До призывного возраста старец был крестьянином. Отслужив, старец Силуан решил стать монахом.
На Афоне сохранилась такая запись о старце:
Схимонах Отец Силуан, мирское имя — Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года.
Детство
Когда маленькому Семену было 4 года, его отец приютил дома странника$ это было накануне праздника, а человек этот продавал книги и оказался образованным и интересным собеседником. Неожиданно для себя Семен услышал что-то совсем необычное: что Христос не Господь вовсе, и что Бога нет.
Как аргумент странник вопрошал: «Где Он, Бог ваш?»; и тут маленький мальчик подумал: «Когда вырасту, то по всему свету пойду искать Господа». Когда странник покинул дом, маленький Семен сказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а странник сказал, что Бога нет». Отец на это ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Ответ отца не убрал из души мальчика сомнения.
После того, как Семен ощутил в себе веру, его разум обратился к Господу, и он неустанно со слезами молился. Тогда же старец осознал, что в нем произрастает желание к монашеской жизни. Семен стал упрашивать своего отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, но тот был непреклонен: «Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти».
Семен вырос красивым, смелым и сильным молодым человеком. Однажды на Пасху, после праздничной мясной трапезы, когда братья его разошлись, он остался дома, мать сварила ему почти 50 яиц, и он все съел. В те годы Семен работал в имении князя Трубецкого, а в праздники ходил в заведение, где мог выпить около 3 литров водки, но пьяным никогда не бывал.
Однажды в сильный мороз копыта лошади примерзли ко льду и та не давалась его сбить. Семен держал голову лошади руками и та не сопротивлялась. Голыми руками молодой человек мог взять горячий котел со щами и перенести его с печи на стол. Ударом кулака Семен мог перебить толстую доску.
«Я в меру отца моего не пришел»
В миру его звали Семен Иванович Антонов. Он родился в 1866 году обычной крестьянской семье, не получил почти никакого образования (только две зимы ему удалось поучиться в школе) и в буудущем должен был жениться и стать деревенским хозяином, как и его отец.
Для этого у Семена были все задатки: он с детства помогал отцу в поле и обладал большой физической силой. Ударом кулака мог разбить толстую доску, а удерживал лошадь, копыта которой вмерзли в лед, пока хозяин освобождал животное из «плена».
Семен действительно стал таким, как его отец, но только в другом плане. По воспоминаниям, Иван Антонов отличался чутким сердцем, с большой любовью относился к окружающим и обладал жизненной мудростью: никогда не ругал сына, а старался деликатно указать ему на промахи.
Однажды Семен по невнимательности приготовил в постный день — пятницу — на обед свинину и отнес ее отцу в поле. Отец съел обед и только через полгода объяснил Семену, что тот ошибся. «- Что же ты мне не сказал тогда?, — спросил Семен. — Я, сынок, не хотел тебя смутить».
Семен часто вспоминал подобные эпизоды, связанные с отцом: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, и даже «Отче наш» читал с ошибкой, говорил «днесть» вместо «днесь» (заучил в церкви по слуху), но был кроткий и мудрый человек».
Армия и военная служба
Служил Семен в Петербурге, в Лейб-Гвардии, в Саперном Батальоне. Даже на службе молодой человек всегда думал о Боге. В армии его любили и знали как исполнительного, кроткого товарища.
Он говорил своим сослуживцам:
«Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться, так вот — кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?»
Семен был своими мыслями и деяниями на Афоне, высылая туда регулярные пожертвования.
Окончив военную службу, старец отправился к Отцу Иоанну Кронштадтскому просить его благословения. Отца Иоанна в Кронштадте не оказалось, и Семен оставил ему письмо:
«Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал».
Возвратившись в Петербург старец на следующий день почувствовал впервые, что вокруг него «бушует адское пламя». Семен отправился домой, но пробыл там всего неделю и спешно засобирался на Афон.
Монашеские труды
Постриг в мантию над Симеоном был совершен в 1896 году. Он нес различные послушания — был монастырским экономом, заведовал мастерскими и продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Но внешняя сторона жизни ни в коей мере не передает, что переживал преподобный в сердце своем.
После ослабления действия благодати, Силуан Афонский стал вновь переживать бесовские нападения, видел бесов наяву, и очень смущался этим. Он решил посоветоваться со старцем Анатолием. Старец наставлял новоначального инока в молитве, а затем, не удержавшись, удивился его дарованию и духовному опыту. И преподобный Силуан начал новую борьбу — с помыслами гордости и тщеславия. Тот, кто хоть отчасти знаком с борьбой против помыслов, может представить себе, насколько ожесточенную борьбу вел подвижник. Несмотря на неопытность, монах Силуан имел мужественную душу, которая без страха встречала бесовские нападения.
Так, укрепляясь посещениями благодати, Силуан Афонский постигал сердечную молитву сквозь бурю искушений.
После пострига в схиму в 1911 году, Силуан Афонский написал Записки, который публиковал в 1952 году архимандрит Софроний Сахаров. Книга эта известна среди монашествующих, как “Новое Добротолюбие”.
Святая Гора Афон
Семен прибыл на Святую Гору осенью 1892 г. и поступил в монастырь Святого Пантелеймона. Так началась его подвижническая жизнь в обители. По святогорским традициям новый послушник Симеон должен был пробыть несколько дней в полном покое, чтобы припомнить свои прегрешения за прошлую мирскую жизнь, а затем их записать и исповедаться духовнику. В старце зародилось горячее раскаяние. В исповеди Симеон хотел освободиться от тяжкого груза; потому он открыто исповедался во всех деяниях своей жизни.
Духовник сказал послушнику Симеону:
«Ты исповедал грехи свои перед Богом, и знай, что они тебе все прощены… Отныне положим начало новой жизни… Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения».
Брат Симеон начал свой путь к святогорской монастырской жизни: он молился у себя в келье один; отстаивал богослужения в храме; постился; причащался; читал; исполнял послушание. На Афоне послушник Симеон стал творить Иисусову молитву по четкам. Симеон возрадовался от того, что эту молитву можно творить всегда и везде.
Прошло около трех недель и, когда в один вечер Симеон молился перед иконой Богородицы, молитва вошла в его сердце и стала твориться день и ночь.
Первым «послушанием» старца стала работа на мельнице. Это была эпоха подъема русского монашества на Святой Горе. Обитель увеличилась и стала напоминать настоящий живой город. Число монахов выросло почти до двух тысяч, а паломники сотнями прибывали из Российской Империи. Работы на мельнице было много. Симеон спал мало, постился, много молился, плакал и таскал тяжеленные тюки с мукой.
Учения и нравственные поучения святого
Милостивый Господь даровал отцу Силуану дар чудотворения, прозорливости и мудрого слова. Советы и наставления святого знает весь православный мир. Их можно встретить в следующих творениях:
- «Писания Старца Силуана»;
- «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского».
Преподобный учил, что отсутствие смирения препятствует стяжать благодать, и душа, не ощущая присутствия Господ, скорбит. Отец Силуан никого не осуждал и ни над кем не смеялся. Он учил плакать и о своих, и о чужих грехах.
Милостивый Господь даровал отцу Силуану дар чудотворения
Нападки демонов и явление Христа
Шли месяцы, а нападения нечистой силы на старца стали учащаться. Стойкость Симеона пошатнулась. Он разуверился в присутствии Бога, подумал, что Господь оставил свое чадо. В этот же вечер, во время службы в церкви Святого Пророка Илии на мельнице старец увидел Христа во плоти. Господь стоял справа от царских врат, у иконы Спасителя. Христос явился молодому послушнику, и Симеон вновь ощутил благодать Святого Духа.
Явление Господа послушнику Симеону стало ключевым событием его жизни. Без сомнения, это повлияло на всю дальнейшую его судьбу.
Спустя какое-то время, в праздник, после службы в храме, которая длилась всю ночь, с утра брат Симеон прислуживал в трапезной, когда его снова осенила благодать. Эти события настолько повлияли на старца, что тот стал постоянно искать это чувство, помнил о нем и скучал.
Старец стал искать ответы у своего духовника и в текстах аскетов. Так монах узнал, что явления Христа — это проявления редчайшего дара. Осталось найти ответ, почему демоны не оставляли разум старца, вновь и вновь истязая его.
Симеон отправился в Старый Русик за советом к старцу Отцу Анатолию. Старец предположил, что Симеон неправильно молится, и потому так часто видит бесов. Тот ответил, что не понимает, что значит правильно или неправильно молиться.
«Во время молитвы ум храни чистым от всякого воображения и помысла и заключай его в слова молитвы» — сказал старец Анатолий.
Прошло пятнадцать лет со дня явления святому Силуану Господа. Однажды ночью, в момент борьбы с бесами, Силуан во время молитвы узрел гигантскую фигуру беса, стоящего перед иконами.
«Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» — в отчаянии произнес старец.
«Гордые всегда так страдают от бесов» — такой ответ пришел старцу из самого сердца его души. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа». «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Эта недолгая беседа с Богом стала новой вехой в жизни Отца Силуана.
Первое явление Господа святому было наполнено светом; оно принесло любовь и радость, но свет, пришедший в душу старца, стал угасать. Почему этот свет и его благость не имели характера неотъемлемости?
Монах Силуан после беседы с Богом стал усердно молиться. Через чистую умную молитву монах познает тайны своей души. Святой Силуан всегда держался очень просто. Грамоте он был обучен плохо, в детстве ходил в сельскую школу, но так как он прочел множество духовных книг на Афоне, он очень развился и производил впечатление необычайно образованного и осведомленного человека.
«От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным» — книга: Преподобный Силуан Афонский.
Душа не может не узнать Бога
Семен был необычным послушником и монахом. Обычно те, кто приезжал на Афон, жили некоторое время в разных монастырях и скитах и потом выбирали один из них. Семен сразу приехал в русский монастырь Святого Пантелеимона (Руссик, как его называли на Афоне), и остался там навсегда.
Говорят, на Афон надо ехать не меньше чем на неделю, потому что в первые дни человеку приходится перестраиваться с одного жизненного ритма на другой. Семен собирался остаться на Горе на всю жизнь. По обычаю, сначала состоялась долгая беседа с духовником, во время которой он исповедался в грехах, которые совершил «до афонской» жизни.
Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека и на беса, и на зверя и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный. Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее. Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными.
Вскоре после начала послушничества на Афоне его стала мучить мысль: «Ты молишься, и, может быть, спасешься, но если в раю ты не найдешь ни отца, ни матери, ни тех, кого ты любишь, то и там не будет тебе никакой радости». По своей молодости и неопытности он не понимал, что же, собственно, с ним происходит. Спустя некоторое время ему стали регулярно являться бесы, причем мучительность их нападений возрастала. Душевные силы молодого послушника начали падать.
Через несколько месяцев монах дошел до последнего отчаяния и подумал, что Бога умолить невозможно. С этой мыслью он почувствовал свою полную брошенность и в таком состоянии пробыл около часа. В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого пророка Илии, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа. Вот как описывает этот эпизод ученик преподобного архимандрит Софроний (Сахаров):
«Господь непостижимо явился молодому послушнику», — и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12:49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся.
Невозможно описать то состояние, в котором находился он в тот час. Его осиял великий Божественный свет, он был изъят как бы из мира и духом возведен на небо, где слышал неизреченные глаголы, в тот момент он получил как бы новое рождение свыше (Ин. 1:13, 3:3). Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к себе всего человека и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества уже вне образов мира. Впоследствии в своих писаниях он без конца повторяет, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом. Он утверждал также, что когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога».
Ему разрешили остаться на Афоне и в постриге дали новое имя — Силуан. В очень молодом возрасте святой получил дар непрестанной молитвы, и усердно молился всю свою жизнь. Он приучился почти не спать ночью, погружаясь в дремоту урывками на 15-20 минут, остальные часы читая молитвы.
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Цитаты Силуана Афонского
- «Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков».
- «Дружба с тем, у кого чистое сердце — ценна, но встретить его труднее, чем в пустыне воду».
- «Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно».
- «Если в твой дом принесут грязь — не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу; если в твой ум проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет — они только грязь».
- «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна».
- «Не учите детей быть богатыми, а учите их быть счастливыми. Тогда, повзрослев, они будут знать ценность вещей, а не их цену».
Смерть подвижника
Силуан Афонский умер 24 сентября 1938 года, поболев перед этим неделю. На Афоне не спешат кого-либо прославлять до смерти, с трезвенным недоверием относясь к каждому человеку. Череп преподобного лежал в усыпальнице, как и прочие, и не привлекал к себе внимания. После того, как архимандрит Софроний опубликовал книгу о старце, она была переведена на французский и английский языки, и о афонском подвижнике узнало множество людей. Они прибывали на Афон, и спрашивали, где бы увидеть главу старца Силуана. Игумен Иустин приказал голову старца утопить, но монахи не выполнили это распоряжение, и прятали ее долгое время у себя. Спустя время игуменом стал один из прятавших честную главу и таким образом святыня была сохранена.
У Бога много подвижников и святых, каждый может найти себе в лике святых друга по сердцу. Если кто-то ощутил особое влечение к старцу Силуану, то может почитать книгу архимандрита Софрония Сахарова “Старец Силуан Афонский”.. Для каждого христианина преподобный Силуан оставил духовное завещание на спасение души: “Через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, призывание Божественного Имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти”.
Силуан Афонский
Библиография
- О познании воли Божией
- О послушании
- О Священном Предании и Писании
- Об Имени Божием
- Мысли старца: о растениях и животных
- О красоте мира
- О храмовом богослужении
- О уподоблении человека Христу
- Об искании Бога
- Об отношении к ближнему
- О единстве духовного мира и о величии святых
- О духовном видении мира
- О двух образах познания мира
- О признаках благодати и прелести
- Мысли о свободе
- О личном отношении человека к Личному Богу
- О любви к врагам
- Различение добра и зла
- Путь Церкви