Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра — это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так началась история Троице-Сергиевой Лавры.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Как добраться

Из Москвы до монастыря добраться очень легко. Достаточно воспользоваться электричкой, которая отходит с Ярославского вокзала. Нужно сесть на те, которые едут в Балакирево или Александров. При помощи железнодорожного транспорта можно преодолеть путь за полтора часа.

От станции метро “ВДНХ” отходит автобус под номером триста восемьдесят восемь. Если не попасть в пробку — путь займет всего час. Быстрее всего добираться до лавры при помощи собственного автомобиля. Сергиев Посад находится на сорок шестом километре ярославского шоссе.

Автор публикации

не в сети 3 года

Ника

18

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника Достопримечательности

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Трапезная церковь

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692).

Это далеко не все храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры. Каждое из сооружений имеет свою историю, особенности и духовно-культурную ценность. А все вместе образуют удивительное место, средоточие истории, духовности, художественных раритетов и центра духовной православной культуры на Руси.

Кроме церквей и храмов, на территории Лавры есть источник с родниковой водой, где каждый желающий может утолить жажду.

Важным представляется сказать несколько слов об основателе этого центра, иеромонахе Русской церкви Сергии Радонежском (1314-1392). Его имя олицетворяет начало русской духовности. Несмотря на то, что письменных свидетельств он не оставил, он сохранил о себе память в своем духовном наставничестве, а также в практическом богоугодном деле – создании монастырей. Считается в духовной сфере покровителем учащихся. В XV веке причислен к ордену святых Православной церковью. В 1969 году, по распоряжению папы Павла VI, его имя включено в календарь служб римско-католического духовенства.

Возведение каменных храмов в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, Троице-Сергиева лавра была украшена новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Монастыри Сергиева Посада

Выбирая, на что посмотреть в Сергиевом Посаде, светские путешественники часто отдают предпочтение красивым зданиям или памятникам, делая прекрасные селфи на столь впечатляющем фоне. Православные туристы, напротив, в первую очередь стремятся побывать в местах духовной силы, о которых пойдет речь ниже.

Покровская обитель

  • График работы: ежедневно, с 6:00 до 21:00.
  • Телефон.
  • Сайт: https://khotkovmonastery.ru
  • Адрес: город Хотьково, ул. Кооперативная, 2. Остановка электропоезда «Станция Хотьково».

Покровская или Хотьковская женская обитель, возведенная в живописном месте на берегу речушки Пажа, входит в число старейших монастырей Руси. Во всяком случае, первое летописное упоминание о ней датируется 1308 г. Основные компоненты дивного архитектурного ансамбля, которыми туристы любуются сегодня, появились здесь почти 500 лет спустя. Так, строительство классического пятиглавого Покровского собора завершилось в 1816 г., а византийского Никольского храма в 1904 г. Самой старинной постройкой считается Рождественско-Предтеченская церковь над Святыми вратами. Река паломников, стремящихся попасть в монастырь, не иссякает. Верующие едут сюда, чтоб преклониться перед мощами преподобных Марии и Кирилла – родителей святителя Сергия Радонежского.

Черниговский скит

  • График работы: ежедневно, с 6:30 до 19:00.
  • Телефон.
  • Сайт: https://skit-chernigovsky.ru
  • Адрес: ул. Гефсиманские пруды, 1. Остановка транспорта «Каляевская».

Всего в трех км от Сергиева Посада находится еще одна обитель, которую просто нельзя не увидеть. Это Черниговский скит, основанный в 1844 г. над подземной кельей московского юродивого Филиппушки. Свое название монастырь получил от чудотворной иконы Матери Божией Черниговской, преподнесенной в дар пещерному храму. Основные сооружения обители, обнесенной кирпичной стеной с угловыми башнями, возведены в конце XIX – начале ХХ в. Доминантой монастырского комплекса является архитектурный ансамбль, состоящий из пятиярусной колокольни и здания Черниговского собора.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского. Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски. Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают: с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
  • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  • В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.
  • LiveInternetLiveInternet

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра в миру называется проще – Троице-Сергиева Лавра, и под этим именем она известна во всём мире. Это самый крупный в России православный мужской монастырь – ставропигиальный, независимый от местного духовенства.

    Город, в котором находится этот монастырь, называется Сергиевым Поссадом — он появился благодаря преподобному Сергию Радонежскому – величайшему подвижнику Русской земли. Пожалуй, более великого человека в русской православной церкви не было за всю её историю, но преподобный Сергий принадлежал и принадлежит не только церкви – его называли игуменом всей Руси, и он оказал огромнейшее влияние на судьбу страны и на всю её историю.

    Будущий подвижник родился в 1319 году, в благочестивой боярской семье, и всегда хотел служить Богу, но родители считали, что ему не следует удаляться от мира, и не давали сыну на то своего благословения. В конце жизни, однако, они решили уйти в монастырь, и тогда будущий Сергий (в миру Варфоломей) вместе с братом Стефаном тоже смогли уйти от мира. Они выбрали пустынь на лесистом холме, подальше от людей, собственноручно построили там келью и деревянную церковь, и посвятили её Живоначальной Троице. Варфоломею было всего 23 года, и он даже помыслить не мог, чем станет это место для всей русской земли – он больше всего хотел уединения.

    Старший брат не сумел выдержать отшельнической жизни, и перешёл в один из монастырей, а младший остался, не собираясь отказываться от своего решения. Потом исполнилось то, чего он хотел больше всего – игумен находившегося поблизости монастыря постриг его в монахи, под именем Сергия.

    Находясь в уединении, преподобный Сергий каждую минуту трудился физически и духовно: работал на земле, молился, пел псалмы и читал священные книги, и с каждым днём обретал всё большую духовную силу. Всё, чего он хотел – это соединиться с Богом и спасти свою собственную душу, но Бог, видимо, судил иначе.

    Поскольку преподобный не желал славы и почёта, а тихо проводил дни в посте и молитве, он научился смирению – а это одна из важнейших христианских добродетелей. Человек смиренный и благочестивый может не только спастись сам, но и спасти множество других людей, и о Сергии узнали не только в ближайших селениях и городах, но и в дальних уголках Руси. Его необычайная духовная сила притянула к нему множество людей, и они стали селиться рядом, умоляя его помочь – руководить ими, чтобы они тоже могли спасти свои души.

    У Сергия появились ученики, и по их настоянию он стал священником и игуменом в Троицком монастыре, основанном им же в 1340-е годы. Через некоторое время монастырь стал общежитийным: на его благоустройство даже были пожертвованы средства, хотя Сергий к благоустройству никогда не стремился. Территорию поделили на части: кроме жилой, были ещё общественная и оборонительная; внутри двора стояла церковь и трапезная, которую с четырёх сторон окружали кельи.

    Незаметно этот монастырь превратился в духовный центр всех русских земель, и московские князья искали в нём помощь и поддержку. Преподобный Сергий обладал настолько высоким авторитетом, что был государственным советником у всех московских и других князей; он решал и междоусобные споры, если они возникали.

    Наиболее известным историческим деянием считается участие Сергия Радонежского в подготовке русского воинства к одной из величайших битв — битве на Куликовом поле. Димитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь накануне битвы, и получил от преподобного благословение – и он, и всё его войско.

    Сергий отправил с князем двоих монахов – настоящих русских богатырей Пересвета и Ослябю. Всем известно из учебников, как началась битва: Пересвет вышел на поединок с татарским воином Челубеем, и они поразили друг друга копьями; потом в битву вступили полки. Сеча кипела до вечера, и татары дрались яростно – русским было очень тяжело, но они держались, и к вечеру войско Мамая было разбито полностью. Оставшихся татар долго гнали – до самого их лагеря, и захватили там богатые трофеи. После битвы русские воины 8 дней хоронили убитых – своих и татар, и с тех пор Куликово поле навеки стало святым для Руси.

    Князь Димитрий совершил в Троицком монастыре поминовение по всем русским воинам, павшим в битве в этот великий для истории день.

    Сергий Радонежский умер в 1392 году, в возрасте 78 лет, а монастырь продолжал развиваться и процветать – он стал не просто религиозным, но настоящим духовным и культурным центром государства. Именно там были написаны самые известные иконы и составлены летописи, а в XV веке в Троицком монастыре был создан один из величайших памятников русской литературы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».

    После Куликовской битвы монастырь перетерпел много невзгод: в 1382 году на Русь пришли орды Тохтамыша, но не нашли обитель в лесах, а вот в 1408 году они всё-таки до неё добрались. Монастырь сгорел полностью, но очень быстро отстроился и возродился – так что особых потерь не было.

    Троицкий собор начали строить в 1422 году, над гробом преподобного Сергия. Этот собор относится к раннему московскому архитектурному стилю: он строгий, скромный и не очень большой – не то, что Успенский собор, построенный Иваном Грозным в XVI веке.

    Монастырь, основанный Сергием Радонежским, уважали и почитали все русские цари, а Иван Грозный там крестился. При нём там появилась белокаменная стена, и средства на строительство нового собора он пожертвовал свои собственные: грозный царь при всей своей жестокости отличался богобоязненностью. Строили собор долго – около 26 лет, и по размерам он превосходит остальные монастырские храмы, однако, благодаря своей удивительной красоте, он не подавляет их своим величием. Успенский собор действительно потрясающе красив: его ярко-синие и золотые купола выгодно выделяются среди других монастырских строений, и уже издалека он притягивает к себе взгляд – можно сказать, что он является визитной карточкой Троице-Сергиевой Лавры.

    Троицкий монастырь сыграл свою роль и в Смутное время: польско-литовские интервенты осаждали его 16 месяцев, но так ничего и не добились; Минин и Пожарский собирали здесь своё Второе ополчение; в монастыре собирались пожертвования для русского войска.

    Царевна Софья, а также царевичи Пётр и Иван скрывались в монастыре от стрелецкого бунта в 1682 году, а позже в нём укрывался юный Пётр, бежав из Москвы во время очередной смуты. Храм преподобного Сергия Радонежского и очень красивая трапезная были построены здесь именно при Петре I.

    Статус лавры приказала присвоить Троицкому монастырю Елизавета Петровна в 1742 году, но указ Святейшего Синода об этом вышел только через 2 года: Троице-Сергиев монастырь стали именовать лаврой.

    Написать об этом величайшем из русских монастырей кратко невозможно. В России он был одним из самых богатых – владел обширными землями и более чем 100 тысячами крестьян. Монастырь торговал солью, зерном и другими товарами, и в XVII-XVIII веках был не просто финансово независимым, но и жертвовал большие средства в пользу русской армии. Например, в 1812 году было пожертвовано около 70 000 рублей – деньги большие по тем временам.

    К концу XIX века в Лавре была своя типография; ей принадлежали лавки, гостиницы, конные дворы и мастерские. В мастерских делали кресты и подсвечники, игрушки и даже резную мебель – это тоже приносило доход. В начале XX века в монастыре жило около 400 монахов, и к нему были приписаны другие монастыри.

    Кроме мощей преподобного Сергия, в Лавре много других святынь и захоронений. Здесь похоронены не только духовные лица, но и представители древнейших родов русской аристократии, особы царского происхождения – например, из рода Годуновых. В Троице-Сергиевой Лавре сотни лет хранилась знаменитая «Троица» Андрея Рублёва (сегодня она в Третьяковской галерее); в ризнице монастыря собраны настоящие сокровища – подношения царей, русских вельмож и просто богатых людей; в библиотеке хранятся летописи, рукописные и раннепечатные книги, уникальные исторические документы.

    В 1920 году Лавра была закрыта – её превратили в музей, но в 1946 году деятельность монастыря возобновилась. Сегодня Троице-Сергиева Лавра снова является духовным и религиозным центром России, и при этом остаётся уникальным музеем – её архитектурный ансамбль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и находится под её охраной.

    Автор Гатаулина Галина

    Смутное время

    В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

    В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

    После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

    В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

    После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

    Период правления Петра Первого

    В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

    В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

    В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

    В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

    История Сергиевой Лавры кратко

    Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским

    . Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

    Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный

    и
    Петр Первый
    и многие другие
    .
    Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда
    Петр Великий
    во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

    В 1920 году

    монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

    Подробная история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Советское время

    В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещениях Троице-Сергиевой Лавры был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

    Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

    До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

    Троице-Сергиева Лавра — одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV–XIX веков. С 1993 года здания обители находятся под охраной Юнеско.

    Куда сходить с детьми в Сергиевом Посаде

    Удивительный город нужно обязательно показать ребенку. Посещение некоторых интересных мест Сергиева Посада запомнится юному путешественнику надолго.

    Музей игрушки

    • График работы: со среды по воскресенье включительно, с 10:00 до 17:00.
    • Стоимость билета: взрослый 250 р., льготный 120 р., дети до 4 лет пропускаются бесплатно.
    • Телефон.
    • Сайт: https://museumot.info
    • Адрес: проспект Красной Армии, 123. Остановка транспорта «Парк культуры».

    В Сергиевом Посаде находится старейший и крупнейший в России музей игрушки. Коллекция учреждения, которую начал формировать еще в 1918 г. известный столичный художник М. Бартрам, поражает воображение. В ней насчитывается более 160 тыс. игрушек, созданных российскими, советскими, зарубежными мастерами. В выставочных залах демонстрируются экспонаты, сделанные из дерева, металла, керамики, ткани. Возраст некоторых раритетов, доставлявших радость еще прабабушкам или прадедушкам нынешних посетителей, составляет более 100 лет. До 1931 г. музей работал в Москве, а затем переехал в Сергиев посад. Сегодня его экспозиции демонстрируются в залах исторического особняка, весьма похожего на небольшой средневековый замок.

    Этнопарк «Кочевник»

    • График работы: по выходным дням, с 10:00 до 18:00.
    • Стоимость билета: взрослый 500 р., студенческий 350 р., дети до 17 пропускаются бесплатно.
    • Телефон.
    • Сайт: https://ethno-park.ru
    • Адрес: 61-й километр Ярославского шоссе. Остановка электрички «Хотьково».

    Неподалеку от Сергиева Посада расположен городок Хотьково, в окрестностях которого есть замечательное место, куда нужно обязательно привезти ребенка. Этнографический парк «заселенный» разными кочевыми народами, разместился на обширном поле. Рекреация разделена на несколько стойбищ. Реконструкции в точности воспроизводят антураж поселений монголов, алтайцев, башкир, казахов, бурят, киргизов, тувинцев. Отдельная часть экспозиции рассказывает о культуре, быте кочевников Крайнего Севера. Посетители этнопарка научатся обращаться с арканом, постреляют из лука. Детишки обожают наблюдать за колоритными обитателями стойбищ – верблюдами, яками, ездовыми собаками, овцами, козочками.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]