Многие поговорки и пословицы основываются на числе три, даже фольклор включает в себя его: три испытания для богатыря, три дороги на развилке или три желания рыбака. А в православной культуре день Святой Троицы ставят наравне с Рождеством или Пасхой.
Тройка упоминается повсеместно, это число имеет особенное значение в каждой культуре планеты. Великие люди издавна интересовались этим числом. Например, математик Древней Греции Никромах говорил, что тройка — совершенное истинное число, ведь у него есть основание, середина и окончание.
Но самое привычное и близкое выражение с тройкой — «Бог Троицу любит», ведь буквально каждый русский человек слышал или использовал его. Конечно, большинство из русских людей догадываются, что оно значит, но сегодня мы расставим все точки над “и”.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
- отец (мысль, ни от кого не родившаяся и ни от кого не исходящая);
- сын (слово, родившееся из мысли);
- святой дух (поступок, вечно исходящий из мысли).
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…
Шаманизм
Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
Приметы и традиции, что нельзя и можно делать на Вознесение Господне в 2022 году
Когда День семьи, любви и верности в 2022 году, какого числа
И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?
Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.
Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).
Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.
Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.
В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).
Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).
Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.
Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…
Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.
Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).
Почему говорят: «Бог любит Троицу»
«Бог любит Троицу» — поговорка, которую употребляют, предлагая сделать что-то в третий раз после двух неудачных попыток. Есть и пословица, значащая то же самое: всё, так или иначе приходит трижды, и любое дело завершается с третьего раза. Фразу придумал народ, ведь по православным законам произносить имя Бога напрасно нельзя. В основе выражения лежат суеверные представления и мистический смысл, которые придавали числу “3” наши древние предки, считая его священным.
Значения фразы «Бог Троицу любит», которые первыми приходят на ум: «Бог любит трёх человек» или «Бог сам любит себя», однако, они не верны. Настоящее значение слова «троица» в данном предложении: число три, три какие-либо предмета. То есть, данная поговорка значит «Бог любит само число три». В русском языке есть похожие поговорки: «Бог не нищий, любит тыщу» и «Бог не дурак, любит пятак».
✍ Примеры
Стивен Кинг
«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 2, гл. 7:
«— Мой папаша, бывало, говорил, что Бог троицу любит.»
«Еще одной стычкой закончилось появление Джона Коффи, а уж Дикий Билл просто устроил жуткую драку. Так что три — действительно любимое число Господа.»
Иванов Алексей Викторович (р. 1969)
«Географ глобус пропил» (2000 г.):
«— Ну давай еще разик поглиссируем… — ныл Служкин. — Ну последний… Бог троицу любит…»
Гашек Ярослав (1883 – 1923)
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)):
«Вышла она в третий раз опять за лесника и говорит: «Бог троицу любит. Если уж теперь не повезет, не знаю, что и делать».»
Швейк, перед тем, как выгнать посетителя в третий раз (ч. 1 гл. 13):
«— Пойдемте, сударь,— пригласил Швейк, схватив незваного гостя за плечо.— Бог троицу любит.»
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Дочь коммерции советника» (1883 г.) — хозяин предлагает еще выпить спиртного:
«— Не выпить ли нам по третьей? — предложил Механизмов. — Бог троицу любит и тово… трес хвациунт консылиум (Tres faciunt consilium (лат.) — трое составляют совет.)… Латынь, братцы! Яшка, подай-ка, свиная твоя морда, с того стола селедочку! Господа дворяне, ну-кася! Без церемониев! Митрий Петрыч, же ву при але машер! (я вас прошу, начинайте, дорогуша! (искаж. франц. — je vous prie allez, ma chère).)»
Снегирёв Иван Михайлович (1793 – 1868)
Русские в своих пословицах:
«В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино, бесплотное образно есть троица.»
Что делают на Троицу верующие
Православные храмы в этот день наполнены летней зеленью. Полы устилаются свежескошенной травой, в сочетании с ароматом ладана дающей незабываемый аромат. Прихожане приходят на службу с полевыми цветами, березовыми ветвями. Даже цвет облачений у священнослужителей зеленый.
Почему именно растительно-зеленой темой наполнен праздник Троица, что означает береза как его символ?
- Береза – напоминание о дубраве Мамвре, где присутствовал дуб (дерево другой породы, но, тем не менее), под которым Бог под видом 3-х ангелов явился Аврааму.
- Есть еще еврейская, ветхозаветная Пятидесятница, посвященная шествию евреев из Египта. На 50-й день они подошли к Синайской горе, утопающей в цветущих растениях (дело было весной), где Моисею были даны знаменитые 10 заповедей. Так укоренился обычай украшать зеленью храмы и дома, словно переносясь на Синайскую гору в судьбоносный момент. А деликатная зелень березовых ветвей идеально для этого подходит.
- Ветки березы с молодыми листочками символизируют человеческую душу, расцветающую от прикосновения благодати Святого Духа – по аналогии с тем, как пробуждается природа после зимней спячки.
Церковное богослужение на Троицу – одно из наиболее величественных и красивых.
По окончании Литургии (утренней службы), во время которой многие причащаются, совершается Троицкая вечерня с коленопреклонными молитвами. Каждая – просьба, обращенная к Господу о приобщении к благодати Святого Духа и вразумлении – аналогично тому, как были вразумлены апостолы. По сути, это главная молитва на Троицу.
Независимо от того, когда в этом году Троица, в день, следующий за ней, всегда отмечают Духов день – в честь прославления Святого Духа.
Праздник Святой Троицы: что означает
От сложных богословских понятий перейдем к категориям более привычным – праздничным.
Ведь прежде всего, Троица – праздник, один из тех, что церковь относит к двунадесятым (12 самых важных после Пасхи). Он ассоциируется с изумрудной зеленью разнотравья, березовыми ветвями, запахом свежескошенной травы.
Троица: что это за праздник для верующих? Отнюдь не банальные веточки-цветочки и шашлычные посиделки в дружеской компании под сенью берез.
Это ежегодное воспоминание о евангельском событии – сошествии Святого Духа.
Как гласит Новый Завет, перед вознесением в Царствие Небесное Иисус дал обещание апостолам, что для завершения дела спасения людей к ним придет Утешитель – Святой Дух, и это произойдет совсем скоро. Иерусалимские апостолы ждали: вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими они ежедневно собирались для прочтения Святого Писания и молитв.
На 10-й день после Вознесения донесся шум, показались огненные языки (они светили, но при этом не обжигали), опустившиеся на головы учеников. Апостолы обрели способность говорить на иностранных языках и могли теперь проповедовать разным народам. Так христианское учение стало распространяться по миру, и начало этому было положено 12-ю простыми малограмотными работягами.
Произошедшее наглядно показало существование 3-х Лиц Бога, единого по существу, а день сошествия Святого Духа принято считать днем зарождения христианской церкви.