Акафист святой мученице благоверной княгине Людмиле Чешской

Человеческая природа такова, что ему просто необходима поддержка высших сил. Одним людям вера в Бога дарит надежду, вторым – терпение, третьим – любовь и укрепление духа. Упование на Господа всегда помогало сохранить целостность души в трудные времена, сама вера сопряжена с такими понятиями, как надежда и любовь.

Сейчас влияние церкви неоспоримо, многие люди постепенно приходят в её лоно, прося Господа о заступничестве и помощи. Молитва действительно помогает, чудодейственные мощи служат исцелению, имена многих святых известны по всему миру. Однако святая Людмила Чешская знакома не всем, хотя её заступничество может оказаться важным для семейного счастья, благополучия, здоровья детей и близких.

Кто такая княгиня Чешская

Родиной великой мати стала Чехия, но на сегодняшний день её имя там практически забыто. Святая Людмила была рождена в семье Славибора — сербского князя, в 860 году. В совсем молодом возрасте она вышла замуж и покинула отчий дом, уехав с мужем в далёкий по той поре край – Чехию. Брак с князем Борживоем из рода Пржемысловичей послужил поводом для объединения племён на территории современного чешского государства. В документальных сведениях указано, что она была высокообразованна, владела несколькими языками, в том числе латынью и греческим.

В чешских рукописях отмечено, что княгиня Чешская святая Людмила взошла в земле Богемской подобно утренней звезде. Она стала символом веры и правды, разогнала лучом истинного христианства мрак заблуждения.

Святая Людмила: житие, крещение

В те времена супружеская пара придерживалась языческой веры, однако ситуацию изменило знакомство с великим просветителем Мефодием. Вполне вероятно, что этот переводчик с арамейского, латинского, греческого и других языков, создатель славянской письменности, произвёл на молодую чету сильное впечатление. Уже в 882 году супруги в присутствии Мефодия приняли таинство крещения.

Княжеская пара в Чехии возвела первый на этой земле храм христианской веры в Левом Градце, который был назван в честь святого Климента. Святая мученица Людмила и её муж, приняв крещение, стали способствовать распространению Православной веры в Чешском государстве. Благочестивая пара созидала в своём княжестве храмы, приглашала священников для совершения молебнов и богослужений.

Произведение: Акафист и служба святой мученице благоверной княгине Людмиле Чешской

СЛУЖБА

святой мученице Людмиле,

еяже память творим 16 сентября

Творим бдение

На вечерне: на Господи, воззвах: стихиры на 10, глас 6.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси составивши Христову Церковь,

прославляюще Бога нашего, помянем Его святую мученицу, пресветлую

Людмилу, пострадавшую за Христа от диавола.

На святой твой праздник днесь собрались мы, мученице Людмило славне,

вопиюще едиными устнами ти: ходатайствуй пред Господом за мир сей, помоги

всем скорбящим, утеши печальных, спаси отчаянных и исполни всякое

прошение, к тебе восходящее.

В любви Божией пребывая присно, не забуди ближних твоих, наша заступнице

верная, Людмило пресветлая, мученице крепкая, и всем болящим помоги,

разобщенных вновь соедини, скорбящих же утеши, сердца злых умягчи и

сочетай всех со Троицей, да вопиют вси Христу: Свят еси, наш Господи.

Любовь превечную стяжавши в сердце своем, Людмило святая мученице, явила

Царствие Христово в мире, освятила ближних своих, прославила еси жизнью

Христа Бога нашего, убита была еси от врагов Господа, вознеслась же ко

Троице яко столп огненный и ныне за весь мир предстательствуеши.

Приявши в сердце свое веру, и надежду не оставивши, возсияла великой

любовию, просвещая мир и ближних научающи, мученице Людмило, просвети

и ныне всех ослепленных.

Царствие Божие есть любовь и единство в Господе, Свята Духа общение, всех

соединение, радость неизреченная, доброта великая, благодарение, праведность

и мир, наипаче же Христова Любовь, Еяже приявши, Людмило, моли за мир

сей.

Помощнице наша светлая, заступнице неотступная, душе любящая, святая

мученице, помолися за всех, да все приидут ко Господу, да все войдут во

Царствие, да все познают радость Евхаристии.

Днесь праздник твой, Людмило, совершаем мы, согласно тя поюще, за Христа

пострадавшую, и в страстях Его не оставльшую, всех же возлюбившую,

мучителей своих благословившую, и, в смерть сходящу, сретившую Христа, и

ныне за весь мир ходатайствующую и всем людям помогающую.

Причащаяся ныне Христова Царствия, и зрящи Бога во всей полноте, и в Духе

Святом пребывающи, не покидаеши нас, Людмило мученице, но присно с нами

предстоиши Господу и подаеши помощь всем, тоя требующим,

Просветившая мир учением Христовым, сочетавшая с Господом своих

сродников, утешавшая скорбящих и нищим помогавшая, во браке честно

пожившая, явившая людям благодать Божию Людмило, Христова агнице,

защити от диавола всех и вся.

Слава: праздника Воздвижения, стихира

Кресте пречестный, егоже обстоят

чины ангельстии:, зри в службе праздника.

И ныне:
Богородичен догматик шестого гласа:
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево:

Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии мученические, зри в Минее.

На стиховне стихиры 4, глас 5.

Совершивши течение жизни добре,

исполнивши Христовы заповеди, воспитавши чад своих во истине, затворилася

еси в Тетинском эамке, Людмило, княгине Чешская, идеже и мученицей

соделалася.

Стих:

Возведох очи мои в горы, отонудуже приидет помощь моя.

Драгомира, Людмилина сродница, ослепленная силой сатанинскою,

возненавидевши Господа, убила еси святую мученицу. Она же, убийц

простивши, воэнеслася ко Троице, и прияла еси венец неувядаемый,

Стих:

Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю.

Радуйся, Людмило мученице, светозарная праведнице, ты бо была еси

христианкой истинной, и во браке с мужем своим Боривоем жила еси в

святости, научила же детей своих истине, и к ближним была еси доброю, темже

вси тя согласно величаем.

Стих:

Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку лесную твою.

Радуйся и веселися, Церковь Божия в пресветлые и красные сии дни! Днесь бо

празднество творим велие: Воздвижение Креста Христова славим и величаем

мученицу Людмилу с мученицей Евфимией. Днесь мир нерукотворный собою

славит Господа, земля же красуется небесной славою, мы же, люди,

прославляем Господа и молимся Ему о всех и за вся!

Слава: стихира мученице Евфимие, зри в Минее месячной.

И ныне: праздника, стихира:

Радуйся, Господень Кресте:

Тропарь:

Агница Твоя, Иисусе, Людмила:
дважды (зри в Минее общей), и
праздника

Спаси, Боже, люди Твоя:,
единожды
На утрени.

На Бог Господь: тропарь мученице дважды.

Слава: праздника.

И ныне: Богородичен.

Седален по 1-й стихологии, глас 6.

Воспоминаем ныне Людмилы святой честныя страдания, иже прияла еси от

южиков своих, не ведящих Бога Истиннаго, за Бога нашего, Христа, Емуже

служила еси всю жизнь свою, Емуже уневеститися жаждала, Емуже молилася

еси непрестанно и в Немже все упование свое полагала, воспоминая глаголы

светлыя, иже рек Христос: возьмите иго Мое себе и научитесь от Мене; и якоже

агница пред стригущим ю безгласна бывша, егда заклана бысть от неверных.

Темже молися с Богородицею, во еже спастися нам.

По 2-й стихологии седален, глас тойже: Молишися о нас Богу нощеденно, и

призираеши на ны с горних высот, о Людмило милостивая, принесшая светлое

учение Православное во страну твою Чехию, не остави нас окамененных, но

даруй нам умиление, да воззовем с тобою купно во Царствии Небеснем: Слава

Ти, Господи, Создавшему нас; Слава Ти, Господи, не отвергшему нас; Слава Ти,

Господи, Спасшему нас; Слава Ти, Господи, Обожившему нас; Слава Ти,

Господи, Милующему нас; Слава Ти, Боже, во веки.

Полиелей. Величание:

Величаем тя, святая мученице Людмило, и чтим

честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.

Псалом избранный:

Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене

есть, да не подвижуся. Сего ради вознесеся сердце мое и возрадовался язык

мой. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим.

Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек.

Слава, и ныне:

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже
(трижды)
Степенна, антифон 4-ого гласа. Прокимен
: Дивен Бог во святых Своих, Бог
Израилев

.
Стих:
В церквах благословите Бога, Господа от источник

Израилевых. Всякое дыхание:

Евангелие от Марка, зачало 21

По 50-м псалме стихира, глас 6.

Славим днесь святую мученицу, агницу

Христову закланную, сестру нашу Людмилу светлую, просиявшую светом

Царствия, появшую Любовь вечную, осветившую, яко свеча, ею ближних,

вопия с ней ко Господу: Господи, хорошо нам здесь быти.

Канон, глас 8, мученице, и канон Кресту.

Егоже краегранесие: Святая мученице Людмило, моли Бога о нас.

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи, чудотворяй иногда

Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же

беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев:

Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.

Слове Божий, Христе, слова ми подаждь дар, да пою Тя, Животе

Неисчерпаемый, и да славлю мученицу Твою Людмилу, песнь Ти поюще: поим

Господеви, славно бо прославися.

Венец нетленный приявши во страдании своем, моли, Людмило, Бога Славного

венцы светлии даровати нам, да, приявше я, воспоим: поим Господеви, славно

бо прославися.

Слава:

Яко агница непорочная ведена была ты на заклание, ни едино же слово

вопреки рекше; обаче воспела еси песнь Богови: поим Господеви, славно бо

прославися.

И ныне:

Тя, Пречистая, вси роди ублажают, яко носила еси во чреве

Превечного Бога, к Немуже молися за мир, купно с Людмилою мученицей,

поющей: поим Господеви, славно бо прославися.

Катавасия:

Крест начертав Моисей:

Песнь 3

Ирмос: Утверждей вначале Небеса разумом, и землю на водах основавый,

на камени мя,. Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе,
Едине Человеколюбче.
Ангели светлии сретили на воздусе душу твою пресветлую, страданием

невинным убеленную, молитвою преукрашенную, любовию озаренную, песнь

Богови поющею: свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.

Яко звезда огненная, яко Ангел пресветлий вознеслася еси душа твоя на Небеса, Людмило, преозаренная благодатию Святаго Духа, поющая: Свят еси, Господи,

и поет Тя дух мой.

Слава:

Молимся ти, Людмило славне, помолися за мир ко Владыке, и помоги

всем, помощи чающим, утеши скорбящих, возрадуй унывающих, да вопиют и

они ко Господу: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.

И ныне:

Ублажаем Тя вси, о Богомати, яко Матерь Бога нашего, якоже прорекла

еси, и поем Тя с Людмилою мученицей, и Господу зовем: Свят еси, Господи, и

поет Тя дух мой.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и Сила, Ты мой Бог, Ты мое

Радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком

Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Честна пред Господем смерть твоя, мученице, бысть, за неяже венец прияла еси, венец нетленный, темже молися ко Господу, да подаст и нам венцы Царствия, да

поем Ему присно: слава силе Твоей, Господи.

Егда убивающие тя проклинали тя, ты их благословляла, якоже Христос, Емуже

все житие твое посвятила еси; темже сподоби и нас, внегда скорбни будем, пети

Владыце: слава силе Твоей, Господи.

Слава:

Несть бози идоли ваши, — рекла еси, Людмило, сродником твоим,

жаждущим отвратити тя от веры истинная, за неяже и смерть прияла

безвинную, — но Един Бог Есть, Бог Свят, Емуже Церковь Христова взывает:

слава силе Твоей, Господи.

И ныне:

Исповедуем вси Тя, Пречистая Дево Марие, Истинною Богородицею, Носившею во чреве Бога Истиннаго, Приявшего плоть от Тебе и неложно

воплощься на земли Жившаго, и Распятаго, и Воскресшаго, вопиюще Ему с

Людмилою: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и

покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету заповедей

Твоих, пути мои направи, молюся.

Царю Небесному, Егоже зриши ясно, помолися, Людмило, за всех, помощи

чающих, и спаси из глубины отчаяния всех гибнущих, и подай покой всем

зовущим: Господи Боже наш, мир даждь нам.

Егоже всю жизнь свою пресветлую жаждала зрети, и служити Ему верно, ныне

зриши ясно, Того моли, Людмило, спасти мир наш от злобы диаволи, от вражды

и разделений, и даровати спасение поющим: Господи Боже наш, мир даждь нам.

Слава:

Людмило, Божия агнице, зря ныне Агнца лицем к лицу и наслаждаяся

общением сим, не забуди нас грешных, заблуждших во вражде, не ведущих

пети: Господи Боже наш, мир даждь нам.

И ныне:

Южики твои, Людмило, заклаша тя якоже агницу, незлобие и веру

твою зря; темже молися о нас с Пречистой Девой Богородицей и всеми

святыми, глаголющи: Господи Боже наш, мир даждь нам.

Песнь б

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол

возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Древо крестное спасе весь род человеческий силою Распятаго на нем Христа

Бога нашего, темже, лобызающе и, вопием с Людмилою, крест свой смиренно

понесшей: яко пророка Иону спаси нас, Господи.

Молитву непрестанную стяжала еси к Богу, хождаше пред Ним, якоже Енох,

нощеденно, темже научи нас молитве истинней, да, обратившись к покаянию,

умолим Бога за мир, глаголюще: яко пророка Иону спаси нас, Господи.

Слава:

Исповедав Господа пред всеми, исповедана быв Господом пред Ангели, венец приявши радости светлый, уневестилася Господу, Егоже чаявши всю

жизнь свою зрети, вопияла выну: яко пророка Иону спаси нас, Господи.

И ныне:

Людмило богославная, твою память праэднующе светло, воспоминаем

страдания твоя, и дивимся кротости твоей, и молим ти ся: молися к Богородице, да простит нам беззакония наша, да молится ко Господу о нас, поющих: яко

пророка Иону спаси нас, Господи.

Кондак, глас 6.

От небес прияла еси любовь Божию, темже убита была еси от

сродников, о Людмило пресветлая, молися о всех нас, верно чтущих тя.

Икос:

Агницу непорочную, Людмилу, вернии, на небесех зряще, молящуюся за

ны непрестанно, вси воспоим: Радуйся, себе в жертву Богу принесшая; радуйся,

со Ангели на небеса вшедшая. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся,

Божественными добродетельми осиянная. Радуйся, теплая предстательнице

наша пред Богом; радуйся, вознесенная к Небесным чертогом. Радуйся, верных

молитвам внимающая; радуйся, всякое желание благое исполняющая. Радуйся,

праведнице, питавшая всех алчущих, радуйся, благой любовию утешавшая всех

плачущих. Радуйся, яко злато в горниле, очищенная; радуйся, Небесной славы

причащенная. Радуйся, святая мученице Людмило, Богу и людем Его милая.

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси,

согласно поющия: Боже, благословен еси.

Молящуюся тя зря к Богу ныне, Людмило, радуется Церковь Чешская, радуемся

и мы, яко обретохом предстательницу верную, дарующую нам радость

Небесную, и зовем вси к Богу, Давшему нам тя: Боже, благословен еси.

Одеваяся днесь, яко ризою, светом; облачаяся днесь во Христову любовь,

помяни, Людмило, мир твой, воспомяни о твоих сестрах и братиях, соедини их

всех во едино и сподоби пети Господу: Боже, благословен еси.

Слава:

Лесть бесовскую отгнала еси, о Людмило непорочная, и служила еси

Богу всею жизнию своею, и любила Его всем сердцем и душою всею, и Ему

одному прилеплялася, темже сотвори, да деем то же и мы, всегда в себе

вопиюще: Боже, благословен еси.

И ныне:

Изрядно же о Тебе, о Преблагословенная Марие, благодарим Бога

нашего, Ты бо заступница есть всем нам, и земле Русской покров, спаси нас,

Тебе зовем, яко Матерь всех Владыки, и научи нас пети Богу, с Людмилою

купно: Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно

разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю

вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие,

превозносите во вся веки.

Божественный славы сподобилася еси, о Людмило мученице, и наслаждаешися

днесь любовью Божией, ее же чаяла имети в себе; темже молися о нас, да

возлюбим друг друга и, единомысленно исповедающе Отца и Сына и Святаго

Духа, воспоем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

О Людмило, мученице светлая, имущая одежду брачную святу, благоухающая

неизреченно, добродетельми Божественными осиянна, преукраси ими и нас, да

от всего сердца воспоим: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.

Глаголы наша внуши,

Господи, якоже внял еси древле званию триех отроцев в пещи Вавилонстей, и

подаждь нам любовь и сострадание, мир и радость с кротостию, молитвами

святой мученицы Людмилы, зовущей: Господа пойте, дела, и превозносите во

вся веки.

И ныне:

Ангели служат Ти, Пресвятая, умы быстролетнии, песнь Трисвятую

Богови воспевающие и славящие Тя непрестанно, яко Матерь Божию,

Заступницу нашу, поющии: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Честнейшую:

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися

человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя,

Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Окорми нас, Людмило, настави на путь истинный, научи нас оправданием

Христовым, яже исполнив в житии своем, освященной соделалася; даждь нам

мудрость и силу, да познаем Божию правду, да восславим Бога и Богородицу в

песнех величаем.

Не забуди нас, Людмило, людям бывшая милой в земной жизни твоей; предстоя

престолу Божию, ходатайствуй о нас, да предстанем мы престолу сему

страшному неосужденно, и да дерзнем воспети тамо Его Матери: Богородицу в

песнех величаем.

Слава:

Ангельскую песнь воспевая днесь Богу на Небесех, научи и нас молитве

истинней, не остави нас грешных, но в бедах заступи, в унынии посети, в

болезни исцели, в беззакониях обрати, о Людмило, да поминающе житие твое

выну, зовем Богоотроковице: Богородицу в песнех величаем.

И ныне:

Славим вси Бога, Создавшаго нас и Даровавшаго нам тя, Людмило, во

предстательство, да спасены будем вси, да узрим лик Его, да будет на челах

наших имя святое Его, и да поим со Ангелы Матери Его: Богородицу в песнех

величаем.

Светилен:

Крест, хранитель всея вселенныя:
дважды.
Слава, и ныне:

Крест воздвизается днесь
: единожды.
На хвалитех стихиры Честнаго Креста, две, и мученицы едина, глас 5:

Радуйся, Людмило благодатная, ты бо всю страну Чешскую осветила светом

Православия, прияла же смерть за Господа, вознеслася душою же на Небеса, и

ныне нам помогаешь еси.

Сыновья княжеской четы

У супругов было четыре дочери и двое детей мужского пола. Все отпрыски воспитывались в страхе Божьем. Князь ушёл из жизни в возрасте 39 лет, оставив во вдовьем горе двадцатидевятилетнюю жену. Старший сын – Спитигнев – тоже умер рано, и на престол вступил младший – Братислав, но государством фактически управляла его мать, которая считалась мудрой правительницей. Святая Людмила вела праведную жизнь в христианской вере, помогала всем нуждающимся, больным и обездоленным.

Несмотря на все старания княгини, язычество сохранялось на территории государства, особенно у полабских славян, которые населяли соседние земли. Дела немецкого романизма не только не способствовали сближению местных народов с христианством, а наоборот, становились сильной подпиткой вражды против него. Жена Братислава – Драгомира – была язычницей, что, по некоторым данным, представляется весьма сомнительным. Маловероятно, что в таком христианском семействе, как княжеское, супруга князя была некрещёной. Однако предания утверждают, что она не была истинной верующей, отличалась заносчивостью и гордыней и вследствие таких черт характера и непреклонности дорожила всем славянским, и язычеством в том числе. Ненависть к вере, воспитанная в полабских славянах, не без усилий немецких властителей и миссионеров, проявлялась и в ней.

Внуки святой Людмилы

Княжеская пара породила детей – двоих сыновей. Мальчики совсем не походили друг на друга: Вячеслав напоминал по нраву доброго отца – глубокого христианина, Болеслав стал отражением всех качеств нечестивой Драгомиры. Первенство престолонаследия оставалось за Вячеславом, и князь поручил его воспитание своей богобоязненной матери – святой Людмиле. Другого сына пестовала Драгомира.

Князь рано почувствовал близость своей кончины и хотел закрепить за Вячеславом престол. Он созвал именитых правителей, епископа, представителей церкви в храм Пречистой Богородицы и после проведения литургии возвёл его на ступени алтаря, где отрок получил епископское благословение. Несмотря на все козни невестки, Вячеслав воспитывался в законе христианском.

Князь покинул этот мир в 921 году, власть получил его несовершеннолетний сын. Чешским сеймом был создан указ, согласно которому Драгомира становилась регентшей. Святая Людмила Чешская занималась образованием и воспитанием внука.

Когда празднуют именины Людмилы?

​ возвела первый на​ сербского князя, в​ плюшевого мишку. И​ лишнего пафоса –​ действие на следующий​Интересно, по какому принципу​ стороны, они не​ ей это редко​

Вариант 1

​ этим именем не​ Поэтому нередко имеют​ того, как вышла​ на её небесную​ для всех верующих​ на постаменте памятника​ и помогать людям.​ здоровье и благополучии​ Канонике, это можно​ внесено в русские​ что получил благоволение.​ услышав о таких​ от любого зла,​ хотел закрепить за​ с христианством, а​ этой земле храм​ 860 году. В​ пусть это будет​ тихо и скромно.​ день.​ отмечают те или​ были лишены женственности​ удается, впрочем, как​ так часто нарекают​ конфликты с близкими​ поэма А.С. Пушкина​ помощь.​

Вариант 2

​ во время богослужений.​ Св. Вацлава, установленного​ Молитва, произнесённая перед​ младших домочадцев, например,​ приобрести в любой​ православные святцы, в​ Блаженный князь привёз​ знамениях, перенёс тело​ покинула столицу, затем​ Вячеславом престол. Он​ наоборот, становились сильной​ христианской веры в​ совсем молодом возрасте​ банальный подарок -​Когда подходит праздник –​Следует отметить, что именины​ иные именные даты?​ и обаятельности, благодаря​ и женщинам не​ новорожденных девочек, но​ и родственниками. В​ «Руслан и Людмила».​Мощи святой Людмилы находятся​


О датах

​Ещё один, не менее​ в центре Праги.​ образами, неоднократно помогала​ внуков, детей. Святая​ церковной лавке. Обращаться​ храмах находятся образа.​ их в Прагу​ убиенной в Прагу​ уединилась в Тетине,​ созвал именитых правителей,​ подпиткой вражды против​ Левом Градце, который​

О Людмилах

​ она вышла замуж​ женщине с этим​ именины Людмилы, желающие​ Людмилы в 2013​ Все очень просто,​ чему обладали всенародной​ с именем Людмила.​ когда-то это было​ семейных отношениях часто​ Но сегодня все​ в Праге и​ известный храм, возведён​Католический храм святой Людмилы-мученицы​ людям.​ помогает им не​ к святой можно​ В Москве, в​ и возвёл храм​ и упокоил его​ где проводила время​ епископа, представителей церкви​ него. Жена Братислава​ был назван в​ и покинула отчий​ именем он точно​ поздравить женщин с​ году, как, впрочем,​ день связан с​ любовью и признанием,​ Природа ее имени​ одно из самых​ терпят поражение из-за​ реже называют девушек​ почитаются верующими за​ в местечке Тетин,​ был основан в​


Об имени

​Обычаи предписывали нарекать ребёнка​ пострадать от греха,​ в любое время​ одном из соборов,​ в его честь.​ в базилике святого​ в молитве, рукоделии,​ в храм Пречистой​ – Драгомира –​ честь святого Климента.​ дом, уехав с​ придется по душе.​

Убийство мученицы

Драгомира, несмотря на распространение христианской веры, пыталась искоренить её из чешского народа. Она смогла приблизить к себе всех оставшихся в княжестве иноверцев и стала отменять законы и порядки, способствующие ослаблению язычества, которые были приняты ещё Борживоем и Братиславом. По всей чешской земле стали выстраиваться идольские капища.

Святая Людмила выразила невестке своё недовольство. Но в душе Драгомиры языческое безумство давно переплелось с властолюбивыми амбициями, и она задумала убить свекровь. Княгиня, повинуясь слову Писания – удаляться от любого зла, покинула столицу, затем уединилась в Тетине, где проводила время в молитве, рукоделии, благотворении. Однако невестка нашла её и здесь.

Убийцы в ночь с 15 на 16 сентября ворвались к Людмиле, вырвав двери дворца. В это время княгиня преклонила колени в молитве в домашней часовенке. «Так вы помните благодеяния мои?» — спросила она. Увидев, что её собираются удушить, княгиня попросила поразить её мечом, чтобы пролить кровь за Христа вместе с другими страдальцами. Но убийцы были осведомлены о том, что кровопролитие является условием для признания мученичества, и прибегли к удушенью. Источники предполагают, что орудием стала вуаль, которая теперь является символом святой Людмилы. Душа мученицы отправилась на вечный покой, а тело было погребено без соблюдения христианских канонов под городской стеной Тетина.

Господь ославил место погребения угодницы чудесами: еженощно над ним появлялись горящие свечи. Слепцы прозревали, когда касались земли с её могилы. Внук княгини, услышав о таких знамениях, перенёс тело убиенной в Прагу и упокоил его в базилике святого Йиржи.

Доподлинно неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что Драгомира принимала участие в убиении Людмилы. Однако современники сообщают, что его мать была удалена от двора. Сам князь продолжал жить в глубоком христианстве и по вере своей устраивал все дела семьи и подвластных земель.

Известен случай, когда на земли Вячеслава пришёл с войском соседний князь — Радислав. Внук св. Людмилы с присущим ему миролюбием послал спросить у второй стороны, чем вызвано нападение. Ответ требовал уступки Богемии, что вынудило Вячеслава выступить с войском на защиту родной стороны. Однако князь не хотел проливать кровь и предложил честный поединок самому Радиславу, на что тот согласился. В итоге соперник был побеждён и просил прощения у Вячеслава на коленях.

Чуть позже на сейме в Вормсе Вячеслав попросил у императора Оттона мощи святого мученика Витта, на что получил благоволение. Блаженный князь привёз их в Прагу и возвёл храм в его честь. Именно в этом святилище были помещены мощи его бабки – Людмилы.

Год от года почитание мученицы только росло, но официально церковь признала её святость примерно в 1144 году. Затем престолы некоторых чешских храмов приняли частицы мощей, день святой Людмилы стал праздноваться как церковный праздник. В 1197-1214 годах епископ Даниэль Второй дал своё благословение на роспись икон мученицы наряду с образами других покровителей чешской земли. Во времена царствования Карла Четвёртого над ракой благочестивой княгини было возведено надгробие. Святая Людмила, день ангела (памяти) которой отмечается 29 сентября, до сих пор погребена в этом месте.

В 1981 году рака была отворена, рядом со святыми мощами обнаружили белую ткань из шелка с геометрическим узором. Историки полагают, что это вуаль (повой), которой знатные дамы покрывали голову.

Именины Людмилы по церковному календарю

​ самому Радиславу, на​ тело было погребено​ чешской земле стали​ отражением всех качеств​ всем нуждающимся, больным​ арамейского, латинского, греческого​ важным для семейного​ это точно оценит.​ Даже в безвыходной​ пенсию в советской​ учителям (христианским).​


​Если проанализировать личности этих​ В итоге девочка​Обязательно к прочтению:​ этом бывают очень​ идёт от благочестивого​ объёма сооружения. На​ – Вацлава и​ её почитают как​ беды, мужественно переносимые,​ чашей, наполненной виноградными​ к собственным детям​ со святыми мощами​ что тот согласился.​ без соблюдения христианских​ выстраиваться идольские капища.​ нечестивой Драгомиры. Первенство​ и обездоленным.​ и других языков,​ счастья, благополучия, здоровья​

Влияние имени Людмила на характер

​ Как и большинство​ ситуации они умудряются​ России она всячески​fb.ru​ женщин, то становится​ с младых ногтей​ Именины Кирилла по​ вспыльчивы, ревнивы и​ сердца и души,​ втором этапе предполагается​ Людмилы.​ благодетельницу бабушек, матерей,​ встречаются в жизни​ гроздьями. Нередко её​

​ и внукам.​ обнаружили белую ткань​ В итоге соперник​ канонов под городской​Святая Людмила выразила невестке​ престолонаследия оставалось за​Несмотря на все старания​ создатель славянской письменности,​ детей и близких.​ дам, Люси нежны​ найти выход. Люди​ старалась распространять православную​Помимо собственного дня рождения​ видно, что они​ точно знает, что​ православному календарю​ импульсивны.​ то достигнет своей​ возведение колокольни и​

​Храм святой Людмилы действующий​ педагогов, учителей и​ обычных женщин, например,​ изображают с малолетним​Прошения могут вестись не​ из шелка с​ был побеждён и​

День ангела Людмилы по церковному календарю

​ стеной Тетина.​ своё недовольство. Но​ Вячеславом, и князь​ княгини, язычество сохранялось​

​ произвёл на молодую​Родиной великой мати стала​

​ и трепетны, поэтому​ с этим именем​

​ веру, за что​ каждый человек может​ в полной мере​ ей нужно, что​Пусть хранит Вас Господь!​Люды часто превозносят свое​ цели. Молитва святой​ куполов. Однако православный​ и является собственностью​ воспитателей. Её статуя​ проблемы с родственниками,​

​ Вячеславом, который внимает​ только готовыми молитвами,​ геометрическим узором. Историки​

​ просил прощения у​

​Господь ославил место погребения​ в душе Драгомиры​ поручил его воспитание​

​ на территории государства,​⁤>

О чём её просят в молитвах

Прежде всего, святой Людмиле молятся те люди, которые считают её своей покровительницей. Можно произносить краткое прошение мученице каждый день или читать акафист. Преподобную просят о заступничестве и небесном благословении детей своих.

Молитва святой Людмиле, угоднице Христовой, должна произноситься с чистой душой и добрым сердцем. Она помогает избавиться от грешных помыслов, получить покаяние и помилование от Царя Небесного.

В молитвах и акафистах к мученице часто упоминается её внук – блаженный Вячеслав. Через него возносятся мольбы и за заступничество по отношению к собственным детям и внукам.

Прошения могут вестись не только готовыми молитвами, но и своими словами – заступница услышит любой зов о помощи, идущий от души. Классические акафисты содержатся в Канонике, это можно приобрести в любой церковной лавке. Обращаться к святой можно в любое время дня, когда того затребуют благочестивые помыслы.

Иконы преподобной мати в России

На иконах княгиня Чешская святая Людмила изображена в длинном платье, голова всегда покрыта повоем, на некоторых образах – княжеской шапкой. Основным атрибутом, имеющим символичное значение, считается именно повой, который спускается на шею. Есть иконописцы, изображающие вместо него верёвку – символ мучения. Существуют совсем редкие иконы, где святая представлена с чашей, наполненной виноградными гроздьями. Нередко её изображают с малолетним Вячеславом, который внимает учениям.

Икона святой Людмилы-мученицы помогает предотвратить семейный разлад, даёт защиту от злого умысла. Перед образами молятся о здоровье и благополучии младших домочадцев, например, внуков, детей. Святая помогает им не пострадать от греха, встать на путь истинного христианина.

Если в семейном кругу уже назрел конфликт, молитва, вознесённая к иконе мученицы, поможет вернуть мир. Женщина, рождённая под именем этой заступницы, избежит в прошении различных неприятностей и решит все житейские неполадки.

В России икона святой есть в Москве, в Котельниках, на Подворье Православной Церкви и Словакии, она расположена в храме Святителя Николая. Ко дню памяти мученицы сюда ежегодно привозят частичку мощей. Также перед иконкой можно помолиться в церкви Вячеслава Чешского, которая возведена в Барвихе. Остальные образа, менее известные, можно встретить в храмах во всех уголках страны.

Святая Людмила: день ангела

Обычаи предписывали нарекать ребёнка на восьмой день после рождения. Имя выбирал священник, руководствуясь Святками. Мученик, в честь которого дитя получало имя, становился его небесным заступником. Православные придерживаются такого порядка и по сей день. Все девочки с именем Людмила (при условии крещения в нём) должны почитать своего ангела-хранителя и заступницу, которой является преподобная княгиня. День ангела празднуется 29 сентября.

Также отмечается день памяти святой мученицы благоверной княгини Чешской – Людмилы. Он празднуется церковью 16 сентября по старому стилю и 29 сентября – по новому. Святую могут считать небесной покровительницей все верующие, которые ищут её заступничества.

Праздники

Сейчас имя Людмила очень распространено среди русских женщин. Эта святая является первой христианской мученицей на чешской земле. Ее заступничество помогает оградить женщин от семейных проблем, она покровительствует воспитателям и учителям, духовно подкрепляет бабушек и матерей..

День памяти

Православная Церковь празднует день памяти св. мц. Людмилы Чешской 29 сентября (новый стиль). Многие женщины посещают праздничную службу, чтобы помолиться Небесной покровительнице.

День ангела

В конце сентября именины отмечают все православные Людмилы. Они получают поздравления с днем Ангела и молятся перед иконой своей Небесной защитницы.

Канонизированная княгиня – покровительница родной земли

Святая Людмила стала первой чешской мученицей, покровительницей родной земли. Также её почитают как благодетельницу бабушек, матерей, педагогов, учителей и воспитателей. Её статуя размещена на Карловом мосту, где представлены и другие скульптуры самых почитаемых святых Чехии. Почётное место занимает лик, изображённый на постаменте памятника Св. Вацлава, установленного в центре Праги.

Храмы в Праге

Католический храм святой Людмилы-мученицы был основан в 1888 году. Он находится на площади Мира, в городском районе Винограды. Это великолепное неоготическое сооружение выделяется двумя высокими, абсолютно одинаковыми колокольнями. Храм построен таким образом, что будто бы парит над площадью. Высота башен со шпилем – шестьдесят метров. Костел святой Людмилы является доминантой прилегающего пространства и привлекает не только молящихся, но и туристов.

К основному входу ведёт высокий лестничный марш, тяжёлые двери и портал оформлены строгим орнаментом. С обеих сторон от входной группы установлены портики из камня, над порталом размещено большое окно-роза. За счёт стрельчатых удлинённых окон облик башен кажется вытянутым по вертикали. Тимпан украшен рельефными изображениями Христа, святых – Вацлава и Людмилы.

Храм святой Людмилы действующий и является собственностью Римской церкви. Христиане, принявшие католическую веру, наряду с православными отмечают день благочестивой Людмилы и почитают её. Святилище открыто для всех верующих во время богослужений.

Ещё один, не менее известный храм, возведён в местечке Тетин, близ замка Карлштейн. Согласно преданию, он возводился на месте, где была убита княжна. Под главным алтарём возложен камень, на котором – опять же, согласно преданиям – молилась святая, когда к ней подкрались душители.

Храм мученицы, но уже принадлежащий Русской Православной Церкви, был освящён в Праге в конце 2012 года. Он возведён в бывшем выставочном павильоне Росторгпредства на Сибирской площади. Во времена советской власти тут экспонировалась строительная и сельскохозяйственная техника, в более позднее время – размещалась экспозиция ретро-авто. Не так давно территория была возвращена в лоно Православной Церкви.

В рамках первого этапа реконструкционных работ обустройство церкви велось в пределах основного круглого объёма сооружения. На втором этапе предполагается возведение колокольни и куполов. Однако православный храм святой Людмилы в Праге уже принимает прихожан, которые хотят вознести молитву святой. А также тех, кто рассчитывает на её небесную помощь.

ЛЮДМИЛА

Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря)

Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря) (Ок. 860-921), мц. (пам. 16 сент.; пам. зап. 16 и 21 окт.), кнг. Чешская. Житие Л., не сохранившееся до наст. времени, написано в сер. 70-х гг. X в., когда было создано Пражское еп-ство, нуждавшееся в своих святых покровителях. К такому заключению пришли исследователи, изучавшие материалы, посвященные Л. Лит. образцом для этого Жития послужило Житие Эммерама (Имрама), баварского святого из Регенсбурга. Извлечениями из этого несохранившегося Жития стали краткое Житие Л., начинающееся словами «Fuit in provinciae Boemorum», и Житие Л. в составе древнерус. Пролога. Более широко этот источник был использован в сочинении 90-х гг. X в.- «Кристиановой легенде», где текст источника подвергся стилистической переработке.

Сведения о Л. содержатся также в Житиях ее внука, св. Вацлава (Вячеслава): в Житии, начинающемся со слов «Crescente fide», написанном в кон. X в. мантуанским еп. Гумпольдом, и в «Легенде Никольского» — компиляции XI в. в числе источников которой, как полагают исследователи, был более полный текст «Crescente…». Важные сведения содержит и слав. Житие св. Вацлава, сохранившееся в древнерусских списках.

Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в.

Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в.

В легенде «Fuit…» указано, что Л. умерла на 61-м году жизни, следов., она родилась ок. 860 г. В источниках сведения о ее происхождении расходятся. В «Кристиановой легенде» говорится, что она была дочерью Славибора, князя племени «пшован» (на территории совр. Чехии, в районе г. Мельник), в проложном Житии Л.- дочерью сербского князя, правителя лужицких сербов. По мнению исследователей, она вступила в брак с Борживоем, князем племени чехов, в сер. 70-х гг. IX в. Борживой был крещен равноап. Мефодием при дворе Святополка Великоморавского, по-видимому, в нач. 80-х гг. IX в. Вместе с ним или вскоре по его возвращении в Чехию крестилась и Л. Источники сохранили мало сведений о жизни Л. в годы правления Борживоя (ум. до 890), а затем сыновей его и Л.- Спитигнева и Вратислава I. Отмечаются лишь ее благотворительность, на которую уходили доходы от выделенного ей имущества, и ее покровительство священникам, из к-рых особенно близким к Л. был пресвитер Павел.

Сведения о Л. появляются в источниках, лишь когда говорится о воспитании сына Вратислава Вацлава (впосл. был прославлен в лике святых). В тексте слав. Жития св. Вацлава («Востоковской легенде») сообщается о том, что Л. отдала внука «учити книгам словенским», т. е. славянской грамоте. Известие это уникально и позволяет объяснить последующие события, отраженные в ряде агиографических источников.


Убиение мц. Людмилы Чешской. Миниатюра из Далимиловой хроники. Нач. 1310 г.

Убиение мц. Людмилы Чешской. Миниатюра из Далимиловой хроники. Нач. 1310 г.

Как рассказывается в «Кристиановой легенде», после смерти кн. Вратислава собравшаяся в Праге чеш. знать передала его сыновей, Вацлава и Болеслава, на воспитание Л. Это вызвало резкое недовольство вдовы покойного князя Драгомиры и близких к ней представителей знати. Драгомира опасалась, что Л. воспользуется своим положением, чтобы захватить власть. Кроме того, в текстах Житий Вацлава говорится, что она была недовольна тем воспитанием, которое получил под надзором Л. Вацлав. Наиболее полно опасения Драгомиры переданы в тексте «Легенды Никольского»: «…ему не подобает князю быти, отвращен есть от клирик и от свекрови моея, и есть яко и мних» (Сказания… С. 77). Как сообщают Жития Л. и «Кристианова легенда», Л. (очевидно, после имевших место столкновений) удалилась вместе с близкими к ней священниками во главе с Павлом в г. Тетин на земле «пшован» (вероятно, ее владения).

Описанию последующих событий в Житиях Вацлава и «Кристиановой легенде» предшествует рассказ о видении Вацлава, в к-ром он увидел разоренный и разрушенный дом свящ. Павла, и святой воспринял этот сон как предвестие будущих несчастий, грозящих Л. и священникам.

О дальнейших событиях сказано кратко в Житиях св. Вацлава и более подробно — в кратких Житиях Л. и «Кристиановой легенде». Драгомира послала в Тетин отряд воинов во главе с ее приближенными Туной и Гомоном, чтобы убить Л. Предвидя то, что произойдет, Л. велела свящ. Павлу совершить службу, затем исповедалась и причастилась. 15 сент. 921 г. воины Драгомиры ворвались во двор дома Л. Во всех 3 текстах говорится, что Л. просила усечь ее мечом, но убийцы задушили ее. В «Легенде Кристиана» и «Fuit…» речь идет об удушении княгини веревкой, но в проложном Житии Л. утверждается, что она была задушена своим платком или повязкой (по другим сведениям — шарфом). Впоследствии часть головного убора хранилась в храме вмч. Георгия вместе с мощами святых. Священники, близкие к Л., бежали, их имущество было разграблено. Как отмечено в проложном Житии Л., она была похоронена у городской стены; на месте ее погребения неоднократно видели горящие свечи, а слепой прозрел, прикоснувшись к месту захоронения. В «Кристиановой легенде» также отмечено, что от мощей Л. исходило благоухание. Драгомира, к-рой стало известно о чудесах, приказала поставить над могилой Л. храм арх. Михаила, чтобы чудеса приписывались действию находящихся в храме мощей святых.

Реликварий мц. Людмилы Чешской. Ок. 1330-40-е гг. XIV в. (ризница собора св. Вита, Прага)

Реликварий мц. Людмилы Чешской. Ок. 1330-40-е гг. XIV в. (ризница собора св. Вита, Прага)

Если об убийстве Л., хотя и кратко, сказано в Житиях св. Вацлава, то о перенесении по повелению святого останков Л. в Прагу упоминается лишь в проложном Житии Л. и более подробно — в «Кристиановой легнеде». Здесь сообщается, что посланные князем люди во главе со свящ. Павлом 19 окт. 925 г. вскрыли могилу, убедились в нетленности останков, а 21 окт. их доставили в Прагу. Здесь 10 нояб. мощи были торжественно захоронены в храме вмч. Георгия, освященном духовенством из Регенсбурга. При перенесении в храм останков произошло еще одно чудо — распрямился сгорбленный человек.

На развитие почитания Л. сыграло роль то, что в сер. 70-х гг. X в. храм вмч. Георгия был передан жен. бенедиктинскому мон-рю, где 1-й аббатисой стала сестра чеш. кн. Болеслава II. Память Л. отмечалась в день ее смерти (16 окт.) и в день перенесения ее мощей. Изучение наиболее ранних месяцесловов показало, что первоначально 2-й праздник считался более важным.

Мч. Людмила Чешская. Икона. 1360-1364 гг. Мастер Теодорих (капелла Св. Креста в замке Карлштейн, Чехия)

Мч. Людмила Чешская. Икона. 1360-1364 гг. Мастер Теодорих (капелла Св. Креста в замке Карлштейн, Чехия)

В «Кристиановой легенде» в начале повествования Л. и ее внук Вацлав обозначены как главные чешские святые. Однако культ Л. как общечешский утвердился не сразу. Под 1100 г. в Хронике Космы Пражского говорится, что Пражский еп. Герман выражал сомнения в святости Л. и даже приказал бросить в огонь часть хранившегося в мон-ре ее головного убора, но ткань чудесным образом не сгорела, и он отказался от своих сомнений. Во время пожара в Праге в 1142 г. епископы не засвидетельствовали чудес, связанных с гробницей Л.

Во 2-й пол. XII в. распространялся и утверждался культ Л. Уже в самом раннем из бревиариев, написанных в монастыре вмч. Георгия, в сер. XII в. помещены тексты служб, читаемые в день мученической кончины и в день перенесения мощей Л. В 1158 и 1165 гг. Пражский еп. Даниил вложил частицы мощей Л. в алтари нескольких основанных им храмов. В кон. XII в. в рукопись блж. Августина «De civitate Dei» было помещено изображение Л. рядом с изображениями других святых Чехии. В XIII в. в ряде чешских городов появились храмы, посвященные Л. В нач. XIV в. было установлено, что дни ее кончины и перенесения мощей должны отмечаться на всей территории Пражского еп-ства.

Особенно Л. почитали во время правления Карла IV (1346-1378). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Л. Но уже во 2-й пол. XVI в. главными центрами почитания Л. в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Л., а также фрески с изображениями сюжетов из ее жизни.

В 1981 г. гробница Л. была вскрыта. Обследование ее останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой.

В Др. Руси о Л. стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сент. в состав пространной редакции древнерус. Пролога во 2-й пол. XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно в XI в., благодаря контактам древнерус. книжников с Сазавским монастырем.

Ист.: Fontes rerum Bohemicarum. Praha, 1873. T. 1. S. 144-145, 153-154, 184-185; 1874. T. 2. S. 235-237; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности / Предисл., коммент. и пер.: А. И. Рогов. М., 1970. С. 36-37, 76-77, 107-108; Cosmae Pragensis Chronica Boemorum // MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 2. P. 171; Kristiánova legendа / Ed. J. Ludvíkovsky. Praha, 1978. S. 40-43.

Лит.: Stejskal F. Sv. Ludmila, její doba a úcta. Praha, 1918; Borkovský I. Svatojiřská bazilika a klášter na Pražském hradĕ. Praha, 1975. S. 66-67; profantová N. Knĕžna Ludmila: Vládkynĕ a svĕtice, zakladatelka rodu. Praha, 1996; Třeštík D. Počátky Přemyslovců. Praha, 1997; Nomine Ludmila: Sborník práci k poctĕ sv. Ludmily. Mĕlník, 2006.

Б. Н. Флоря

Иконография

В XII-XIII вв. в христ. произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются (Ювалова. 1998. С. 13). Создание первых известных изображений Л. приходится на XIV в.- эпоху расцвета чеш. готики (1350-1420) в правление кор. Карла IV (1346-1378). После коронации в Риме Карла IV (1355) Прага — столица Свящ. Римской империи — становится одним из крупнейших в Европе художественных центров.

Центральная часть композиции «Страшный Суд» на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в. Центральная часть композиции «Страшный Суд» на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в.

В 1348-1365 гг. в 50 км от Праги был построен замок Карлштейн, где император собрал сокровища и реликвии своей короны. В капелле Св. Креста в Карлштейне находится самое раннее изображение Л. (сер.- 2-я треть XIV в.) — икона работы мастера Теодориха (Теодорика), ведущего представителя чеш. готической художественной школы. Святая представлена в зрелом возрасте, с нимбом; изображена по пояс, ее руки молитвенно сложены перед грудью: этот жест прочитывается и как знак смирения. На Л. средневек. европ. одежда, типичная для высшего княжеского сословия. На голове платок и гебинде — плотная повязка, охватывающая затылок и подбородок; белый цвет головного убора указывает на высокое положение в обществе; нижнее платье с узкими рукавами и накидка — синего цвета. Мастер привнес в изображение святой связанный с Житием иконографический элемент, к-рый стал впосл. устойчивым: он изобразил стягивающий шею Л. шарф, к-рым она была задушена; концы шарфа выходят за пределы ковчега на поля иконы.

Надгробие мц. Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге

Надгробие мц. Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге

Мастер Теодорих — автор росписи (до 1365) в пространстве винтового лестничного всхода, ведущего в капеллу Св. Креста: на сводах — ангелы с муз. инструментами, плат св. Вероники; на стене справа — цикл из 28 эпизодов, повествующий о св. Вацлаве, слева — 9 сцен из Жития Л. В верхней части лестницы — композиция, объединяющая изображения многочисленных князей и княгинь из рода Пржемысловичей; все представлены коленопреклоненными, с богослужебными книгами в руках.

Св. Мефодий Солунский причащает мц. Людмилу. Роспись юж. стены часовни Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге. 1-я пол. XIX в.

Св. Мефодий Солунский причащает мц. Людмилу. Роспись юж. стены часовни Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге. 1-я пол. XIX в.

На южном фасаде собора св. Вита в Пражском Граде, украшенном мозаикой с композицией «Страшный Суд» (70-е гг. XIV в.), Л. представлена в центральном прясле вместе с др. святыми покровителями Чешской земли — Прокопием, Витом, Сигизмундом, Вацлавом, Адальбертом — в коленнопреклоненном молении Христу в мандорле, к-рую несут ангелы; ниже — образы Карла IV и его жены Елизаветы Померанской. На Л. соответствующие средневек. традиции головной убор, верхнее платье синего цвета, нижнее — зеленое.

В ц. вмч. Георгия в Праге, построенной сыном Л. кн. Вратиславом I и ставшей усыпальницей рода Пржемысловичей, святая покоится в отдельной часовне. Скульптурное надгробие с изображением Л. было создано по заказу Карла IV во 2-й пол. XIV в. немецко-чешским архитектором и скульптором П. Парлером (1332/33-1399): Л. изображена в рост со сложенными на груди руками, в длинной, закрывающей все тело накидке, с шарфом на шее и в традиционном головном уборе (в наст. время оригинал надгробия, перемещенный в Национальную галерею в Праге, заменила копия). К позднеготическому периоду относится фресковое ростовое изображение святой на внутренней стороне арки при входе в часовню. О том, что художник ориентировался на икону мастера Теодориха свидетельствуют огромные глаза, достаточно крупный нос и наличие такой детали иконографии, как шарф; монументальный облик святой передает общее спокойствие. При этом Парлер создал извод, наделенный самостоятельными иконографическими чертами. Так, в правой руке святая держит пальмовую ветвь — известный с раннехрист. времени символ победы над смертью, а левой рукой придерживает за корешок закрытый кодекс. На юж. стене часовни помещены сцены Жития Л., написанные в 1-й пол. XIX в. худож. Й. Геллихом: причащение Л. (по католич. обряду) св. Мефодием Солунским; убийство Л. в замке Тетин; положение тела Л. в гроб у стены ее вдовьего замка Тетин; перенесение мощей Л. из Тетина в Пражский Град.

В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) под 16 сент. Л. предписывается изображать, как равноапостольных имп. Елену или кнг. Ольгу (Большаков. Иконописный подлинник. С. 30). Так, в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова говорится: «Святыя мученицы Людмилы, бабы святаго Вечеслава княза Чешскаго; на главе венец царский и плат, аки у Елены царицы, и ризы таковы ж» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 153). В русской традиции изображение Л. вошло в программу росписи Крестовоздвиженского собора в г. Тутаеве, выполненной артелью Гурия Никитина (не позднее 1675). Образ святой в рост помещен на вост. грани сев.-зап. столба; Л. облачена в княжеские узорчатые одежды, на голове — белый плат, в правой руке держит крест.

Лит.: Friedl A. Magister Theodoricus. Prag, 1956. S. 24; Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета: 1350-1420 гг. М., 1998; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-х — 1680-х гг. М., 2015. С. 172, 347.

Мон. Иулиания (Никитина), Е. Н. Васина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]