Что такое святость
Современные богословские энциклопедии именуют ее «одним из фундаментальных понятий христианского учения», хотя Евангелие говорит о святости Бога, Его Сына Иисуса, наконец – Духа, Третьего Лица Св. Троицы. Но – не людей. Зато об этом много говорят ученики Христовы – уже по рождении Церкви.
Определение
Содержание понятия не одинаково у иудеев и христиан.
«Святой» или «праведный»?
Славянское «святость», греческое «αγιότητα» («агиотита») или «ιερότητα» («иеротита») – все это почти дословный перевод еврейского слова «кадош», которое применяется только к Богу, Божественному, или тому, что посвящено Ему (например, жертвам, храму, богослужебным сосудам). «Кадош» означает выделенность из человеческого мира, отделенность от него.
Уже по этой причине этим словом иудей никогда не обозначил бы человека, хотя Сам Бог не раз говорит о святости как задаче верующих:
«Будьте святы, потому что Я Свят»
(Лев.1:44).
Но все же для особенно приблизившегося к Богу человека существовало понятие «праведник». Способом достижения совершенства было исполнение Закона (а он содержит более 600 заповедей, от нравственных до таких, которые касаются богослужения образа жизни, пищи, одежды, жилища).
Поэтому иудейский праведник – тот, кто знает, блюдет то, что заповедал прор. Моисей. Так что иудеи не смущались именовать «праведным» св. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, но их крайне шокировали нарушения субботы Христом, а особенно – слова, действия св. Павла, «фарисея, сына фарисея», открыто говорившего, что все (и многие запреты, налагаемые на верующего Законом!) почитает «тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» (Флп.3:8). Святость, прямое Богообщение считалась недостижимой целью, делом, может быть, очень отдаленного будущего, когда придет Мессия.
Понятие святости в христианстве
Иной была позиция христиан, опытно знавших: то, чего ожидали иудеи, свершилось, Мессия, Истинный Бог и Человек, явился миру. Когда домостроительство человеческого спасения завершилось, по Воскресении, Вознесении Христовом, Сошествием Святого Духа, в проповедях Апостолов появляется дерзновенное:
- «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел…» ( так именовал христиан ап. Петр);
- «чада Божии» (св. Иоанн Богослов);
- «возлюбленные Божии, признанные святые», «святые во Христе Иисусе» (ап. Павел).
В отличие от нынешней практики называть «святым» только скончавшегося, уже предстоящего Богу христианина, Апостолы именуют так верующих, еще пребывающих среди мира. Почему?
Потому, что святость есть причастность человека Самому Богу, его внутреннее изменение, которое дает Божия благодать.
Семья и монашество – два равночестных пути к Богу
– Можно ли, не выходя замуж, не уходить при этом в монастырь? Я боюсь, что если я выйду замуж, то место, которое в моей жизни сейчас занимает Господь, отчасти займет муж, как написано апостолом Павлом, что «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:34). Но к монашеской жизни я не чувствую никакого призвания. – Вопрос очень непростой. Путь семейной жизни и путь монашеский – это два равночестных пути. Оба пути могут быть высокими и добрыми, но могут быть и неудачными. Нужно стараться почувствовать волю Божию, молиться Богу и просить, чтобы Он Сам указал нам путь нашего спасения.
В наше время, к сожалению, семейная жизнь складывается очень трудно. Мир как будто воюет против семьи. Вы сами знаете, сколько происходит разводов, в том числе и в церковной ограде! Сколько бывает разрушенных судеб и у христианских супругов. Сейчас вообще мало счастливых семей. Люди разучились жить семейной жизнью. Раньше этому учила Церковь, а теперь люди большей частью растут вне Церкви и не знают, как нужно жить в семье. К сожалению, и в монастырях похожая проблема – мало кто умеет жить в монастырях. Раньше в монашеской жизни было преемство, но советская власть уничтожила практически все монастыри, и это преемство едва-едва сохранилось. Перед перестройкой в Советском Союзе было 20 монастырей. При этом на территории самой России было всего два монастыря: Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерский монастырь. Остальные монастыри были на окраинах: на Западной Украине и в Прибалтике. За последние 25 лет в Русской Церкви открылось примерно 800 монастырей. Таким образом, монастыри есть, а опытных духовников, старцев и стариц, игуменов и игумений, к которым можно обратиться за духовным советом, не хватает. Монахи и послушники, живущие в таких монастырях, порой не имеют должного представления о том, что такое монашеская жизнь. В Греции более благополучная ситуация – там со времен Византийской империи сохранилась монашеская традиция, прежде всего на Афоне, который уже 1000 лет является величайшим духовным центром всего православного мира. Нужно стараться с помощью Божией найти свой путь в жизни и идти тем путем, который укажет Господь, – принять монашество или создать семью. Но для женщин есть и третий путь – служить Богу при храме, помогая епископу или священнику. Этот путь является даже более древним, чем монашество. В истории Церкви он получил название – институт девственниц. Тогда был еще и институт диаконисс, и некоторые девственницы становились диакониссами. В наше время институт диаконисс уже не существует (правда, в Африке его пробуют возродить), а девственницы, служащие Церкви, всегда существуют и будут существовать. Их служение Богу может быть поистине прекрасным, если есть любовь, смирение, целомудрие и решимость.
Святые и святыни
Святость человека – не «кадош» как отделенность от мира – напротив, христианин деятельно живет среди него, преображает окружающую жизнь благодаря действующему через него Богу. Почему такое возможно? Да потому, что Сам Бог стал человеком, разрушив Свою отделенность от мира людей. Доверивший себя Ему получает возможность обожиться – то есть стать «чадом Божиим».
Впрочем, наряду с этим, новым пониманием святости, христиане сохранили также элементы ветхозаветного понимания – как у иудеев, «святыми» называют:
- Бога;
- храм, богослужебные предметы;
- иные места особого Божия присутствия, есть понятие «святые места»;
- Церковь, как созданную Богом, имеющую благодать Духа.
Замысел Бога о человеке
Господь создал человека для умножения любви. Мы сотворены для вечной жизни и вечного блаженства. Такова цель Творца — спасти каждого человека и приготовить ему место в Царстве Небесном. То есть Бог хочет, чтобы все люди, попросту говоря, превратились в праведников.
Воля Божья — большая благость для человека, точно то, что хорошо. Но Бог не навязывает никому Свои «стандарты», а только предлагает. Те люди, которых мы почитаем в лике праведников, просто в свое время сделали правильный выбор. Но кто запрещает нам?
Для многих эти слова могут показаться открытием: что, правда, и я могу стать святым? Да. Нужно только захотеть и подтвердить это всей своей жизнью.
Дорога к Небу
Именно о святости-совершенстве говорит Сам Иисус Христос как о задаче человека, заповедуя ему любить каждого, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44). Возможна же такая духовная высота, конечно, при Божией помощи. Поэтому соединение с Ним – одновременно задача и… путь к ее достижению.
Прп. Силуан Афонский так говорит об этом: «Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа, а идущие против Бога исполнены мрака и похожи на врага».
Из житий святых известны примеры подобных, «похожих на Господа» людей. Так, прп. Паисий Великий слезно умолял Христа помиловать его отрекшегося от веры ученика. Наконец, Сам Господь явился ему со словами:
«Паисий, за кого ты молишься; ведь он отрекся от Меня?». Но преподобный продолжал умолять. Тогда Христос сказал: «О Паисий! Ты Мне уподобился в любви!»
Учитесь любить
Дорожную карту пути к святости нам оставил Господь — это Евангелие, в котором чётко прописано, как стать святым. В нём содержатся Его заповеди и притчи, каждая из которых — ступень к Царствию Небесному. Главное условие святости — способность любить. К сожалению, сейчас в людях любви очень мало. Многие стараются исполнять заповеди, но без любви все эти попытки остаются формальными.
Приведу пример: как чаще всего мы подаём милостыню? Отдаём нищему мелочь, которую не жалко, по сути — избавляемся от мусора, который звенит в кармане. Но милостыня — это совсем другое. А мелочь из кармана — это формальное исполнение того, что нам говорил Господь. Так же мы относимся ко всем заповедям, и прежде всего — к заповеди о любви к ближнему. Если зайти в любое общественное место, там будут проявления самых разных чувств — ненависти, раздражения, агрессии, зависти, осуждения, но не любви. Однако ведь именно к любви мы призваны, она — основа всего. Так что, если хотите стать святыми, учитесь любить.
Протоиерей Николай Марковский
По каким признакам причисляют к лику святых?
С течением времени Церковь стала понимать, как святых, особенно угодивших Богу христиан, а также совершать им соборную молитву, благословлять верующих обращаться к этим угодникам Божиим за поддержкой. Таков смысл церковного прославления человека, как святого.
Основаниями для него сейчас являются:
- праведная христианская жизнь, прижизненные чудотворения;
- посмертные чудеса, должным образом засвидетельствованные;
- народное почитание на основании совершающихся знамений.
Кроме этого, проявлениями святости могут быть;
- большие заслуги перед Церковью;
- мученическая кончина за веру;
- нетление мощей.
Мощи прп. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре Тихвинской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, на берегу Рощинского озера.
Некоторые перечисленные основания могут отсутствовать при канонизации того или иного святого, например:
- может быть мало известно о его мирской жизни, или «суд человеческий» о ней, скорее, отрицательный (примеры – прав. Симеон Верхотурский, ко времени явления мощей которого никто не помнил даже его имени; прав. отрок Артемий Веркольский, убитый молнией, что считалось признаком небогоугодности человека – так, что его даже не предали христианскому погребению);
- очень часто мощи святого не найдены, или уничтожены, либо подверглись истлению, находятся «в костях».
Интересный факт
Само по себе нетление мощей вообще не является основанием для канонизации, если отсутствуют другие критерии, особенно – свидетельства о чудесах. Более того, например, по традиции св. горы Афон как раз нетление останков скончавшегося инока – основание считать, что он прожил небогоугодную жизнь, за него необходимо молиться.
Таким образом, при каждой канонизации вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств жизни подвижника, его почитания. Но обязательным условием для прославления как святого являются посмертные чудеса по молитвам к нему.
Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга)
Нет также формально установленного срока по кончине подвижника, после которого может рассматриваться вопрос о его прославлении. Могут пройти десятилетия, даже столетия (например, блж. Ксения Петербургская прославлена примерно через 300 лет по кончине, прав. Иоанн Кронштадтский чуть менее, чем через 100).
А некоторые угодники Божии прославляются Церковью гораздо раньше: например, прп. Паисий Святогорец умер в 1994 г., а прославлен как святой уже 13 января 2015 г. (с 5 мая того же года его имя в Святцах Русской Церкви).
От больших пороков — к огромной вере
Праведники в своей жизни тоже грешили. Они не родились вот такими белыми и чистыми, незапятнанными пороками, и не пребывали таковыми все время.
Более того: они часто были огромными грешниками, даже блудниками и убийцами.
Кем был раньше апостол Павел? Он гонял христиан и лично отдавал приказы их убивать. Но после покаяния он множество обратил ко Христу и сам принял мученическую кончину — обезглавливание.
А одна из самых больших праведниц — Мария Египетская? Она была большой блудницей. Ее греховный «стаж» составлял более 17 лет. Когда она направилась вместе с группой паломников в Иерусалим (не для покаяния, а чтобы продолжать грешить), то попыталась ради любопытства войти в храм Гроба Господня. Но не смогла — божественная сила не пустила.
И только тогда до Марии все дошло.
Если перевернуть всеми любимый оборот, то получится фраза: кто низко падает — высоко летает. В жизни Марии Египетской — в прямом смысле. Вчерашняя падшая блудница настолько искренне каялась перед Богом, что во время молитвы поднималась над землей.
Но этому предшествовало полное отречение от прошлой жизни, 47 лет в пустыне, постоянное безмолвие и молитва. Это ответ Марии Египетской на вопрос о том, как стать святым.
Один из известных праведников, Киприан, которому молятся о защите от воздействия злых духов и чародеев, с детства был посвящен родителями на служение богу Аполлону.
Все его детство и молодость он учился разным магическим штучкам: мог управлять погодой, насылать на людей болезни и даже поднимать мертвых из гробов. Он не просто видел бесов, а служил самому князю тьмы, лично получал от него благодарности за «усердие».
Киприан привык к тому, что любое его повеление исполняли духи тьмы.
Но однажды к нему пришел юноша Аглаид, страстно влюбленный в христианку Иустину. Парень просил лишь одного: чтобы бесы обольстили девушку, потому что он не может жить без нее. Сколько ни пытались падшие ангелы искусить Иустину, все оказалось тщетным. Девушка усердно молилась и осеняла себя крестным знамением.
Киприан вначале злился, потом мстил всем, а тогда понял, насколько слаб дьявол в сравнении с Богом. И даже после всего содеянного зла Господь простил его, ведь Киприан отдал на сожжение все свои книги, крестился и служил в храме, постоянно пребывая с Богом. Вчерашний служитель Тьмы стал добрым христианином, служителем Света.
Еще один пример — уже из нашей истории — равноапостольный князь Владимир Великий.
Обычно далекие от веры упрекают: кому вы поклоняетесь? Бывшему язычнику, имевшему пять жен?
Но после принятия христианства князь действительно стал святым! Он действительно очень изменился, крестился, оставил только одну жену, заботился о своем народе и даже отменил смертную казнь. За это люди назвали его Красным Солнышком.
Это свидетельства того, что праведники тоже могли быть большими грешниками.
Чины святости в православии
Первые почитаемые угодники Божии появились уже в I в. от Рождества Христова. Прославление новых святых продолжается даже до наших дней.
Лики святости: список с описанием
В православии их насчитывают чаще всего 9 – подобно тому, как традиционно считается, что Ангельских ликов, или чинов, такое же количество. Ведь святые – как бы земные Ангелы. Есть также эпитеты, которые прилагаются к тому или иному святому в силу особенностей его подвига.
- Апостолы – это ближайшие ученики Христовы, первоверховными среди которых считаются свв. Петр и Павел.
- К этому чину примыкает чин равноапостольных святых – тех, кто, подобно первым проповедникам Христа, также потрудился ради распространения веры. Например, так канонизированы св. Ольга, князь Владимир – на Руси, византийский император Константин Великий.
- Преподобные – монашествующие угодники Божии. Кроме чина, к имени такого святого иногда добавляют обозначение его подвига: «столпник», «затворник», «послушливый», другие.
- Пророки. Таковых Святцы насчитывают 19 – 18 ветхозаветных, возвещавших пришествие Христа, одного – новозаветного, св. Иоанна Крестителя.
- Бессеребренники – те, кто нес подвиг безмездного служения людям. Часто это врачи, целители. Например, «бессребрениками» именуют свв. Косму и Дамиана.
- Благоверные – это прославленные подвигом веры правители. Таковых особенно много среди русских святых. Как благоверные (одновременно – страстотерпцы) прославлены первые русские святые, князья Борис и Глеб.
- Мученики – те, кто принял страдания за Христа. Среди этих угодников Божиих церковь выделяет великомучеников, пострадавших сугубо. Кроме того, принявшие страдания в новейшее время именуются новомучениками. А страдальцы, которых Господь удостоил мирной кончины после всех мучений, называются исповедниками. Если мученик, исповедник носил священный, иноческий сан, его именуют священномучеником, преодобномучеником, или священноисповедником, преподобноисповедником.
- Праведные – несшие христианский подвиг миряне, включая мирских иереев. Например, как «праведный» прославлен св. Иоанн Кронштадтский. К тому же лику принадлежат Богоотцы, родители Пресвятой Богородицы, свв. Иоаким и Анна.
- Блаженные – святые самого трудного подвига, принявшие на себя мнимое безумие, юродство (слово происходит от славянского «урод», означавшего буквально «дурак»). Блаженными также иногда именуют тех святых, которые не принимали такого подвига, но за которыми по традиции закрепилось это именование. Например, это западные отцы свв. Иероним Стридонтский, Августин. Традиция такого их именования сложилась на Западе еще о раскола церквей (1054 г.).
Важно встретить в своей жизни святого человека
Я горячо желаю каждому из вас встретить в своей жизни хотя бы одного святого человека. Это очень важно для вашей духовной жизни. Если вам предложат поехать к святому человеку, то не отказывайтесь. Только нужно, чтобы это был действительно святой человек. Нередко бывает так, что современные люди обманываются и считают за святых тех, кто такими не является. Всегда необходима некая осторожность, тем более в духовной жизни. – Возможно ли достичь святости не в монашеской, а в семейной жизни? Возможно ли быть святым и не быть монахом? – Конечно, возможно. Есть примеры из истории, когда миряне и женатые люди становились святыми, мучениками, праведниками, юродивыми. В миру в обычной жизни достичь святости можно, только обретя особое, великое смирение, скромность. Поэтому святые-миряне меньше известны.
Нимб – символ святости на иконе
Это сияние вокруг головы святого, которое пишется на иконе. Оно означает дарованную ему Благодать Бога. Традиция изображать нимб имеет ветхозаветное происхождение: согласно Библии, от лика прор. Моисея, с которым говорил Бог, исходило такое сияние, что он должен был прикрывать его платом (Исх. 34:29).
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29
Что привлекает в человеке человека другого пола?
Если человек – грешный и в нем действуют греховные страсти, блудные похоти, то они побуждают искать удовлетворение в плотском общении с человеком другого пола. Вести себя разнузданно – это, конечно, действенный способ привлечь внимание такого человека. Например, внимание какого человека могут привлечь нескромно одетые девушки? Очевидно – только человека, одержимого блудной страстью! Но с таким человеком создать семью не получится. Из такого знакомства ничего хорошего выйти не может. В браке с таким человеком, даже если он состоится, что уже весьма сомнительно, будут только грехи, мучения, страдания. Если же девушка хочет, чтобы у нее устроилась счастливая семья, жизнь в настоящей любви с мужем, то ей нужно понравиться честному, чистому человеку, способному к самоотверженной христианской любви. Самое привлекательное в человеке – это душа. Истинная красота человека не в теле, а в душе! Часто бывает, что какая-нибудь высокая, стройная, с виду красивая девушка внушает отвращение, потому что душа у нее безобразная. Сегодня таких девушек очень много. И наоборот, часто бывает, что девушка, с виду, как говорят, «дурнушка», привлекает к себе внимание замечательного молодого человека, и у них получается прекрасная семья. Потому что у нее душа светлая, прекрасная. Как увидеть красоту души? Душа светится в глазах у человека, она видна в его лице. Если мы хотим, чтобы у нас получилась семья, то нужно украшать свою душу. Душа украшается молитвой к Богу, любовью к Богу и людям, чистотой, целомудрием, смирением, кротостью, скромностью и добротой. Если вы будете такими, то станете привлекательными для таких же хороших и добрых людей. Из такой дружбы может получиться семья. А из блудных отношений семья не получается.
Как достичь святости
Многие новоначальные, прочитав описание чрезвычайных подвигов святых, думают, что их повторение – истинный путь к святости.
Опытные духовники, однако, предостерегают от подобной ревности, указывая, что сорокадневные посты с полным воздержанием от пищи, ночные бдения на столпе, иные подобные подвиги – не путь к святости, а… уже ее проявления.
Сама же дорога, которой шли угодники Божии, авторами житий обычно не описывается. Некоторым образом завесу над тайной приоткрывают публикации о святых, почти современных нам. Пример тому – любимый многими пастырь, прав. Иоанн Кронштадтский:
- его каноническое житие описывает чудотворения великого отца, его ревность о богослужении, вдохновенные проповеди;
- наряду с ним существует его же духовный дневник; более или менее полные его издания осуществляются в последние годы; это каждодневное обличение святым самого себя в падениях, холодности к ближним – причем это не ложное смирение, он пишет, как говорится, с фактами в руках;
- наконец, существуют исследования жизни святого, согласно которым ему, приходилось немало терпеть от сослужителей собора (молодой, горящий верой батюшка, например, совершал бесплатные требы для бедных), от жены (он принял решение жить с ней как брат с сестрой, а не как супруги), ее родственников, которых он, согласно брачному контракту должен был содержать на свое жалованье (а он отдавал его бедным!). Именно такова обычная реакция мира на святость.
Понятно, что при таких условиях легко (и даже, говоря человечески, извинительно!) сорваться на эмоции, сказать резкое слово…
Признание своей греховности – начало святости?
Но святой тем отличается от «обычного человека», что смиряется, а не ропщет. Да, не сразу. Да, через падения. Их, собственно, описывает св. Иоанн. Путь смирения – сложен, исполнен скорбей, которых иногда, кажется, выше меры. Но пройдя их, человек исповедует свою немощь, признает себя грешником, а не «великим подвижником». Именно так можно дать место Божией благодати.
Св. Иоанн Лествичник писал:
«Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь».
Очень просто, даже, говорят, радостно. А еще безмерно сложно.
Что такое нечистота и скверна в православии
Православие признает принятую еще во времена прор. Моисея так называемую «ритуальную нечистоту», делающую невозможным, например, принятие Таинств. Например, христианка не будет приступать к ним во время «месячного очищения».
Но все же настоящая скверна – куда серьезнее внешней нечистоты. Это «духовная грязь»: помыслы, греховные дела, общее состояние души, отдаляющее ее от Бога. Именно на нее направлена духовная борьба верующего, сопряженная с падениями, после которых необходимо встать, двигаться дальше – даже если кажешься безнадежным самому себе. А уж свят человек или нет – по итогам жизни решать Господу, сказавшему:
«В чем застану, в том и сужу».
Наталья Сазонова
Цель стать святым — это правильно или странно?
Если такую цель ставит себе христианин — человек, который искренне верует во Христа, — то сказать, что это неправильно, я не могу. Конечно же, при условии, что он не хочет просто получить звание святого или обрести какие-то особенные дары. Если человек хочет чудес, то за ними надо идти в цирк или к экстрасенсам — это они летают, проходят сквозь стены, всех исцеляют. Быть святым — это жить по тем законам, которые оставил нам Господь Бог. Если вы по ним живёте — значит, вы уже хотите стать святым. Если же святость становится самоцелью, это неправильно.
Конечная цель жизни христианина — своей душой, своим сердцем приблизиться к Богу, стать возле Него в Царствии Небесном. Достичь этого можно через духовное совершенствование, борьбу со своими грехами, добрые дела и самое главное — через любовь к ближнему. Если в вашем сердце она есть, то вы уже святы.
Преображение Моисея
Но вдруг что-то произошло. Житие умалчивает, как именно совершилось чудесное обращение Моисея к покаянию, но случилось, как в известной песне на стихи Некрасова: «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». И как в той же песне, Моисей в одночасье бросил свою банду и ушел в одну из обителей в египетской пустыне.
Когда монахи увидели у ворот обители разбойника (а Моисей был известным злодеем с говорящей репутацией), они пришли в смятение. Что можно ждать от такого человека и зачем он пожаловал? Моисей же просил принять его в монастырь и уверял что не причинит ни кому вреда. Однако настоятель монастыря был человеком опытным и мудрым, он строго настрого запретил отворят ворота. Моисею ни чего не оставалось — как сесть у ворот, под палящим солнцем, и ждать милости обитателей монастыря.
Два дня сидел Моисей без воды и пищи у ворот обители. Два дня испытывал настоятель (игумен) решимость и желание Моисея посвятить себя Богу. На третий день настоятель понял что его намерения серьезные и велел открыть ворота.
В монастыре бывший разбойник день и ночь молил Бога о прощении его грехов, проливая потоки слез. Он полностью отдал себя в послушание игумену и братии, ревностно выполняя всё, что ему поручали. Через некоторое время Моисей, благословясь у игумена, ушел вглубь пустыни, чтобы взять на себя особые отшельнические подвиги и в уединении и безмолвии очистить покаянием преступления, совершенные им прежде. Тут с ним произошел довольно курьезный случай. На его келью напали разбойники, промышляющие грабежами в египетской пустыне. И надо же такому было случиться (конечно, не без Промысла Божия), что эти четыре злодея были из той самой шайки, где раньше атаманствовал сам Моисей Мурин. Они не узнали его в монашеских одеждах, изменившегося от поста, бдений и трудов. Как уже было сказано, Моисей обладал непомерной физической мощью. Он легко скрутил бандитов, связал их по двое и, взвалив на могучие плечи, как снопы, отнес в монастырь. Свалив своих бывших подельников у церкви, он спросил у братии: «Что прикажите с ними делать?» Монахи решили отпустить грабителей на свободу, не отдавая властям предержащим и доверив их исключительно суду Божию. Разбойники, узнавшие, наконец, в связавшем их монахе своего бывшего предводителя и потрясенные таким братским отношением к ним со стороны иноков, прославили Господа. Принеся покаяние, они решили остаться в монастыре. Известно, что не только эти четверо, но и многие другие члены банды, где некогда верховодил Моисей, услышав о чудесной перемене жизни их начальника, о его искреннем покаянии, пришли потом в монастырь, чтобы очистить душу покаянием и стать воинами Христовыми в иноческом образе.
Пример семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского не для всех
– Как вы относитесь к подвигу семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского и возможно ли это сегодня? – Жить с женой как с сестрой – это совершенно особый случай, который был указан отцу Иоанну Самим Богом. Этот подвиг имел особую цель. Именно на этом пути отец Иоанн смог стать инициатором евхаристического возрождения в Русской Церкви. Только служа на приходе, он смог возродить евхаристическую жизнь. В монастыре он бы этого сделать не мог. Ему нужно было быть не монахом, а женатым священником. Если бы у него была большая семья, ему тоже было бы очень трудно это сделать. Его подвиг вряд ли может быть примером для подражания. Без особого благословения Божия не следует думать о таком подвиге. Супруги должны помнить заповедь апостола Павла не уклоняться друг от друга: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5,29). Эти слова апостола еще раз говорят о величайшем даре Божием – единстве в любви. – Во всем нужно знать меру, чтобы не впасть в крайность. А может ли быть мера любви? Возможна ли безграничная любовь человека к человеку? – Да, конечно, безграничная любовь возможна. В любви меры нет, потому что Бог есть Любовь, а Бог бесконечен. Любовь может быть бесконечно большой, может возрастать каждый день, всю жизнь. Нужно только добавить при этом, что истинная любовь – это не какие-то эмоции и чувственные переживания, а любовь духовная, благодатная любовь Христова.