Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. Архимандрит Кирилл (Павлов)


Кто такая самарянка

Главная героиня евангельского сюжета, который вспоминается в четвертое воскресенье после Пасхи, это – женщина, жительница Самарии. Имя ее по преданию, было Фотиния. В переводе это слово означает «светлая», отсюда пошло идентичное женское имя – Светлана. Она прославилась тем, что, поверив во Христа, привела к нему множество людей, своих земляков. В евангелии сказано, что после ее слов, многие пошли, чтоб увидеть Его. Христос пробыл по их просьбе в городе два дня, результатом этого было большое количество уверовавших в Него.

Закончила свою земную жизнь Фотиния мученическим венцом. По преданию, она была сожжена живьем из-за своей веры. Церковь получила канонизированную святую, которые Светланы могут считать своей покровительницей.

Православные новости со всего мира — BlagNews

В неделю о самаряныне. Во имя Отца, и Сына, и Свят а го Д уха! Христос Воскресе! Дорогие отцы, братия и сестры! В сегодняшнее воскресенье святая Церковь предлагает нам повествование о беседе Иисуса Христа с самарянкой (Ин.4; 5-42 ). Многочисленные евангельские повествования, прочитанные за богослужением, научают нас истинам христианской веры. Каждый из нас в своей повседневной жизни старается найти ответы на возникшие перед ним проблемы. Верующий человек все свои дела и поступки стремится совершать по правде Божией. Углубимся и мы в смысл прочитанного сегодняшнего Евангелия. Узнав о том, что Иоанн Креститель брошен Иродом в темницу, Господь со своими учениками покинул пределы Иудеи и отправился в Галилею. Пройдя долгий путь, они пришли в самарийский город Сихарь. Устав в пути, Иисус Христос сел у колодца отдохнуть, пока ученики Его пошли в город за хлебом. В это время к колодцу подошла женщина набрать воды. Господь обратился к ней со словами: «Дай мне пить». Крайне удивили эти слова женщину, ибо она была самарянкой, а иудеи с самарянами не общаются. Высказав свое удивление, она услышала в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «Дай мне пить», то ты сама бы просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина еще больше удивилась словам этого человека и поэтому сказала ему: «Этот колодец глубок, а тебе и почерпнуть — т о нечем, откуда ты можешь дать мне воду живую?». Спаситель же назвал живою водою Свое Божественное учение. Потому что, как несколько глотков свежей ключевой воды спасают уставшего путника в пустыне от гибели, так и Его учение спасает душу каждого человека от п огибели и ведет к жизни вечной. Самарянка не пон яла слов Спасителя о воде живой и поэтому сказала: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не испытывать жажды и не приходить каждый день черпать». Она думала об обычной воде, за которой приходит каждый день, Спаситель же сказал ей: «Всякий человек пьющий эту свежую воду, опять будет чувствовать жажду. Вода же, которую Я дам ему, вода эта сделается в нем источником живой воды текущей в жизнь вечную». Теперь самарянка знает о воде живой и стремится ее принять, но она еще не понимает, что ее греховная жизнь мешает ей принятию Божией Благодати. Господь мягко подводит ее к исповедованию греха. «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда за водой живой». И она, зная свою жизнь, кротко отвечает: «У меня нет мужа». Так в душе самарянки произошел крутой поворот от прежней порочной жизни. Две добродетели соединились в ней: сознание своей вины и смирение. Сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает Благодать. (1.Пет.5.5). Женщина видя, что говоривший с нею видит всю ее жизнь и знает все ее грехи, начала понимать, что говорит не с обычным человеком и подумала, что он пророк. Она слышала от людей, окружавших ее, многочисленные р азговоры и споры о пришествии в мир Мессии. И она сказала ему: «Знаю, что когда придет Мессия, то объяснит нам все». Хр истос ответил ей : «Мессия — это Я». Тогда женщина оставила кувшин, по шла обратно в город и сказала людям: «Пойдите и поговорите с Человеком, Который сказал мне все о моей жизни! Не Он ли ожидаемый Мессия?». Многие из самарян пришли к колодцу, б еседовали с Ним и уверовали в Него. Они просили Его побыть у них, и Он пробыл там два дня, разговаривал с ними о тайнах Царствия Божия. Потом они говорили: «Уже сами из разговоров с ним узнаем, что Он истинный Спаситель мира Христос». Каждый верующий человек стремится жить в единении с Богом, для него это насущная необходимость. Нет человека без греха. Даже верующие согрешают ежедневно, но каждый из них знает, что грех лишает его Божественной помощи. Однако душа человека стремится к Богу, и потому он вновь и вновь прибегает к Нему с покаянием, чтобы не лишить себя Его Благодати. Если болезни тела и души не уберегают нас от искушений, скорбей и земных соблазнов — найдем в себе силы и воззовем ко Христу о помощи. Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! В этот воскресный день, когда читается Евангельское повествование о встрече Господа с самарянкой, каждый из нас должен подумать о собственной встрече с Господом, здесь в храме — у колодца живой воды. И мы верим, что О н в этом доме Божием, зрит на нас, простирает к любящим Его Свою Божественную благодать и помощь. Господь Иисус Христос дал нам пример высочайшей любви и смирения. И нам надо любить Господа и ценить каждый день, как возможность делать доброе и спасительное, для вечности потребное. Аминь. Протоиерей Евгений Жемчугин Настоятель Ильинского храма с. Мамонтово

Источник информации bogorodsk-blago.ru/news/3786/

Евангельский сюжет

В четвертой главе Евангелия святой Иоанн Богослов описывает сцену, которой нет у других евангелистов. Он повествует о том, как Христос со своими учениками шел из Иудеи в Галилею. Дорога лежала через Самарию. Здешний народ был сначала верующим в Единого Бога, но после он создал себе также и идолов. Одновременное поклонение Богу и идолам было не одобрено иудеями, поэтому они не допустили их до строительства Иерусалимского храма. Тогда самаряне выстроили свой храм на горе Гаризим. С тех пор иудеи плохо относились к самарянам, старались не общаться с ними.

В евангельском сюжете описывается, как Христос сел возле города Сихема (который евангелист почему-то называет «Сихарь») и стал ждать, пока ученики пошли в город приобрести продуктов. В тот день стояла сильная жара, Он сел около колодца, который Иаков много лет назад дал своим детям.

В этот момент пришла жительница Самарии и стала набирать воду из колодца. Христос хотел пить и попросил у нее воды. Самарянка удивилась, узнав в Нем иудея по внешним признакам или акценту. Она напомнила Ему, что жители Иудеи не разговаривают с самарянами. На что Он ответил, что если б она знала, Кто перед ней, то сама просила бы у Него воды живой. Христос имел ввиду Божественную благодать, но самарянка не поняла и спросила, откуда у Него колодец. При этом она сострила, сказав, неужели Он больше Иакова, который дал им этот колодец.

Христос, не обращая внимания на ее недобрые замечания, ответил, что та вода, которую Он может дать ей, необычная. После нее не будешь испытывать жажду (имелась в виду духовная жажда). Но женщина опять не поняла, и, думая, что перед ней – чародей, попросила этой волшебной воды, от которой больше не захочется пить и не будет нужды приходить на этот колодец за водой.

Христос сказал ей, чтобы она привела сюда своего мужа, чувствуя, что идет дело к проповеди веры. Самарянка не захотела открывать свою личную жизнь и солгала, что мужа у нее нет. Спаситель возразил, что она пять раз была замужем, а сейчас тайно живет с мужчиной, который не является ее мужем. Тогда женщина была сильно удивлена и назвала Собеседника «пророком».

У нее сразу возник к Нему злободневный вопрос: где надлежит кланяться Богу – Иерусалимском храме или на горе Гаризим? Она хотела узнать, кто прав, иудеи или самаряне в проявлении веры. Но Христос ответил, что Бог есть Дух, и кланяться Ему надо не в определенном месте, а в душе.

На это самарянка в задумчивости ответила, что когда придет Христос, то объяснит им все. После чего Он, уже не скрывая, сказал, что это Он и есть. Тут пришли ученики, но не стали интересоваться, почему Он разговаривает с женщиной. Она же, бросив свой кувшин, побежала в город, где всем рассказала, что встретила Христа. Народ пошел посмотреть на Него, и многие тогда уверовали в тот день. Женщине же сказали, что уже не благодаря ее словам они уверовали, а потому что сами увидели Его.

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Дорогие братья и сестры! Наступил уже пятый воскресный день по Пасхе. Все воскресные дни посвящены евангельским событиям, которые дают нам, современным христианам, почерпнуть для себя бесценный урок евангельской истины.

Сегодня мы слышали с вами евангельское чтение о самарянке – женщине, которая повстречала Христа у колодца Иакова. Иаков – сын Исаака, внук Авраама, который завещал эту землю и этот колодец своим детям, а также всем иудеям.

Христос встретил самарянку у колодца, расположенного неподалеку от самарийского города Сихема, по дороге в Иерусалим, куда Он направлялся на праздник Пасху. Между Христом и самарянкой начался диалог, который, на первый взгляд, может показаться достаточно простым, но с точки зрения евангельской истины – это очень важная беседа. Мы видим, что происходит как бы обычная встреча, во время которой Христос просит у женщины напиться воды. Самарянка удивилась и ответила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Ин. 4, 10). Ответ Христа свидетельствует о том, что Господь не просто желал напиться воды из колодца, а Сам готов был дать «живой воды» этой женщине, тем самым открыть перед ней знания об истинном Боге.

Слова Христа, обращенные к самарянке, очень много значат и для нас. Ведь очень часто, обращаясь к Господу в храме, мы жаждем воды простой и доступной. Люди просят об этой воде, подразумевая материальные блага этого мира: удобства, комфорт, блага, чтобы все было хорошо и у нас, и у наших ближних. Господь же говорит о том, что у Бога нужно просить иного дара – «живой воды», которая станет в нашем сердце источником жизни вечной. Мы должны просить у Бога благодати, сил и разума, чтобы стяжать небесное наследие и жизнь вечную.

Мы видим, что каждый новый вопрос и ответ Христа, все больше и больше подводят самарянку к мысли о том, что перед ней не простой человек, а Сам Мессия. Это происходит после того, как Христос обличает женщину, раскрыв тайны ее сердца: «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18). Женщина все сразу понимает и отправляется в город, чтобы пригласить своих собратьев встретиться с Мессией. Евангелие свидетельствует о том, что Христос остался еще на два дня в Самарии, чтобы проповедовать там. Мы видим, что жители этого города верят Христу вовсе не из-за рассказа самарянки о Нем, а потому что сами узрели перед собой Творца и Его истину.

Мы видим также, братья и сестры, как после разговора с самарянкой Господь встретился со своими учениками. На просьбу апостолов принять пищу, Христос отвечает: «У Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин 4, 32). Господь отказался от трапезы и сказал, что Его пища заключается в ином, указывая Своим ученикам на народ: «А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4, 35) Христос говорит, что Его пища – это творить волю Отца Своего. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». (Ин 4, 36)

И действительно, дорогие братья и сестры, это очень глубокие слова. Они относятся не только к Самому Господу и к Его ученикам, но и ко всем людям. Истинная пища – исполнение Божией воли: стремление жить по заповедям, длится Божественным даром со своими близкими. Тогда мы становимся истинными апостолами, проповедниками. Учение Христово должно изменить человека, переменить образ его мыслей и чувств.

Колодец Иакова сохранился в городе Сихеме и до наших дней. Только сегодня этот город в основном населен мусульманами. Христиан там проживает немного. На протяжении многих столетий этот колодец являлся местом паломничества православных христиан. К сожалению, сегодня храм, рядом с которым находится колодец Иакова, расположен во враждебном обществе.

Мне довелось побывать на Святой Земле и молиться там. Оказывается, в конце XX века на этом месте явился новый мученик – священник Фелумен. Он был греком по происхождению, жил в храме, расположенном у колодца Иакова. Тогда многих мусульман, живущих в этом городе, такое соседство не устраивало. Они угрожали священнику, настаивали на том, чтобы он оставил место служения, вынес из храма иконы и кресты. Несмотря на многочисленные угрозы, священник не предал свою веру. Он категорически отвергал подобные предложения. В 1979 году группа радикально настроенных мусульман ворвалась в храм, устроила там погром и зверски замучила этого священника. Отец Фелумен был зарублен топором, ему выкололи глаза. Храм был осквернен. Престол уничтожен. Спустя пятнадцать лет священник был причислен к лику святых, как новый мученик.

Невозможно передать те чувства, которые испытываешь, находясь в этом святом месте! Когда, как сказано в Евангелие, опускаешь, почерпало в этот колодец, глубиною порядка тридцати метров. Когда ты пьешь из этого колодца эту замечательную и вкусную воду и осознаешь, что здесь, у этого колодца, более двух тысячелетий назад Христос беседовал с самарянкой. Об этой воде шла речь и в Евангелии. А рядом, в храме находится икона и покоятся мощи мученика, который отдал свою жизнь за Божию правду, который не побоялся и не захотел расстаться с той самой «живой водой» о которой свидетельствовал Христос.

Также и христиане, которые приходят для поклонения в этот святой храм, взирая на колодец и вспоминая святого мученика, наверняка задумываются о том, что в жизни каждого человека должны быть «живая вода», та истина, которую никогда не нужно бояться исповедовать.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

10 мая 2015 года

12 мая 2015 г.

Оставить комментарий

Поделиться в:

Где надо кланяться Богу

Главная мысль этого отрывка в том, что Бог ждет от нас не видимого поклонения Ему, а горячей душевной веры, исправления жизни и устремления духа к Нему. На вопрос самарянки, где надо кланяться, т.е. кто же прав, иудеи или самаряне, Христос постарался прекратить этот долгий спор, тем самым примирить эти народы, имеющие общие корни. Тем самым давая понять, насколько неразумны споры или даже ссоры, военные действия, возникающие по причине недоразумений в вере, разности религиозных взглядов.

Богу не нужны наши телесные поклоны, а тем более, ссоры из-за веры, Ему нужно открытое, горячее сердце человека!

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Русская Православная Церковь

17 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня пасхальное воскресенье, в которое мы вспоминаем беседу Христа Спасителя с женщиной-самарянкой (Ин. 4:5-42). Известно, что самаряне, как и иудеи, — это семитское племя, жившее в центре Палестины. Бывает, что между соседями или родственниками не складываются добрые отношения; вот и между двумя племенами — иудейским и самарянским — была постоянная вражда, носившая не только бытовой характер, но имевшая и некое религиозное измерение.

Именно об этом — сегодняшнее евангельское чтение. Мы слышали, как Господь, находясь в Самарии, был у колодца Иаковля. Этот древний колодец действительно восходит ко временам праотца Иакова, сына Исаака, внука Авраама, и он почитался самарянами как великая святыня. У этого колодца, из которого самаряне почерпали воду, Христос встретился с женщиной, а по тогдашнему обычаю между ними не должно быть никакого словесного контакта, потому что иудеи с самарянами не сообщались. Но Господь неожиданно просит у самарянской женщины воды: дай Мне пить. Она говорит Ему: разве Ты не знаешь, что мы не сообщаемся? Но Господь, несмотря на это, продолжает беседу, и тогда она спрашивает Его о чем-то, что для самарян было самым важным, потому что именно это отделяло их от иудеев. А спрашивать она стала потому, что Спаситель, не зная ее, рассказал ей всё о ее жизни — о том, что у нее было несколько мужей, и о том, что человек, с которым она сейчас живет, вовсе ей не муж. Самарянка побежала в свое селение и стала созывать народ, говоря: не это ли Тот, Кого мы ожидаем? Не Мессия ли Он? Ведь Он сказал все, что относилось к моей жизни, хотя этого знать не мог…

Потрясенная откровением от Спасителя, самарянка обратила к Нему самый главный вопрос: почему вы поклоняетесь в Иерусалиме, а мы — на этой горе? Ибо самаряне не ходили на поклонение в Иерусалим, а поклонялись Богу на горе Гаризим, недалеко от самого центра Самарии, и на этой горе приносили жертвы. Именно вопрос о месте поклонения Богу разделял в религиозном отношении самарян от иудеев, и самарянка хотела знать, где же все-таки должно Ему поклоняться — в Иерусалиме или на этой горе. Но Господь отвечает ей совсем не то, что она ожидала услышать. Он говорит, что скоро наступит время и уже наступило, когда не в Иерусалиме и не на горе люди будут поклоняться Богу, но в духе и истине. Эти слова Спасителя относятся ко всей истории, которая началась после Его пришествия в мир. Теперь для христианина безразлично с точки зрения спасения, где должно поклоняться Богу, ибо самое главное — поклоняться Ему в духе и истине.

Что же означают слова дух и истина? Истина означает истинную веру, а истинная вера предполагает определенные знания. Мы знаем, как на протяжении всей истории люди боролись за истинную веру, потому что понимали: если истина не овладевает человеческим разумом, то от человека сокрывается нечто самое важное, что только и способно определить его жизненный путь.

Истина действительно относится к тому, что совершается в человеческой личности на уровне познания. Поэтому неслучайно, что на протяжении всей христианской истории Церковь так боролась за то, чтобы истина, Богооткровенная истина, переданная Самим Господом апостолам, а через апостолов — всей Церкви, сохранялась неповрежденной. Из истории Церкви мы знаем, какие страшные баталии происходили вокруг истины, как часто возникали ереси, то есть сознательные искажения истины. И для того, чтобы разрушить многие человеческие хитросплетения, на протяжении первого тысячелетия собирались Вселенские Соборы, обсуждались вопросы веры, защищалась та самая истина, которую Господь вручил своим апостолам. Но она не перестает защищаться и во втором тысячелетии, как, наверное, будет защищаться и впредь, и борьба вокруг истины будет продолжаться до самого скончания рода человеческого.

А разве все то, что мы сегодня переживаем на интеллектуальном уровне, разве рациональные вызовы, которые бросаются в адрес Церкви и христианских убеждений, не требуют от нас борьбы, не требуют от нас защиты истины? Чем больше человек овладевает знаниями, тем больше у него возникает рациональных аргументов, используемых для того, чтобы поставить под сомнение Божественную истину. И происходит это не потому, что знания несовместимы с верой, но потому, что человек, вооружаясь знаниями, придает своей личности значение, во многом превышающее подлинное значение человека. Мы знаем, что человек, опираясь на свои знания, стал поставлять себя на место Бога, и впервые это произошло не в XXI и не в XX веке, а еще в античности, когда разум становился настолько самодовлеющим в жизни человека, что вытеснял Бога на периферию жизни. Но если говорить о сегодняшнем дне, то ведь так оно происходит и сегодня — с еще большей силой, потому что, овладевая научными знаниями, многие считают, что эти знания открывают им конечную истину.

Но ведь это совсем не так, потому что конечная истина лежит вне рационального знания. Конечная истина — там, где Бог, а Бога невозможно познать одним только разумом. Он познается в духе и истине. Истина, конечно, относится к разуму, а дух — это нечто совсем другое. Это действие Божественной благодати, а если благодать не прикасается к сердцу человека, то никаким разумом к Богу приблизиться невозможно. Если нет Божественной благодати, то разум будет всё далее и далее отделять человека от Бога, что и происходит сегодня. Очень многие, становясь людьми образованными, вместо того чтобы обратить и сердце свое, и разум к Богу, все более и более отдаляются от Него.

Бог познается в духе и истине. Это — завет всем нам. Это означает, что для нас рациональная истина не является чем-то ненужным или второстепенным. Действительно, все мы призваны развивать свой разум, по возможности получать образование, направлять все силы разума, в том числе, на уразумение Божественных тайн. Но нам никогда не будет дано это разумение, если мы не будем возрастать в духе. А дух — это наша внутренняя жизнь. Дух — это то, что уйдет в вечность вместе с нашей душой. И если разум наш, действующий по физиологическим законам, заложенным Богом в человеческую природу, имеет ограниченное время существования, то душа и дух, в которых также будет присутствовать разумное начало, переходят в вечность.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение поможет нам понять, что дух и истина — это то, что должно присутствовать в жизни каждого человека. Нельзя искать истину, игнорируя дух, и, наверное, нельзя стремиться обладать духовным, игнорируя истину. Вот почему Господь и сказал: настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. И это так важно сегодня, в наше особое время, исполненное величайших научных открытий, — чтобы все силы разума поддерживались силой духа. Наверное, об этом нужно подумать именно сейчас, когда, несмотря на колоссальные человеческие знания, род человеческий неожиданно погрузился в пандемию страшной болезни. Это действительно некий вызов нашему современному знанию. Конечно, ученые откроют пути борьбы с этой болезнью, но в какой-то момент нам следует задуматься о том, почему же мы не обладаем уже сегодня способностью немедленно прекратить, опираясь на силу разума, эту пандемию. Господь попускает нам эти испытания для того, чтобы мы могли задуматься о своей ограниченности. Не всё нам дается, и не всё дается сразу, и, склоняясь пред лицом Божиим, мы должны испросить у Него помощи не только в том, чтобы совершенствовать свой разум, но и в том, чтобы постоянно возвышать свой дух и чтобы дух оплодотворял наш разум. Тогда не будет никаких противоречий между наукой и религией, между внешним миром, который нас окружает, и духовным миром, которым живет Церковь.

К этому синтезу духовного и материального, рационального и духовно возвышенного, и должен стремиться род человеческий. И, может быть, потрясения, через которые мы сейчас проходим, помогут нам осознать, что величайшая истина связана с силой человеческого духа. И да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Христос Воскресе! С воскресным днем всех вас, братья и сестры. Сегодняшний воскресный день, Неделя, именуется Неделей о самаряныне, поскольку мы слышали с вами евангельское зачало, где повествуется о беседе нашего Спасителя с самарянкой (Ин., 12 зач., IV, 5-42).

Все мы знаем, о чем беседовал Господь с этой женщиной. Однажды, утрудившись и сев возле колодца, Он встретился с женщиной, которая пришла почерпнуть воды. И, когда оказалось, что Христос может этой женщине дать воду, она не понимала, откуда Он может ее взять. И на вопрос: «Где Ты можешь взять эту воду, ведь у Тебя нет и почерпала?» (Ин. 4:7), — Господь ответил ей таким образом, что ей стало понятно, что перед ней — Мессия. Ей стало понятно, что перед ней Тот, Кто больше патриарха Иакова.

И она, эта женщина, задала Господу, пожалуй, самый важный вопрос, который мог задать человек того времени. Она спросила Его: «Где нам должно поклоняться Богу, чтобы истинно Ему поклониться?» И на это Христос ответил: «Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Богу в духе и истине» (Ин. 4: 19-23).

Пожалуй, это самые важные слова сегодняшнего Евангелия. В определенном смысле это самые важные слова и всей нашей жизни, потому что в зависимости от того, как — правильно или неправильно — поклоняется Богу человек, зависит все его спасение. Но, если один верующий спросит другого: «Что нужно сделать, как нужно Богу поклоняться, чтобы истинно поклониться Ему, то есть спастись?», — а другой на этот вопрос ответит: «Поклоняйся Богу в духе и истине», — то вряд ли ответ вопрошающего удовлетворит. И есть толкователи, которые говорят, что очень сложный ответ Христа, потому что действительно не просто понять, что значит «в духе и истине Богу поклоняться». Поэтому толкователи многие останавливают наше внимание именно на правильном понимании этих слов.

Конечно, если мы говорим о том, что в человеке в самом есть дух и истина, то мы ими и должны поклоняться. Но что является духом в нас и что является истиной в нас? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит, что здесь Господь призывает поклоняться Богу чистым умом и чистым сердцем. Пожалуй, действительно, если человек очистит свой ум, сделает его чистым, то ум начнет отражать ту истину, которая утверждена в мироздании самим Творцом. Если человек очистит свое сердце, то оно станет чистым духом, потому что ничто плотское, ничто скверное, греховное не будет касаться его. Таким образом, святитель Иоанн Златоуст дает нам ответ, определенный ответ на вопрос, что значит «Богу поклониться в духе и истине». Ведь, если мы утверждаем, что это возможно сделать только в чистом уме и в чистом сердце, то, значит, ответ Христа призывает нас исключительно к одному: к очищению ума и сердца, то есть к покаянию.

Конечно, ничего другого Церковь не может нам сказать, потому что это тот единственный и исключительно правильный путь, по которому должен идти человек.

Однажды Христос своим ученикам говорил: «Да, истинно говорю вам, если пребудете в словах Моих, то уразумеете истину. И истина освободит ваc, и вы станете Моими учениками» (см.: Ин. 8: 31-32). В этих словах мы тоже находим очень важное утверждение: что грех берет в плен человека исключительно за счет того, что человек имеет неправильное понятие о жизни. Он не имеет в себе истины, и поэтому грешит. Но как только человек, который начинает работать Госповеди

, который пытается исполнять Его святые заповеди, то есть, по слову самого Христа, пребывать в слове Его, он начинает уразумевать истину, и истина освобождает его от совершения греха. И тогда человек начинает делать не что иное, как поклоняться Богу в истине.

Но, с другой стороны, Священное Писание говорит нам и о другой истине. Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (см.: Ин. 14:6). То есть истина есть Сам Христос. А дух, который имеет в виду Господь в сегодняшнем Евангелии, возможно, есть Дух Истины. Это, можно сказать, две неразлучных Личности. Есть еще и Отец. Отец, Сын и Дух, как мы говорим.

Истина и Дух всегда свидетельствовать будут о Боге Истинном, об Отце. А это значит, что тот, кто поклоняется Богу и хочет истинно поклониться, не может этого сделать без Христа и без Духа Истины.

А что это значит? Ведь тоже сказать человеку: «Поклоняйся Богу через Христа и через Духа Истины», — не будет удовлетворительным ответом человеку: как это сделать. А ответом на этот вопрос, по сути дела, будет являться все учение о Церкви, потому что Церковь есть богочеловеческий организм, который главой имеет Христа и оживотворяется Богом Духом Святым. А это значит, что в сегодняшнем утверждении мы находим еще одно очень важное положение: то что Богу истинно поклониться, то есть спастись, можно только в Церкви Христовой. Вне Церкви нет спасения, — так сказали древние и так повторили новые Святые Отцы.

Поэтому сегодняшнее евангельское зачало, можно сказать, как на камне, ставит человека на двух непреложных основаниях: вне покаяния, которое совершается в Церкви Христовой, не может быть спасения для человека. И сегодняшнее евангельское зачало, по сути дела, свидетельством тому является.

Приходит ко Христу женщина, которая жила с пятью мужьями, которые ей и не были мужьями, как говорит Христос, и тот, с кем она живет сейчас, вовсе не муж ей (см.: Ин. 4: 16-20). Кто эта женщина по своему жизненному амплуа, мы не знаем. Но удивительно, что Христос вступает с ней в общение, тем самым свидетельствуя, что Он пришел в мир, действительно, грешников спасти. Нет никого, кого бы Он оставил своею любовью, теплотой, заботой и истиной.

И после Его слов: «Пойди и приведи мужа своего» (см.: Ин. 4:16), — для того чтобы дать ему эту воду живую, божественную благодать, — в женщине вдруг все переворачивается. Она, можно сказать, кается во всей своей жизни, исправляется, преображается и сразу задает вопрос, который вряд ли пришел бы на ум человеку или женщине, которая жила с пятью мужьями и шестой не муж ей вовсе: «Где нам настоит поклоняться, потому что отцы наши учат так, а вы учите так?» (см.: Ин. 4:20).

И она идет в селение, и в селении говорит о том, что она встретила истинного Мессию. И несмотря на то, что ее, конечно, знают все в этом селении, ей доверяют, доверяются, принимают ее слова. Почему? Потому что лицо ее было преображено, потому что оно сияло после встречи со Христом. И действительно, нельзя, встретившись с Господом, сердцем к сердцу, умом к уму, нельзя не преобразиться.

Вот и спасение, которое засвидетельствовала в сегодняшнем Евангелии перед каждым из нас эта женщина. И потом люди, которые пришли к Господу, с которыми Он общался в течение двух дней — представьте! — которые были практически язычниками, и с ними не общались иудеи именно из-за этого, за два дня так уразумели истину, что, обращаясь к Иисусу, сказали: «Теперь мы знаем сами, уже не нуждаясь в словах этой женщины, что Ты есть воистину Спаситель мира, Христос!» (ср.: Ин. 4:42).

Вот что совершает пребывание в словах Господа, следование Его святым заповедям, исправление своей жизни на этих непреложных началах.

Пусть Господь дарует каждому из нас возможность внимательно вслушиваться в Его святые слова, не пренебрегать простотой этих слов, как бы она нам, на первый взгляд, действительно, простотой не казалась; прислушиваться к тому, что учат об этих словах нас святые толкователи — те, кто, действительно, смог истинно в духе поклониться Богу, то есть спастись. Тогда и мы начнем уразумевать эту истину, тогда и мы станем истинно учениками Христовыми. Истина освободит нас от какого бы то ни было греха, сделает нас свободными. И тогда мы прославим Господа с благодарностью за то, что дал нам великий дар покаяния, осуществляемый в Его Святой Церкви.

Аминь.

Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище,

18.05.2014

18.05.2014. Слово в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Дата последнего изменения: 26.02.2016

В неделю о самарянке

Святой Тихон Задонский призывает нас извлекать из всех событии жизни не только мучающее или озаряющее нас радостью воспоминание, но и глубокий смысл. Он нас зовет относиться ко всем событиям жизни, ко всякому человеку, как пчела, которая собирает мед со всех растений. И потому, хотя встреча Спасителя Христа с Самарянкой — реальное событие, хотя в Самарии реально была женщина, которой было дано встретить Спасителя лицом к лицу, слышать Его голос, видеть Его образ, хотя эта женщина — реальная до конца, и разговор их — до конца реален, ибо содержал в себе вечное для нее спасение, понимание того, чего она никогда до того не уразумевала, а для всех жителей города, по ее свидетельству — начало совершенно новой жизни; несмотря на все это, я сейчас хочу некоторые из слов Спасителя употребить, как их употребляет один из древних отцов Церкви.

«Призови твоего мужа» — говорит Христос… — «У меня нет мужа». И Спаситель отвечает: да, это правда: с пятью мужьями ты жила, но ни один тебе мужем не был…

Этот писатель церковный говорит: разве это на похоже на то, как человеческая душа живет как бы в брачном союзе, в самом тесном союзе, с чувственностью нашей; как будто душа в нас живет и знает только то, что она видит, то, что слышит, то, что может ощутить руками, то, к чему может приобщиться вкусом — пятью чувствами нашими. И ни с одним из этих чувств или с совокупностью этих чувств она не может так сродниться, чтобы вырасти в полную меру своего достоинства, потому что через них она прикасается только к поверхности, только к видимому, и некогда, никогда не может коснуться глубины. Душа наша, как говорят многие наши молитвы, имеет только одного жениха — Бога Живого, с Которым она может войти в неразрывный, вечный союз любви и поклонения, и в этом союзе узреть глубину события, смысл жизни, понять глубинное значение всего, что сотворил Господь.

И вот каждый из нас в том же положении, как эта самарянка; мы живем чувствами. Мы видим — и отзываемся на то, что поражает наш взор. Мы слышим — и отзываемая на то, что коснулось нашего слуха. Мы приобщаемся всей жизни, как бы трогая ее, общаясь с ней на самой ее поверхности. А вместе с этим мы призваны уйти в те глубины Божии, где ми будем в общении с Живым Богом…

В этой встрече самарянки со Христом случилось дивное чудо: она встретила Живого Бога, и прочее стало уже для нее чуждым; для нее дальше жить только тем, чем она жила, и тем, кем она жила, стало как бы блудом, хотя до того было самой ее жизнью. И это она и провозгласила всем жителям, и это они услышали от нее, и это они познали от встречи со Христом.

Познавать вещи в их глубине — не значит не видеть их внешнюю красоту, гармонию, дивный строй, который им дал Господь, но это значит не обмануться блеском, не обмануться тем отсветом, который дают предметы, который дают люди, который дает общение с людьми, забыв те глубины приобщенности к каждому человеку и родства со всем миром, которые мы обретаем во Христе.

Поэтому войдем в эту глубину, обратимся ко Христу, войдем с Ним в этот нерушимый союз, и только Его глазами, только Его опытом, божественным опытом твари будем общаться с миром. И тогда мы увидим мир в нетленной красоте, в такой красоте, с таким смыслом, с такой глубиной, которых чувства нам дать не могут. Аминь!

Триодь цветная

5-е Воскресенье по Пасхе – (Ин.9:1–38) – 11 мая 1980 г.

Я хотел бы обратить ваше внимание на две черты в сегодняшнем евангельском чтении. Первое – это что вновь и вновь Господь Иисус Христос совершает чудо в день субботний, вызывая негодование тех, которые соблюдали закон со всей его строгостью, хранили его с фанатизмом.

Но не для того, чтобы их оскорбить, Христос поступает так; Бог сотворил мир в шесть дней, и на седьмой день Он почил от трудов Своих, поручив, передав мир заботе человека. Вся история, от сотворения мира до Второго Пришествия, есть день человека, когда человек должен принести плоды творения, должен довести творение до его полноты, воссоединить тварь с ее Творцом.

Человек изменил своему призванию: мы были призваны довести мир до совершенства красоты и гармонии с Богом и с самим собой, а сделали его уродливым и чудовищным. Но пришел Христос, единственный подлинный Человек, единственный Человек в полной гармонии с Богом, единственный Человек, Который был способен выполнить ту задачу, которая была поручена человеку. И когда Он творит Свои чудеса в день субботний, это нам призыв относиться к Истории, к нашему дню, тому дню, в котором мы живем, как к дню, который Бог поручил нашей заботе, и сделать из него День Господень.

И другая черта, которая находится в прямой связи с первой: когда мы читаем в Евангелии о действиях Божиих, Его проповеди, Его чудотворениях, мы устремляемся к Нему с надеждой, чтобы Он сотворил чудо для нас. И мы забываем, что Христос сказал, что Он нам дал пример, которому мы должны последовать: то, что Он творил, – и нам надлежит сотворить, и что действительно, по Его собственному слову, верующий в Него сотворит дела большие, чем чудеса, которые Он творил…

Наше призвание в том, чтобы преобразить мир, преобразить его в самом корне его, но совсем не в том, чтобы самим беспрестанно быть объектом Божественной заботы. Мы, христиане, обескровили христианство, сделали его бессильным и слабым тем, что относимся к Истории не как ко дню человека, когда нам надлежит творить, а как ко времени, когда Бог будто бы должен непрестанно изливать на нас, маленькое Его стадо, и Свою благодать, и Свою помощь, и Свою милость. Он же, в вечер Своего воскресения, призвал нас идти в мир, как Он пришел, идти в мир вестниками любви, вестниками Бога Самого, и исполнить эту свою миссию, как Он ее исполнил, – ценой нашей жизни, изливая свою жизнь, чтобы другие жили, отдавая, если нужно, свою смерть для того, чтобы другие могли ожить.

Мы очень далеки от своего призвания; мы бежим к Богу за помощью в тот самый момент, когда Он повелевает нам самим прорываться вперед, идти, быть Его присутствием в мире. Апостол Павел знал это, когда говорил, что “я восполняю в теле моем, – то есть во всем существе его, душе и плоти, – недостающее страстям Христовым”…

И Христос зовет нас забыть себя, отвернуться от себя, потому что мы сами себе являемся камнем преткновения, не дающим нам выполнить наше призвание: страхом за наше тело, страхом нравственного, душевного страдания, страхом перед всеми теми вещами, которые мы призваны выполнить. Мы страшимся смерти, хотя и провозглашаем, что Христос победил смерть; где же наша вера? Мы горюем, когда кто-либо умирает, хотя знаем, что смерти нет больше, что есть только временное успение, тогда как живая душа ликует лицом к лицу со своим Живым Господом…

Мы должны научиться отстранять самих себя, когда страх, жадность или что бы то ни было сосредоточивающее нас на себе самих не дает нам исполнить то, к чему мы призваны: быть вестниками Божией любви, Божиего сострадания, Божией правды. Тут мы должны сказать себе: Отойди от меня, сатана, противник, враг Божий, потому что ты думаешь не о вещах Божиих…

Если мы – действительно христиане, мы должны были бы повторять, вслед за Откровением Иоанна, слова Духа и слова Церкви: Ей, гряди, Господи Иисусе, и гряди скоро!.. А мы, многие из нас, не тоскуем, не жаждем этого пришествия, зная, что Его пришествие означает смерть всех вещей земли и наше пробуждение лицом к лицу с Богом.

Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос, и единственно, почему мы этим не являемся, это потому что мы не отказались, не отвергли себя самих для того, чтобы выполнить свое посланничество. Слепой человек встретил Христа лицом к лицу; Христос исцелил его. Сколько вокруг нас слепых – не физической слепотой, а слепотой более страшной: слепотой к смыслу жизни, слепотой к любви, слепотой к состраданию, слепотой ко всему, что могло бы превратить жизнь в поле брани и в победу…

Мы должны выйти, как Христос шел, забыв себя, взяв свой крест, следуя за Ним, ибо Он сказал, что если мы хотим куда бы то ни было прийти, то идти надо вслед за Ним. Это – вызов нам; то, что произошло в дни телесной жизни Христа, должно происходить теперь, когда мы – воплощенное Тело Христово. И если мы неспособны на это, то мы должны ставить себе прямые и жесткие вопросы и отвечать на них безжалостно, без самосожаления, и стать такими христианами, какими мы должны быть, какими мы призваны быть: христианами, в которых люди могли бы узнать Христа Самого. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]