Житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба и их икона, в чем помогают и текст молитвы

В 1015 году умер великий киевский князь Владимир Святославович. После его смерти на Руси между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба за власть. В ней не участвовали только два человека — русские князья Борис и Глеб.

Сыновья великого князя Владимира, следуя примеру великих христианских святых и подвижников, призывали к смирению и христианскому милосердию.

Их подло убил старший брат Святополк, прозванный за этот поступок «Окаянным». Так в Русской земле появились первые русские святые.

Первые русские святые Борис и Глеб — покровители Русской земли

Благоверные князья Борис и Глеб в крещении получили имена Роман и Давид. Они младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича и византийской царевны Анны. Она принадлежит к Македонской династии.

Анна — единственная сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы и внучка императора Константина VII Багрянородного.


Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов

Неизвестно, когда святые братья родились. Историки утверждают, что это произошло в годы крещения Руси их отцом.

Великий князь Владимир Святославович дал в удел им разные города: Борис стал княжить в Ростове, а Глеб в Муроме. Произошло это около 987 — 989 годов.

987 — 989

приблизительные годы рождения братьев Бориса и Глеба

Братья подло убиты Святополком — старшим сыном святого равноапостольного князя Владимира, который желал захватить Киевский стол. Святые, чтя заповеди Божии, кротко приняли свою участь.

Именно поэтому они стали первыми русскими святыми, которых канонизировала в лике мучеников-страстотерпцев как Русская, так и Константинопольская Церкви.

Русская православная церковь считает их небесными покровителями Русской земли.

Почитание святых

Все последующие потомки князя Владимира чтили своих убиенных родственников. Более всего им послужил Владимир Мономах, который в 1102 году перенес святые мощи, украсив гробы золотом, серебром и подсвечниками из хрусталя.

На заметку! Имена братьев-страстотерпцев стали известны по всей земле, как пример смиреннолюбия и покорности Господу.

На протяжении года Православная Церковь несколько раз отмечает престольные праздники страстотерпцев Романа и Давида:

  • 15 мая православные христиане отдают дань памяти святым, мощи которых в 1115 году были перенесены в усыпальницу Вышгорода, возведенную Изяславом Ярославичем.
  • 6 августа православный мир почитает обоих братьев — страстотерпцев.
  • 18 сентября — престольный праздник князя Глеба.


Икона мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба

В древней литературе житие святых Бориса и Глеба положено в основу множества сказаний и преданий, которое было впоследствии дополнено свидетельствами о чудесах, совершенных по молитвам священномучеников.

Кровь смиреннолюбивых братьев положила начало прекращения междоусобных распрей на Руси. Это благодатное семя было посеяно ради укрепления земель русских.

Краткая биография-житие Бориса и Глеба составлено на основе древнерусских летописей

Известна лишь краткая биография Бориса и Глеба, при этом жития святых составлены на основе древнерусских летописей.

Основным источником знаний об их жизни исследователями признаётся «Сказание о Борисе и Глебе». Учёные утверждают, что его написал Иаков Черноризец.


«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века


Нестор Летописец в 1080-е годы написал «Чтения о Борисе и Глебе»

Другая версия говорит о том, что житие Бориса и Глеба составлено на основе написанного Нестором Летописцем в 1080-е годы «Чтения о Борисе и Глебе».

Если «Сказание» говорит о чудесах, сотворенных святыми, то летопись и «Чтение» описывают их убийство.

Из названых источников можно получить представление о том, кто такие страстотерпцы Борис и Глеб, а также что сделали они, чтя заповеди Божии.

Нестор Летописец, автор «Чтения о Борисе и Глебе», говорит о том, что святые страстотерпцы, единственные из всех сыновей Владимира, оставлены при нём в раннем возрасте.

Произошло это из-за их молодости. Видимо, отец опасался, что молодые князья не справятся с княжением в своих волостях.

Святой князь Борис знал грамоту, читал Священное писание и жития святых.

Поэтому юные годы жизни братьев прошли под отеческой заботой отца.

При этом если святой Глеб считался ещё малолетним ребёнком, то старший из братьев Борис, во время жизни при отце проявил выдающиеся способности.

Он знал грамоту, любил читать книги, знал Священное Писание.


Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами

Находясь под влиянием брата, Глеб также получил христианское воспитание. Когда Борис молил Господа, чтобы он послал ему участь одного из святых, Глеб внимательно слушал его.

Летописи говорят о том, что оба брата имели милосердный и добрый характер. Они помогали и защищали бедных, больных и обездоленных.

Первые канонизированные святые

Христианский подвиг святых Бориса и Глеба, проявленный в добродетели — любви, был новым явлением в Руси, где было нормой мстить кровью за кровь.

Молодые князья через смиренное принятие мученической смерти показали христианскому миру пример покорности старшему поколению, удостоившись благодати стать первыми святыми, канонизированными Русской православной церковью, как страстотерпцы.

Важно! Страстотерпие является чином святости, это имя дают святому, принявшему мученическую смерть во имя Бога, не нарушая Божии заповеди.

Братья не держали зла на Святополка, с умилением простили и благословили своего убийцу, не оказывая сопротивления во время прихода палачей.

Историки не нашли точной даты канонизации братьев.

  1. По одним сведениям это произошла в 1020 году, когда были перенесены мощи мученика Глеба в Вышегород.
  2. Другие утверждают, что великое событие датируется 1021 годом, во время освящения первой церкви, построенной в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, житие которых почитаемо с дня их погребения.
  3. Большинством мнений теологи склоняются к дате 1072 года, когда сыновья Ярослава Мудрого освятили новый каменный храм и перенесли в него святые мощи.

Важно! Народ русский чтит братьев Бориса и Глеба, как защитников русских христианских ценностей и земли Русской.
Святые образа с изображением братьев появились одновременно с их канонизацией. Первая икона Бориса и Глеба была написана по приказу Ярослава Мудрого, она датирована 1070 годом.

В 11-12 веках образа братьев появляются на мощевиках.

По традиции Борис и Глеб изображаются вместе на одной иконе, они одеты в княжеское одеяние, держа крест, символизирующий мученичество, и меч — символ княжества.

Убийство Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного

Убийство князей Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного. Это общепринятая версия развития событий, которая впервые выдвинута в «Сказании о Борисе и Глебе».

Целю этого преступления стала власть, ведь Святополк хотел стать великим князем киевским.


Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха

Умер великий киевский князь Владимир Святославович в возрасте семьдесят лет. К этому моменту у него родилось одиннадцать родных и один приёмный сын. Кроме того, у князя родилось также четырнадцать дочерей.

Святополк был приёмным сыном князя. Отец его не любил. Дело в том, что мать Святополка была замужем за братом великого князя Ярополком.

Летопись утверждает, что он насильно расстриг её из монахинь, взял в жены, и она забеременела от него Святополком. Уже беременную её взял к себе Владимир.

Святополк и Ярослав (родной сын великого князя Владимира) считались старшими в роду. Они проводили собственную политику, что князю не нравилось.

История сохранила имя Ярослава как Ярослав Мудрый. Он княжил в Великом Новгороде, а Святополк в Турове.


Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год

Именно поэтому великий князь заточил Святополка вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава I Храброго, в темницу. Основанием стали подозрения в заговоре.

После смерти Владимира Святославовича. Святополк вышел из темницы и по праву старшего в роду занял Киевский стол.

При этом великий князь при жизни планировал отдать власть Борису. Самозваный князь киевский начал жестокую борьбу со своими сводными братьями-владимировичами.

Её жертв и стали святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.

Значение благоверных князей в православии

Если учесть неофициальную версию событий 11 века, канонизация русских князей приобретает особое значение. Точная дата не установлена, но почитание их как святых началось при Ярославе Мудром. Борис и Глеб причислены к мученикам-страстотерпцам. Лик святых объединяет христиан, убитых христианами, без сопротивления. Прослеживается сходство их участи с гибелью семьи Романовых. Князья невинно пострадали в междоусобной войне. У мощей святых исцелялись люди, поэтому их стали почитать, как чудотворцев-целителей. Для княжеских потомков они стали покровителями и считаются заступниками русской земли.

Борис и Глеб поступили по христианскому закону, о котором еще не знали хорошо вчерашние русичи-язычники. Братья показали пример высшей любви. Как гласит Первое послание от Иоанна, тот, кто говорит, что любит Бога, но поднимает руку на брата — лжец. Они предпочли умереть сразу, а не воевать с братьями. Убить можно тело, но душа бессмертна. Подвиг святых князей состоит в том, что они не ответили злом на зло, но смирились пред волей старшего брата.

Если бы князья восстали против Святополка, они не удостоились бы такой чести, как благодать на Небесах и вечная память. Но князья пожертвовали жизнью ради сохранения мира. Святополка сравнивают с Каином. Он получил возмездие за братоубийство. После поражения в битве с Ярославом Мудрым Святополк скрывался в Польше и не мог найти себе пристанище. После смерти его могилу считали нечистой. Убиенные им князья символизируют Кару Божью.

Победивший не всегда выигрывает. Подтверждение тому находится в сербской истории, когда король Лазарь получил откровение от Бога. Если он победит — будет царствовать на земле, а если проиграет — на Небе. Лазарь выбрал вечное Царство Небесное. Победа может обратиться в проигрыш. Борис и Глеб — сильные воины. Как и Лазарь, они знали, когда нужно использовать оружие, а когда — погибать от него.

История говорит о том, что отцовская дружина предложила князю Борису пойти на Киев, но он отказался

Князь Борис пользовался любовью и поддержкой, как дружины, так и киевского народа. Именно поэтому дружина Владимира предложила ему пойти войной на Святополка и отнять у него великокняжеский стол.

«Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца»,

— приводит слова Бориса летописец.

Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Отцовская дружина из-за этого ушла от него. Возможно, что она перешла на сторону Святополка. Святого князя Бориса остались охранять только слуги.

Как гласит летопись: «и был тогда день субботний». Ночь перед своей смертью святой провёл в своём шатре в уединении и молитве.

24 июля

Святого князя Бориса убили по приказу Святополка

Святополк же, обещавший брату братскую любовь и увеличение его удела, решил убить его и отправил к нему вышегородских бояр во главе с Пуштой.

В воскресенье, 24 июля убийцы пришли к шатру страстотерпца. Они услышали, что он поёт псалмы и решили дождаться ночи. Ночью же они напали на спящего князя и проткнули его копьями.

Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Бориса пытался защитить его слуга венгр Георгий и его проткнули вместе с ним. Святой ещё дышал, когда его завернули в полотно шатра и повезли к Святополку.

Тот же, узнав об этом, приказал двум варягам заколоть своего брата мечом.

Так как киевляне испугались принимать тело святого, его похоронили в Вышгороде рядом с церковью Святого Василия. Погиб мученической смертью святой страстотерпец князь Борис в 25 лет.

История

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, прославленными в лике в 1078 году. В чём же их святость?

Перенесемся мысленно в 1015 год. Близится к концу княжения святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Христианству на Руси ещё немного лет и ещё сильны нравы и обычаи языческих времен. Брат восстаёт на брата, сын на отца. Нередки распри между княжескими родами и даже внутри одного рода. Набеги соседних народов и кочевых племен тревожат русскую землю.

И вот вновь пришла весть о набеге печенегов. Пораженный недугом князь Владимир посылает против них своего сына Бориса. Юному князю было тогда немногим более 20 лет. Борис был любимым сыном князя Владимира и именно ему хотел он оставить престол.

Как раз в то самое время, когда Борис находился в походе против печенегов, равноапостольный князь Владимир умирает в Киеве. Власть коварно захватывает старший сын Владимира — Святополк. Он осознавал, что Борис для него опасен. Как отстоять захваченную им власть? А Борис уже возвращался во главе большого войска.

Казалось бы он мог легко победить Святополка и забрать власть (его войско насчитывало 8 тыс. человек). Но юный князь Борис живёт уже иным пониманием жизни. Он христианин, он не может поднять руку на брата. В молитве обретает он убежденность — не подниму руку на брата своего, да ещё старшего, которого мне следует почитать за отца.

И поразительно — Борис во сне получил предупреждение о ждущей его смерти. Она представилась ему в виде страшного чёрного зверя. Но он всё же отпускает дружину. И подосланные Святополком убийцы совершают своё чёрное дело. Князь Борис был убит во сне, после вечерней молитвы.

Князя Глеба, который в это время был в Муроме, Святополк решил обманом заманить в Киев. Он скрыл от брата смерть отца, наказав гонцам сообщить:

Иди скорее, отец зовет тебя, он очень болен.

Глеб был предупреждён о злодействе Святополка, но всё же он отправился навстречу своей гибели. Подосланные убийцы расправились с младшим сыном князя Владимира, когда он плыл на ладье по Днепру. Тело князя было брошено между двух колод и долгое время оставалось ненайденным.

Огненное знамение и ангельское пение указало людям, где находятся останки князя-страстотерпца. Мощи святого были обретены нетленными через 4 года после злодейского убийства и погребены в одной могиле с Борисом.

Злодейство не помогло Святополку. Он после жестокой борьбы был принужден к бегству прибывшим из Новгорода Ярославом, получившим позднее прозвище «Мудрый».

В чём же явилась святость Бориса и Глеба? Ведь они пострадали как будто не за веру, а за обычные для того времени политические распри. Но нет. Именно за веру, за ту новую для своего времени убежденность, что грехом преступления, убийством, нельзя утвердить справедливость на земле.

Христос-спаситель заповедал:

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас.

И Борис, зная о готовящемся злодеянии, молится:

Сподоби меня, Боже, принять страдание это, не от врагов, но от брата моего. Не поставь ему, Господи, сего в вину.

И также смиренно встречает свою смерть младший брат его, Глеб. Это был истинный подвиг веры. Это было проявление совершенно нового, невиданного для того времени воззрения на мир.

Святополк умер позорный смертью, погубил свою душу и на все времена был проклят прозвищем «Окаянный». Так было и так будет всегда. Торжество зла — есть временная видимость. Зло может восторжествовать на какое-то время, но оно всегда обречено перед лицом вечности. Святые князья Глеб и Борис в сознании православного народа навеки останутся победоносными войнами, несущими гибель всякому злому делу.

Жития святых говорят о том, что князя Глеба зарезал собственный повар

После убийства князя Бориса Святополк решает расправиться с Глебом. Исследователи считают, что сделал он из опасения мести со стороны единокровного и единоутробного брата князя Бориса. Существует две версии гибели святого.

По одной Святополк призывает Глеба, который ещё не знает о смерти отца, срочно приехать к нему в Киев. По другой страстотерпец находился в Киеве и бежал из него на север, спасаясь от смерти.

Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

В любом случае он останавливается около Смоленска.

Если брать основную версию событий князя Глеба о смерти отца и убийстве брата Бориса, а также о подготовке покушения на него из Великого Новгорода предупредил его брат Ярослав.

5 сентября

Князя Глеба настигла мученическая смерть

Посланные от Святополка убийцы прибыли к святому 5 сентября.

Они захватили корабль князя и заявили о своём намерении убить его. Жития святого князя говорят о том, что свите его он сам запретил использовать для его защиты оружие.


Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову

Возглавлял убийц Горясер, дружинник братоубийцы. Он приказал повару святого Торчину зарезать его. Исследователи утверждают, что предатель происходил из племени тороков.

Тело убиенного погребли прямо на месте убийства на берегу Днепра. При этом тело положили как крестьянина в обычную выдолбленную колоду.

После того как в 1019 году Ярослав занял Киев, он приказал отыскать тело святого князя и похоронить его рядом с прахом Бориса у церкви Святого Василия.

Сказание о Борисе и Глебе

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка — в Пинске, Бориса — в Ростове, Глеба — в Муроме.

Продолжение после рекламы:

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Продолжение после рекламы:

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Брифли существует благодаря рекламе:

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна

Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.

Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.


Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославом Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума

Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.

Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.

После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.

На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.


Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска

Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.

Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.

20 мая 1072

в этот день состоялось перенесение мощей в построенную для этого церковь

В церемонии приняли участие дети великого киевского князя, Киевский архиепископ Георгий, духовенство.

Борис и Глеб: история князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Во времена Древней Руси обычная семья состояла, как минимум, из шести-восьми человек. Как правило, семьи были очень дружными и сплоченными. Но случалось и так, что многодетность приводила к серьезным конфликтам и ожесточенной борьбе за наследство, остававшееся после смерти родителей. При этом в ход шли любые средства вплоть до физического устранения конкурентов. Жертвой таких междоусобиц становились не только представители «заинтересованных сторон», но и ни в чем не повинные люди. Похожая драма разыгралась и в семье Великого Киевского князя Владимира сразу после его смерти в 1015 году.

У крестителя Руси было 13 сыновей и 10 дочерей от шести жен. Владимир умер в зрелом возрасте, внезапно, после болезни, и, как это часто бывает, прямая передача престола не состоялась. Главная трудность после смерти Великого князя была в том, что 11 его сыновей родились в язычестве, и только двое — Борис и Глеб — были детьми от церковного брака. Возник очень непростой вопрос. Правом на Великое княжение обладает самый старший потомок мужского рода. Но кого именно считать старшим? Если речь идет о старшинстве вообще, то таковым был Святополк — второй сын князя и самый старший на тот момент (первый сын Вышеслав умер еще при жизни отца). Если же речь идет о старшинстве среди законнорожденных сыновей, то наследником должен был стать Борис, которому в 1015 году исполнилось 29 лет.

Святополк и Борис были совершенно разными людьми. Родившись в язычестве и мало чем отличаясь от своего окружения, Святополк принял христианство уже в зрелом возрасте. Набожностью он не отличался, и крестился, скорее, по политическим мотивам, чем по личным убеждениям. Происхождение княжича весьма туманно — его мать до сожительства с Владимиром была монахиней, но вместе с тем обладала очень эффектной внешностью. Она приглянулась брату Владимира Ярополку, который поступил вполне традиционно для того времени — сделал женщину своей наложницей, несмотря на обеты целомудрия, данные ей при пострижении. Да и кого, собственно, интересовало мнение несчастной женщины? Понравилась князю? Хочешь жить? Тогда иди к нему в терем. От этой связи и родился Святополк. Но еще когда он был в утробе матери, Владимир в борьбе за власть убил Ярополка и занял Киевский престол. Все имущество брата, в том числе — и красавица-наложница, перешло победителю. Владимир принял женщину в свое окружение, сделал фавориткой, а еще не родившееся дитя провозгласил собственным ребенком.


Изображение Святополка Владимировича с его печати

Однако князь так и не смог полюбить своего приемного сына. Сначала — за то, что он был напоминанием об убитом брате, потом — за то, что не оправдал его надежд. Святополк рос грубым воякой и не обладал теми качествами, которые должен иметь государственный деятель. Иное дело — Борис и Глеб. Они родились еще до Крещения Руси, но их детство проходило уже в совсем иной атмосфере — Киев возвысился до уровня европейских городов, наладились связи с Византией и Болгарией, в столицу Руси приезжали проповедники, ученые и миссионеры. Младшие Владимировичи получили хорошее образование, но самое главное — они выросли при отце-христианине, которому удалось привить в сыновьях начатки искренней веры и любовь к евангельским идеалам. Повзрослев, Борис и Глеб стали верными соратниками Владимира, выполняли наиболее ответственные поручения князя. При этом святых братьев отличала простота и доступность, они не кичились своим происхождением, со всеми были приветливы, и такое поведение очень быстро позволило им снискать уважение народа и бояр. Есть некоторые основания, что креститель Руси всерьез подумывал над тем, чтобы переедать престол Борису. Но не успел…

***

…Шел 1015 год. С юга стали доходить вести о том, что кочевники-печенеги готовятся напасть на Киевские земли. Получив донесение разведки, Владимир помрачнел. Ох, как некстати было это донесение! Сейчас он лежал прикованный к постели, государство было на грани междоусобицы, а тут еще эти печенеги… Владимир, подозвал слугу.

— Радомир, собирайся, возьми еще нескольких провожатых и отправляйся в Ростов. Подолгу нигде не останавливайся, разве что для перемены лошадей. Мне нужен Борис. Срочно. Еще скажи нашему вояке Пинеге, пусть снаряжает дружину. Похоже, нам снова придется потрудиться…

Борис прискакал быстро. Он уже знал, что отец не будет звать его просто так. Не снимая оружия, княжич взбежал на крыльцо дворца, преодолел несколько комнат и очутился в просторной палате. Владимир лежал на одре, его лицо было бледным. Вокруг обессилившего князя суетились несколько слуг, в углу перед иконами монах читал Псалтирь. Появление Бориса немного оживило Владимира, в его глазах на миг вспыхнул знакомый всем огонек. Дав знак прислуге освободить палату, он подозвал сына к себе.

— Сынок… Недоброе время мы сейчас переживаем. Мне доложили, что степь снова пришла в движение. Хотел бы я лично проверить, но не могу — видишь, я заболел. Собери дружину, по пути призови еще несколько князей — возможно, вам действительно придется столкнуться со степняками. Поезжай, разберись, потом вернешься сюда. Я хочу объявить тебя наследником…

— Отец, я все сделаю, как ты велишь! Твоя воля — моя воля, ты же знаешь. Только вот… Меня это сильно смущает… Наследник… Тебе лучше видно, в чьи руки отдать престол наших предков. Но не станет ли это соблазном для моих братьев? Примут ли они меня как старшего над собою?

— Примут! Еще никто не шел против воли Владимира Рюриковича! Никто! — В этот миг Борису показалось, что перед ним — не больной немощный человек, а исполинский богатырь, который просто прилег отдохнуть перед боем. Но это было лишь мгновение. На постели снова лежал обессиленный князь. Он тихо обнял и поцеловал сына.

— Поезжай… Потом все обсудим… И да хранит тебя Бог!

***

Тревога оказалась ложной — ни дозорные, ни перехваченные «языки» не подтвердили предыдущих донесений. Степь была спокойна. Борис смутился, все это показалось ему очень подозрительным, и он решил подождать день-другой на границе. Прошла неделя, но степь по-прежнему была спокойна, а патрули не приносили никаких вестей кроме восторженных рассказов о подстреленных зайцах и перепелах. Борис дал команду собираться в обратный путь. Вдруг вдалеке заклубился столб пыли. Он быстро приближался, и вскоре княжич различил десять конников. Золотистый крест на малиновом стяге говорил о том, что мчащаяся навстречу конница — русская. Борис насторожился. Когда между лагерем и нежданными гостями было менее сотни шагов, от группы отделился всадник и поскакал прямо к княжеской палатке.


Борис. Фрагмент иконы из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV в.в.

— Мой господин, — тяжело дыша, конник начал с расстановкой свою речь. — Твой отец, наш Великий князь… Твой отец почил и отошел к предкам своим…

У Бориса земля уплыла из-под ног, и он медленно, словно в беспамятстве, сел в пыльную траву. Княжич разом вспомнил веселое свое детство, молодого крепкого отца, его улыбку и живой раскатистый голос. Вспомнил и первое причастие, когда его, пятилетнего малыша, Владимир сам нес к Чаше. Вспомнил и первое катание на лошади, когда было ему, маленькому, сразу и страшно, и радостно. Вспомнил и военные походы, во время которых князь обучал его — еще совсем зеленого дружинника — правильному владению оружием. Когда он пришел в себя, весь лагерь уже знал печальную новость. Кто-то молился, кто-то по старому обычаю пил за упокой господина. И все молчали. Казалось, все вокруг наполнилось скорбной тишиной.

— Мой господин! — перед Борисом снова выросла фигура посланника из столицы. — Киевский престол занял твой брат Святополк. Люди уже присягнули ему. Он просил передать тебе вот это, — гонец протянул княжичу опечатанный свиток.

Это было письмо от Святополка, который предлагал мир и сотрудничество. Борис понял, к чему клонит его брат — тот чувствовал, что его положение очень шаткое, и спешил заручиться поддержкой законного сына Владимира. Но была в его письме и скрытая угроза. Борис знал, что новый Киевский князь очень коварный человек, и сейчас просто ищет союзников, чтобы начать войну против остальных своих братьев. Больше всего Бориса угнетала мысль, что если он станет помогать Святополку, то ему придется убить и любимого брата Глеба — таков был закон того дикого времени. Меньше всего хотелось княжичу участвовать в этой мясорубке. А еще он понимал, что и его самого Святополк попытается уничтожить при удобном случае…

— Будь нашим князем! Ты законный сын Владимира! За тобою пойдет весь народ, веди нас в Киев! Возьми то, что принадлежит тебе по праву! — кричали воины, когда Борис шел между рядами дружинников. Он и сам понимал, что такой путь весьма привлекательный, и ему ничего не стоило свергнуть Святополка с престола. Но Борис прекрасно знал, чем кончаются подобные свержения — кровью, бунтами, клятвопреступлением. Конечно, потом можно будет все это замолить, покрыть черной монашеской ризой, задобрить Бога очередной каменной церковью. Нет, этого ничего не хотел Борис! Он хотел одного — быть верным Христу и оставаться вдали от политической борьбы. Набравшись сил, княжич вышел в круг перед воинами и сказал:

— Братья! Я не буду бороться за престол! Мое место — здесь, на границе — защищать Отечество!

И Бориса бросили! С ним осталась только горстка верных слуг, которые готовы были пойти за ним на смерть. Остальные воины ушли — принимать присягу новому правителю. Это были люди которые умели только воевать. Без разницы — с кем и во имя чего.

Прошло несколько дней. Отряд продолжал нести дозор. Ночью, обойдя посты, Борис вернулся в палатку и стал читать молитвы перед сном. Ему уже доложили, что где-то неподалеку кружит отряд, высланный Святополком для убийства. Помолившись, он уснул, но проспал недолго. На улице уже серело. Княжич позвал походного священника, и они стали творить утреннее правило. Вдруг за стенками шатра послышался шепот. Миг — и в палатку с треском ворвались четверо вооруженных палачей. Бориса пытались защитить слуги, но все они были тут же убиты.

Четыре раза тело Бориса пронзили копьями насквозь, но даже после этого он был еще жив. Истекая кровью, святой выбежал из шатра и увидел, как люди Святополка добивают оставшихся воинов. Мученик упал на колени и из последних сил произнес:

— Слава Тебе, Господи, что дал испить мне эту чашу до дна!

Потом обратился к убийцам:

— Заканчивайте скорей то, что вам поручено! И да будет мир брату моему и вам!

Когда его погрузили на телегу, он был уже мертв. Но во избежание сомнений, убийцы дважды пронзили сердце Бориса. После возвращения в Киев его похоронили тайком ото всех, справедливо полагая, что такое варварское злодеяние вызовет возмущение народа и подмочит репутацию князя. Так оно и произошло — слух об убийстве распространился очень быстро и дошел до других сыновей Владимира. Узнал о трагедии и Глеб.


Глеб. Фрагмент иконы из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV в.в.

…Младшего из святых мучеников убили по дороге в Киев. Ему было отправлено письмо с просьбой срочно явиться в столицу. Старший брат Ярослав долго отговаривал Глеба от этой поездки, но тот не верил, что у Святополка поднимется рука совершить второе убийство. Зато сам Святополк думал иначе — он считал, что Глеб будет мстить за брата, и хотел решить эту проблему раз и навсегда. Навстречу Глебу он послал самых жестоких головорезов, которые только имелись в его команде. Они и выследили Глеба в пяти верстах от Смоленска, когда тот плыл вниз по Днепру в своей ладье. Но княжескую кровь проливать они не рискнули: убил княжича его собственный повар, которому посланцы Святополка пообещали сохранить жизнь. Совершив преступление, убийцы закопали тело мученика на берегу Днепра, положив в простой деревянный ящик.

Кроме Бориса и Глеба от рук Святополка погиб еще один брат — Святослав. Его с семерыми сыновьями зарубили, когда он прятался в Карпатах. Но братоубийце не судилось долго княжить в Киеве — против него выступил брат Ярослав, позже получивший прозвище Мудрый. Братья несколько раз выбивали друг друга из Киева, пока Святополк окончательно не сошел с исторической арены. Летописи даже не указывают точного места его смерти.

После своего утверждения на Киевском престоле Ярослав разыскал останки святых братьев и положил их в специально построенном храме. Но до наших дней он не сохранился, поскольку был разрушен ордами Батыя. Во время татаро-монгольского ига пропали и сами останки святых мучеников. Трижды предпринимались попытки их найти, но все они оказались безрезультатными.

Князья Борис и Глеб были канонизированы почти сразу после своей кончины — в 1072 году. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба. Известны также случаи, когда святые братья являлись перед решающими сражениями и благословляли полководцев (например, они поддержали Александра Невского в битве со шведами). Но больше всего Церковь чтит братьев за то, что они показали пример мужества перед лицом страшного выбора — либо умереть самим, либо стать убийцами собственного брата, пусть даже и такого, каким был Святополк.

Так, святые братья вошли в вечность, исполнив, пожалуй, самую трудную заповедь Христа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Специально для подвига Бориса и Глеба наша Церковь определила новый чин святых — страстотерпцы. То есть — претерпевшие безвинные страдания, но простившие своих гонителей, и встретившие смерть с христианским смирением.

Праведная смерть Бориса и Глеба позволила канонизировать их как страстотерпцев

Русской церковью святые братья канонизированы как страстотерпцы. Страстотерпец — это один из чин святости.

Он подчеркивает принятие человеком мученической смерти от единоверцев, а не врагов христианство.

При этом страстотерпцем может быть признан только человек, который не просто принял мучения за исполнение Заповедей Божьих, но и не держал зла на своих убийц. Борис и Глеб не сопротивлялись им, поэтому церковь называет их страстотерпцами.

Святая Правда: Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские страстотерпцы. Протоиерей Андрей Ткачёв на 3 минуте 8 секунде он рассказывает о явлении благоверных князей своему потомку князю Александру Невскому перед Невской битвой.

Отдельно стоит отметить, что канонизация святых состоялась не потому, что они приняли мученическую смерть, а потому, что их мощам приписывают совершение чудес.

Например, у князя Владимира родился ещё один сын — Святослав. Его также убил Святополк, но чудес от его гроба не происходило, и его не канонизировали.

Святых страстотерпцов князей Бориса и Глеба почитают как заступников Русской земли. При этом их также чтут как целителей-чудотворцев.

В домонгольский памяти святых посвятили церковь, построенную в Вышгороде в 1115 году. Здесь хранились мощи святых и иные реликвии.

Меч святого князя Бориса Андрей Боголюбский в 1155 году вывез во Владимир

1155

Андрей Боголюбский вывез во Владимир меч святого князя Бориса

Её разрушили во время нашествия Батыя в 1240 году, при этом мощи утратили.

Их пытались неоднократно обрести, но эти попытки не увенчались успехом.

Некоторые реликвии, например, меч князя Бориса, вывез в 1155 году во Владимир Андрей Боголюбский. Отсюда они попали в другие русские города.


Святые князья Борис и Глеб. Икона. 17 век. Москва. Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти

Память страстотерпцев чтится три раза в год

  • (2) 15 мая отмечается день перенесения мощей страстотерпцев в усыпальницу;
  • (24 июля) 6 августа происходит празднование обоим святым;
  • (5) 18 сентября почитается имя святого Глеба — это день его убиения.

Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти.

Святым князьям Борису и Глебу посвящены многие храмы и монастыри. Кроме того, в их честь названы города и селения, например, Борисоглебск и Борисполь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Описание

Икона написана в середине XIV столетия московскими мастерами. Это одно из первых творений русских иконописцев. В их работах того времени прослеживаются византийские иконные особенности. В иконе святых князей чувствуется рука первоклассного мастера. Икона имеет необычную вытянутую форму. Вероятно писалась для расположения на столпе храма.

Святые изображены в виде воинов-всадников, держащих в руках копья. Борис и Глеб, как бы выступают в поход на помощь Московскому князю в его ратных делах. Скачущие в ногу кони святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землёй, ибо они принадлежат небу, но не земной тверди.

Глеб Владимирский († 1174), в святом крещении Георгий, святой благоверный княжич, сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского.


Благоверный княжич Глеб Владимирский
Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив во всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1174 г., в девятнадцатилетнем возрасте. Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. «И Господь прославил сего Угодника таким дивным нетлением, что не только все члены его остались целы, но и самые составы их не расторгнулись, так что руки его, крестообразно сложенные на груди, как бы готовы разогнуться для молитвы» (см. Утверждение веры в нетление св. Мощей). Не только его отец оплакивали Глеба: все граждане Владимира столь неутешно плакали о нем. По словам летописи, он отличался незлобием, кротостью, смирением и благотворением по всей великой России; за то по кончине его, замечает летописец, горько плакали о нем нищие и убогие, вдовы и сироты, что даже иностранцы, бывшие в городе, не могли удержаться от слез при виде столь сильной всеобщей печали. «Видите, как любезен был княжеский сын граду сему», говорили они. Совершив 20 июня 1174 г. погребальное в храме Богородицы над сыном своим, Андрей уклонился от шумной столичной жизни в любимый им Боголюбов, чтобы здесь в тиши монастырского уединения утолить скорбь души своей благочестивыми занятиями. В 1238 г., во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. Из надписи на раке Благоверного Князя Глеба видно, что в то время, как варвары жгли храм, снаружи и внутри обложив его бревнами, — над гробницей сего Князя виден был иной огонь, который не позволял опаляться ей. В июле 1410 г. на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город. По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков. В 1608 году в царствование Василия Иоанновича Шуйского приступали ко Владимиру литовцы; но после тщетных покушений овладеть городом, вдруг в одну ночь, в страхе бежали от него. Это внезапное бегство неприятелей в рукописном житии Благоверного Князя Глеба и приписывается заступлению сего Угодника. Вот что по этому случаю рассказывается в нем: «в то время, как неприятели окружили город, — церковные стражи в одну ночь заметили в Соборе не обыкновенный свет, и тотчас дали знать о том тогдашнему пономарю Герасиму. Немедленно явившись к храму благочестивый клирик отворил двери его и поражен был ослепительным светом; однако дерзнул войти в церковь и вот пред гробницею Благоверного Князя Глеба увидел он сидящаго человека, который обратившись к нему сказал: «Не ужасайся человече! Не бойся! Не предаст Господь град сей в руки врагов, ибо мы соблюдаем его и молим о нем Всемилостиваго Бога и Матерь Его Пречистую Богородицу; но иди к Протопресвитеру церкви сея и ко всему причту и поведай все, что я сказал тебе. Я лежу в этом гробе». Герасим немедленно поведал сие видение Соборному причту и всему городу. В туже ночь неприятели, пораженные внезапным страхом бежали от Владимира». 30 ноября 1702 г. мощи были открыты и оказались нетленными. Своею гибкостью, мягкостью и белизною они производили впечатление тела живого человека. Император Павел I, приложившись к мощам св. Глеба, сказал великим князьям Александру и Константину: «дети, молитесь угоднику Божию Глебу; впервые в России вижу нетленно сохранившиеся мощи». 20 июня 1818 г. мощи св. Глеба были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах которой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до настоящего времени. 12 и 15 февраля 1919 г. его мощи наряду с мощами других владимирских святых были подвергнуты вскрытию. В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя. Священноисп. Афанасий (Сахаров), присутствовавший при вскрытии, о. Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 г., в том же году была написана служба, несколько позже — житие. Мощи до настоящего времени почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 г. южный придел собора был освящен в честь его имени.


Придел св. блг. князя Глеба в Успенском кафедральном соборе


Рака с мощами св. Глеба Владимирского в Успенском соборе

В 1982 г. имя благоверного князя Глеба было внесено в Собор Владимирских святых, празднование которому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева).


Святые владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич. Конец XIX — начало XX века.


Собор Владимирских князей. Крайний слева — блгв. кн. Глеб Андреевич. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев

Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира.
20 июня/3 июля — память святого благоверного князя Глеба Владимирского
.

Тропарь благоверному князю Глебу Владимирскому, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир, имея в себе пребогатое сокровище — чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба, имиже украшаяся и хваляся, вселенную всю созывает к веселию и велегласно вопиет: о Владыко Христе, даровавый таковую благодать угоднику Твоему, его молитвами помилуй нас.

Кондак, глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах, православною мудростию сияющему великому чудотворцу, благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе: яко имея дерзновение у Престола Христова, верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими: ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

Слово на день святого Благоверного князя Глеба, Владимирского Чудотворца

Речь, произнесенная во Владимирском Кафедральном Успенском соборе священником Николо-градской церкви Андреем Златовратским. 1873 год. Соборный храм нашего города есть не только памятник набожности державных князей земли Русской, но, можно сказать, сокровищница высоких образцов благочестия для всякого русского человека. Хотим ли мы иметь пример нелицеприятного правосудия? Здесь нетленные мощи святого Благоверного князя Андрея, который пострадал от безбожных Кучковичей, его свойственников, единственно потому, что был беспристрастным судьей для лиц особенно близких ему. Желаем ли видеть пример любви к отечеству? Здесь нетленные мощи святого Благоверно князя Георгия, который в защиту отечества положил живот свой на берегах реки Сити в борьбе с татарами. Наконец здесь нетленные мощи святого Благоверного князя Глеба, скончавшегося еще юношей, но прославленного Божией милостью за святость жития своего; а это представляет нам весьма убедительный пример воспитания детей в духе истинно-христианском у древних князей земли Русской. Не останавливаясь мыслью на правосудии и любви к отечеству,- каковые добродетели по преимуществу должны украшать державных Царей наших и лиц от них поставленных собственно для суда и защиты отечества, обратим, бр. христиане, особое внимание на семейное благочестие Благоверных князей наших, которое воспитано Благоверного князя Глеба в такой высокой, святой жизни, что не тленные и чудотворные мощи его служат доселе источником исцелений для всех прибегающих к нему с верой. Такого внимания от нас требует самый день нынешний, в который собрались мы почтить память сего святого князя. Чтобы проследить мысленно порядок семейного воспитания святого Благоверного князя Глеба, мы должны обратиться к указаниям истории, хотя в этом отношении очень скудным, но достаточным для того, чтобы по крайней мере в главных чертах определить характер отца празднуемого угодника, святого Благоверного князя Андрея. История свидетельствует, что святой князь Андрей имел особое усердие к устройству святых храмов Божиих, памятником чего служит и сей святой храм, в свое время – чудо воликолепия и архитектурного искусства. Любил он молиться в храме: в Боголюбове при храме, им же построенном, до сего времени указывают комнату, спальню сего князя, в которой он молился по ночам, подражая инокам. Воодушевляемый и укрепляемый молитвой святой князь Андрей отличался строгою справедливостью к лицам ему подвластным. Так, причиной мученической смерти сего святого князя был строгий, впрочем совершенно справедливый, суд над одним из братьев его супруги, которые, оскорбившись таковым судом, решились убить своего Государя и близкого родственника. Повествуется, что когда тело пострадавшего от убийц святого князя Андрея привезено было из Боголюбова во Владимир для погребения, тогда великий плачь был в городе, и особенной горести предавались нищие, ибо он был для них отцом, питающим их от своих княжеских щедрот. Итак главные черты характера святого Благоверного князя Андрея были: усердная и постоянная молитва к богу, любовь и милосердие к ближним, и строгая справедливость ко всем. Понятно, что, при таком душевном настроении святого князя Андрея, и семейная жизнь и воспитание детей сего князя были проникнуты теми же главными свойствами. Таким образом святой Благоверный князь Глеб с самого раннего, еще младенческого, возраста мог навыкнуть к усердной молитве и посещению храма Божия, и целомудрию и кротости во всех своих поступках, любви к бедным и убогим, и готовности облегчат их положение щедрой милостыней. Посему Бог, который видит и судит не только наши поступки, но и самые намерения, призрел милосердием на сего святого юношу и прославил его нетлением. Воспитание детей в духе христианского благочестия служит основанием благополучия как частных лиц, так и целых обществ. Посему заботливость о семейном благочестии есть долг всякого христианина. Кому из нас неизвестно, что призванные к общественной деятельности мы на этом поприще нередко встречаем большие огорчения; нам приходится бороться с людскими страстями, быть оскорбляемыми в высших наших стремлениях. Сознаем и исповедуем, что при таких обстоятельствах мы только тогда не будем малодушными когда в сердце нашем есть твердая вера в Бога, что Он с небес видит наши добрые намерения и благословляет их, что временные неприятные отношения к людям суть только испытания нашей веры и надежды на Господа, что добрая наша деятельность, если не в настоящем, то в будущем времени получит достойное воздаяние. Если мы видим людей преданных порочным страстям, то большей частью сии несчастные виновны только в том, что в юном возрасте были предоставлены самим себе, и, к большему их несчастью, видели постоянные примеры порочной жизни. Если мы слышим, что в состоянии мрачного душевного расположения, некоторые приходят в отчаяние и лишают себя даже самой жизни; то это только потому бывает возможным, что в сердце этих людей не положено никакого религиозного убеждения. Напротив сего, если в нашем сердце с детства будут твердо запечатлены христианские убеждения о Боге Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе нашем, о силе небесной помощи во всех обстоятельствах нашей жизни: то не может быть никакого сомнения в том, что жизнь наша будет отличаться теми добрыми делами, которые делают имя наше почтенным и уважаемым, и самую жизнь – спокойною и счастливою. Общественное благополучие есть также плод общественного благочестия. Всякий порядок общественного благоустройства нарушается дурным, предосудительным поведением отдельных общественных членов, но это явление бывает тем реже, чем более воспитывается и ревностнее оберегается общественная нравственность. Где более людей с дурной нравственностью? Там, где общество равнодушно к духовному просвещению своих членов, где нет нравственной основы для жизни семейной, где христианские добродетели неизвестны или забыты, где во всей силе является дух ненависти, строптивости и безверия. Если до нас доходят слухи с дальнего запада о беспорядках общественных, если мы слышим о возмутительных убийствах и страшных казнях, то будьте уверены, что это есть естественный плод нравственного беспорядка тех обществ. Наш долг оберегать себя от тех учений, которые там произвели столь печальное опустошение. Общественное благополучие поддерживается общественным благочестием, т.е. общим стремлением к доброму христианскому просвещению так, чтобы каждый член общества, хорошо понимая свои обязанности, неуклонно стремился к их выполнению, чуждался праздности, как источного начала всевозможных пороков и страстей, в жизни семейной вел бы добрый порядок, в жизни общественной показал бы сдержанность, берегся самолюбия, снисходительно относился к недостаткам других, защищал слабых, поддерживал малодушных. Кто же нам даст сии столь необходимые для нас добродетели? Семейное благочестие: отсюда выходим мы в общество с теми или другими убеждениями, по которым действуем в тех или других обстоятельствах жизни. Не даром же о некоторых общественных деятелях говорят, что тот ил другой хорошо воспитан, или такой-то совсем без воспитания. Кажется, нельзя ограничивать смысл этих слов узкими приделами внешнего приличия; если внешнее обращение с людьми мы выносим из домашнего воспитания, то и внутренние убеждения наши о тех или других нравственных истинах мы, по крайней мере в начале, выносим также из домашнего воспитания. Совершенно верно с этой стороны поступаем мы, когда, желая узнать кого-либо покороче, допытываемся прежде, кто родители его; и если знаем родителей за людей четных, то доверяем такому лицу в полной уверенности, что из честной семьи можно выносить убеждения единственно честные. Таким образом религиозно-нравственное воспитание детей, служа основанием благополучия семейства, служит верным залогом благоустройства и целого государства. Как хорошо, как отрадно сердцу нашему, что в своих древних державных князьях мы находим уроки добродетелей! Не будем забывать бр., таковых уроков! Под условием только исполнения оных мы и можем надеяться на то, что наши молитвы будут услышаны св. угодниками, и они испросят нам у Господа благословения во всем. Аминь.

ИСТОРИЯ города Владимира.
Собор Владимирских святых. Князь Андрей Боголюбский. Утверждение веры в нетление св. Мощей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]