Какой смысл библейского текста «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”»?


Какой смысл библейского текста «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”»?

Ответ

В Псалме 13:1 и 52:2 говорится: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”». Некоторые люди используют эти тексты, пытаясь доказать, что атеисты являются глупцами или безумцами. Тем не менее, еврейское слово, переведенное тут как «безумец», имеет другое значение. В оригинале тут используется слово «набал», которое больше относится к «моральному безумцу», т.е., к человеку без моральных устоев (в переводе Российского Библейского общества используется «негодяй»). Таким образом, смысл этого текста не в том, что «неразумные люди не верят в Бога», а, скорее, что «аморальные люди не верят в Бога».

Многие атеисты являются очень разумными людьми. Не ум или его отсутствие ведет человека к отвержению веры в Бога, а недостаток моральности. Люди не просто отвергают идею о том, что существует Творец. Они противостоят идее, что существует Творец, требующий от Своего творения быть моральными. Чтобы очистить свою совесть и освободиться от чувства вины, люди отвергают идею о Боге как единственном источнике абсолютной морали. Делая это, атеисты живут, как им заблагорассудится – так морально или аморально, как хочется – без чувства вины за свой отказ нести ответственность перед Богом.

Некоторые выдающиеся атеисты признают это. Один известный атеист, отвечая на вопрос, чего он хочет добиться с помощью атеизма, заявил, что он хочет «выпить столько алкоголя и иметь столько женщин, сколько это будет возможно». Вера в высшее существо сопровождается чувством ответственности и подотчетности этому существу. Поэтому, чтобы избежать угрызений совести, которая сама была создана Богом, человек должен отвергнуть Его существование, чтобы избежать морального давления совести.

Этим мы не говорим, что все атеисты являются аморальными людьми. Многие атеисты ведут относительно моральную жизнь. Суть выражения «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”» заключается в том, что недостаток доказательств Его существования не является истинной причиной отказа людей от веры в Бога. Люди отвергают ее из-за желания жить в свободе от моральных ограничений, которые Он устанавливает, и избежать чувства вины, сопровождающего нарушение этих ограничений.

«Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха. Ведь знание о Боге у них есть … Так что нет им извинения! … погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма. Называя себя мудрыми, они превратились в глупцов … Потому и отдал их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя похоти сердец, они бесчестили свои тела. Они променяли правду Божью на ложь» (Римлянам 1:18-25).

Ночь, после которой не наступит заря

«Рече безумец в сердце своем: несть Бог»

Европа и Америка – современная цивилизация. Фешенебельные здания, высококлассные автомобили и великолепнейший дизайн многих и многих творений рук человеческих – все по последнему слову техники и эргономики. Гуманизм, толерантность и какие хочешь «свободы» – все для ублажения любых людских потребностей (даже если эти «потребности» непотребны и скотам). Но только не для пользы безсмертной человеческой души, которая без Господа, без исполнения Его Божественных заповедей становится добычей смерти в живом еще теле. Поэтому страны запада, соблазнившиеся в пагубные ереси и отринувшие Бога Живаго, ныне в духовном плане больше похожи на покойников – нарумяненных, одетых во все новое, засыпанных множеством цветов, – лишь бы скрыть трупные пятна. Красивые декорации в дешевом театре, где и артисты, и зрители – несчастные безумцы…

Богохульство во все времена у всех народов вызывало отвращение и признавалось за великое и тяжкое прегрешение. Господь наш Иисус Христос подтвердил эту непреложную истину, поставив богохульство в один ряд с такими сводящими человека во ад смертными грехами, как блуд, убийство, воровство (см.: Мк. 7, 20–23). Богохульство, по свидетельству блж. Феофилакта Болгарского и других Отцов Церкви, – это оскорбление Самого Господа. А что может быть смертоноснее для человеческой души?! Сознательно такому греху предаются лишь психически ненормальные люди, утратившие инстинкт духовного самосохранения. Ныне же этот грех, так же как и многие другие, овладел уже целыми народами и становится «нормой». Как сообщает «Интерфакс», недавно Совет Европы признал «нормальным» грех богохульства. Страшное преступление перед Богом было объявлено выражением «свободной воли человека», не относящимся к числу противозаконных действий. В продолжение многих веков Европа хранила в неприкосновенности христианское учение, принесенное на ее землю равноапостольными Патрикием Ирландским, Германом Окскерским, Олафом Норвежским, Ансгарием Гамбургским и многими другими святыми, став, по выражению свт. Николая Сербского, любимой дочерью Христа. Но на закате первого тысячелетия она, возгордившись, забесновалась и совратилась в ересь. Отвергнув Жизнь – Богочеловека Христа, – Европа соделалась рабой смерти – человекобога папы. И ныне, умирающая и корчащаяся в предсмертных конвульсиях, Европа свидетельствует о своей духовной гибели и женским «священством», и преклонением перед содомской мерзостью, и братоубийственными войнами… Еще в конце XIX века Ф.М. Достоевский пророчил немалую беду, нависшую над Европой: «Муравейник, давно созидавшийся в ней, без Церкви и без Христа, подкопан. <�…> Никогда еще Европа не была начинена такими элементами вражды, как в наше время. Точно все подкопано и начинено порохом и ждет только первой искры. <�…> На западе Христа потеряли, и оттого запад падает, единственно оттого». Кровавый XX век сполна подтвердил правоту этих слов. Какие же бедствия готовятся ныне для этой нарочитой безбожницы? Преп. Иустин Челийский с болью писал: «Европейское человечество, ведомое духом гуманистической, тщеславной „непогрешимости“, катится стремглав из тьмы в тьму, из ночи в ночь, пока не ввергнется в мрачную, вечную ночь, после которой не наступит заря…» По всей видимости, это пророчество сегодня сбывается.

Виктор Самарцев

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Googuenot

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Пусть ваша жизнь кричит
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».

(Псалом 13:1)

Большинство из нас никогда бы не подумали, что этот стих применим и к нам. В конце концов, мы ведь являемся верующими! Мы никогда не скажем, что Бога нет.

Но, может быть, нам стоит задуматься над этим. Конечно, мы никогда не скажем этого своими устами… но как насчет наших поступков?

Мы говорим это, когда немного грешим то здесь, то там, при этом думая, что все не так уж страшно. Мы смотрим безнравственные фильмы или сплетничаем о пасторе, полностью игнорируя Божью заповедь не делать этого.

Своими поступками мы говорим: «Бога нет».

Псалом 13:1 связывает подобные вещи с развращением. Понимаете вы это или нет, но чем больше вы поступаете таким образом, тем более развращенным вы становитесь.

Не совершайте глупой ошибки, сначала публично признавая Иисуса своим Господом, а затем тайно отрекаясь от Него своими поступками. Будьте мудрыми во всем, что вы делаете, чтобы и ваше сердце, и ваша жизнь просто кричали вместе: «Мой Бог царствует!»

ОТРЫВОК ИЗ ПИСАНИЯ: Псалом 13 и 14

1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;

5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Из рассылки «Из веры в веру».

Псалом 13

Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного, «делающего добро» (1–8). Неужели эти нечестивцы не вразумятся? Господь строго покарает их за то, что смеялись они над верой праведника в Него (4–6).

Пс.13:1. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Под безумным разумеется Саул. «Сказать в сердце» – искренно верить, решить. Отрицание Саулом Бога есть не отрицание им Его бытия, а непризнание над Давидом Божественного определения, по которому последний помазан им быть царем над Израилем. Саул в своих преследованиях Давида руководился взглядом на него, как на властолюбца, жадного искателя престола, а потому и революционера. Саул заблуждался относительно Давида, но был искренен в заблуждении, окружающие же его придворные сознательно и своекорыстно поддерживали в нем такое ложное воззрение, а потому в своих клеветах на невинного страдальца «совершили гнусные дела».

Пс.13:2. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс.13:3. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось «ни одного», «делающего добро». Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе.

Пс.13:4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как

едят хлеб, и не призывающие Господа?

«Съедающие народ мой, как

едят хлеб, и не призывающие Господа». Враги Давида заботились не о благе народном, а старались получать от него для себя все, что они считают ценным в жизни: они поедали его, как хлеб. Нравственной оценки к своим действиям они не прилагали; им нужно было только то, что выгодно, а не то, что согласно с Законом Бога: они не призывали Его и не слушали.

Пс.13:5. Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

Пс.13:6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

Бог, который внимательно следит за человеком («с небес призрел» Пс.13:2), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать («убоятся они страха»). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение «там» – значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их «упование» и Его благоволение только «в роде праведных».

Московская Сретенская Духовная Академия

Виктор Лега 13.06.20167558

Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега расскажет о том, что говорит о разуме философская наука.

– Виктор Петрович, скажите, как философия смотрит на разум и его проявления?

– Вопрос достаточно сложный, поскольку он неоднозначный. С одной стороны, мы можем сказать, что разум – это одно из главнейших свойств в человеке, как говорили греческие философы, «владычествующее» («эгемоникон»). Кстати, этот термин употребляли и отцы Церкви, используя его для обозначения того, что разум, будучи главным свойством в человеке, выражает собой образ Божий (недаром вторая ипостась Троицы именуется Логосом).

Поэтому разум и владычествует в человеке, и показывает, что человек должен владычествовать над всем миром, а так же – и над самим собой. Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке.


Аристотель и Платон. Фрагмент фрески «Афинская школа». Рафаэль С. С другой стороны, на разум можно посмотреть с философской точки зрения и сказать, что он есть способность познания истины, способность рассуждения, которую можно рассматривать как конкретный механизм. Как сказал Сократ: «Разум – это способность связывать понятия». Сейчас, кстати, этим занимается аналитическая философия – очень мощное и популярное, особенно в западной философской мысли, течение. Она представляет собой умение анализировать, выявлять, правильно ли мы образовали понятия, правильно ли мы их связали, как найти истину, где ее критерий, как найти заблуждение и ошибку в наших рассуждениях. Это тоже очень важная сторона, касающаяся как раз больше научного мышления.

Если вернуться к первому пониманию и связать его со вторым, то мы увидим у отцов Церкви самое уважительное отношение к разуму, если он, конечно, не противопоставляется вере. В случае, когда разум применяется для того, чтобы опровергнуть веру, речь идет о неправильном использовании разума. А правильное его использование, как неоднократно подчеркивают отцы Церкви, приводит нас к Богу. А человек, который не использует разум, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, становится просто хуже животного, потому что разум – это естественное свойство человека, дар Божий, и мы обязаны его использовать. А животные – они неразумные и выполняют свою собственную функцию.

Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке


– Святоотеческое учение гласит, что разум должен господствовать над чувствительной и волевой силами души. Можно ли в этом случае говорить о разуме как о рассудке?
– Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку он касается терминологии. Отцы Церкви используют слова «разум», «рассудок», «ум», а в греческом языке этих слов еще больше: «нус», «фронесис», «дианойя», «логос» и др. И при переводе на русский язык эта многозначность часто теряется. Но, прежде всего, когда речь идет об уме, под этим словом подразумевается некая целостная способность видеть истину. И в этом случае ум почти синонимичен вере. Когда говорят «разум», то имеют в виду тоже способность целостно и не рассуждая познавать истину. А рассудок – это уже аналитическая способность связывать понятия: рассудок как инструмент разума, а разум – это свойство ума. Некоторые отцы делают такое условное разграничение понятий. Ум – это более широкое понятие, частным свойством которого является наш рассудок.

Правильное использование разума неизбежно приводит к Богу

– Виктор Петрович, как относиться к словам святителя Луки Крымского, который в своей книге «Дух, душа и тело», ссылаясь на многочисленные места Писания, приводит пример того, что человек мыслит сердцем?


Святитель Лука Крымский – Слово «сердце» в Священном Писании используется очень часто, и этому посвящены многие труды знаменитых русских философов, таких как Панфила Данииловича Юркевича, Бориса Петровича Вышеславцева и др. И действительно, читая Священное Писание, мы часто видим, что в нем речь идет о сердце не как об органе перекачивания крови, а как о своего рода образе или аллегории, обозначающей все силы нашей души. Хотя архиепископ Лука пишет о сердце как врач. Я помню, в этой книге он описывает, что как врач он знает, что к сердцу подходит множество нервных окончаний, которые совершенно не играют никакой роли в функционировании организма. Поэтому он считает, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью, мозг – это именно орган рассудочной деятельности, а сердце – умственной. Не знаю, я не врач и не биолог, может быть, владыка и прав, ибо много тайного и непонятного есть в природе человека. Однако чаще говорится о сердце совершенно в ином ключе. Святитель Григорий Палама, например, пишет: «А я и святую нашу веру полагал бы неким превосходящим любое чувство и любое разумение созерцанием нашего сердца, поскольку она превосходит все умственные способности нашей души». А замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков также говорит о сердце как о целокупной деятельности души, одним из свойств которой является наш разум, наш рассудок. Поэтому сердцем мы веруем, или даже сердцем не веруем: «
Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13: 1).
Это нечто более глубокое, чем просто рассудочная деятельность.

– В обыденном сознании сердце воспринимается людьми, прежде всего, как орган чувств, и тут вдруг – сердце мыслит

!
Скажите, как объяснить такое противоречие?
– Если использовать платоновский язык, которым часто пользовались отцы Церкви, чувственная, или вожделеющая, часть души – это тоже ведь часть души, и поэтому сердцем мы чувствуем, сердце нам подсказывает, тут есть некая интуиция как внерассудочная деятельность. Ну, может быть, сердце и рассуждает, оно же единое свойство души, которая включает в себя волевое, чувствующее и разумное начала. И сердце может подвигать нас к действию. Великий французский ученый и философ Блез Паскаль утверждал, что очевидные положения, например аксиомы, мы чувствуем сердцем: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить».

Святитель Лука Крымский считал, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью


– Интуиция как конкретное проявление души человека мало изучена с научной стороны. Говорит ли что-нибудь об интуиции философия?
–Проблема интуиции в философии выходит на первый план особенно в XX веке. Немало философов стали уделять внимание интуиции. Практически одновременно понятие интуиции ввели в гносеологию русский философ Н.О. Лосский и французский философ А. Бергсон. Одна из ранних работ Н.О. Лосского называется «Обоснование интуитивизма», вообще свою концепцию он называл интуитивизмом. Именно при помощи интуиции, писал он, и можно решить многие философские проблемы теории познания, например поставленные Кантом: существование внешнего мира, познание другого субъекта, вопрос, почему люди друг друга понимают и т.п. Хотя, если рассуждать по Канту, можно знать только себя – свои априорные формы, только свой собственный рассудок, но ведь мы понимаем друг друга, уверены в существовании внешнего мира. Почему? И здесь Лосский говорит об интуиции как об основании, на котором действует наш рассудок. То есть понятие интуиции ближе уже к деятельности ума. А. Бергсон, наоборот, противопоставляет интеллект интуиции: интеллект познает лишь неподвижное, а жизнь можно познать лишь при помощи интуиции.

Н.О. Лосский называл интуицию основанием, на котором действует наш рассудок

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что понятие интуиции использовалось и раньше. Для блаженного Августина, например, интуиция – это, скорее, вера. Он говорит, что нельзя доказать существование Бога, и даже не стоит пытаться доказывать, это очевидно, это интуитивно. Для Декарта интуиция – это очевидность истины. Так что слово «интуиция» используется разными мыслителями в разных аспектах.
Беседовал Андрей Головач

Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега о том, что говорит о разуме философская наука.

– Виктор Петрович, скажите, как философия смотрит на разум и его проявления?

– Вопрос достаточно сложный, поскольку он неоднозначный. С одной стороны, мы можем сказать, что разум – это одно из главнейших свойств в человеке, как говорили греческие философы, «владычествующее» («эгемоникон»). Кстати, этот термин употребляли и отцы Церкви, используя его для обозначения того, что разум, будучи главным свойством в человеке, выражает собой образ Божий (недаром вторая ипостась Троицы именуется Логосом).

Поэтому разум и владычествует в человеке, и показывает, что человек должен владычествовать над всем миром, а так же – и над самим собой. Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке.

С другой стороны, на разум можно посмотреть с философской точки зрения и сказать, что он есть способность познания истины, способность рассуждения, которую можно рассматривать как конкретный механизм. Как сказал Сократ: «Разум – это способность связывать понятия». Сейчас, кстати, этим занимается аналитическая философия – очень мощное и популярное, особенно в западной философской мысли, течение. Она представляет собой умение анализировать, выявлять, правильно ли мы образовали понятия, правильно ли мы их связали, как найти истину, где ее критерий, как найти заблуждение и ошибку в наших рассуждениях. Это тоже очень важная сторона, касающаяся как раз больше научного мышления.

Если вернуться к первому пониманию и связать его со вторым, то мы увидим у отцов Церкви самое уважительное отношение к разуму, если он, конечно, не противопоставляется вере. В случае, когда разум применяется для того, чтобы опровергнуть веру, речь идет о неправильном использовании разума. А правильное его использование, как неоднократно подчеркивают отцы Церкви, приводит нас к Богу. А человек, который не использует разум, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, становится просто хуже животного, потому что разум – это естественное свойство человека, дар Божий, и мы обязаны его использовать. А животные – они неразумные и выполняют свою собственную функцию.

Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке

– Святоотеческое учение гласит, что разум должен господствовать над чувствительной и волевой силами души. Можно ли в этом случае говорить о разуме как о рассудке?
– Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку он касается терминологии. Отцы Церкви используют слова «разум», «рассудок», «ум», а в греческом языке этих слов еще больше: «нус», «фронесис», «дианойя», «логос» и др. И при переводе на русский язык эта многозначность часто теряется. Но, прежде всего, когда речь идет об уме, под этим словом подразумевается некая целостная способность видеть истину. И в этом случае ум почти синонимичен вере. Когда говорят «разум», то имеют в виду тоже способность целостно и не рассуждая познавать истину. А рассудок – это уже аналитическая способность связывать понятия: рассудок как инструмент разума, а разум – это свойство ума. Некоторые отцы делают такое условное разграничение понятий. Ум – это более широкое понятие, частным свойством которого является наш рассудок.

Правильное использование разума неизбежно приводит к Богу

– Виктор Петрович, как относиться к словам святителя Луки Крымского, который в своей книге «Дух, душа и тело», ссылаясь на многочисленные места Писания, приводит пример того, что человек мыслит сердцем?
Святитель Лука Крымский

– Слово «сердце» в Священном Писании используется очень часто, и этому посвящены многие труды знаменитых русских философов, таких как Панфила Данииловича Юркевича, Бориса Петровича Вышеславцева и др. И действительно, читая Священное Писание, мы часто видим, что в нем речь идет о сердце не как об органе перекачивания крови, а как о своего рода образе или аллегории, обозначающей все силы нашей души. Хотя архиепископ Лука пишет о сердце как врач. Я помню, в этой книге он описывает, что как врач он знает, что к сердцу подходит множество нервных окончаний, которые совершенно не играют никакой роли в функционировании организма. Поэтому он считает, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью, мозг – это именно орган рассудочной деятельности, а сердце – умственной. Не знаю, я не врач и не биолог, может быть, владыка и прав, ибо много тайного и непонятного есть в природе человека. Однако чаще говорится о сердце совершенно в ином ключе. Святитель Григорий Палама, например, пишет: «А я и святую нашу веру полагал бы неким превосходящим любое чувство и любое разумение созерцанием нашего сердца, поскольку она превосходит все умственные способности нашей души». А замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков также говорит о сердце как о целокупной деятельности души, одним из свойств которой является наш разум, наш рассудок. Поэтому сердцем мы веруем, или даже сердцем не веруем: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13: 1).Это нечто более глубокое, чем просто рассудочная деятельность.

– В обыденном сознании сердце воспринимается людьми, прежде всего, как орган чувств, и тут вдруг – сердце мыслит! Скажите, как объяснить такое противоречие?

– Если использовать платоновский язык, которым часто пользовались отцы Церкви, чувственная, или вожделеющая, часть души – это тоже ведь часть души, и поэтому сердцем мы чувствуем, сердце нам подсказывает, тут есть некая интуиция как внерассудочная деятельность. Ну, может быть, сердце и рассуждает, оно же единое свойство души, которая включает в себя волевое, чувствующее и разумное начала. И сердце может подвигать нас к действию. Великий французский ученый и философ Блез Паскаль утверждал, что очевидные положения, например аксиомы, мы чувствуем сердцем: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить».

Святитель Лука Крымский считал, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью

– Интуиция как конкретное проявление души человека мало изучена с научной стороны. Говорит ли что-нибудь об интуиции философия?
–Проблема интуиции в философии выходит на первый план особенно в XX веке. Немало философов стали уделять внимание интуиции. Практически одновременно понятие интуиции ввели в гносеологию русский философ Н.О. Лосский и французский философ А. Бергсон. Одна из ранних работ Н.О. Лосского называется «Обоснование интуитивизма», вообще свою концепцию он называл интуитивизмом. Именно при помощи интуиции, писал он, и можно решить многие философские проблемы теории познания, например поставленные Кантом: существование внешнего мира, познание другого субъекта, вопрос, почему люди друг друга понимают и т.п. Хотя, если рассуждать по Канту, можно знать только себя – свои априорные формы, только свой собственный рассудок, но ведь мы понимаем друг друга, уверены в существовании внешнего мира. Почему? И здесь Лосский говорит об интуиции как об основании, на котором действует наш рассудок. То есть понятие интуиции ближе уже к деятельности ума. А. Бергсон, наоборот, противопоставляет интеллект интуиции: интеллект познает лишь неподвижное, а жизнь можно познать лишь при помощи интуиции.

Н.О. Лосский называл интуицию основанием, на котором действует наш рассудок

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что понятие интуиции использовалось и раньше. Для блаженного Августина, например, интуиция – это, скорее, вера. Он говорит, что нельзя доказать существование Бога, и даже не стоит пытаться доказывать, это очевидно, это интуитивно. Для Декарта интуиция – это очевидность истины. Так что слово «интуиция» используется разными мыслителями в разных аспектах.
Беседовал Андрей Головач

Sdsmp.ru

Православные истории

Что говорили перед своей смертью знаменитые безбожники Ницше и М. Монро, Ленин и Вольтер.. О чём «шутил» инженер построивший Титаник и в чём был уверен идол поп. музыки Леннон…

ФРИДРИХ НИЦШЕ : Сошел с ума. Умер лая в железной клетке

ВОЛЬТЕР — великий насмешник. У него был ужасный конец. Всю ночь кричал о помиловании. Его медсестра говорила: «За все деньги Европы не желала бы видеть такую смерть, какая была у Вольтера — смерть неверующего»

ДАВИД ХЬЮМ — атеист. Перед смертью постоянно кричал: «Я нахожусь в пламени!» Его отчаяние было ужасным…

НАПОЛЕОН — император. Его лечащий врач писал: «Император умер в одиночестве, всеми оставленный. Его предсмертная борьба была ужасной…».

КАРЛ IX: «Я погиб. Я это ясно сознаю».

ГОББС — английский философ: «Я стою перед страшным прыжком во тьму».

ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ: «Больше света!»

ЛЕНИН : Умер, будучи помрачен в рассудке. Просил у стола, стульев прощение за свои грехи… Как это странно для человека, который был для миллионов людей вождём и идеалом…

ЯГОДА — глава советской тайной полиции: «Должен быть Бог. Он наказывает меня за мои грехи».

ЗИНОВЬЕВ — соратник Ленина, расстрелянный по приказу Сталина. «Слушай, Израиль, Господь наш Бог есть единый Бог», — вот последние слова одного из руководителей атеистического государства.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ — английский премьер-министр времён Второй мировой войны: «Какой же я безумец!»

ЯРОСЛАВСКИЙ — президент атеистического интернационального движения: «Прошу, сожгите все мои книги. Посмотрите на Святого! Он ждет меня уже давно. Он здесь!»

1 ДЖОН ЛЕННОН: на пике известности (в 1966г), во время интервью ведущему американскому журналу, сказал: «Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность и прославиться на весь мир как убийца знаменитого певца.

2. Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес: во время своей президентской избирательной компании публично сказал: « Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!» Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

3. Бразильский композитор, певец, поэт: во время шоу в Рио де Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: « Бог, это тебе!». В скорости он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.

4. Инженер, построивший Титаник: после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо корабль, с иронией в голосе ответил: «Теперь даже Бог не сможет его потопить!». Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

5. Известнейшая актриса Мерелин Монро: во время презентации ее шоу посетил евангелист Билли Грэйм. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: «Мне не нужен твой Иисус!». Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

6. В 2005 году в городе Кампинас, в Бразилии: группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: «Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит», на что она дерзко ответила: «В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике…». Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

7. Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт: сказала: «Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!». Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.

Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие

Автор недавно изданного сборника бесед под названием «Открытое сердце Церкви», быстро приобретшего популярность среди верующих нашей страны, митрополит Лимассольский Афанасий (Николау) в публикуемом переводе поднимает тему смерти и затрагивает важный для каждого христианина вопрос: как жить так, чтобы наследовать Царствие Божие?

«Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»[1].

Эта надменность подобна безумству. Евангелие называет безумными двух людей. «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”»[2], – говорит Свящ. Писание. Тот, кто не верит в Бога, является безумцем. Второй безумец – это богатый человек, который сказал: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»[3]

Оба человека болеют одной и той же болезнью – атеизмом. Вместо того чтобы верить в Бога, они верят в другое: в мамону, богатство, силу, здоровье и т.д. Бог назвал этого человека безумцем, потому что он не хотел быть рядом с Ним, и не надо быть христианином и читать труды св. отцов и Евангелие, чтобы это понять. Это вопрос здравого смысла. Спроси, кого хочешь, чей ум работает правильно: знаешь, что произойдет завтра? Каждый день происходит так много смертельных случаев. Я читал, сколько людей умирает каждую секунду, время нас растлевает, каждая минута, которая проходит, отбирает часть нашей жизни. Таким образом, вопрос здравого смысла, чтобы это понять и сделать больше духовных вещей, является вопросом благодати. Однако чтобы понять то, о чем мы сейчас говорим, необходима логика. Почему Бог называет безумным, сумасшедшим человека, который не понимает, что нельзя вести себя таким образом? Почему ты поступаешь таким образом, бессмертный ли ты? И исправишь ли весь мир, говоришь и думаешь, что покоришь мир? И куда ты пойдешь? С этой точки зрения смерть действительно является благодеянием, которое прерывает именно эту надменность, это самохвальство человека, чтобы зло не стало бессмертным. Смерть вошла в нашу жизнь, чтобы зло не стало бессмертным, и так прерывается это безумие человека.

Хотя мы и знаем, что умрем, но совершаем так много безумств. Представьте себе, если бы мы знали, что не умрем. Что бы тогда произошло? Кто бы нас вразумил? Никто не смог бы этого сделать. Конечно, если человек не подумает, что все это вне Христа, он может отчаяться, то есть мысль о смерти является настолько ценным и важным событием, что оно является основой духовной жизни. Но необходима выносливость, потому что смерть является нашей природой и врагом нашего существования, но только во Христе мы ее преодолеваем, потому что за ней мы видим Христа и не остаемся в ней. Я не останавливаюсь перед дверью, потому что смерть – это дверь, через которую я вхожу, потому что знаю, что за дверью находится Христос, и с радостью открываю дверь. В то же самое время, если я потеряю Христа, Который находится за дверью, тогда вход через эту дверь для меня будет очень болезненным. Человек должен всегда иметь Христа рядом с собой. Особенно когда он борется с отчаянием и видит, что его жизнь заканчивается, что он стареет, болеет или его охватывает мысль: «Что произойдет? Мы умрем в данный момент! Что происходит с нами?» Да, все это действительно нежелательно, но и это становится прекрасным, когда в него мы помещаем Христа. Тогда смерть становится для нас переходом от нынешних к вечным вещам. Из тленных к нетленным вещам, из этого мира к вечной жизни с Владыкой.

Представьте себе, если кто-то сейчас нам скажет:

– Через одну минуту ты умрешь!

Если я верю, что сейчас увижу Христа, Которого хотя и мало, насколько могу, я полюбил в своей жизни, искал Его и стремился к Нему, тогда действительно я почувствую себя спокойно, и это поможет мне преодолеть эту проблему. Но если мы желаем другого, то наше сердце почувствует скорбь, и мы будем иметь проблемы. Поэтому необходимо поддерживать постоянное присутствие Христа рядом с собой. Лишь таким образом мы можем игнорировать тленные человеческие вещи. Ты подходишь к зеркалу и видишь, что вырос, состарился, ты не такой, каким был раньше, рассматриваешь старые фотографии и говоришь себе: «Каким я был, и каким я теперь стал? Мне столько-то лет, моя жизнь заканчивается, как быстро пролетели годы! Жизнь как пар».

Итак, мы противимся присутствию Христа. Христос – это наша жизнь, и мы ищем Его. Или человек сидит и думает обо всем человечестве: сколько людей я знаю, которые жили в этом мире и знали моих предков? Мою прабабушку, прапрабабушку? Ни одного. А они были люди, как мы, со своими мечтами, детьми, внуками, работой, грезами, они прожили свою жизнь, они жили в этом мире, их жизнь закончилась, наша жизнь тоже закончится, через 100 лет, если мир будет существовать, то никто не будет о нас помнить. Единственный, кто будет нас помнить, если мы соединены с Ним, это Бог. Поэтому в Церкви мы говорим: «Вечная память!» К сожалению, на похоронах говорят какие-то абсурдные слова, и начинаешь злиться. Какие слова мы только не слушаем! Иногда я заранее выключаю микрофон, потому что искушаюсь разгневаться, и поэтому бормочу про себя, чтобы не сказать в микрофон:

– Незабываемый друг, вечно будем тебя помнить!

Слушай, неужели ты будешь вечно жить, чтобы помнить его? Сколько лет ты еще проживешь? Несчастный человек, кто кого будет вечно помнить? Если и ты скоро умрешь, как он, и кто-то другой, и я? Кто тебя будет помнить, и кто будет помнить другого человека? Вечная память означает, что Бог вечно будет тебя помнить, и Бог помнит тех, кто возлюбил Его и искал Его в своей жизни. Так мы молимся об умершем брате. Да, и мы забудем тебя, после того, как и другие забудут нас, и мы уйдем из мира сего, но молитвенно тебе желаем, чтобы Бог всегда тебя помнил! Это означает «вечная память» – вечная память у Бога.

Это мы говорим в Церкви, вспоминаем усопших на Св. Литургии, помним их, разумеется, и Бог помнит их, Он никого не забывает, Он помнит всех, но когда мы говорим, что Бог помнит тебя, это означает, что Бог даст тебе Свою милость и благодать, если, естественно, ты полюбил Его и искал Его. Поэтому верующий человек не находится под угрозой забвения, а пребывает в Божьей памяти, и Бог помнит его. Таким образом, мы имеем спокойствие в своем сердце и со спокойствием проходим свой житейский путь. Да, это бренный путь, как не крути, и по скольким бы деревьям мы не стучали (как говорят, постучи по дереву)! Ну ладно, постучи по дереву, сколько хочешь стучи! Тебя не минует эта участь.

Именно Божье присутствие дает нам надежду на жизнь. Все делаем, подвизаемся, живем сегодняшним днем, сегодня, хлеб наш насущный даждь нам днесь! Проживай богоугодно сегодняшний день, насколько можно красивее, лучше, радостнее, более благословенно с Божьей помощью. Оставь завтрашний, он не принадлежит нам, а принадлежит Богу, также и вчерашний день, он прошел и все. Смотри на сегодняшний день. «Если даст Господь и будем живы, то сделаем то и то».

Так говорите: «С божьей помощью, если Бог даст, я сделаю то и то». Вы знаете, какую надежду это дает нашему сердцу? Во-первых, снимает с нас стресс, который разъедает нас, что мы непременно должны сделать определенные вещи, и горе нам, если их не сделаем! Но делайте то, что можете, что-то человеческое, если получится, хорошо, если не получится, тоже хорошо. Мир не погибнет, ничего существенного не произошло. Не привязывайтесь к этим вещам, они проходящие, временные, и не тратьте свое время на суету. Если можешь сделать что-то определенное, сделай это. Ты это сделал? Благодари Бога, что ты это сделал, чтобы обрадоваться, что сделал что-то хорошее и полезное для тебя и для твоей семьи. Ты не сделал этого? Не смог сделать? Будь благословен! Оставь это в Божьих руках. Полное доверие к Богу снимает с нас стресс, который разъедает даже маленьких детей, и у них есть стресс. А Богу будет это угодно? Поставь этот вопросительный знак. Но мы часто говорим: Нет! Необходимо это сделать любой ценой! Ну откуда мы знаем, что это должно произойти? Почему это должно произойти? И если бы все произошло, чего мы хотим? Вы знаете, наша жизнь настолько изменчива и не всегда все зависит от нас, потому что если человек будет добиваться, чтобы все происходило так, как он хочет, он может легко разрушить свою жизнь. Хорошо, что-то происходит так, как мы хотим, но другое-то нет. Тогда почему мы разрушаем свою жизнь с таким рвением? Примите настоящую реальность, примите вещи, как они есть.

Однажды, я читал какую-то газету, чтобы узнать, что происходит в мире. Там была статья о похоронах 70-летней женщины, матери бесследно исчезнувшего сына. Я сказал себе: «Смотри, закончилась жизнь матери, которая потеряла своего ребенка. Он пропал без вести». Ее жизнь прошла в страданиях. Подумайте, что значит потерять ребенка и не знать, жив он или нет, найдется он или нет. Если знаешь, что он умер, плачешь, хоронишь его, принимаешь реальность такой, какая она есть, но пропавший без вести – это самая большая боль. Конечно, это приносило огромные страдания этой женщине, ее жизнь была тяжелой – 30 лет не знать, что произошло с твоим ребенком. После 1974 года Северный Кипр находится под турецкой оккупацией. Во время вторжения турецких войск много людей бесследно исчезло. Но теперь ее жизнь закончилась, закончились все ее муки. Сейчас, после ухода из этого мира, вся ее боль в Вечном Царстве Божьем как сокровище, как будто она собрала драгоценное сокровище. Как говорит старец Паисий, «когда мы умрем, первое, что сделаем, как только мы откроем глаза в Царствии Божьем – мы увидим своими глазами реальность, суть вещей, а не так, как мы здесь их видим, – будем благодарить Бога за все скорби в нашей жизни». Мы не скажем Богу: «Боже мой, спасибо! Как хорошо, что я прожил жизнь! Имел детей, богатство, хорошую работу! Ах, я прекрасно прожил свою жизнь!» Нет! Человек этого не вспомнит, но скорби, искушения, трудности, – то, что помогло ему собрать небесное сокровище. Все хорошее, что тоже благословлено Богом, не приготовит нам венцов. Мы не будем иметь венец от Бога, потому что прожили хорошую жизнь.

Помните, что Бог сказал богатому человеку: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь– злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»[4]. Не жалуйся. Он жил, был брошенный, истерзанный, а тебе было хорошо, ты не испытывал никаких проблем, не познал боли и скорби.

Поэтому св. отцы не восхваляют бесскорбную жизнь. Мы не мазохисты, чтобы мучить себя. Но они говорят не об этом, а о том, что в жизни – хотим, не хотим – вынуждены испить много горьких чаш. И если даже больше ничего тягостного не испытаю, наше тление – это уже горькая чаша, наше тленное и больное «я», идущее к смерти – это горькая чаша для нас. Итак, если человек правильно проживает свои скорби, они действительно претворяются в жизнь вечную. А затем в Царствии Божьем видно, как эти трудности превратились в сокровище. Как некто, кто живет очень бедно, вдруг оказывается с огромной суммой денег, – такой человек даже не обратит внимания на те маленькие лишения, которым он подвергался.

Важно сказать: «Если Богу будет угодно!», но не потому, что мы сваливаем ответственность за наше дело на Бога, и не потому, что Бог лишает нас нашей свободы, или отнимает ее у себя. Спокойно предоставляем нашу жизнь в Божьи руки и так постигаем спокойствие, уходим от своего напряжения и от слов: «Я это хочу! Я это не хочу! Я это сделаю! Я это не перенесу, если произойдет иначе! Я так сделаю!» Все эти громкие слова как мыльный пузырь, все человеческие вещи преходящи, только Бог пребывает вечно. Человек, который верит в Бога, имеет чувство вечности и мира в своем сердце, не смущается, не паникует, не расстраивается, из-за того, что что-то произошло не так, как он планировал, а принимает это и благодарит Бога.

Мы поем об усопших на отпевании: «прийдите, чтобы дать последнее целование усопшему, благодаря Бога», то есть возблагодарим Бога, не будем роптать. Почему? По что это наш путь: наш брат умер, сегодня он, завтра другой, один за другим, как самолеты в аэропорту, вылетающие каждые две минуты. Прилетает сследующий, затем следующий самолет, в конце концов прилетит и наш самолет! Словно диспетчер начинает говорить по мегафону в аэропорту:

– Пассажиры, улетающие в Ларнаку, пройдите к выходу № 5, пассажиры, улетающие на небо, пройдите к выходу № 0!

Вот так. Заходишь внутрь и улетаешь…

* * *

«Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие», – говорит Исаак Сирин, то есть подпрыгивая и крича: «Тра-ля-ля!» На самом деле, эти слова говорят о том, что святые с радостью мученически умирали. Да, они радовались, но до этого они достигли крайнего предела своей выносливости в испытании и именно там встречали Бога. Человек проходит через это состояние один раз в своей жизни, вряд ли второй раз этого можно достигнуть. Один раз достигает крайнего предела своих сил. Это может быть часом его смерти, это может быть в какой-то другой момент, – мы не знаем, но, достигая этого, человек действительно сломлен от боли. Однако в этом и заключается весь секрет: Бог укрепляет человека в тяжелое время, и это может быть одна минута, один день, один год, но Бог держит человека за одну нить, которая называется верой. Однажды папа Ефрем Катунакиотис рассказал нам, что пережил приближающуюся смерть, то есть предвкусил ее: погрузился в такое отчаяние, и в этом аду он находился в течение 6–7 минут, но эти минуты были для него вечностью. Однако Бог спас его, и он услышал в своей душе то, что Христос говорит в Евангелии: «Я иду к тебе». Мрак сразу же исчез, его сердце ожило, Бог прогнал тьму. Кто разрушает мрак смерти? Это Христос. Смерть приходит и говорит: «Сейчас я тебя проглочу! Разорву!» Но ты поставь Христа перед собой и сразу все изменится.

Поэтому святые с радостью шли на мучения – их съедали львы… Кто не боится льва, палача с мечом? Но даже маленькие дети шли на это – они не смотрели на льва или палача, но на Христа, Который находился за львом или палачом, и не боялись. Каждый человек, когда ему тяжело, должен поставить Христа в качестве противовеса. Тогда, как в Ветхом Завете Моисей сделал горькую воду сладкой, и горькая вода искушения подсластится, если в нее положишь Христа, если вспомнишь о Нем и поставишь Его перед собой.

Также ни один святой не верил в себя. Наоборот, чем большей святости они достигали, тем более отчаянными чувствовали себя. Вы знаете, что их спасло? Упование на Бога. Они говорили: «Да, я ничто, ничего не сделал, ничего не имею!»

Папа Ефрем говорил: «Хочу найти в себе что-то хорошее и ничего не нахожу!»

А столько лет он был в пустыне? Исихаст, с накопленным огромным опытом от Бога. Что же нас спасет? Упование на милость Божию, то есть на Бога и Его великую милость, а не на наши дела![5]

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]