Исполин духа
Архимандрит Ипполит (Халин)
18 апреля 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928-2002) — афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре Курской митрополии стала местом паломничества тысяч людей из разных регионов страны и из-за рубежа.
В день юбилея батюшки — 18 апреля — в Москве в конференц-зале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, д .5) пройдет презентация новой книги о нем — «Когда открывается вечность». Начало в 17:00.
На вечере планируются выступления людей, знавших отца Ипполита, просмотр кинофильма «Старец» (автор — игумения Нонна (Багаева)). В концертной программе — выступление хора Московской консерватории (художественный руководитель — профессор С.С. Калинин); специальный гость вечера — певица, заслуженная артистка РФ Евгения Смольянинова.
Отец Ипполит принадлежит к поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении духовной жизни в России. Воспоминаниями о старце с читателями портала «Православие.ру» делится духовное чадо батюшки, бывший насельник Рыльского Свято-Николаевского монастыря инок Григорий (Пенкнович).
«Батюшка явил нам новый мир»
Архимандрит Ипполит (Халин)
— Отец Григорий, как отец Ипполит вошел в вашу жизнь?
— Впервые я приехал в Рыльск студентом факультета журналистики МГУ в 1995 году. Родом я из Северной Осетии (Алании), из города Владикавказа. Меня привезла в Рыльск замечательная христианская подвижница Аза Георгиевна Осипова (сейчас ей 88 лет), духовная дочь старца, имеющая дар молитвы. Батюшка любил и ценил ее. Она проторила дорожку из Алании в Рыльск. Нас было пятеро в одной из первых паломнических групп из Осетии, а потом поехали тысячи.
Первая встреча, конечно же, особенно запомнилась. Мы поднялись в келью батюшки, на незабвенный второй этаж. Обаяние и простота старца поразили сразу, наши сердца оттаяли. С первой минуты я принял и полюбил его. Отец отправил нас в трапезную со словами: «Вы любовь здесь будете кушать, а не картошечку». А потом были послушания. Неделю мы откапывали и очищали пещеру около монастыря, в которой в древние времена жили схимники.
Запомнилась еще одна важная встреча. В монастыре я познакомился с женщиной из Петербурга, которая обращалась со своей проблемой к известной старице блаженной Любушке Сусанинской (Любови Ивановне Лазаревой, † 1997). Любушка в 1994 году сказала этой женщине: «Есть такой город Рыльск, там в Николаевском монастыре живет второй Серафим Саровский — Ипполит. Поезжай туда, он поможет тебе». И батюшка ей помог. Так Господь устами блаженной открыл, что передо мной носитель великих духовных дарований. Мы вернулись в Осетию как на крыльях — так часто бывало после общения с рыльским аввой. Как будто из небесных обителей вернулись на грешную землю.
— Как эта встреча изменила вашу жизнь?
— До этой поездки я посещал храмы на родине в Осетии и в Москве. Считал себя верующим человеком, но не предполагал, что наша православная вера имеет такую глубину. Я это понял только в Рыльском монастыре, когда ощутил там дух первых веков христианства — любовь и свободу. Батюшка явил новый мир — это стало главным открытием моей жизни.
Отец Ипполит предсказал мое иночество. Не могу сказать, что я обрадовался этому известию. По окончании МГУ я работал корреспондентом по Северо-Кавказскому региону московского информационного агентства. Занимался освещением политических событий в горячих точках. А затем поступил в Рыльский монастырь послушником и принял от старца иноческий постриг. Еще он советовал мне подучить английский язык: «Он тебе пригодится». Старец предвидел мой жизненный путь. Сейчас я вожу паломников из России на Святой Земле, и английский язык мне необходим.
Закон любви
Простота батюшки, добродушие, открытость — естественность души-христианки
— Какие главные черты духовного облика отца Ипполита вы могли бы выделить?
— Прежде всего, простота Христова. Это не только в подражание древним подвижникам «худость ризная». Простота батюшки — естественность души-христианки, ее добродушие, открытость, легкость. Батюшка был немногословным, молчаливым. Такими были древние монахи-затворники, жившие в пещерах вдали от людей. А батюшка жил в народной гуще, но сохранял покой и молитву, мог затвориться в келье своего сердца. Его молчание — тайная сокровенная молитва, Божественное созерцание. Это «язык будущего века», проявление высокой ступени духовного совершенства.
Обладая подлинным смирением, батюшка никогда не показывал, что он в чем-то выше нас. Однажды он мне сказал тихим голосом с неподдельной грустью: «Я уже сорок лет монах и ни одного дня не прожил как монах». Свою власть он не демонстрировал, ни духовную, ни административную. Будучи архимандритом, редко носил крест с украшениями, митру. В засаленном ватнике и старом подряснике его порой принимали за послушника.
Батюшка имел любовь Христову — самый великий дар, который Господь дает человеку. Выполняя обетование Христа Спасителя — «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), — он принимал каждого, самого падшего человека. Людей, которых везде просто изгоняют: бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, — он принимал к себе, за всех молился. Часто именно таким людям он уделял личного времени намного больше, чем внешне благополучным. Многим это было непонятно. О Спасителе во время Его земной жизни тоже говорили: «Что это Он ест и пьет с блудницами и мытарями?»
Помимо дара любви он обладал Христовым терпением. Неслучайно на его могильном кресте начертаны апостольские слова: «Любовь милосердствует, долготерпит». Месяцами и даже годами терпеть рядом с собой людей опустившихся, неблагодарных, навсегда, казалось, погибших для общества, не обличать, а вымаливать их — такое под силу подвижникам, имеющим особую харизму, особое изволение Святого Духа.
Я однажды сказал: «Батюшка, как хорошо, что я именно с вами познакомился, не с каким-то законником». Старец признавал главное — закон любви. О некоторых пастырях он говорил: «Отец, знаешь, он не моего духа, он — законник». После смерти отца Ипполита мне пришлось разбирать мешки писем, присланных ему со всех концов страны и из зарубежья. Это были бесконечные благодарности любимому батюшке. Благодарности в том числе и за материальную помощь. И, конечно же, просьбы о молитвах. Многие письма начинались словами: «Всемилостивый батюшка», «Многомилостивый отец Ипполит».
Вспоминается такой случай. У одного скитоначальника Рыльского монастыря была индейка с индюшатами. Они залезли в соседний огород и потоптали лук и морковь. Хозяйка потребовала компенсацию. Узнав об этом, отец Ипполит велел отдать ей индюшку и индюшат. Скитоначальник расстроился: «Я их чуть ли не сам высиживал, кормил, поил». Это яркий пример отношения старца к ближнему.
Батюшка часто у местного населения покупал больных коров, а платил за них как за здоровых. И некоторые горе-продавцы полагали, что им удалось обмануть «дедушку». Монахиня Агафия (Богаткина) вспоминала, как возмущалась: «»Батюшка, что ты делаешь? Эта корова не стоит таких денег, она «литровая», совсем без вымени, молока будет давать очень мало». А старец отводит меня в сторону и шепчет: «Матушка, ты не понимаешь. Я куплю у нее больную коровку дороже, чем примут на мясокомбинате, я ее выручу, и у хозяйки умягчится сердце»». Слова рыльского подвижника поразительны. Это живое Евангелие. Так заботиться о посторонних людях, порой лукавых и далеких от Церкви, в убыток своей обители, мог тот, кто на земле уже стал жителем Небесного Иерусалима.
Период настоятельства старца — 1990-е годы — был очень тяжелым для страны. Первое, что делал батюшка, принимая паломников, — отправлял всех в трапезную, открытую с утра до вечера. Такой любви, какая была у нашей братии, я не видел нигде. Это не достижение насельников обители — это заслуга отца Ипполита, который создал невероятно благодатную атмосферу. Запомнился отклик паломницы: «Все монастыри Европы объездила, но такого монастыря не видела».
Золотых куполов не было, но в день кормили 300-400 человек, пришедших в обитель
Золотых куполов у нас не было. Был восстановлен только один соборный двухэтажный храм святителя Николая. А монастырь был миллионер, деньги лились рекой. Причем отец Ипполит спонсоров не искал. Он молился, и Господь через людей помогал обители. Отец жертвовал страдающему народу; не дожидаясь просьбы о помощи, первым ее оказывал. Меня спрашивали: «Куда отец Ипполит тратит деньги?» Я знал куда: в день кормили 300-400 человек, восстанавливали 5 скитов, и были великие дела милосердия. Отец Ипполит помогал всем нуждающимся — верующим и неверующим. К нему приходили люди разных вероисповеданий, он не делил их на своих и чужих. Вот истинно христианская любовь, которая распространяется на всех. Подобных примеров я не знаю в современном мире, это сравнимо только с подвигом праведного Иоанна Кронштадтского. Действенная любовь Христова в сочетании с невероятной кротостью и смирением принесла великие плоды: чудотворения и исцеления.
Батюшка имел великий дар утешения. Он не обладал даром слова, не был проповедником в классическом смысле. Он проповедовал примером собственной жизни — это самая живая и действенная проповедь, которая только может быть на свете. Всего лишь два слова: «Ну, отец, терпи», «Помоги тебе Господь», «Здоровья тебе», «Спаси, Господи» — и еще несколько фраз говорил отец Ипполит человеку, и те, кто приходили к нему с величайшим грузом греховным, с тяжестью житейских проблем, скорбей, уходили обновленными, с сияющими лицами и просветленной душой. Порой они ничего особенного от батюшки не слышали, но та благодать Божия, которая почивала на нем, производила преображающее действие, порой круто изменяющее жизнь. Меня поражало ощущение необыкновенной радости и легкости от общения с ним. Я видел, как тысячи людей подходили к отцу Ипполиту со слезами на глазах, а от него уходили с улыбкой.
«Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога»
Всё свое время он посвящал людям и молитве. Неизвестно, когда он спал. Я помню, после Пасхального богослужения, мы, молодые, уставшие после ночной Литургии, собирались идти спать по кельям. А батюшка встретил нас и сказал: «Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога». И мы прошли с пасхальными стихирами вдоль монастырской стены с радостью, и усталости как не бывало! И видим, что батюшка уже разоблачился, выходит из своей кельи в фуфаечке, с посохом и идет в лес. Вот молитва праведника! Он шел в лес, чтобы продолжать молитвенно предстоять пред Богом за всех нас.
Я знал более ста представителей организованных преступных группировок Северного Кавказа, Ростова, которые приезжали к отцу Ипполиту. И многие из них оставили свое преступное занятие. В монастыре спасались тысячи людей. Мусульмане становились христианами. Я свидетельствую об этом как очевидец. Бандиты становились кроткими как ягнята. Например, человек, который был правой рукой предводителя преступной группировки, стал преподавателем юридического факультета. Вот что происходило в нашем монастыре с его обшарпанными стенами и непозолоченными куполами. «Взыскание погибших» совершалось в нашей обители. Погибающие воскресали для жизни — земной и вечной.
Его наставления, советы были действенны потому, что он возвещал волю Божию — и душа-христианка пробуждалась. Один монах вспоминал свой период воцерковления: «Он взял меня за руку — и мир перевернулся». Его простое слово было посолено благодатью Святого Духа, проникало глубоко в сердце и, со временем, спустя месяцы, а порой и годы, прорастало и давало плоды. Поэтому батюшку по праву можно назвать «детоводителем ко Христу».
Старец Ипполит, представитель русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, в Священном Киноте Афона. Отец Ипполит сидит третий справа
Удивительно, что при всех высоких духовных дарованиях отец Ипполит был прекрасным хозяйственником. Он в течение долгих лет восстанавливал Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне и был его экономом. На родине поднял из руин 15 храмов Курской области. Он основал четыре монастыря и принимал участие в их строительстве. Это два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский — в Северной Осетии-Алании; Казанский женский в Курской митрополии и Воскресенский женский в Белгородской митрополии. Батюшка из руин восстановил Рыльский монастырь и основал около него пять скитов.
Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, батюшка понимал важность ее целостности
Важно отметить, что у батюшки было масштабное, государственное мышление, чего порой не хватает современным политикам. Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, он понимал важность ее целостности. Об Алании он говорил, что ей необходимо быть в единстве с Россией.
Это основные штрихи к портрету отца Ипполита. Без них мы не поймем, кто же был с нами рядом. А это — истинный ученик и посланник Христов. Масштаб его личности открывается с годами, мы до сих пор не осознали это. Многие называют отца Ипполита Серафимом Саровским XX века. И не только потому, что они земляки: батюшка родился в 20 км от родины преподобного. Они были близки по духу и подвигам. Батюшка тоже был богородичным подвижником. Он 17 лет провел на Афоне в уделе Божией Матери. Богородица являлась ему и на Афоне, и в России.
— А как бы вы охарактеризовали служение отца Ипполита?
— Его служение было многогранным. Прежде всего пророческое служение: способность старца заглянуть в тайники человеческой души, увидеть скрытые помыслы, но не обличить, а уврачевать и исцелить. Чтобы исполнить пророческое служение, Господь даровал батюшке дар уникальной прозорливости.
Батюшка был и целителем — это редчайший дар Духа Святого. Ежедневно в монастыре проходили отчитки, а по субботам — большие «вычиты», как их называл старец. Совершались они не только ради одержимых людей. Батюшка говорил: «Наши вычиты от всех немощей». Мы все, жившие в монастыре, присутствовали на этих отчитках.
Подражая святителю Николаю, которого особо почитал, батюшка сам был скорым помощником. Старец говорил: «Молитесь святителю Николаю. Я ему молился всю жизнь. Он и вас не оставит». Он слышал мысленные просьбы о помощи. Удивляясь, его спрашивали: «Как вы слышите наши обращения к вам из разных мест?» Старец отвечал: «Как слышу? Как вас сейчас». Вот так и сказал в простоте.
«Алания спасется монастырями»
— Отец Григорий, вы родом из Осетии. Каким было влияние отца Ипполита на православную жизнь вашей малой родины?
— В 1998 году (я был тогда послушником) мы с батюшкой шли лесом на источник Серафима Саровского. И он впервые поведал мне волю Божией Матери в том, чтобы в Алании были монастыри: нужно на границе с мусульманским миром открыть первый Аланский мужской монастырь. Батюшка говорил: «Как у вас красиво в горах, какие хорошие люди. Вся Алания будет в монастырях». Это казалось невероятным, в то время в наших краях не было ни одного монастыря. Он говорил, что только монастырями Алания спасется.
По поручению старца я приехал к митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону († 2003) передать благословение архимандрита Ипполита на открытие в Осетии мужского монастыря. Батюшка посвятил его Успению Божией Матери. Владыка Гедеон с радостью принял это благословение, он почитал старца и называл его святым человеком.
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь находится в 50 километрах от Владикавказа в живописном Куртатинском ущелье. Это самый высокогорный монастырь России. Позже был основан второй — Аланский Богоявленский женский монастырь. Старец с точностью определил места основания обителей, не побывав там ни разу. Также по благословению отца Ипполита в Осетии был создан благотворительный фонд «Успение», который оказывал помощь духовному строительству — созданию этих двух монастырей. Его возглавила духовная дочь старца Наталья Федоровна Носова.
Аланский Свято-Успенский монастырь
Аланы — предки осетин, они восприняли христианство от Византии в начале X века. Старец Ипполит на расстоянии в полторы тысячи километров окормлял свою осетинскую паству. Это подвиг апостольского служения, сотворенный духом и молитвой. Даже у апостолов такого не было, чтобы они просвещали землю, не побывав в ней. Это величайшее чудо.
С середины 1990-х годов вся Осетия непрекращающимся огромным потоком ехала в никому не известный город Рыльск, чтобы получить благословение и помощь отца Ипполита. От бандитов до министров — все бывали там. Осетины начали постепенно возвращаться к исконной вере своих предков — Православию. Сама Матерь Божия и Николай Чудотворец приводили наш народ в Рыльский монастырь. Через отца Ипполита люди открывали для себя Отца Небесного.
Алания — маленькая страна, осетины — единственный древний христианский народ на Северном Кавказе. Это форпост на юге России; от положения в Алании зависит надежность ее южных рубежей. Алания должна превратиться в духовную твердыню, а фундамент этой крепости заложил архимандрит Ипполит.
Умирал — и ожил, пропадал — и нашелся
— Расскажите, пожалуйста, о случаях прозорливости и чудотворений отца Ипполита.
— Море чудес совершено отцом Ипполитом, свидетелем которых я был. Это исцеления от многих страшных болезней, рака, СПИДа, наркомании. Но самое великое чудо, которое сотворил отец Ипполит, — это преображение человеческих душ, изменение уже сформировавшегося характера, когда человек вошел в зрелость. Был наркоманом — стал семьянином, отцом. Умирал — и ожил, пропадал — и нашелся. Эти блудные дети Христовы тянулись со всех концов страны в Рыльский монастырь. Старец их встречал, обнимал своими натруженными руками и любовью. Тельца упитанного предлагал в пищу и приводил в Церковь.
Вид храма Аланского Богоявленского женского монастыря
Однажды к батюшке подошла послушница-осетинка и попросила: «Отец Ипполит, помолись, пожалуйста, за мою мать Уарди». Сказала и сама забыла. Через несколько месяцев приходит телеграмма о том, что ее мать в тяжелом состоянии. Она подходит к старцу, а он, не видя телеграммы, говорит: «Поезжай домой, Уарди с покаянием». Когда эта послушница приехала на родину, то мать со слезами на глазах попросила у нее прощение за все годы унижений и оскорблений, которые пришлось дочери претерпеть от нее. На смертном одре Уарди говорила своим родственникам: «Никого не осуждайте и молитесь Господу Богу».
В моей жизни был подобный случай. Во Владикавказе у меня была родственница, которая не доверяла священнослужителям. Считала себя верующим человеком, но не соглашалась ни исповедоваться, ни причащаться, утверждая: «Чего плохого я сделала в жизни? Я безгрешна, потому что делала людям только добро». Я подошел как-то к отцу Ипполиту и сказал: «Я хочу пожаловаться на Тамару: ей уже 94 года, а она не хочет причащаться. Как же она отойдет ко Господу?» Старец ответил: «Ну, надо молиться, отец, надо молиться». Через полгода приезжаю в Осетию и узнаю, что Тамара при смерти. Прихожу к ней в дом, у нее левая часть тела парализована, а правой рукой она постоянно осеняет себя крестным знамением, чего не делала с юных лет. Она захотела пригласить священника. Он ее спросил: «Тамара, ощущаешь ли ты себя грешной?» Она кивнула головой, исповедалась и причастилась. На мой взгляд, отец Ипполит имеет дерзновение пред Богом молиться, чтобы люди не умирали без покаяния и примирения с Церковью.
Он отправлял на луг потрудиться, говорил: «Там ангелы летают». И больные после этого послушания выздоравливали
Был такой случай. Двое немцев, жителей ФРГ, приехали в монастырь на месяц. Оба были больны СПИДом. Батюшка благословил их посещать ежедневно храм, отчитки и ходить на луг. А что такое луг? За Рыльским монастырем есть территория 2000 кв. м, где болотистая местность перемежается с лесистой. И всех паломников отец Ипполит отправлял на луг потрудиться: рубить лозу, расчищать кустарник. Он говорил: «Там ангелы летают». По этим местам проходил на поклонение киевским святыням Серафим Саровский и останавливался в нашем монастыре. Отец Ипполит постоянно молился на лугу и на целебных источниках. Еще до революции неоднократно были зафиксированы явления святителя Николая на источнике, освященном в его честь. Немецкие паломники выполнили батюшкино благословение, и больше ничего — вот и вся терапия. Возвратившись в Германию, сдали повторные анализы: СПИД не обнаружен. И потом из Германии пришло к нам письмо с просьбой наладить регулярные автобусные рейсы в наш монастырь.
Старец Ипполит с паломниками из Осетии
У меня родственники живут в Москве. Однажды они прислали в монастырь знакомую — администратора гостиницы «Космос», у нее был рак. Батюшка сказал: «У тебя ничего нет, поезжай, только молись Богу и читай акафист святителю Николаю». Вот и весь разговор. По возвращении в столицу она сдала повторный анализ на гистологию. Лечащий врач, держа в руках свежие результаты анализов, спросил ее: «Ты где была два дня? Поздравляю, у тебя ничего нет».
Или такой случай. Молодой человек Игорь П. был болен СПИДом и гепатитом С. Он был худым, с язвами на теле. По благословению старца ходил на луг, был на отчитках. Трудиться он не мог. Через полгода анализы оказались чистыми по двум заболеваниям. Еще пример: Кирилл, у него был СПИД, через полтора года выздоровел.
Подобные чудеса происходят и сейчас. Сегодня рыльская братия собирает горы записок на могилке старца. Люди знают, что эти записки не остаются в земле. Старец принимает их и молитвенно предстоит пред Христом. Еще при жизни батюшки были случаи, когда люди даже не успевали дописать свою просьбу, отправить письмо в Рыльск, а уже получали помощь и проблемы разрешались.
«У человека сколько любви, столько и крыльев»
— Какие поучения старца вам особенно запомнились?
Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть
— Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть. Отец Ипполит не любил, когда люди жаловались и осуждали друг друга. Вспоминаются слова преподобного Антония Великого, что нет большего нечестия под небом, как если кто осуждает ближнего и превозносится над ним. Он сам никогда никого не осудил. В страшных грехах ему каялись люди. Вот один паломник приезжает, говорит громко, не стесняясь никого: «Батюшка, я убийца, я людей убивал», — и он не сказал ему ни слова осуждения.
Как-то отец Ипполит сказал: «Сколько грехов, сколько немощей у людей, а Господь все покрывает Своей благодатью». Как бы наши грехи ни были тяжелы — это капля в море Всепрощения Божия. И из уст такого человека особенно убедительны были эти слова.
Однажды батюшка спросил у паломника: «Сколько крыльев у Ангела?» — «Два крыла». — «А у Серафима?» — «Шесть». — «А у человека сколько?» — «Батюшка, не знаю». — «А у человека — сколько любви, столько и крыльев».
Скорая помощь
— Расскажите, пожалуйста, о посмертных чудесах старца.
— Когда батюшка преставился, у него не было трупного окоченения, и все, кто прикладывался к ручке, ощущали ее мягкость. На девятый день после упокоения батюшки деревянный крест на его могиле обильно замироточил. Благоуханное миро собирали в бутылочки. А на сороковой день сестры основанного отцом Ипполитом женского Казанского монастыря из села Большегнеушево ощущали благоухание, аромат, исходящий от могилки батюшки. Они взяли с собой земельку, и она у них в монастыре несколько дней еще благоухала.
Чудеса на могилке батюшки происходят постоянно. В Покровском скиту монастыря жил паломник из Ростова-на-Дону. Внешне нормальный, но внезапно началось беснование, он крушил все вокруг, нападал на скитоначальника, послушников, бил посуду. Его связали, чтобы довезти до монастыря. Зимой в одном свитере уложили на могилку батюшки. Полчаса он пролежал, с тех пор никаких приступов нет.
Памятник архимандриту Ипполиту на территории санатория Марьино (дворцово-паркового комплекса бывшего имения Барятинских).
Скульптор — В.М. Клыков
Недалеко от монастыря расположен санаторий Управления делами администрации Президента России — Марьино. На его территории поставлен первый памятник отцу Ипполиту работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова. Вячеслав Михайлович глубоко почитал старца Ипполита, называл его великим человеком. Он создал надгробное распятие на могилке старца и свою последнюю работу — теплый памятник отцу Ипполиту. Нам известно несколько случаев исцелений от неизлечимых недугов после молитвы перед этим памятником.
Сейчас даже через фотографию батюшки люди получают скорую помощь. Вот недавний пример. Уже много лет я сопровождаю паломнические группы на Святой Земле. Среди них — богомольцы из русского Никольского храма во Флоренции. Узнав о чудесах старца Ипполита, они попросили подарить его фотографию. И я, в очередной их приезд в Иерусалим, подарил снимок, который когда-то сделал сам в Рыльском монастыре в день 70-летия батюшки.
С этим фото, сделанным в день 70-летия батюшки, связаны чудеса Вскоре по возвращении в Италию, в ноябре 2016 года, одна из паломниц, Мария Милюкова, в тяжелом состоянии была доставлена в больницу города Борго-Сан-Лоренцо. Покидая квартиру на машине «Скорой помощи» и на ходу теряя сознание, она взяла лишь фото батюшки. Даже когда ее на каталке возили на МРТ, она держала в руках фото человека, которого она при жизни не знала, но искренне полюбила. В считанные дни, к изумлению врачей, она пошла на поправку.
В эти дни в ее палату поместили 78-летнего итальянца Джанпаоло из города Виккьо. Больница была переполнена, и не оставалось свободных коек. Его состояние было крайне тяжелым: гнойная пневмония, высокая температура. Надежды на выздоровление не было. Как-то поздно вечером старик начал задыхаться, и Мария спросила: «Можно, я приложу к тебе фото святого человека?» Он согласился, и Мария молитвенно обратилась к помощи старца, крестообразно прикладывая его снимок к голове и груди умирающего. Вскоре дыхание больного восстановилось, температура нормализовалась. Заведующий отделением больницы, узнав о произошедшем, сказал: «E successo miracolo» («Здесь случилось чудо»). По просьбе настоятеля русского Свято-Никольского храма во Флоренции протоиерея Георгия Блатинского Мария передала фотографию старца в алтарь.
«Важно помнить, что именно в наше немилосердное время жил такой многомилостивый батюшка»
— А как чада и почитатели отца Ипполита стремятся поведать о старце, увековечить память о нем?
— В последние годы начался новый этап почитания отца Ипполита. В 2017 году мы отметили 15-летие его упокоения. Тысячи людей приехали в монастырь почтить его память. На федеральных телеканалах вышло несколько передач о старце. Ему посвящено шесть книг. Готовится к изданию сборник воспоминаний и свидетельств о батюшке — Книга памяти. В феврале нынешнего года мы, чада и почитатели старца, создали Общество ревнителей памяти архимандрита Ипполита (Халина). Тем самым мы возрождаем старую традицию почитания святых подвижников. 18 апреля в этом году будем отмечать 90-летие со дня рождения дорогого батюшки.
Выступление братии Рыльского Свято-Николаевского монастыря на ежегодных днях памяти архимандрита Ипполита в Москве. Справа налево: инок Григорий, иеромонах Ипполит, иеродиакон Досифей
Господь пришел в мир, чтобы показать путь на Небо и вернуть нас в рай. Этот путь Христов в XX веке нам показал верный ученик и последователь Спасителя — отец Ипполит. Важно, что именно в наше немилосердное время жил такой человек — многомилостивый батюшка. Он примером собственной жизни, молчаливой проповедью показал, как жить, чтобы спастись. Его можно назвать «единым от древних», духовной глыбой. На Курской земле жил исполин духа. Господь сподобил нас быть рядом с ним.
С иноком Григорием (Пенкновичем) беседовала Надежда Шелепова
Православие.Ru
Вверх ▲ — Отзывы читателей (2) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Сергей | 30 декабря 2022, 17:39:08 |
e-mail, город: Волгоград |
Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Истина; всё что вы делаете тайно то для Господа явно.
Евгений Батраков | 23 января 2022, 18:40:33 |
И что с того, что крест замироточил? Какое это имеет отношение к Иисусу Христу? Глупости все это — кресты, мира, церкви, посты… Верить нужно и жить так, как жил Христос. И все.
Биография
Родился в 1928 году в селе Субботино (ныне — Солнцевского района Курской области) в крестьянской семье.
В юности Сергей Халин поступил в Глинскую пустынь, где его духовником стал глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), исповедник, прошедший пытки и лагеря, ныне прославленный в соборе Глинских святых. «Батюшка, Вы умрёте, кто же после Вас будет старцем?» — однажды простосердечно спросил его молодой послушник. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник.
После закрытия в начале 1960-х годов Глинской пустыни послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре и там стал келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он принял монашеский постриг с именем Ипполит.
В конце 1960-х годов, когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне, Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами — Илием (Ноздриным), Авелем (Македоновым) — поехал на Святую Гору.
Там он в течение 17 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в том числе четыре года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой.
В 1991 году он вернулся в Россию и принял в управление Рыльский Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого из руин посвятил последние 11 лет своей жизни.
В Рыльском Николаевском монастыре архимандрит Ипполит стал известен как всероссийский старец, к нему съезжались за советом и благословением множество паломников со всей России, люди разных национальностей. Ипполит благословлял, наставлял основывать монастыри в разных уголках России.
Прозорливость Ипполита поражала многих.
Памятник на территории усадьбы Барятинских
Скончался 17 декабря 2002 года в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре. Похоронен на территории монастыря.