Телеграм канал @ieshua.org
Некоторые говорят, что рождение от девы означает, что Иешуа (Иисус) не может быть Мессией. Видите ли, один из необходимых признаков истинного Мессии Израиля состоит в том, что Он происходит из рода царя Давида (Исаия 7:13-14;9:6-7; Иеремия 23:5-6). Поскольку у Иешуа не было земного отца, а именно отцовская родовая линия должна восходить к Давиду, то получается, что Иешуа не может быть из рода Давида. Иными словами, если Он родился от девы, не лишает ли это Его права быть «сыном Давида»?
Сказание о двух родословных
Но, на самом деле, линия Давида идет не только через отчима Иешуа, Иосифа, но и через Его мать Мириам. Хотя это не сразу видно, повествование от Луки прослеживает генеалогическую линию Мириам к царю Давиду: «Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин… Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев… Нафанов, Давидов» (Лк. 3:23-31).
Ученые раскрыли интересные вещи об этой генеалогии. Происхождение по отцу было жизненно важным в первом веке. Талмуд дает понять, что «только семья отца называется семьей; семья матери не называется семьей» (Йевамот 54б). Поэтому, когда Лука приводит родословную Мириам, он следует официально разрешенному способу, присоединяя эту линию к отчиму Иешуа, Иосифу.
Касательно греческой фразы «как думали» Ристо Сантала пишет: «Греческая фраза соответствует еврейскому выражению ke-hozqâ или kemô huhzaq, что означает, что дело было юридически подтверждено. Таким образом, перед законом было правильным соединить Иешуа через Иосифа с его тестем,» — то есть отцом Мириам — «Хили» или Ильи. (Мессия в Новом Завете в свете раввинских писаний, Уильям Киннайрд, Иерусалим: Керен Ахва Мешихит).
С другой стороны, Матфей записывает, что генеалогическая линия самого Иосифа восходит к царю Давиду: «Давид царь родил Соломона… Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; … Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус (Иешуа), называемый Христос (Мессией)» (Матфея 1:6-16).
Читая «родил» наиболее естественным образом — как ссылку на биологическое происхождение — видим указание на то, что Матфей записывал родословную Иосифа. Таким образом, у нас есть две разные родовые линии, представленные в двух повествованиях Евангелия. Иосиф произошел от самого известного сына Давида, Соломона; и Мириам через Натана, другого сына Давида.
Следовательно, оба повествования говорят нам, что и Иосиф и Мириам — из рода царя Давида. Но есть нечто большее в этой истории, так как Танах дает некоторые важные сведения о том, почему так важна уникальная родословная Иешуа.
Ирод Великий и его сыновья
Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.
Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?
Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).
Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.
Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.
Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т.к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно — ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.
Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.
Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.
Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.
Проклятие Иехонии?
Согласно пророку Иеремии, Иехония (потомок царя Давида), подвергся проклятию и скомпрометировал семя Давида через Иехонию, сделав его потомков неспособными служить в качестве Царя: «Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (Иер. 22:30).
Поскольку Иосиф был из этой линии, ни один физический сын Иосифа не мог унаследовать престол Давида. Линия же Мириам была незапятнанной, поэтому ее сын мог законно претендовать на престол Давида.
Однако, будучи отчимом, Иосиф был законным опекуном Иешуа. Таким образом, Иосиф обеспечивает юридическую связь с линией Давида для Иешуа. Поэтому, генеалогия Иосифа актуальна для записи Матфея. Это показывает, что у Иешуа не было отца или опекуна вне линии Давида, которая дала бы Ему родословную вне рода Давида.
С другой стороны, даже если бы только Его мать являлась потомком Давида, для Иешуа этого было бы достаточно, чтобы происходить из рода Давида. Некоторые традиционные раввины могут протестовать против этого, говоря, что материнская сторона не может дать генеалогические верительные грамоты, и это правда, что библейские записи являются патрилинейными. Однако в Писании есть явные исключения относительно права женщины проходить по семейному наследию (Числа 27:1-7).
Итак, независимо от того, рассматривается ли Его родословная с юридической стороны отчима или с биологической стороны матери, Иешуа является «сыном Давида» и уполномоченным Мессией Израиля. Фактически, поскольку о Мессии было пророчество как о «рожденном от девы» (Исаия 7:13-14), именно таким и должно было быть Его происхождение. Тот факт, что истинный Мессия должен был быть не только сыном Давида, но и рожденным от девы, сужает генеалогическую линию. Помимо Иешуа, какие еще законные претенденты заявляют на эту позицию?
Содержание
- 1 Давид в ТаНаХе 1.1 Происхождение и помазание
- 1.2 При дворе царя Шаула
- 1.3 Бегство и эмиграция
- 1.4 На службе у филистимлян
- 1.5 Царь в Хевроне
- 1.6 Царь в Иерусалиме 1.6.1 Религиозная реформа
- 1.6.2 Территориальные приобретения
- 1.6.3 Административные реформы
- 1.6.4 Гаваонитяне и Мефивошет
- 1.6.5 Давид и Бат-Шева
- 1.6.6 Закат правления
- 5.1 Художественное искусство
Сын Давида, Господь Давида
Как ни парадоксально, Мессия, сын Давида, также должен был быть Сыном Божьим — фактически, Мессия должен был быть Могущественным Богом (Ис. 9:5,6 — на иврите, Эль-Гиббор). Сыну Давида предназначено не только царствовать с престола Давида над всем Израилем, но и обладать наивысшей властью над всеми народами мира (Исаия 2:1-4; 11:10; 49:6). Опять же, Иешуа является единственным претендентом с надлежащими полномочиями.
В Псалме 2:12 Давид писал: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
«Почтить Сына» означает отдать должное уважение Сыну, символизм этого можно видеть в целовании кольца Царя. Поэтому Иешуа — единственный, Кто обладает подлинной властью над каждой жизнью. Иешуа — это единственный подлинный Сын Божий, Которому мы должны отдать должное почтение. Иешуа — единственный Сын Давида, Который может дать истинную безопасность нашему народу сегодня и в вечности, как было предсказано в Иеремии 23:5-6:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!».»
Давид в книгах ТаНаХа [↑]
Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом], о конфликте с тогдашним царем Шаулем.
Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.
В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид
).
Надежда на будущее
Однажды Израиль, как народ, насладится этой безопасностью, когда мы, как нация, возвратимся к сыну Давида, Господу Мессие Иешуа, как было предсказано в Осии 3:5: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни».
Сегодня каждый из нас лично может вернуться к нашему истинному Господу и Царю, Иешуа, и быть спасенным, жить в безопасности и принимать Его благость. Давайте «отдадим дань уважения Сыну», подчиняясь Его власти через послушание Его Слову. Признавая наши грехи и полагаясь на Его искупление, доверяя Его жертве, мы можем покоиться, зная, что Он Господь наш и Праведность наша.
Автор — Сэм Надлер / wordofmessiah.org Перевод — Ирина Петра для
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Образ в искусстве
Файл:Michelangelos David.jpg Микеланджело, «Давид»
Художественное искусство
На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта.
В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии М. Шагала.
Музыка
В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера Д. Мийо «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г. в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — М. Авидомом (Симфония №2 «Давид», 1948), П. Бен-Хаимом («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими. Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»).
Литература
В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм И. Л. Гордона «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа М. Шамира «Кивсат hа-раш» («Овечка бедняка»).
Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии У. Ц. Гринберга.