В этой статье используется иврит (масоретский). нумерация псалмов. Псалом 76 в греческом (Септуагинта или Вульгата) нумерация соответствует Псалом 77 в нумерации на иврите.
Псалом 76 | |
«Бог известен в Иудее; велико имя Его в Израиле» | |
Фолио 105a — Псалом 76. Пармские псалтыри примерно с 1280 года нашей эры (г-жа Парм. 1870; Кодекс Де Росси 510; Палатинская библиотека) в настоящее время в Парме, Италия. | |
Другое имя | |
Текст | Асаф |
Язык | Иврит (оригинал) |
Псалом 76
(Греческий нумерация:
Псалом 75
) является 76-м псалом в библейский Книга Псалмов. Этот псалом объясняет, что Иуда и Израиль оба названия для избранные люди.[1]
Текст
Версия Библии на иврите
Ниже приводится текст Псалма 76 на иврите:[2]
Стих | иврит |
1 | לַֽמְנַצֵּ֥חַ בִּנְגִינֹ֑ת מִזְמ֖וֹר לְאָסָ֣ף שִֽׁיר |
2 | נוֹדָ֣ע בִּֽיהוּדָ֣ה אֱלֹהִ֑ים בְּ֜יִשְׂרָאֵ֗ל גָּד֥וֹל שְׁמֽוֹ |
3 | וַיְהִ֣י בְשָׁלֵ֣ם סוּכּ֑וֹ וּמְע֖וֹנָת֣וֹ בְצִיּֽוֹן |
4 | שָׁמָּה שִׁבַּ֣ר רִשְׁפֵי־קָ֑שֶׁת מָגֵ֨ן וְחֶ֖רֶב וּמִלְחָמָ֣ה סֶֽלָה |
5 | נָאוֹר אַתָּ֥ה אַדִּ֗יר מֵֽהַרְרֵי־טָֽרֶף |
6 | אֶשְׁתּ֚וֹלְל֨וּ | אַבִּ֬ירֵי לֵ֗ב נָמ֥וּ שְׁנָתָ֑ם וְלֹֽא־מָֽצְא֖וּ כָל־אַנְשֵׁי־חַ֣יִל יְדֵיהֶֽם |
7 | מִגַּֽעֲרָ֣תְךָ אֱלֹהֵ֣י יַֽעֲקֹ֑ב נִ֜רְדָּ֗ם וְרֶ֣כֶב וָסֽוּס |
8 | אַתָּ֚ה | נ֥וֹרָא אַ֗תָּה וּמִי־יַֽעֲמֹ֥ד לְ֜פָנֶ֗יךָ מֵאָ֥ז אַפֶּֽךָ |
9 | מִשָּׁמַיִם הִשְׁמַ֣עְתָּ דִּ֑ין אֶ֖רֶץ יָֽרְאָ֣ה וְשָׁקָֽטָה |
10 | בְּקוּם־לַמִּשְׁפָּ֥ט אֱלֹהִ֑ים לְהוֹשִׁ֖יעַ כָּל־עַנְוֵי־אֶ֣רֶץ סֶֽלָה |
11 | כִּֽי־חֲמַ֣ת אָדָ֣ם תּוֹדֶ֑ךָּ שְׁאֵרִ֖ית חֵמֹ֣ת תַּחְגֹּֽר |
12 | נִֽדְר֣וּ וְשַׁלְּמוּ֘ לַֽיהֹוָ֪ה אֱֽלֹֽהֵ֫יכֶ֥ם כָּל־סְבִיבָ֑יו יֹבִ֖ילוּ שַׁ֣י לַמּוֹרָֽא |
13 | יִבְצֹר ר֣וּחַ נְגִידִ֑ים נ֜וֹרָ֗א לְמַלְכֵי־אָֽרֶץ |
Версия короля Джеймса
Ниже приводится полный английский текст Псалма из Библия короля Якова.
Главному музыканту на Негиноте, Псалом или Песнь Асафа.
- В Иудее известен Бог: велико имя Его в Израиле.
- В Салиме также его скиния и его жилище на Сионе.
- Там он сокрушает стрелы лука, щита и меча и битву. Села.
- Ты славнее и превосходнее хищных гор.
- Отважные испорчены, они заснули своим сном, и никто из мужей могущественных не нашел своих рук.
- По твоему упреку, о Боже Иакова, и колесница, и конь повергнуты в мертвый сон.
- Тебя и тебя следует бояться: и кто может предстать перед тобой, когда ты разозлишься?
- Ты сделал так, чтобы суд был услышан с небес; земля боялась и была по-прежнему,
- Когда Бог восстал на суд, чтобы спасти всех кротких земли. Села.
- Воистину, гнев человеческий восхвалит Тебя; остаток гнева воздержишь.
- Обещай и воздай Господу, Богу твоему; пусть все окружающие приносят ему дары, которых следует бояться.
- Он истребит дух князей: он страшен царям земным.
Нумерация стихов
в Еврейская библия, Псалом 76: 1 содержит обозначение
Главному музыканту на Негиноте, Псалом или Песнь Асафа.
(KJV)
С этого момента Псалом 76: 1–12 в английской версии соответствует стихам 2–13 в тексте на иврите.
Читаем Псалтирь. Псалом 76
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим с вами о 76-м псалме, который имеет надписание: в конец, о Идифуме, псалом Асафу, 76.
Асаф и Идифум были начальниками певцов, им Давид поручал петь его псалмы. Некоторые говорят, что Идифум и Асаф должны были петь этот псалом попеременно, другие – что Идифуму было поручение от Давида исполнить этот псалом, потому что у него было некоторое внутреннее смущение, когда он видел какие-то бедствия и страдания, и при этом не было помощи Божией. И тогда псалмопевец Давид написал для каждого терпящего бедствия: не унывать, не печалиться, а взирать на великое милосердие Божие, которое Он являл в истории всего рода человеческого, особенно в избранном народе, и этим укрепляться, и тогда всякая печаль будет прелагаться в радость. То есть Господь будет посылать избавление от скорбей и трудностей. Некоторые говорят, что здесь псалмопевец Давид пророчествует и о Вавилонском пленении, от которого затем будет избавлен рукою Божией весь израильский народ.
«Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми». Здесь как раз говорится, что, когда ты терпишь бедствия и страдания, ты должен всегда взывать к Богу. Но взывать не просто молитвенным, кротким гласом, но чтобы молитва была яркой, горячей. Что значит «воззвать к Богу»? Это значит сильно прокричать, чтобы Бог тебя услышал. Действительно, когда человек находится в бедственном состоянии, он же не спокойно говорит, он кричит, взывает, чтобы его кто-то услышал и помог. Вот такая горячая молитва и должна быть к Богу, она должна быть сильной, непрестанной, а не так, как мы один раз помолимся и ждем, что Господь нам поможет. Нет, эта молитва должна быть многократной, повторяющейся. Поэтому здесь и говорится: «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми». То есть Господь услышит тебя обязательно и явит Свое милосердие.
«В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя». Здесь Псалмопевец говорит, какой должна быть молитва: она должна быть не только днем, но и ночью. Он говорит: «…в день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых». Псалмопевец обращает внимание и на ночную молитву – и ночью он воздевал руки ко Господу в бедственных, трудных состояниях. И Господь, конечно, не отверг его, была утешена душа его. Так же Господь пошлет утешение всякому человеку, который обращается к Богу.
«Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушствоваше дух мой». Какие бы ни были трудные обстоятельства, ты не должен печалиться, скорбеть, у тебя не должны опускаться руки, но, как пишет Псалмопевец, ты должен воздевать руки к Богу. Твое малодушие или печаль в это время не помогут, не дадут тебе силы и возможность победить те искушения и испытания, что пришли к тебе. Святые отцы говорят еще, что, когда умирает кто-то из твоих близких, ты тоже начинаешь плакать, печалиться, у тебя все валится из рук, ты ничего не можешь делать. А что нужно делать в таких случаях? Взывать к Богу через молитву. Ты должен молиться, обращаться к Богу, помянуть имя Божие, тогда Господь пошлет тебе утешение, а ближнему твоему – пользу. В каких бы трудных обстоятельствах ты ни был, всегда нужно искать Бога, помнить, что Господь никогда никого не оставлял. Вспоминай чудеса, которые Господь творил всему роду человеческому! Неслучайно Священное Писание преподается в определенном историческом порядке: через историю жизни целого народа, и вообще жизни людей на земле, Господь показывает, за что Он милует, как Он милует, что человек должен делать, чтобы получить великое милосердие Божие. И Псалмопевец говорит каждому, кто грустит, печалится в этой жизни, забивается в угол, малодушествует и размышляет только о своей беде, о своем горе или начинает злословить своего близкого (дальше об этом он тоже будет говорить), что все это не принесет пользы. Принесет ее только поминание имени Божия – тогда Господь будет являть тебе Свое милосердие.
«Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах». Раньше ночь делили на четыре стражи, на четыре смены охранников, менявших друг друга. Естественно, при столь частой смене человек не уставал, пребывал в бодром состоянии и мог наблюдать. Стражи ночные всегда были неусыпающие, то есть они никогда не спали – бодрствовали. В таком же состоянии человек в беде: ночью не может уснуть, пребывает в смятении, говорит какие-то непонятные слова, осуждает, злословит людей. Псалмопевец предупреждает, что человек не должен быть в таком состоянии. А как он должен бороться с этим состоянием, как исправлять свои помыслы? Дальше Псалмопевец говорит:
«Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся». Чему ты должен научиться? Ты должен вспомнить Бога, вспомнить дни первыя, и лета вечная. Конечно, в первую очередь он обращается к израильскому народу, а потом и ко всем христианам: посмотрите на дни первые – было время, когда еще не было Закона, но и тогда Господь не оставлял человека, Он всегда водил его особым Своим Промыслом, Своею любовью, творил великие и явные чудеса: бесплодные женщины рожали, войска побеждались, Египет был наказан, фараон получил потопление и посрамление, и так далее. Смотри на историю: смотри не только на те чудеса, которые есть в Библейской истории, но смотри и на свою жизнь, ведь каждый человек должен размышлять еще и о своей жизни.
Неслучайно наши бабушки рассказывали нам, прививая веру в Бога, как Господь помогал им по жизни: как они пережили войну, переживали голод, как Господь являл такую милость, что они сохранили и свое сердце. Во время голода были явные чудеса, когда удавалось утешиться скудной пищей или теми запасами, трудами, которые совершались опять-таки по милости Божией. Они говорили нам, что им в жизни удалось сделать, и это удалось лишь только потому, что Господь помогал: как люди собирались, и какие добрые дела творили, как вместе селяне помогали друг другу, или весь род, вся родня помогала. Чудным образом можно было купить сруб или кто-то недорого продавал дом, их ломали, перевозили – Господь помогал. В этом они всегда видели милость Божию – они никогда не приписывали себе, а говорили: Господь помог, сделал, направил, послал добрых людей, и так далее.
И мы в своей жизни должны рассуждать так же и рассказывать своим детям, как Господь помогает, как заботится не только в настоящее время, но и на последующие дни жизни. Ведь Сам Господь говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день сам будет заботиться о себе. Господь Своим Промыслом уже позаботился о нас в завтрашнем дне. Мы еще не знаем, каким он будет, а Господь уже знает, как нас напитать, как нас утешить, как сохранить нашу хрупкую веру, чтобы мы не явили малодушие. Поэтому на все это нужно обращать внимание, и это будет очень сильно помогать.
«Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой»: ночь – это особое время для духовных размышлений, когда есть тишина и ты можешь услышать себя – тебя ничто не отвлекает. В ночное время и нужно размышлять о тех судьбах Божиих, которые были в нашей жизни.
«Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя?» Здесь очень хорошо Псалмопевец говорит о наших размышлениях. И так думали иудеи, когда были в Вавилонском пленении. Они говорили: неужели Бог отнял от нас Свою благодать и больше не даст нам Своей милости? Неужели больше не будет нам помогать в этой жизни? До конца милость Свою отсечет, то есть забрал милость Свою и больше ее не будет? Сконча глагол от рода в род: хотя Он обещал из рода в род, из поколения в поколение помогать этому народу. Это очень яркие слова Псалмопевца.
Так же и мы в своей жизни говорим: неужели Бог отнял от нас Свою милость? Неужели больше Бог не будет нам помогать? Неужели Он больше не будет давать Своей благодати? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Бог Милостивый, Он по Своему милосердию непревзойденный, Он дает Свои щедроты, Свои дары человеку, Свою благодать. Неужели Бог может все это в Себе удержать, видя Свое создание в трудном состоянии? Да, мы недостойны, да, мы хотим измениться, но Бог дает милость не только тому человеку, который верен Ему, но дождит на всякого человека, и солнце светит всякому человеку. Он любит Свое создание, Свое творение, хотя и заблудшее, хотя еще и не вступившее в лоно Церкви (то есть в Дом Божий). Он всех любит, Он каждому человеку желает спастись и прийти в разум истины. Поэтому Бог никогда не удержит Свои щедроты, Он всегда будет помогать человеку, в каком бы состоянии тот ни находился и как бы трудно ему не было. Самое главное – мы должны изменить свою жизнь, мы должны призывать Бога на помощь. И размышлять, что Бог помогал людям и тогда, когда они были недостойны этой помощи; Он все равно сохранял их и не давал им до конца уныния. Так же и в нашей жизни: Бог никогда нас не оставит. Поэтому мы должны всегда помнить о том, что милость Божия будет пребывать с нами.
«И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго». Здесь псалмопевец Давид говорит, что Господь исправляет нас Своей десницей, Он не хочет нам зла. Но, опять-таки, посылает нам различные испытания в этой жизни, желая нас исправить: Он хочет каждому человеку спасения, хочет, чтобы мы получили награду в вечности, о чем мы с вами говорили, читая 75-й псалом. Бог хочет, чтобы мы принесли покаяние и через это приобщились к добрым делам – исправили свою жизнь, отошли от всякого зла. Поэтому десница (рука) Божия действует на нас для того, чтобы мы изменились.
«Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся». Здесь Псалмопевец опять напоминает, чтобы мы вспоминали дела Божии, укреплялись этим и исправляли свою жизнь. Как говорят святые отцы, Бог находит различные способы для нашего исправления, и это действительно великая милость Божия. И если этого не будет, то не будет спасения роду человеческому. Но мы не должны пребывать в тоске и печали, а с радостью переносить все испытания, что Господь посылает. И помнить, что Господь в силе все изменить, как только увидит не только наши добрые дела, но и благие намерения.
«Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш?» «Аз есмь истина и путь и живот», – говорит Спаситель. Конечно, здесь говорится о Христе – в Нем спасение всего рода человеческого. И кто уверует во Христа, тот и приобщится к великому милосердию Божьему, которое Господь явил через Сына Своего. «Кто Бог велий, яко Бог наш?» Через Сына прославляется Отец. И когда эти слова поются за богослужением (великий прокимен) в большие праздники (на Пасху, Рождество и другие великие праздники), мы начинаем понимать, насколько Бог велик. Велик не Своим могуществом, а велик Своей любовью ко всему роду человеческому. Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал в этот мир, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И путь к Богу не может быть иным, как только через Христа.
«Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы». Если брать буквальный смысл, то здесь Псалмопевец говорит о чудесах, что Господь явил в людях, в народе израильском, и избавил мышцею, то есть Своею силою, сыны Иаковли и Иосифовы – избранный народ, которому явил такую милость. Святые отцы говорят: это слова и о том, что через Христа Господь дает избавление христианам от действия врага рода человеческого, который, как говорит апостол Павел, немало пакостей деет, но великою силою Христовою удерживается, чтобы не нанести нам смертельных ран.
«Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны». Если рассматривать буквальный смысл, то воды расступились в Чермном море, и Израиль прошел посуху через Чермное море. А духовный смысл в том, как Господь пришел к Иордану, чтобы принять крещение от Иоанна, и воды действительно убоялись – Иордан возвратился вспять. И по сей день, когда приходит Крещение Господне, на некое мгновение Иордан начинает течь в другую сторону – это тоже одно из великих чудес на Святой Земле, о которых пророчествует Псалмопевец. Воды убоялись, пошли вспять – нечто страшное увидели: что Сам Бог входит в эти воды. И смятошася бездны.
«Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля». В буквальном смысле здесь пересказываются чудеса, которые Господь сотворил. Какие это чудеса? Когда евреи проходили через Чермное море, было множество шума вод, на небе тоже происходило нечто страшное: гром и молнии сверкали, молнии били в колесницы фараоновы, и они переплетались между собою. То есть были действительно великие чудеса, явленные Господом. Неслучайно псалмопевец Давид говорит: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» – именно об этих чудесах и говорит Псалмопевец.
Но мы знаем, что здесь есть и духовный смысл: Господь благодатью Духа Святого освящает всю Вселенную, побеждает и стрелы, и молнии врага рода человеческого. И если бы не было благодати Духа Святого, то не было бы и победы над врагом рода человеческого.
«В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твоя не познаются». Чермное море разошлось на две части, и стала вода стеной и с одной стороны, и с другой стороны. А потом море соединилось, потопило фараона, и не осталось следов того великого милосердия Божия, чуда Божия, как только явное спасение еврейского народа: невозможно увидеть следов Божиих. Мы в своей жизни говорим, что неисследимы пути Божии. Действительно, их невозможно перечесть; мы можем только рассуждать, говорить о них, удивляться, а перечесть все чудеса, которые Господь творит в этой жизни, невозможно.
«Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею». Господь пасет люди Своя, как овец, сохраняя их от всякого врага, посохом Своим направляя овец в нужное стадо, в нужное русло, куда они должны идти. Господь нас тоже пасет, как овец, сохраняя нас и направляя на те пастбища, где действительно есть возможность приобретать и иметь жизнь. Святые отцы говорят: как у Моисея и Аарона были посохи, свидетельствующие о кресте, так сегодня Господь Крестом сохраняет всех христиан. Поэтому Крест для нас – сила, спасающая от всякого зла. Потому мы и носим крест, на котором написано «Спаси и сохрани», на груди: Господь спасает силою Животворящего Креста, и мы, христиане, должны всегда носить на своей груди крест. Отрадно видеть русского человека в мире, где бы он ни был, когда он идет с крестом. И всегда можно понять: если на груди крест – это русский православный человек, или лучше сказать, православный христианин земли Русской.
Мы очень часто в последнее время стали встречать людей, которые не носят креста. Если человек не носит креста, значит, у него нет понимания, чем Господь спасает и сохраняет Свое стадо, весь народ свой, – Он спасает и сохраняет крестом. Мы не только носим крест на груди, но и осеняем себя крестным знамением, окружаем себя крестами. Не случайно сейчас во многих городах и селениях на въездах и выездах появляются кресты, большие крестные знамения. И здесь говорится, что велика сила Животворящего Креста. Так Псалмопевец пророчествует уже о Кресте: что Крестом Христовым будет спасаться стадо Божие и весь народ Божий, идущий за Христом и считающий себя членом Церкви Христовой.
Вот такой утешительный псалом, дорогие братья и сестры. Его нужно читать, когда нас посещают беды, скорби и страдания, чтобы мы не растворились и не погибли в таком состоянии. А когда мы будем читать этот псалом, будем понимать, что Господь все может изменить и сотворить любое чудо. Даже если у нас будут неизлечимые болезни, если будет казаться, что весь мир восстал против нас, то и тогда не надо печалиться: Бог всегда человеку поможет – Он всегда человеку желает только добра.
Храни вас всех Господь, и до новых встреч.
Записала Нина Кирсанова
Комментарий
Этот псалом имеет некоторые сходства с Псалом 46 и , и было интерпретировано как:[3]
- празднование победы израильтян над врагами
- часть новогоднего фестиваля в Иерусалиме
- пророчество о будущей победе Бога,
- похвала после изгнания.
Разделение текста (например, на NRSV) обычно:
- Стихи 1–3: хвалите Бога, избравшего Сион своим жилищем и защитившего свой город.
- Стихи 4–6: опишите победу Бога
- Стихи 7–9: изобразите «судью, спасающего смиренных».
- Стихи 10–12: объявите, что все люди будут поклоняться YHWH и скажи им выполнять свои обеты.[3]
В Села
в стихах 3 и 9 дается «тройная структура», при этом средний раздел посвящен «описанию Бога».[3]
История жизни Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей. Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями. Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.
Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.
Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению. Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого. Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.
В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки. Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.
Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.
Некто, явившись, поведал ему следующее:
«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».
Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.
Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями. После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает. На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.
После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи. Прожил Ефрем Сирин более ста лет.
Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:
«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».
использованная литература
- История Псалма 76
- «Теиллим — Псалмы — Глава 76». Chabad.org. 2022. Получено 26 января, 2022.
- ^ абc
Родд, С. С. (2007). «18. Псалтирь». В Бартон, Джон; Муддиман, Джон (ред.).
Оксфордский библейский комментарий
(первая (мягкая обложка) ред.). Издательство Оксфордского университета. п. 388. ISBN 978-0199277186 . Получено 6 февраля, 2019. - The Artscroll Tehillim стр. 329