Святые земли Рязанской. Альбом (подарочное издание в футляре)


Собор Рязанских святых

Уста­нов­лен 12 ян­ва­ря 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Ка­си­мов­ско­го Си­мо­на (Но­ви­ко­ва) и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на. День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

Ага́фия Агломазовская, мц. Алекса́ндр Андреев, сщмч. Алекса́ндр Орлов, исп. Алекса́ндр Туберовский, сщмч. Алекса́ндр Цицеронов, сщмч. Александра Устюхина, мц. Алекси́й Агломазовский, мч. Алекси́й Аманов, сщмч. Амвро́сий (Полянский), Каменец-Подольский, исп. Анато́лий Правдолюбов, сщмч. Андре́й Агломазовский, мч. Андре́й Ясенев, сщмч. Анна Ивашкина, исп. Анна (Столярова), прп. Аре́фа Насонов, сщмч. Бори́с (в Крещении Рома́н), страстотерпец, блгв. кн. Васи́лий Агломазовский, мч. Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, сщмч. Васи́лий Рязанский, Христа ради юродивый, блж. Васи́лий (Цветков), прмч. Вера Самсонова, ктитор, мц. Ви́ктор Краснов, Агломазовский, мч. Гаврии́л (Городков), архиепископ Рязанский, свт. Гаврии́л Масленников, сщмч. Глеб (в Крещении Дави́д), страстотерпец, блгв. кн. Григо́рий Берденев, мч. Дими́трий Миловидов, сщмч. Дорофе́й Климашев, мч. Досифе́я (Тяпкина), Киевская, затворница, прп. Евге́ний Дмитрев, мч. Евге́ний Харьков, сщмч. Евдоки́я Мартишкина, мц. Евсе́вий Тряхов, мч. Игна́тий (Садковский), Скопинский, сщмч. Иларио́н Затворник, Троекуровский (Тамбовский), прп. Илия́ Бажанов, сщмч. Илия́ Муромец, Печерский, прп. Иоа́нн Агломазовский, мч. Иоа́нн Агломазовский, мч. Иоа́нн Ансеров, сщмч. Иоа́нн Кочуров, Царскосельский, сщмч. Иоа́нн Лебедев, сщмч. Иоа́нн Смирнов, сщмч. Ио́на, митрополит Московский и всея Руси, свт. Ирина Муромская, супруга св. Константина Муромского, блгв. кн. Иулиани́я Лазаревская, Муромская, прав. Константин Бажанов, сщмч. Константин (Ярослав Святославич) Муромский, блгв. кн. Косма́ Агломазовский, мч. Ку́кша Печерский, просветитель вятичей, прп. Лавре́нтий Когтев, мч. Любовь Рязанская (Сухановская), Христа ради юродивая, блж. Матро́на Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая, блж. Матфе́й Чернеево-Шацкий, прп. Матфи́й Рябцев, сщмч. Ми́на (Шелаев), прмч. Мисаи́л, архиепископ Рязанский, Шацкий, сщмч. Михаи́л Букринский, сщмч. Михаил Дмитрев, сщмч. Михаил Муромский, блгв. кн. Михаил Якунькин, мч. Наза́рий Грибков, сщмч. Нау́м Агломазовский, мч. Николай Динариев, сщмч. Николай Карасёв, сщмч. Никола́й Постников, исп. Николай Пробатов, Агломазовский, сщмч. Павел Агломазовский, мч. Павел Агломазовский, мч. Павел Добромыслов, Рязанский, сщмч. Петр (в иночестве Дави́д) Муромский, блгв. кн. Петр Гришин, мч. Петр Крестов, сщмч. Петр Успенский, сщмч. Роман Олегович, Рязанский, блгв. кн. Серафи́ма Сезеновская, прп. Се́ргий Аманов, сщмч. Се́ргий Кротков, сщмч. Се́ргий Правдолюбов, Касимовский, исп. Се́ргий (Сорокин), прмч. Софро́ний (Лисин), Ибердский, прав. Татиа́на Бякирева, исп. Татиа́на Егорова, мц. Февро́ния (в иночестве Евфроси́ния) Муромская, блгв. кн. Фе́кла Макушева, исп. Фео́дор Муромский, блгв. кн. Феодори́т, архиепископ Рязанский, свт. Феоду́л Соловецкий, Рязанец, пустынник, прп. Феофа́н Затворник Вышенский, епископ Тамбовский, свт. Филаре́т (Пряхин), прмч. Фили́пп Агломазовский, мч.

По святым местам Рязани. Часть 2


Итак, мы продолжаем путешествие по святым местам Рязани. Побывав в кремле, отправимся дальше, на этот раз в южную часть города. В прошлом здесь, у Большого Астраханского тракта, жили ямщики, Этот район так и назывался — Ямская слобода.

Храм в Ямской слободе

Сейчас мы с вами на улице Циолковского, где располагается один из красивейших храмов города, Николо-Ямской. Вот и он, нарядный, красный, в стиле позднего классицизма, пятиглавый, с трёхъярусной колокольней.

Николо-Ямской храм был построен в 1788 году. Для его возведения использовались материалы закрытой обветшавшей каменной церкви, известной в народе под названием «Никола Мокрый». Оттуда же со всей утварью перенесли иконостас и храмовую икону святителя Николая Чудотворца. Пожертвования на новый Никольский храм внесли рязанские ямщики, которые считали своим покровителем святителя Николая, заботящегося о путешествующих. Ямщики и составили в основном приход храма.

В 1822 году здесь появилась колокольня, в 30-40-е годы XIX столетия храм частично перестраивался. Купола грандиозного кирпичного здания были видны издалека, и по всей округе разносился колокольный звон. У церкви бил родник с чистой и вкусной водой.

Всё изменилось после прихода к власти советских безбожников. В 1933 году было принято решение закрыть Николо-Ямской храм, но борьба за него продолжалась более года. Храм закрыли в 1935-м, колокола, иконы, церковную утварь реквизировали. Был уничтожен иконостас.

Здесь, в святом месте, устроили пивоваренный завод (потом — завод по выпуску пиво-безалкогольной продукции): ведь рядом был родник. Но вода из источника стала постепенно иссякать, а потом исчезла вовсе. Хотели было открыть в здании храма реставрационную мастерскую, но неожиданно вновь забил родник, так что рабочие вынуждены были уйти из сырого помещения. Только ликвидировали мастерские — и вода в источнике исчезла! Планам по сносу здания также не суждено было сбыться. Господь оберегал Свой храм.

В обветшавшем, перестроенном виде Николо-Ямская церковь была передана Рязанской епархии осенью 1996 года. Но уже 4 декабря того же года храм освятили. Началось его восстановление. В 2004 году на колокольню торжественно были подняты колокола, причём самой большой из них, отлитый на Урале, с иконой святителя Николая, весит 6 тонн.

Сегодня Николо-Ямской храм, получивший статус подворья Иоанно-Богословского мужского монастыря, радует своим благолепием. Восхищают искусный нарядный иконостас, а в нём — образ Спаса Нерукотворного, а также почитаемая в здешнем крае Муромская икона Божией Матери. В храме множество святынь: резное скульптурное изображение покровителя храма святителя Николая, большие образы Божией Матери «Державная» и «Покрова Пресвятой Богородицы», иконы святителей Спиридона Тримифунтского и Луки Крымского с частицами их мощей, святителя Григория Неокесарийского и равноапостольной Марии Магдалины с частью её мощей.

Конечно, не почувствуешь в полной мере атмосферу храма вне богослужения. Мне посчастливилось побывать здесь на литургии в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Хотя это был будний день, молящихся собралось множество. Всё оказалось настоящим праздником: и благоговейное пение хора, и сосредоточенная общая молитва, и проникновенная проповедь священника. А потом — поздравление с 70-летием одной из прихожанок. Батюшка лично запевает «Многая лета» (народ подхватывает) и сердечно желает имениннице встретить вдвое больший юбилей. Та, не растерявшись, отвечает: «Только в храме». Все довольны, и даже мы, приезжие москвичи, чувствуем себя как дома. Вот такая замечательная картинка из жизни прихода.

Наверняка, «согревается» сегодняшний Николо-Ямской храм молитвами любимой православными святой блаженной Любови Рязанской, ведь её мощи почивают здесь на левом клиросе. В народе эту Божию угодницу называют просто — «Любушка».

Любушка блаженная

Если первосвятителя Василия Рязанского можно считать святым хозяином города, то Любушка, несомненно, — святая хозяйка Рязани. И если Вы оказались в городе, спешите на улицу Циолковского, чтобы поклониться её мощам.

С последних десятилетий XIX столетия вплоть до середины 1920-х годов Любушка была для рязанцев заботливой помощницей, молитвенницей, пророчицей, напоминавшей о Боге и Церкви, о силе веры. В то время социальных потрясений, угасания веры, а потом и явного наступления государства на Церковь воздвигались Богом блаженные, Христа ради добровольно отказывавшиеся от общепринятого образа жизни, представлявшиеся окружающим как бы лишёнными рассудка. Но духовным подвигом стяжавшие смирение, кротость, терпение и своими молитвами оберегавшие целые города. В Санкт-Петербурге подвизалась блаженная Матронушка-босоножка, в Томске — блаженная Домна Карповна, в Царицыне (нынешнем Волгограде) — блаженная Марфа, в Воронеже — блаженная Феоктиста… А в Рязани жила Любовь Семёновна Сухановская (Любушка).

Родилась она в семье небогатого пронского помещика в 1852 году. Потеряв отца-кормильца, Сухановские жили едва сводя концы с концами. Но жили благочестиво. А юная Любушка мужественно несла в течение пятнадцати лет свой крест болезни, расслабления тела, так что не могла она ни ходить, ни стоять на ногах.

Однако пришло время чудесного исцеления: явился Любушке святитель и чудотворец Николай, которого она особо почитала, велел стать на ноги и ходить. И не просто ходить — принять на себя подвиг юродства Христа ради. Так началась таинственная, сокровенная духовная жизнь рязанской блаженной. Несколько лет она несла необычный подвиг затвора в доме. А потом вышла к людям, с молитвой, заботой, вниманием, помощью, добрым советом и иносказательным пророчеством грядущих событий.

Купцы зазывали Любушку зайти в их лавки и даже не препятствовали взять что-нибудь просто так — напротив, тогда успех в торговле на день был обеспечен. Нищие знали, что она поделится с ними всем, что у неё было. Блаженную приглашали на свадьбы, чтобы молодые были счастливы. Её спрашивали о будущем. Но Любушка, велением Божиим, иносказательно (а иногда и прямо) прорицала и без всяких просьб: очевидно, чтобы человек был готов к испытаниям на жизненном пути и принятию воли Божией о себе.

Со всеми Любушка была доброй и ласковой. Эта сияющая доброта запечатлелась и на сохранившейся прижизненной фотографии блаженной. Говорят, что с её лица почти не сходила улыбка. Носила Любушка цветные платья, а на голове — голубой или чаще розовый платок. Она любила ликующий розовый цвет и всем своим видом радостно свидетельствовала о Христе. Да, в стране революция, разруха, голод, страдания, а в сердцах людей — неизвестность и страх будущего. Но со Христом, свидетельствовала своим подвигом Любушка, человек может перенести всё и обрести подлинное счастье.

Она отошла ко Господу 21 февраля 1920 года. Несмотря на тяжёлое время гражданской войны, на похороны собралось так много людей, что местные власти, опасаясь беспорядков, призвали для охраны милицию. Всенародная любовь к блаженной, как ни странно, стала откровением для сестры почившей, Ольги, которая при жизни не понимала Любушкиного подвига. Похоронили угодницу Божию в гробе, обитом розовой тканью, — это была её просьба. Радость земной жизни в хождении пред Богом должна была смениться радостью встречи с Создателем на Небесах.

Сколько людей были облагодетельствованы блаженной при жизни! И скольким она помогла уже по смерти! Шли люди на её могилу на Скорбященском кладбище, и чудесным образом разрешались их проблемы, совершались удивительные исцеления. 12 января 1987 года блаженную Любовь причислили к Собору Рязанских святых как местночтимую святую. Сначала на её могиле устроили часовню, а потом, 23 июня 1998 года, мощи святой блаженной Любови Рязанской были перенесены в Николо-Ямской храм. Почивают они там в раке, отделанной внутри розовой тканью.

По Любушкиным местам

Часть мощей святой блаженной Любови осталась в часовне, сооружённой на её могиле в 1992 году усердием тогдашнего наместника Иоанно-Богословского монастыря архимандрита Авеля (Македонова). Сюда и ныне приходят люди, чтобы помолиться замечательной рязанской угоднице.

Скорбященское кладбище — в пятнадцати минутах ходьбы от Николо-Ямского храма. Идём на юг, переходим железнодорожные пути. Вдалеке видны купола кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А Любушкина часовня — слева от храма, в нескольких шагах от главного входа. Яркая, нарядная, конечно же, розового цвета (см. фото). На фасаде с разных сторон изображены святитель Николай, блаженная Ксения и, разумеется, сама Любушка. Сверху — Покров Божией Матери. Необычна эта картина — розовая часовня среди тёмных могильных плит и памятников. Любушка и здесь проповедует о Боге, утверждая победу жизни во Христе над смертью, и о цветущем Небесном граде, в котором ныне жительствует. И призывает не унывать — но радоваться и уповать на великую Божию милость.

Побываем мы и в ещё одном месте, связанном с именем блаженной Любови Рязанской. Для этого нам придётся вернуться в центр города, в окрестности кремля. Сейчас мы на тихой рязанской улочке под характерным названием — Затинная. Трудно поверить, что в нескольких десятках метров отсюда — современный центр Рязани. Здесь, на Затинной, нет ни спешки, ни мчащихся машин. Старые деревянные дома, буйно цветущий просвирник и кусты тигровых лилий создают атмосферу уютной провинции.

На Затинной, в доме №646, с 1903 года и до самой своей смерти Любушка жила вместе с матерью и сестрой. На этой же улице находится старинная Входоиерусалимская церковь, прихожанами которой были Сухановские. Рядом стоял дом их духовного отца, клирика храма Иоанна Добротворского.

Кирпичная пятиглавая шатровая Входоиерусалимская церковь была построена в 1680 году на месте сгоревшего деревянного храма. Улица, на которой она располагалась, получила название Иерусалимской, а позже была присоединена к Затинной.

Храм был открыт до 1935 года. Потом здесь какое-то время находился склад для хранения зерна, затем — артель по производству мебели и подсобные помещения мебельной . В 1992 году Входоиерусалимский храм передали Церкви, началась его реставрация.

В восстановленном храме очень уютно, есть примечательные иконы — святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Симеона Мироточивого и, конечно, блаженной Любови Рязанской с частью её мощей. А ещё есть здесь образ местночтимого святого праведного Софрония Ибердского (1825-1914) с частицей мощей. Об этом замечательном святом, уроженце Сапожковского уезда Рязанской губернии, хочется рассказать отдельно.

«…Тысячи душ спасутся около тебя»

Приходившим к нему за советом праведный Софроний повторял наставление преподобного Серафима Саровского: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». С преподобным он однажды встретился, будучи ещё ребёнком: родители решили свозить боголюбивого сына к знаменитому саровскому подвижнику. Тот пригласил мальчика в келью и беседовал с ним, и впечатления от встречи у Софрония остались навсегда. А в жизни своей он по-настоящему воплотил столь любимое им наставление преподобного Серафима,

С детства тяготея к уединению, Софроний по родительскому благословению женился. Но тяга к отшельничеству у него осталась, и через несколько лет, получив согласие супруги, он ушёл из своего села. Нашёл пустынное место на берегу реки Ибердь, устроил себе землянку и начал новую жизнь, в уединении и молитве.

Через некоторое время слух об отшельнике разнёсся по округе, и, опасаясь людской славы, Софроний исчез с этого места на три года. А потом возвратился и начал обустраивать, по Божественному указанию, обитель. По разрешению начальства, близ сельца Щурова Ряжского уезда поставили часовню, при ней — богадельню для сирот. Построили и в 1892 году освятили храм во имя Александра Невского. Всеми работами руководил Софроний, по-прежнему живший в землянке. Богадельня впоследствии стала женской общиной, а в 1907 году — женским общежительным монастырём «Александро-Невский».

К старцу Софронию стекались за советом и помощью многочисленные богомольцы, ведь он стяжал дары прозорливости, молитвенной помощи и исцеления. Не принимая монашества, он тем не менее всё оставил ради Христа и подвизался так строго, что после его смерти на усопшем обнаружили вериги, буквально вросшие в тело. Праведный старец предсказал и дальнейшую судьбу монастыря.

После Октябрьского переворота 1917 года Александро-Невская обитель была закрыта и полностью разрушена. Но не исчезла память о её основателе, на его могилу и к выкопанному им колодцу по-прежнему приходили люди и чудесно исцелялись. А потом наступило отрадное время: в 1998 году Александро-Невский храм был заново построен на прежнем фундаменте, а 7 февраля 2000 года прославлен в лике святых праведный Софроний Ибердский. От его мощей сейчас происходят многочисленные исцеления, по его молитвенному предстательству пред Господом разрешаются житейские проблемы. Сюда, в окружённую лесом обитель в полутораста километрах от Рязани, стремятся многочисленные паломники. Так, по завету преподобного Серафима, один, стяжавший мирный дух, и по смерти ведёт к спасению тысячи людей.

Ссылки

  • Мученики Роман Ольгович
    Страстотерпцы Борис и Глеб
    Преподобные Илья Муромец • Матфей Чернеево-Шацкий • Феодул Соловецкий • Досифея (Тяпкина) • Иларион Троекуровский • Серафима Сезеновская
    Святители Василий Рязанский • Иона Московский • Феодорит Рязанский • Филарет (Амфитеатров) • Гавриил (Городков) • Мелетий (Якимов) • Феофан Затворник
    Блаженные Василий Рязанский (Кадомский)
    прочие Пётр и Феврония, Михаил, Феодор, Константин и Ирина Муромские • Иулиания Лазаревская

Житие Любови Сухановской

Семья Сухановских была самой обычной, мещанского сословия. Любовь была третьим ребенком благочестивых супругов Семена и Марии. Необычной оказалась ее судьба: вскоре после рождения выяснилось, что девочка, судя по всему, никогда не сможет ходить.

Блж. Любовь Рязанская

Под покровом свт. Николая

30

Августа

1852 года

На третий день по рождении, будущую подвижницу крестил священник Петр Павлов, отец будущего физиолога, Ивана Павлова.

Никольская церковь, где начала свою церковную жизнь Любушка, была одним из множества храмов Рязани, посвященных святителю. Жители города питали особенную любовь к угоднику Божию: Никола «Мокрый», «Дворянский», «Ямской» — вот лишь некоторые из народных прозваний храмов святого Николая.

Тот же, где крестили Любу, именовали, точно шуткой, «Никола-Долгошей», за очень высокую колокольню. К святому привыкли обращаться, как к своему, близкому человеку, «по-простому». Видимо, так молилась ему Люба вместе со своими родителями. Просила исцелить от болезни, бывают же на свете чудеса.

Полезные материалы

Но ответа на прошения не было. Шли годы, девочка неподвижно лежала , не имея возможности подняться с постели, над которой висела икона любимого святителя. О чем Любушка говорила с ним, как просила, не оставляя надежды – обо всем этом житие подвижницы молчит. Но однажды, когда девочке было 15, случилось чудо.

«Вставай, Люба!»

Не во сне, наяву, свт. Николай явился ей и даровал исцеление. Ничего не видели, не слышали родные, просто вдруг Любовь. не сделавшая в жизни ни шагу, вышла из комнаты на своих ногах. Мать ахнула: «Ты ли это?». А дочь просто ответила, что случившееся – дело свт. Николая:

«Я все время молилась ему, и вот он мне явился и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я и встала на ноги, а он сделался невидимым, исчез куда-то…».

Потрясенная мать радовалась, но также сомневалась: шутка ли, на тяжелейший подвиг уничижения себя благословил святитель совсем юную девушку. Да уже не искушение ли это? С сомнениями женщина отправилась к священнику. Выслушав ее рассказ, тот, подумав, не велел препятствовать дочери. Чудо явное, значит, данное благословение надо выполнять со всей точностью.

«Испытай себя!»

Кто мог подсказать юной девушке, как исполнить повеление святителя, что именно делать? Зная о явном чуде, ни один священник на это не решился бы. Но не раз во время молитвы, особенно на церковной службе, приходила Любови мысль, точно внушенная со стороны, приготовиться к юродству затвором. Подвиг, подобный монашескому? Мирянке, совсем девочке? Мать снова пошла к священнику, но опять батюшка не велел ей перечить дочери.

На целых 3 года Любовь поселилась за печкой, в узком простеночке около 2 кв.м. Житие блаженной молчит о том, как шло ее духовное возрастание за эти годы. Когда пришло время, она вышла на улицы Рязани.

Блаженная

Современники вспоминали, что внешне Любушка на юродивую вроде бы не походила: одета чисто, хотя скромно, приветлива, улыбчива. Разве что ходит целыми днями по улицам, неизвестно, где, чем питается.

Заходила в лавки купцов, брала продукты без спроса. Потом оказывалось – целый день шла удачная торговля. Как не вспомнить еще одну любимую народом блаженную – Ксению Петербургскую, которой так же предлагали товары коммерсанты, а ямщики старались подвезти хоть несколько метров, зная: само присутствие святой уже благословение.

А иногда юродивая подойдет, посмотрит в глаза, да скажет что-то непонятное, так, что посмеются над ней: глупость какая-то! Да только после окажется – или тайный грех человека обличила, или будущее провидела. Таких случаев записано немало уже при жизни святой.

Бумажные фигурки

Любушка часто, подходя к кому-нибудь, молча давала ему вырезанную из бумаги фигурку. Рязанцы заметили, что такие «подарки» говорят о будущих событиях жизни:

  • венок – будет свадьба;
  • лошадь, паровоз – к отъезду;
  • иные получали фигурку гроба – их блаженная так просила приготовиться к исходу.

Многие, боясь прозорливицу, прятали ножницы. Тогда она руками рвала бумагу и все равно передавала человеку волю Божию.

Пугливая Варвара

Одна девушка очень боялась блаженную, избегала встречаться. Хоть и благочестива была Варя, но страшилась – или тайный грех обличит, а может, даже смерть предскажет. При виде Любушки пугалась она, дверь закрывала, чтобы святая мимо прошла.

Однажды, рассказывают очевидцы, прозорливица, зная состояние Варвары, сама пришла к ней и подарила шоколадную конфету, наказав непременно съесть. С тех пор все страхи девушки остались позади.

Испорченная свадьба

Блаженную часто звали на торжества, считая, что ее присутствие подает Божие благословение. Однажды была она на свадьбе. Но вдруг посреди торжества заявила:

«Жених — горький пьяница, и невеста не будет с ним счастлива!».

Гости, родители – все возмутились поступком юродивой, так, что ей пришлось уйти. Лишь через время оказалось: права Любушка, не задалась семейная жизнь молодых по причине пьянства мужа.

Пророчества

Известны пророчества святой, которые касались не отдельных людей, но целой России. Духом прозревала Любовь грядущие страшные события – войны, революцию, гонения на Церковь.

  • Ею предсказано закрытие монастыря Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Задолго до революционных лет, в благополучные годы, Люба не раз говорила инокиням, что обитель будет разогнана.
  • Однажды она бродила по Рязани, беспрерывно повторяя: «Стены Иерихонские падают!»; тогда над ее словами уже никто не смеялся, жители только допытывались, что хочет сказать святая, но Любушка молчала. Было это в 1917 году.

Кончина

Спустя три года после безбожной революции, начала гражданской войны, Любовь Семеновна Сухановская, блаженная Любушка, оставила этот мир, отойдя в Царство Небесное. Случилось это 21 февраля 1920 г., в маленьком домике, где Любушка жила с сестрой и престарелой матерью. Ее последним в земной жизни испытанием стала тяжелая бедность.

Люди, занятые борьбой за выживание во время войны, голода, не смогли помочь своей молитвеннице, благодетельнице всего города, хотя не раз хлопотал об этом ее духовный отец, священник Иоанн Добротворский.

А вот на похоронах, когда скромный гроб, обитый розовой тканью (любимый цвет блаженной), несли на кладбище, людей оказалось столько, что власти вызвали милицейский отряд, опасаясь беспорядков. Но рязанцам было не до этого. Они хоронили свою святую с молчаливой скорбью, прощаясь с родным человеком, без которого до сих пор был немыслим сам город.

Интересные факты

  • В средние века монастырь пережил несколько набегов крымских татар. И решили монахи перебраться в более спокойное место — поближе к пограничной дружине, в Михайловский уезд. Но однажды вдруг обнаружили, что их любимая икона Иоанна Богослова исчезла из нового храма. Стали искать — и нашли на старом месте, среди ветвей старого дуба. Значит, это знак, решили монахи — и вернулись в Пощупово. На месте обретения иконы поставили Богословский собор — поначалу деревянный, а в средние века перестроенный в камне. Он и сейчас стоит на этом же месте.


Богословский собор был перестроен в камне в средние века. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

  • Говорят, первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия родила ребенка, проплывая мимо монастыря по реке Оке. В знак признательности царь осыпал обитель дарами.
  • В монастыре есть своя пасека, хлебопекарня, молочный цех. Тут живет порядка 20 монахов.

Храмы монастыря

• Свято-Троицкий Собор. Самый древний храм в обители. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.

• Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года.

• Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года.

(г. Рязань, Московское шоссе)

Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани преподобным Сергием Радонежским, имевшим целью примирение двух знаменитых князей-современников: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Это посещение преподобным Сергием Рязани, называвшейся в то время Переяславлем Рязанским, как известно по летописям, происходило в 1386 году.

В XIV-XVIвв. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVIв. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX в.

Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля – 1,1 тонны.

Монастырь опоясывала ограда длиной 427 метров и с пятью круглыми башнями и двумя входами. С северной стороны (от железной дороги) на фронтоне ворот была помещена фреска с изображением преподобного Сергия, благословляющего братию. Южные ворота флангируются двумя корпусами в два этажа каждый – братский и трапезный. Братский построен в 1855, трапезный в 1903 гг. Передача монастыря Церкви началась в 1995 году. Решением Св. Синода наместником вновь созданного Свято-Троицкого монастыря назначен игумен Андрей (Крехов).

Количество братии монастыря: в священном сане – 10 человек, послушников – 11 человек, трудников – 20 человек.

Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и, по возможности, размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека, книжный фонд которой составляет около 1400 экземпляров. Имеются тексты Священного Писания, творения св. отцов, богослужебная литература, книги по различным областям богословского знания и другие книги для духовно-назидательного чтения, периодические издания.

Также монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района.

Богослужения

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:

— в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;

— в пятницу – Божией Матери «Радуйся Невесто Неневестная»;

— в среду – иконе Божией Матери «Феодоровская».

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]