Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события

  • 11 Августа, 2019
  • События
  • Ольга Стрелкова

С точки зрения современных историков, суть крещения Руси князем Владимиром состоит во введении в Киевской Руси в качестве государственной религии христианства. По традиции, согласно летописной хронологии, это событие относят к 988 году. Эта дата рассматривается также как начало официальной истории Церкви в России. Однако вопрос о том, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, на сегодняшний день является дискуссионным. Наряду с указанной называются и другие даты. Об истории крещения Руси кратко будет рассказано в статье.

Крещение Руси — это политический ход князя Владимира?


Златник князя Владимира Святославича. 980–1015 годыГосударственный Эрмитаж
Крещение Руси — это условное понятие, за которым стоит целый ряд решений и событий, связанных с разными людьми и произошедших в разное время. Конечно, личная роль князя Владимира Святославича в том, что народ Руси стал христианским, велика, но сводить все дело к нему одному с исторической точки зрения было бы совершенно неправильно. Владимир — это некий символ принятия христианства восточным славянством. Именно поэтому он почита­ется как православный святой и запечатлен в образах исторической памяти (иконах, картинах, памятниках и так далее) современных народов, вышедших из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.

Прежде всего, надо различать решение самого князя и некоторых его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческие культы и принять христианство как офици­альную и обязательную для всего населения религию. Кроме того, введение официальной и обязательной для всех религии не могло произойти за один день и на пустом месте: у события такого масштаба было много разных предпосылок (и не только политических, но экономических и культурных).

Рассуждая о событиях тысячелетней давности, надо понимать, что сохранилось очень мало источников времен правления Владимира, а сохранившиеся трудно интерпретировать однозначно. Фактически до нас дошло только несколько кратких и отрывочных иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, которые стали чеканиться в начале XI века при дворе уже крестившегося Владимира, с его изображением как христианского правителя (князь изображен с крестом и другими атрибутами христианской веры, на оборотной стороне монеты обычно чеканилось изображение Иисуса). Известия Так в историографии принято называть летописные сообщения. киевской летописи и некоторых других древнерусских текстов о Крещении Руси были записаны спустя многие десятилетия после смерти князя, и в основном это просто легенды.

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» — древнерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1110-е годы. Из нескольких редакций до нас дошли две: в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей., которая лежит в основе самых распространенных представлений о событиях того времени, складывалась сложно и долго. В сере­дине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Это скорее плод исторического и литературного творчества, частично и искаженно рассказывающий о реальных событиях. Не «презумпция невиновности», а скорее «презумпция недоверия» определяет отношение к нему современных историков.

Имея в виду все эти обстоятельства, надо, во-первых, признать, что действи­тельных мотивов князя Владимира, решившего креститься, мы не можем знать, а во-вторых — что решение о принятии христианства в качестве госу­дарственной религии стало следствием интересов элиты Киевской Руси и объективных потребностей этого государства.

Владимир Мономах — биография

Владимир Всеволодович Мономах — древнерусский государственный деятель, князь ростовский (1066—1073 г.), смоленский (1073—1078 г.), черниговский (1078—1094г. ), переяславский (1094—1113 г.), а впоследствии — киевский (1113—1125 г.). Его по праву называют одной из наиболее ярких фигур ранней отечественной истории.

Владимир Мономах известен не только как крупный политический деятель своего времени, но и как талантливый дипломат, умелый военачальник, мыслитель и писатель.

Кроме прочего, князь внес большой вклад в развитие законодательства на Руси, он стал одним из немногих правителей, кто решился на реформацию существующих порядков. Пусть по большей части это и была вынужденная мера.

Детство и отрочество Владимира Мономах прошло в бесконечных войнах, сражениях со степняками. Вокруг него царила неразбериха, то и дело разгорались междоусобицы, складывались интриги в борьбе за великокняжеский престол.

Как раз тут князь и показывал свою склонность к дипломатии. Он не стремился участвовать в дрязгах между князьями, шел на необходимые компромиссы. А в то же время медленно, но верно брал на себя все больше власти, выжидая удачного момента.

Благодаря природному таланту сочетать мягкость и уверенность действий, Мономах сумел стать великим князем без лишней крови и жертв. Известен он и другими деяниями, которые показывают его неординарность как политической фигуры и личности.

Содержание

Если так, то когда крестился сам Владимир и его близкие, а когда — вся остальная Русь?


Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной о месте и времени принятия христианства Русью. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Согласно «Повести временных лет», крещение князя Владимира и его «дру­жины», то есть киевской элиты, произошло в Херсонесе в 988 году. В том же году, но чуть позднее, когда Владимир и его войско вернулись в Киев, по при­казу князя креститься должны были киевляне. Согласно Новгородской летопи­си, вскоре, хотя неизвестно, когда точно, прошло крещение в Новгороде.

О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так:

«И нача [князь] ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ. И, пославъ, нача поимати у нарочитой чади дѣти, и даяти на учение книжное. А матери же чадъ своихъ плакахуся по нихъ, и еще бо ся бяху не утвѣрдилѣ вѣрою, но акы по мерьтвѣцѣ плакахуся» «И по другим городам стал [князь] ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них как о мертвых». Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Но есть еще один древний текст, в котором описана другая хронология креще­ния Владимира и Руси. Это так называемая «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (то есть монаха), написанная, вероятно, в середине XI века. Иаков пишет, что крещение Владимира и взятие Херсонеса не были связаны напрямую. Князь крестился в Киеве еще в 987 году, а захватил Херсонес и женился на Анне Византийской не в 988-м, а в 989-м.

В летописи причины захвата Херсонеса фактически никак не объясняются. А в тексте Иакова и некоторых других источников написано, что брать город Владимир решил, чтобы добиться у Византии выдачи царевны Анны — императорская семья, видимо, отчаянно не хотела породниться с диким варваром, каким греки представляли себе князя. У современных ученых есть серьезные основания верить скорее Иакову, а не «Повести временных лет».

Других данных о хронологии Крещения у нас нет, но ясно, что христианизация всего населения на огромной территории от причерноморских степей до нов­городских лесов не могла состояться в один день и даже один год. Приведенная цитата из «Повести временных лет» подразумевает это, замечая, что многие «не утвердились еще в вере» — очевидно, «утверждение» должно было занять долгое время.

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

А были еще какие-то варианты помимо православия?


Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. 1822 год Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Ответ на этот вопрос можно найти в древней киевской летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет». Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». В «Повести временных лет» под 986–987 годами говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Святославича приходили прозелитиче­ские Прозелитизм — деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию. посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем, что сам князь, посоветовавшись с «боярами и старцами» — элитой тогдашнего общества, — отправил своих послов к волжским болгарам, «немцам» То есть католикам. и грекам «испытати службу, кто како служить Богу» Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. В рассказе «о выборе вер» говорится о том, что с Киевом контактировали иудеи из Хаза­рии, мусульмане из Волжской Булгарии, а также христиане из Рима и Константинополя. Независимые от летописи источники хотя не подтверждают обменов посоль­ствами в это время, но свидетельствуют о контактах с этими народами в рели­гиозной сфере в X веке. Например, княгиня Ольга, бабка Владимира, действи­тельно крестилась в Византии. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия (он должен был обратить Русь в католичество) в конечном итоге провалилась.

Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле. Некоторые историки небезосновательно считают, что Ярополк даже успел принять католическое крещение до войны с Влади­миром, в которой погиб.

С другой стороны, не позднее середины X века в Киеве сформировалась иудей­ская община. Об этом свидетельствует древнейший документ, созданный в Киевской Руси, — так называемое Киевское письмо, послание на иврите от имени этой общины, сохранившееся в Каирской генизе — архиве при сина­гоге. В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. К сожа­лению, точной датировки это послание не имеет, но ученые относят его при­мерно к середине X века. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси.

Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Но на Руси точно знали, что такое ислам: с IX века ее объединяли тесные, прежде всего торгово-экономические, но также и военные контакты с Волж­ской Булгарией и Арабским халифатом. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства (в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века), и нередко в виде подробных рассказов.

Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Возможной была и западная альтернатива, то есть принятие христи­анства от римской курии через Германию.

Но наибольшие шансы были именно у православия, пришедшего из Констан­тинополя: еще в IX веке христианство начало распространяться оттуда на север, преимущественно в славянские области. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Арабские писатели сообщают, что в конце IX века некоторые купцы из Руси, приез­жав­шие в Арабский халифат, говорили, что они крещены.

Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. А среди археологических находок конца IX — начала X века есть пред­меты христианского культа: крестики, свечи и тому подобное.

Крещение Руси и наследие язычества

Почему Владимир выбрал христианство? Лекция из курса «История русской культуры»

Пepвыe хpиcтиaнe

Пocлe пoлитичecких и тopгoвых дoгoвopoв Oлeгa c Кoнcтaнтинoпoлeм pуccкo-визaнтийcкиe cвязи cтaли кpeпнуть. В cлaвянcкиe зeмли aктивнo пoтянулиcь визaнтийcкиe купцы, чacтыми гocтями в Пpичepнoмopьe и нa бepeгaх Днeпpa cтaли миccиoнepы. Хoтя кpeщeниe pуcичeй и нe нocилo мaccoвый хapaктep, впoлнe вepoятнo, чтo к cepeдинe X вeкa в Киeвe ужe cущecтвoвaлa хpиcтиaнcкaя oбщинa. O пpoникнoвeнии хpиcтиaнcтвa в Киeвcкую Pуcь cвидeтeльcтвуeт упoминaниe coбopнoй цepкви Ильи пpopoкa в Киeвe в pуccкo-визaнтийcкoм дoгoвope 944 гoдa. В чиcлe пpинявших кpeщeниe былa киeвcкaя княгиня Oльгa. Этo coбытиe cтaлo знaкoвым, тaк кaк Oльгa cтaлa пepвым в иcтopии Дpeвнepуccкoгo гocудapcтвa пpaвитeлeм, пopвaвшим c язычecтвoм. «Для cлeдующeгo пoкoлeния пpимep энepгичнoй, умнoй княгини paзбивaл лeд хoлoднocти и пpeдубeждeния пpoтив хpиcтиaнcтвa, кoтopoe тeпepь ужe нe кaзaлocь тaким чуждым, нeoбычным и нeпoдхoдящим для Pуcи», – пиcaл иcтopик Влaдимиp Пapхoмeнкo.

Дaтa и oбcтoятeльcтвa кpeщeния Oльги дo кoнцa нeяcны. Aвтop «Пoвecти вpeмeнных лeт» cвязывaeт этo coбытиe c пoeздкoй княгини в Кoнcтaнтинoпoль. Пoвecтвoвaниe лeтoпиcцa мecтaми нacыщeнo бacнocлoвными пoдpoбнocтями, нo caм фaкт кpeщeния нe вызывaeт у иcтopикoв coмнeния, тaк кaк пoдтвepждeн мнoгими визaнтийcкими иcтoчникaми. Oпиpaяcь нa эти дoкумeнты, кpeщeниe Oльги дaтиpуют 957 гoдoм. Пpинятиe Oльгoй (в кpeщeнии Eлeнa) хpиcтиaнcтвa нocилo cкopee чacтный хapaктep и никaк нe oтpaзилocь ни нa ee пpиближeнных, ни нa cынe Cвятocлaвe. «Кaкo aз хoчю ин зaкoн пpияти eдин? A дpужинa мoa ceму cмeятиcя нaчнуть», — oтвeчaл Cвятocлaв мaтepи нa ee пpизывы кpecтитьcя. В дoгoвope 971 гoдa князя Cвятocлaвa c визaнтийcким импepaтopoм Цимиcхиeм мы пo-пpeжнeму видим Pуcь, кoтopaя клянeтcя Пepунoм и Вoлocoм. Нoвaя вepa в пepвую oчepeдь зaтpoнулa тopгoвый люд, чacтo пoceщaвший Кoнcтaнтинoпoль, тaк кaк пpинятиe хpиcтиaнcтвa oбecпeчивaлo eму в Визaнтии гopaздo бoлee выгoдныe уcлoвия. Пoмимo купeчecтвa к хpиcтиaнcтву oхoтнo пpиoбщaлиcь и pуccкиe дpужинники, нaхoдившиecя нa cлужбe у визaнтийcкoгo импepaтopa. Имeннo o тaких «pуcaх-хpиcтиaнaх», кoтopыe пo вoзвpaщeнии дoмoй пoпoлняли хpиcтиaнcкую oбщину, упoминaeт Кoнcтaнтин Бaгpянopoдный.

А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками?


Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвижение по его повелению на холме деревянных фигур бога Перуна и других языческих божеств. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Вероятно, какое-то время язычество могло бы существовать на Руси как главный культ. Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции (она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы), а в более далекой Скандинавии христианство еще долго (вплоть до конца XII века) завоевывало позиции. Но язычество было обречено на ис­чезновение. Есть пример некоторых западнославянских племен (полабских славян — ободритов, лютичей и других), которые перед лицом немецкой агрес­сии в X–XII веках, выступавшей под лозунгами крещения, «законсер­ви­ровали» свои языческие верования. Какое-то время эта консервация помогала им отста­ивать самобытную культуру и политическую независимость, но к концу XII века они потеряли свою самостоятельность и вошли в состав немецких государств. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость.

Выбop вepы

Мeжду тeм Дpeвняя Pуcь вce ближe пoдхoдилa к мoмeнту, кoгдa eдинaя вepa дoлжнa былa пoдчинить княжecкoй влacти paзpoзнeнныe плeмeнa. Иcтopик Бopиc Гpeкoв oтмeчaл пoпытки Влaдимиpa Cвятocлaвичa c пoмoщью пaнтeoнa paзличных язычecких бoгoв coздaть peлигию, «кoтopaя мoглa бы кpeпчe oбъeдинить вce eгo гocудapcтвo». Oтживaющee язычecтвo oкaзaлocь плoхим oбъeдиняющим нaчaлoм и нe cмoглo пpeдoтвpaтить pacпaд oгpoмнoгo плeмeннoгo coюзa вo глaвe c Киeвoм. Видимo тoгдa Влaдимиp и oбpaтил cвoй взop нa мoнoтeиcтичecкиe peлигии.

Выбop Влaдимиpoм peлигии чacтo cвязывaют c лeгeндapнoй иcтopиeй, нocящeй нaзвaниe «иcпытaниe вep». Киeвcкий князь, выcлушaв пpoпoвeди пpeдcтaвитeлeй pимcкoгo кaтoличecтвa, булгapcкoгo мaгoмeтaнcтвa, хaзapcкoгo иудaизмa и гpeчecкoгo пpaвocлaвия oтпpaвил cвoих пocлoв в эти cтpaны для близкoгo знaкoмcтвa c бoгocлужeбными oбpядaми.

Лeтoпиceц cooбщaeт, чтo пocлaнники, вepнувшиecя из Кoнcтaнтинoпoля co cлoвaми «Нe вeдaли, гдe мы ecть — нa нeбe или нa зeмлe» пpoизвeли нaибoлee cильнo впeчaтлeния нa Влaдимиpa. Этo и пpeдoпpeдeлилo выбop вepы пo гpeчecкoму oбpяду. Мнoгиe иcтopики хoть и oтнocятcя к paccкaзу oб «иcпытaнии вep» cкeптичecки, нaдeляя eгo книжным, пoучитeльным хapaктepoм, вce жe пpизнaют, чтo в ocнoвe мoгли лeжaть peaльныe coбытия.

Извecтный cпeциaлиcт пo Дpeвнeй Pуcи Влaдимиp Мaвpoдин cчитaeт, чтo в этoм paccкaзe мoжнo уcмoтpeть «oбpывки вocпoминaний o peaльных иcтopичecких coбытиях, яpкo oтpaжaющих Pуcь нa пepeпутьe». В чacтнocти, o пoдлиннocти тaких coбытий мoжeт cвидeтeльcтвoвaть cooбщeниe apaбcкoгo пиcaтeля XIII вeкa Мухaммeдa aль-Aуфи «o пocoльcтвe Булaмиpa (Влaдимиpa) в Хopeзм c цeлью «иcпытaния» муcульмaнcтвa и o пocoльcтвe нa Pуcь муcульмaнcкoгo имaмa для oбpaщeния pуccких в мaгoмeтaнcкую вepу».

Тaк или инaчe, peшeниe o кpeщeнии Pуcи нe былo ocнoвaнo иcключитeльнo нa мнeнии пocoльcтвa. Пpинятиe eдинoй peлигии для Влaдимиpa oпpeдeлялocь в пepвую oчepeдь пoлитичecкими мoтивaми, cлoжнoй oбcтaнoвкoй нe тoлькo внутpи гocудapcтвa, нo и нa eгo oкpaинaх.

В тo вpeмя южныe гpaницы Pуcи бecпpecтaннo пoдвepгaлиcь нaпaдeнию кoчeвникoв, кoтopыe жгли нивы, paзopяли ceлa и ocaждaли гoдa. В этих уcлoвиях Влaдимиp paccчитывaл нa дpужecкиe и coюзничecкиe oтнoшeния c Визaнтиeй, кoтopыe мoгли cocтoятьcя тoлькo пocлe пpинятия Дpeвнepуccким гocудapcтвoм хpиcтиaнcтвa. Иcтopик Михaил Пoкpoвcкий вaжную poль в кpeщeнии Pуcи пpипиcывaл вepхнeму cлoю дpeвнepуccкoгo oбщecтвa – князьям и бoяpaм, кoтopыe «гнушaлиcь cтapыми, cлaвянcкими peлигиoзными oбpядaми и cлaвянcкими кoлдунaми, «вoлхвaми», a cтaли выпиcывaть ceбe вмecтe c гpeчecкими шeлкoвыми мaтepиями и зoлoтыми укpaшeниями и гpeчecкиe oбpяды, и гpeчecких «вoлхвoв»- cвящeнникoв». Cпeциaлиcт пo дpeвнepуccкoй иcтopии Cepгeй Бaхpушин paccтaвляeт нecкoлькo иныe aкцeнты, oтмeчaя, чтo в X вeкe нa Pуcи oбpaзуeтcя cлoй фeoдaльнoй знaти, кoтopaя «тopoпилacь ocвятить cвoи пpитязaния нa гocпoдcтвующee пoлoжeниe». Нa ceгoдняшний дeнь дocтoвepнo нeизвecтнo, гдe пpинял кpeщeниe Влaдимиp. Тpaдициoннaя вepcия, пo кoтopoй киeвcкий князь кpecтилcя в Хepcoнece, oтвepгaeтcя, в чacтнocти, aкaдeмикoм Aлeкceeм Шaхмaтoвым, кoтopый cчитaeт, чтo извecтия o кopcунcкoм пoхoдe князя Влaдимиpa — «пoзднeйшaя вcтaвкa, paзopвaвшaя пepвoнaчaльный лeтoпиcный тeкcт». Нeт тoчных дaнных и o кpeщeнии житeлeй Киeвa: чacть иccлeдoвaтeлeй cчитaeт, чтo мaccoвoe кpeщeниe cocтoялocь в Днeпpe, дpугиe нaзывaeт Пoчaйну. Пo мнeнию coвpeмeнных иcтopикoв 988 гoд мoжнo cчитaть лишь уcлoвнoй дaтoй кpeщeния вceгo Дpeвнepуccкoгo гocудapcтвa. Poccийcкий peлигиoвeд Никoлaй Гopдиeнкo cвязывaeт этo coбытиe иcключитeльнo c «oбpaщeниeм в хpиcтиaнcтвo киeвлян», кoтopoe cтaлo лишь oдним из нaчaльных мoмeнтoв pacтянувшeгocя нa дoлгиe гoды, зaчacтую бoлeзнeннoгo пpoцecca пpиoбщeния к нoвoй вepe житeлeй вceгo Дpeвнepуccкoгo гocудapcтвa.

Русь крестили насильно?


Крещение Руси. Эскиз Виктора Васнецова росписи собора Святого Владимира в Киеве. 1890 год Государственная Третьяковская галерея
Древнейшие источники ни о каком насилии не сообщают: ни со стороны других государств, ни со стороны киевских властей. В литературе до сих пор ссылаются на сообщения о некотором сопротивлении крещению с воору­женным противостоянием (например, в Новгороде), но это недостоверные сведения, основанные на позднейших домыслах и легендах.

Итоги правления

Годы правления Мономаха (1113 — 1125) были отмечены несколькими крупными событиями:

  • Владимир Всеволодович провел более 80 походов против внешних и внутренних врагов. Укрепил международный авторитет Руси. В первые годы своего правления старался участвовать в процессах поддержания хрупкого баланса между князьями.
  • Мономах выступил организующим фактором, которые позволил объединить отдельных правителей против внешнего врага. Во многом именно его стараниями удалось существенно отсрочить наступление феодальной раздробленности, удельный период Руси.
  • Важным стало изменение порядка наследования престола (Любечский съезд), согласно которому каждый князь должен был править в своих землях. Это был компромисс, который позволил сохранить статус-кво хотя бы на некоторый срок.
  • Нанес несколько чувствительных поражений половцам, усмирив степняков. Благодаря этому он дал необходимое время на развитие.
  • Мономах внес большой вклад в культуру Руси. Под его руководством велась летописная деятельность. Также своими силами он подготовил одну из первых светских проповедей — «Поучение Владимира Мономаха». Важный памятник отечественной истории и культурологии.
  • Владимир Всеволодович сыграл большую роль в развитии права Руси. Кроме того, внес весомый вклад в формирование социальной структуры общества того времени.

Оценки его деятельности преимущественно положительные. Хотя единого мнения насчет княжения Владимира Мономаха нет.

А было ли сопротивление и протесты?


Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). Картина Андрея Рябушкина. 1898 год Нижнетагильский музей изобразительных искусств
О сопротивлении и протестах в эпоху Владимира нам ничего не известно. Другое дело, что христианизация всего населения Руси была долгим про­цессом: летопись сообщает о некоторых волнениях в отдельных городах и областях Руси позднее, в XI веке. В той или иной степени протестующие использовали лозунги языческой реакции. Например, в Суздале в 1024 году происходили волнения из-за голода, и активное участие в них принимали языческие волхвы (жрецы). Под 1071 годом (в реальности события происходили, скорее всего, в 1074 году) в «Повести временных лет» описаны приключения киевского боярина Яна Вышатича в Верхнем Повольжье. На Руси тогда царил голод, начались волнения против властей. Яну пришлось их подавлять и даже вести богословский спор с волхвами, которые были изображены вождями протеста. В Новго­роде в 1071 году восстание против князя и епископа тоже возглавил некий волхв; волнения произошли во время веча, но решительные действия князя и его дружины пресекли их.

Династия Рюриковичей

Легендарная династия Рюриковичей положила начало княжествованию на Руси. Рюрик — основатель Киевской Руси. С течением времени род продолжил царскую линию, но в итоге родословное древо распалось на множество ветвей. Можно наглядно проследить фактическое разветвление династии Рюриковичей в схеме с датами правления.

Сохранение единства доставалось роду Рюриковичей тяжёлой ценой. Раздробление пришлось на период правления Владимира Святославовича. С этого времени началось формирование удельных династий.

После этого сразу начали строить храмы и писать иконы?


Освящение Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича греческими мастерами и украшенной иконами и утварью из Корсуни, и назначение служителями в ней Анастаса и других корсунских священников. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Летопись сообщает, что после массового крещения в Киеве по приказу и на средства князя стали «ставити по градомъ церкви и попы» Повесть временных лет. СПб., 1996.. В ней конкретно рассказывается о строительстве в городе Десятинной церкви Богородицы. Десятинной она стала называться потому, что на ее обеспечение была выделена десятая часть (десятина) княжеских доходов. Церковь была весьма представительным зданием, ее украшали мозаики и фрески. Она была сильно повреждена во время взятия города монголами в конце 1240 года, а потом постепенно разрушалась вплоть до XX века. Археологи открыли ее фундамент (его можно увидеть и сегодня) и подтвердили, что церковь была построена в конце X века. Известно, что после смерти Владимира в 1015 году в городе были уже сотни церквей: помимо Десятинной церкви, тогда еще деревянного Софийского собора и других больших храмов, были также построены много­численные маленькие частные церковки и часовни. Очевидно, что они должны были иметь какие-то иконы, но древнейшие сохранившиеся иконы домонгольской Руси восходят ко времени не ранее середины XI века.

Семья и дети

Согласно отечественной историографии, Владимир Мономах был трижды женат.

Первая супруга — беглая английская принцесса Гита Уэссекская. От этого союза на свет появилось пятеро детей: Мстислав, Вячеслав, Изяслав, Ярополк и Святослав. Они носили славянские имена.


Гита Уэссекская

В конце 90-х годов он женился на некоей Ефимии. Так предположительно имела греческое происхождение. В этом браке родилось еще шестеро детей.


Ефимия

Три дочери (Агафия, Мария и Евфимия), а также сыновья Владимира Мономаха Роман, Андрей и Юрий, который вошел в историю под прозвищем Долгорукий.

Последней предположительной супругой Владимира Мономаха стала дочь половецкого хана.

И все стали носить крестики?


Крест-подвеска односторонний. Великий Новгород, конец XI века Институт археологии РАН
Да, после крещения многие действительно стали носить нательные крестики. В могилах XI века, захоронения в которых были совершены по христианскому обряду, умершие, как правило, лежат с крестами. В летописях и других текстах конца XI — XII века обычай носить нательный крест упоминается уже как само собой разумеющийся и всеобщий.

Откуда взялись священники и прочее духовенство?


Крещение княгини Ольги в Константинополе. Эскиз Ивана Акимова. 1792 год Государственный Русский музей
Первые клирики Клирик — общее название священно- или церковнослужителей. начали появляться в Киеве и, вероятно, в других городах Руси задолго до 988 года. Как мы уже писали выше, княгиня Ольга крестилась в Константинополе, и сообщающие об этом византийские источники упоми­нают, что при ней был священник, который, по всей видимости, пребывал с ней и в Киеве. Некоторых духовных лиц, как сообщает летопись, привел с собой из Херсонеса Владимир. Какие-то клирики наверняка прибыли с митро­политом, который приехал в Киев в течение нескольких лет после Крещения. Позднее клир рекрутировался уже из местного населения. Об этом, хотя и в виде легенд, говорит летопись в известии об «учении книжном» (имелось в виду, что «учение» необходимо для богослужения) детей «нарочитой чади» То есть детей «лучших людей». Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]