«Каждому церковному празднику – свой платок!» — Женщины, прочитав эту строку, испугаются. Год состоит из 365 дней, значит, необходимо такое же количество головных уборов?
На самом деле, благочестивые особы могут иметь в запасе до семи платков. Цвета разделены по группам тех или иных праздников.
О традиции ношения платка
В храме порой приходится сталкиваться с негативным отношением со стороны прихожан к женщинам без платка. Традиция ношения головного убора возникла во времена апостола Павла. Верный ученик Христа говорил о необходимости покрывать голову замужним женщинам. Платок, а в прежние времена – покрывало, символ принятия мужниной власти, покорность перед его волей. Вот только первые христианки истолковали данные слова несколько иначе. Женщины выходили на улицу с покрытой головой, как требовали тогдашние правила приличия. Муж мог развестись с женой, посмевшей появиться на людях без головного убора, лишить ее приданного и выгнать прочь. В кругу своей семьи и на Богослужениях замужние особы щеголяли простоволосыми (с дозволения супруга).
В отношении семьи – понятно, муж разрешает и все такое… Причем Богослужения? Дело в том, что община считалась второй семьей. А какое может быть стеснение среди своих. Вот христианки и снимали покрывало с головы, приходя на совместную молитву. Женщины давали повод для пересудов тем, кто ненавидел христианство, доносил на его последователей. Злые языки поговаривали о развратном поведении дам, позволяющих себе снимать головной убор за закрытыми дверями молельных домов.
Сплетни дошли до апостола Павла. Ученик Христов понимал, что такое поведение православных христианок – не есть хорошо. И тогда апостол сказал:
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» — Первое послание к Коринфянам.
После слов апостола Павла, первые христианки прекратили свою практику. А глядя на них, традицию продолжили из века в век остальные женщины. В наше время, платок на голове символизирует смирение и покорность самому Господу нашему Иисусу Христу. Вот почему данный головной убор носят маленькие девочки, девушки и замужние женщины.
Что нужно делать на Радоницу на кладбище?
По традициям языческих праздников на Радуницу народ нес божествам, которые охраняли покой умерших, дары. Боги эти назывались Радовалки и Могилки. После того как люди угостили их на кладбище, они отправлялись домой.
Там накрывали стол, поминали усопших, а на улице при встрече с нищими дарили им подарки и угощения. Так, считается, что некогда живые члены семьи не забыты, и души их почитаются до сих пор.
Традиция дошла и до наших дней. На кладбище для помина необходимо принести с собой вареные яйца. Одно яйцо разбить о крест. Очистки разбросать по земле, а внутренность отдать нищим.
На могиле разрешается помянуть умершего угощениями, но не превращать это в масштабное гуляние. Также можно пригласить священнослужителя для прочтения поминальной молитвы. Остальное поминовение лучше перенести за домашний стол.
Если к близким не ходить на кладбище, то значит и о вас никто не вспомнит, когда душа отправится в другой мир. Поэтому не забывайте традиции и памятные родительские дни. Всего лишь пару часов на поминовение близких не отнимут у вас много времени.
Надо ли носить платок современным женщинам?
Молодые священнослужители иногда относятся к соблюдению древних традиций несколько прохладно. Самое главное – спасение человеческой души, принятие Святых Христовых Тайн (причастие). Все остальное сродни шелухи. Как сказано выше, платок – символ смирения перед Господом, маленькая жертва Спасителю за то, что Он сделал для рода человеческого.
Почему жертва? Дело в том, что ношение платка, особенно летом, то еще удовольствие. Приходится претерпевать жару, голова потеет, платок приклеивается ко лбу и щекам. Приятного мало, но православные христианки стоически терпят неудобства.
Мы, в отличии от первых последователей Христа, не в состоянии совершать такие подвиги, как они. Вот и приносим Господу маленькие жертвы в качестве благодарности за Его любовь и милость к нам.
О расцветках платков
Одеяния священнослужителей зависят от тех или иных праздников. Когда празднества посвящены Спасителю, духовенство облачается в белые ризы, а прихожанки – в платки такого же цвета. Голубые платки христианки повязывают в дни праздников Пресвятой Богородицы, желтые – в воскресные службы. Стоит внимательно приглядеться, становится понятным – все цвета радуги присутствуют в торжественных, церковных одеяний (в буквальном смысле слова): голубой, желтый и их оттенки, зеленый, фиолетовый, красный.
Благочестивые женщины, собираясь на праздничное Богослужение, надевают платок определенного цвета. Давайте подробнее поговорим об этом.
Поминальные записки и литии
Уточним для читателей, которые могут быть не в курсе, какие записки подают в церкви на Радоницу: среди прихожан принято перед началом службы оставлять в церковной лавке листки с именами умерших родственников и друзей, которые затем передадут батюшке.
Поданная записка и вполовину не так ценна без наших искренних молитв
Однако люди, с чистой совестью после этого отправившиеся домой, поступят неправильно. Обычай с записками создан не столько для умерших – Богу нет нужды напоминать о них, Он помнит всех – сколько для нас. Тех, кто, лишившись радости общения с родным человеком, тоскует о нём, но в будничной суете не находит времени подумать об умершем без спешки: вспомнить его речи и поступки, помолиться словами из глубины сердца, ощутить былую близость. Общая молитва в храме позволяет сделать всё перечисленное, а вот переложенная на священника обязанность формально озвучить сухие, ничего не говорящие ему имена лишает этой радости.
К молитвам, что заказывают на Радоницу в церкви, относятся и литии – особые поминальные службы, которые священник служит на могилах после панихиды. Договариваться о них требуется до праздника – батюшка не всесилен и едва ли сумеет в торжественный день уделить внимание всем желающим.
Белый платок
Белый цвет в православии – символ торжества и радости. Когда Господь воскрес, то явился к ученикам в «сиянии славы» — в белых одеждах.
«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — торжествуйте и радуйтесь, православные!
Женщины могут надевать белые платки на Пасхальное Богослужение, воскресные службы (воскресение – малая Пасха), и остальные праздники, посвященные Спасителю. Это Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение.
Собираясь на крещение или венчание, желателен белый головной убор.
Затронем еще одну, достаточно болезненную тему. Приходя в храм на отпевание, христианки облачаются в черные платки. Между тем, духовенство совершает чин, будучи в белых ризах. Смерть – переход из земной жизни в вечную. Это радость для усопшего, если он жил христианской жизнью, долгожданная встреча со Спасителем. Люди, потерявшие близкого, скорбят, у них траур, это состояние выражается черными одеждами и платком.
Платок для храма PTK180006
1 600 ₽
Платок для храма выполнен из кружевного полотна белого цвета, по краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Платок-накидка для храма PTK180010
1 800 ₽
Платок для храма выполнен из кружевного полотна белого цвета, по краю окантован широким кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK180015
1 550 ₽
Платок для храма из нежного шифона молочного цвета. По краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Шарф-снуд для храма SND180021
1 200 ₽
Шарф-снуд для храма из шифона белого цвета, по краю обшит нежным кружевом.
Шарф-снуд для храма SND180025
1 100 ₽
Шарф-снуд для храма из шифона молочного цвета, по краю обшит плетеным кружевом.
Шарф-снуд для храма SND190031
1 650 ₽
Нежный шарф-снуд белого цвета, выполнен из кружевного полотна с цветочным орнаментом.
Косынка KOS190039
650 ₽
Косынка выполнена из нежного шифона белого цвета
Платок для храма PTK190045
1 750 ₽
Платок для храма выполнен из кружевного полотна белого цвета, по краю окантован плетеным кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190046
1 200 ₽
Платок для храма из нежного шифона белого цвета, по краю окантован кружевом на сетке в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190048
1 300 ₽
Платок для храма из нежного шифона белого цвета, по краю окантован гипюровым кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190049
1 500 ₽
Платок для храма из нежного шифона белого цвета, по краю окантован плетеным кружевом в цвет основной ткани.
Радоница – это выходной день?
Радуница отмечается в Фомину неделю во вторник. Это рабочий день, если он не выпадает на календарные праздники, в которые не принято работать. Но, несмотря на это, в церквях по завершению вечерней службы или после литургии, совершается поминальная панихида. Происходит она особым образом. Поются пасхальные песни, которые гласят о радости и о вечной жизни.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы, таким образом, и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Красный цвет
Продолжается Пасхальное Богослужение, священнослужители переодеваются в красные облачения. Красный цвет – символ неземной любви Бога к грешному миру. Богочеловек пришел на землю, воплотившись в «чреве честнейшем, чистейшем и девственном» ради того, чтобы спасти род человеческий. Спаситель пролил собственную Кровь, добровольно войдя на крест, приняв самую позорную смерть того времени.
Вместе с любовью, красный цвет – есть Кровь Христова, за нас проливаемая. А еще сюда относится кровь мучеников — напоминание о страшной кончине ради Господа. Вот почему в дни их памяти и на протяжении 50 дней вплоть до Вознесения, цвет одежды духовенства — красный. Женщинам стоит выбрать платок данного цвета или белого.
Платок для храма PTK190033
2 100 ₽
Платок для храма красного цвета выполнен из кружевного полотна, по краю окантован гипюровым кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190043
1 200 ₽
Платок для храма выполнен из нежного шифона красного цвета, по лицевой части окантован плетеным кружевом.
Платок для храма PTK190044
1 800 ₽
Платок для храма красного цвета выполнен из кружевного полотна, по лицевой части окантован гипюровым кружевом в цвет основной ткани.
Шарф-снуд для храма SND190047
900 ₽
Шарф-снуд в один оборот позволяет закрыть голову и плечи. Выполнен из шифона красного цвета, по краю обшит плетеным кружевом.
Зеленый – в Троицу
Зеленый цвет ассоциируется с праздником Троицы и Духова дня. В эти дни храмы украшаются молодыми березками и травой, стоит терпкий запах зелени. Верующие приносят для освящения березовые ветви, священники облачены в зеленые ризы.
Троица или Пятидесятница – день рождения современной Церкви. В Ветхом Завете это был земледельческий праздник, Богу возносили благодарения за собранный первый урожай. После Воскресения Христова праздник Троицы приобрел иной смысл. В этот день было сошествие Духа Божьего на Апостолов. И ученики Христовы заговорили на разных языках, а люди, бывшие свидетелями этого чуда, дивились происходящему. Некоторые обвиняли Апостолов в чрезмерном употреблении вина, отсюда и странности речи. Но свидетели встали на их защиту, рассказав о произошедшем. Евангелие должно быть проповедано по всему миру, на всех языках – вот и совершилось пророчество.
Апостол Павел произнес в тот день проповедь, после которой более 3 тысяч человек приняли крещение. Так родилась Новозаветная церковь.
Зеленый цвет получается в результате смешения голубого и желтого. Господь пришел на землю, чтобы открыть человечеству дорогу в Царство Небесное. С помощью Причастия человек соединяется со Христом, возносясь на небо (в переносном смысле).
Вот почему православные христианки повязывают зеленый платок в указанные праздники.
Платок в церковь PTK180012
1 200 ₽
Платок в церковь из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK180018
1 100 ₽
Платок для храма выполнен из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован атласной косой бейкой в цвет основной ткани.
Шарф-снуд в храм SND180022
1 300 ₽
Шарф-снуд в храм из шифона пудрово-мятного цвета, по краю обшит нежным кружевом.
Платок для храма PTK190034
1 800 ₽
Платок для храма выполнен из кружевного полотна насыщенного зеленого цвета. По краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190053
800 ₽
Платок для храма из разреженного шифона пудрово-мятного цвета. По краю окантован атласной косой бейкой, по лицевой части отделан гипюровым кружевом.
Мнение церкви
Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.
Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.
В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.
Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.
В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.
Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.
Фиолетовый – воспоминания о страданиях
Данный цвет облачений духовенство использует на празднике Воздвижения, в Крестопоклонную неделю Великого поста и его воскресные службы. Фиолетовый цвет – символ страданий Господних.
Восхождение Спасителя на крест открыло дорогу в Царство Небесное. До того, как Господь родился от Девы Марии и принес Себя в жертву за род человеческий, грешники и праведники сходили в ад. Это связано с грехопадением первых людей, их отступничеством, за которое расплачивались потомки. Крестная смерть Спасителя разделила Ветхий и Новый заветы.
Фиолетовый цвет получен в результате смешения красного и голубого. Цвета Непорочности и Крови соединились в память о том, какой ценой досталось спасение рода человеческого. Что сделал Иисус Христос ради этого, и как страдала Дева Мария, глядя на Сына, распятого «за ны при Понтийском Пилате».
Женщины надевают фиолетовый платок в указанные праздники, в память о страданиях Спасителя.
Шарф-снуд для храма SND180026
1 400 ₽
Шарф-снуд для храма выполнен из шифона светло-сиреневого цвета, по краю обшит нежным кружевом в тон основной ткани.
Шарф-снуд для храма SND190036
1 100 ₽
Шарф-снуд выполнен из нежного шифона пурпурного цвета, по краю обшит тонким кружевом.
Черный платок
В Богослужениях черный цвет используется во дни Великого поста и на отпеваниях. В церковную практику облачение в черные ризы вошло только в 1730 году, когда духовенству было предложено переодеться в них на погребение Петра I.
Черный цвет – символ скорби и покаяния. Не случайно монашеские облачения именно такие. Это уход от мира, избегание суеты, предание покаянному размышлению, скорбь о своих грехах.
Черный платок надевается во время траура как церковного, так и личного.
Шарф-снуд для храма SND200061
1 500 ₽
Нежный шарф-снуд черного цвета, выполнен из гипюра с цветочным орнаментом.
Шарф-снуд для храма SND200063
1 300 ₽
Шарф-снуд выполнен из шифона коричневого цвета, по краю обшит нежным кружевом.
Шарф-снуд для храма SND180029
1 300 ₽
Шарф-снуд для храма выполнен из шифона черного цвета, по краю обшит кружевом в тон основной ткани.