Не дом престарелых: как живет богадельня в подмосковном селе Остров


Суть богадельни

Фото: Cultinfo.ru

В целом хоспис — это дом престарелых и отличается от него не столько организацией, сколько внутренним содержанием. Современные хосписы стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в концепции, завещанной нам Спасителем.

именно здесь, в конце своих дней, люди стремятся к тому, на что у них не было времени за всю свою жизнь: задуматься о своей душе, дать им жизнь вечную и спасение. Рано или поздно, людям не дано знать. Над всем есть высший суд, который решит, кто достоин спасения. Но именно в хосписе для этого созданы все условия.

Обычно это заведение создается в храме и находится в непосредственной близости от него — это второе отличие от дома престарелых.

И формальные отличия тоже наблюдаются: здесь стариков называют монахинями, мамами. Комнаты — кельи, столовая — трапезная.

Но главное, кто живет в хосписе, — это не его заведующая и не монахини, а святой христианский дух, который помогает всем, кто живет и работает в этом учреждении, рано или поздно осознать, что такое христианские отношения., Какая настоящая любовь, потому что есть Бог.

Как сегодня работают богадельни – церковные интернаты для престарелых и инвалидов

Когда человека определяют в дом-интернат для престарелых и инвалидов, для него это звучит как приговор. Но есть еще один выход – богадельни. Корреспондент «Собеседника» побывала в старейшей Свято-Спиридоньевской.

«Жили на кроватях, ели на кроватях»

Трехэтажное здание богадельни легко опознать по кресту на крыше. Старинный особняк стоит на берегу Черкизовского пруда. Вдали белеют постройки храма Ильи Пророка.

Свято-Спиридоньевская богадельня – проект православной службы помощи «Милосердие». Учредителем является Свято-Димитриевское сестричество, сотрудники – сестры милосердия. Это обычные православные женщины, которые посвятили свою жизнь уходу за больными и стариками. Нас встречает сестра Ксения. Она занимается организационной работой.

– В этом здании мы всего 5 лет, – рассказывает она. – Начинали очень скромно – с двух маленьких квартир на Шаболовке. Все наши насельники (в богадельнях так называют проживающих. – Авт.) жили на кроватях, ели на кроватях, спали на кроватях, все манипуляции и процедуры делались на кроватях. Вся жизнь в этих квартирах проходила, пандусов и лифтов в доме не было. А здесь у нас рай райский.

По словам Ксении, в этом здании богадельня располагалась и до революции. Патриархия вернула его уже в наше время.


Ксения // фото: Ольга Кузнецова / «Собеседник»

«Люди сами воцерковляются»

Ксения ведет нас по «раю райскому». На первом этаже – кухня, прачечная, просторная трапезная. В ней светлая стильная мебель, и кажется, что это дом состоятельной семьи. Пахнет здесь не капустой, как часто бывает в социальных учреждениях, а мясным и вкусным. Повара на кухне готовят обед.

На втором этаже к нашей «делегации» присоединяется маленький йорк Бася. Собака тут для душевной терапии.

Ксения не пускает Басю в домовый храм – зал с иконами, – закрывает вход в него перегородкой. Сегодня тут ни души, а в праздники на богослужения приходят сестры и насельники, поют певчие из храма Ильи Пророка. В богадельне не обязательно посещать церковные службы и читать молитвослов, но…

– Все сестры у нас православные, и такая атмосфера, что люди сами воцерковляются, – объясняет Ксения.

Судьба балерины

Свято-Спиридоньевская богадельня – не просто для пожилых и больных, в ней живут либо совсем старики, либо тяжело больные. Всего 18 человек. Брать более легких пациентов у сестер нет возможности. Хотя бывают ситуации, когда родственники просят сестер принять бабушку на месяц-другой, пока они в отпуске.

– У нас не служба передержки бабушек, – шутит Ксения.

Чтобы человек, которому действительно нужна помощь, мог попасть в богадельню, его родственники или знакомые должны оставить прошение в храме Царевича Димитрия или на сайте «Милосердия». Сестры выезжают к человеку и оценивают ситуацию. На одно место десятки претендентов. Вот, например, сейчас одно освободилось – умерла бывшая балерина Большого театра Авиалина Андреевна.

– Она потеряла квартиру, ее приютила бывшая ученица. Авиалина Андреевна жила в квартире с собаками и кошками, – вспоминает Ксения. – Когда наши сестры пришли туда, им негде было присесть – везде ветхость и грязь. Еле ее отмыли. Такая общительная была, учила нас французскому.

Многие насельники не могут ходить и только лежат в своих кроватях. В комнатах живут по двое, неприятного запаха нет, где-то играет классическая музыка, на стенах яркие обои, красивая мебель – все выглядит не по-больничному. Над кроватью, где лежала бывшая балерина, висят ее фото в молодости. Под ними на кровати в вегетативном состоянии лежит Елена. Ей немного за 30.

– Была серия инсультов, – поясняет сестра Ксения. – Есть ли у нее шансы на выздоровление? Я верю в чудо. Случилось же оно с нашей Еленой Львовной.

Елена Львовна – насельница лет 60 – живет в соседней комнате, меня к ней не пускают: у нее санитарный час. Сестра обрабатывает раны. У женщины было тяжелое заболевание почек, суставы не гнулись, в больнице добавились переломы.

– Ее пытались там согнуть и сломали, – говорит Ксения.

Это было до богадельни. Когда насельник попадает в больницу, сестры едут и там ухаживают за ним.

38 лет в постели

В здании есть просторные лифты, а во всех комнатах – подъемники. Раньше сестрам приходилось самим поднимать пациентов. Евгений пользуется подъемником часто. Ему всего 56 лет.

Тридцать восемь лет назад он, когда нырял, получил травму позвоночника, его парализовало. Три года назад, когда не cтало близких и за ним некому было ухаживать, перед Евгением замаячила перспектива дома-интерната. Устроиться в богадельню помогла знакомая, которая служила у владыки Пантелеймона, возглавляющего сестричество.

– До этого я никогда не видел таких людей, – говорит Евгений, и его руки начинают дрожать. – Они все воцерковленные, для них это не работа, а служение.

Весной и летом Евгений катается на коляске вокруг пруда, бывает в театрах и на выставках.

– А еще Евгений пишет стихи чудесные, – говорит сестра Ксения.

У него есть возможность публиковать их в интернете. У постели Евгения стоит компьютер, под рукой клавиатура с беспроводной мышью.


Фото: Ольга Кузнецова / «Собеседник»

«Тяжело, когда наши подопечные умирают»

На втором этаже в трапезной четверо подопечных заканчивают завтрак и смотрят телеканал «Спас».

– Кормят вкусно, по-домашнему, – рассказывает Зоя Петровна. У нее онкология, родных не осталось. – Овощи-фрукты, сыр, творог, каши, даже рыба красная бывает.

На кухне появляются и быстро убегают сестры. По богадельне они передвигаются стремительно: много работы, даже в обед присесть на полчаса не получается. Поговорить соглашается Алёна, пока моет посуду своей подопечной.

– Мой муж тяжело заболел, и ему потребовался уход, так я в это и втянулась, – рассказывает Алёна. – Я много чего пробовала: ходила на курсы косметологов, сейчас мне кажется, что сестричество – это мое. Мне нравится помогать людям. Тяжело ли? Тяжело, когда наши бабушки умирают.

Здесь Алёна получает 160 рублей в час и 12 часов в сутки на ногах. Утром пациентов обмывают, днем кормят, проводят медицинские процедуры. Лежачих раз в два часа переворачивают, чтобы не образовывались пролежни. Это физически тяжело, но приходят работать в богадельню не ради денег.

Доброволец Галина тоже пришла не за этим. Она делает из непригодных памперсов, которые богадельне выделило государство, прокладки для тяжелобольного насельника.

– Для меня дочь нашла это место, – рассказывает пенсионерка. – Она считает, что я должна быть чем-то занята.

Одни помогают богадельне трудом, другие деньгами. Она существует на пожертвования. Насельники не обязаны платить за свое содержание, и в этом еще одно ее отличие от домов-интернатов. Жаль, что попасть в дом милосердия может не каждый нуждающийся, а богаделен в стареющем обществе становится меньше.


Фото: Ольга Кузнецова / «Собеседник»

Цифра

Более 400 млн рублей составляет годовой бюджет службы православной помощи «Милосердие». На эти деньги финансируется не только Свято-Спиридоньевская богадельня, но еще 26 социальных проектов: это помощь тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, инвалидам, бездомным, ВИЧ-инфицированным, матерям. На 80% служба существует на пожертвования.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2019 под заголовком «»Здесь у нас рай райский»».

Чем отличается от дома престарелых?

Фото Miloserdie.ru

Как сразу отличить церковное учреждение от светского? Есть, конечно, внешние отличия: в хосписе повсюду иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они не являются ее обязательным атрибутом.

Нельзя сказать, что в хосписе всегда хорошо, а в учреждении социального обеспечения — всегда плохо. А многовековые дома престарелых могут предоставить своим клиентам хороший уход, вежливость, справедливое обращение и прекрасные условия жизни. Если близких людей нет или они не могут утешить и позаботиться о пожилых людях, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем главным по-прежнему остается материальная часть жизни — еда, чистое белье, медицинская помощь.

То есть перед отъездом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, насколько им важны спокойствие и легкость, а какая была каша на завтрак и как скоро поменяются пододеяльники… Они думают не о вечном, а о бренном. И некому помочь направить их мысли в нужное русло, поэтому пустота наполняется суетой, которая никому не понадобится завтра. Это главное отличие, которое радикально меняет представление о том, как провести последние несколько лет своей жизни.

Цель создания богаделен

Фото: Nne.ru

Итак, цель ясна: создать такие условия, когда пожилые люди смогут прийти к глубокой и непоколебимой вере и подготовиться к ней к вечности. Размышляйте, помните, что мешает им предстать перед Судом, не склоняя головы под тяжестью грехов. Успейте покаяться, поработать на благо души. Медные работы ничем не легче, чем физические, а иногда и намного сложнее.

Но забота о душе неотделима от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянный уход — вот что является неотъемлемой частью хосписа. В конце концов, тело — вместилище души, и его тоже необходимо охранять, охранять, но не забывайте, что оно вторично.

Кто работает в этом заведении?

Фото Miloserdie.ru

Конечно, состав благотворительной организации очень разный. Все люди приходят сюда с определенным набором жизненных привычек, опыта и сформированных характеров. Но работающие здесь обращаются друг к другу «мать, сестра, отец», тем самым определяя круг этой семьи Христовой.

Поэтому главное качество работников хосписа — это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил как испытание истинной веры. Тем, кто работает в этом учреждении, приходится нелегко. Ведь финансовое благополучие не всегда позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ломать себя во многих вещах, иногда кажется, что ты бьешься о стену. Но если вы сопротивляетесь, то внезапно все разрешается само по воле Бога. Это награда за прохождение испытания.

Нелегко переносить неблагодарность и непримиримость тех, кто начинает жизнь в хосписе. Не все жители сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по волшебству. Они перевоспитываются, отрываясь от корней проросших грехов, но этот процесс долгий и даже если не каждый может завершить себя.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

Как попасть в богадельню для проживания?

Фото: Vrataby.com

Человек, который пытается завершить свои дни в духе православной веры и под сенью церкви, может найти для себя такое заведение недалеко от своего места жительства. Для этого лучше обратиться за помощью в ближайший храм, и там уже помогут определиться с направлением поиска. В хосписе есть специальный сотрудник, который занимается подбором и расселением новых членов семьи. Также поможет оформить все документы, поможет с переездом и устройством. У многих хосписов есть свои сайты, поэтому вы можете найти такое заведение с помощью друзей или самостоятельно.

Значение слова


Многие люди знают, что означает слово, а другие связывают его с негативными моментами.
Это заведение, которое осуществляет благотворительную деятельность, оказывает помощь нетрудоспособным лицам, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой.

Значение слова богадельня — «ради Бога». Такие заведения чаще называют богоугодными.

Попадающие в них люди могут рассчитывать на полный уход и комплексное содержание.

Обратите внимание! Богадельнями раньше назывались благотворительные заведения, где содержали людей, которые не могли самостоятельно себя обеспечить, ухаживать за собой и выполнять ежедневные дела.

В большинстве случаев в заведения определяют нетрудоспособных лиц. Это могут быть престарелые люди, немощные граждане, инвалиды, калеки, пациенты, которым требуется реабилитация после длительного лечения.

Человек, который попадает в такое благотворительное заведение, может рассчитывать на полное содержание. Некоторые учреждения работают с древних времен.

Важно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа


Дом приюта в Люблине открыли еще в начале 1342 года, но и сегодня он продолжает свою деятельность, помогает людям, которым нужна помощь.
В Варшаве есть дом Святого Духа и девы Марии. Он работает с 1388 года, и здесь оказали помощь уже огромному количеству престарелых и нуждающихся.

Богадельни в Москве имеют несколько характерных отличий от скудельниц и древнерусских убогих домов, поэтому не стоит их путать между собой.

Современные российские богадельни

Фото: Stdimitry.ru

следует сказать о нескольких заведениях, существующих в наше время.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Изначально это был небольшой ретрит, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас хоспис располагается в отдельном новом здании на набережной реки Яузы. Здесь сестры братства Сан-Деметрио заботятся о жителях. Многие жители тяжело больны. Дело в том, что у этого братства есть лицензии на услуги медсестер, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что они лечат тела одновременно, как исцеляющие души. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, делятся с ними своей болью, сочувствуют их слабостям, укрепляют жителей и помогают им в исцелении.

Екатеринбургская богадельня

Подобный хоспис есть в обычном жилом доме в Екатеринбурге. Он носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В нем мало персонала, а медицинское обслуживание предоставляется как в местной клинике, так и на волонтерах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]