Св. Мартин, папа Римский |
Мартин I Исповедник
(+ 655), папа Римский, святитель Память 13 апреля (Греч. [1], Итал. — «со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших» [2]), 14 апреля [3], 16 сентября (Антиох. [4], Греч. [5]), 20 сентября (Греч. [6], Итал. — «со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших» [7])), в Соборе Крымских святых
Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди, Умбрия, Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.
Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.
Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. «И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу». Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».
Четыре года спустя (653), через год после смерти Олимпия, папа Мартин и прп. Максим Исповедник были арестованы по обвинению в государственной измене. Попутно на словах прибавлялись разные обвинения, и религиозные, и политические, будто папа неправославно учил ο Богородице или будто он посылал деньги сарацинам. К тому времени папа уже несколько месяцев лежал в подагре. Экзарх Италии Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи.
В сентябре 654 года измученного исповедника привезли на суд в Константинополь.
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.
«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» — начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.
Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим…» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»
«Ну, a ты, — ответил папа, — ты помешал Георгию и Валентину восстать против императора?» (Это было восстание в Константинополе, путем которого воцарен был Конста, ныне царствующий) «Удалось ли вам помешать? Так как же я (безоружный), что мог я сделать против человека, располагавшего всеми сухопутными и морскими силами Италии?» — К этому папа добавил: «Прошу вас, Христа ради, сделайте со мной скорее, что вы хотите. Всякая смерть будет для меня благодеянием.»
Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита — судьи — собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, — приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей — выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.
Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», — и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Через три месяца тюремного сидения в марте 655 года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:
«Хлеб известен здесь только по имени… Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха».
Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.
Свт. Мартин скончался 16 сентября 655 года, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
Ранние годы
Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.
Начало служения
В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.
Святой Мартин Исповедник
Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.
Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.
Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.
Падение
Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.
Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.
Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.
Икона святого Мартина, папы Римского
Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.
Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.
Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Смерть
Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.
О мощах почитаемых мучеников:
- Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны
- Мощи святителя Тихона Задонского
- Мощи святого князя Александра Невского
Святой Мартин Турский, епископ
Милостивый или Турский Мартин – это епископ Тура. Он стал одним из самых почитаемых французских святых. Мартин жил во времена существования Кандии или Лугдунской Галлии, что была частью Западной Римской империи.
Мартин стал для жителей Европы покровителем христианства. При жизни он активно насаждал традиции для монашества, но при этом сам был хорошим примером.
Турский епископ всегда мечтал стать монахом, но это удалось ему не до конца. Святой епископ был призван служить в сане, так как жители захотели видеть главой церкви только его персону. Свои мечты о монашеской жизни святой воплотил при обустройстве обители, которую выстроили рядом с местами уединения бывшего офицера Мартина.
История жизни
Мартин родился там, где сегодня расположена Венгрия. Это было местечко под названием Паннони, где были хорошо известны дела преподобного Антония Великого. С самого детства мальчик грезил о монашеской жизни. Семья мальчика была нехристианской, отец заставил его выбрать военную карьеру. Поэтому будущий святой попал на территорию Галлии, где вынужден был нести службу офицера.
Военные привыкли к жесткости, особенно, если это касается начальствующего состава. Но это утверждение не относилось к Мартину. Он относился с пониманием к каждому солдату. Однажды разорвал свой плащ военачальника и отдал раздетому мирному жителю, которого войско встретило на улице. Этот поступок привел к тому, что Мартина святого стали сравнивать с Христом.
Затем будущий святой отказался выполнять свои воинские обязанности. Мартин утверждал, что может сражаться с противником только с помощью креста, а меч берет только для преступника. Как только возможность покинуть армию появилась, Мартин это сделал. Он поспешно снял с себя все обязанности, чтобы удалиться туда, где была пустынь. Это место вблизи Пуатье было уединенным, но вскоре там разросся небольшой монастырь. По мнению автора жития святого, этот монастырь стал настоящим центром монашеской жизни. Святитель активно распространял традиции восточного монашества.
Мартин хотел простого уединения, но Господь распорядился иначе. Будущего святого вызвали в Тур, чтобы он исцелил больную. Но это была хитрость. Там Мартина провозгласили епископом. Хотя до этого он избегал даже назначения на должность простого диакона. Но милостивый так и не оставил мечты о монашестве, хотя понял, что его призвание заключается в том, чтобы помогать людям и наставлять их на истинный путь.
Первое, что сделал святитель, это образовал обитель на территории Мармутье.
Там же были установлены особые правила для монахов:
- стремление к смирению;
- терпение;
- общее имущество для всех;
- послушание наставников.
Наставник сам подавал пример. Он много молился, мало ел, носил грубую простую одежду.
Кончина Мартина датирована V веком. Там он скончался во время молитвы. Там же в храме на месте пересечения рек Вьенна и Луара жители хотели похоронить его. Но жители Тура похитили мощи и поплыли на лодках вверх по течению. Там у местного населения сохранились легенды, которые рассказывали о том, что на пути следования распускались цветы, а также пели птицы. Сегодня мощи остаются на территории Базилики города Тура, названной в честь Мартина.
День памяти
Для разных течений даты почитания отличаются. 11 ноября святого Мартина традиционно вспоминают католики и лютеране. Православные празднуют этот день 12 октября.
Ноябрь для большинства европейских стран означает окончание сезона, когда собирают урожай. При почитании Мартина традиции язычников и католиков сошлись воедино. Эти дни почитания особенно любимы детьми, так как они участвуют в настоящем торжестве и традиционно получают подарки.
Церкви
Интересен тот факт, что Мартину Исповеднику посвящают даже церкви. Это явление есть и в католической, и в православной церквях.
Храм святителя Мартина Исповедника на Таганке, Москва
Так стоит упомянуть:
- Храм Святого Мартина I в Евпатории (Римско-католическая церковь).
- Церковь Святого Мартина Исповедника в Москве.
- Храм святителя Мартина Исповедника в Свято-Климентовском Инкерманском мужском монастыре.
- Церковь Святого Мартина Исповедника в Архангельске.
Праздничные традиции и обычаи
Один из обычаев праздника – подавать печеного гуся. По легенде, однажды во время службы рядом с церковью начали кричать и бесноваться гуси. Епископ прервал службу и велел сделать из гусей жаркое. С тех пор к столу во всех домах тура стали 11 ноября подавать гусей.
Второй обычай – подача печенья из сдобного теста, которое выпекалось в форме подковы. Печенье именовали «рожками Мартина». Для рожек замешивали специальное тесто, которое должно было выстаиваться на протяжении нескольких дней. Хозяйки готовились к этому празднованию заранее: закупали продукты, мариновали гуся, замешивали тесто.
Еще одна традиция относилась к способу празднования сбора урожая. Орехи, кусочки яблок, зерно, сухарики собирали в бумажные мешочки, подвешивали к потолку и прикрепляли к ним бумажные ленты. После ежегодного обращения правителя Туры бумажные ленты поджигали, а яства сыпались на головы празднующих. Это действо символизировало сбор урожая и изобилие.
Времена разорения
До 1917 года при храме были открыты училища, богадельни, производилось попечительское служение для бедных. Однако после революции комплекс повторил судьбу многих святынь. Его разграбили, а в 1931 году закрыли. Церковные помещения были отданы киномастерской «Востоккино». В это время иконостас уничтожили, а интерьер храма был окончательно разграблен. Позже помещение заняла Всесоюзная книжная палата, разместив в храме литературный фонд.
Где находятся мощи святого
Однажды, когда епископ Мартин отправился в другой город примирять клириков, которые были в ссоре, он тяжело заболел. Через некоторое время во время молитвы преподобный Мартин отошел ко Господу. Это случилось в 397 году. В монастыре, основанном Мартином Милостивым, несли свое послушание не более 80 человек. Но его слава была настолько велика, что проститься с ним пришли около 2000 монахов.
Спустя некоторое время после кончины святителя над его гробницей святителя была воздвигнута базилика. В 1562 году она была разрушена протестантами, которые надругались над мощами святого. Вскоре частички мощей были разнесены по всей стране. Часть мощей святителя Мартина хранится в Туре в мощевике главного престола базилики Сен-Мартена.
Известно, что мощи святителя принесли множество чудес. Многие из них описал епископ Григорий Турский в своих трудах.
Воскресная школа
В наши дни при храме действует воскресная школа. Целью ее является православное воспитание и образование детей в духе христианских ценностей. Дети учатся участвовать в Исповеди и Причастии, изучают Закон Божий, церковную историю, ход православного богослужения. Обучение в школе бесплатное. К воспитанникам предъявляются требования к опрятному скромному внешнему виду, благоговейному отношению к церковной утвари, в регулярном участии в богослужении.
О чем молятся Мартину Милостивому
Святитель считается покровителем бедняков, воинов и людей, которые занимаются сельским хозяйством. В молитвах люди просят избавить их от бедности и просят достатка и удачи в работе.
Молитва Мартину Милостивому от бедности
О пречистый и милосердный святитель Мартин, епископ Турский, попечитель и заступник бедных, названный Милостивый. Моли о спасении нашем от бед и скорбей, от чумы и пустой сумы, защити от голода и холода, от болезней телесных и душевных. Помоги, святой Мартин Милостивый, снести все тяготы бытия и веру святую не утратить. Моли о нас Всещедрого и Премилосердного Господа нашего, Отца Небесного в Троице славимого. Ты еси наша надежда и упование, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Единого Триипостасного Бога, Отца , Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Комплекс в XIX веке
В начале XIX века итальянский живописец Антонио Клаудо расписал храм, его работы сохранились на стенах комплекса до наших дней. Этот же мастер выполнил иконы для главного иконостаса. Итальянский стиль живописи был нехарактерен для храмов того времени. Так, в церкви появились не свойственные православным храмам сюжеты: изображение Моисея и апостола Петра.
В 1806 году храм освятил московский митрополит Платон.
1812 год принес несчастье, храм сильно пострадал от пожара. Поэтому с 1813 по 1821 год его восстанавливали, реставрируя перекрытия и облицовку. В XIX веке основной храм функционировал без отопления. Только в начале XX века купец Сергей Александров поспособствовал тому, чтобы было организовано калориферное отопление. Кроме этого, обновили и живописное оформление интерьера.