Семь святых мучеников Маккавеев
История христианства знает немало случаев, когда последователи Христа страдали за свою веру. Но семь Маккавейских страдальцев – это один из самых несчастных образов. Мученики стали каноническим образом для всего христианского мира. Они показали, какие страдания способен выдержать человек, если он имеет крепкую веру. Помимо собственных мук братья перенесли тяжелое потрясение от вида пыток родных, но даже это не сломило их.
Повествование о страданиях связано с особенностями правления Антиоха Эпифана. Правитель славился поклонением язычеству. Он подверг веру остракизму, разрушил храм на территории Иерусалима, затем поставил там статую Зевса, чтобы иудеи поклонялись только ему.
◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦ ◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦ Назад 1 августа/14 августа Далее ◦◦III◦◦◦◦VII◦VIII◦◦◦◦XII | Жития святых | ◦ Поиск ◦ |
По свт. Димитрию Ростовскому:
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара;
Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея.
По свт. Феодосию Черниговскому:
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними
П
режде чем начать повествование о страданиях святых мучеников, имена которых здесь, на земле, записаны в «Книгах Маккавейских», а на небе – в книгах жизни вечной, уместно, в виде краткого предисловия, предварительно сообщить о бывших в те года смутах в Иерусалиме и о гонениях на благочестивых иудеев, соблюдавших закон Божий; те и другие сначала возбудили сами лживые законоучители и властолюбивые первосвященники иерусалимские; когда же, по попущению разгневанного Господа, иудеи подпали под власть языческих народов, то эти смуты и гонения усилились до такой степени, что святой город исполнился крови и святыня Божия – мерзости.
Первое великое и страшное разрушение Иерусалима, произведенное Вавилонским царем Навуходоносором, было во дни царя иудейского Седекии, о чем сообщается в житии святого пророка Иеремии и в житии святого пророка Иезекииля. Спустя семьдесят лет после этого разорения иудеи, по милосердию Божию, избавились от плена и возвратились в Иерусалим; во святом городе снова возникли прекрасные здания, и вновь построенный храм Божий, подобно первому, был благолепно украшен; эта история возвращения из плена, обновления Иерусалима и храма подробно излагается в книгах Ездры и Неемии. Число людей Божиих быстро увеличивалось: они скоро расселились по Палестине в том же порядке и почти в том же количестве, как и прежде; святой город, верный закону Божию, долгое время процветал в благочестии, наслаждаясь спокойствием под управлением своих первосвященников-князей. Он пользовался славою и уважением ото всех, хотя и находился под властью языческих царей. Многие языческие цари и князья, будучи идолопоклонниками, чтили, однако, Бога Израилева и посылали в Иерусалим храму Господню дары (2 Макк.3:2); они с особенным уважением относились и к первосвященникам; например, Александр, царь Македонский, увидев вышедшего ему навстречу первосвященника Адду, поклонился ему до земли; войдя же в Иерусалим и храм Божий, он принес дары и жертвы Господу Саваофу. Подобным образом поступали и другие языческие цари. Царь египетский Птоломей Филадельф послал множество даров в Иерусалим храму Господню и написал первосвященнику Елеазару, прося его прислать книги святого Писания и сведущих мужей, которые бы могли их перевести с еврейского языка на греческий; преемник Птоломея Филадельфа Птоломей Филопатор, победив сирийского царя Антиоха Великого пришел в Иудею, и в Иерусалиме, в храме Господнем, принес благодарственную жертву единому истинному Богу. Также и Антиох Великий, победив в свою очередь египтян, пришел в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу; во святом храме он принес множество жертв с благодарственными молитвами и щедро одарил первосвященника и других начальников иудейских. В таком уважении находился Иерусалим и храм Божий у язычников; об этом упоминает и святое Писание, когда говорит, что сами цари почитали место и прославляли церковь великими дарами (ср. 2 Макк.3:2). Подобное отношение со стороны язычников к Иерусалиму продолжалось до те пор, пока начальники его, пребывая в страхе Божием, соблюдали закон Господень, ведя богоугодную жизнь; когда же они забыли закон Божий, то на них, как и прежде, обрушились многочисленные бедствия. Началом их послужило следующее обстоятельство.
Во дни праведного первосвященника Симона, восхваляемого в книге Иисуса сына Сирахова (50:1), когда в Азии и Сирии царствовал Селевк, сын Антиоха Великого, был в Иерусалиме некоторый муж по имени Симон, происходивший из колена Вениаминова; ему поручено было заведование сокровищами храма, управление слугами церковными и начальство над воинами, составлявшими церковную стражу. Из гордости и ненависти он всегда оказывал сопротивление первосвященнику и производил смуты в народе; не вынося угроз и увещаний, которые первосвященник часто бывал вынужден ему делать, Симон задумал учинить зло не только последнему, но и всей церкви. С этою целью он пошел к военачальнику Сирии и Финикии Аполлонию и сообщил, что в хранилищах при храме находятся бесчисленные богатства, где вместе с сокровищами церковными хранятся безмерные сокровища, принадлежащие всему народу, при этом он добавил, что все эти богатства могут перейти в руки царя (2 Макк.3:5-6). Аполлоний передал сообщение Симона царю, отличавшемуся своим корыстолюбием. Последний тотчас же послал в Иерусалим с войском хранителя царских сокровищ Илиодора, чтобы вывезти упомянутые сокровища в царское хранилище. Когда Илиодор, по прибытии в Иерусалим, начал отбирать церковные богатства и грабить деньги, собранные и хранимые для пропитания нищих и странников, вдов и сирот, то его, как подробно сообщает это 3 глава второй книги Маккавейской, постигло наказание Божие: он подвергся такому жестокому бичеванию со стороны ангелов, что чуть не умер, и, поэтому, принужден был возвратиться к царю, не исполнив его приказания. Вскоре после этого царь Селевк был убит своими приближенными; ему наследовал его родной брат Антиох, прозванный Епифаном, то есть светлым; он отличался еще большею испорченностью, чем его предшественник. Некоторые чаще называли Антиоха Епимином, то есть безумным: он безумно восстал на истинного Бога и на храм Его, являя собою образ будущего антихриста. В Иерусалиме возникли большие смуты. Брат первосвященника Онии, Иасон, желая получить священноначалие, пошел к царю и купил у него сан первосвященника за большое количество денег. Желая угодить царю, этот недостойный властолюбец выразил пред ним свою любовь к эллинским гражданским законам, нравам и обычаям и обещался вводить их среди евреев: получив за свои деньги и обещания власть первосвященника, Иасон лишил ее своего брата, святого Онию, и начал на место существовавших у евреев добрых гражданских законов вводить языческие беззакония. При подошве горы Сиона он устроил места для зрелищ, училища, в которых проходили греческие философские учения, устроил и палестры для игр юношей; Иасон завел даже, вопреки прямому запрещению закона, во святом городе блудилищные дома, где безнаказанно совершалось прелюбодеяние; эти непотребные дома посещались главным образом юношами, обучавшимися эллинским искусствам. Введя нечестие эллинское в Иерусалиме, Иасон многих отвратил от истинного богопочтения, так что даже священники оставляли храм Божий для зрелищ, бегов, борьбы и других игрищ и бесчиний языческих; еще более ими увлекались люди юные и нетвердые в законе: они восхваляли эллинские законы и обычаи и, забывая закон Божий, легко склонялись к нечестию. Люди же твердые в законе и истинно-благочестивые, видя совершающиеся в Иерусалиме беззакония, не могли не воздыхать о разорении завета Господня и об осквернении святого города; они оплакивали и своих единоплеменников, идущих по следам слепого вождя – Иасона, который из любоначалия оставил Бога и Его закон, продал отеческое благоверие и ввел в среду народа Божия столько поводов к соблазну и падению.
Иасон пользовался своею, незаконно приобретенною, властью три года, после чего был изгнан другим, подобным ему властолюбцем и приверженцем эллинского нечестия, – Менелаем; таким образом Иасон сам должен был претерпеть то, что ранее причинил брату своему праведному Онии. Менелай дал царю большее количество денег и за это получил власть первосвященника; изгнав Иасона, он добился у нечестивого вельможи царского насильственной смерти и прежде бывшему первосвященнику, праведному Онии. Однако и Менелай не долго пробыл первосвященником: власть первосвященника у него отнял брат его Лисимах, давший царю еще более денег; Менелай, подобно Иасону, также подвергся изгнанию. Лисимах был убит народом за воровство церковных сосудов и денег. Менелай, желая отомстить за смерть своего брата, купил у царя право наказать иерусалимлян смертью и получил у царя власть первосвященника (2 Макк.4:23-50). Подобные нестроения и смуты в Иерусалиме, возрастание с каждым днем языческого нечестия и открытое совершение беззаконий прогневали Господа, и приблизился Его праведный, воздающий по делам суд. Явилось дивное знамение, предвозвещавшее грядущий на город гнев Божий: в воздухе видели полки воинов; облеченные в золотые одежды и со шлемами на головах, воины, сидя на конях, вступали между собою в битву, держа в руках обнаженные мечи и копья; одни из них посекали друг друга мечами, другие поднимали вверх копья и щиты, третьи пускали друг в друга стрелы, – словом делали всё, обычно совершающееся во время сражений; от броней и оружия воинов исходил огненный блеск (2 Макк.5:2-3). Это страшное, наводящее ужас, видение продолжалось до сорока дней. Жители Иерусалима пребывали в великом страхе и недоумении; каждый из них невольно спрашивал сам себя: что же это хочет быть? В это время в Иерусалим пришло ложное известие, что будто бы царь умер в битве с египтянами: он, действительно, ушел тогда на войну в Египет. Наиболее благочестивые из Иерусалимлян радовались, торжествовали и веселились, полагая, что злой и нечестивый царь на самом деле погиб. Когда же стало известно, что последний не умер, но жив и возвращается из Египта в Сирию, то они решили более не подчиняться ему и не платить дани; поэтому они приготовились для борьбы с ним. Узнав об этом, царь пришел в сильнейшую ярость и пошел с войском к Иерусалиму; иерусалимляне закрыли перед ним ворота, но не могли оказать ему достаточно сильного сопротивления, потому что среди самих осажденных возникли разногласия: уклонившиеся в эллинское нечестие, среди них особенно лжепервосвященник Менелай, питали к царю расположение. Взяв с помощью своего войска город, царь велел без пощады избивать не только всех встречающихся на улицах, но и входить в дома для убийства мужей, жен, старцев, юношей и младенцев; в три дня число убитых достигло восьмидесяти тысяч; связанных и брошенных в темницы было сорок тысяч; почти столько же роздано воинам в качестве пленных. В гордости своей царь, под предводительством предателя отечества и закона – Менелая, осмелился войти в храм Божий; здесь он взял золотой алтарь, золотой светильник, золотые кадильницы и все драгоценные сосуды, пожертвованные царями для украшения храма; он захватил также завесу, венцы и другие золотые украшения и, найденное им, скрытое золото и серебро. Опустошив и осквернив храм Божий, разорив город и наполнив его кровью и рыданиями, царь возвратился в Антиохию, а в Иерусалиме и по всей Иудее Антиох оставил для пыток над израильтянами еще более чем сам он, жестоких мучителей (2 Макк.5:5-22).
По истечении некоторого времени, Антиох разослал по всему царству указ, чтобы все его подданные без различия племени исповедовали вместе с ним одних и тех же греческих богов и держались одних и тех же греческих законов. Не только все язычники согласились исполнить этот указ, но даже и из иудеев многие ему повиновались: они принесли жертвы идолам и осквернили субботу. Спустя немного дней после издания указа, царь послал из Антиохии в Иерусалим одного из своих советников – старца, родом афинянина, с поручением принудить всех евреев отречься от отеческих законов, поклониться идолам и вкусить от идоложертвенного мяса; он дал особое повеление заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное законом. Вместе с тем Антиох приказал храм Господень превратить в идольское капище: поставить в нем идола Юпитера и назвать его храмом Юпитера Олимпийского. Посланный царем старец в сопровождении войска пришел в Иерусалим и приступил к исполнению повеления царева: он осквернил храм Господень, поставив в нем идолов, которым приносил мерзкие жертвы, понуждая к тому же и людей Божиих. Многие из евреев, не имевшие твердости душевной, поспешили принести жертвы идолам; те же из них, которые отличались твердостью в вере, бежали в горы и пустыни и здесь, спасаясь от мук и охраняя себя от скверн языческого служения, скрывались в пещерах и пропастях. Оставшиеся же в городе были схвачены и с горестью в душе принуждены были, повинуясь насилию, идти в день рождения царя и другие языческие праздники для принесения жертв идолам; не хотевшии делать этого подвергались мучениям (2 Макк.6:1-9). Все жители Иерусалима были объяты великим страхом, так что никто не осмеливался открыто назваться иудеем, праздновать день субботний, обрезывать своих детей, вообще исполнять предписания закона Моисеева: у всех пред глазами стояли будущие муки и смерть. В это время присланному царем мучителю было донесено, что две женщины иудеянки обрезали по своему закону рожденных ими младенцев. Тогда мучитель велел схватить этих женщин и водить их для поругания по городу, привесив за шею младенцев к сосцам; потом их сбросили с городской стены вниз головою; таким образом матери с младенцами приняли мученическую кончину. Узнав также о некоторых иудеях, что они собираются в ближайшие к городу пещеры для празднования субботы, мучитель приказал всех их сжечь огнем (2 Макк.6:10-11).
После этого был схвачен один из первых книжников, священник по имени Елеазар, человек уже престарелый, украшенный сединами, весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием; его все знали, как одного из самых первых законоучителей в Иерусалиме: он был одним из семидесяти двух толковников, переведших святое Писание с еврейского языка на греческий царю египетскому Птоломею Филадельфу. О страданиях этого честного отца в святом Писании повествуется следующее. Когда Елеазара привели к мучителю и, заставляя есть, начали насильно влагать ему в уста свиное мясо, то он согласился лучше умереть славною мученическою смертью за закон Божий, нежели сохранить чрез его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Таким образом Елеазар по собственной воле пошел на муки; дорогой он отплевывался, потому что принужден был устами коснуться нечистого мяса; он подавал пример другим богобоязненным иудеям, которым также угрожала смерть за соблюдение закона Божия, самым делом научая их, что не должно совершать греха ради сохранения земной жизни, не должно из привязанности к ней нарушением закона прогневлять Бога. Некоторые из язычников, давно знавшие Елеазара, жалея его, принесли ему тайно вместо свиного, другое, не запрещенное законом мясо, и говорили на ухо:
– Возьми это и ешь пред всеми вместо свиного; все, видя, что ты ешь мясо сочтут его за свиное, которое приказывает есть царь, и ты, таким образом, избегнешь мук и смерти.
Но благоразумный и благочестивый старец, не задумываясь, отвечал им:
– Я скорее соглашусь пойти в ад, нежели прогневать Господа моего нарушением Его святого закона, и не должно мне, достигшему столь преклонных лет, лицемерить на соблазн многих юных: когда они увидят, что я делаю то, что вы мне советуете, то скажут: «Вот Елеазар уже в глубокой старости оставил древний закон наших отцов для закона язычников», – и из-за моего лицемерного поступка они отступят от истинного Бога и погибнут, глядя на мой пример; из любви к временной жизни, они начнут презирать закон Божий и уклонятся в эллинское нечестие, а я посрамлю свою старость, явившись виновником погибели стольких душ. Если я избегну мук от людей, то карающей десницы Божией я не избегну ни во время жизни на земле, ни после смерти за гробом; лучше мне умереть теперь, и умирая твердо, не падая духом при мучениях за святой закон, я украшу мужеством свои седины и оставлю юным добрый пример для подражания.
При этих словах святого Елеазара повлекли на мучения, и те люди, которые сначала выражали ему свое сожаление, теперь, после его речи, воспылали на него гневом и яростью. Во время великих мучений, когда от лютых ран священник Божий уже приближался к смерти, он сквозь стоны обратился к Господу:
– Всеведущий и о всех милосердствующий Господи, Ты ведаешь и то, что я, хотя и мог бы избежать смерти, однако с радостью и любовью охотно принимаю жестокие раны, подвергая тяжким мучениям свое тело: ибо страдаю для прославления Твоего святого имени.
Сказав это, он скончался, оставив не только юношам, но и всем иудеям в своей смерти пример мужества (2 Макк.6:18-31). Повествование священных книг о страданиях святого Елеазара дополняется еще следующим преданием: после жестокого биения ему влили в ноздри крепкий уксус, издававший отвратительный запах, и затем бросили в огонь, – он же, помолившись Богу, чтобы Господь принял его мучения и смерть, как жертву за весь народ еврейский, предал дух свой.
После мученической кончины святого Елеазара были схвачены вместе с матерью семь братьев; так как они принадлежали к знатному роду, то их для испытания отправили к самому царю в Антиохию. Здесь, вопреки прямому запрещению закона, царь заставлял их есть свиное мясо, что почиталось явным знаком отступления от Господа Саваофа, в Которого верили евреи, и приражением к нечестию эллинов, в которое уклонялись боящиеся мук иудеи. Упомянутые семь братьев, ученики пострадавшего священника и учителя иерусалимского Елеазара, хорошо помнили его наставления и пребывали непоколебимы в своем благочестии: они не повиновались царю, ни за что не соглашаясь преступить закон. За это их подвергли долгим мучениям, биению бичами и воловьими жилами. Об их страданиях и безбоязненном дерзновении пред мучителем святое Писание во 2 книге Маккавейской повествует так. Один из братьев, старший возрастом, приняв на себя обязанность ответа, сказал царю:
– О чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.
Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда это было исполнено, царь тотчас велел у юноши, принявшего на себя ответ, отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела, в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего мученика царь велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, братья вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря:
– Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицом народа; «и над рабами умилосердится».
Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содравши с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть (свиное мясо), прежде нежели начнут мучить, отсекая по частям его тело? Он же, отвечая на родном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучения таким же образом, как первый, и при последнем издыхании сказал:
– Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.
После того третий брат подвергнут был поруганию, и на требование дать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал:
– От неба я получил их, и за законы его не жалею их и от него надеюсь опять получить их.
Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил:
– Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.
Затем привели и начали мучить пятого. Он, смотря на царя, сказал:
– Имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом. Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое.
После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал:
– Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешивши пред Богом нашим, от того и произошло достойное удивления. Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу.
Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течении одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из сыновей на родном языке и говорила им:
– Я не знаю, как вы явились во чреве моем: не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого из вас. И Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы не щадите самих себя за Его законы.
Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему и посмеваясь жестокому мучителю, она так говорила на родном языке:
– Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я, по милости Божией, опять приобрела тебя с братьями твоими.
Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал:
– Чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же, изобретатель всех зол для евреев, не избегнешь рук Божиих: мы страдаем за свои грехи. Если для вразумления и наказания нашего живой Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими; ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его; ибо ты не ушел еще от суда Всемогущего и Всевидящего Бога. Братья наши, претерпевши ныне краткое мучение, получили жизнь вечную, а ты, по суду Божию, понесешь праведное наказание за превозношение. Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш.
Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние, так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа (2 Макк.7:2-40). Видя это, блаженная матерь, – имя ей Соломония, – исполнилась неизреченной радости, что предпослала Господу детей своих непорочными; ставши над телами их, она простерла вверх руки свои и, помолившись с теплыми радостными слезами, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась матерь с детьми своими, положив души за закон Господа Вседержителя.
Взирая на пролитие крови рабов Своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем. С воинскою силою Иуда оказал мужественное сопротивление нечестивому Антиоху и после победы заставил удалиться его военачальников. Затем он предал смерти всех, уклонившихся в эллинское нечестие, и очистил храм от идолов, о чем пространно повествуют книги Маккавейские.
Царя же Антиоха еще в здешней жизни постиг праведный суд Божий. Он подвергся ужасной болезни: внутренности его начали гнить и переполняться червями, причем от него исходил нестерпимый смрад. Тогда, по пророчеству юнейшего из мучеников (2 Макк.7:34-35), нечестивый Антиох невольно должен был признать всемогущество хулимого им ранее истинного Бога, и после своих гонений обратился к Нему с молитвой. Но Господь не даровал милости тому, кто сам не оказывал ее другим: Антиох, не принеся искреннего раскаяния, умер злою смертью, возбуждая у всех мысль о справедливом суде Божием. Все прославляли всесильного Бога, как и ныне прославляется Он ото всех родов и всегда будет прославляться в бесконечные веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, человеколюбче, молимся.
Кондак, глас 2:
Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и божественного света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы, с ними же всех Богу молитеся, спастися почитающым вас.
______________________________________________
Иерусалим – главный город древней Палестины.
1 мая.
21 июля.
Антиох IV Епифан, царь сирийский 176-164 гг. до Р. Хр., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2Макк.5:21; 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу – Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т.е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Макк.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Макк.1:11-15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Макк.4:23-50). Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Макк.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Макк.1:41; 2Макк.5:24); в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Макк.6:2; 1Макк.1:54) и совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Макк.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Макк.52:64; 2Макк.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия. В Модине, близ Иоппии, он убил сирийского начальника пред языческим жертвенником, и началось вооруженное восстание иудеев. Антиох решил подавить его военною силою; нужда в деньгах заставила его разделить свое войско на две части; с одною половиною он отправился сам в восточные провинции для сбора подати (2Макк.8:10; 1Макк.3:34), а другую часть отдал под начальство Лисания, который был на голову разбит Иудой Маккавеем, а иудеи овладели храмом. Через три года после совершения первого языческого жертвоприношения, храм с большою торжественностью был очищен и освящен, при чем было постановлено ежегодно совершать празднество в воспоминание славного дня (1Макк.4:59), получившего название «Праздник Обновления» (Иоан.10:22). Между тем Антиох имел мало успеха на Востоке; он пытался, было, ограбить богатый храм Нанеи в Елимаиде, но был прогнан жителями и умер в 164 г. в Табе вслед за получением неприятных известий из Иудеи (1Макк.6:4). в В.З. Антиох изображается противником Господа, Его народа и Завета (1Макк.1:10), в Новом – как прообраз антихриста (Откр.13:5).
Эллинский – греческий.
Т.е. гонение и мучение иудеев.
Кончина святых мучеников относится к 166 г. до Р. Х.
Назад / Далее…
История жития
На территории Иудеи было принято христианство, но его законы были равными не для всех. После прихода к власти династии Эпифана начались настоящие страдания истинных христиан. Известно, что учитель закона Божьего, старец Елеазар открыто говорил о своей приверженности к законам Моисея. Именно пророк Моисей вывел евреев из Египта и даровал им новую жизнь без рабства. Елеазар не подчинился воле Антиоха. Он отказался поклоняться Зевсу. Тогда Елеазар был приговорен по суду к мучениям. Старец принял смерть, скончался на площади Иерусалима с именем Христа на устах.
Его примеру последовали семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Всю семью привели на площадь. Антиох восседал на троне. Он заставил братьев склониться перед Зевсом, но они твердо отказались от этого.
Тогда Антиох приказал мучить старшего брата на глазах у всех остальных. Во время пыток братья поддерживали руг друга словом. Мать молилась, стоя на коленях. За старшим братом, который скончался от тяжелых ран, последовали другие.
Наконец, остался только один – младший брат. Антиох обратился к Соломонии. Он предлагал ей уговорить сына и обещал оставить его в живых. Но ни мать, ни сын не согласились на это. Тогда Антиох разозлился, пытки младшего сына были еще более жестокими.
После того, как все дети Соломонии умерли, она встала над их телами, обратилась к Богу, потом прочитала молитву и скончалась.
О подвиге братьев узнали на всей территории Иудеи. Смерть назвали подвигом Маккавеев. Именно этот поступок воодушевил Иуду Маккавея на восстание против правителя. Одержав победу, Иуда открыл Иерусалимский храм и низверг статую Зевса.
Сегодня святые мощи Маккавеев хранятся в базилике апостола Андрея. Базилика находится на территории Кельна, а мощи святой Соломонии отданы Стамбульскому собору святого Георгия.
Тропарь мученикам Маккавеям
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
Кондак мученикам Маккавеям
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.
Канон святым мученикам Маккавеям
Пе́снь 1
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Ли́к седмочи́сленных страда́лец, я́влься еди́ным нра́вом в лю́тых, по утвержде́нию оте́ческаго зако́на, умре́ти не отреко́шася.
Сла́ву презре́вше, я́же на земли́, жела́нием Боже́ственнаго Ца́рствия, вся́ку боле́знь претерпе́ша Боже́ственнии Маккаве́и, те́мже досто́йно ны́не чту́тся.
Зако́на храни́телие Моисе́ева, вои́стинну до́блии Маккаве́и, бра́тия дру́г со дру́гом яви́шася, внегда́ попра́ти и́м Антио́хово безбо́жие.
Богоро́дичен: Чи́ни Тя́ А́нгел и челове́к, Безневе́стная Ма́ти, восхваля́ют непреста́нно: Зижди́теля бо все́х, я́ко Младе́нца, на руку́ Твое́ю понесла́ еси́.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
По оте́ческим ходя́ще исправле́нием зако́нным, блаже́ннии Христо́вы страда́льцы, жи́знь нестаре́емую ва́шими стяжа́сте кровьми́, прехва́льнии.
Ни о́гнь, ни ме́чь преврати́ти когда́ возмо́же до́блесть нра́ва, Блаже́ннии, ва́шу, я́же в ве́ре, в не́йже упраздни́сте мучи́телей шата́ния.
Му́ки претерпе́ша за Христа́ Бо́га прехва́льнии му́ченицы и свы́ше прия́ша побе́ды по́чести, непреста́нно моля́щеся спасти́ ду́ши на́ша.
Богоро́дичен: Де́вою родила́ еси́, Неискусобра́чная, и Де́вою пребыла́ еси́ Ма́ти Безневе́стная, Богоро́дице Мари́е, Христа́ Бо́га на́шего моли́ спасти́ся на́м.
Седа́лен, гла́с 8
Благоче́стно наказа́вшеся, о́троцы му́дрии, му́ченически, мучи́телей преще́ния му́жески посрами́сте, я́ко зако́на побо́рницы и отцу́ послу́шницы бы́сте, святи́и, с ма́терию Богому́дрою усе́рдно пострада́сте. Те́мже и сме́ртию живо́т иску́пльше вои́стинну Небе́сный, ве́чно ра́дуетеся, Маккаве́и крепкоду́шнии, моли́те Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.
Сла́ва, и ны́не: Кре́ст Тво́й, Го́споди, освяти́ся, в не́м бо быва́ют исцеле́ния немощны́м во гресе́х, его́же ра́ди припа́даем Ти́, поми́луй на́с.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися богови́дно усмотри́ со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.
Зако́н, Блаже́ннии, написа́вше, я́коже дре́вле Моисе́й, во свои́х скрижа́лех по́мысла не преступи́сте сего́ да́же до сме́рти, но тве́рдо подвиза́стеся.
Зако́нныя Бо́гу принося́ще же́ртвы и моисе́йскому ревну́юще житию́, преоби́деша вся́ко законоположе́ние мучи́тельское, страстоте́рпцы Христо́вы.
Я́коже ка́мень во́лненное стоя́ние, си́це мно́ги му́ки, страда́льцы, му́жеским умо́м, Маккаве́и, да́же до сме́рти претерпе́сте.
Тро́ичен: Безнача́льная Тро́ице, Еди́нице покланя́емая, сопресто́льная Еди́нице, Тро́ице воспева́емая, му́ченик мольба́ми изба́ви на́с от бе́д и напа́стей, воспева́ющих Тя́.
Богоро́дичен: Ра́дуйся от на́с, Свята́я Богоро́дице. Ра́дуйся, ра́дость ро́ждшая ми́рови. Ра́дуйся, еди́на заступле́ние челове́ком, Благослове́нная Богоро́дице Чи́стая.
Пе́снь 5
Ирмо́с: От но́щи неве́дения Богове́дением просвети́вый концы́, просвети́ мя у́тром человеколю́бия Твоего́, Го́споди.
Я́коже оте́ческий зако́н не разо́рше, святи́и му́ченицы, венцы́ пра́ведными Христо́с ва́с Са́м венча́.
Елеаза́ру равноста́тни в ра́зуме я́вльшеся, блаже́ннии де́ти, и принесо́стеся со о́нем Христу́, духо́вное всесожже́ние.
И́же святы́ми свобожда́яй от ле́сти вся́ческая, спаси́ на́с, Го́споди, те́х моли́твами, я́ко Благоутро́бен.
Богоро́дичен: Херуви́мов я́вльшися честне́йши, Де́во Всепе́тая, моли́ся Сы́ну Твоему́ спасти́ ду́ши пою́щих Тя́.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.
Ри́зою себе́ му́ченическою оде́явше, святи́и, сию́ труды́ страда́ния ва́шего испестри́сте.
Жела́юще бы́ти со Христо́м, всесла́внии му́ченицы, тече́ние страда́ния неукло́нным по́мыслом преидо́сте.
Зако́н, и́же предаде́ Моисе́й, храня́ще, святи́и, зако́нно пострада́ша, посра́мльше Антио́ха мучи́теля.
Богоро́дичен: Еди́на сло́вом пло́тию Сло́ва ро́ждшая, изба́ви, мо́лимся, от сете́й врага́ ду́ши на́ша.
Конда́к, гла́с 2
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии, Маккаве́и всему́дрии, пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы, с ни́миже все́х Бо́гу моли́теся спасти́ся почита́ющим ва́с.
И́кос
Хвали́ те́пле, Сио́не, Бо́га твоего́, я́ко укрепи́л е́сть се́й вереи́ вра́т твои́х и сы́ны твоя́ благослови́. Си́и бо, я́ко во́инство непобеди́мое, ополче́ние вои́стинну до́блественно и крепкому́дренно, проти́ву кова́рством злочести́вых богому́дренно ста́ша, вку́пе побе́ды венцы́ Небе́снаго Сио́на прие́млют и Боже́ственному престо́лу предстоя́т, о все́х непреста́нно моля́щеся. Проси́те спасти́ся пою́щим ва́с.
Пе́снь 7
Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый и Небеса́ сло́вом утверди́вый, Благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Му́ченическими пострада́вше боле́зньми, мучи́тельских не устраши́стеся преще́ний, Христу́ вопию́ще: Благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Терпе́ния пожда́вше боле́зней, вра́жия лю́тая победи́сте кова́рства, Христу́ вопию́ще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: И́же во утро́бу Де́выя всели́выйся и Тоя́ ра́ди Ада́ма обно́вль, благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Безнача́льнаго Царя́ сла́вы, /Его́же трепе́щут Небе́сныя си́лы, по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
И́стины рачи́телие и зако́на изве́стнии храни́телие бы́вше, прехва́льнии му́ченицы, пое́те Христа́ во ве́ки.
Седмора́сленный пло́д свята́го ко́рене я́ко вои́стинну, се́дмь Маккаве́и, му́ченики Госпо́дни, почти́м досто́йно.
Зако́ну ревни́тели, единоду́шныя страда́льцы, ве́рнии, се́дмь Маккаве́й с ро́ждшею и́х почти́м досто́йно.
Тро́ичен: Тро́ице Нераздели́мая, Еди́нице, в Божестве́ сла́влю Еди́ну и в трие́х пою́ Тя ли́цех, Еди́ну си́лу.
Богоро́дичен: В после́дняя на́с ра́ди от Де́вы воплоще́ннаго Бо́га, свяще́нницы, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Велича́ем Тя́, Ма́терь Бо́жию, и сла́вим Тя́, Богоро́дице Де́во, я́ко Спа́са ро́ждшую ду́ш на́ших.
Сокро́вище Боже́ственных дарова́ний вои́стинну показа́стеся, бога́тство неотъе́млемое, всехва́льнии му́ченицы.
Моли́твенницы до́блии к Зижди́телю все́х су́ще, испроси́те невла́емую жи́знь душа́м на́шим.
И́же Боже́ственною ре́вностию и теплото́ю души́ творя́щия ва́шу па́мять сохрани́те неснеда́еми от лука́ваго.
Тро́ичен: С Сы́ном Отцу́ и Ду́ху пра́вому поклони́мся, со А́нгелы зову́ще: Сла́ва в Вы́шних Бо́гу.
Богоро́дичен: Ра́дуйся, две́ре свята́я, Бо́гу отве́рстая, еди́ному Прему́дрому, Ю́же осени́ Ду́х Пресвяты́й.
Свети́лен
Чу́дныя воспое́м Маккаве́и, Елеаза́ра, о́троки и Соломони́ю: си́и бо низложи́ша шата́ния началозло́бнаго зми́я и, зако́на служи́телие бы́вше, венча́шася.
Сла́ва, и ны́не: Кре́ст – храни́тель всея́ вселе́нныя, Кре́ст – красота́ Це́ркве, Кре́ст – на́ша держа́ва, Кре́ст – ве́рных утвержде́ние, Кре́ст – А́нгелов сла́ва и де́монов я́зва.
Смысл и символика – толкование легенды
Семь святых мучеников Маккавеев отдали жизнь во имя Божественной воли. Они предпочли принять страшную смерть, но не попрать заветы Саваофа. Это демонстрирует, что человек, которого ведёт высшая сила, способен преодолеть все преграды и невзгоды, вознестись над материальной юдолью и достичь Небесного Царства. Земная плоть – тленное бремя; но разум и душа изгоняют боль и страсти, от которых страдает тело, искореняют соблазны и позволяют победить первородную скверну.
Кроме того, предание свидетельствует, что надежда на воскрешение существовала и до пришествия Спасителя. Это чувство дарит кротость и смирение, утешает в тяжёлую минуту, избавляет от гнева, тоски, печали, апатии и страха. А значит, и в глубинах отчаяния необходимо уповать на Творца – Он пособит в любой беде!