Неделя мытаря и фарисея в 2022 году
Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели, они же Седмицы. Традиционно, они начинаются в Церковный день – воскресенье.
Первая Седмица с 14 февраля по 20 февраля – «Неделя о мытаре и фарисее»;
Вторая начнётся с 21 числа и продлится по 28 февраля – «Неделя о блудном сыне»;
Третья – «Неделя о Страшном Суде» с 29 числа до 6 марта.
Во время праздничной недели пост не держится в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошная седмица». Дата её празднования меняется каждый год. Она напрямую зависит от сроков проведения Великого поста.
Действующие лица
Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.
Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.
А фарисей — это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера — центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.
Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.
Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже — но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.
Кто такие мытари и фарисеи в Библии
Значения слов «Фарисей» и «Мытарь» являются описанием нехорошего человека. Это известно каждому, кто знаком с этой историей. Отличие между ними лишь в том, что одних Иисус ругал, а к другим, напротив, испытывал сочувствие.
Дело в том, что в Евангелии фарисеи это те, кто часто спорят со Спасителем и возражают его словам. Они считают, что более исполнительно относятся к заповедям и возвышают себя над остальными. Простые люди часто принимали их за учителей из-за праведного образа жизни.
Иисус Христос всегда уличал их лицемерие и ругал за неправильное толкование слова Божьего, за что они считали это за угрозу их духовного авторитета. Но несмотря на своё заблуждение, в числе фарисеев были и те, кто искренне старались угодить Господу. Именно поэтому открывал Спаситель их души, чтобы спасти тех, кто преследовал благую цель своими неправильными деяниями.
Мытари были слугами римлян, которые захватили землю Израиля. В ряды мытарей нанимались местные иудеи, чтобы они собирали налог со своих земляков. Помимо налогов, предатели добывали собственную прибыль. Они могли спокойно отобрать последнее у бедных или оставить мать на руках с ребёнком без гроша.
Находившиеся на службе у римлян считались врагами народа, ненавистными изгоями, с которыми брезговали даже заговорить. Но люди слишком боялись их, чтобы сопротивляться.
Но Иисус никогда не делил людей на добрых и злых. Мытари, наравне с другими, имели право покаяться перед Богом. За свою искренность, многим нередко прощались их грехи.
Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены»
Притчи – это одна из главных отличительных черт в Евангелие. Через них Иисус общался с народом о гордости, о конфликтах и о примирении. Несмотря на то что эти короткие рассказы были озвучены более чем две тысячи лет назад, они до сих пор находят отклик в сердцах современных людей, будоражат их нутро.
Краткое содержание притчи, которая читается во время праздничной недели на литургии:
Христос говорит:
«Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, кто возвышает себя тот унижен будет, а унижающий себя возвышен будет».
О чем просит мытарь?
Мытарь просит Господа о примирении (таково целевое значение употребленного здесь глагола ʻιλάσκομαι: умилостивить, чтобы восстановить мир). То есть — он не просит ни о чем конкретном — он просит лишь о том, чтобы снова войти в соприкосновение с Богом. О том, чтобы та определенность его, которую он создал своими грехами и которая висит над ним, как крышка гроба, заслоняя его от неба, была снята — и ему снова открылось поле возможностей.
Фарисей благодарит за то, что он совершен, то есть — завершён — мытарь же просит о возможности начать.
Толкование (смысл притчи)
Короткий рассказ обращен к людям, пытающимся возвысить себя, принижая других.
Становится ясно, что Фарисей не молится, а говорит о своих заслугах и успехах. Вместо сочувствия мытарю за его греховное падение, он, наоборот, рад тому, что на его фоне он выглядит лучше. Второй же пришел покаяться. Он просит о милости и даже не смеет обратить взор к небу, как подобается для иудейской молитвы. Мужчина понимает, насколько он грешен и страдает от этого.
Смысл притчи, что нёс Господь свои слушателям, в том, возвышенные будут унижены, а унижавшие себя будут возвышены.
Многие не совсем согласны с посылом притчи. В народе ходила такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей.» И, действительно, нельзя назвать его плохим человеком.
О чем просит фарисей?
Поразительно — но он ни о чем не просит! Его молитва — это молитва благодарения, а не молитва нужды; по-видимому, он молится самой совершенной из молитв. И он не приписывает себе заслугу своих достоинств и своей совершенной жизни — он заслугу того, что он все заповеданное исполняет, относит всецело на счет Бога. Он чувствует себя любимцем Бога, созданным иным, чем прочие люди, погрязшие во грехах и не соблюдающие закона. Фарисей же исполняет даже больше, чем требуют закон и регламент: постится больше заповеданного и отдает больше, чем требует закон, согласно которому десятина взималась лишь с урожая и скота (а не со всего приобретенного). Фарисей здесь является как вещь, целиком и даже с небольшим избытком заполнившая свои границы, занявшая положенные ей пределы, полностью осуществившаяся. Вещь, с которой ее Творцу как бы нечего больше делать.
Молитва Фарисея и Мытаря
Боже, милостив буди мне грешному Расширенный утроенный вариант:
Боже, милостив, буди мне грешному (1-й поклон) Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (2-й поклон) Создавый мя, Господи, прости мя! (3-й поклон) На русском языке: Боже, будь милостив ко мне, грешнику, Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня, Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.
Кондак
Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания, и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных, покая́нием взыва́юще: Спа́се ми́ра, очи́сти рабы́ Твоя́.
Конда́к 2-й
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви, и к Нему́ присту́пим гре́шнии я́ко Влады́це: хо́щет бо спасе́ния все́х челове́ков, оставле́ние подае́т все́м ка́ющимся. На́с бо ра́ди воплоти́ся, Бо́г сы́й Отцу́ собезнача́льный.
Тропарь
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй / и поле́зное всем подава́яй, / Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего. Слава, и ныне, Богородичен: Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, / и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Кто такие мытари?
Мытари — сборщики податей (налогов), которые нанимались, их не любили в Иудее, которая во времена Иисуса Христа была провинцией Римской империи. Мытари, желая обогатиться, отбирали последнее в семье, лишь бы отдать это римскому кесарю. Также они вынуждены были постоянно общаться с язычниками, что для иудеев считалось осквернением.
Мытари были богатыми, но проклятыми народом, поэтому обычно на это дело соглашались люди, которые не сочувствовали другим и жили без моральных ценностей.
Однако в притче Христа мытарь ведет себя совсем по-другому.
Так, он приходит в храм, что среди мытарей обычно не практиковалось. Кроме этого, в храме мытарей вел себя очень странно: «стоял поодаль». «Он не смел даже глаз свести к небу; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!»».
Проповедь дня
Смиренные будут возвышены, а возвышающие себя будут унижены.
(Лк. 18:14).
К некоторым людям, которые уверены были о себе, что они праведны, а других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, встав, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному! И далее прибавляет Иисус Христос, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (см.: Лк. 18, 10–14).
Итак, вот что значит хвалиться собой, а про других худое говорить, других унижать! Посмотрите на этого фарисея, молящегося в храме Божием. Он ни у кого ничего не отнимал, никого ничем не обижал, вел жизнь целомудренную, два раза в неделю постился, десятую часть из имения отдавал в церковь и на бедных. Кто не скажет, что фарисей этот – человек праведный? Однако же не он пошел оправданным в дом свой, а мытарь. Да, этот фарисей добродетельный потерял все свои добродетели тем, что собой похвалился, а про мытаря сказал, что он худой человек.
Но посмотрите на этого мытаря, молящегося в храме Божием. Посмотрите, как он поодаль от всех стоит, как он бьет себя в грудь, как он потупил долу свой взор; по всему видно, что он великий грешник. Однако же этот великий грешник пошел оправданным в дом свой. Да, этот великий грешник оправдан, потому что осудил себя, осознал себя грешником, каким он был и на самом деле. Не будем же, слушатели, и мы про других худое говорить, а собой хвалиться. Хвалиться собой значит унижать себя. И Бог и люди перестанут любить того, кто вздумает собой хвалиться. Добрые дела наши перестают быть добрыми, когда мы похвалимся ими. Мы теряем должную награду за свои труды, когда с самодовольством расскажем о них всем.
Равно и унижать других – значит унижать себя. Мы сами делаемся низкими пред Богом и людьми, когда низко отзываемся о ближнем; мы себя бесчестим, когда черним честь других. Да и как мы можем говорить худое о других? Разве долго худому человеку сделаться лучше нас? Разве долго ему исправиться и получить оправдание от Бога? Разве долго ему с мытарем сказать: Боже, милостив буди мне грешному? Мы видим и слышим, что этот человек обижает, грабит, живет распутно. Но видим ли, но слышим ли, как он бьет себя в грешную свою грудь, как он плачет о своих грехах пред Богом? Мы знаем, как он каждый день грешит, каждый час делает неправду. Но знаем ли, что в то самое время, как мы его осуждаем, он, может быть, на коленях, весь в слезах, стоит пред милосердным Богом и молится из глубины души: Боже, милостив буди мне грешному? Может быть, в ту самую минуту, когда мы говорим, что этот человек сделал то, другое, третье, – в ту самую минуту Бог говорит ему: прощаю тебе и то, и другое, и третье, и все прощаю. Так-то, слушатели, мы, может быть, осуждаем нашего ближнего в то самое время, когда Бог оправдывает его на праведном суде Своем. Будем помнить, что и самые низкие грешники недалеки от глубокого смирения, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Как правильно готовиться к Великому посту
Значение Великого поста для православных – покаяние в грехах, чтобы с чистой душой и помыслами встретить Пасху/Светлое воскресенье. Пост предусматривает ограничение потребления некоторых продуктов (например, мяса, молока, яиц) в определенные дни. Противопоказаны в эти дни увеселения.
В четырехнедельный период до Великого поста церковь готовит верующих к воздержанию. На неделе мытаря и фарисея нет ограничений по продуктам и в приеме пищи. Со следующей недели восстанавливаются посты в среду и пятницу. В мясопустную неделю полагается воздержаться от мяса. В последнюю неделю (сыропустную или масленичную) разрешено употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но требуется в среду и пятницу выдерживать пост до вечера.
В неделю мытаря и фарисея Православная церковь напоминает верующим о сути вероисповедания: смирения перед Богом.
Без смирения невозможно истинное раскаяние в грехах. Источник греховных дел и мыслей – гордыня человека, почитающего себя равным Богу. Порядок богослужений в эти дни определен в Триоди постной.
Во вторую неделю на литургии читают притчу о блудном сыне, в третью – о Страшном Суде, в четвертую – вспоминают святых угодников, прославившихся подвигом поста, грех Адама и Евы и изгнание из Рая. Вспоминая о блудном сыне, церковь говорит, что на милосердие Бога может рассчитывать любой грешник, если его смиренное раскаяние чистосердечно.
В субботу мясопустной недели на богослужении поминают умерших (Вселенская родительская суббота).
Церковь молится особенно за тех, кто покинул земной мир без отпевания:
- погиб в катастрофе;
- на войне;
- от насилия;
- внезапной болезни.
Напоминание о последнем суде должно предостеречь людей от беспечной греховности, так как никому не известен день, когда он предстанет пред Господом. В последнее воскресенье перед Великим постом верующих призывают следовать предписаниям о воздержании, напоминая, что грех прародителей случился из-за невоздержания.