Житие святого Амвросия Медиоланского и творческое наследие, иконы и молитвы


Что известно про житие святого

Секретарь и помощник святителя Паулин составил подробное описание деятельности и жизни Амвросия, многие сведения почерпнуты из писем святого. Медиоланский епископ пользовался при жизни великим уважением, поэтому вскоре после кончины святого, по просьбе блаженного Августина, появилось житие Амвросия.

Происхождение и детские годы

Родители Амвросия происходили из знатных аристократических семей, в роду было много государственных деятелей, имеющих заслуги перед империей. Христианство в семье исповедовали с начала 3 века, по существовавшей тогда традиции, крестились в зрелые годы. Святая Сотерия, пострадавшая в годы гонений на христиан при правлении Диоклетиана, была родственницей святителя.

Отец святого, согласно большинству источников, был префектом римской провинции Галлия. Родился Амвросий около 340 года в городе Тревир – столице Галлии. После кончины отца семья перебралась в Рим.

Амвросий получил традиционное воспитание, ориентированное на государственную службу. Изучал юриспруденцию, риторику, историю, философию. Проявил себя блестящим оратором, равно владея римским и греческим языками.

Амвросий работал адвокатом, блестящие знания и профессионализм были замечены, молодого человека назначили префектом провинции со столицей в Медиолане (современный Милан).

Служение Господу Богу

После кончины Медиоланского епископа христианское сообщество в городе перессорилось, выбрать предстоятеля не удавалось, дело дошло до открытых столкновений. Святитель пытался примирить враждующих, явился в собор, где христиане проводили выборы нового епископа. В разгар шумных дебатов вдруг прозвучал голос ребенка – «Амвросия – в епископы!». Детские слова посчитали гласом Божьим и попросили согласия императора на назначение.

Святитель был не готов к высокому сану, всячески отговаривался, но в ответе императора содержалось подтверждение решения горожан. Святой крестился в 374 году, был рукоположен в священники, затем принял сан епископа.

Став епископом, Амвросий передал все немалое имущество церкви, начал изучать Писание, чтобы стать достойным пастырем. Своими основными задачами святитель считал:

  • укрепление единства христиан, борьбу с ересями, особенно арианством;
  • обращение язычников, распространение христианской веры;
  • удаление из государственных зданий жертвенников, статуй языческих богов;
  • участие в государственных делах, укрепляющих единство страны, поддерживающих христиан.

Главы империи (Грациан, Феодосий I) высоко чтили деятельность святого, по его призывам старались истребить остатки языческих культов. Влияние Амвросия было так велико, что святителю, возмущенному кровавой расправой императора в Фессалониках, удалось вынудить Феодосия публично принести покаяние.

Кончина и канонизация

В конце жизни основная забота святого – богословские труды, толкование священных текстов. Слава ученого мужа была велика, к нему ехали из дальних земель, из других стран, чтобы обрести истину. Излагая христианские догматы в письме, он сумел склонить к крещению царицу одного из германских племен и добился заключения мира с воинственными соседями.

Не забывал Амвросий и паству, поддерживал христиан, во время посещения одного из домов воскресил умершего ребенка. По поручению святителя в Медиолане были построены 2 базилики, заложен монастырь. 4 апреля, в день Великой субботы 397 года святой Амвросий тихо скончался. Погребли епископа в Милане в базилике, под жертвенником, между захоронениями двух святых мучеников.

Молитва

Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́ велича́ет; Тебе́ вси А́нгели, Тебе́ Небеса́ и вся Си́лы, Тебе́ Херуви́ми и Серафи́ми непреста́нными гла́сы взыва́ют: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Бог Савао́ф, по́лна суть Небеса́ и земля́ вели́чества сла́вы Твоея́. Тебе́ пресла́вный апо́стольский лик, Тебе́ проро́ческое хвале́бное число́, Тебе́ хва́лит пресве́тлое му́ченическое во́инство; Тебе́ по всей вселе́нней испове́дует Свята́я Це́рковь: Отца́ непостижи́маго вели́чества, покланя́емаго Твоего́ и́стиннаго и Единоро́днаго Сы́на, и Свята́го Уте́шителя Ду́ха. Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́; Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва;
Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное; Ты одесну́ю Бо́га седи́ши во сла́ве О́тчей, Судия́ приити́ ве́ришися. Тебе́ у́бо про́сим: помози́ рабо́м Твои́м, и́хже честно́ю Кро́вию искупи́л еси́, сподо́би со святы́ми Твои́ми в ве́чной сла́ве Твое́й ца́рствовати. Спаси́ лю́ди Твоя́, Го́споди, и благослови́ достоя́ние Твое́, испра́ви я́, и вознеси́ их во ве́ки. Во вся дни благослови́м Тебе́, и восхва́лим и́мя Твое́ во век, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; бу́ди ми́лость Твоя́, Го́споди, на нас, я́коже упова́хом на Тя; на Тя, Го́споди, упова́хом, да не постыди́мся во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь, Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девического чрева.

Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь

Зачем православному регулярно читать благодарственную песнь Амвросия и в чем ее польза

Песнь – радостный гимн благодарения Богу, изливающийся из души. Недаром его часто исполняют на благодарственных молебнах или перед Причастием. Слова святого читают также дома, особенно, когда хочется выразить сугубую благодарность Христу за Его благодеяния. К тому же чтение гимна – своего рода вхождение в духовное общение с его святым автором, приобщение к его опыту.

Хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского видео

«Тебе Бога хвалим» Д.Бортнянский. Исполняет хор храма в честь Всемилостивейшего Спаса г. Нижнего Новгорода, регент Ольга Богодухова, дирижер Анатолий Гореловский.

О молитве иерея, готовящегося литургисать

Этот текст– часть особого Последования, которое совершает священник, готовящийся к литургии. Молитвой он обращается ко Христу как истинному Архиерею, испрашивая благословения, помощи, исправления своих немощей, очищения от страстей.

Свт. Амвросий Медиоланский. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Творческое наследие святителя

Особо прославился Амвросий как христианский писатель, святитель перенес и развил многие восточные традиции богословия и церковной практики, сделал их понятными западным людям. Труды святого включают:

  • истолкования Священного Писания – учение о Святой Троице, «Символе веры», покаянии;
  • объяснения задач священников;
  • вопросы взаимодействия церкви и власти;
  • разъяснение сущности таинств;
  • толкование библейских текстов о рае;
  • письма частного характера с размышлениями на богословские темы;
  • гимны.

Святитель сделал трактовку «Шестиднева», взяв за основу восточное толкование преобразования хлеба и вина в тело и кровь Христа, утвердил важность причащения. В дальнейшем католическая церковь приняла это за догмат. Амвросий внес значительный вклад в преобразование традиций церковного пения, исполнения гимнов. Святой сам написал 12 гимнов, ввел в практику антифонное пение, характерное для византийской церкви. В состав богослужений православной церкви включен написанный святителем в 386 году гимн «Тебе, Бога, хвалим».

Издания и переводы[ | ]

Divi Ambrosii Episcopi Mediolanensis Omnia Opera, 1527

  • S. Ambrosii Epistolae et alia opuscula. Mediolani, 1491.
  • Sancti Ambrosi opera // CSEL 32, 62, 64 73, 78, 79, 82 (многотомное критическое издание)
  • Амвросий Медиоланский
    . Полные творения. — Киев, 1875.
  • О должностях священнослужителей церкви Христовой. — Киев, 1875. LXXIX, 222 с.
  • Две книги о покаянии. / Пер. И. Харламова. — М., 1884. — 219 с. переизд.: Амвросий Медиоланский
    . Две книги о покаянии. Две книги о преставлении брата его Сатира. Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего. Слово на смерть Феодосия Великого. Церковь, мистическая Ева. Гимны. / Пер. прот. Иоанна Харламова, вступ. ст. В. А. Никитина. (Серия «Учители неразделённой Церкви»). — М., Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. [1997?]. — 208 с.
  • О покаянии. О надежде воскресения. — М., ИСИС. 1999.
  • Творения по вопросу о девстве и браке. / Пер. А. Вознесенского. — Казань, 1901. — 267 с.
      (репринт: М., 1997; М., ИСИС. 2000.)
  • Об обязанностях священнослужителей. — Казань, 1908. — 380 с.
      (репринт: М.; Рига: Благовест, 1995. — 379 с.)
  • Вечерняя песнь. Песнь о мучениках. Песнь на третий час. / Пер. С. С. Аверинцева. Письмо об алтаре Победы. Утешение на смерть Валентиниана II. / Пер. И. П. Стрельниковой. О девственницах. Книга 2. Шестоднев. / Пер. О. Е. Нестеровой. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М.: Наследие, 1998. — С. 55-96.
  • Письма XVII, XVIII, LVII. / Пер. М. М. Казакова. // История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие. Ч. 1. — М., 2004. — С. 407—420.
  • В серии «Collection Budé» издано сочинение «Об обязанностях»:

    • Saint Ambroise
      . Les Devoirs. T. I: Livre I. Texte établi, traduit et annoté par M. Testard. 2e tirage 2002. — 412 p.
    • T. II: Livres II et III. Texte établi, traduit et annoté par M. Testard. 2e tirage 2002. — 411 p.

    Значение святого в православии

    Святитель явил поучительный пример умения взаимодействовать со властью. Медиоланский епископ наложил епитимью на императора и сумел убедить всевластного главу империи в необходимости покаяния.

    Православным близки идеи святителя о нестяжательстве, равенстве всех во Христе. Св. Амвросий не считал большой заслугой помощь бедным, ведь Господь одарил благами всех людей, богатые просто сумели набрать больше из общих закромов, должны возвращать долги.

    Святитель произносил пламенные проповеди, привлекал сердца людей к Божьему слову, сумел обратить множество язычников, утвердить христианскую веру, стать духовным властителем, просто прославляя Христа.

    Справка: Амвросий без сомнений расстался с огромным личным богатством, вел праведную жизнь, добился такого уважения, что миланцев стали называть амвросианцами.

    Примечания[ | ]

    1. Аврелий Амвросий // Античные писатели. — СПб.: Лань, 1999.
    2. Dreves G. M.
      Aurelius Ambrosius, der Vater des Kirchengesanges: eine hymnologische Studie. — Freiburg, 1893.
    3. Скурат К. Е., Грацианский М. В., Фокин А. Р., Э. П. С., Лебедев С. Н., Никифорова А. Ю., Заиграйкина С. П.
      Свт. Амвросий Медиоланский // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 119—135. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
    4. Адамов, 1915, с. 8—11.
    5. Palanque J.
      La vita Ambrosii de Paulin: étude critique // Revue des Sciences Religieuses. — 1924. — Vol. 4, no. 1. — P. 26—46. — doi:10.3406/rscir.1924.1243.
    6. Адамов, 1915, с. 6—7.
    7. Переводы инципитов: «Бессмертный творец всего сущего», «Бог, творец всего сущего», «Уже наступает час третий», «Приди, Спаситель народов».
    8. Kähler E.
      Studien zum Te Deum und zur Geschichte des 24. Psalms in der alten Kirche. Göttingen, 1958.
    9. Эту точку зрения отстаивал, например Гвидо Древес, см.: Dreves G.M.
      Aurelius Ambrosius, der Vater des Kirchengesanges: eine hymnologische Studie. Freiburg, 1893.
    10. McKinnon J.
      Ambrose // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y., 2001.

    Почитание

    Святителя высоко чтили при жизни простые христиане и власти. Уже в 5 веке были написаны жития на двух языках – латинском и греческом. Почитание святого сложилось в западной и восточной церквах.

    Литургический обряд, принятый Амвросием, до сих пор исполняют в Миланской епархии. Католические духовные союзы, развивающие идеи святителя, именовались амвросианскими. Святого считают небесным покровителем Милана. Построенные по его инициативе базилики пользуются большой любовью горожан и всех христиан.

    Амвросианские чтения (международный форум) собирают множество христиан, почитающих святого. Множество паломников едут поклониться мощам Амвросия в Милан. День памяти святителя – 20 декабря.

    Иконография

    Иконописцы пишут святителя старцем с бородой, в одеждах епископа и с атрибутами епископского сана. Часто на иконах Амвросий держит в руках бич – символ борьбы с арианством. Сохранилась мозаичная икона святителя, датируемая 5-м веком, в миланском храме Амвросия. Великие живописцы (ван Дейк, Рубенс) изображали святого на своих полотнах.

    Литература[ | ]

    • Адамов И. И.
      Святитель Амвросий Медиоланский. — Сергиев Посад, 1915. — 584 с.
    • Альбрехт М. фон
      . История римской литературы. Т. 3. — М., 2005. — С. 1771—1786.
    • Амвросий Медиоланский / О. В. Голова // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
    • Амвросий Медиоланский / Овсиенко Ф. Г., Лебедев С. Н. (гимнографические труды) // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 597. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
    • Амвросий Миланский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Грацианский М. В., Заиграйкина С. П., Лебедев С. Н., Никифорова А. Ю. и др.
      Амвросий // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 119—135. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
    • Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IV: Декабрь, День 7.
    • Захаров Г. Е.
      Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2022. — Вып. 80. — С. 9—28.
    • Казаков М. М.
      Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. — Смоленск, 1995. — 336 с.
    • Католическая энциклопедия. — М.: Изд. францисканцев, 2002.
    • Лосев С.
      Св. Амвросий Медиоланский как толкователь св. писания Ветхого завета. — Киев, 1897.
    • Пареди А.
      Святой Амвросий Медиоланский и его время. — Милан: Христианская Россия, 1991.
    • Пономарёв А. И.
      Амвросий Медиоланский // Православная богословская энциклопедия. Т. 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
    • Щеголева Л. И.
      Сюжеты об Амвросии Медиоланском во временнике Георгия Монаха // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 1(11). — С. 30-38.

    Тексты

    Перед иконой святителя можно читать канонические тексты или обращаться с просьбами к Амвросию своими словами.

    Кондак

    Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, // Христа Бога моли, спастися душам нашим.

    Тропарь

    Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, // спастися душам нашим.

    Ин кондак

    Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре, / не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив. / Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави. / Сего ради зовем ти: // радуйся, Амвросие предивне.

    Амвросий внес значительный вклад в признание властями Рима христианской веры, обращал язычников, нес слово Божие. Святитель считал, что принципы христианской нравственности сделают государство и власть более гуманными и справедливыми. Амвросий боролся с ересями, защищал основы веры, помогал простым людям словом и делами.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]