За что старший брат убил младшего: библейская история Каина и Авеля


Библейская история и кто ее написал

Нередко приходится слышать, что в Ветхом Завете гораздо больше плохих историй, чем хороших. И даже слова с негативным оттенком преобладают над теми, что пробуждают в сердце добрые и светлые чувства.

Таковой является и книга Бытие. Повествование о счастливой жизни первых людей быстро заканчивается, и начинается история боли, страданий и слёз. В четвёртой главе книги Моисей пишет о том, как Каин уничтожил родного брата — Авеля.

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Каин и Авель в Библии, книга Бытия 4, 8.

Произошло это после того, как Каин принёс в жертву Всевышнему земные плоды, а Авель — первородных ягнят. К разочарованию старшего брата, Бог принял жертву младшего, а его дары отверг. Обуреваемый эгоистичной ревностью, Каин позвал Авеля в поле и там лишил его жизни.

История братьев[ | ]

Основная статья: Убийство Авеля Каином

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.Быт. 4:2—4

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.Быт. 4:4—5

После этого Каин убил Авеля:

И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.Быт. 4:8

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»[6]:

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над нимБыт. 4:7

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?Быт. 4:9

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду[6].

В иудаизме встречается отличающаяся точка зрения на мотивы убийства Авеля Каином[7].

Убийство Авеля Каином.
Собор Монреале, мозаика

Коротко об отце и матери братьев

Родителями братьев были первые люди на земле, Адам и Ева. Бог поселил их в лучшем месте на планете — райском саду Эдеме. Однако в рай под видом змея пробрался сатана и обманул Еву.

Он заявил, что люди станут гораздо счастливее, если воспротивятся Божьей власти и обретут независимость от Него. Поверив сатане, Ева съела запретный плод и вовлекла в мятеж своего мужа. После этого Бог выгнал Адама и Еву из Эдема, а Каин и Авель родились с унаследованным грехом.

Адам и Ева в мировой живописи. Средневековая миниатюра «Адам и Ева после изгнания»

Примечания

  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян А. А.
    Каин и Авель // Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) / Гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : «Советская энциклопедия», 1987. — Т. 1. А — К. — С. 608. — 671 с. — «Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а)»
  3. События Сотворение человека | Грехопадение | Изгнание из рая
    Основные понятия Эдемский сад | Дерево познания добра и зла | Дерево жизни | Запретный плод | Первородный грех
    В разных источниках Первый человек | Адам и Хавва | Адам Ришон, Адам Кадмон
    Дети Адама и Евы Каин и Авель (Кабиль и Хабиль) | Сиф (Шис)
    от Арфаксада до Иакова Арфаксад ·

    (Каинан)
    ·
    Сала
    ·
    Евер
    ·
    Фалек
    ·
    Рагав
    ·
    Серух
    ·
    Нахор
    ·
    Фарра
    ·Авраам·Исаак·Иаков

    от Иуды до Давида Иуда
    ·
    Фарес
    ·
    Есром
    ·
    Арам
    ·
    Аминадав
    ·
    Наассон
    ·
    Салмон
    ·
    Вооз
    ·
    Овид
    ·
    Иессей
    ·Давид

Почему Бог не принял жертву Каина

По точному выражению Иоанна Златоуста, сама совесть подсказала Каину и Авелю отблагодарить Бога за Его щедрость.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».

(Быт.4:3-5)

На первый взгляд, сложно увидеть разницу в их жертвах, из-за которой Бог отверг дары старшего брата и принял подношение младшего.

Некоторые пришли к выводу, что в жертве Авеля проявилась вера в искупительную жертву Иисуса Христа, единородного Сына Бога, который отдал свою жизнь за нас. То есть первородные животные были символом будущей жертвы Христа. У Каина такой веры не было, и потому его дар был отринут. Конечно, Авель верил в обещанного Мессию, но нельзя однозначно сказать, что его жертва была связана именно с верой в Него.

Кроме того, Бог повелевал израильтянам приносить благодарственные жертвы. Очевидно, что дар Каина был отвергнут вовсе не потому, что он не верил в Мессию. Скорее всего, дело в другом. Ключ к разгадке находится в словах о жертве Авеля:

«Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».

(Бытие 4:4)

Он был единственным членом первой семьи, проявлявшим искреннюю веру в Создателя и признательность к Нему. А подношение Каина было проникнуто гордостью, тщеславием, высокомерием и формальной обрядовостью.

Конечно, Бог не нуждается в жертвах. Он Создатель всего, что у нас есть. Когда мы чем-то жертвуем ради Него, то, по сути, лишь возвращаем данное Им же. Это похоже на то, как благодарные и любящие дети дарят родителям самые вкусные конфеты из новогоднего подарка. Но эгоистичные дети, считающие, что родители обязаны их обеспечивать, могут в лучшем случае подарить пару слипшихся карамелек.

Для родителей важна не материальная ценность подарка, а мотивы детей.

«Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но «первородных», то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: «и от туков их», сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес «от плодов земли дар», что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора. Опять говорю и не перестану говорить: Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и через них выражалась наша благодарность».

Иоанн Златоуст

В Предании сохранились некоторые подробности о жертве Каина. Это могли быть неспелые зёрна и несозревшие плоды, непригодные для еды. Такие дары не приносят из горячей любви к Богу.

Авель осознавал то печальное положение, в котором оказалось человечество. Но, похоже, его прежде всего волновали не физические последствия греха, а разрыв отношений с Богом, утрата людьми божественной природы.

Для Каина грех не был великой трагедией. Возможно, в момент жертвоприношения он впервые получил отрицательную оценку своим личным качествам.

Ноэль Куапель, «Каин после убийства Авеля», 1663

Отрывок, характеризующий Каин

– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно. Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему. – Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***. – Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем… И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате. Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов. У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной. Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду. «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную. – Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной. Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа. – Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!» Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную. «Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j’ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер. – Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет! – Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого. – Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда. – Скажите! – сказала графиня. – Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга. – Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня. – Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем. – Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху. – Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф? Но дамы невольно смеялись и сами. – Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери. – Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный. Гостья махнула рукой. – У него их двадцать незаконных, я думаю. Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств. – Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был. – Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала. – Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения. – Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья. – Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох. – Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю. И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он. Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке. Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки. – А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница! – Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу. – Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки. – Видите?… Кукла… Мими… Видите. И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись. – Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье. Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо. Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие. – Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно? Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью. Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха. Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность. Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся. – Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери. – Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь. Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях. Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

Простыми словами о том, за что Каин убил Авеля

За то, что подношение пастуха Авеля, оказалось угодным Богу, в отличие от даров его старшего брата, земледельца Каина. Причина — зависть и не только.

Хладнокровное убийство невиновного, да ещё и брата, явно выходит за рамки адекватной человеческой реакции. Поражает и то, что он совершил убийство после того, как сам Бог побудил его отказаться от греха.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

(Быт.4:6-8)

Имя «Каин» переводится как «приобретение». Этим, возможно, выражалась великая надежда, возложенная на ребёнка его родителями. Имя «Авель» означает «дыхание», «ничтожество», «суета». Очевидно, к моменту рождения второго сына его родители уже разочаровались в надежде на скорое возвращение в Эдем.

Как бы то ни было, в библейском повествовании первый сын Адама и Евы предстаёт как вполне сформировавшийся грешник, чья совесть давно перестала подсказывать правильные решения и поступки, как и осуждать своего носителя за совершённые преступления.

Вот что о причине убийства Авеля написал апостол Иоанн:

«Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».

(1Иоан.3:11,12)

О каких злых делах говорит Иоанн? Апостол мыслит категориями христианской философии, где к греховным поступкам приравниваются неугодные Богу мысли и чувства. Об этом Христос говорил в Нагорной проповеди, утверждая, что напрасно гневающийся на брата своего подлежит суду.

Каин, скорее всего, презирал брата ещё до убийства. У глубоко нечестивых людей ненависть к праведникам формируется на инстинктивном уровне. Причина в том, что праведник — живой упрёк для совести грешника.

Интересный факт

Однажды к греческому философу
Сократу подошёл его сумасбродный друг Алкивиад и заявил, что ненавидит его, так как всякий раз, встречая его, понимает, каким должен быть сам.
Одобрение Богом жертвы Авеля стало последней каплей для первого ребёнка, рождённого на земле и воспринявшего идею о своём великом будущем.

В подобной мучительной ситуации Каин мог начать брать пример с брата и вести праведную жизнь. Но он решил проблему иначе, устранив источник угрызений своей совести. Каин испытал не покаянную печаль о собственном грехе, но дух необузданной зависти и вражды к Авелю. Это и привело его к преступлению.

Дэвид Скотт, «Изгнание Каина», 1831

Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество

Быт. 6–9

Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и, особенно, для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Лемеха, а отец Лемеха – Мафусаил жил почти до самого потопа.

Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»

. (Быт.6,5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «…
раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их»
(Быт. 6:6–7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Лемеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох.

И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое,…Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами… Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:9–18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку – дверь. Он должен был состоять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему

[Господь]
Бог
…» (Быт. 6:22).

Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех»

(Лк. 17,27).

Ко времени окончания Ноем ковчега ему было 600 лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных, как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот «… разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

(Быт. 7:11–12). После окончания вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой.
«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле»
(Быт. 7,21).

Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову.

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех… бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились»

(Быт. 8,1). Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он
«сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека»
(Быт. 8:21).

Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю

[и обладайте ею]». (Быт. 9:1).

После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6).

После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли». Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга, как физическое явление, была и до потопа, но теперь она стала символом завета.

Жизнь Каина в изгнании

После убийства брата Каин услышал голос Божий, спрашивающий его о том, где Авель

«И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?»

(Бытие 4:9)

Увы, Каин не испытывал угрызений совести. Он дерзко бросил Богу в ответ:

«…не знаю; разве я сторож брату моему?»

(Бытие 4:9)

По словам Господа, голос крови Авеля требовал отмщения:

«И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

(Быт.4:10-12)

На справедливое наказание Каин отреагировал предсказуемым малодушием:

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».

(Быт.4:9-16)

Каин не пожелал даже через заслуженное изгнание искупить тяжесть страшного греха. Вместо этого он выразил опасение, что сам может стать жертвой убийства.

Братоубийца боялся, что ему отомстит кто-нибудь из его же семьи, в настоящем или будущем. Чтобы не допустить самосуд, Бог дал Каину особый знак.

«И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. 4:15,16)

Братоубийца стал отшельником. Он переселился в землю Нод, расположенную на востоке от Эдема. Некоторые толкователи полагают, что «Нод» не является именем собственным, а передаёт мысль о кочевом образе жизни Каина и всех его потомков.

Однажды на новом месте Каин построил город Енох, назвав его в честь первенца. Примечательно, что главный элемент цивилизации, начавшей развиваться после грехопадения, был создан первым убийцей.

Каин строит город Енох. 1675 г. — 158,5 x 109,5 см. Холст. Барокко. Франция. Будапешт. Венгерский музей изобразительных искусств.

КАИН

Этимология имени Каин неясна. Слова Евы при рождении К.: (Быт 4. 1; в cинодальном переводе: «приобрела я человека»), к-рые объясняют его значение, созвучны с именем Каин и представляют собой народную этимологию его имени. Однако евр. корень от к-рого образован глагол не может лежать в основе имени Чаще всего исследователи сопоставляют имя Каин с арам. и араб. словами со значением «кузнец» (арам. / сир. араб. ср. имя родоначальника кузнецов в Быт 4. 22 — Тувалкаин ( )). В истории К. и Авеля в Быт 4 много недосказанного, так что комментаторы текста стремились дополнить недостающие в библейском повествовании детали.


История Каина и Авеля. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Каина и Авеля. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Употребление (человек, мужчина, муж) в словах Евы (Быт 4. 1) применительно к новорожденному беспрецедентно для Библии. Оно может быть объяснено как уникальностью ситуации (К.- первый родившийся на земле мужчина), так и скрытой отсылкой к Быт 2. 23, где Адам говорит о Еве, что «она будет называться женою, ибо взята от мужа». В этой связи более точный перевод глагола (от корня — приобретать и создавать — Быт 4. 1) — «я создала». Т. о., рождение К. как бы восстанавливает смысловое равновесие: сперва от мужа (мужчины — ) взята жена (женщина — ); теперь, напротив, женщина создает мужчину ( ).

Прародители Адам и Ева. Приношение Каина и Авеля. Роспись катакомб на Виа Дино Компаньи в Риме. Сер. IV в.

Прародители Адам и Ева. Приношение Каина и Авеля. Роспись катакомб на Виа Дино Компаньи в Риме. Сер. IV в. Также упоминание в словах Евы Господа представляет сложность для комментаторов: — (букв.- «я создала мужчину с Господом»). Нек-рым аналогом может служить выражение «ходить с Богом» (или «перед Богом» в значении «вести праведную жизнь» — Быт 5. 22, 24; 6. 9). В кн. Бытие нередко о Боге говорится, что Он пребывает «с» человеком (Быт 21. 20; 26. 3, 24; 28. 15; 31. 3; 39. 2). Большинство комментаторов (Г. фон Рад, Г. Уэнем и др.) понимают слова Евы следующим образом: «я создала мужчину с помощью Господней» (см., напр.: Westermann. 1984. Vol. 1. P. 290-291). В пользу такой интерпретации говорит и свидетельство Септуагинты (διὰ τοῦ θεοῦ — Быт 4. 1), где предлог διὰ часто означает «с помощью».

Дальнейшее повествование содержит мотив, характерный для ВЗ: соперничество 2 братьев, моральное превосходство младшего над старшим (старшими), угодность младшего брата Богу. Ближайшими аналогами являются истории Измаила и Исаака, Исава и Иакова. Однако в случае с К. и Авелем угодность младшего брата Богу приводит не к его торжеству, а к его гибели.

С т. зр. лит. критики рассказ о К. и об Авеле служит классическим примером хиазма (т. е. «перекрестной» перестановки элементов в следующих друг за другом предложениях): «…она зачала, и родила Каина… И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт 4. 1-5). Повествование о судьбах К. и Авеля ведется параллельно, при этом по очереди то один брат упоминается первым, то другой. Такая композиция иконически изображает соперничество братьев.

Два сына Адама и Евы становятся зачинателями 2 основных занятий людей древнего аграрного общества — земледелия и скотоводства (впосл. в той же главе будет рассказано о происхождении и др. профессий и ремесел), но ничего не говорится о том, как был установлен институт жертвоприношений. В МТ жертва братьев названа одним словом — (Быт 4. 3), в Септуагинте употреблены разные термины: жертва К. парадоксально названа θυσία (обычное название для кровавых жертвоприношений; в синодальном переводе — «дар»), а жертва Авеля — δῶρον («подношение», в синодальном переводе — тоже «дар»). Вопрос о том, почему Бог принял жертву Авеля и отверг жертву К., всегда волновал толкователей, предлагавших разные, подчас спекулятивного характера объяснения (см. разделы «К. в еврейской традиции» и «К. в христианской традиции»). Кровавые жертвоприношения занимали центральное место в религ. культе западных семитов, в частности в ветхозаветном богослужении. Однако в текстах ВЗ, посвященных жертвоприношениям, наряду с кровавыми жертвами упоминаются, пусть на 2-м месте, и хлебные (напр.: Лев 1-2). Поэтому отвержение Богом жертвы К. вряд ли может быть связано с тем, что его жертва была бескровной. Не вызывает доверия и такое объяснение, согласно к-рому древним евреям скотоводство было ближе земледелия: в ВЗ эти занятия часто упоминаются вместе (напр.: Иер 51. 23).

Библейский текст не объясняет причин предпочтения жертвы Авеля; выбор объекта божественной любви является исключительной прерогативой Бога: «…Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел…» (Мал 1. 2-3; ср. также: Рим 9. 13). В библейском повествовании ничего не говорится о том, как братья узнали, приняты их жертвы Богом или нет. Обычно на древнем Ближ. Востоке об этом узнавали по внутренностям жертвы (Rad G., von. 1961. P. 105), однако такой метод вряд ли подходит в случае жертвоприношения К. Образ дыма, к-рый восходит вверх от жертвоприношения Авеля и стелется по земле от жертвоприношения К., появляется в европ. литературе и изобразительном искусстве довольно поздно, возможно лишь с XII в. (Hovingh. 1956; Scheiber. 1956).

После того как Бог не принял жертву К., тот разгневался (в МТ; в LXX — «огорчился») и «поникло лицо его» (в Быт 4. 5 образное выражение, описывающее позор и обиду). Бог спросил К., в чем причина его огорчения (Быт 4. 5-6). Следующее затем обращение Бога к К. (Быт 4. 7) — одно из самых трудных мест для понимания в кн. Бытие. Не исключено, что этот стих, как он читается в наст. время, является результатом порчи текста. В Септуагинте он по большей части совпадает с еврейским текстом, а там, где отличается, представляет собой результат дальнейшей правки уже испорченного текста. Также возможно, что эти слова — древняя поговорка, смысл которой уже не понятен. Первое предложение из речи Бога к К. в МТ: «Ведь если ты поступаешь хорошо, [будет] поднятие ( )» (Быт 4. 7). Скорее всего здесь подразумевается «поднятие лица» — хорошо засвидетельствованная идиома древнеевр. языка: «поднять чье-то лицо» означает «оказать кому-то предпочтение, милость, отнестись благосклонно к его просьбе» (о вышестоящем или более сильном по отношению к нижестоящему или более слабому; см., напр.: Быт 19. 21; 32. 21 — в МТ 1 Цар 25. 35; Иов 42. 8; Мал 1. 8). «Поднять свое лицо» означает «смотреть гордо, не чувствовать стыда и позора» (см.: Иов 11. 15; 22. 26; 2 Цар 2. 22; ср.: Быт 4. 5-6: «поникло лицо его» — «он огорчился, обиделся, почувствовал себя опозоренным»). Либо Бог «поднимет лицо» К., либо К. сам «поднимет свое лицо» к Богу — обе интерпретации подходят к Быт 4. 7: К. обещано, что, если он будет «поступать хорошо», Бог отнесется к нему благосклонно, и К. более не нужно будет огорчаться. Однако можно предположить, что здесь имеется в виду не «поднятие лица», а «поднятие (т. е. прощение) греха»: «поднимать (чей-то) грех» в древнеевр. языке означает прощать его (см., напр.: Исх 34. 7; Пс 31. 5; 84. 3 по МТ).

Каин убивает Авеля. Роспись нефа в ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина в Риме. 2-я пол. XII в.

Каин убивает Авеля. Роспись нефа в ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина в Риме. 2-я пол. XII в. Второе предложение из речи Бога к К. (согласно МТ: «А если ты поступаешь плохо, у двери — грех лежащий») содержит явную грамматическую ошибку: слово «грех» ( ) жен. рода, а причастие «лежащий» ( ) — мужского. Если не прибегать к конъектурам, то наиболее убедительное прочтение предлагается теми комментаторами, которые видят в не причастие-определение к а существительное-приложение. При этом обычно предлагается сопоставление с аккад. («покоящийся; наместник; страж; таящийся в засаде демон»). Т. о., получается следующий перевод: «Если не делаешь доброго, то грех — демон, таящийся у дверей» (см., напр.: Speiser E. Genesis. N. Y., 1962. P. 29). Это сопоставление было впервые предложено Ф. Ленорманом и с тех пор упоминается практически в любом комментарии к кн. Бытие.

Последнее предложение Быт 4. 7 в МТ: «Он тебя вожделеет, и/но ты его господин» — почти букв. повторяет слова Господа, обращенные к Еве в Быт 3. 16. Если речь идет о грехе, персонализированном в образе демона, то тогда получается, что грех вожделеет грешника, как жена вожделеет мужа своего. Синодальный перевод («он влечет тебя к себе») в данном случае неверен. Из 2 значений евр. союза (и, но) здесь уместнее «но»: грех вожделеет К., но ему дана власть над грехом.

Следующий стих (Быт 4. 8) начинается словами: «И сказал Каин Авелю, брату своему…» Употребленный здесь глагол «сказал» ( ) в евр. языке обязательно требует после себя прямой речи, но в МТ ее нет: неясно, что именно К. сказал Авелю. Согласно Септуагинте, К. сказал Авелю: «Выйдем в поле», и мн. исследователи считают, что это чтение восходит к евр. оригиналу (Tob. 1992. P. 236). Возможно, что перед нами не первоначальный текст, а всего лишь попытка авторов Септуагинты «дополнить» стих, к-рый уже в их время был «неполным». В поле К. убивает брата. Обращенный затем к К. вопрос Господа: «Где Авель, брат твой?» (Быт 4. 9) — перекликается с вопросом Господа к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9): в обоих случаях виновный пытается уйти или оправдаться. Однако кровь Авеля взывает об отмщении, и земля, которую К. напоил кровью брата, проклинает его (Быт 4. 11; словосочетание «проклят ты» ( ) встречается еще в Быт 3. 14, а также во Втор 28. 16, 19). В проклятии К., как и в проклятии Адама, важная роль отведена земле. Обращенные к Богу слова К.: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли…» — напоминают об изгнании Адама из рая (Быт 4. 14; глагол «изгонять» встречается в кн. Бытие 3 раза; кроме этих случаев еще в Быт 21. 10). Т. о., за грехом К. (2-м в истории человечества) следует и 2-е изгнание — еще дальше от Бога. Чтобы смягчить наказание и спасти К. от убийц, Бог полагает на К. знак (знамение), подобно тому как Он сделал кожаные одежды для Адама и Евы после их изгнания из рая, чтобы смягчить их наказание. Бог говорит К.: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4. 12 — в архаическом обществе стать изгнанником означает оказаться вне защиты со стороны социума). «…Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня»,- отвечает К. Богу (Быт 4. 14). Вопрос о том, кто может встретить и убить К., кроме его родителей, как и вопрос о том, где К. нашел себе жену (Быт 4. 17), не находит отражения в тексте Свящ. Писания: действие рассказа о К. переносится из первозданного мира, где существует лишь одна-единственная человеческая семья, в мир истории.

Сказав далее: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт 4. 15; по-видимому, имеется в виду, что жертвой мести падут 7 человек из рода убийцы), Господь сделал К. «знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 4. 15). Знамение ( ) в ВЗ дается людям, чтобы удостоверить их в истинности слов Бога или в Его защите; в качестве знамения могут выступать, напр., радуга (Быт 9. 12), обрезание (Быт 17. 11), исполнившееся пророчество (Исх 3. 12) или чудо (Ис 7. 11). Поскольку в евр. тексте буквально сказано «положил Господь Каину (или на К.) знак», комментаторы обычно предполагают, что речь идет о каком-то знаке на теле (напр., об отметине на коже — т. н. «Каиновой печати»), однако в МТ ничего не говорится о характере этого знака.

К. поселяется в земле Нод ( ), к-рая в Библии больше не упоминается. Ее название перекликается с проклятием К.: быть «скитальцем» (Быт 4. 12; от глагола ). К. познал жену свою, и она родила ему сына Еноха. Далее сказано: «…и построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт 4. 17). Если не прибегать к конъектурам, то строителем 1-го города на земле следует считать К. Поскольку К. суждено было стать «изгнанником и скитальцем» (Быт 4. 12), мн. комментаторы предлагают изменить евр. текст так, чтобы строителем 1-го города был Енох (см., напр.: Westermann. 1984. Vol. 1. C. 326-327; Cassuto. 1961. Vol. 1. P. 186, 229-230); однако такие «реконструкции» первоначального текста следует признать крайне субъективными.

О дальнейшей судьбе К. Библия ничего не сообщает, и он больше не упоминается в ВЗ, только слова в неканонической Книге премудрости Соломона о том, что «отступивший от нее (т. е. от Премудрости.- Авт.) неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости», очевидно, подразумевают преступление К. «Авель, умерщвленный Каином» упоминается также в 4-й Маккавейской книге, к-рая входит в ВЗ греч. изданий Библии (18. 11).

Жены и дети

Потомки Каина были злыми, развращёнными, ненавидящими Бога и людей.

Но среди них было немало талантливых людей, ставших родоначальниками некоторых ремёсел и искусств:

  • Иавал — кочевой образ жизни пастухов;
  • Иувал — изобретатель духовых и струнных инструментов;
  • Тувалкаин — изобретатель кузнечного дела, создатель холодного оружия и сельскохозяйственных инструментов из меди и железа.

Потомки Каина погибли в водах потопа.

«Обойдя большую часть земли, Каин остановился со своею женою в Наиде – так называлось это место – и поселился там; тут родились у него дети. Однако в [постигшем его] наказании он не видел предостережения; напротив, его порочность все увеличивалась, так как он предавался всякому чувственному удовольствию, хотя бы оно было связано с жестокостями над прочими жившими в его обществе людьми.

Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдства и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях».

Иосиф Флавий

Что такое Каинова печать

Печатью Каина мог быть определённый знак на его лбу, который давал знать, что Бог запрещает мстить ему из-за убийства Авеля.

Но это не знак гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Таким образом Бог пытался предотвратить массовое насилие на земле и появление взаимной ненависти между людьми.

Также Создатель давал понять, что не желает гибели грешника, но жаждет его покаяния. Здесь мы видим и пример Божьего долготерпения для всех будущих поколений людей.

Виллем ван Херп Старший, «Каин и Авель работают в поле», 17 в.

Каин и Авель: смысл и толкование трагедии

Существует не одно толкование трагической истории двух братьев. По одной версии, оба были влюблены в одну женщину. Согласно ей, Каин избавился от конкурента за сердце возлюбленной.

Другая версия гласит, что Каин убил Авеля совершенно случайно, не желая причинить ему вред.

Однако Писание говорит о том, что старший брат убил младшего совершенно намеренно и хладнокровно, заранее обдумав свои действия.

В Библии история Каина и Авеля приводится по нескольким причинам:

  1. Показать ужасные последствия восстания против Бога и лживость утверждения сатаны о том, что люди не познают страдания и смерть, если отведают запретный плод.
  2. Оставить живой пример всему человечеству, доказывающий великую разрушительную силу ненависти, зависти, эгоизма, бездуховности и беспричинного гнева.

Толкования истории Каина и Авеля[ | ]

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём[8].

В христианстве[ | ]

Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

— Евр. 11:4

Единодушен с ним и апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:

Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

— 1Ин. 3:12

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина[9], замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения, и поэтому была отвергнута:

У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. 4:9, говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?

» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина «
не знаю; разве я сторож брату моему?
» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться[10].
Каин и Авель. Тициан, 1570-76 гг.

В иудаизме[ | ]

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании[11] в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага[12].

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После этого он и был коварно убит.

Каин и Авель. Р. Бегас, бронза, 1895; Немецкий исторический музей

В исламе[ | ]

В Коране Кабиль

(араб. قابيل‎) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей[13]. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. ۝ Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. ۝ Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». ۝ Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. ۝ Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих.

Оригинальный текст (ар.)[показатьскрыть]

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ لَئِنْ بَسَطْتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَا بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لِأَقْتُلَكَ ۖ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ إِنِّي أُرِيدُ أَنْ تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ ۚ وَذَٰلِكَ جَزَاءُ الظَّالِمِينَ فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ فَبَعَثَ اللَّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الْأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءَةَ أَخِيهِ ۚ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَٰذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءَةَ أَخِي ۖ فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ

— 5:27—31 (Кулиев)

Другие толкования[ | ]

«Кругосвет» отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим[6].

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте[14].

Чему она нас библейская история?

Самый важный урок, который можно вынести из истории Каина и Авеля, записан в Первом послании Иоанна:

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего…

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

(1Иоан.3:10, 13, 15)

Ненависть, основанная на высокомерии, зависти и эгоизме, стала причиной многочисленных войн, краж, убийств и других ужасных преступлений. Самое печальное, что примеру Каина следуют далеко не только те, кому чужда религия.

В наши дни дух высокомерия и ненависти очень силён среди многих людей, считающих себя истинными последователями Иисуса Христа. Эта ненависть выражается не только в актах насилия, но также в грубых, презрительных и оскорбительных словах, высказанных в адрес как неверующих, так и других верующих, принадлежащих к иным конфессиям. И чаще всего это происходит в тот момент, когда человек получает обличение.

Краткое описание картины Рубенса

Питер Пауль Рубенс создал картину «Каин убивает Авеля» примерно в 1600-1612 гг. Во время работы мастер находился под сильным влиянием работ гениального Микеланджело и других худоджников эпохи Ренессанса в Италии и Испании.

Питер Пауль Рубенс «Каин убивает Авеля» (1608-09 Холст, масло. 131 х 94 см Институт искусств Курто, Лондон

На картине Рубенса братья изображены как физически развитые мужчины, явно привыкшие к тяжёлому труду.

Рубенс представил очень интересную интерпретацию библейского сюжета. На картине Каин убивает Авеля в то время, когда ещё не погас огонь, поглощающий жертву.

Лежащий на земле младший брат с недоумением пытается робко защититься от гнева Каина. Старший брат полон решительной злобы, на его лице не видно ни тени жалости или сомнения.

Сверхъестественное [Сериал]

Каин — один из самых сильных демонов. Он известен, как Отец Убийства, который раньше обучал Рыцарей Ада. Предок Дина и Сэма Винчестеров.

:six_pointed_star: История :six_pointed_star:

Каин был старшим братом Авеля. Вопреки расхожему мнению, Каин убил своего брата не из зависти, а потому, что тот попал под влияние Люцифера. Желая спасти своего брата, Каин идёт на сделку с дьяволом: он предлагает себя взамен Авеля и тот отправляется на Небо. Люцифер соглашается, но с одним условием: Каин сам должен отправить брата на Небо. Каин убивает своего брата. Позднее он убивает себя, т.к. Первый клинок стал управлять им. После смерти Каин превратился в демона.

После убийства Авеля он стал демоном, которого остальные демоны считали самым страшным из существующих. Он тренировал Рыцарей Ада и вместе с ними сотни лет творил ужасные вещи по всей Земле. Но потом он внезапно исчез, и другие демоны надеялись, что он мёртв. Он перебил всех рыцарей, кроме Абаддон.

В 1863 году он нашёл Абаддон, которая овладела его женой Колетт Маллен, которая знала его настоящего. Рыцарь требует Каина вернуться к рыцарям и вновь их тренировать, но Каин отказывается. Она мучает Колетт, и тут Каин наносит удар Первым Клинком, но Абаддон успевает «улететь» и Каин убивает свою жену. Он хочет отомстить за неё, но Колетт просит его остановиться, говоря, что он выше этого. Каин отходит от дел.

:six_pointed_star: Характер :six_pointed_star:

Каин гораздо более «человечный», чем многие другие демоны, несмотря на свой возраст и статус самого страшного демона. Он любил своего брата и ради него стал демоном. Встретив свою любовь, он отошёл от дел и даже после того, как её убили, он держал данное ей слово покончить с работой демона и не мстил за её смерть. Он видит в Дине много общего с собой и даже восхищается его храбростью и неуступчивостью.

:six_pointed_star: Силы и способности :six_pointed_star:

Каин чрезвычайно могущественный демон. Он подавил силы Короля Ада Кроули и заставил его замолчать простым жестом. Он может убить простых демонов прикосновением как и ангелы, от которого у демона загораются глаза не белым, а красным светом. Также он в одиночку смог уничтожить целую армию демонов.

•Бессмертие — из-за Метки Каина практически невозможно убить, так как она защищает своего носителя.

•Неуязвимость — Каин неуязвим к обычному оружию, он первый демон, который продемонстрировал абсолютную неуязвимость к силе ножа Руби. Он также имеет ограниченный иммунитет к пентаграмме.

•Регенерация — может быстро вылечить любое ранение, полученное от обычного или сверхъестественного оружия. В частности, Каин без всяких последствий проткнул себя ножом Руби.

•Метка Каина — она позволяет использовать •Первый Клинок, способный убить любого демона и ангела.

•Сверхсила — он имеет огромную сверхчеловеческую силу, по которой превосходит людей и демонов.

•Терракинез — его появление может создавать локальные толчки.

•Электрокинез — когда Каин пришел за Томми Толливером в тюрьму, по пути его следования гасли или мигали электрические лампы.

•Сверхчеловеческая выносливость — Каину не нужен отдых или еда, чтобы выживать.

•Подавление сил — способен подавлять силы, например, он не дал Кроули телепортироваться из его дома а также лишил его голоса.

•Красный свет — Каин обладает способностью генерировать свет, как Белоглазые демоны. Только свет этот был красным, и способен уничтожать демонов и других существ. Самый мощный свет среди демонов.

•Телепортация — он способен телепортироваться и телепортировать других людей.

•Телекинез — с помощью телекинеза он может двигать предметы, открывать и закрывать двери и швырять людей и прочих существ.

•Биокинез — способны вызывать внутренние кровотечения силой мысли, причинять боль и лишать голоса.

•Манипуляции погодой — его прибытие может также сопровождаться внезапными порывами ветра, а его смерть вызвала удар грома.

•Восприимчивость к сверхъестественному — Каин может видеть сверхъестественных существ, такими какими они есть.

•Убийство прикосновением — Каин может убивать слабых демонов прикосновением, но эта способность не действует на могущественных демонов, при этом выделяется свет.

•Телепатия — Рыцари умеют «перекачивать» мысли людей и увидеть то, что видели они. Каин самый сильный и первый Рыцарь, наверняка он тоже может так делать.

•Телекинетический экзорцизм — Абаддон может прикосновением изгонять демонов из их тел, значит Каин тоже может.

•Устойчивость к экзорцизму — его нельзя изгнать, прочитав экзорцизм.

•Познания в магии — неизвестно, насколько хорошо магией владел сам Каин, но он без труда смог опознать заклинание, использованное Кроули. Вероятно, Каин за свою жизнь очень много узнал о магии и, быть может, сам был сильным магом.

:six_pointed_star: Слабости :six_pointed_star:

Каин является одним из самых сильных демонов показанных в сериале, а с Меткой Каина он обладает абсолютным бессмертием и неуязвимостью, однако, несмотря на столь огромную силу он имеет некоторые слабости.

•Изначальные сущности — Бог, Смерть способны убить Каина, но при условии, что он снимет с него Метку, либо же если помимо Каина будут другие носители Метки.

•Сильные существа — такие существа как мутировавший ангел, архангелы, могут его ранить или подавить силы, однако не способны убить.

•Первый клинок — является единственным гарантированным оружием, способным убить Каина, при условии, что находится в руках другого носителя Метки.

•Сверхъестественное оружие — такое оружие, как Серп Смерти, меч архангела, первый клинок способны убить Каина, если он лишится Метки.

:six_pointed_star: Интересные факты :six_pointed_star:

•Является первым человеком, который получил Метку.

•Является одним из демонов, которые смогли подружиться с Дином Винчестером. Это было видно по взгляду Дина, когда он не хотел убивать Каина и просил его прекратить убийства. Кроме него Кроули и возможно, Кейси.

•Является одним из 7 людей (Лилит, Дин Винчестер и 4 принца ада), превращенных в демонов без тысячи лет пыток в Аду.

•Большинство демонов и ангелов испытывали огромный страх перед Отцом Убийства и предпочитали держаться от него как можно дальше.

•Теоретически, Каин, являясь демоном должен обладать способностью использовать людей в качестве сосудов. Однако остаётся под вопросом, может ли он покинуть своё тело, нося при это Метку. Возможно, он получил бы эту способность, только избавившись от Метки.

•Единственный демон, которого нельзя убить из Кольта.

Дорама «Каин и Авель», режиссер Ким Хён-щик

Южнокорейский режиссёр Ким Хён-щик снял дораму «Каин и Авель». Сериал рассказывает о двух братьях, талантливых хирургах. Один из них, Ли Сон У, возвращается в родной город после семилетнего отсутствия. Отец в коматозном состоянии, а властная мать желает занять высокую должность в местной клинике. Любимая отдала предпочтение младшему брату — Чо Ину, которому старший всегда завидовал. Сюжет дорамы напоминает библейскую историю ещё и тем, что отец, как кажется старшему брату, любит больше Чо Ина.

Семья и потомство Каина

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что переселившись к востоку от Едема в земле Нод «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16-17). Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван (Юб. 4:9), в свою очередь Епифаний Кипрский в «Панарионе» (нач. 374/375) со ссылкой на Книгу Юбилеев называет Саву (Σαυή) женой Каина (Епифаний

, Панарион, Contra Sethianos, 6).

Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох (Ханох), а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал (Метушаэль), а от Мафусала — Ламех (Быт. 4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.

Список литературы: рекомендуем всем, кто любит читать

Хорошие комментарии к истории о Каине и Авеле можн о найти в следующих трудах:

  • Лопухин А. П. «Толковая Библия. Первая книга Моисеева. Бытие»;
  • Ефрем Сирин «Толкование на книгу Бытие»;
  • Эндрю Лаут «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков». .
  • Иоанн Златоуст «Толкования и беседы на книги Священного Писания»;
  • Русаков А. «Страх Божий и страх плотской в книге Бытие»;
  • Виктор Гамильтон «Справочник по Пятикнижию Моисееву».

История Каина и Авеля помогает нам увидеть, насколько пагубен путь любого греха, на который человек встаёт сознательно. Внешнее религиозное служение не сможет обмануть нашего Небесного Отца, видящего сердца. Оно не меняет человека, а лишь маскирует его недостатки. Если мы хотим, чтобы Бог признал нас праведными в День Суда, то важно всеми силами избавляться от эгоизма, высокомерия, зависти, потакания личным желаниям и разрушительной ненависти к ближним.

Каин мог бы победить грех, если бы развивал противоположные качества. Печальная история Каина и Авеля записана для того, чтобы мы шли путём любви и святости, преображающих нашу личность по образу и подобию Бога и делающих нас истинными последователями Иисуса Христа.

Виктор Глебов

Примечания[ | ]

  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян, А. А., 1987, Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]
    Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а).

    .

  3. Епифаний Кипрский
    Панарион. Против архонтиков, двадцатой и сороковой ереси (гл. 5)

    Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]

    И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола.

  4. Тертуллиан
    О плоти Христа (гл. 17)

    Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]

    „Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.

  5. Окаянный // Этимологический словарь Крылова.
  6. 123
    Каин и Авель // Кругосвет
  7. см. Убийство Авеля Каином#В иудаизме
  8. Толковая Библия Лопухина // lopbible.ru.
  9. Преподобный Ефрем Сирин
    Толкование на книгу Бытия // rusbible.ru.
  10. Иоанн Златоуст
    Беседы на книгу Бытия, 19 // azbyka.ru.
  11. Йосеф Альбо (1380—1444) — ученик Крескаса // Пути к истине от RIN.RU.
  12. Каин, Гитлер и Вегетарианство Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine // jewish.ru.
  13. Али-заде, 2007.
  14. Лео Таксиль. Забавная Библия
  15. Раши. Комментарий к книге Берешит
  16. 12
    (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  17. ((нач. 374/375); Епифаний
    , Панарион, Contra Sethianos, 6); s:На_восемьдесят_ересей_Панарий,_или_Ковчег_(Епифаний/неуказанный_переводчик)/1#О_сифиянах,_девятнадцатой,_а_по_общему_порядку_тридцать_девятой,_ереси, Глава 6
  18. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 17
  19. ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  20. 12Саид-Афанди аль-Чиркави.
    История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  21. 12
    без указания произведения
  22. 123
    Кто — жена Каина?
  23. трактат Иевамот (первая книга Нашима), лист 62
  24. Откуда взялись внуки Адама и Евы?
  25. Берешит Раба, глава 22; издание русскоязычного перевода, Перевод с иврита Я. Синичкин, А. Членова, 2012 г
  26. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 6
  27. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 15
  28. у Мхитара Айриванкского, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  29. по мнению К. Патканова, переводчика Хронографической истории, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, примечание 84, со ссылкой на Самуила Анеци и Михаила Асори
  30. Быт. 4:16
  31. Быт. 4:17
  32. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 16 (скорее всего, имеются в виду потомки)
  33. s:ЕЭБЕ/Яшар, Сефер га- (агадическое произведение)

    происхождение Сеира, которое, по словам Ибн-Эзры, покрыто неизвестностью, объясняется в Сефер га-Я. таким образом, что Сеир является сыном Гура, внуком Гори и правнуком Каина.

  34. Быт. 4:18
  35. Lamech (англ.). www.jewishvirtuallibrary.org. Дата обращения: 10 января 2022.

Каин:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Духовные стихи

Авель

Скоро будет полночь. Где ж он? Со стадами Не вернулся Авель ныне отчего? И смотрела Ева грустными очами: — Каин, ты не видел брата своего? Ей не отвечая, совестью томимый, Каин покидает бедный их шатер. Как он хмур, проклятьем и стыдом гонимый. Мать в затишье ночи устремляет взор. Не до сна теперь ей. В степь бежит поспешно. Острые каменья режут ноги ей. — Авель! — восклицает Ева неутешно. — Авель! — гулко вторит тишина полей. Может быть, далеко он ушел со стадом? Ангел верно знает… Огненным мечом Путь он мне заступит, но молящим взглядом Я спрошу о милом пастыре моем. И у райской двери, где мечом палящим Страж Эдемской сени путь ей преградил, Спрашивала Ева голосом дрожащим: — Авель со стадами здесь не проходил? — Плачь, о, Ева, горько! Там, где по уступам Диким теревинфом поросли холмы, Каином убитый бездыханным трупом Он заснул навеки средь полночной тьмы! Это смерть! Свершилось! В трепете, в смятении, Слов не понимая, к сыну мать спешит. Вдруг остановилась. Милое виденье: Авель перед нею — как он сладко спит! Разметал он кудри и раскрыл он очи, Будто улыбался небесам светло, Будто любовался блеском звездной ночи, Чисто, безмятежно юное чело. — Милый, встань, проснися, как я испугалась, Как сюда бежала… встань, пойдем домой!.. Авель!.. И, целуя, вся к нему прижалась. Авель ей ни слова — бледный и немой. И проник ей в сердце жгучий огнь страданья. Что сказал ей ангел? И сорвалось с губ — Первое сознанье, страшное сознанье: — Смерть! — она вскричала, падая на труп. Плыл туман и ветер плакал над полями, Что дерзнул убийца кровью запятнать. И встречало солнце скорбными лучами Первую над сыном плачущую мать.

Петр Порфиров (1870 — 1903 г.г.) опубликовано: «Вера и Жизнь» 2, 1981 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]