Если в советскую эпоху праздновали только день рождения человека, то в наши дни стало актуальным отмечать и именины. Эта статья поможет и носителю имени Денис, и его родным, ведь детально расскажет, в честь какого святого был назван этот мальчик, парень, мужчина. Помните: если вы крестная или крестный мальчика, не забудьте купить для него именную иконку (бумажную или нательную)! Она станет личным талисманом маленького Дена, к тому же будет напоминать о вашей заботе.
Священномученик Дионисий Ареопагит
Немного в ранней христианской истории мужей, имевших такую сложную и интересную судьбу, как Дионисий Ареопагит – афинский философ и епископ, входивший в число 70 первых проповедников. Он лично знал почти всех апостолов и, как сказано в некоторых источниках, приветствовал Богоматерь.
Главную ценность для Православной церкви представляют богословские труды – «Ареопагитики», созданные рукой и умом святого философа. В Средневековье эти работы были одним из основных источников духовного образования. Хотя до сих пор специалисты по теологии ведут споры, действительно ли «Ареопагитики» принадлежат авторству Ареопагита.
Биография Дионисия Ареопагита
Основная информация о святом афинском философе Ареопагите представлена в «Деяниях святых апостолов» – книге Нового Завета.
Происхождение
Дионисий Ареопагит – грек по крови. Родился в Афинах. Семья святого была вельможная, обеспеченная. В юности Ареопагит серьезно занимался образованием, изучал самые востребованные науки того периода. Позже отправился в египетский Гелиополь (город к северо-востоку от Каира), там постигал астрономию – науку, в то время считавшуюся обязательной для философов.
В Гелиополе философу довелось стать очевидцем солнечного затмения в тот же час, когда происходила казнь Христа. Шокированный жутким астрономическим зрелищем Дионисий Ареопагит закричал: «То ли это Создатель всего сущего страдает, то ли это видимому миру конец!».
Вернувшись в Афины с превосходным образованием, молодой философ получил место в Ареопаге – Верховном суде.
Житие
Когда апостол Павел прибыл в Афины, чтобы искоренять языческую веру, обращать греков в христианство, Ареопаг вызвал его для допроса. Судей интересовала суть нового учения. Апостол прочитал членам Ареопага проповедь, которой Дионисий был глубоко тронут. Молодой философ покрестился, стал верным помощником святого Павла в проповеднической деятельности, оставался им в течение 3 лет.
Дионисий Ареопагит не мог не посетить Иерусалим, ему хотелось свидеться с Богородицей. О знакомстве с Марией философ красноречиво рассказал наставнику в письме, описал небесную благодать, которую источала Божья Матерь.
На встречу с Марией Дионисий отправился в сопровождении святого апостола Иоанна. И вот как Ареопагит описывает событие: «Как предстал перед лицом Пресвятой Девы, так испытал неописуемое чувство. Пред моими очами засияло некое Божественное сияние, дух мой осветило. Я почувствовал, как благоухают непередаваемые ароматы, и пришел в такой восторг, что не в силах был ни телом слабым, ни духом вынести этого предвестия и начала вечного блаженства и Божьей славы». Прибыл Дионисий Ареопагит и на погребение Девы Марии в 57 году.
Когда в Афинах окрепло христианство, Дионисий первым получил сан епископа. Но на трон взошел жестокий император Нерон – приверженец язычества, начавший гонения на христиан. В Риме схватили святых апостолов Петра и Павла, казнили.
После страшной кончины святого наставника Дионисий Ареопагит понял, что надобно стать продолжателем апостольского дела. Присоединившись к проповедникам Рустику и Елевферию, отправился разносить слово Божье по западноевропейским областям Римской империи.
Кончина
Проповедники путешествовали по германским, галльским, итальянским, испанским землям, а схвачены были в Лютеции (нынешний Париж). Их заточили в темнице, пытали с целью добиться отречения от веры в Христа. Но проповедники остались непреклонными, за что их приговорили к казни через отсечение головы.
В последнюю ночь перед казнью к святым в темницу явились ангелы. Дионисий Ареопагит совершил последнюю в жизни литургию при ангельском сиянии.
Утром святых мучеников казнили. Когда святому философу отсекли голову, тот встал с плахи, поднял с пола собственную голову и, держа ее в руках, направился к христианскому храму, находящемуся в 6 км от места казни. Так мученик указал, где желает быть захороненным. Похоронила афинского философа местная женщина, последовательница христианства, которую звали Катулла.
Ныне место, где обрел покой Дионисий Ареопагит, называется Сен-Дени – пригород Парижа, находящийся в 9 км от центра французской столицы.
Почитание в православии
Святого Ареопагита в православии принято почитать в даты Собора 70 апостолов: 16 октября, 17 января.
Иконография
Иконописцы пишут святого Ареопагита с его богословским трудом «Ареопагитики» в левой руке. Икона изображает мудрого седобородого старца в епископском облачении.
Творческое наследие
До 6 века богословские работы Ареопагита изучали лишь теологи Александрийской церкви. После всеобщего признания и растолкования труды святого философа стали одними из самых значимых для формирования мировоззрения христиан.
Прошло 11 веков, в 16 столетии теологи тщательно проанализировали «Ареопагитики». Многие исследователи усомнились, действительно ли труды созданы во времена гонений на первых христиан, правда ли написаны рукой святого Ареопагита. Философы и богословы, исповедующие католицизм и протестантизм, уменьшили значимость богословских писаний. Но в православии «Ареопагитики» до сих пор имеют высокую ценность как источник, многие века дававший духовное образование христианам.
Богословы Иоанн Дамаскин и Фома Аквинат придерживались философии Ареопагита, применяли труды святого для написания трактатов и борьбы с еретиками.
Именно через Иоанна Дамаскина русские церковники узнали о работах святого афинского философа. В 1371 году афонские монахи перевели греческие сочинения, так они стали доступны для ознакомления русским богословам.
«Ареопагитики» – сборник, состоящий из нескольких книг:
- «О Божественных именах»;
- «О небесной иерархии» – перечисление и разъяснение ангельских чинов;
- «О церковной иерархии» – объяснение сути церковных служб, в основе которых – священная иерархия;
- «Таинственное Богословие»;
- также послания святого – Иоанну Богослову, иерархам Титу и Поликарпу, служителям Гаю и Демофилу, иерею Сопатру, литургу Дорофею.
Дионисий Афинский в своих книгах объясняет, что приближение к Богу без веры немыслимо. Получение Благодати становится возможным после Крещения и Евхаристии. Церковные таинства двойственные: суть в них – духовность, а образ – чувственность. Имена, упоминаемые в молитвах, богословских писаниях, церковных действах, – ступень, на шаг приближающая к познанию Бога.
Где найти мощи
Святые мощи Ареопагита остались там же, где были захоронены много веков назад, – в Сен-Дени. Лежат в местной базилике.
Молитвословие
В церковных текстах, обращаемых к святому мученику, славят его мудрость и верность вере.
Тропарь
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная и, веру соблюд, равное течение совершил еси, священномучениче Дионисие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом и озарил еси во тьме неведения седящия. Темже зовем: радуйся, отче всемирный.
Канон
Песнь 1
Ирмос
Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Павлом божественным научен, небесных, Дионисие, видцем, небесный таинник абие и боговещатель был еси.
Иже благодатию Божиею озарився, просвети, блаженне, поющих тя души твоя разумети богодухновенная учения, Дионисие.
Умом преочищенным и душею, небесных удобрений сияния уведети сподобился еси, и тех ликостояния, Дионисие.
Богородичен: Чертог светоносный, паче ума воплощения явилася еси всех Содетеля: из Тебе бо плоть, Богомати, нашу одеял есть.
Песнь 3
Ирмос
Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.
Небесных кругов превозшед, отче, премирных чины, и воинства, и светлости, высоковещаньми словес и всемудрыми учении всем изъяснил еси.
Высокаго видения насыщся, преподобне, имен Божественных Божественное разумение богословил еси, Троичный богослов быв благодатию, богоблаженне Дионисие.
Умертвився нынешним желанием, еже к Богу, и любомудрию крепко научився, сущим паче ума животворным дарованием богоносный орган, отче, был еси.
Богородичен: Деянием, Дево, Вседетельнаго Духа, тело Владыце всех плодоносила еси, в Немже осудися мира грех и Жизнь источися вечнующая.
Седален, глас 8
В пучине премудрости уча, Духа глубины, Троицы едино Божество проповедал еси, преподобне, списав вся ангельския чины и тайная тех сияния, богомудре. Тем и нижнюю иерархию счиняя, ко единому вся возвел еси единству, иерарше Дионисие. Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати чествующим любовию святую память твою.
Богородичен: Солнца облаче разумнаго, Божественнаго Света светильниче златокованный, нескверная, неблазная, всенепорочная Владычице, омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся. И оскверненное мое сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами, и от тимения мя очисти дел моих, да любовию зову Ти: Богородице Приснодево, моли Христа Бога, прегрешений оставление подати ми, Тебе бо имею надежду, раб Твой.
Крестобогородичен: Агнца, и Пастыря, и Избавителя, Агница зрящи на Кресте, восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше: мир убо радуется, приемляй Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости. Долготерпеливе Господи, милости бездно и источниче неисчерпаемый, умилосердися и даруй согрешений оставление, верою поющим Божественныя Страсти Твоя.
Песнь 4
Ирмос
Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Церковное благочиние украсил еси: в них бо, отче, живописал еси зрачныя образы явственно священнописанием безобразных сил; имиже тайноводятся и просвещаются вся верных, богомудре, соборы.
Струи твоего богословия, богоприятне, цветники напаяют словесныя, присноцветущия зело и насажденныя на правости богословия: единство бо Существа в Триех Лицех, честное Единоначалие проповедал еси.
Ангельскаго священноначальства сильное, святителю, желание и рачение, еже к Богу, и неуклонное мание к высоте божественней и непостижимей, научил еси богомудренно, верою вопиющия: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Богородичен: Священнодействитель спасения бысть Сын Твой всем поющим Тя, и наставник, и просветитель, и правда, Дево, и избавление. Тем Тя, Богородицу, истинно и господьственно вернии единомудренно славим.
Песнь 5
Ирмос
Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Глагол твоих вещание, яко некий небесный шум носимь, безбожныя разумы огроми словом благодати и велений божественных зарями светлейшими верных сердца просвети.
Уподобился еси купцу, ищущему добрыя бисеры, всебогате, и обрел еси един Бисер, истинно многоценен, и, удивлься его боготворну световержению, святителю, Бога исповедал еси.
Источник мудрости, любомудрейше отче, возлюбил еси, и, тоя рачением и любовию одержимь, велик был еси, и реки божественных велений всегда точиши, богогласе.
Богородичен: Яко Обрадованная, добротворящее прияла еси благолепие, вся единем хотением Сотворшаго, и божественною добротою и просвещением благоверия, Богомати, нас Удобрившаго.
Песнь 6
Ирмос
Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
Законно любомудрствуя, мудрости дар получил еси, божественне богословя православныя догматы, всеблаженне, оставил еси, ихже наслаждающеся, вернии, тя блажим.
Разумом боголепным, богомудре, удобряемь, божественному учителю слух твой приклонил еси, и премирную от него мудрость навыкл еси, Дионисие.
Житие твое чудно, слово же дивнейше, язык твой светозарен, уста огнедухновенна и духодвижима, ум же твой испытен, отче, богоблаженне.
Богородичен: Глас Ти Гавриилов радостно, Дево, взываем вернии, из Тебе бо неизреченно нам живоначальный Творец изшел есть и примесися человеком, Человеколюбец.
Кондак, глас 8
Небесная врата прошед духом, яко ученик, до третияго небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом и озарил еси во тме неведения седящия. Темже зовем: радуйся, отче всемирный.
Икос
Ангел от человеков, добродетельми быв великий Дионисий, весь, яко крилат, навыче умом небесныя разумы. Тем песньми, яко ангела, почтим, вопиюще к нему таковая: радуйся, уведевый Христа Павлом; радуйся, многия ко Христу обративый; радуйся, многобожия храмов губителю; радуйся, богоразумнаго совета смотрение; радуйся, книго богоначертанная тайных сокровищ; радуйся, скрижаль богозрачная и зерцало небесное; радуйся, яко Страсть Господню видел еси; радуйся, яко усердно Того ради закалаешися; радуйся, источниче, источая разум; радуйся, капле, угашающи безумие; радуйся, стезе нелестная спасения; радуйся, преградо нечестивых прехода; радуйся, отче всемирный.
Песнь 7
Ирмос
Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Яко туча небесная землю жаждущую, твоя учения верных сердца присно желающая умащают и несытно вопити научат: отец наших Боже, благословен еси.
Разумом богомудренным безплотныя умы расписал еси и тех, преблаженне, песнословия, божествен быв, Церковь пети наказал еси: благословен Бог отец наших.
Приятелище Духа Всесвятаго явился еси благоключимое, и Того вдохновения и явления пророчески провозглашая, мудре Дионисие, вопияше весело: благословен Бог отец наших.
Богородичен: Се ныне исполнися Исаии богоглаголиваго проречение: Дева бо во чреве Бога Слова име и породила есть Жизнодавца; Емуже вси зовем: благословен Бог отец наших.
Песнь 8
Ирмос
Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Светел, яко зерцало, быв, Дионисие, и вместителен чистых явлений ум соделав, добродетелию, всебогате, лучи паче ума сияния приемля, вопиял еси: священницы благословите, людие превозносите во вся веки.
Обильнейшая благодать излияся во устнах твоих, тем божественная учения предложил еси, и тех разумы паче смысла нам простирая и яснее и светло отверзая, верою поющим: священницы благословите, людие превозносите во вся веки.
Знаемейша бысть тобою, Дионисие, Афинская всеславная митрополия, Христу принесшая тя начаток всесвященный Всецарю, всегда поющи: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Богородичен: Мати Божия Всенепорочная, души моея струпы и греховныя язвы потреби: Сына бо родила еси, власть имущаго связанныя пленицами греховными удобь ослабити от уз нерешимых, единаго Благодетеля и единаго Жизнодавца.
Песнь 9
Ирмос
Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Святых апостол сподобился еси видитель быти и сострадалец, и сообщник был еси славы, и с теми на видение потщался еси телесе истинно живоначальныя единыя Богородицы и честнейшия, Юже достойно величаем.
Божественнаго Царствия на небесех наследник был еси, яко законен архиерей, отче, яко непобедимь страдалец, священства мастию кровь срастворил еси мученическую. Тем сугубым венцем сподобился еси достойно, священнотаинниче Дионисие.
Яко имея дерзновение ко Христу, иерарше, мудре Дионисие, всегда моли избавитися от искушения благочестно поющим тя, учениче неизреченных видений, яко тайноученныя и богоначальныя священноявленник благости.
Богородичен: Победившу ереси храбрски, честную Церковь яви, юже Христос честною Своею кровию яко Благ стяжа, Обрадованная, Сын Твой истинно, и спаси от бед и от обстояния, одержащаго нас, Владычице.
Светилен
Добродетельми восходя, возвысився на небеса, богоприятне, и познал еси ангелов чины, и всех вышних стояния, и Трисолнечную Зарю, навык от Павла.
Богородичен: Иже жизни божественней и блаженней позавидев ми древле в раи, враг прелукавый и злокозненный, и от Едема изгнав мя, умерщвляется Рождеством Твоим, Богородице.
Кто такой Дионис?
Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:
- Бахус;
- Вакх;
- Старший Дионис;
- Загрей;
- Либер;
- Дифирамб;
- Ортос;
- Хорей.
Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:
- отвечал за возрождение растительности весной;
- покровительствовал земледельцам;
- обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
- насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
- считается «отцом» театрального жанра трагедии.
Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.
Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.
Другие известные святые с именем Дионисий
В православии святых мужей и преподобных отцов, носящих греческое имя, немало. Но наиболее известны верующим Дионисий Олимпийский и Дионисий Радонежский.
Преподобный Дионисий Олимпийский
Жил в 15 веке, некоторое время был иноком в Афонской обители. Известен как основатель и настоятель одной из древнейших македонских монашеских общин – на горе Олимп.
Строгий и аскетичный подвижник привлекал многих людей, наставлял, поучал. Умел найти подход даже к закоренелым преступникам и негодяям, наставить их на истинный путь. Как-то один грабитель задумал унести из кельи святого все ценное, но столкнулся с Дионисием. Настоятель тихо и мирно побеседовал с преступником, силой внушения заставил вернуть награбленное, задуматься о честной жизни.
Скончался Дионисий Олимпийский в 1541 году. Вспоминают святого настоятеля 24 января.
Преподобный Дионисий Радонежский
Родился в 1570-е во Ржеве, тогда же первым патриархом на Руси стал Иов. Дионисий рано осиротел, воспитывался при монастыре. Когда семью святого настигла беда – трагическая смерть супруги и детей, принял постриг. Позже был назначен настоятелем Старицкой обители.
В 1605-ом, когда воцарился Лжедмитрий I, в монастырь в Старицу под охраной доставили патриарха Иова. Дионисию велели держать того в заточении. Но настоятель не послушал наказ, тайком приносил пленному провизию. В 1612-ом преподобный Дионисий, назначенный архимандритом Троице-Сергиевой лавры, разослал послания с призывом собрать войско для обороны от захватчиков. Тогда же ему пришлось оборонять монастырские стены от войска Лжедмитрия II. Когда закончилось Смутное время, Дионисий Радонежский много трудился, чтобы восстановить разоренную обитель.
Среди прочих монастырских дел Дионисий переводил богословские книги. Недоброжелатели наклеветали на святого, якобы он искажает тексты. Преподобного посадили в темницу, пытали, тот смиренно терпел муки, ведь оправдываться ему было не в чем. Когда из плена вернулся патриарх Филарет, то оправдал невинно осужденного.
Скончался Дионисий, старец Радонежский 1633 году. Вспоминают святого 25 мая.
Какими судьбой и характером отличается носитель данного имени?
- Ранние годы. В детстве это необычайно общительный, дружелюбный мальчик. Он не просто обожает заводить друзей, он с удовольствием возится со всеми живыми существами, которых видит (кормит голубей, уток в парке, подкармливает дворовых котов и щенков). Будет отлично, если родители подарят ему собаку или хотя бы хомячка. Пушистый друг научит его заботиться о ком-то, а также ответственности.
- Школа. Мальчик приносит неплохие оценки. Впрочем, учителям может не нравиться, что на уроках он не умеет долго сидеть на месте, уже через 15 минут начинает вертеться, отвлекая товарища по парте.
- Юность. Со временем парень учится аккуратности и усидчивости, и эти качества очень помогают ему в учебе. Часто оказывается, что Денису бессовестно везет (например, если он купит лотерейный билет, то вдруг выиграет если не главный приз, то крупную сумму — точно).
- Зрелые годы. Это усидчивый, очень принципиальный мужчина, не выносящий мнений, расходящихся с его собственным. Он может оказаться коллекционером, собирающим что-то со школьной скамьи и до старости. Деньгами не разбрасывается, так как хорошо знает, где они берутся. Его первый брак может развалиться (и возможно, проблема в том, что супругу он выбирает не сердцем, а кошельком).
Если вы интересуетесь не только датой именин Дионисия (в миру Дениса), но и следом, который оставили его духовные тезки в мире в общем и нашей религии в частности, предлагаем посмотреть не слишком длинный фильм о русском иконописце. Лики, созданные Дионисием из Вологодской области, сохранились до наших дней, и они действительно прекрасны. Благодаря этому видео вы ненадолго погрузитесь в благочестивое русское средневековье, вспомнив много исторических фактов и расширив свой кругозор:
День ангела Дениса по церковному календарю
В прошлые столетия новорожденного называли именем святого, в день почитания которого он появился на свет. Сегодня родители дают младенцу имя мирское, которое нравится. А батюшка называет церковным, которое может не совпадать с первым.
Когда праздновать день ангела (именины) – можно спросить у батюшки. Это может быть не один день, если святых, носящих имя, несколько (как в случае с Дионисием). Тогда праздничной считается дата, первой идущая за днем рождения. Для Дениса именинами могут стать даты, посвященные указанным в таблице святым.
Месяц | Дата | Почитаемые в православии святые Дионисии |
январь | 17 | афинский епископ и мученик Ареопагит |
февраль | 6 | настоятель Олимпийского монастыря |
март | 5 | мученик, послушник Валаамской обители |
23 | епископ Коринфа, создатель христианских письменных трудов, мученик | |
28 | Палестинский, обезглавленный в Кесарии за противление язычеству | |
29 | Праведник | |
май | 4 | воин Памфилийский, пострадавший за Христову веру в Пергии |
19 | лингвист Фракийский, ученик Аристарха, создатель первой грамматики | |
25 | архимандрит Радонежский | |
31 | мученик Лампсакский | |
июнь | 10 | угодник Божий, принявший мученичество схимонах Петушков |
14 | иконописец Глушицкий, основатель и игумен Вологодских монастырей | |
16 | мученик Византийский | |
июль | 8 | старец Афонский, ктитор Дионисиата – монастыря Иоанна Крестителя |
9 | архиепископ Нижегородский и Суздальский, митрополит Киевский | |
август | 13 | монах Ватопедский, замученный турками за приверженность вере |
17 | Ефесский, один из 7 юношей, погребенных в пещере за отказ от язычества | |
31 | Требийский, пострадавший в Италии за приверженность Христу | |
сентябрь | 6 | греческий архиепископ, теолог Закинфский (дата переноса мощей) |
12 | старец Островский, служитель Оятской Введенской обители | |
19 | принявший мученичество чтец из Александрии | |
октябрь | 16 | иеромонах по прозвищу Щепа, затворник Печерского монастыря |
18 | епископ Александрии, богослов, общественный деятель | |
25 | иконописец Глушицкий | |
28 | святитель Нижегородский и Суздальский | |
ноябрь | 4 | Ефесский |
14 | Глушицкий | |
23 | священник Щеголев, клирик Саратовский, новомученик | |
декабрь | 3 | Доростольский, мученически скончался за твердость веры в Христа |
12 | епископ Коринфа, создатель христианских трудов, мученик | |
30 | святитель, теолог Закинфский |
Даты в таблице приведены по новому календарю (григорианскому).
Имя Денис изначально признавалось мирским вариантом церковного Дионисий. С начала 20 века стало официальной формой.
Атрибут Диониса
В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:
- Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
- Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
- Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую — чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.
Спутники Диониса не менее символичны:
- Мельпомена – муза трагедии;
- Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
- пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
- бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.