Текст молитвы псалом 145
Исполняют песнь как на церковнославянском, так и на русском языке. В первом случае молитву читают в храме, во время службы. Дома дозволяется использовать адаптированный под русский язык вариант песнопения.
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Аллилуиа, Аггея и Захарии (псалом) 145
Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так называемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа
– и каждый из них надписывается словом
Аллилуиа
, что значит: «Хвалите Бога». Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию
Аллилуиа
имеют прибавление слов:
Аггея и Захарии
. Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов – происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии.
Пс.145:1–2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь.
Как хорошо это начало псалма напоминает подобное же начало других псалмов словами: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102–103). Хотя не одно и то же лицо было составителем всех этих псалмов, но дух ревности о славе Божией одинаково проникал их душу и сердце и возбуждал их на хвалу и благословение Бога. Такая же хвала Господу, какою начинается сей псалом, была воспета и во всем содержании предыдущего (144-го) псалма. По такому характеру сих псалмов св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои; и здесь опять начинает: Хвали, душа моя, Господа
. Ибо немало служит к очищению души сие, т.е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: «так да светит свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5:16); и Павел также: «прославьте Бога телом вашим и духом вашим» (1Кор.6:20). И далее говорит: но посмотрим, что значит:
хвали, душа моя, Господа
. Сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом поелику праведники находятся с нами и поют вместе…» [7, с. 11:31]. Из этих хвалебных воззваний видим, что псалмопевец старался постоянно держать себя в молитвенном настроении, чтобы всегда быть готовым к прославлению Бога, как в настоящей жизни, так особенно в будущей, где не будет к тому никаких препятствий, почему как в предыдущем (144-м) псалме говорил: «На всяк день благословлю Тя» (ст. 2), – так и здесь говорит:
пою Богу моему, Дóндеже есмь
, что самое буквально выразил и в псалме 103, стихе 33, т.е. буду петь хвалу Богу моему до тех пор, пока существую.
Пс.145:3–4 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Возвратившиеся из плена вавилонского иудеи все блага полученной ими свободы приписывали не столько благодетелю всех Богу, сколько благосклонности персидских царей и благорасположению поставленных ими областеначальников и, забывая о Боге, всю честь и славу воздавали этим начальникам и на них возлагали всю надежду в делах устроения стен города Иерусалима и восстановления царства Израильского. Посему псалмопевец в настоящих двух и последующих за ними стихах внушает соотечественникам своим, что они заблуждаются, воздавая честь и славу князьям и начальникам, и что напрасно надеются на этих князей, таких же и столь же ограниченных, как и они сами, людей, что в них, как сынах человеческих, нет спасения. «Не надейтесь, – говорит он, на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (пер. с евр.). Почти в тех же выражениях высказывает он мысли свои о суетной и напрасной надежде на князей и сильных людей мира сего и в псалме 117 (ст. 8–9). Сильны они, пока живы и имеют возможность пользоваться благоприятными обстоятельствами. Но как скоро наступает конец жизни того или другого из них, тогда изыдет дух его и возвратится
он телом своим
в землю свою
, согласно тому творческому определению, которое изречено было еще в раю (см. Быт.3:19). Во время построения второго храма в Иерусалиме и восстановления разрушенных стен сего города, в среде начальников их были такие (
князи
), которые благоприятствовали и содействовали им в их предприятиях, но немало было и таких, которые изменяли им и действовали им во вред, помогая врагам их, каковыми были тогда самаряне, а чрез них и другие враждовавшие с ними народы. Это и подало повод псалмопевцу высказать увещание народу своему, чтобы он надеялся только на Бога, дающего жизнь и посылающего смерть человеку, вместе с которой исчезают
в тот же день
(т.е. в день смерти)
и все помышления
человека. «Ибо по распряжении души, – по словам блж. Феодорита, и разрушении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но, наступив внезапно, смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения» [7, с. 1133]. А по толкованию Евсевия Кесарийского, «слова:
погибнут помышления его
– сказаны о помышлении, относящемся к веку сему, как-то: к постройкам, к местам, странам и подобно тому. Все сие, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда, и не позаботится она» [7, с. ПЗЗ].
Пс.145:5–7 Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
Выяснив, что бесполезно человеку возлагать надежду на подобного себе, смертного человека, псалмопевец всесторонне доказывает, какое великое благо или счастие человека заключается в том, если он надеется только на одного Бога, Того Бога, Которому покланялся патриарх Иаков и Который был всегда верным Помощником и надежным покровителем сему патриарху и тем потомкам его, которые не забывали Бога Израилева. Назвав блаженным
того, который
возлагает упование на Господа Бога своего
, псалмопевец различными доводами и примерами различных благодеяний Божиих доказывает, что человеку не на кого больше надеяться, как только на Бога, что един Бог вечно царствует и Ему одному принадлежит вечная хвала.
Блажен
тот человек, который имеет
помощником себе Бога, сотворившаго небо и землю, море и все то, что находится на них
, т.е. на небе и на земле, и в море; Того Бога, Который
хранит истину в век
, т.е. верен всем Своим обещаниям; Который производит
суд, защищая обиженных
и наказывая обидчиков; Который настолько милосерд и сострадателен к нуждам
алчущих
, что удовлетворяет все эти нужды, как вещественные, так и духовные,
подавая пищу алчущым
; Который
разрешает
людей не только
от оков
вещественных (
решит окованныя
), каковы цепи и узы темницы, но и от оков духовных, каковы все зловредные страсти, которые человек, при помощи благодати Святого Духа, постепенно умерщвляет. А пророк Иеремия, единомысленно с псалмопевцем, не только награждает благословением Господним уповающих на Господа, говоря: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его», – но и угрожает проклятием тем людям, которые надеются на человека, в таких словах: «Проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иер.17:7,5). Здесь не излишне будет и это замечание блж. Феодорита: «Сими словами (ст. 6) вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех. Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцем всех» [7, с. 1134].
Пс.145:8–10 Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
И в сих последних стихах, различными примерами милостей и благодеяний Божиих, псалмопевец продолжает выяснять народу Своему ту истину, что всякий должен надеяться не на подобного себе смертного человека, но на Бога, Который умудряет слепцы
, т.е. «Господь отверзает очи слепым» (пер. с евр.). Это сказано не в том смысле, что Господь подает зрение слепым телесными очами, хотя и это нередко бывает, по особой милости и благодати Божией, но это значит, что Господь подает свет находящимся во тьме духовной, свет веры и благочестия находящимся во тьме неверия и нечестия. «В сих словах, по толкованию блж. Феодорита, пророк псалмопевец предсказывает о произведенных Спасителем, чрез вочеловечение Его, благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исайю. Ибо, сказав: «Я дам Тебя во свет народов», – прибавил: «отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими и из темницы сидящих во тьме»; и в другом месте: «тогда услышат глухие слова книги, и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис.42:6–7) [7, с. 1134–1135]. Чрез грех и разные греховные вожделения человек не только впадает в духовное омрачение и слепоту, но получает и разные болезни и немощи, так что становится подобным тому евангельскому путнику, который шел из Иерусалима в Иерихон и, быв ограблен и избит разбойниками, оставался еле жив (Лк.10:30). О подобных ему несчастных пророк здесь и упоминает в словах:
Господь возводит низверженныя
. Никого не упуская из вида Своим отеческим попечением, Господь особенно благоволит к благочестивым и праведным, о каковых и пророк говорит:
Господь любит праведники
. Под
пришельцами
разумеются странные люди, пришедшие из дальней страны и в среде общества людей не имеющие близкого родства и покровителей; а под именем
сира и вдовы
обыкновенно разумеются беспризорные сироты и бедные вдовицы, которые, по своей бедности и беззащитности, во всем зависимы от других. Самое, так сказать, социальное положение тех и других ставит их в полную зависимость от людей сильных и богатых и понуждает
надеяться
на этих людей, иногда небезупречных в нравственном отношении. И вот им-то, этим пришельцам, пророк внушает, чтобы они никогда не забывали, что
Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет: и путь грешных погубит
. В последних словах сказано не о самих грешниках, а
о пути
их, т.е. о всех намерениях и деяниях их, о всех начинаниях и предприятиях
грешных
, которые Господь не благословит успехом, и они погибнут, – сказано то же, что и в последних словах первого псалма: «И путь нечестивых погибнет». В словах последнего стиха выражено пророчество о Христе, Сыне Божием, и о Церкви Его, которая называется здесь
Сионом
. Господь Иисус Христос, по исполнении времен, явится на земле, устроит Свое вечное Царство благодати и будет царствовать:
воцарится во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
История написания
Исследователи оставляют авторство за царем Давидом, который описывает не самые счастливые времена в жизни еврейского народа. Молитва посвящена возвращению израильтян на родину. Много лет назад Иерусалим был разрушен вавилонянами, а народ Божий захвачен в плен.
Для реалий того времени война была способом поиска места проживания, а Палестина славилась обильными землями и благоприятным климатом. И вот, когда они покинули место наказания, они прибыли в Иерусалим и увидели на его месте руины. И тогда Давид взмолился Господу ради спасения душ своего народа, который остался без дома и святой благодати Бога. Псалом считается кратким описанием событий прошлого времени освобождения иудеев.
Изъяснение псалма 145-го.
«Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии». Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия», как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.
Пс.145:1. Хвали, душа моя, Господа.
«Хвали душе моя Господа». Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.
Пс.145:2. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь». В псалме шестом сказал Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.
Пс.145:3. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
«Не надейтеся на князи». Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:
«На сыны человеческия, в нихже несть спасения». Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» (Псал. 143, 4); и: «человек яко трава дние его» (Псал. 102, 15).
Пс.145:4. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
«Изыдет дух его и возвратится в землю его». Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).
«В той день погибнут вся помышления его». По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго «угобзися нива», замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лук. 12:16, 20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.
Пс.145:5. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.
«Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего». Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.
Пс.145:6. Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность.
Пс.145:7. Творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников.
Пс.145:8. Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
Пс.145:9. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
«Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них». Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что́ в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог – Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что́ сотворил.
«Хранящаго истину в век» : «Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим». Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя.
«Господь решит окованныя:» «Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя». Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: «дах тя во свет языков», присовокупил: «отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме» (Ис. 42, 6–7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: «Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение» (Ис. 61, 1). И еще в другом месте: тогда «услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят» (Ис. 29, 18).
«Господь любит праведники» : «Господь хранит пришельцы». Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо «пришельцами» Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда «без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече», стали «близ» (Ефес 2, 12–13).
«Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит». Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни.
Пс.145:10. Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
«Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род»; потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.
Толкование
Молитва несет в себе большой смысл, ибо наказание иудеев окончилось, и им было позволено вернуться к подножиям своей родины. Для подробного понимания смысла рекомендуется подвергнуть анализу каждый стих псалма.
- Стих 1-2. Начинается произведение с хвалы Господа и его чудес. Для автора важно простереть свои руки к небу и восславить горячо любимого Бога и его деяния.
- Стих 3-6. Люди изначально слабы. Они смертны, их вера может пошатнуться. Защиту и опору они могут найти лишь в служении Господа. Бог же, в свою очередь, никогда не оставит рабов своих, твердой дланью направляя их по пути истинному.
- Стих 7-10. И хоть Длань Господня карает грешников, она также и защищает праведных. Именно Творец позволил евреям выйти из вавилонского рабства. Именно он дал им шанс возродиться и искупить свои прошлые и будущие грехи.
Кто может иметь такую готовность до самой смерти восхвалять Своего Бога? Только тот, кто любит Его и ценит всё, что Он делает для народа Своего и для человечества в целом.
145:3,4 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Весь мир века сего заражён свойством надеяться на то, что человек — существо настолько разумное, что в состоянии решать любые возникающие проблемы. Поэтому множество людей и возлагают свои надежды на правителей государств, пытающихся решать многогранные проблемы человечества. Однако певец понимает, что эти надежды — пустые. Почему? Потому что любой человек недолговечен, а проблемы — долговечны:
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его. Этот текст показывает, что любой правитель-князь смертен и в любую минуту может возвратиться в землю свою, в место захоронения своего, не успев ничего решить. Идёт ли здесь речь о бессмертии души? О том, что тело умершего князя предают земле, а некая внутренняя субстанция его в виде души (или духа) — покидает тело и выходит в воздушное пространство? Нет. Потому, что если бы это было так, певец не спел бы об исчезновении ВСЕХ ПОМЫШЛЕНИЙ умершего, ведь те, кто верят в бессмертие души — верят также и в её разумность, в то, что душа, покинувшая тело, продолжает якобы мыслить ( для того, чтобы продолжать жить после смерти — нужно как минимум мыслить). А если со смертью человека исчезает и вся его разумность (мыслительная деятельность), значит, то, что выходит из человека — не является разумной душой, улетающей в бессмертие. Здесь речь идёт о духе жизни или о жизненной силе, заставляющей сердце биться, а весь организм человеческий — адекватно функционировать.
145:5-7 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, 6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, 7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
Итак, если нет надежды на князей человеческих, то кто же тогда может помочь разрешить все вообще проблемы человечества? Только Господь имеет и возможность и желание это сделает, именно на него, на Бога Израиля, и следует уповать каждому человеку Земли.
145:8,9 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. 9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
Бог непременно разрешит в будущем и экономические, и социальные, и политические проблемы, и — связанные со здоровьем духовным и физическим, с экологией, со стихийными бедствиями и т.д. и т.п. — ибо любит людей и желает видеть их счастливыми. И к тому же, он сможет всё это сделать, будучи Творцом всего мироздания в принципе.
145:10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Однажды человечество сможет ощутить эру Божьего правления над собой (1 Кор.15:28), и она принесёт благо каждому, кто сподобится достичь этой эры. Сионом Библия называет место нахождения Бога: в Израиле это был город Иерусалим (храм со Святым-Святых, в Новом Завете — это небесная обитель Бога, Новый небесный «Иерусалим» (Откр. 21:2)
Аллилуия. «Хвалите Яг»
Псалом 148
1: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. 3: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. 4: Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. 5: Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились; 6: поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. 7: Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, 8: огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, 9: горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, 10: звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, 11: цари земные и все народы, князья и все судьи земные, 12: юноши и девицы, старцы и отроки 13: да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. 14: Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.
Не надейтеся на сыны человеческия, или Кое-что о «церкви хороших людей»
Тема эта для меня началась спонтанным разговором с малознакомой женщиной, подругой моей подруги, – так вышло, что оказались мы втроем за одним столиком в кафе. Подруга подруги стукнула чашкой о блюдце и заговорила вдруг нервно и горячо:
– Мне Света про вас рассказывала, что вы очень верующая. А вот для меня церковь – не то, что для вас. Не то, что вон там, под золотыми куполами. Моя церковь – это другое. Я знаю очень много хороших людей. Кто-то из них православный, ходит в храм – я не против, если это человеку помогает! – а кто-то общается с Богом иначе. Кто-то вообще называет себя неверующим. Но все они очень хорошие, добрые, порядочные. И если Бог есть, то они, конечно, Его люди! Они помогают мне жить. Они и есть моя церковь! Я уверена, Богу важнее то, какой ты человек, чем то, в какую церковь ты ходишь и ходишь ли вообще!
Завидую людям, которые умеют отвечать на такие вызовы сходу… Но что-то подсказывало мне, что ответ надо найти, что мне, казалось бы, воцерковленной, ответ даже нужнее, чем этой далекой пока от Церкви женщине.
Итак, «церковь хороших людей». А кто он такой, собственно, хороший человек?
Обратите внимание, как часто мы спорим о людях, в смысле – о конкретных личностях, исторических или обычных, незнаменитых. Спорим яростно и болезненно, потому что каждый раз это действительно боль: «Уверяю тебя, Н. был прекрасным человеком, добрым, мудрым, он очень мне помог, я его очень любила…» – «А я с ним столкнулся однажды, и просто в шоке был от его поведения… А как он поступил с таким-то?.. Это, по-твоему, не предательство?! Да знаю, знаю, что о покойниках плохо не говорят…»
На самом деле ничего удивительного в этом споре об ушедшем уже человеке нет. Спорившие столкнулись с разными проявлениями одной и той же личности – личности, действительно, неординарной, вызывавшей у окружающих сильные чувства. Другой вопрос, какие. Оказывается, не только светлые. Не только прекрасным был этот… на самом деле прекрасный человек.
Кстати, я ведь и сама человек чудесный! Для некоторых моих знакомых. Например, для одной старой женщины с тяжелой судьбой. Она именно так меня и называет. Почему? Потому что я примерно раз в месяц ей звоню, раз в полгода навещаю. Для такого человека, как она, – смиренного, совершенно нетребовательного и благодарного – этого вполне достаточно. Она никогда не видела меня с другой стороны и не знает моих негативных проявлений. Не ведает, скольким людям я в свое время изрядно попортила кровь и каких дров я наломала в своей жизни. Когда я умру, обо мне тоже останется противоречивая память. Боюсь, гораздо более противоречивая, чем память об упомянутом выше Н. Плохо говорить о покойниках, действительно, не принято, и подчас только это спасает нас от посмертного земного суда. Но только нас, маленьких, а на тех, кто двигает историю, это не распространяется.
…Вот сидит человек вторые сутки в подвале со всем своим семейством, с малыми детьми и стариками, и слушает, как там, наверху, крошится под снарядами его дом. И проклинает тех, по чьей вине (с его, по крайней мере, точки зрения) это происходит. А ведь каждый из этих, условно скажем, политиков для кого-то – хороший человек! Да, ведь у каждого из них есть родные, есть друзья, есть те, кому он дорог, те, кому он в чем-то помог… и каждый из этих людей сознательно или бессознательно включает проклинаемого иными людьми политика в свое теплое сообщество, в собственную свою «церковь хороших людей».
Вот – бунт, революция, война… Оказывается, людей, вполне способных всё это делать, – много!.. Что же, они до рокового часа – маскировались?
Любому из нас можно задать вопрос: сколько в круге твоего общения людей, способных пытать, расстреливать, убивать детей и стариков, сжигать и взрывать дома вместе с жителями? И любой из нас, прикинув, ответит, что, хотя среди его знакомых есть разные, и отнюдь не только симпатичные люди, – таких все-таки нет. Значит, их вообще нет? Но вот – бунт, революция, война, геноцид, холокост. Оказывается, людей, вполне способных всё это делать, – много!.. Что же, они до рокового часа – маскировались? Нет, зачем, они просто жили среди людей, ничем, в принципе, не выделяясь; они считались вполне приемлемыми, положительными… и хорошими людьми. И не только считались, а и были хорошими – в каких-то своих проявлениях. Ведь нет человека, в котором не было бы чего-то доброго. И нет человека, в котором не жило бы зло. Отсюда – бесконечная противоречивость человеческих проявлений.
Помните светлые, добрые повести «Голубая чашка», «Чук и Гек»? Во время Гражданской войны их автор был… ладно бы просто – недобрым. Добрым на той войне и невозможно было оставаться. Он был очень жесток, он, тогда еще юнец, ошалел от крови и от безнаказанности. Потом пришло во всем своем ужасе безысходное – потому что безбожное – раскаяние. И он писал в своем дневнике: «Снились люди, которых я убивал в детстве»…
В том-то и дело: всё зло мира, все его страдания – не от горстки отъявленных, отборных негодяев, а от массы обычных людей, каждый из которых, может быть, по-своему прекрасен. И по-своему ужасен, поскольку поражен грехом – первопричиной того зла, в котором лежит мир.
Всматриваясь во многих моих друзей, коллег, я не раз замечала одно печальное явление. Искренняя, светлая вера в хороших людей, в дружбу и братство, вера, идущая от юности, от костров и гитар, от «Возьмемся за руки, друзья…» и тому подобной доброй романтики, – эта вера нередко приводит человека к тяжелому разочарованию в некогда дорогих людях и в людях вообще, к унынию и ожесточению. Изначально убежденный в том, что его друзья всегда и везде, что бы ни случилось, будут с ним, человек не может пережить их равнодушия и уж тем паче не в силах простить предательство – подлинное или, что нередко бывает, мнимое, надуманное. Разочарованный человек обрастает претензиями к окружающим, как еж иголками, только иголки обоюдоострые; он становится мнительным и чрезвычайно обидчивым. В один прекрасный день он оглядывается на собственный путь и видит лишь конфликты, катастрофы, тупики. Вроде бы и есть, сохранились какие-то друзья, вроде он с ними встречается, разливает, но какое при этом одиночество, как неутешительны пустые разговоры!.. И в семейной жизни сплошь и рядом то же самое. Такие, кажется, хорошие оба, что он, что она! А хорошую семью для своих детей создать не сумели. А ведь когда-то казалось, что «всё у нас получится», – песня даже такая была.
Так что вряд ли стоит строить себе (в том-то и дело, что одному себе) «церковь» из «хороших людей». (Некоторые, кстати, если не церковь, то по крайней мере политическую партию пытались себе из них построить. В начале 1990-х, помнится, бегал по Саратову такой взлохмаченный дедушка, кричал, что России срочно необходима «партия хороших людей», и предлагал всем в нее записываться… Но это к слову.)
Церковь не называет человека хорошим, она помогает ему увидеть в себе зло – грех – и подвигает его к раскаянию.
От вымышленной «церкви хороших людей» обратимся всё же к Церкви подлинной. Она, заметьте, не делит людей на хороших и плохих: ей Христос не велел это делать. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9: 12), – так Он отвечал тем, кто возмущался Его общением с мытарями и грешниками. Церковь не называет человека хорошим, она помогает ему увидеть в себе зло – грех – и подвигает его к раскаянию. Церковь не ищет себе опоры в человеческой «хорошести». «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс. 145: 3) – это ведь не только о добрых царях и больших начальниках! Я услышала эти слова по-новому – в непростой момент своей жизни, находясь в мучительном конфликте с одним человеком и надеясь на поддержку другого. Но не в этой надежде нужно искать для себя внутреннюю опору – вот что я поняла, услышав – в который раз! – «не надейтеся… на сыны человеческия». Человек, на которого ты рассчитываешь, может повести себя совсем не так, как тебе надо, и не потому, что он «такой-сякой», а просто потому что он – человек. И ты провалишься в отчаяние, если ты рассчитывала только на него, не помня о Боге; если ты внутренне принимала только один вариант развития событий, не доверяя Богу выбора.
Кто-то уже подумал, что текст написан усталым человеком, разучившимся или боящимся любить и доверять. Однако я надеюсь, что это не так, и далее мне хотелось бы сказать кое-что о любви. А что о ней говорить, недоумевает иной читатель, разве не всё о ней уже сказано? Но в том-то и ловушка, что теоретически мы все это знаем, помним, читали:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35);
«сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15: 17);
«если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4: 11)…
Наконец, знаменитое – «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая…» (1 Кор. 13: 1).
Но почему так часто всё это скользит по поверхности нашего сознания… и остается для нас теорией? Почему столько людей страдает от недостатка любви – даже в церковной среде? Почему в этой среде, в клире, на церковной работе столь часты конфликты, а иногда целые войны разгораются? Почему так трудно складывается или вообще не складывается подчас приходская община – каждый как смотрел, так и смотрит в свою сторону?
Не потому ли, что, придя в Церковь Христову, мы сознательно или бессознательно продолжаем строить для себя «церковь хороших людей» и надеяться на сыны человеческия?
По-человечески это так понятно! Многие приходят в Церковь, устав от внутреннего одиночества; многие надеются обрести в ней наконец-то ту среду, то сообщество людей, которого втайне жаждала душа долгие годы. Мы живые люди, мы тянемся к теплу и боимся обжигающего холода: мы нуждаемся в поддержке и страдаем от всякого подавления. Мы ранимы, и это характерная для большинства из нас черта – ранимый человек придет в Церковь скорее, чем «толстокожий». Мы встречаем в Церкви – да хотя бы на своем приходе – разных людей; мы теоретически знаем, что всё это наши братья и сестры во Христе, более того, мы стараемся ко всем относиться, насколько можно, хорошо. Но любим-то мы не всех, а лишь тех… с кем нам хорошо. Кто нам близок, кто нас согревает, поддерживает. То есть тех самых хороших людей, теплом и поддержкой которых утешаемся… более, чем верой, да. Это бессознательно, это на уровне чувствований, глубже сознания, но это очень часто на поверку – так. И не потому ли мы готовы впасть в отчаяние от столкновений с тем, что нас не поддерживает, не согревает, а совершенно напротив? «В Церкви – и такое, почему?.. Ведь я пришел сюда, чтобы спастись…» От чего? От человеческого зла или от собственного греха? Хорошо, если мы вовремя зададим себе этот вопрос.
Своего рода испытанием для меня стали слова одной из молитв после чтения Псалтири: «Помяни, Господи, всех, призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы и всуе всяк человек». Произнося их, я понимала, что должна помолиться сейчас – и за того священника, который – то ли от усталости, то ли просто от нехватки любви к людям – был груб и раздражителен со мною во время одной из первых моих исповедей; и за ту ревностную прихожанку, от которой мне так досталось за ношение брюк, не в храме, подчеркиваю, а в остальной жизни; и за того молодого диакона, который совсем уж без всякой вины моей мне нахамил… Я должна помолиться о них не сквозь зубы, как говорится, а именно от всего сердца, потому что они – поминают имя Его во истине, они сделали этот выбор, стали православными христианами. Да, их взгляды в частностях могут расходиться с моими; да, я могу когда-то пострадать от их греховности; но что от этого меняется в главном? И что в этом удивительного? – все бо человецы… К тому же, кто знает – может быть, завтра они пострадают от моей греховности или моих заблуждений…
Слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Нелюбовь, вражда и ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами?..» – трогают каждого, но их можно повторять с обидой на других, «не обеспечивших» нам любви, а можно обратить, как упрек, к себе самому: почему ты сам не можешь любить того, кто хочет тебе сопротивного, а любишь лишь хотящего блага?
Учиться любить людей так, как Господь любит всех нас: не за то, что «хорошие», а за то, что Им сотворены и на Его зов откликнулись.
Наверное, мы не находим в себе сил перешагнуть свою человеческую немощь и хотя бы попытаться перестроить свое отношение к окружающим нас в Церкви людям. Иначе говоря – выйти из своей «церкви хороших людей» в Церковь Христову. Начать учиться любить людей так, как Он любит всех нас: не за то, что «хорошие», а за то, что Им сотворены и на Его зов откликнулись. Любить человека, не рассчитывая на то, что этот человек будет всегда и во всем для нас хорошим, быть готовым претерпеть от его грехов или его заблуждений – потому как сами и грешны, и заблуждениям и всяческим перекосам подвержены: «…даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Сошествие Святого Духа; XII в.; Византия.
Парадокс в том, что вышеописанный синдром разочарования в человечестве не грозит тому, у кого есть трезвое понимание человеческой греховности. Такой человек всегда готов с нею столкнуться, и эта готовность не имеет ничего общего с недоверчивостью, подозрительностью, мнительностью, ожесточенностью сердца. Напротив – христианская трезвость приводит человека к любви. Почему? Потому, что он сострадает всякому грешнику как грешник; и потому, что, только сталкиваясь с человеческим грехом, злом, мы открываем в себе способность любить. Но вряд ли у нас получится это без Христа.
Та моя собеседница в кафе, подруга подруги, – она ведь, сама того не ведая, перекликнулась с Виктором Франклом, знаменитым австрийским психиатром и психотерапевтом, прошедшим через нацистские концлагеря и затем разработавшим идею о спасении человека смыслом существования. Франкл тоже не отвергал религии, он относился к ней, можно сказать, одобрительно, однако считал, что «Богу, если Он есть, важнее то, какой вы человек, нежели то, верите вы в Него или нет». Но при таком подходе Бога от человека отделяет пропасть: человек становится «хорошим» сам, без Него, а Богу безразлично, любит ли Его человек. Давайте просто сравним это с евангельским: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Если мы это принимаем, мы чувствуем струящуюся в наших духовных жилах живую влагу и понимаем, что течет она «в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Ненадежное, преходящее тепло «церкви хороших людей» вряд ли нам ее заменит.
Псалом 146
1: Аллилуия. Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. 2: Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля. 3: Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; 4: исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. 5: Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим. 6: Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли. 7: Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях. 8: Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; 9: дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему . 10: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – 11: благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.