Назначены наместники Троице-Сергиевой лавры, Донского и Сретенского монастырей


Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери
, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 115419, г. Москва, Донская площадь, 1-3
  • Тел., 952-14-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Настоятели, наместники

  • Гурий (упом. 1598)
  • Сергий (упом. 1621)
  • Евфросин (? — 1634) отставлен
  • Феодосий (1 мая 1634 — упом. 1635)
  • Афанасий (30 ноября 1678 — февраль 1681)
  • Герасим (упом. июнь 1682)
  • Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
  • Никон (август 1683 — июнь 1689)
  • Антоний (Одинович) (упом. 1692 — упом. 1697)
  • Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 — ?)
  • Антоний (Одинович) (6 июля 1698 — 18 марта 1705)
  • Лаврентий (Габашвили) (1705 — 20 мая 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 — 19 июля 1721)
  • Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 — 17 октября 1728)
  • Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 — 26 марта 1732)
  • Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 — 4 марта 1747)
  • Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
  • Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 — 28 июля 1774)
  • Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • Павел (Зернов) (сентябрь 1776 — 15 апреля 1778)
  • Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 — 1 марта 1792)
  • Платон (Любарский) (31 марта 1792 — 26 февраля 1794)
  • Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 — 12 апреля 1795)
  • Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 — 18 декабря 1797)
  • Евлампий (Введенский) (1798 — 29 июня 1801)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 — 11 декабря 1809)
  • Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 1816)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 — 15 июля 1817)
  • Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 — 14 июля 1818)
  • Феофил (Татарский) (28 августа 1818 — 23 марта 1819)
  • Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 — 15 июля 1823)
  • Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832 [1])
  • Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 — 21 февраля 1852)
  • Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 — 1 января 1854)
    • Афанасий (упом. 1853)
  • Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
    • Павел
    • Аркадий (Яценко) (1862 — 1869)
  • Аркадий (Яценко) (1869 — 1878 [2])
  • Иоаким (Покровский) (январь 1878 — 28 октября 1878 [3])
  • Иаков (Кротков) (1884/1885 — 1 декабря 1885)
  • Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 — 18 декабря 1895)
  • Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иаков (Заблоцкий) (7 июня 1906 — 13 декабря 1909) [4]
  • Алексий (Опоцкий) (1910 — 20 декабря 1914)
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов) (14 января 1915 — сентябрь 1917)
    • Никон (Пурлевский) (1918 — 1919)
  • Назарий (Кириллов) (1919 — 1920 [5])
  • Алексий (Палицын) (1922 — 1924)
  • Московские и всея Руси патриархи (с 1991)
    • Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
    • Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
    • Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
    • Фома (Демчук) (26 февраля 2022 — 25 августа 2020)
    • Евгений (Кульберг) (25 августа — 8 декабря 2020)
    • Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)

    Новое в блогах

    Эта трагическая история началась 25 лет назад во времена позднего СССР. В один из апрельских дней 1991 года на стене Малого Собора Донского монастыря была установлена уникальная мраморная доска «В подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим». Доска была установлена и освящена по благословению Патриарха Алексия II (Ридигера).


    Освящение доски на стене Малого Собора священником Донского монастыря отцом Кириллом.

    Уникальная доска была посвящена подвигу Якова Полозова (келейника Патриарха Тихона) и всем Христианам, замученным и казненным ВЧК-ОГПУ-НКВД в 20-м веке. Место для ее установки было выбрано не случайно. Именно здесь у стены Малого Собора расположена чудом сохранившаяся могила Якова Полозова. А напротив его могилы, в помещении Малого Донского Собора до 1992 года располагалась усыпальница Святителя Патриарха Тихона.

    Главными инициаторами создания и установки памятной доски на стене Малого Собора были Алексей Яковлевич Полозов (сын новомученика Якова Полозова), зарайский скульптор Николай Павлов, член Союза художников СССР и руководитель Патриотического союза Россия Игорь Сычев, участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Левшов – основатель в 1970-м году Движения «Память» в защиту культурно-исторического наследия (не путать с одноименным обществом «Память» Васильева). Никого из них давно нет в живых. Некоторые скоропостижно скончались, а другие были убиты при загадочных обстоятельствах. Судя по всему их ликвидировали, чтобы отомстить им за установку плиты Мученикам 20-го века в Донском монастыре. По одной из версий, их убийство было выгодно нескольким церковным и светским чиновникам, в том числе из персонала Донского монастыря, среди которых были потомки убийц, участвовавших в ликвидации Якова Полозова и Патриарха Тихона, массовых казнях Православных священнослужителей и мирян. Духовные наследники этих палачей до сих пор служат в структурах РПЦ МП и Донского монастыря. (Подробности об этом в конце сей статьи.) Именно они организовали недавно публичную богоборческую акцию по сносу и уничтожению на стене Малого Собора освященной доски Православным людям, пострадавшим за Веру.

    Началось все с того, что электронные СМИ в интернете сообщили о том, что высокопоставленные церковные и светские чиновники организовали в Донском монастыре публичное осквернение и уничтожение единственной в РФ символической надгробной мраморной доски в честь миллионов Православных христиан, пострадавших за Веру и казненных ВЧК-ОГПУ-НКВД. Сбитая и уничтоженная церковными сатанистами, доска была установлена на стене Малого Собора Донского монастыря по благословению Патриарха Алексия II (Ридигера), по инициативе Алексея Полозова — сына Якова Анисимовича Полозова, келейника Патриарха Тихона, убиенного за Веру. В 1924 году Яков Полозов заслонил Патриарха Тихона от пуль наемных бандитов и был после гибели погребен у стены Малого Собора Донской иконы Божией Матери. 25 лет назад (в метре от его могилы) на стене Малого Донского Собора была установлена мраморная доска с текстом «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ В ПОДВИГЕ МУЧЕНИЧЕСТВА ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ ПОСТРАДАВШИМ. ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II СИЯ ДОСКА В ПАМЯТЬ ЗАМУЧЕННЫХ И УБИЕННЫХ ХРИСТИАН УСТАНОВЛЕНА В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 7 IV 1991 г.«.

    В настоящее время, под видом «реставрации», вандалы планируют разгромить Православный мемориал, созданный в 1990-1991 годах на месте погребения Новомученика Якова Полозова, в том числе осквернить и уничтожить на его могиле две другие надгробные гранитные плиты, посвященные «НОВОМУЧЕНИКАМ, ПРИЯВШИМ СМЕРТЬ ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ».

    Мраморную доску «за Веру Христову пострадавшим», которая была на стене Малого Собора в метре от могилы Якова Полозова, уже сбили и уничтожили. Теперь в очереди на уничтожение две другие гранитные плиты на самой могиле Якова Полозова.

    На этих фото запечатлена мраморная доска на стене Малого Донского Собора, в метре от которой расположен бронзовый крест и две гранитные надгробные плиты над могилой Новомученика Якова Полозова — келейника Патриарха Тихона:


    Доска на стене Малого Собора напротив захоронения Новомученика Якова Полозова.


    Освященная доска — крупный план.

    А это фрагмент стены Малого Донского Собора, откуда церковными и светскими вандалами и сатанистами была сбита символическая мраморная надгробная доска в память замученных и убиенных Христиан:


    На этом фото ясно виден след на стене от сбитой и уничтоженной Священной доски, грубо закрашенный белой краской рабочими-гастарбайтерами, которые были наняты и использованы для совершения святотатства администрацией Донского монастыря.

    Священная доска была сбита со стены, изуродована и уничтожена под предлогом приведения внешнего облика Малого Собора Донского монастыря в «первоначальный исторический вид«. Как цинично утверждают организаторы публичного вандализма и глумления>, якобы на этом месте «никогда не хоронились» Христиане, убиенные и казненные за Веру. И это несмотря на то, что у Малого Собора Донского монастыря и в его окрестностях в 20-м веке были погребены сотни замученных православных священнослужителей и мирян.

    Крест и надгробные плиты над захоронением Новомученика Якова Анисимовича Полозова, убиенного наемными бандитами:


    Гранитная доска, воздвигнутая над захоронением Якова Полозова и его супруги Натальи Васильевны в 1990 году, на которой высечен текст «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НОВОМУЧЕНИКАМ ПРИЯВШИМ СМЕРТЬ ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ«.


    Вторая гранитная доска на могиле с памятными эпитафиями «Памяти мученического подвига Полозова Якова Анисимовича, погибшего 9 декабря 1924 года при защите Святейшего Патриарха Тихона от пуль бандитствующих безбожников», «Памяти Полозовой Натальи Васильевны (1899-1988), урожденной княжны Друцкой — Соколинской, приявшей и несшей Крест мученической жизни в царстве безбожников», «Подвигом жизни земной стяжавшим славу небесную, слава во веки веков, Аминь».


    Еще одна памятная плита, воздвигнутая на могиле Новомученика Якова Полозова, его супруги Натальи Васильевны и их сына Алексея Яковлевича Полозова, скоропостижно скончавшегося 20 августа 2003 года.

    Необходимо особо отметить, что после кончины в 1925 году, Патриарх Тихон был погребен в Малом Соборе Донского монастыря, напротив того места, где (с внешней стороны стены) в 1924 году был захоронен келейник Яков Полозов, закрывший Патриарха своим телом от пуль подосланных убийц. В 1992 году мощи Патриарха Тихона (после обретения) были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор Донского монастыря.

    Так, по-видимому, осквернители Православных святынь проявляют свою солидарность с сатанистами и палачами, участвовавшими в организации и совершении массовых казней православных священнослужителей и мирян в годы лютых гонений 20-го века, включая злодейскую попытку убийства Патриарха Тихона в Донском монастыре, во время которой был застрелен келейник Яков Полозов. По версии группы блоггеров, ведущих независимое расследование случившегося кощунства, часть высокопоставленных вандалов является потомками палачей ВЧК-ОГПУ-НКВД, а также адептами оккультных антихристианских сект, таких как международная организация сатанистов «Южный крест».

    Поэтому примечательно, что демонстративный акт надругательства над памятью миллионов православных Христиан, замученных и убиенных за Веру Христову, был совершен в преддверии 2-х грядущих дат: 100-летия избрания Святителя Тихона (Беллавина) Патриархом Московским и всея Руси; 92-летней годовщины злодейского убийства Новомученника Якова Полозова.

    По словам отдельных прихожан и некоторых очевидцев, антихристианскую богоборческую акцию по уничтожению освященной доски «За Веру Хистову Пострадавшим» на стене Малого Донского Собора активно поддерживают и пропагандируют представители ЛГБТ, из числа так называемых сексуальных извращенцев и «содомитов», а также сатанисты, безбожники и члены леворадикальных экстремистских групп. По одной из версий, епископ Парамон (Голубка) и его подельники сбили уничтожили доску за обещание крупных вознаграждений и пожертвований (взяток) со стороны содомитов и богоборцев.

    Как считают участники общественного расследования, уникальная доска была сбита и уничтожена с ведома наместника Донского монастыря епископа Парамона (Голубки), его помощника по историко-архитектурной работе Олега Стародубцева, эконома Фомы Демчука и прочих церковных чиновников, промышляющих публичным осквернением памяти миллионов замученных и убиенных Христиан. По одной из версий, в этом грязном деле также могут быть замешаны нынешний Министр Культуры РФ Владимир Мединский и его чиновники из подведомственных структур, причастные к присвоению бюджетных средств, выделенных на реставрацию Донского монастыря. Необходимо особо отметить тот факт, что священноархимандритом Донского монастыря является Патриарх Кирилл (Гундяев). Поэтому в силу своей должности и положения он (Патриарх) несет всю полноту ответственности за допущенный акт вандализма и надругательства над памятью миллионов Православных Христиан, пострадавших за Веру Христову.

    Среди непосредственных организаторов и исполнителей сего богоборческого акта числятся (вместе с чиновниками Московской Патриархии) руководители проектного института «Спецпроектреставрация» (находящегося в подчинении у Министерства культуры РФ), председатель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов и его заместитель Леонид Кондрашев, глава научного совета Донского монастыря Андрей Баталов, главный инженер монастыря Никита Фоломеев, хранитель некрополя Татьяна Бажутина и прочие осквернители. Именно под их руководством рабочие-гастарбайтеры сбили освященную доску «За Веру Христову пострадавшим» со стены Малого Собора Донского монастыря.

    По версии общественного следствия, среди церковных и светских вандалов имеются духовные наследники и потомки палачей участвовавших в организации массовых казней православных священнослужителей и мирян в годы лютых гонений 20-го века, включая злодейскую попытку убийства Патриарха Тихона в Донском монастыре, во время которой был застрелен келейник Яков Полозов. По-видимому среди непосредственных исполнителей указанного чудовищного акта святотатства имеются приверженцы идеологии радикальных восточных сект, прославившихся массовыми убийствами христиан в странах ближнего и дальнего зарубежья в начале 21-го столетия. Об этом сообщили во время опроса некоторые из прихожан Малого Донского Собора. Именно они стали свидетелями, как сбивали со стены Священную доску замученным и убиенным Христианам, установленную в 1991 году в метре от могилы Новомученика Якова Полозова, по инициативе его сына Алексея Яковлевича.

    На фото Комиссия церковных и светских чиновников (возглавляемая епископом Парамоном) проводит приемку и подписание акта так называемых «ремонтно-реставрационных работ» Малого Донского собора, в ходе которых по их указанию была сбита со стены, осквернена и уничтожена мраморная доска в честь миллионов Православных Христиан, пострадавших за Веру Христову:


    Подписание акта приемки «реставрационных работ» епископом Парамоном и государственными чиновниками.


    На фото наемные азиатские мигранты и гастарбайтеры, которые сбили и уничтожили Священную доску (в честь Христиан «За Веру Христову пострадавших»), по прямому распоряжению церковных и светских чиновников Донского монастыря, Министерства культуры РФ, департаменту культурного наследия Москвы (Мосгорнаследия) и конторы «Спецпроектреставрация».

    Верхний фрагмент мраморной доски на стене Малого Донского Собора (крупный план):

    Нижний фрагмент доски с аннотацией о том, что она установлена «По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II«:

    Как уже упоминалось, мраморная доска Христианам «За Веру Христову пострадавшим» была установлена (а затем освящена) на стене Малого Собора Донского монастыря по благословению Патриарха Алексия II (Ридигера). По-видимому, из-за этого осквернители Православных святынь дали распоряжение публично сбить и уничтожить Святую доску, с целью ликвидировать какую-либо зримую память о Патриархе Алексии II на территории Донского монастыря. Участники общественного расследования предполагают, что за этим беспрецедентным актом глумления и надругательства (не имеющего аналогов за все существование Русской Православной Церкви) стоят высокопоставленные коррумпированные церковные и светские чиновники, причастные к устранению и ликвидации Патриарха Алексия II в декабре 2008 года. По одной из неофициальных версий он умер не от паралича сердца, а был убит в своей резиденции в Переделкино профессиональным ударом тупым предметом в голову (как когда-то был убит Государь Павел I). По другой версии, озвученной СМИ, Патриарх был якобы застрелен выстрелом в голову. Версию о ликвидации косвенно подтверждает сохранившийся фрагмент видеозаписи программы «Слово пастыря» (вырезанный из эфира). В нем новый Патриарх Кирилл (Гундяев) сообщает о скоропостижной смерти Патриарха Алексия II и говорит: «…Бывает так, что иногда Господь некоторое время дает Церкви некое испытание, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению», «это очень трудное время для Церкви», «Святейший Патриарх ушел, оградив нашу Церковь от этого трудного времени». Видеоролик с этим фрагментом пока еще можно найти на rutube.ru под названием «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был убит?».

    По другой версии, публичный акт вандализма и надругательства над памятью многих миллионов Православных Христиан, пострадавших за Веру, намеренно устроили, чтобы спровоцировать крупный скандал. Цель этой богоборческой акции: отвлечь внимание от хищения (распила) многомиллионных бюджетных государственных средств, выделенных Министерству культуры РФ, Мосгорнаследию и Московской Патриархии для ремонта и реставрации Донского монастыря в 2015-16 годах. Именно для этого церковные и светские власти сбили со стены Малого Собора мраморную символическую надгробную доску всем Христианам «В подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим», а также намереваются осквернить и уничтожить 2-е другие гранитные плиты на месте захоронения новомученика Якова Полозова. Примечательно, что публичный акт надругательства был совершен после того, как Следственные органы МВД и ФСБ возбудили уголовные дела (по факту хищения средств в особо крупных размерах) в отношении ряда руководящих чиновников Министерства культуры РФ и подведомственных им организаций «Спецпроектреставрация».

    Как было упомянуто выше, две надгробные гранитные доски на могиле келейника Патриарха Тихона Новомученника Якова Анисимовича Полозова были воздвигнуты еще в 1990-м году, по инициативе его сына Алексея Яковлевича Полозова. Уникальные доски были изготовлены зарайским скульптором Николаем Павловым, при участии члена Союза художников СССР и руководителя Патриотического союза «Россия» Игоря Сычева, участника штурма Рейхстага гвардии полковника Ерофея Левшовалидера Движения «Память» в защиту культурно-исторического наследия. (Просьба не путать Движение «Память» в защиту культурно-исторического наследия, основанное ветераном ВОВ Левшовым еще в 1970 году, с одноименным обществом «Память» Дмитрия Васильева). Тогда же скульптором Вячеславом Клыковым на могиле Якова Полозова был установлен бронзовый Крест, созданный при содействии Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). А в апреле 1991 года (по инициативе сына Якова Полозова) на стене Малого Собора Донской иконы Божией Матери была установлена символическая мраморная доска, на которой был размещен текст: «Вечная Память в подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сия доска в память замученных и убиенных христиан установлена в день Воскресения Христова 7 IV 1991 г.».

    18 ноября 1991 года эта уникальная доска и могила келейника Якова Полозова первый раз подверглась нападению со стороны церковных чиновников и их подручных. Тогда «неизвестные» бандиты кинули емкость с зажигательной смесью в приоткрытое окно Малого Собора Донского монастыря. Зажигательное устройство попало на то место, где внутри помещения (у стены) располагалась гробница Патриарха Тихона. Причем на внешней стороне этой же стены (напротив) была установлена мраморная доска Христианам, пострадавшим за Веру, в метре от которой находится захоронение Якова Полозова. Через 15 минут возгорание было ликвидировано пожарниками, оперативно прибывшими на место происшествия по звонку одной из сотрудниц Донского монастыря.

    По одной из версий, поджог совершили подручные насельника Донского монастыря Тихона Шевкунова, который впоследствии, как считают некоторые СМИ, якобы стал духовником и исповедником нынешнего Президента РФ Владимира Путина. Этот поджог был совершен, чтобы обвинить в этом преступлении сторонников Русской Православной церкви заграницей (РПЦЗ) и лично Алексея Яковлевича Полозова (сына Новомученника Якова Анисимовича Полозова), с целью возбудить против него уголовное дело и безвинно заключить в тюремный изолятор к уголовникам, откуда тот бы живым не вышел. Эту версию подтверждают слова некоторых прихожан Донского монастыря о том, что архимандрит Тихон Шевкунов и его подельники распространяли дезинформацию о причастности РПЦЗ и лично Алексея Полозова к поджогу Малого Собора Донского монастыря. Об этой провокации церковных чиновников упоминается в заметке, опубликованной газетой «Наша страна» в 1992 году. По словам очевидцев, клеветническое обвинение в поджоге так потрясло Алексея Полозова, что тот получил инсульт, от которого он уже не оправился и остался до конца жизни инвалидом.

    Одним из тех, кто помогал в создании и установке досок на стене Малого Собора Донского монастыря и на месте захоронения Якова Полозова, был участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Левшов, прошедший всю войну от Москвы до Берлина. Именно он организовал независимое расследование по факту поджога Малого Собора Донского монастыря и установления личностей подлинных преступников. После этого, 7-го января 1992 года ветеран ВОВ Левшов был застрелен выстрелом в затылок «неизвестными» убийцами у себя на квартире. По официальной версии якобы совершил самоубийство (выстрелив себе из пистолета в затылок). При этом был похищен его личный архив и исчезли все материалы расследования. Учитывая схожие обстоятельства гибели гвардии полковника Левшова в 1992 году и загадочной кончины Патриарха Алексия II в 2008 году, не исключено что заказчиками и исполнителями их ликвидации являются одни и те же лица, личности которых теперь возможно установить. Как бы то ни было, но участники нынешнего общественного расследования после обнародования своих версий стали получать угрозы и обещания в свой адрес: «убить», «похитить» и «запытать», «засудить» и «посадить в тюрьму», если они не прекратят свою деятельность. Но не в силе Бог, а в правде, которая всегда, рано или поздно, всплывает на поверхность.

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ, чудом сохранившиеся в архивах одного из участников установки памятных плит и досок в Донском монастыре в 1990-1991 годах:


    Сын Новомученика Якова Полозова —
    Алексей Яковлевич Полозов (на двух нижних фотографиях он второй справа) среди своих соратников, участвовавших в установке памятных плит и досок в Донском монастыре.


    Установка 9-го декабря 1990 года первой гранитной доски (на могиле Якова Полозова) в память Новомучеников, приявших смерть за Веру Христову.

    Церемония освящения Святой доски Христианам «в подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим», после ее установки 7-го апреля 1991 года на стене Малого Собора Донского монастыря:


    Священник Донского монастыря готовится к освящению памятной доски замученным и убиенным Христианам.


    На этом фото запечатлен момент торжественного освящения священником Донского монастыря отцом Кириллом мраморной доски всем Христианам, пострадавшим за Веру, в настоящее время сбитой и уничтоженной вандалами.

    Памятная акция в честь Новомучеников, организованная 17 июля 1991 года на месте захоронения Якова Полозова:


    На нижней левой фотографии Алексей Яковлевич Полозов (в центре) со своими единомышленниками.

    На фото участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Левшов — лидер Движения «Память» в защиту культурно-исторического наследия (не путать с обществом «Память» Васильева) на разных поминальных акциях памяти в том числе у Малого Донского Собора, вместе со своими соратниками:


    На нижнем (правом) фото ветеран ВОВ Левшов крайний справа со знаменем.

    Как бы то ни было, освященная доска Христианам «В подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим» должна быть восстановлена в прежнем виде на стене Малого Донского Собора, а виновные в ее осквернении должны быть низвергнуты из сана либо публично покаяться в злодеянии!

    Дом миро

    Малый собор (1591 — 1593 гг.) — первая постройка по проекту зодчего Федора Коня. Здесь и сегодня варится святое миро — масло для таинств помазания и освящения храмов. В состав елея входят оливковое масло высшего качества и еще 30 компонентов: ладан, мастика, чабрец, корень имбиря и фиалки, кардамон, ароматические масла — мускат, роза, лаванда, гвоздика, лимон. Впрочем, точный рецепт хранится в секрете. Процедура мироварения — священный обряд: печь накрывают тканью, емкости с ингредиентами окропляют святой водой, дрова разжигают трикирием — подсвечником с тремя длинными свечами. Варят, не прекращая, первые три дня Страстной недели.


    Архиепископ Феогност. Фото © ИТАР-ТАСС

    Господа офицеры

    Осенью 2005 года в монастыре перезахоронили останки участников Белого движения. Генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина с женами перевезли из США, Франции и Швейцарии, а генерала Владимира Каппеля позже из Китая. Создать мемориал белогвардейцам предложил сам Владимир Путин, который возложил цветы к надгробиям 24 мая 2009 года. По словам архимандрита Тихона, президент изменил отношение к Деникину, прочитав его дневники, где генерал писал, что при всем своем нетерпимом отношении к советской власти даже думать о расчленении России — преступление.

    Архитектура

    Большая часть монастырского комплекса приобрела индивидуальный образ в промежуток с XVI по XVIII вв.

    • Малый (Старый) храм Донской Божьей Матери совсем не имеет столпов и построен по типу одноглавых церквей эпохи Б. Годунова. Других подобных экземпляров русская архитектура того времени не знала. Шатровая колокольня возводилась рядом в 1679 г. Росписи стен проходили в 1780 г. Комплексная реставрация совершалась в 1948 г.


      Патриаршее служение в день празднования в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы

    • Опирающаяся на четыре столпа Большая церковь имеет пять глав, при строительстве её нижний ярус подняли высоко и окружили широкой галереей, созданной в украинском стиле. Внутри сегодня можно наблюдать грандиозный восьмиярусный иконостас, выполненный во фряжской манере (живоподобии). Росписи стен сбили в 1785 г., а вскоре и вовсе забелили.
    • Надвратный храм Тихвинского образа Богородицы находится выше святых (северных) ворот. Иконостас сооружен здесь в 1782 г.
    • Стены обители сделаны из красного кирпича, вдоль ограды расставлены 12 башен, которые украшены искусно сделанными коронами.
    • Больничный храм Архангела Михаила находится на юге церковного комплекса, его построили в 1714 г. на средства И. Дурнова. В начале XIX столетия собор перестроили в усыпальницу рода Голицыных. Внутри поставили ценные экспонаты из других построек и некрополя.
    • Колокольня обители являлась высочайшим строением Москвы и её окрестностей в середине XVIII века. Сегодня она находится над западным входом в обитель. Автором проекта, созданного в елизаветинском стиле, считают А. Евлашева. В период советской власти постройку организовали под бытовые нужды.
    • С XVIII столетия в монастыре находятся братские кельи, духовная семинария и трапезная. Архимандритские покои возвели в период с 1745 по 1750 г., через тридцать лет здесь надстроили второй этаж. До XX века в Донском некрополе воздвигали часовни и церквушки, которые становились усыпальницами для богатых московских родов.

    На заметку! Строительные работы возобновились в конце XX столетия, место братских огородов занимали новые церковные здания. В обители находится множество храмов, построенных в честь преподобных святых, к каким относят: Александра Свирского, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, патриарха Тихона, Георгия Победоносца и Александра Невского.

    Информация для туристов

    На монастырском кладбище похоронены многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев и В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский и другие.


    Здесь же покоятся родственники А.С. Пушкина — его дед Лев Александрович Пушкин и бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин и тетки Анна и Елизавета Львовна, а также брат поэта Павел и сестра Софья. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г. Перова. Посещение некрополя с 8:00 до 18:30 ежедневно.


    В 2010 году впервые за 10 лет для экскурсий открылась большая часть территории. Сделав предварительную заявку, гости могут посетить башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Организованы экскурсии по территории обители. При монастыре действуют Воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки. В январе 2010 года наместник обители епископ Кирилл сообщил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в Донской монастырь, создав здесь образовательный центр с миссионерскими экскурсиями.

    Печи Освенцима в Москве

    После смерти Ленина его тело планировали забальзамировать на время, пока не достроят московский крематорий. Печь для сжигания установили в храме Серафима Саровского на Новом Донском кладбище. Оборудование заказали у немецкой . Налаживать его приехал инженер Курт Прюфер. 29 декабря 1926 года печи запустили. Идея кремации широко рекламировалась. В общество любителей кремации включили почетных членов — Сталина, Молотова и Калинина. В 1930-м путеводитель «Москва безбожная» сообщал: «Донской монастырь является пионером по части кремации в СССР» и «лишь в СССР кремация доступна всем». А в 1940 году наладчик печей московского крематория раздувал адское пламя в Освенциме. После войны Курт получил 25 лет лагерей и сгинул на просторах Союза.


    Донской монастырь в Москве

    Икона Божией Матери

    • Тип изображения: Елеуса (Умиление) — Мария и Бог Сын максимально приближены друг к другу. Это знак выражения высшей любви Творца к человеку.
    • Создание: 1382 — 1395 гг.
    • Художник: Феофан Грек или его ученик.


    Икона Божией Матери
    Говорят, икону преподнесли князю Дмитрию Ивановичу донские казаки, прибывшие биться с монголо-татарами. Но, по мнению специалистов, она написана позже. На обороте — Успение (смерть) Богородицы. Перечень золотых украшений, каменьев и жемчугов на окладе занимал три страницы. В 1812 году наполеоновские солдаты растащили драгоценности. После 1917-го пропала и серебряная риза.

    Заступничество свыше

    В 1920-х годах закрыли кладбище Спасо-Андроникова монастыря. Могилу промышленника Ясининского вместе с памятником — фигурой Христа из черного камня лабрадорита — перенесли на Донское. В годы Великой Отечественной войны солдатские матери просили Иисуса о заступничестве. С тех пор пальцы ног изваяния натерты до блеска. Ходят байки, что ночами Христос бродит меж могил, благословляя усопших.


    Могила промышленника Ясининского. Фото Руслана Вороного Сергей Корнеев

    #22/2021 Храм

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]