День Троицы: сошествие Святого Духа, или К чему здесь березовые ветки


Что произошло в Сионской горнице с апостолами?

В начале Книги Деяний евангелист Лука повествует:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Пятидесятницей у евреев назывался 50-й день после Пасхи. В этот день израильтяне вспоминали, как на горе Синай Моисей получил от Господа скрижали с 10 заповедями.

Именно поэтому в Иерусалиме собралось множество иудеев, проживающих в разных уголках империи. Они услышали шум порывистого ветра и разные голоса. Чтобы разобраться, в чем дело, шли «на шум» к Сионской горнице, где и пребывали апостолы. Увиденное и услышанное особо удивило иудеев: ученики Христа, восприняв благодать, говорили разными языками, так что каждый собравшийся в доме слышал свое наречие.

Но как можно было объяснить это явление в день Пятидесятницы? Кто-то даже выдвинул версию: они опились вина. Но в Иерусалиме был только третий час — по-нашему 9 утра. Да и внешний вид учеников Спасителя свидетельствовал обратное.

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с проповедью о Христе и объяснением происходящего. Исполненный Святого Духа, он говорил твердо, горячо и уверенно.

Тот Петр, который несколько лет назад был еще простым рыбаком Симоном. Тот Петр, который шел по воде навстречу Христу и, усомнившись, начал тонуть. Тот апостол, который трижды отрекся от Христа прежде, нежели пропел петух, и потом всю жизнь каялся в содеянном.

7 июня — Пятидесятница. Сошествие Святого Духа на апостолов

06 Июнь 2020

День Святой Троицы (Пятидесятница, День Сошествия Святого Духа на апостолов) — один из двунадесятых праздников, воспоминание которого молитвенно совершается Православной Церковью на пятидесятый день после Пасхи.

День Святой Троицы – один из самых близких русским людям православных праздников. К этому времени просыпается от «зимнего сна» природа, после долгой зимы начинается новая, полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

При всем многообразии наименований данного праздника, День Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Этот праздник считается днем рождения Церкви! В этот день Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения, поскольку без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Бог Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Название праздника День Святой Троицы объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Бог постепенно открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах — Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано апостолом и евангелистом Лукой в его книге «Деяния святых апостолов». Праздник Святой Троицы, как и другие праздники нашей Церкви, имеет свою историю. В Ветхом Завете это праздник Пятидесятницы (евр. «Шавуот») — пятидесятый день после праздника иудейской Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за 1500 лет до рождества Христова у подножия Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. В Новом Завете – это день сошествия на святых учеников и апостолов Духа Святого Божия в виде огненных языков, совершившееся в Сионской горнице, куда они собрались по повелению Господа ради празднования иудейской пятидесятницы. Ветхозаветные события имеют прообразовательное значение и становятся понятными в свете событий новозаветных. Исход евреев из египетского рабства прообразует собой исход человеческого естества из рабства греху, осуществившийся во Христе Иисусе Господе нашем, Который и есть Новая Пасха. Дарование Закона израильтянам через Моисея на горе Синай прообразует дарование благодати Святого Духа апостолам в огненных языках. По времени года иудейский праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы. Многие евреи, рассеянные по разным странам Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали еврейский язык, однако старались соблюдать свои религиозные обычаи и хотя бы изредка паломничествовать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3). Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, — говорит Господь апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26). Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Воскресения Христа. К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то, что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом. И вот, в третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) (Деян. 1:13), над Сионской горницей послышался шум, как от ветра. Одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Каждый, на кого этот язык опускался, начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, радостным, полным жизни, духовных сил и горячей любви к Богу. Свои чувства апостолы стали выражать в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном языке, а на каких-то других, неизвестных (Деян. 2:2-4). Каждый, кто слышал их, слышал свою родную речь. Знание иностранных языков для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире. Таким образом, в этот день в Сионской горнице Триединый Бог предстал в третьей Своей ипостаси (ипостась Бога Святого Духа), отсюда и название – Праздник Святой Троицы. Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…». Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян. 2,13). Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и произнес проповедь, в которой сказал о славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Апостол Петр указал собравшимся на то, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание пророка Иоиля, говорившего от имени Бога: «…мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14-18). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос. Выслушав его, «…они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — отвечал им святой Петр. После сего «охотно принявшие слово» немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф. 10:20), по Воскресении через дуновение – явственнее (Ин. 20:22), и ныне послал Его существенно. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже две тысячи лет. Начавшись когда-то с маленькой группы людей в Сионской горнице в Иерусалиме. Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «…да не подумает кто-либо, — поучает св. Лев Великий, — что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа … Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа». Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Снизошел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповеди Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия. Апостолы Христовы образовали христианскую Церковь — тело, главой которого был Христос, а равноправными членами — входящие в нее люди. В этот день родилась христианская Церковь. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Апостолы не были бессмертны, и ту Божественную благодать, которая сошла на них в день Пятидесятницы, они передали своим последователям, рукоположив первых епископов. Эта благодать пребывает в Церкви и поныне, передаваясь через Таинство рукоположения на епископов, священников и диаконов. Другое Таинство, в котором человек получает благодать Святого Духа — Крещение. Получается, что первыми таким образом были крещены апостолы (Иоанн Предтеча крестил только водой). Возникает вопрос: почему после совершения Таинства Крещения такие дары, как знание языков и дар исцеления, даются не каждому христианину? Вопрос для многих важный, потому что и здоровье — дело хорошее, и знание языков всегда пригодится. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны. Так что не стоит думать, что мы чего-то лишены по сравнению с первыми христианами. Напротив, у нас есть то, чего не было у них. Только мы этого не видим (или не хотим видеть) и не ценим, гонясь за временным, а не за вечным. Заслуживает внимания и упоминания такой исторический момент, в котором, надо полагать, не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза людей с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.). Почему сошествие Святого Духа произошло на 50-й день после Воскресения? Какая связь существует между этим событием и иудейской Пятидесятницей? «Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священный (Лев. 23:21), — писал об иудеях св. Григорий Богослов, — седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и восьми (Екк. 11:2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение». «Восьмой день» — это метафора, которая обозначает новую эпоху. Будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха — «восьмой день». Так что 50-й день символизирует начало нового периода в истории человеческого рода. Когда Дух Святой неразлучно пребывает на Земле — в Церкви. Иоанн Златоуст в одной из проповедей сравнивает апостолов и пророка Иезекииля. Последнему был показан книжный свиток. Когда Иезекииль его съел, то стал пророчествовать. На апостолах почили как бы языки пламени. Почему такое различие? «Тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной. Как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей». Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать день Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16:8; Деян. 20:16). День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя. В заключение приведем слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о сошествии Святого Духа на апостолов: «Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих». С этого дня Церковь, созданная не усердием человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно поколебать уже ничем. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, верующим во Христа, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

Нравится

  • < Назад
  • Вперёд >

Как Святой Дух изменил апостолов?

Но после событий в день Пятидесятницы Петр кардинально изменился. Его проповеди имели такую силу, что после них за один день по 3-5 тысяч людей приходили креститься. Да и сам апостол настолько открыто исповедовал Христа, что при жестоком правителе Рима Нероне принял мученическую кончину. Согласно преданию, святой Петр считал себя недостойным умереть так, как Христос. Поэтому он попросил перевернуть его крест головой вниз.

Это лишь один пример того, как изменились апостолы после сошествия Святого Духа. Каждый из двенадцати обрел особую благодать. Она заключалась не только в понимании разных языков. Сердца апостолов наполнились особой духовной радостью и любовью к Богу. Их связь с Богом была настолько прочной, что они не могли не делиться с другими этой благодатью, не проповедовать, не исцелять больных, не повторять подвиг Христа.

Вчерашние рыбаки и малограмотные люди вдруг стали пламенными проповедниками. Они за короткое время смогли сделать то, что не удавалось мудрым военачальникам и сильным правителям. Проповедуя слово Божие разным народам на разных языках, они объединяли людей. Но не вокруг идей благополучия на земле и мирового правительства, а вокруг Христа. Все это происходило благодаря действию Святого Духа.

Так возник особый духовный организм — Церковь. Поскольку все начиналось именно с сошествия Святого Духа на апостолов и новой проповеди преобразившегося апостола Петра, то праздник еще называют Днем рождения Церкви. Конечно, понимание Церкви Христовой никак не ограничивается стенами и сводом храма.

Церковь Христова ≠ храм

Филарет Дроздов пишет, что Церковью является от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Хоть это определение не исчерпывает смысл понятия, но оно расставляет акценты:

  1. Церковь установлена Богом.
  2. Она представляет собой объединение людей, некую соборность, отдельный организм. Все члены Церкви верят в Бога, живут по Писанию и заповедям и, соответственно, участвуют в Таинствах.

В Деяниях написано, что после Сошествия Святого Духа, когда ученики образовали Церковь, они проповедовали, молились и преломляли хлеб — совершали Евхаристию.

Читать также:

Разве Церковь Христова — это только культовое сооружение с куполами?

Чтобы стать членом Церкви сегодня, надо креститься. Во время совершения Таинства крещаемый молитвенно отрекается от сатаны и «сочетается Христу». После этого над ним совершается миропомазание. В этом Таинстве на взрослого или ребенка ниспосылается благодать Святого Духа.

Как апостолам и первым христианам, современным верующим невозможно пребывать в Церкви без принятия Святых Даров. Ведь благодаря Евхаристии верующий получает особый дар — соединение с Христом.

Вот такую Церковь — боговдохновенный организм во главе со Спасителем — и создал Христос.

Для этого с небес сошел Святой Дух и просветил учеников Христа. Для этого апостолы пошли на проповедь. Чтобы каждый человек мог принять Божественную Истину, преобразиться — стать членом Церкви и спастись. В этом и заключается глобальный смысл праздника, который не случайно называется днем Святой Троицы. Такое наименование праздник получил из-за того, что после произошедшего в Сионской горнице уже не было никаких сомнений в том, что христианский Бог — это Троица. Одно существо в трех Лицах.

История установления

Из всех христианских праздников Пятидесятница, может быть, древнейший, ведь его всегда отмечали Апостолы – как день своего духовного рождения. Впоследствии традицию продолжили их ученики, последующие христиане. Первоначально собственно отдельного Духова дня, Церковь не имела. Появился он на Востоке, при обстоятельствах особых, после II Вселенского Собора (май 381 г.).

Отдельное от Пятидесятницы празднование связано с тем, что на Соборе было осуждено ложное учение Македония, который отрицал Божество Духа. Дабы утвердить христиан во истине, Собор установил день особого почитания Третьего Лица Троицы.

А вот на Западе проблема ересей очень долгое время не стояла так остро; поэтому христиане еще с первых веков именовали 50 день по Пасхе Днем Сошествия Святого Духа, что соответствует историческому событию. Эта древняя практика сохранилась доныне.

Таким образом, сейчас:

  • у православных День Святой Троицы и Духов день – разные праздники; правда, это совершенно не значит, что на Пятидесятницу не почитают Третье Лицо, просто для этого, кроме Троицы, есть еще один, дополнительный день, что вызвано исторически сложившимися обстоятельствами;
  • у католиков, по восходящей к Апостольскому веку древней традиции, День Духа, собственно, один – Пятидесятница, так что здесь действительно можно говорить о двух праздниках внутри одного.

День Святой Троицы и тайна Святого Духа

В Ветхом Завете преимущественно, но не только, говорится о Боге Отце. В Евангелии главный акцент делается на воплощении Сына Божьего.

Это отнюдь не значит, что Священное Писание не упоминает о Святом Духе вплоть до Книги деяний. Вовсе нет. Но ученики Христовы и будущие читатели Священного Писания словно готовятся к тому, чтобы понять, как действует Святой Дух на человека.

Еще когда Иоанн Предтеча крестил Христа, ему открылась тайна Пресвятой Троицы — он окунал в иорданские воды Иисуса, слышал голос Отца и видел исходящего в виде голубя Духа. Но все эти события были сокрыты для остальных людей.

Далее, во время проповеди Спасителя и бесед с учениками, Он сначала говорит об Отце, а потом и о Духе Утешителе, Которого к апостолам пошлет Отец Небесный. Под действием Третьего Лица Троицы человек преобразится, ему откроется истина.

Но Христос говорит, что это произойдет лишь тогда, когда Он вознесется к Отцу. Так и сбылось — на 40-й день после Воскресения Спаситель на облаке поднялся в небо, а на 50-й, в день Святой Троицы, на учеников сошел Святой Дух и просветил их.

Сбылось то, что предвещал Иоанн Предтеча — крещение Духом Святым и огнем, которое станет возможным после прихода на землю Спасителя. Незримо ученики получили благодать, а зримо — на них почили огненные языки.

Как отмечают Духов день?

Распространение христианства по языческим странам очень часто сопровождалось как бы «наложением» праздников, связанных с новой верой, на прежние, обычаи, суеверия, традиции, связанные с почитанием природы, к которому так склонны язычники, особенно земледельцы, трепетно чувствующие жизнь леса, поля, их пробуждение весной, ранним летом. А именно на это время обычно приходится Пятидесятница и следующее за ней празднование.

Традиции и суеверия

Их «коллекция» у современных этнологов очень обширна.

Именинница земля

Многие славяне считали, что «день рождения» земли приходится именно на этот день, причем в самом прямом, буквальном смысле – это день сотворения Богом мира. Ведь сказано же Книгой Бытия но «носившемся над водою» Духе.

Икона сотворение мира

Поэтому:

  • Третье Лицо Троицы сходит с небес, разливаясь по лугам, полям; поэтому категорически запрещено работать, вообще тревожить землю, «беременную» урожаем, ожидающую небесного благословения; присутствие суетящегося человека здесь вредно: якобы, увидев такого, Дух «свернет с пути», не благословит поле – все это о Том, Кто «везде Сый и вся Исполняяй»!

Интересный факт

Остаток этого обычая можно до наших дней наблюдать в некоторых славянских странах: это выходной день после праздника Троицы – что, кстати, дает возможность прийти на литургию, достойно отметив праздник. В России такой практики нет.

  • хорваты нарочно открывали окна, двери, чтобы Дух мог посетить дом; правда, делали они это на Пятидесятницу непосредственно, ведь это – католический народ, а значит отдельного Духова дня у них нет;
  • кроме того, существовал обычай «кормления» «именинницы», причем по древней языческой традиции делали это пожилые женщины; они выносили трапезу на поле, вкушали яства здесь же; затем старшая по возрасту начинала разносить еду по полю, прикапывая куски пищи; при этом произносились ритуальные слова: «Земля-именинница, дай нам урожай».

С этими языческими традициями вполне уживался… крестный ход вокруг полей с окроплением их святой водой.

Крестный ход

Открытие тайн

Считалось, что земля на праздник может открыть человеку сокровенное. Что именно? Разумеется, где лежат клады. «Слушать» их многие также ходили на поле. Понятно, что здесь от христианства вовсе нет ничего.

Современные ученые считают математически невозможным случайное зарождение жизни на Земле

Дух и души?

Крестьяне многих местностей вполне серьезно были убеждены, что вместе с Духом людей посещают их умершие близкие – их души прилетают, и… садятся на ветви берез, которыми принято было украшать дом, наличники окон, а также красный угол.

Дух и духи?

Русские крестьяне вполне серьезно верили в существование разных одушевленных существ вроде русалок. Считалось, что они выходят на землю. Это хорошо: где пробегут русалки, будет больше влаги земле. Впрочем, их же опасались, потому всегда звали священника освятить колодцы – где русалки тоже могли скрываться… А пастыри чаще всего шли на поводу у прихожан.

На Украине, например, священники освящали кладези, сначала общественный, деревенский, затем личные, по частным домам. Радушные хозяева выставляли во дворе столы хлебом да солью, потчевали батюшку. А пастырь кропил святой водой дом – «чтобы русалки не беспокоили…»

Иногда своего рода «культ» русалок соединялся с представлением о посещении земли душами предков. Например, крестьяне Калужской губернии приходили к освященным колодцам, где ритуально умывались. А уходя – оставляли рядом еду, подобно тому, как сейчас многие суеверные люди оставляют «для умершего» на могиле печенье, конфеты.

Лучший день для траволечения?

Впрочем, многие верующие (вот только во что?) были также убеждены, что всякого рода нечисть, вроде русалок, леших, на праздник «страшится бродить по земле». Поэтому это – лучший день для того, чтобы приготовить целебные отвары трав или другие снадобья.

Приметы и обычаи

С праздником связывались также многочисленные приметы – уже не столько остатки язычества, сколько просто – проявления наблюдательности селян, живших бок о бок с природой:

  • считалось, что с этого дня начинается настоящее тепло, почему говорили: «Не верь теплу до Духова дня»;
  • кроме того, русские крестьяне считали, что какой будет погода дня, такими – ближайшие шесть недель; с учетом того, что праздник – чаще всего июньский, а также того, сколько времени у нас вообще длится лето, речь шла о погодных условиях почти до начала осени;
  • а вот примета малоприятная: хорватские поселяне, замечавшие, что с приходом настоящей весны просыпаются насекомые, говорили весьма неблагочестиво: «Пришёл Святой Дух, принёс один мешок мух, другой мешок блох»; они старались обязательно сделать уборку дома (именинница только земля, но не жилище!), иначе обязательно заведутся те самые блохи.

Зачем на Троицу украшать дома и храмы березовыми ветками?

К таковому преображению под действием Духа Истины и призван каждый человек. Кстати, именно это и символизирует украшение храмов и домов зеленью, ветками березы и цветами на праздник. Так, как мы извне украшаем наши жилища, обновляем их, так и Третье Лицо Троицы делает верующего преображенным, храмом Духа Божия.

Поэтому в день Святой Троицы важно не забывать о главном смысле праздника, рождении Церкви и преображении истинного христианина. А внешним дополнением к таковой внутренней радости будет украшение жилищ и храмов.

Празднику Троицы посвящен и фильм митрополита Илариона:

Иконография праздника Пятидесятницы

С самого начала иконография Троицы была связана с другим праздником – Вознесения Господа. Обе даты до V века отмечали одновременно. Но затем сроки сдвинули, потому что, согласно книге «Деяний апостолов», между Вознесением и Сошествием Духа прошло 10 дней. Так появилась неделя Святой Троицы. Это событие отразили иконописцы, которые создали отдельные произведения по мотивам книги об апостолах.

Первые иконографические изображения, которые можно найти, напоминают о Вознесении Господа. На тех иконах изображены апостолы вместе с Девой Марией.

Позднее Богородица исчезла с холстов, посвященных Пятидесятнице. На изображениях появился голубь, который стал символизировать снисхождение Божественного. Одним из самых ярких примеров стала мозаика, которая была выложена на соборе святого Марка. Престол был выложен по центру, а рядом парил голубь, возвещавший о сошествии. Вокруг престола размещены апостолы с нисходящими от них языками пламени.

Позднее на иконографических изображениях в честь Пятидесятницы прибавляется еще один элемент. Священное Писание говорило о 16 национальностях, ожидавших сошествия. Поэтому рядом с апостолами стали изображать представителей этих народов. К XII веку сформировался канон, которого стали придерживаться при изображении Троицына дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]