Митрополит Петр Могила. Зачем Петр призывал русских воспользоваться выборным сеймом


Портрет митрополита Петра (Могилы)

Петр (Могила)
(1596 — 1646), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, архимандрит Киево-Печерский, святитель Память 31 декабря, 22 декабря (Румын.), в Соборах Винницких, Волынских, Галицких, Киевских и Молдавских святых, а также в Соборе святых Киевской духовной академии (местн. КДАиС)

Родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции — Мовилэ (Movilă)), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600-1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году — господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах — в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую лавру, где в то время собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

Лаврский архимандрит

В 1627 году [1], по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения — по мнению некоторых историков, враждебные [2]. Это противостояние, возможно, было обусловлено тем, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве, невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил на основание нового высшего духовного училища при Лавре — первого в своем роде в восточнославянских землях. Он поставил учителями обученных за границей юношей, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, выделив для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

Митр. Киевский Петр (Могила). Рисунок с автографом

Восшествие на Киевскую кафедру

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы [3]. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегией с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию [4]. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

Митрополит Петр (Могила). Фрагмент росписи киевского храма Спаса на Берестове (1644 г.)

Киевский митрополит

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей — последний отдал Братскому монастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели останки, отождествленные в то время как мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых — великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник [5].

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская, после того как святая явилась ему и упрекнула за маловерие и небрежение к ее мощам. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)

Богослов

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры

» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «
Λίθος, или Камень
«, а также в подготовке вероисповедного трактата — т.н. «
Исповедания Петра Могилы
» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания

» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Кончина

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)

Происхождение и семья

В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.

  • 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
  • 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
  • Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
  • В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.


Святитель Петр Могила

Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.

Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.

Печать

Комплекс Успенская церковь во Львове, известная как «Румынская (« валашская ») церковь». Требник, опубликованный Петром Могилой большой катехизис Питер Могила «Арктос русского неба …» (упоминание Соборов Кидзё Мохилаэни)
Более 20 лет «Могила» играла ведущую роль в книгоиздании Украины.[8] Он одним из первых напечатал на украинском языке. Могила и его последователи в Лавре и Могилянской коллегии сделали первые шаги в формулировании основ современного русского и украинского языков. Распространение украинского языка в печати было частью более широких усилий Украины по борьбе за суверенитет и культурное самосохранение. Могила хотела сохранить самобытность украинской нации, которая испытывала огромное давление со стороны польского и литовского режимов. Он инициировал издание проповедей для мирян на украинском языке, библейских текстов на церковнославянском языке и научных книг на украинском, польском, греческом и латинском языках. Могила написал несколько книг, которые были распространены в Украине, Беларуси, Польше, Московии, Румынии и Грузии. Одним из самых важных его изданий был первый православный католик. Катехизация

всемирная (1640 г.), написанная им по просьбе всех православных католических церквей. После того, как его одобрили несколько Вселенские Патриархи Константинополя он стал основополагающим документом церковного учения в ортодоксальном мире.[9][10]:106 В 17-18 веках у этой книги было 25 изданий. Его другие известные работы включали
Требник
или Евхологион (1646). Он напоминал энциклопедию, в которой систематизированы все украинские церковные обряды и службы. При этом он много сделал для сохранения чистоты православного обряда.[11]

Десятью годами ранее он опубликовал Антологион

в котором он подчеркнул необходимость для учителей находить уникальные подходы к каждому ученику при обучении, поскольку их способности различаются. Применение одинаковых требований ко всем учащимся может быть не самым эффективным методом обучения. Могила подчеркнула, что учащимся необходимо размышлять и понимать, а не просто повторять научные, религиозные и моральные истины.[10]:107 В этой и других работах Могила подчеркнула, что молодому поколению необходимо использовать разум, а не эмоции в стремлении к достижению целей.

В его Триодион (1631 г.) Могила выразил свои политические взгляды на то, как должен выглядеть идеальный правитель. Он утверждал, что человек должен поддерживать мир с соседями; защищать свои земли во время войны; Правитель не только обязан издавать законы, но, прежде всего, он должен ограничивать свои собственные полномочия.

Проект польского дворянина греческого вероисповедания

(1645) латинская рукопись, впервые напечатанная в 1928 году, представляет его «Проект союза», заключающийся в его собственном признании божественного первенства римского понтифика, при этом отмечая, что законные права восточных патриархатов должны уважаться Западом.[12]

Принятие духовного сана

Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.

Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.

Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.


Икона Петра Могилы, митрополита Киевского

Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:

  • свободно исповедовать православную веру;
  • совершать Таинства;
  • проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
  • создавать братства;
  • открывать школы и училища;
  • устраивать богадельни.

Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.

Важно! 1 ноября 1632 года благодаря княжьему воспитанию и тонкому дипломатическому дару Петра Могилы вышел официальный указ, утверждающий независимость православия в Украине.

В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.

В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.

В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.

Читайте о православных святых:

  • Григорий Синаит
  • Вонифатий Тарсийский
  • Закхей Праведный

Петру Могиле написан акафист

Петру Могиле написан акафист, который читается в воскресный день после дня его почитания. Акафист можно читать и дома перед его иконой.

Акафист:

Кондак 1

Возбранному воеводе и пастырю, славному сыну славнаго известнаго рода володарей Молдовлахии святителю Петру составим похвалу, яко во дни лютых гонений отстоявшему и в Богодухновенных трудах своих запечатлевшему чистоту веры святыя Православныя. И ныне молитвами твоими спасай нас от бед и напастей, да с любовию зовем ти:

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Икос 1

Ангелам по ревности в защите веры и спасения душ человеческих подражая пожил еси. Трудами твоими Богодухновенными ниву церковную оплодоносил еси. Сего ради исполненныя духа любви к тебе с благодарностию вопием таковая:

Радуйся, святителю отче Петре, ради служения Церкви Христовой богатство, знатность рода и почести земныя оставивый.

Радуйся, заблуждения латинства в письменах своих обличивый.

Радуйся, Киево-Могилянскую Коллегию в духовное просвещение основавый.

Радуйся, униатами поруганныя храмы и обители своими средствами восстановивый.

Радуйся, святителю отче Петре, Богослужебныя книги написавый.

Радуйся, Православное исповедание веры Собором вселенских Патриархов и святителей утвердивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 2

Видяще благочестивыя родители воевода Симеон и княгиня Маргарита чадо свое мудростию и многоразличными познаниями с детства Всевышним одаренное и крепкою любовию к Христовой Церкви озаренное, в радости воспели о нем Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свой Божественными ученьми просветил еси, святителю отче Петре, отвергнув еси почестей мира сего суету, православное исповедание веры своей защитил еси. Сего ради Богомудрым наследником не токмо царскаго престола, но и делания монашескаго явился еси. Мы же в тебе избранный сосуд благодати Божия видяще во умилении вопием сицевая:

Радуйся, рождением своим праздник рождества Христова предваривый.

Радуйся, в год рождения твоего род Могил на престол Молдавский вступивый.

Радуйся, в день памяти святителя Петра родивыйся.

Радуйся, и сам достойным подражателем покровителя небеснаго явивыйся.

Радуйся, любви ради к Церкви и святыням ея с усердием потрудивыйся.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 3

Сила Божия благодати укрепляше тя, егда в окружении униатов и католиков веру свою Православную безбоязненно исповедал и защитил еси, и пред королями польскими свободы и прав ей исходатайствовал еси. Мы же ведуще сия о силе духа и ревности твоей поем Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея веру несумненную и помысл чист на ниве церковней ради духовнаго пресвещения и спасения душ неутомимо трудился еси. Мы же в приносимых духовных плодах твоих самоотвержению и подвигам твоим удивляясь и в них поучаясь благодарно вопием ти таковая:

Радуйся, в смутное премя архимандритом Киево-Печерския Лавры нареченный.

Радуйся, многая имения и земли обители Киево-Печерския из плена возвративый.

Радуйся, блага земныя и духовныя в обители святей приумноживый.

Радуйся, преподобным и Богоносным отцам Киево-Печерским усердно потрудивыйся.

Радуйся, обитель Киево-Печерскую молитвою к Богородице от напасти оградивый.

Радуйся, в благодарность за помощь Пресвятей Владычице молебное пение сотворивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 4

Бурю злословия и мятежа людскаго претерпел, но не убоялся еси, святителю отче Петре, Божественною любовию все козни врагов и злых человек побеждая, на всяцем месте и всяк час славя Бога воспевал Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя многую твою добродетель, веру крепку и несумненну, чистоту непорочну, любовь нелицемерну, иерархи православныя единогласно избра и торжественно посвяти тя в митрополиты Киевския. Видяще тя пастыреначальником Богомудрым и строителем дому Божия добрым и непорочным, с надеждою на молитвы твоя взываем тебе таковая:

Радуйся, царский скипетр на митрополичий жезл сменивый.

Радуйся, быстрым шествием по лестнице церковного чина духовнаго восхождения не затмивый.

Радуйся, интересы Церкви Христовой выше всего земнаго всегда возносивый.

Радуйся, православное исповедание Апостольской Церкви в трудах своих запечатливый.

Радуйся, род твой истинным благочестием даже польских королей к себе преклонивый.

Радуйся, достойным потомком лучших сынов легендарного рода Могил себя явивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 5

Боготечное светило явился еси всем христианом, святителю отче Петре, Божественный небосклон и доныне ученьми своими просвещая, верным показуя правыя стези и научая всех в духе любви и истины Триединому Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще православнии людие великия подвиги твоя во всяцем благочестии и чистоте Богу приносимыя и труды до кроваваго пота в просвещении омраченных страстьми полагаеми, познают в тебе, святителю отче Петре, крепкий щит и забрало и во дни скорбных обстояний и блуждания греховнаго припадающе вопиют ти таковая:

Радуйся, благословением твоим служити пассии, тобою составленныя, в Посту Великом утвердивый.

Радуйся, Богослужебные чины в «Требнике» своем изложивый.

Радуйся, и доныне правило твое – по средам служити Акафист Успению Божией Матери в Лавре Печерской – Господь сохранивый.

Радуйся, книгоиздательской деятельностью много народа просветивый.

Радуйся, по всей земле книги Богослужебныя распространивый.

Радуйся, молитвами твоими и потомков своих служителями Богу сотворивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 6

Проповедником православнаго вероучения был еси, святым Апостолам в ревности подражая, храмы Божии и обители созидая, православныя пресвитеры мудро поставляя, братолютию и христианскому житию люди добре научая, да вси единым сердцем и усты воспоют с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в Боголюбивой душе твоей немеркнущий свет Богопознания, вознося тя на высоту духовнаго совершенства. Тем же светом и мы от тебя просвещаеми благодарно вопием сицевая:

Радуйся, монашеский скит в Голосиево основавый.

Радуйся, в основание его духовное начало положивый.

Рауйся, церковь в нем святому мученику Иоанну Сочавскому создавый.

Радуйся, в церкви той много частиц святых мощей и Креста Господня положивый.

Радуйся, в скит сей для подвигов монашеских приходивый.

Радуйся, сад духовный в нем заложивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 7

Хотяй невозбранно духом в горняя селения возноситися, святителю отче Петре, в бущующем мире душею надмирно пожил еси, подвигом добрым до конца подвизаясь, труды к трудам прилагая, неустанно достойно и праведно поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

В новой обители, в месте пустыннем, подвигам древних отшельников подражая, подвизался еси, святителю отче Петре, тем же и нас научи тихого пристанища от житейских плаваний достигнути, тебе зовущим таковая:

Радуйся, святителю отче Петре, пример монашескаго воздержания показавый.

Радуйся, Божественные Литургии ежедневно совершавый.

Радуйся, Господь воду по молитвам твоим в подтверждение силы Православия в вино обративый.

Радуйся, много земных поклонов Богу и святым Его сотворивый.

Радуйся, безсонные ночи в молитвах своих проводивый.

Радуйся, тайно вериги на теле своем носивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 8

Странником и пришельцем в жизни сей скоротечней себе помышлял еси, святителю отче Петре, мысленно в горняя душу свою возводя. Мы же, видя смирение и подвиги, побеждати мир, плоть и диавола на примере твоем поучаясь, всегда вспомоществующему тебе в Троице славимому Богу поем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен быв любви к Богу и ближним, святителю отче Петре, спасение всем устрояя, не иский себе, но многих пользы пожил еси и о Господе свято и праведно почил еси. И ныне у Престола Всевышняго ходатайства твоего о пастве не оставляеши. Мы же, приемля помощь твою, прославляюще тя, благодарно зовем таковая:

Радуйся, тяжелую ношу защиты Православия от католиков и униатов подъявый.

Радуйся, многая труды, скорби и напасти не единожды претерпевый.

Радуйся, клевету и поношения даже от единоверных имевый.

Радуйся, мужество и самоотверженность в трудных обстояниях сохранивый.

Радуйся, чистоту веры Православныя отстоявый.

Радуйся, неколеблющееся благочестие и твердость исповедания Православныя веры до конца сохранивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 9

Всяк возраст и всяко сословие видя ревность твою и труды, святителю отче Петре, молит тя всякия беды, скорби и напасти избавити в нынешнем веце. И в будущем, любовию твоею побеждаеми, чаем в селении праведных с тобою купно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанные многою духовною силою слова твоего превзошел еси. Божии мудрость, величие и силу неведущим открыл еси, на путь спасения наставляя. Людие же, видяще твое неусыпное попечение о них, непрестанно вопиют ти таковая:

Радуйся, многочисленные труды по восстановлению Киевской митрополии понесший.

Радуйся, о пастве твоей ревностно болезновавший.

Радуйся, святую Софию Киевскую от униатского пленения свободивый.

Радуйся, святый храм ея иконами украсивый и обновивый.

Радуйся, и по смерти твоей святую Софию от чуждых посягательств защитивый.

Радуйся, в храме Софийском более двух месяцев непогребенный нетленно пребывый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 10

Спасение вечное наследовал еси, святителю отче Петре, положив душу за словесныя овцы твоя. Сего ради освятился еси и неизреченныя милости сподобился еси со Ангелы и всеми святыми в небесном Царствии пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая нам явился еси, святителю отче Петре, от враг видимых и невидимых всех прибегающих к твоему небесному заступлению надежно защищая. И ныне обители, грады и страну нашу православную от волков в шкурах овечьих и всякаго лукавствия, коварства и губительства огради. Да ведуще ревность и силу твою в защите веры Православныя в надежде на всегдашнюю помощь твою, дерзновенно вопием таковая:

Радуйся, у родителей твердому стоянию в вере и благочестии научивыйся.

Радуйся, благотворителем и покровителем бедных храмов и обителей явивыйся.

Радуйся, в благоустроении Успенския Киево-Печерския обители усердно потрудивыйся.

Радуйся, в Киевские митрополиты в Успенском храме града Львова рукоположенный.

Радуйся, и земное упокоение в Успенском храме Киево-Печерския обители обретший.

Радуйся, оставшееся от родителей наследство духовным школам завещавый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 11

В пениях наших всеумиленных восхвалим Господа Бога, даровавшего нам тя, веры святыя Православныя поборника и учителя, о спасении душ наших зело поревновавшего. Наученные тобою, святителю отче Петре, право веровати истинам Евангельским воспоем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоноснаго светильника неугасаема видим тя, святителю отче Петре, на Божественном небосклоне ярко горящего. Наслаждаяся блаженства неизреченнаго, Божественных милостей благодатные лучи сокровенно и нам, сущим во тьме неразумия, изливаеши. Сего ради уповая на молитвы твоя, во умилении глубоцем почитаем тя, святителю Божий, звании сицевыми:

Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, к сонму святых сопричтенный.

Радуйся, людьми и Богом прославленный.

Радуйся, почитающих тя молитвенниче неусыпный.

Радуйся, яко во славе святых пребывающий.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога добре ведуще, святителю отче Петре, знаем тя – усерднаго молитвенника и ходатая спасения душ наших. Сего ради просим и молим тя: испроси у Всемилостиваго Бога даровати согрешениям нашим прощения, веры Православныя утверждение, во всяком благом деле вспоможения, домовом, обителям, градом и весям благословение, да всегда в радости поем прославляющему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая многая твоя и предивныя добродетели, почитаем память твою, добрый пастырю и угодниче Христов, святителю отче Петре, непрестанно поминай нас у Престола Господня да всегда с любовию вопием ти таковая:

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту Богомыслия возносимый.

Радуйся, в посте и молитве непрестанно пребывавый.

Радуйся, неутомимый проповедниче правды Евангелия.

Радуйся, веры Православныя столпе непоколебимый.

Радуйся, яко словесное свое стадо от душепагубных волков сохранивый.

Радуйся, и на кафедре святительской подвигов иноческих не оставивый.

Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.

Кондак 13

О всехвальный и предивный угодниче Божий и воине Христов, святителю отче Петре, приими от нас грешных и непотребных сие усердно приносимое тебе наше моление и твоим непрестанным благоприятным к Богу ходатайством избави нас от внезапныя смерти, от всяких бед и напастей и вечныя муки. Защити храмы, обители, веси и страну нашу православную от лукавства и злобы иноплеменников, от коварства раскольников, безбожников и еретиков, да сподобимся купно с тобою и всеми святыми во веки пети Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Смерть и почитание

1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.


Митрополит Петр Могила причислен к лику Местночтимых святых

В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.

В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.

Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.

8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.

Источники

  • Орест Субтельный, Украина: История, Университет Торонто Press, 1988
  • (на украинском языке) Українська педагогіка в персоналіях — ХІХ століття / За редакцію О.В. Сухомлинської / навчальний посібник для студентов вищих навчальних закладных, у двох книгах // «Либідь», — К., 2005, кн. 1., стор. 100–110
  • (на украинском языке) Доводник истории Украины. За ред. І.Підкови та Р.Шуста. — К .: Генеза, 1993.
  • (на украинском языке) Гайдай Л. История Украины в особах, термінах, назвах и поняттях. — Луцьк: Вежа, 2000.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]