Преподобный Сергий Радонежский
годы жизни: 1314–1392 дни памяти: 18 июля, 8 октября
Уроженец Ростова Великого, преподобный Сергий еще в юности перебрался с родителями под Москву, в Радонеж, и весь его жизненный путь был связан с Москвой, как раз в XIV веке набравшей политический вес и ставшей реальным центром Руси после монгольского разорения.
Главный подвиг преподобного Сергия связан с возрождением русского монашества, сердцем которого стала созданная им в радонежских лесах обитель в честь Пресвятой Троицы (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра). Есть свидетельства о том, что Сергий поддерживал связи с греческими монахами-исихастами (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), которые освоили искусство глубокой уединенной молитвы, приводившей их к созерцанию Божественных тайн…
Но вместе с тем преподобный Сергий был общерусским примирителем, человеком непререкаемого духовного авторитета. К нему ездил в 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович (известного как Донской) за благословением на битву с ханом Мамаем. К нему обращался московский митрополит Алексий с просьбой помочь прекратить междоусобицу в Нижегородском княжестве, где власть захватил самозванец (Сергий пешком пришел в город и запер там все храмы до тех пор, пока не вернулся законный князь). Ему после смерти святителя Алексия предлагали — правда, безуспешно — кафедру первого русского иерарха, митрополита Московского и всея Руси.
В самой Москве преподобный Сергий бывал не так уж и часто. Но память о святом хранят монастыри, основанные его учениками: Андроников монастырь в Москве, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Высоцкий монастырь в Серпухове, Пафнутьев-Боровский монастырь под Калугой…Ну а в первую очередь, конечно, сама Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
годы жизни: 1350–1389 день памяти: 1 июня
Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, воспитанник митрополита Московского Алексия, известен прежде всего как победитель хана Мамая, разгромивший его войско на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Это была первая победа русского оружия над Ордой, и победа гигантских масштабов: Мамай привел на Русь более 400 000 воинов из самых разных народов, включая даже литовцев и итальянцев!
Князь Дмитрий сумел объединить вокруг Москвы большинство княжеств, прежде живших не очень-то дружно, заручился благословением на битву высоко почитаемого им преподобного Сергия Радонежского, а накануне решающей битвы объявил по всему своему войску строгий пост и долго молился Богу. Во многом это была победа именно русского православного духа, а не только лишь ратной силы.
Дела Церкви всегда были для князя среди самых важных. Иногда он и ошибался, поддерживал недостойных (например, настойчиво продвигал в московские митрополиты властолюбивого священника Михаила Митяя). Зато Русская Церковь обязана князю сразу двумя праздниками — днем обретения мощей его прадеда Александра Невского (12 сентября) и Димитриевской родительской субботой (суббота накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского). Последняя была установлена как раз в память о павших на Куликовом поле.
Княжение Дмитрия Донского — редкий пример уважения и любви к подданным: почти никто из них не оставил его за все годы его правления, а на духовном завещании князя стоит больше боярских подписей, чем на любом другом из сохранившихся княжеских завещаний. Его супружеский союз с княгиней Евдокией (в монашестве — Евфросинией Московской) — один из лучших примеров христианского брака, основанного на полном доверии друг другу.
А еще князю Дмитрию Донскому Москва обязана первым каменным Кремлем: именно в его правление крепостные стены города, прежде деревянные, были перестроены в белом кирпиче. Белокаменный Кремль помог москвичам успешно обороняться против литовцев в 1368 и 1370 годы и достоял до времен Ивана III, который в конце XV века возвел сохранившийся доныне краснокирпичный Кремль.
Князь Даниил. Строитель города
В год кончины великого князя Александра Невского младшему из его сыновей Даниилу было два года. В наследство ему достался самый маленький удел: безвестный городишко Москва, стоявший на пересечении торговых путей между крупными княжествами. Св. кн. Даниил Александрович. Миниатюра из Царского тутулярника. 1672-1673 гг. Увы, в большинстве своем дети Александра Невского не унаследовали мудрости отца: на долгие годы они с головой ушли в междоусобные войны. И лишь младший и миролюбивый Даниил старательно избегал конфликтов, заслужив славу смиренного миротворца. Принужденный как-то идти в поход вместе с одним из братьев, он приложил огромные усилия и смог закончить дело миром до начала первого сражения. Сам же он воевал лишь раз, причем весьма успешно: конфликт с Рязанским княжеством закончился тем, что к Москве отошел крупный тогда город Коломна. Большинство сил князь Даниил тратил на укрепление своего маленького удела, занимался торговлей, строительством, мирным расширением владений. Князь-миротворец мог показаться слабым и трусливым на фоне воинственных братьев, но история рассудила по-своему: к концу его правления Москва стала центром одного из крупнейших княжеств. Теперь с ней считались все. И уже сын Даниила, Юрий, присоединил к титулу «князь московский» и титул «великого князя», заявив претензии города на столичный статус.
Христа ради юродивый Василий Московский (Блаженный)
годы жизни: 1462 (или 1468) — 1557 день памяти: 15 августа
Подвиг юродства — непривычного, чудаковатого с точки зрения большинства людей поведения — Василий принял уже в годы отрочества. Не только летом, но даже зимой он ходил едва одетый, ел и пил что придется и принципиально отказывался от ночлега под крышей, даже у хороших знакомых. В Москве его почитали уже при жизни как провидца: например, в 1521 году Василий предсказал скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, а в 1547 году — огромный пожар, охвативший город и напугавший юного тогда Ивана Грозного.
С именем Ивана Грозного связаны и самые известные эпизоды жизни святого. Согласно одной из легенд, получив как-то от царя в угощение некий напиток, Василий выплеснул обе поднесенные чаши за окно, а царю объяснил: это он тушит пожар в Великом Новгороде. Впоследствии очевидцы рассказывали: новгородцы видели, как какой-то нагой человек тушил начавшийся пожар. В другой раз, находясь в храме во время литургии, юродивый забился в угол, так что царь его не видел. Когда позже он спросил Василия, почему того не было на службе, святой ответил: он-то там был, а вот царя не было — стоя на службе, самодержец весь погрузился в мечты о новом дворце на Воробьевых горах.
Мощи святого Василия Блаженного покоятся в Покровском соборе на Рву, что на Красной площади (в народе его так и зовут — собор Василия Блаженного). На все времена он остается образом праведника, имевшего смелость указывать самому царю на его недостатки. Впоследствии его пример вдохновил поступать так же и других юродивых — Николая Салоса, Иоанна Большого Колпака: те уже прямо обличали Ивана Грозного в его преступлениях.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском
Тропарь святителей Московских, глас 4 Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость./span>
Кондак святителей Московских, глас 3 Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.
Дорогие братья и сестры!
5 (18) октября Русская Православная Церковь отмечает память великих святителей Петра, Алексея, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Несмотря на разность исторических эпох, в которых жили святители, их отличный друг от друга характер и внешний облик, московских чудотворцев объединяет глубокая любовь ко Христу, беззаветное служение Церкви, русскому государству и ближним. Не случайно, что мы празднуем их память в один день, при том, что для каждого из святителей Церковь также учредила особые торжественные даты.
Собор московских святителей
Празднуя память святых в один день, мы воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям града Москвы и молитвенникам за российское государство. Один из самых древних примеров соборного почитания — память святых 12 апостолов. По этому примеру Русская Православная Церковь чтит вместе двенадцать святителей Московских и всея России чудотворцев — заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. Московские святители своей жизнью явили пример истинного христианства, проявляя неустанное попечение о церковном и государственном устроении. Власть, которой по роду своего служения они обладали, послужила им не в осуждение, а в прославление: они заботились не о своих интересах, а о вечном спасении вверенной им паствы.
Бремя огромной ответственности за судьбу Родины не только не сломило их, а наоборот, мобилизовало на борьбу за правду Христову. Среди святителей были мученики и исповедники веры, пострадавшие как от рук иностранных интервентов (святитель Ермоген), так и погибшие от злой опричнины (митрополит Филипп) и советской власти (священномученик Пётр, митрополит Крутицкий). Были и те, которые хотя и отошли ко Господу в преклонных летах, однако всю свою жизнь превратили в одно служение. Так, святитель Макарий внес неоценимый вклад в развитие древнерусской письменности.
В составленных им Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие нашей Церкви. Напомним, что празднование в один день в честь всероссийских святителей было установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 г. в честь митрополитов Петра, Алексия и Ионы. «Как три великих столпа православия: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сохранили непотрясенным здание древней Восточной Церкви во время обрушившихся на нее гонений со стороны еретиков, так и три великих святителя Церкви Московской: Петр, Алексий и Иона сохранили неврежденным православие на святой земле Русской в тяжкие годины ее внутренних нестроений и бед от многочисленных внешних врагов». Затем уже в 1875 г. к Собору святителей был причислен митрополит Филипп, а в 1913 г. — патриарх Ермоген. Имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г. Таким образом, 12 святителей московских и всея России чудотворцев, как и 12 великих апостолов, дополнили сонм святых Небесной и земной Церкви. Святители несли апостольское служение в русском народе, их голос звучал во всех концах Отечества, призывая к объединению против внешних и внутренних врагов.
святитель Петр
Так, святитель Петр испытал многие трудности в годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом земле не было твердого порядка. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1325 г. святитель по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
святитель Алексий
Святитель Алексей предпринял множество усилий по усмирению нескончаемых распрей и смут, терзавших Церковь и Отечество. Много пришлось святому потрудиться, чтобы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Не раз святому приходилось ездить в Золотую Орду для защиты русской земли. В 1357 г. хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу — его супругу. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». По молитве святого супруга хана исцелилась. Это способствовало смягчению политики Орды в отношении русской земли, спасло тысячи жизней наших предков.
святитель Иона
Святитель Иона — первый митрополит, возведенный на кафедру русскими архиереями. За труды на благо Церкви Христовой он удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 г. татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
святитель Макарий
Святитель Макарий, еще будучи архиепископом, много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. Он сам хоронил сгоревших в тюрьме во время пожара, собирал по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад. В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник вербного воскресения.
митрополит Филипп
Митрополит Филипп пошел на добровольное крестное страдание для того, чтобы хоть как то повлиять на развязавшего страшную опричнину Иоанна Грозного, которого он неоднократно обличал в смерти неповинных подданных: «с тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Царь воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Убитый Малютой Скуратовым святой и по сей день продолжает молиться об Отчестве и его правителях, дабы Господь умудрил их в деле управления вверенному им народу.
Патриарх Иов
Патриарх Иов был первым в истории нашей Церкви русским патриархом. Святитель ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает современник. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. В январе 1605 г. патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников. После скоропостижной кончины царя Бориса Годунова, в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен. Слуги Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где и скончался.
Патриарх Ермоген
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, начинал свое служение в Казани, где царили страшные нравы. Уже при жизни святитель прославился как пастырь, «полагавший душу свою за овец», как «стоятель против врагов крепкий … обличитель предателей и разорителей христианской веры». Он стойко защищал обратившихся в православие татар от неминуемой гибели от рук озверевших родственников. Патриаршество святителя совпало с трудной порой Смутного времени. Он стойко противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 г. подошел к Москве Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…». К сожалению, воззвание Патриарха не было услышано предателями. Они заточили его в Чудов монастырь, откуда святой призвал русский народ освободить Отчизну. Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Однако до освобождения Москвы от поляков Патриарх не дожил — он мученически скончался от голода и жажды в феврале 1612 г.
святитель Филарет
Святитель Филарет прослыл талантливым проповедником. Митрополит Платон (Левшин) признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, — говорил архипастырь, — а он пишет по-ангельски». Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Уже в преклонных летах он произносил их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши…» — «Смелости недостает», — со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова. С 1810 по 1817 гг. святитель разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в духовной академии. Он первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке. Одним из важных трудов святого стала организация работы по переводу Евангелия на русский язык. Святитель сам подбирал переводчиков. На себя же он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 г. перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы.
святитель Иннокентий
Святитель Иннокентий отдал все свои силы делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святой Иннокентий передал многое из своего духовного опыта.
святитель Макарий
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык. В совершенстве овладев алтайским языком и его наречьями, он посвящает свои силы переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве Владыка большое внимание уделяет катехизации русского народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». После февральского переворота владыко остался верен Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Уже в преклонных летах, слабый здоровьем, но сильный духом, святой старец отошел ко Господу.
Патриарх Тихон
Патриарх Тихон в свое время оказывал пастырское окормление не только русской, но и американской пастве, где и поныне его именуют Апостолом Православия. В течение семи лет он, преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы Америки, помогал обустраивать духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. В страшные годы после октябрьского переворота святитель взывает: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…». Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Последние слова Патриарха Тихона перед своей кончиной были: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!». Преследуемы и гонимый безбожной властью святой с молитвой на устах предал Господу свою душу в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
священомученик Пётр
Священномученик Пётр будучи высокопоставленным синодальным чиновником объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 г. Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В ноябре 1925 г. митрополит Пётр был арестован — для него началась пора многочисленных ссылок, моральных и физических истязаний. Ему неоднократно предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он отвечал на это отказом. В то время он писал: «…как Предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке Церковном называется лукавством». Здоровье святого было сильно подорвано. Но волю к сопротивлению сломить не удалось. Уже старцем его продолжали держать в застенках, опасаясь влияния митрополита на православную паству. В июле 1937 г. по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя». Осенью 1937 г. священномученик Пётр был расстрелян.
Святители московские и всея России чудотворцы отдали свои жизни за Христа и его Церковь. Их молитвы о благополучии русского государства и спасении его народа продолжают непрестанно возноситься перед Престолом Всевышнего.
Святителие и чудотворцы Московские Петре, Алексие, Ионо, Макарие, Филиппе, Иове, Ермогене, Филарете, Иннокентие, Тихоне, Макарие и Петре, молите Бога о нас.
Трощинский Павел
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
годы жизни: около 1513 — 1612 день памяти: 2 марта, 25 мая, 17 октября – Собор Казанских святых, 18 октября – Собор святителей Московских
Второй российский Патриарх после святителя Иова, избранный на этот пост в одну из самых тяжелых для России исторических эпох — Смутное время. Пожалуй, единственный в то время человек, который пользовался всеобщим уважением, все время своего патриаршества (1606–1612) четко проводил одну-единственную линию — на сохранение верности России Православию. Когда бояре свергли царя Василия Шуйского, святитель Ермоген скрепя сердце согласился с предложением предложить трон польскому царевичу Владиславу, но с жестким условием — чтобы тот перешел из католичества в Православие. Когда же поляки заняли Кремль, святой Патриарх всеми силами боролся против интервентов — и словом, и делом: даже находясь в заточении, он рассылал по русским городам грамоты, призывая народ объединяться и возвращать Москву. Эти воззвания и позиция Патриарха сыграли важнейшую роль в освобождении столицы от поляков вторым народным ополчением под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Сам Ермоген не дожил до этого момента: в феврале 1612 года он, заточенный поляками в Чудовом монастыре, умер от голода.
Чудов монастырь разрушили в начале 1930-х годов большевики, но мощи святителя Ермогена еще в середине XVII века были перенесены в главный собор России — кремлевский Успенский собор. Там они почивают и сегодня.
Епископ Афанасий. Мученик за веру
Судьба епископа Афанасия (Сахарова) во многом типична для его поколения. Скончавшись в 1962 году, он оказался ближе всех к нам по времени из целого поколения московских мучеников за веру XX века. Приняв монашество всего за пять лет до революции, он не отступил от веры, несмотря ни на какие вызовы. С конца 20-х его жизнь – череда ссылок, арестов и заключений. Святой побывал на Соловках, строил Беломоро-Балтийский канал, в 1947 году был признан инвалидом, но вышел на свободу лишь после смерти Сталина, в 1954-ом.
*** Из 542 человек, включенных в Собор московских святых, 461 жил в двадцатом веке. Эпоха великих гонений обернулась для Церкви и временем великой славы. И потому московские святые – это вовсе не глубокая старина, они гораздо ближе ко всем нам, чем мы порой думаем.
Святитель Филарет, митрополит Московский
годы жизни: 1782–1867 день памяти: 2 декабря, 18 октября – Собор святителей Московских
С именем митрополита Филарета (Дроздова) связана целая эпоха в жизни России. Время, в которое он жил, сегодня называют Синодальным периодом: Церковь возглавлял не Патриарх, а совещание из нескольких архиереев — Святейший Синод, над которым стоял еще обер-прокурор — государственный чиновник в ранге министра. Очень во многих вопросах Церковь была зависима от государства, а некоторые из царей (например, Павел I) даже порывались объявить себя главой Церкви на манер протестантских правителей.
И во многом это заслуга святителя Филарета — человека замечательно умного и образованного, настоящего молитвенника, гениального проповедника, глубокого богослова, — что Церковь тогда не выродилась в «ведомство православного исповедания», а сохранила свою самобытность и подчиненность Христу. Московского митрополита глубоко уважали и советовались с ним по всем серьезным вопросам (не только духовным) все императоры, правившие в то время. О нем восторженно отзывался Пушкин. К нему были вхожи люди самых разных чинов и сословий — от крестьян и купцов до министров и аристократии. Его ценили и уважали и за ум, и за такт, и за основательность, и за принципиальность. Однажды, например, святитель, который очень любил освящать храмы, твердо отказал Николаю I в просьбе отслужить молебен по случаю установки в Москве Триумфальной арки в честь победы над Наполеоном: ведь на той были откровенные языческие изображения.
И конечно, весь российский народ обязан святителю Филарету переводом на современный (образца XIX века) русский язык Библии. И еще — его знаменитым Катехизисом, по которому многие до сих пор изучают основы православной веры.
Митрополит Филипп. Аристократ и правозащитник
Но даже в годы разгула опричного террора в стране нашлись люди, не побоявшиеся выступить против него. Федор Колычев происходил из влиятельной боярской семьи, близкой к царю. Его ждала блестящая карьера при дворе, но он выбрал иной путь: оставил все и ушел на север, приняв в Соловецком монастыре постриг с именем Филипп. Со временем он стал настоятелем знаменитой обители, при нем она достигла своего расцвета, а позже по личному приглашению царя Филипп был назначен московским митрополитом. Митрополит Филипп (Феодор Колычев) Грозный царь очень рассчитывал на поддержку давнего друга, которого знал еще с юности, но новый митрополит не стал молчать, видя что происходит в стране. Он публично осудил зверства опричнины, призвав царя отказаться от террора. Митрополит прекрасно знал на что идет, но посчитал неправильным для своего сана молчать в столь непростой для государства момент. По требованию царя он был отстранен от должности, сослан в дальний монастырь, а позже убит там опричником Малютой Скуратовым. Лишь в годы правленияРомановых власть официально признала свою вину перед митрополитом, а Церковь причислила его к лику святых.
Святой праведный Алексий Мечёв
годы жизни:– 1859-1923 дни памяти: 22 июня, 29 сентября
Бóльшая часть жизни отца Алексия Мечёва пришлась на дореволюционное время — и все равно жизнь эта оказалась очень тяжелой. Уже будучи священником и даже настоятелем храма святителя Николая на Маросейке, он с семьей жил буквально на грани нищеты: тогда, в начале XX века, московская публика не очень часто посещала храмы, особенно если там не было диакона с раскатистым басом или хора, превращавшего богослужение в «концерт». Восемь лет отец Алексий служил литургию один в пустом храме; и все равно служил ежедневно, не считая возможным пренебрегать своим главным призванием как священник. В конце концов это принесло плоды: в храм на Маросейке потянулись люди. Уже в годы революции здесь сложилась одна из самых крепких церковных общин, которую сами ее члены стали называть словом «семья», правда, не простая, а «покаяльная»: ведь в центре ее стоял замечательный духовник — отец Алексий.
Люди тянулись к нему еще и потому, что он стремился всячески, как он сам выражался, «разгружать» их от тех тягот и боли, с которыми они приходили в храм. Делать так отца Алексия научил другой знаменитый святой начала XX века — отец Иоанн Кронштадтский, навестивший его как-то после смерти жены. «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем», — эти слова кронштадтского пастыря стали принципом жизни отца Алексия.
«Старец в миру», всегда открытый для всех и для всякого находивший слово утешения, — так говорили об отце Алексие Мечёве его прихожане. Его община дала Церкви многих замечательных пастырей и тружеников, а сам ее основатель стал живым образом евангельского доброго пастыря.
Матрона. Московская чудотворица
Пожалуй, самая знаменитая святая XX века, блаженная старица Матрона, значительную часть жизни прожила в Москве, где ныне в Покровском монастыре покоятся ее мощи. Будучи тяжело больной с детства, она всей своей жизнью явила пример настоящей любви и доверия к Богу: несмотря ни на что никогда не унывала и не отступала от веры. Блаженная Матрона. Фото 1952 г. Господь лишил ее физического зрения, но дал взамен дар особой прозорливости. Ее молитвы совершали подлинные чудеса, а сама она была удивительно светлым человеком, о котором у москвичей сохранилось немало добрых воспоминаний.
Новомученик Михаил Новоселов
годы жизни: 1864–1938 день памяти: 21 января
Михаил Александрович Новосёлов прошел путь от убежденного толстовца, который искренне пытался воплотить в своей жизни религиозные идеалы Льва Толстого, до бескомпромиссного борца за Православие. В начале 1900-х он был активным церковным публицистом; затем вместе с единомышленниками основал в Обыденском переулке (неподалеку от Храма Христа Спасителя) «Кружок ищущих христианского просвещения», который объединил несколько десятков мыслящих церковных людей, и проводил лекции, чтения, готовил доклады. Без малого 20 лет Новосёлов посвятил изданию просветительских брошюр для интеллигентного читателя, объединенных в серию «Религиозно-философская библиотека». После революции Новосёлов, за которым почти сразу открыли охоту большевики, жил на нелегальном положении и распространял среди друзей письма на актуальные темы: как относиться к обновленцам; что такое Церковь; чем православие отличается от других христианских конфессий, как хранить веру в условиях гонений… Закончилась его жизнь арестом, лагерем и расстрелом.
Некоторые биографы Новосёлова верят, что во второй половине жизни он был тайно пострижен в монахи и рукоположен в епископа, но надежных свидетельств этому нет, и Церковь прославила его в 2000 году как мирянина. Тем не менее уважением и влиянием он пользовался огромным; недаром знавшие и любившие его друзья звали его «авва Михаил».