Пар изо рта. Блаженный Исидор и его безденежный храм


Житие блаженного Исидора Ростовского

Святой блаженный Исидор родился в Пруссии в окрестностях города Бранденбурга, был сыном знатных и богатых родителей, исповедующих католицизм. По преданию, он приходился ближним родственником Великого Магистра Немецкого ордена и участвовал в крестовых походах. Нам не известны те обстоятельства, при которых бывший немецкий рыцарь обрел истинную православную веру, а затем в середине XV века переселился в Русскую землю. Покинув свой дом, он, одетый в лохмотья и с посохом в руках, прошел пешком многие страны и веси, пока не остановился, наконец, в городе Ростове.

Ростов Великий на протяжении многих веков был центром северо-восточных владений русских князей и издревле широко славился своими храмами и монастырями, в которых подвизались святые иноки-чудотворцы. Здесь блаженный Исидор принял православие и возложил на себя особый подвиг — юродство Христа ради. Под видом безумца он смело обличал людские грехи и пороки, особенно — у богатых и власть имущих, смиренно переносил побои и насмешки неразумных горожан, терпел голод и холод, и был лишен всякого земного утешения. Святой всю свою жизнь оставался в крайней нищете, поселился он в убогой хижине из хвороста, которую сам соорудил на островке посреди городского болота. Сюда он удалялся для ночной молитвы, а дни проводил, юродствуя на улицах. Благодаря своим подвигам, Исидор сподобился дара чудотворения и прозорливости, ростовчане прозвали его «твердисловом» за то, что предсказания его всегда сбывались.

Блаженный Исидор заранее предвидел свое отшествие ко Господу и, за несколько дней до кончины, затворился в хижине для сугубой молитвы. Преставился он 14 мая 1474 года (по другим данным — 14 мая 1484 года). Некий прохожий, находившийся неподалеку от кельи угодника Божия, почувствовал исходившее от нее дивное благоухание и, когда вошел внутрь, то увидел Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками. Блаженный Исидор был погребен на том самом месте, где стояла его хижина, а над его могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, совпал тогда с навечерием сего праздника.

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец

Дни памяти: 14 мая

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, родился в Германии, в окрестностях, вероятно, Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания. Уже в ранней юности отличаясь чистотой и милосердием, святой Исидор раздал богатство убогим и ради Царства Небесного оставил родительский дом. Приняв на себя подвиг юродства Христа ради, он в лохмотьях и с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, терпя повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои. Последней страной на пути его скитаний оказалась Россия. Блаженный Исидор принял Православие и поселился в Ростове Великом. Построив себе непокрытую хижину из хвороста на болотистом пустыре в черте города, святой угодник Божий совершал в ней долгие ночные молитвы. Дни же он проводил на городских улицах, смиренно перенося все тяготы и поношения с усердной молитвой за своих обидчиков. Спал святой днем очень мало и не иначе, как на куче навоза или на сырой земле. Вдохновляемый в своих многотрудных подвигах горячей любовью к Богу, он претерпевал всякое озлобление и скорбь с таким усердием, что своим терпением уподобился древнему Иову. И Господь прославил такую нелицемерную любовь подвижника даром чудотворений. Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, брошенного в бушующее море по жребию его попутчиками. Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше. Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца и повелел ему объяснять всем чудесное избавление от смерти силой Божественного милосердия. Впоследствии при случайной встрече на одной из ростовских улиц со спасенным им купцом он вновь настоятельно потребовал не разглашать тайну своего чудесного заступничества, а воздавать благодарение Богу. Сохранился и другой рассказ о даре чудотворений блаженного Исидора. Однажды блаженный Исидор пришел ко двору Ростовского князя в момент, когда тот принимал у себя епископа, и просил у одного из стражников воды для утоления жажды, но был грубо изгнан от княжеского дворца. Тем временем слуги, посланные князем за водой для стола, были немало удивлены, обнаружив все сосуды с запасенной прежде водой совершенно пустыми. Когда князю доложили о грубом обращении с юродивым, он строго наказал своего стражника, повелел отыскать блаженного Исидора и умолить его явиться во дворец. Вскоре угодник Божий был доставлен к князю. Он вошел с большой просфорой в руках, которую преподнес епископу со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобщему удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполненными чистой родниковой водой. И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфорой в Ростов не были плодом воображения блаженного, которого ангел Божий действительно восхитил, подобно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенному обратно после причащения Святых Христовых Тайн из рук Святейшего Патриарха Петра). Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Особенно ярким подтверждением правильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарьи Луховской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новобрачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блаженного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем горе, князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапонтов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского (1489). Блаженный Исидор получил откровение от Господа о своей кончине за несколько дней до смерти. Он мирно отошел к Господу в своей хворостяной келлии 14 мая 1474 года. Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлившимся по всему городу. Некий прохожий, находившийся неподалеку от келлии святого угодника Божия, почувствовал благоухание, исходившее от его хижины. Когда он в нее вошел, то обнаружил святого Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо было устремленным горе. Погребен святой на месте, где стояла его хижина, а над могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня. Впоследствии, в 1566 году, на средства и по приказу Иоанна Грозного деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивали в этом приделе под спудом. Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (1636) написано: «Майя в 14 день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.

Чудеса и почитание блаженного Исидора Ростовского

Один купец, который также жил в городе Ростове, чуть было не погиб во время очередного морского путешествия. На море поднялась сильная буря, корабль остановился и стал тонуть. Тогда корабельщики решили метнуть жребий, чтобы понять, за чьи грехи им приходится терпеть такое бедствие. Жребий пал на купца и его спустили в море на доске. Корабль благополучно пошел дальше, а несчастный купец отчаянно молился и каялся за свои проступки. И тут, в самый критический момент, ему явился блаженный Исидор и, взяв купца за руку, спросил его: «знаешь ли меня, о человече?» Купец же едва только мог проговорить: «О, раб Божий Исидоре! Помоги мне окаянному и избави меня от горькой смерти, и не оставь меня погрузиться в этом море!». Святой ободрил купца и посадил его на ту же доску, которая после этого быстро понеслась по морю вдогонку за кораблем. Купец возвратился на свой корабль и, поскольку святой запретил говорить кому-либо о нем до его смерти, на все вопросы отвечал, что Божественная сила спасла его от потопления. Только после преставления святого он смог уже открыто всем поведать о случившемся чуде.

Другой известный случай произошел на княжеском пиру. В один день князь того города попросил епископа сотворить о себе и обо всем своем доме сугубую молитву и пригласил его на обед со всем церковным клиром. Перед званым обедом зашел в княжеский дом и блаженный Исидор, как бы для того, чтобы попросить себе воды, на деле же он хотел преподать свое благословение князю. Но приставник, занятый многими важными хлопотами, с досадой отогнал его прочь и не дал потребного. Тогда Господь решил проявить перед всеми Своего сокровенного угодника. Как только почетные гости сели за обед, слуги с ужасом обнаружили, что все сосуды для питья оказались пустыми. Тут приставник уразумел свой грех и сообщил об этом князю. Опечаленный князь повелел искать Исидора по всему городу, но никто не мог его найти. Между тем обед уже подходил к концу, а потребного питья так и не было. В этот момент появился на трапезе блаженный Исидор, и, имея в руке просфору, дал ее епископу со словами: «Прими, о, епископе, эту просфору, что я принял в этот час от руки Святейшего митрополита в Киеве, в церкви святой Софии». И тотчас все сосуды с вином оказались наполненными. Святой же быстро выбежал на улицу и, будто безумный, принялся играться вместе с малыми детьми.

Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. В самый разгар свадебного пира вошел вдруг в палату блаженный Исидор и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: «Вот тебе и архиерейская шапка!». Все смутились, но блаженный уже убежал и никому не объяснил своего поступка. Через некоторое время, однако, все открылось. После рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скоропостижно скончалась, а сам князь удалился от мира и принял постриг в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф. С 1481 по 1489 гг. он был архиепископом в Ростове. По старости лет он оставил кафедру и удалился на покой на место своего пострижения, в Ферапонтов монастырь, где и преставился.

Мощи святого блаженного Исидора почивают под спудом. Однажды, некий иерей, который служил в церкви святого Вознесения, построенной на месте хижины блаженного Исидора, решил открыть его тело. Но, когда он принялся копать, некоторая Божественная сила внезапно отринула его от гроба, и он впал в полное расслабление. Тогда пресвитер понял, что его намерение было неприятно угоднику Божьему, и стал молить о прощении. После этого случая уже никто не решался больше беспокоить могилу святого. Царь Иоанн IV почитал блаженного Исидора, как одного из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенной помощи которого в 1563 году удалось освободить город Полоцк от польских интервентов.


Рака с мощами блаженного Исидора Ростовского

Почитание блаженного Исидора началось сразу же после его преставления, как в самом Ростове, так и за его пределами. В месяцеслове 1487 года под 14 мая уже была отмечена память блаженного Исидора, а также в Уставе Троице-Лютикова монастыря, составленном в 1474-1513 гг. и святцах XVI века. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636 год) указывается: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».

Произведение: Житие Исидора Твердислова

ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ…

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган–Тарковской

  • Вступление
  • Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…
    • Чудо 1 святого Сидора. О купце, которого спас он из пучины морской
    • Чудо 2 святого Сидора. О князе, которому блаженный молитвами обильное питье сотворил
    • Чудо 3. О смерти святого Сидора
    • Чудо 4 святого Сидора
    • Чудо 5 святого Сидора. О человеке, потерявшем рассудок
    • Чудо 6 святого Сидора. О больном, страдающем глазами и головой
    • Похвала святому Сидору

Вступление

Житие Исидора Твердислова является образцом жития юродивого со всеми деталями, характерными для агиографического памятника этого вида. В. О. Ключевский отметил, что оно лишено каких‑либо исторических примет, хотя посвящено реальному лицу (Ключевский В. О.

Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 280—281). В Житии сказано, что Исидор (или Сидор) пришел на Русь с запада, из «латинских» стран, и принадлежал к знатному роду, что было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого, неизвестно. Он жил и умер в Ростове, и с его именем связано строительство Вознесенской церкви, сначала деревянной, а при Иване Грозном, в 1566 г., — каменной, сохранившейся до сих пор среди древних земляных валов и больше известной под именем церкви Исидора Блаженного; ее строитель — мастер Андрей Малой. (
Иванов В.
Ростов и Углич. Изд. 2–е, дополн. М., 1975. С. 126, 137—140). Исследователи, исходя их данных рукописей XVII‑XIX вв., называют и даты жизни Исидора: в 1419 г. он пришел в Ростов, в 1474 (или в 1484 г.) умер. Исидор стал почитаться святым задолго до его официальной канонизации, происшедшей во второй половине XVI в. — между 1552 и 1563 г. (или между 1549 и 1563 г.). Самые ранние списки Жития относятся к началу 30–х гг. XVI в., но основной текст мог быть составлен и в конце XV в. Житие включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и содержится в рукописи
РНБ,
Софийское собр., № 1321, составленной в 1541 г. в Новгороде в бытность Макария новгородским архиепископом.

В тексте Жития неоднократно подчеркивается, что современники принимали Исидора за «юрода», сумасшедшего, смеялись над ним, оскорбляли его, даже били. Но юродство в Древней Руси часто не было проявлением душевной болезни. Юродство «Христа ради» было формой служения Богу, обусловленной особым этикетом поведения — аскетизмом, оскорблением и унижением плоти, самоуничижением, мнимым безумием. Своим видом и образом жизни юродивый укорял общество (Ковалевский И.

Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. М., 1895;
Панченко А. М.
Смех как зрелище //
Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В.
Смех в Древней Руси. Л., 1984). Юродивый мог безнаказанно обличать власть имущих. Этого сюжета, кстати, нет в Житии Исидора, лишенного социально острых эпизодов, в то время как в других житиях юродивые спорят даже с царем Иваном Грозным.

Чудеса Исидора, занимающие значительное место в памятнике, представляют собой довольно живые литературные новеллы, соприкасающиеся с новгородскими легендами, — чудо о купце напоминает эпизод из былины о Садко, чудо о князе совпадает с одним из чудес святого Николы Качанова, а запрет тревожить могилу Исидора при всей своей традиционности находит аналогию в летописи, где под 1462 г. рассказывается, как был наказан великий князь Иван III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным.

В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи РНБ,

собр. Титова, № 2059, нач. XVI в. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции — на материале «Жития Исидора Ростовского» // Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа–го Росиа–бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, № 23).

Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV — начала XVI в., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в ВМЧ,

позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV‑XVI в.). Ч. 1. А—К. С. 280—284).

Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи ВМЧ

Макария,
РНБ,
Софийское собр., № 1321, лл. 404 об. —406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям
РНБ,
Софийское собр., № 1419, 1361, 1369, XVI в.

Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…

14 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ, ПО ПРОЗВИЩУ ТВЕРДИСЛОВ, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу. И, играючи, Исидор жизненный пусть свой прошел и небесного царства достиг.

Блаженный этот, как рассказывают некоторые люди, в западной стороне, в латинском народе, в немецкой земле родился и воспитался, в семье славных и богатых; как говорят, был он рыцарского рода. И, возненавидев богомерзкую латинскую веру предков, возлюбил истинную нашу христианскую и православную веру и запечатлел в сердце своем Господне слово, гласящее: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» И эти слова блаженный на сердце положил, тайно от всех уходит из дома своего, недалеко отойдя, сбросил платье с себя вместе с влекущими в бездну лжеучениями, и начинает жизнь Христа ради юродивого и безумную, как думалось людям, по апостолу, сказавшему: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное, и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее».

И так он землю и отечество свое покидает; и к восточным странам направился, чтобы найти издревле утраченное отечество. И грады минуя, и села, и многие обиды блаженный смиренно терпит, и побои от глупых людей принимает, считающих его юродивым и безумным. И, много страдая от стужи зимней и от жара солнечного, день проводил как юродивый, ночью же молитву непрестанно к Богу воссылал и, плача, твердил себе: «О Сидор, многими трудами войти тебе в царство небесное, ибо тяжек путь в царство небесное и страдальцы достигнут его». И такими словами утешался блаженный.

И так из града в град переходил. И дошел до славного и многолюдного града Ростова. И тут решает блаженный жить. Все же его принимали за юродивого и ума лишившегося, и много доставляли ему оскорблений и обид, и раны наносили ему. Блаженный же, будто не чувствуя своего тела, все с благодарностью терпел, помня прежний подвиг основателя веры и творца Иисуса, и никаким злом досаждающим ему не платил, только молча молил Бога, чтобы отпустил им грех этот. И никто не видел добродетельного его жития. Устраивает же себе блаженный хижину из хвороста без крыши на сухом клочке земли в городе среди болотца, где святое тело его теперь лежит, чтобы, когда молитву станет творить он, не видели бы его люди.

Так святой мирскую жизнь эту суетную проходил и славу мира сего ни во что не ставил. Днем его оскорбляют и унижают многими притеснениями, когда же ночь наступает, вновь святой в свою хворостяную хижину приходит и всю ночь без сна в молитвах и слезах коленопреклоненный проводит. Когда же утро наступает, снова святой из лачуги выходит, и со многим трудом без отдыха ходит по улицам и помойкам, и в нечистотах сидит, либо в своей хижине остается, на голой земле лежа, и здесь почти не предавался сну, не имея у себя ничего в хижине своей, но только нагое свое тело, окруженное хворостом, тоже непокрытым. И когда случался мороз, снег или дождь, святой и тогда тело и хижину имел непокрытыми. И так жил изо дня в день.

И насколько блаженный Бога возлюбил, настолько Бог его на весь мир прославил, в будущем же вечном и бесконечном царстве сторицей вознаграждает. И получает святой от Бога дар пророческий, так что чудеса он мог творить. Подобает мне, узнавшему о многих удивительных чудесах святого, вспомнить из них хотя бы некоторые и тем завершить слово.

Чудо 1 святого Сидора. О купце, которого спас он из пучины морской

Случилось, что один купец из града того, в котором святой жил, отправился в море по торговым делам. И когда плыли они на корабле, внезапно корабль остановился и волны стали его разбивать, и уже все ожидали смерти. Решили тогда корабельники, что бросят жребий<�и узнают>, из‑за кого корабль встал. И пал жребий на того купца. И, посадив на доску, сбросили его в море. Корабль же быстро с того места пошел, а человек тот стал тонуть, и волны его в море стали швырять, и отчаялся он остаться в живых, и не надеялся, что кто‑нибудь ему поможет.

И вот внезапно предстал пред ним блаженный Сидор, по морю как по суху идущий, и поддержал его, и сказал ему: «Знаешь ли меня, человек?» Купец же с трудом только мог сказать: «О раб Божий Сидор, в нашем граде живущий, помоги мне, окаянному, избавь меня от горькой смерти и не дай мне в море утонуть». Святой же извлек его из пучины морской и сажает его на доску, и быстро по морю вслед кораблю погнал, и подымает его на корабль цела и невредима. Велит же ему святой, чтобы никому не рассказывал, но говорил: «Некая божественная сила спасла меня из пучины морской».

И когда встречал святого на улицах городских, юродствовавшего, купец мимо проходил. Святой же, ободряя его, говорил ему: «Никому не рассказывай случившегося на море». И человек только в мыслях прославлял Бога и угодника его Сидора и никому не осмелился рассказать о чуде. Но после смерти святого открыто всем поведал.

Чудо 2 святого Сидора. О князе, которому блаженный молитвами обильное питье сотворил

Невозможно забвению предать и второе чудо святого, о котором недавно узнал я от людей. В один из дней князь града того епископу велит молебен сотворить о себе и о всем доме своем, и на обед его приглашает со всем церковным причтом. И после литургии прежде прихода епископа пришел в дом княжеский блаженный Сидор и попросил питья у княжеского управителя. Все думали, что хотел он пить, а святой не пить желал, но захотел подать благословение дому и благоверному князю. Управитель же не только не подал ему, но и, бранными словами оскорбляя, прогнал его, говоря: «Уйди, безумный юродивый, уйди прочь, уйди, лишенный достойного человеческого жития, уйди, не досаждай мне». Святой же ушел, радуясь и славя Бога, никакого зла не замышляя.

Бог же показал силу угодника своего. Когда князю и епископу, за обедом сидевшими, подошла пора пития, повелел князь виночерпиям вино подавать; когда же слуги пошли, то ни в одном бочонке не нашли<�вина>. Князю рассказали о приходе Сидора и о его просьбе. Князь был в великой печали и смущении. По всему городу ищут святого и не находят. И уже обед заканчивается, а питья так и нет, и князь печалью, а более того стыдом охвачен. И тут приходит блаженный Сидор, в руке неся просфору,<�которую>дает епископу и, юродствуя, говорит ему: «Прими, о епископ, эту просфору, которую я получил сейчас от святейшего митрополита в Киеве». И тотчас слуги с приходом Сидора обнаруживают бочонки, как и вначале были, полными вина. Возвещают об этом князю. Князь же с епископом возрадовались и все прославили Бога, творящего такие чудеса через угодника своего Сидора.

Чудо 3. О смерти святого Сидора

Немного дней спустя получил весть Исидор от Бога о смерти своей и от телесных пут освобождении, что будет окончательным к Богу приближением. И неотлучно он в хижине своей в молитвах и земных поклонах и в посте пребывает, и поток слез из очей испускает. И потом лег, и руки крестообразно сложил, и сказал Вседержителю: «Иисусе Христе, в руки твои предаю дух мой». И так вместе с восклицанием дух испустил. Святая же его и непорочная душа, святыми ангелами взятая, на небеса вознеслась, радуясь. А блаженное тело его осталось на земле, верующим даруя и до сего дня исцеления.

Когда лежало его святое тело в хижине его, вдруг распространилось по всему граду благоухание. И все дивились и поражались благоуханию,<�не ведая>, почему и откуда оно идет, ибо не знали о смерти святого. И тут кто‑то, идущий мимо, увидел святого в хижине<�его>, уже умершего, на земле лежащего, и благоухание от тела его исходило. И придя, поведал всем случившееся. Пришли некие богобоязненные люди, которые верили в блаженного, приготовили в последний путь многострадальное и святое его тело и положили его в могилу на том месте, где умер. Поставили здесь и церковь, взяв благословение у епископа, во имя преславного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

Чудо 4 святого Сидора

О священнике, дерзнувшем удостовериться, свято ли его тело.

Не только при жизни этого необыкновенного мужа происходили чудеса, но и после ухода его из этого мира множество чудес совершается от святого гроба его приходящим с верою. Из них же о некоторых расскажем.

По прошествии многих лет один иерей служил у святого Вознесения, где могила святого Сидора. И замышляет иерей, как бы узнать о святом Сидоре, цела ли его плоть во гробе или нет. За помыслом иерея и дела следуют. Утаившись и взяв для того приготовленное им, приходит он ко гробу святого и начинает копать землю.

И тут какая‑то божественная сила внезапно отбросила священника от гроба святого. И стал он нем и безгласен, да и разбит параличом. И через многое время едва в чувство приходит. И обращает очи свои ко гробу святого и молча молит: «О блаженный Сидор! Помилуй меня, раба своего, согрешившего против тебя и дерзнувшего прикоснуться к святому твоему гробу». И тотчас прощение получает от святого и здоровым приходит в дом свой, радуясь.

Многие же и другие неисчислимые чудеса происходят от святого его гроба. Многие же иные верующие берут частицу от гроба его или от покрова надгробного до сего дня и приносят в дома свои, и на болящих зубами или глазами, или лихорадкой, или горячкой с верою кладут, и те вскоре выздоравливают.

Чудо 5 святого Сидора. О человеке, потерявшем рассудок

Похвально вспоминать вечно Божие человеколюбие и чудеса святых, угодивших ему. Из многих, совершившихся в последнее время, особенно сильных чудес святого это — новейшее чудо, которое видели очи наши.

Человек один из городского пригорода, называемого Соли, от многого пьянства сошел с ума и стал безумным, и людей избивал. С трудом же многие люди укротили его, связали и привели ко гробу блаженного Сидора. Он же кричал и бранные слова говорил, дико поводил очами и всех бывших с ним напугал. Когда же насильно притащили его к чудотворному гробу и когда начали петь канон святому, и тут понемногу стал в чувство приходить. И когда спрашивали его, он разумно им отвечал.

После того как развязали его, припадает ко гробу святого и, образ его целуя, многие слова благодарные произнес, как будто никакой напасти не перенес, радуясь, возвращается в дом свой в сопровождении домочадцев. И все, кто тогда там был, видели дивное чудо это. И все шли весело и так разошлись по домам своим, славя Бога и угодника его, творящего столь славные чудеса.

Чудо 6 святого Сидора. О больном, страдающем глазами и головой

Немного дней спустя другой человек из пригорода того же града по имени Федор глазною болезнью заболел. Страдал он долгое время, и от тяжкого того недуга отекли даже у него глаза, так что почти ничего не мог он видеть, а голова была для него как гиря тяжелая, и из‑за этого не мог он ни уснуть на ложе, ни ходить спокойно, но метался с места на место, ночь и день кричал и стонал беспрестанно.

Приводят его ко гробу святого поздним вечером, и проводит он ночь здесь у гроба святого. Когда же стало рассветать и после заутрени начинает иерей петь канон святому, тут понемногу начала болезнь отступать, как сам он рассказывал. При чтении же святого Евангелия прозрел человек тот. Когда спросили его там стоящие, видит ли он что‑нибудь, он ответил: «Вижу людей как столбы, а огонь как кровь». Когда закончили петь канон святому, внезапно открылись глаза его и увидел он все ясно, как и прежде.

Преклоняется он пред образом владыки Христа Бога нашего с мольбой: «О скорый помощник, о усердный служитель, блаженный Сидор, помогший мне, недостойному! За святые твои молитвы ко Христу Богу нашему какую тебе хвалу и благодарность воздам? Не ведаю, как и назвать тебя, — источником ли вечнотекущих животворных вод, что, изливаясь, более наполняется, вычерпываемый нисколько не оскудевает; богатством ли неистощимым, или сокровищем нескудеющим?» Так, вдоволь помолившись, радуясь, уходит в дом свой, славя Бога и угодника его блаженного Сидора.

Не только сюда пришедшим через прикосновение к святому гробу дивного сего мужа или к одеянию, и окроплением святой водой бывают исцеления, но и дальним, которые с верой святое имя его призывают, как сказал Господь: «Прославляющего меня прославлю», и еще сказал: «Если вы промолчите о благодеяниях Божиих, то и камни возопят». Потому‑то, надеясь на милость Божию, молитвами праведного подкрепленные, постарались мы сколько было умения нашего написать несколько избранных чудес святого во славу и благодарность Христу Богу нашему и угоднику его, и молебнику за грехи наши, блаженному Сидору чудотворцу.

Похвала святому Сидору

Как смогу описать, о блаженный, твое житие, подобное ангельскому, и твои преславные чудеса я, многогрешный душою и телом, или как вложу жемчуг твоего святого имени в свои скверные уста, но все же надеюсь на твою кротость, о блаженный юродивый, и хоть немного изреку ныне во хвалу тебе.

Радуйся, светозарное солнце, на западе воссиявший и к востоку пришедший, утраченную прежде<�духовную>родину нашедший. Радуйся, страдалец Христов непобедимый, но навеки победивший дьявола своим терпением. Радуйся, многие чудеса творящий от своего гроба, как источник вечнотекущих животворных вод. Радуйся, мудростью преисполненный, как живая сокровищница лишенный всякого порока и плотского желания. Радуйся, что небесным ум свой воодушевил и сердце свое предал всенощной молитве. Радуся, что мир тебя, жалкий юродивый, почитает блаженным, который житие по примеру Христа достойно проводил. Радуйся, что житие это земное прошел, днем глумясь над ним, ночью же оплакивая его. Радуйся, получивший взамен земного небесное. Радуйся, что, как тот древний Лазарь нищий, ныне покоишься в лоне Авраама. Радуйся тот, кто многострадальному Иову уподобился терпением.

Радуйся тот, кто в бедах и скорбях призывающим тебя охотно явился скорым наставником и заступником. Радуйся тот, кто, что пожелал, то и совершил, жизнь окончив и веру сохранив, и венец свой победный принял от всеобщего царя Христа Бога нашего, моли его за град свой, в котором добродетельно прожил и Господу угодил, и конца жития этого тленного достиг. О блаженный, помолись, как только ты смеешь, всеобщему царю Христу Богу нашему, чтобы избавились мы от грехов и бед, и напастей как душевных, так и телесных. Твоими молитвами и всех святых да удостоимся царства небесного, славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа ныне и вечно и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак блаженному Исидору Ростовскому

Тропарь, глас 4.

Просветився Божественною благодатию богомудре, целомудрием многим и терпением, во временней жизни, течение добре скончал еси. Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего: источаеши бо исцелением благодать, иже с верою притекающим ко святому ти гробу, Исидоре блаженне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8.

Возбранному и дивному в праведницех мужу, от Христа дар чудес приимшему, похвальныя ныне принесем глаголы. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, Юже моли избавитися от бед рабом твоим: да зовем ти, радуися, богомудре Исидоре.

Библиотека Русской верыКанон блаженному Исидору Ростовскому

Читать онлайн

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый


Храм Блаженного Исидора. 1911 год

До начала ХХ века в храме Вознесения хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя иоанна васильевича всея руси его царскою казною поставлена церковь сия вознесение господне в ней же исидор чудотворец при епископе никандре ростовском а делал церковь великого князя мастер андрей малой». Построена церковь над могилой св.Исидора Блаженного († 1474 г.), и на этом же месте находился прежде шалаш, в котором св.Исидор жил круглый год.

«Житие Исидора Твердислова», весьма малоизученный памятник древнерусской агиографии, гласит: «Съи убо блаженный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран, от латыньскаго языка, от немечьскыя земля рождение име и въспитание, от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерска роду бе, и възненавидев богомерзкую отеческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашу христианьскую православную веру и промышляаше в сердцы своем Господне слово, глаголющее: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет». (Цит. по рукописи Российской национальной библиотеки, Спб.)

Дата рождения святого неизвестна. Согласно житию, он происходил из знатной славянской семьи, живущей в окрестностях Бреннабора (современный Бранденбург). Важен тот факт, что крещен был Исидор в католичество. Архиепископ Филарет (Гумилевский), описывая житие св.Исидора, считал, что слова «местерска роду бе» указывают на родственные связи семьи Исидора с Великоим Магистром Немецкого ордена.

Но Исидор принимает на себя один из самых трудных видов подвижничества – юродство. Пешком отправляется он в Ростовскую землю и там принимает православие. Житие рассказывает, что днем он странствовал, как юродивый, ночью же молился слезно со словами: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается». Голод и холод, зной и жару, побои и поношения – все он сносил кротко и с любовью. Но есть в житии также рассказ о том, как приставник князя ростовского отказал блаженному в просьбе подать воды, и даже изгнал его с непотребными словами. Вообще же, пришел блаженный не для утоления жажды, но для того, чтобы дать благословение княжескому дому. А по изгнании его обнаружилось, что все вино, заготовленное в доме князя для трапезы с епископом, высохло до капли. И лишь под самый конец трапезы Исидор вернулся, подав епископу просфору со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии»,- после чего сосуды вновь наполнились вином.

«Твердислов въправду тезоименно наречеся. Утверди бо ум и с словом вкупе, еже к Богу обеща, и играя, Исидор житие се преиде и небеснаго царства достиже», — говорит житие. На брачном торжестве князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской блаженный сплел венок из полевых цветов и подал князю со словами: «Вот тебе, князь, архиерейская шапка». Тайный смысл этих слов остался непонятым тогда, но прояснился позже, когда спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня скоропостижно скончалась, а князь Оболенский оставил мир и постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).

Блаженный Исидор получил откровение о своей кончине за несколько дней до смерти, и отошел ко Господу 14 мая (27 мая н.ст.) 1474 года. По его смерти от шалаша, в котором обитал юродивый, разлилось благоухание, оповестившее жителям Ростова о кончине угодника Божия. Вскоре над могилой св.Исидора был воздвигнут деревянный храм, который по приказу царя Иоанна Васильевича был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого находились в этом приделе под спудом. Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благо­даря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поля­ков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодни­ка Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуж­дался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам бла­женного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.

В советские годы церковь св.Исидора Блаженного подверглась перестройке: был уничтожен придел блаженного, сильно пострадали фрески, выполненные ярославскими мастерами братьями Иконниковыми. В 2002 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с 27 мая 2003 года богослужения в нем совершаются каждую субботу и воскресенье, во все великие и двунадесятые праздники. Молебен у мощей св.Исидора – каждую субботу в 11.00. Реставрация храма идет очень медленно, поскольку храм является памятником архитектуры, и все работы требуют тщательного подхода. Настоятель храма – священник Олег Ельцов, который с полным самопожертвованием занимается трудом восстановления этого замечательного образца ростовской святыни. С ним можно связаться при встрече или на сайте храма: www.isidor.pro.

Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 8

Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.


Храм Блаженного Исидора. Наши дни

Блаженный Исидор Ростовский. Иконы

Изображения блаженного Исидора встречаются в иконописи, в книжной миниатюре и графике, росписях храмов, в произведениях лицевого шитья, резьбы по дереву, ростовской финифти (живописи по эмали). Согласно иконописному подлиннику Исидор выглядел следующим образом: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». К редким единоличным изображениям святого относится икона «Блаженный Исидор Ростовский, предстоящий Богоматери с Младенцем». Святой написан в рост, в повороте влево, в молении перед образом Божией Матери с Младенцем. Исидор одет в оливковую одежду, которая спускается чуть ниже колен, пальцы поднятой правой руки сложены в двуперстном жесте. У него короткие густые волосы и небольшая борода.


Блаженный Исидор Ростовский. Государственный музей-заповедник. Ростовский Кремль, ХVI век. Шитье Блаженный Исидор Твердислов, предстоящий Пресвятой Богородице с Младенцем Христом. Первая половина XVII в. СИХМ Блаженный Исидор Ростовский. Минея — Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА Блаженный Исидор Ростовский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 мая (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Блаженный Исидор изображался преимущественно на иконах с избранными Ростовскими святыми, а также с преподобным Авраамием и Ростовскими святителями.


Святитель Иаков, преподобный Авраамий и блаженный Исидор Твердислов Ростовские. Конец XVI — начало XVII вв., Савин Истома. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Храмы на Руси во имя блаженного Исидора Ростовского

Храм во имя Вознесения Господня, который был построен на месте хижины святого, называют также и его именем (подобно тому, как Покровский собор в Москве — собором Василия Блаженного). В 1566 году, на средства и по приказу царя Иоанна IV, первый деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивают в этом приделе под спудом.


Храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя блаженного Исидора Ростовского

Другой храм, посвященный святому Исидору, находится на его родине в Германии. Это современная постройка начала 2000-х годов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]