Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?

Моя двоюродная сестра никак не могла зачать ребенка, хотя анализы были хорошими. Сколько врачей обошла, а толку не было. Одна верующая женщина посоветовала ей молиться Богоматери о даровании младенца, а для этого нужна икона Благовещение.

Через год сестра сообщила радостную весть, что у нее будет малыш. В статье я вам расскажу о празднике Благовещения, о евангельской истории посещения Девы Марии архангелом и о том, в чем помогает верующим икона Благовещение.

Благая весть Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы Датировки: XVIII в. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 86 см, ширина 69,5 см Хранение: Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

О Благовещении Евангелие говорит немного, а подробно рассказывает о нем только ап. Лука:

«… Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:26-38).

Благовещение с единорогом (1480–1500)


Schlossmuseum, Weimar
Средневековые бестиарии рассказывали о множестве фантастических зверей и приписывали удивительные черты реальным животным. Богословы находи­ли параллели между описаниями некоторых животных и событиями из жизни Иисуса: например, жертву, евхаристию и воскресение символизировали пели­кан, кормящий птенцов собственной кровью, и лев, рождавшийся мертвым и оживавший на третий день от дыхания львицы. Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В XV–XVI ве­ках становится популярен сюжет охоты на единорога — особенно в Германии. Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алта­рях, гобеленах и посуде.

Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду. Гавриил гонит к ней еди­норога. Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие доброде­тели: истину, милосердие, мир и справедливость. Изображения охоты на еди­норога часто превращались в наивное перечисление того, что символизирует Деву Марию: запертый сад, заключенный колодец Запертый сад и заклю­ченный колодец — образы невесты из Песни песней, которую в Средние века считали про­образом Марии., неопалимая купина Неопалимая купина — куст на горе Синай, из которого Бог говорил с Моисеем. Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизи­ровала чистоту Марии., руно Гедеона Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из су­дей Израиля, убедился в том, что Господь из­брал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле., затворенные врата Затворенные врата — образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Через эти ворота должен был пройти Господь. и жезл Аарона Жезл Аарона чудесным образом расцвел за ночь — в этой истории видели намек на рождение Спасителя от девы.. Светский характер сцены вызывал недовольство церкви, и в 1545 году на Тридентском соборе подобные изображения были запрещены.

Иконография

Первые изображения Благовещения находятся уже в римских катакомбах II-IV вв.

Полезные материалы

Однако, как считает Н.В.Покровский, тема Благовещения, как и вообще почитания Богородицы, тогда имела для верующих меньшее значение, чем Сам Христос, Его учение, так что событие Благовещения появляется нечасто.

Распространенным сюжет становится с IV века, когда, с распространением ересей, начинаются также споры о почитании Богородицы (например, еретик Несторий, считавший Христа простым человеком, восставал против наименования «Богородица»).

Видимо, споры вокруг несторианства способствовали усилению почитания Божией Матери. Очевидно, именно в IV в. появляется и общецерковный праздник Благовещения, «спасения нашего главизны».

Благовещение Пресвятой Богородицы, Акафист Богоматери Датировки: XVI в. Первая половина XVI века. Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Двойной ковчег, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 120 см, ширина 92 см В среднике иконы помещена композиция ‘Благовещение с прядущей девицей’ — один из вариантов Благовещения с рукоделием. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен (справа налево).

Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки.

Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже (не ранее конца IV в.) были признаны Церковью как канонические (это ныне известные четыре Евангелия), имели хождение и другие тексты , повествующие о тех же Евангельских событиях, многие из которых позже не вошли в канон .

Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Таковы «Протоевангелие Иакова», «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» и другие.

Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так.

Другие апокрифы повествуют, что явление Гавриила Марии было дважды – на источнике, где она услышала голос, но никого не увидела, и в доме, где она сидела за прялкой.

Интересный факт

По «Протоевангелию Иакова», Мария изготавливала завесу для храма в Иерусалиме – ту, что потом, в минуту смерти Ее Сына, разорвется надвое. Поэтому Дева может быть изображена за прялкой или с мотком пряжи.

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы

К тому же рассказу восходит достаточно распространенное в XIII-XIV вв. изображение на иконе девушки («служанки»), ведь, по тексту апокрифа, священники дали задание изготовить завесу , кроме Марии, другим девам, общим числом восемь.

Символическое значение имеет цвет пряжи – красный, цвет царского достоинства, которое одновременно относится и к Деве, и к Ее Сыну.

Наконец, часто Мария изображается читающей в книге пророческие слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…». Эта версия обстоятельств события также имела хождение среди верующих первых веков христианства.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Конечно, нашел отражение в иконографии и разговор Девы и Архангела Гавриила, переданный ап. Лукой. В иконах он изложен языком жестов.

Рука Архангела, протянутая к Марии – жест античного оратора, понятный тогдашнему жителю Римской империи.

Ладонь Девы, обращенная к Архангелу в жесте покорности, прямо соотносится с Ее словами «Се раба Господня…», а ладонь, повернутая к зрителю (жест отрицания) – с Ее же недоуменным вопросом: «Как будет это, когда мужа не знаю?».

Кроме этого, на разных иконах Благовещения Богородица может быть изображена как сидящей, так и стоящей, ведь именно стоя принято было тогда выслушивать волю царя земного.

Так же встречает Мария и посланника Царя Небесного. Когда же Богородица изображается сидящей, она часто сидит на украшенном подобии престола, что знаменует уже Ее достоинство как Матери Мессии.

Разнообразие деталей и подробностей изображения давало иконописцу возможность представить свое видение великого события Благовещения, расставив акценты соответствующим образом.

Именно поэтому иконы Благовещения не только отражают церковное предание. Они сами также часто становятся предметом богословского толкования, особенно, если, по слову о. Павла Флоренского, «пишутся с натуры», то есть являются отражением духовного опыта иконописца.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение» (1452–1466)

1 / 2

Пьеро делла Франческа. БлаговещениеBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

2 / 2

Пьеро делла Франческа. Опускание Иуды Кириака в колодецBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

Благовещение могло быть и самостоятельным сюжетом, и частью цикла, по­свя­щенного Богородице, и первой сценкой в изображении жизни Христа. У Пьеро делла Франчески Благовещение неожиданно становится частью исто­рии обретения креста, на котором был распят Иисус. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и ви­зантийского искус­­­ства). Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в кото­ром ангел обращается к Марии, и небесный, с изображением Бога Отца.

Лаконичная композиция почти лишена деталей, поэтому обращает на себя вни­мание веревка, свисающая с балки у окна. С одной стороны, этот символ напоминает об орудиях страстей Орудия страстей — инструменты мученичества Иисуса Христа., с другой — делла Франческа с помощью этого изображения связывает Благовещение со сценой пытки Иуды Кириака, которая изображена в верхнем регистре. Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, иници­иро­вала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Иудеи отказались помогать Елене в поисках, и тогда она велела посадить одного из них, Иуду, в высушенный колодец. Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Вызволенный из колод­ца, он помолился Богу — и увидел место, где находился крест: так он уве­ровал в Христа. Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отли­чие от Иуды Искариота, предал его. Именно об Искариоте и о ве­ревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Пустая петля, не при­годившаяся уверовавшему и спасенному Иуде Кириаку, указывает на спасение, следующее за приходом Иисуса в мир.

Знаменитые образы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы. Иконописец: Андрей Рублёв. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, датируется 1405 годом.

Изображение Божией Матери кисти Андрея Рублёва

Иногда иконописцу удается изобразить о дновременно смятение и покорность воле Божией .

Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа.

Икона была частью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Искусствоведы обращают внимание на образ Гавриила, на то, что прп. Андрею Рублеву удалось показать его динамизм, подвижность. Глубокого смысла исполнены жесты Марии.

Тиносская

30

Январь

1823 года

На греческом острове Тинос была обретена икона, называемая греками также «Великое Радование».

Как считают, она датируется I веком от Рождества Христова, так что, возможно, написана самим евангелистом Лукой. Если так, это первая известная икона Благовещения. Остров Тинос ныне – место паломничества благочестивых греков. Здесь, усилиями созданного благотворительного Общества Благовещения, выстроен храм, под ним находится освященный источник.

Киевская

Киевская икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Киевская икона Благовещения – мозаичная, одна из самых древних на Руси, находится на столпах Софийского собора, датируется 1040 г. Здесь, как на самых древних византийских образах, Мария представлена прядущей пурпурную нить. Этот вариант иконы не включает никаких деталей , представляя только фигуры Архангела и Марии.

«Устюжский рисунок»

Столь же лаконичен и другой образ Благовещения – Устюжский. Особенностью его является то, что на нем, помимо Марии и Архангела, изображен Сын Божий в лоне Матери. В верхней части иконы находится образ Бога Отца, Ветхого Денми, что также встречается нечасто.

Московская

Икона Благовещения Московская была, согласно сохранившимся описаниям, изображена на стене, масляными красками по штукатурке. Долгое время икона была одной из главных московских святынь, но до наших дней не сохранилась (церковь с иконой разрушена в 1932 г.).

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)


© Diomedia
На рубеже 420–430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все­го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го­ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди­цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи­тали и раньше, но осо­бенно сильным ее культ стал именно после постановле­ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди­це. Сце­на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ­но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь­ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме­кает вере­тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави­да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря­нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

Случаи чудесной помощи

Многие иконы Благовещения проявили себя как чудотворные. При этом чудом зачастую является уже само появление образа.

Например, обретение Тиносской иконы связано с неоднократными личными обращениями Богородицы к монахине Пелагии: Пресвятая побуждала Пелагию к поискам Своего образа.

Во времена развивающегося наступления безбожия Пелагия подвергалась насмешкам и гонениям, говорили, что она «в прелести», однако, поиски продолжились. Наконец, икона была найдена. Краски ее, по свидетельствам очевидцев, совершенно не потускнели, хотя образ лежал в земле, видимо, около 800 лет.

Перед Устюжской иконой Благовещения в 1290 г. молился Прокопий Устюжский, известный своим подвигом юродства, а затем и все жители города, и заступничеством Пресвятой Девы от Устюга был отведен Божий гнев в виде тучи «каменно-огненной».

Благовещение Пресвятой Богородицы Датировки: XII в. 30-40-е годы XII века Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7.

Московская же икона и вовсе принадлежит к числу нерукотворных . Она явилась на тюремной стене боярину, несправедливо арестованному царем Иваном IV. О явлении узнал царь, который помиловал осужденного. На месте тюрьмы была выстроена церковь, впоследствии для иконы был изготовлен богатый оклад.

Деисус

Деисус от греческого слова δέησις, означает «моление, прошение». В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. В центре композиции изображается Спас Вседержитель (Христос), по сторонам обращенные к Нему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные (изображение одних голов), оплечные, поясные и во весь рост.

Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII–XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд».

На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил. Вохрение светло-коричневой охрой сильно утрачено. Санкири разные: у Архангела Михаила — темная охра зеленоватого оттенка, у Спаса — темная, у Архангела Гавриила — зеленая.

Одежды исполнены плотным слоем красок. У Архангела Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Эммануила охряной, с золотым ассистом. У Архангела Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий. В волосах у Архангелов — голубые тороки с красными камнями, оправленными в золото. Фрагменты розовых нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами Архангелов. На фоне — разновременные вставки нового левкаса, внизу — доделка XVIII века. Икона выполнена на липовой доске, шпонки вертикальные, загнанные снизу вверх. Размер 72 x 129 см.

В левом углу на поле — красная сургучная печать Большого Успенского собора. Образ происходит из Успенского собора Московского Кремля, где находился над северными дверями иконостаса. Раскрыта И. А. Барановым в 1936 году.

При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.

***

Чудотворная икона Благовещения помогает как лично молящимся, так и просящим о близких

Известно немало откровений чудесного исцеления от бесплодия, как мужского, так и женского. Вера и молитвы образу Благовещения приносили радость в виде пополнения, даже в случаях, когда медицина оставалась бессильной.

Помогает икона Благовещения молящимся о болезнях души и тела, просящим об избавлении от наркотиков, алкоголя и других зависимостей. Облегчает участь людям, находящимся в заключении. Защищает от согрешений и всепрощает согрешивших. Наставляет на путь истинный при душевном смятении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]