Деву Марию, подарившую миру Спасителя, христиане почитают и любят не меньше, чем Иисуса. Богородица — символ непорочности, преданной и беззаветной любви, жертвенности и доброты. К ней с большим уважением относятся последователи других религий. Ведь непогрешимая Дева является своеобразным эталоном матери, которая при любых обстоятельствах остается рядом с сыном, всегда продолжает его любить и поддерживать.
В Библии нет детального описания внешности Девы Марии. Известно, что она была юной девушкой из Назарета, когда ее сосватали за уже зрелого Иосифа. После рождения Иисуса современники видели перед собой Богородицу, поэтому, как правило, идеализировали ее, считая невероятно красивой, источающей свет и мудрость.
Сегодня по всему миру миллионы икон, фресок, настенных росписей и статуй изображают Пресвятую Деву. Но ее образы, созданные скульпторами и художниками, хоть и имеют общие черты, но слишком отличаются и не позволяют составить однозначное мнение о настоящей внешности Девы Марии. Порой Богородица является живым людям, чтобы передать важную весть или укрепить веру. В этих случаях появляются живые свидетели, способные рассказать, как она выглядит.
Астральная проекция: правда или миф? Медиумы объясняют феномен выхода из тела
Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы
Мастерица показала, как она использует лотки для яиц (и подарить не стыдно)
Мексиканское чудо
В декабре 1531 года в окрестностях Мехико Дева Мария неожиданно явилась к индейцу Хуану Диего, который был за несколько лет до этого крещен католическими миссионерами. Хуан шел в церковь, когда услышал чарующий голос, доносившийся с близлежащего холма Тепейяк. Любопытный индеец поднялся на холм и увидел прекрасную смуглую женщину, окутанную сияющим облаком.
Она назвалась Матерью Божьей из Гваделупы и попросила возвести на этом месте храм, где будут восхвалять ее сына. Хуан Диего в точности передал слова Богородице священникам, но те ему не поверили, посчитав невероятным появление Пречистой Девы перед обычным индейцем.
Прошло время, и Дева Мария вновь позвала Диего. Она попросила его собрать цветы на склоне холма, завернуть их в плащ и отнести к епископу. Озадаченный мужчина понимал, что в декабре нельзя найти цветов, но не стал спорить. К своему удивлению, он быстро отыскал свежие розы и, как было велено, отнес их к священникам.
Когда индеец развернул плащ пред скептически настроенным епископом и священниками, все изумленно увидели проступивший на ткани лик Богоматери и словам Хуана поверили. На холме Тепейяк появился храм. После этого чуда миллионы индейцев обратились в христианскую веру, а образ Девы Марии Гваделупской в Латинской Америке свято чтут до сих пор.
Образ Божией Матери: история почитания
Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.
«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа». Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).
Икона Божией Матери на фоне храма
По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.
Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.
Стекло из Абзама
Не менее поразительное явление Богородицы произошло в январе 1797 года в небольшом селении Абзам, находящимся в предместье австрийского Инсбрука. Росина Буечер, восемнадцатилетняя девушка, занималась шитьем в родительском доме, когда ощутила на себе чей-то внимательный взгляд. Росина посмотрела в окно и увидела на стекле лицо женщины.
Дезинфицирующие салфетки легко сделать дома. Они экономные и не менее эффективны
Проверено поколениями: делаем эффективную подкормку для рассады
Воображаемые угрозы: почему сближение с другим человеком доставляет стресс
Испуганная девушка решила, что лицо ей мерещится, поэтому поскорее позвала мать, которая тоже увидела необъяснимое изображение на стекле. Не зная, божественный ли это промысел или происки нечистых сил, женщины пригласили соседей и местного священника. Все согласились, что на окне проявился образ Пречистой Богородицы.
Это мнение еще больше укрепилось, когда стекло, отданное семьей Буечер приходской церкви, стало исцелять молящихся. Тысячи людей начали стекаться в Абзам, чтобы преклониться перед ликом Матери Божьей, восхвалить ее и обратиться к ней с просьбой. Удивительное стекло сохранилось до наших дней и является главной достопримечательностью Абзама.
Пастушка и Дева Мария
Обыкновенная четырнадцатилетняя пастушка Бернадетта из городка Лурд стала известна на всю Францию после того, как к ней восемнадцать раз являлась Богоматерь. В первый раз это случилось 11 февраля 1858 года, когда девочка отправилась за хворостом. Отстав от других детей, она вдруг увидела, как из пещеры возле ручья появилась невероятно красивая женщина, стоящая на золотом облаке и назвавшаяся Матерью Божьей.
Поначалу девочке не верили, но затем она рассказала своему духовнику содержание ее бесед с Девой Марией. Священник понял, что безграмотная пастушка просто не могла сама придумать подобное. Поглядеть на Бернадетту, избранную Богородицей, приходили со всех окрестностей. Позже девушка стала монахиней, а в 1933 году ее причислили к лику католических святых.
Наиболее известные иконы Богородицы с названиями
В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.
Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.
Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.
В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).
В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.
Парящая Богородица в Египте
Это явление Девы Марии стоит особняком. Дело в том, что оно периодически повторялось довольно долго, с апреля 1968 по август 1969 года. Его видели представители всех религий и даже атеисты. Богородицу не только видели, но и сфотографировали.
Все случилось в Зейтуне, пригороде Каира. Работавшие рядом с христианской церковью мусульмане заметили женскую фигуру, парящую возле церковного пика. Черты ее лица невозможно было рассмотреть из-за яркого света, который исходил от женщины. Но когда мужчины предположили, что видят Богородицу, она им кивнула, подтверждая их правоту.
Весть о чуде быстро распространилась, и вскоре к церкви приходили десятки тысяч верующих всех конфессий, чтобы узреть Деву Марию. Она представала в разных обличьях: то склоненная возле креста, то с младенцем на руках, то скорбящая за весь мир. Поначалу Богородица появлялась два-три раза в неделю, но постепенно радовала верующих и туристов все реже, а в августе 1969 года ее видели в небе над храмом в последний раз.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Светлый лик
Светлый праздник Рождества, праздник веры, надежды и любви. Праздник света в душе каждого из нас, который боле 2000 лет пришел к нам с нею в этот день. Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица, Мариам, Царица Небесная, Сеиде Мариам – так обращаются к ней в разных странах, разные люди. Когда мы видим ее, обращаемся к ней – этот свет становится больше. Именно светлые лики Богородицы составляют большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий, войн, эпидемий, пожаров. Легенды о случаях чудесного избавления входят в Историю русского государства.
Десятки типов ее изображений – более 800 создавалась на протяжении многих веков, основанных на исторических событиях, отражают особе место Божьей Матери в христианской культуре. Сведений о ней осталось немного, но именно ее мы видим в самых важных событиях, но какой? По разным сведениям различают от 4 до 6 основных типов икон Богородицы, остальные называют изводами – то есть вариантами основных образов.
Оранта (Молящаяся)
Так ее изображали еще первые христиане – в виде молитвенного обращения: в фас, по пояс и с поднятыми руками, согнутыми в локтях, а на фоне сферы Спас Эммануил.
Иконы этого типа еще называют Панагия (всесвятая), а на Руси этот образ именуют Знамение в память о штурме осажденного Новгорода в 1169 году, когда согласно преданию из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.
Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом самый распространенный в православной иконописи. Самыми известными образами Знамения являются — Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная. Особое место занимает чудотворная икона Божьей Матери Неупиваемая чаша, где Христос изображен в золотом кубке. Многим эта икона стала известна после выхода повести И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» (1918).
Одигитрия (Путеводительница)
Изображения Одигитрии строгие и прямоличные, Божия Матерь держит Младенца Христа на левой руке, указывая на него правой, их головы не касаются друг друга. Одигитрия древнейший тип изображения Богородицы, который восходит у первому в истории иконописцу апостолу Луке. Здесь она предстает как путеводительница к Богу и вечному спасению.
На Руси к наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: Смоленская, Иверская (Вратарница), Тихвинская, Иерусалимская, Троеручица, Страстная, Споручница грешных.
Елеуса (Умиление)
Образы Богородицы, принадлежащие к типу Елеуса – полны нежности и умиления, любви земной и небесной, божественной и человеческой. Младенец-Христос припадает левой щекой к правой щеке Богоматери, Божия Матерь прижимает к Себе Сына.
В греческом варианте этот тип икон называют Гликофилуса. Сладкое лобзание – один из чудотворных образов, так же относящихся к Умилению, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Самая трогательная из чудотворных икон — Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Она знает, какие страдания ждут его. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон. Сюда же относят и другие удивительные по красоте и силе иконы – Донская, Взыграние младенца, Млекопитательница, Взыскание погибших.
Самой почитаемой в России стала Владимирская икона Божией Матери, именно ее чаще всего можно увидеть в венчальных парах вместе с образом Спасителя. Именно образ Умиления находит самый большой оклик в сердце человека, ведь идея жертвенного служения, боль и скорбь матери всегда была близка и понятна на Руси.
К иконам типа Умиление относятся: Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Взыскание погибших, Почаевская.
Панахранта (Всемилостивая)
На иконах этого типа Божия Матерь изображена сидящей на престоле, держащей. На коленях она держит Младенца Христа. Престол здесь выполняет роль символа славы Богородицы, как самой совершенной, из рожденных на Земле.
В России наиболее известны Державная и Всецарица.
Агиосортисса (Заступница)
На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
Другие иконы, на которых Богоматерь изображается одна, могут быть отнесены к одному из основных типов, например Остробрамская — к Знамению, так же как и Невеста Неневестная (ее иногда называют Умиление, это келейная икона преп. Серафима Саровского), или к разряду Акафистных, прославляющих ее. Это, например, одна из самых чтимых икон — Богородица Семистрельная или Умягчение злых сердец.
Любой иконописный тип — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.
В родах Помощница, Спорительница Хлебов, Козельщанская, Целительница, Умиление
Принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (или синем как у Феофана Грека), синей тунике и голубом покрове. На мафории изображают три золотые звезды — как знак ее непорочности и кайма как знак ее прославления. Мафорий (плат замужней женщины) — означает Ее Материнство, прикрытый им голубой или синий цвет платья — Девство. И в написании образа Богородицы никогда не используют черный цвет — цвет скорби, ведь она – свет и надежда.
Иконография Богородицы это огромная часть нашей культуры. Многие ее образы можно назвать молодыми, например Державная была найдена в 1917 году, спрятанной в подвале церкви, а написана она была в конце XIX века. Каждая из сотен известных икон Божией матери имеет свою символику и значение, свою историю…
Галина Замыслова