужно любить и помогать, быть верным и настоящим и жить независимо ни от чего – с одной ногой, с одной рукой, какими-то внутренними немощами, – но с большим, живым и настоящим сердцем.
Если уж Бог дает дитя, то нужно принимать его как дар Божий. И какой бы ни была жизнь этого ребенка, каким бы он ни был, – это дар. Да, может быть, нужно будет понести крест. Но потому мы и болеем, и вокруг нас болеют, чтобы мы могли сострадать, сопереживать, могли показать свое настоящее человеческое лицо, на котором бывают слезы. Но бывает и радость, и утешение. Поэтому – жить.
Как просто, но сложно… Еще вопрос, тоже серьезный: как реагировать на откровенное хамство, если диалог, что называется, в неравных весовых категориях? Если, скажем, мужчина позволяет себе грубо разговаривать с дамами, и не только в семье, но и в коллективе, как себя вести?
– Хамство всегда нужно останавливать, и всегда нужно отвечать не взаимным хамством, но принципиальным словом. Не позволять этого ни в коем случае. Я бы хотел посоветовать всем и призвать всех участников подобных дискуссий уметь постоять за человека, даже, может быть, незнакомого, и не допускать таких вещей. Любая неправда опасна не потому, что она распространяется на другого человека, – она опасна для того, от кого исходит: это как болезнь, как человек, который начинает чихать или кашлять, – он опасен не тем, что он распространяет свою болезнь на других, а тем, что он сам может, уже подвергнувшись этой болезни, серьезно пострадать. И вот именно поэтому нужно его останавливать. И относиться к человеку, который хамит, как к больному, и говорить: «Наверное, вам пора обратиться к врачу. По всему видно, что ваш кашель очень нездоровый».
Владыка, просят задать Вам вопрос, бывают ли у Вас выходные – и как Вы их проводите?
– Этот день называется «день неприсутствия» – когда я не присутствую в присутственных местах (имеется в виду епархиальный дом или где-то на публичном богослужении), и, как правило, это бывает понедельник, ведь суббота и воскресенье – это самые рабочие дни у всех священников. Вот в понедельник совершаю богослужение у себя в монастыре, у нас это день, когда мы не принимаем паломников – «день закрытых дверей»: совершается уставное богослужение, и братия этот день проводит каждый по своему усмотрению; так же и я – хожу в горы, если хорошая погода, или катаюсь на велосипеде.
Владыка, еще раз, если позволите, задам вопрос: мы говорили, как нужно относиться к пожилым людям, но бывает и наоборот – пожилой человек живет в абсолютной любви, внимании своих родных, но часто они начинают слышать: «Я старый, я ненужный, я обуза». И им от этого плохо, и ему самому нехорошо. Как поддержать всех, чтобы всем жилось спокойно?
– Нужно понимать, что есть еще и некоторые черты характера и психологического образа человека. Они складываются посредством разных обстоятельств, и сразу, так просто, это не исправить. Самое простое лекарство в таких случаях – разговор с человеком: просто внимательно послушать его и, может быть, даже не всегда что-то отвечать. Я знаю историю – как раз так же и было: один пожилой человек очень долго рассказывал своему другу какие-то вещи и говорит: «Ну, слава Богу, поговорили с тобой, и хорошо», а второй ни слова не сказал! Просто нужно выговориться иногда. И, наверное, самым главным ответом, что человек нужен, будут внимательные глаза собеседника. И это поможет человеку немного по-другому посмотреть на свою жизнь.
И можно в конце сказать: «Ну вот, видишь, не совсем так, как ты говоришь: ты нужен, и я не просто тебя послушал – я буду молиться о тебе, постоянно думать о тебе, особенно в эти дни. И пусть это поддержит тебя. Давай вместе молиться. Давай вместе сейчас помолимся, ведь ты нужен мне, а мы с тобой оба нужны Тому, Кто нам с тобой подарил жизнь. Давай Ему помолимся». Я думаю, что это очень серьезно и сильно может помочь человеку.
Владыка, большое спасибо, что ответили на такие разные вопросы, а сейчас – Ваше заключительное слово…
– Благодарю вас за нашу сегодняшнюю беседу. Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, осень – это хорошее время, чтобы пить чай с друзьями, чтобы встречаться. Это замечательное время, чтобы вместе со своими родными и близкими смотреть на дождь за окном. Но обязательно – встречаться! Я хочу пожелать всем нам, чтобы эта осень стала временем наших хороших и добрых встреч за чашкой чая, и пусть Господь всегда будет Собеседником в этих встречах со всеми нами. Храни вас Господь!
Записала: Екатерина Самсонова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».