Псалом Давида 82 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 82

На церковнославянском языке с ударениями

1 Песнь псалма Асафу,

2 Бо́же, кто уподо́бится Тебе́? Не премолчи́ ниже́ укроти́, Бо́же.

3 Яко се врази́ Твои́ возшуме́ша, и ненави́дяшии Тя воздвиго́ша главу́.

4 На лю́ди Твоя́ лука́вноваша во́лею, и совеща́ша на святы́я Твоя́.

5 Ре́ша: прииди́те и потреби́м я́ от язы́к, и не помяне́тся и́мя Изра́илево ктому́.

6 Яко совеща́ша единомышле́нием вку́пе, на Тя заве́т завеща́ша:

7 селе́ния Идуме́йска, и Исма́илите, Моа́в и Ага́ряне:

8 Гева́л и Аммо́н и Амали́к, иноплеме́нницы с живу́щими в Ти́ре,

9 и́бо и Ассу́р прии́де с ни́ми, бы́ша в заступле́ние сыново́м Ло́товым..

10 Сотвори́ им я́ко Мадиа́му и Сиса́ре, я́ко Иави́му в пото́це Ки́ссове.

11 Потреби́шася во Аендо́ре, бы́ша я́ко гной земны́й.

12 Положи́ кня́зи их, я́ко Ори́ва и Зи́ва, и Зеве́а и Салма́на, вся кня́зи их,

13 и́же ре́ша: да насле́дим себе́ святи́лише Бо́жие.

14 Бо́же мой, положи́ я́ я́ко ко́ло, я́ко трость пред лице́м ве́тра.

15 Яко огнь попаля́яй дубра́вы, я́ко пла́мень пожига́яй го́ры,

16 та́ко пожене́ши я́ бу́рею Твое́ю, и гне́вом Твои́м смяте́ши я́.

17 Испо́лни ли́ца их безче́стия, и взы́щут и́мене Твоего́, Го́споди.

18 Да постыдя́тся и смяту́тся в век ве́ка, и посра́мятся и поги́бнут.

19 И да позна́ют, я́ко и́мя Тебе́ Госпо́дь, Ты еди́н Вы́шний по всей земли́.

На русском языке

1 Песнь-псалом Асафа.

2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,

3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;

4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;

5 сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:

7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,

8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.

9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.

10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,

11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.

12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,

13 которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».

14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.

15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,

16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;

17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!

18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,

19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.

Толкование

В псалме 32 автор говорит, что Господь спасет уповающих на него и славящих его. Для более подробного толкования следует рассмотреть стихи по отдельности:

  • Стихи 1-3 – псалмопевец высказывает мысль о том, что нравственные люди, славящие Господа, стоят к нему ближе, нежели остальные. При этом хвала их должна быть искренней и идти от сердца в ответ на любые божьи милости.
  • Стихи 4-5 – автор объясняет необходимость возносить хвалу Господу. Ведь все совершаемые им дела справедливы и праведны, на его слова всегда можно положиться.
  • Стихи 6-11 – в них развивается мысль, выраженная в предыдущих стихах. Псалмопевец подчеркивает, что намерения, планы и цели Господа никем не могут быть подорваны и все задуманное им будет осуществляться от поколения к поколению.
  • Стихи 12-19 – в этих строках возносится хвала Богу, который не только сотворил людей, но и вникает в их дела, намерения. Автор выражает радость от того, что относится к народу, избранному Богом. Он подчеркивает, что к гордым и самонадеянным Господь никогда не приходит на помощь и потому не спасут их ни могучие армии, ни многочисленные конницы. Только к тем, кто уповает на него придет он на помощь в час бедствия и нужды.
  • Стихи 20-22 – в последних стихах псалма 32 псалмопевец заверяет Господа в том, что еврейский народ уповает на него, надеется на его милости и славит его.

Советуем изучить Икона Варвары Великомученицы
Главная мысль псалма 32 заключается в том, что Господь любит боящихся и почитающих его. Именно им он будет оказывать покровительство и защиту в тяжелых ситуациях, накормит во время голода и «душу их спасет от смерти».

История написания

Во время написания псалма 82 в дни правления царя Иосафата против иудеев ополчилась целая коалиция языческих племён, среди которых главными были филистимляне – давние враги рода Израиля. К тому же к язычникам примкнули потомки Лота, того самого, которого вывели Ангелы из Содома. Предательство оказалось полной неожиданностью для израильтян, в войске нарастало смятение. И в этот момент пророк поделился откровением Создателя и переложил его в песню, чем приободрил войско царя Израиля. Именно поэтому псалом 82 был включен в Псалтырь царя Давида от имени Асафа — предка пророка Иозиила.

Толкование

Псалом 86 короткий, но очень символический. Здесь есть пример смирения и для нас — с самого младенчества Господь принимает на Себя все условности человеческого бытия, вплоть до внесения Себя в реестр подданных римского кесаря.

  • Стихи 1-2: Надписание означает, что псалом предписывают сынам Кореевым. Для современных христиан Иерусалим – это образ церкви, а рождение в Иерусалиме – это воцерковление и святое крещение. Более всего Господь прославляет тех, кто приблизился к церкви, нашел свой путь к Царству небесному. Основание Иерусалима, то есть церкви – вера в Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия. Это понятие вмещает церковные догматы как «стены» христианской Церкви. Между градом Божиим и другими «селениями» идет борьба, как между христианами и еретиками.
  • Стихи 3-5: Восхваляя Иерусалим как святую Церковь, пророк помнит и об иноплеменниках, которые стали свидетелями исторических событий, для которых Сион (как собирательный образ всех событий основания Церкви, происходивших на этой святой горе) стал матерью.
  • Стихи 6-7: Господь устроит домостроительство спасения всех народов в Церкви, укажет имена в небесной книге жизни.

И нам это напоминает о том, что мы все не забыты у Господа, Он знает обо всем, что живет в нашем сердце, Ему важно даже то, когда и где мы родились. Мы все внесены в реестр подданных Господа и только от нас зависит, будем ли мы в списке хороших или плохих рабов и, более того, перейдем ли мы в список сынов и наследников

Для чего читают псалом 82?

Псалом 82 звучит в храме во время пасхального богослужения, на полиелее после величания некоторых святых. Также текст псалма звучит в составе 11-й кафизмы, которую читают на вечернем богослужении.

Преподобный Арсений Капакодийский благословил чтение 82 псалма в домашних условиях для того, чтобы предотвратить смертоубийство. Это актуально для тех, кто находится вблизи «горячих точек», а также для тех, кому грозит смертельная опасность от злых людей.

Толкование

В тексте псалма звучит протест автора, который возмущается бесчинству нечестивых грешников, обличенных богатством и властью. Они не имеют преград в деле воплощения своих греховных пожеланий, притесняя и обижая праведников. Автор обращается не к язычникам, а к евреям, которые осознанно игнорируют данные Богом заповеди, насмехаясь над Создателем. Автор взывает к Богу, одновременно обращаясь к грешникам, призывая их образумиться.

Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать толкование псалма 93 по каждому стиху:

  • Стих 1-3: настало время, когда праведный Судия земли должен будет отомстить за преступления нечестивых правителей против Его возлюбленного народа.
  • Стих 4-7: гордые гонители верующих будут осуждены. Они самонадеянно полагают, что Бог Иаковлев не узнает обо все их беззакониях.
  • Стих 8-11: неразумно полагать, что Бог ни о чем не подозревает! Если у Него есть власть, чтобы наказывать народы, как доказывает история, разве не может Он наказать тех грешников, которые угнетают Его возлюбленных? Господь знает все, что думают нечестивые, и знает, что их мысли пусты и тщетны.
  • Стих 12-15: Господь учит нас, что блажен тот, кого Он наставляет законом Своим. Иегова никогда не оставит народа Своего и не бросит наследия, которое любит.
  • Стих 16-19: Господь всегда приходил на помощь. Каждый раз, когда автору казалось, что он погибнет от коварных замыслов людей, Господь поддерживал его в Своей милости.
  • Стих 20-23: может ли Господь одобрять тех, кто творит грех? Ответ очевиден. Он истребит грешников с лица земли за все их беззакония.

Толкование псалма 82

Автор обращается к Богу за помощью в борьбе с племенами язычников, которые наметили себе цель уничтожить народ Израиля.

  • Стих 1: Пророк сообщает о великой опасности со стороны объединившихся племен язычников и молит Господа о помощи.
  • Стих 2-9: Второй стих псалма 82 содержит текст мольбу о нужде в неотложной помощи. Далее автор перечисляет все народы, которые объединились с единой целью – полностью уничтожить Богом избранный народ. Потомки Лота: аммонитяне и моавитяне, измиальтяне и агаряне, народы гор Сеир, финикийцы и ассирийцы.
  • Стих 10-13: Автор псалма просит Бога о помощи, вспоминая о прошлых победах, перечисляя бывших врагов Израиля, которые были разбиты наголову и превратились в прах.
  • Стих 14-19: Содержит воззвание к Господу, чтобы он уничтожил врагов нынешних, как и прежних, обратил их в пепел. Чтобы всем нападавшим грешникам было понятно, что только Бог — победитель всех и всегда. И никто не может одолеть избранный народ.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Толкование

Псалом 35-ый начинается с надписания, в котором указано, что авторство его принадлежит царю Давиду, которого эксперты также называют рабом Божьим, Его сыном и отроком. Глубинное понимание смысла произведения, сохранившегося до наших дней, открывается тем, кто подробно проанализирует смысл отдельных стихов песни:
Стих 1: Давид говорит о встрече с человеком, имя которого он прямо не называет, но и без этого понятно, что речь идет о царе Сауле. Столкнувшись с ним, он находится под неизгладимым впечатлением. Автор поражается тому, сколько злобы может скрываться в человеческой душе. Она и является виновницей того, почему люди становятся беззаконниками. Вероотступник, подавивший внутри голос совести, перестает вести себя богобоязненно, он не стыдится дурных поступков, слов, помыслов. Стих 2: пророк говорит о том, что враг его раскаялся в грехах, не стал скрывать своей ненависти к нему, но это лишь притворство. Царь не искренен в своих словах, пытается выдать желаемое за действительное. Стих 3: автор продолжает тему лжи врага. Он пообещал побороть злобу в сердце, восстановить справедливость, но слова своего он не сдержал

Саул слеп перед примерами беззакония, не желает получить важный жизненный урок. Стих 4: продолжая говорить о царе, Давид акцентирует внимание на том, что тот вышел на тропу вероотступничества из-за отсутствия страха перед Богом. Саул обманывает себя, смущает окружающих клеветой, притворным раскаянием

Готовясь ко сну, он на самом деле все еще остается пленником злобных помыслов. Стих 5: фокус смещается с Саула и его морального разложения, на еврейский народ. Здесь автор упоминает милость и благость Всевышнего в высшей степени их проявления. Господь закрывает глаза на грехи евреев и непокорство их царя, продолжает сеять благодать на земле. Стихи 6 и 7: пророк говорит о тех, кто грешит, будучи уверенными, что их грехи никто не видит, а значит, наказание им не грозит. Правда же заключается в том, что для Бога нет ничего скрытого и тайного. Правда человека и Господа разная, первый незамедлительно карает и наказывает, второй терпит и проявляет милость к тем, кто заслуживает гнева. Спасение вероотступников кроется в искреннем покаянии. Согласно правосудию Всевышнего, у всех есть шанс очиститься и вернуться на истинный путь. Стих 8: Автор описывает духовные блага, ожидающие тех, кто бережет свое достоинство. Материальные подарки не столько ценны, как те, которые приходят через осознания близости к Богу, через укрепление веры в Него. Давид акцентирует внимание на том, что для праведника духовная жизнь и благочестие должны оставаться на первом месте. Милость Господня важнее сытного куска мяса на пышном пиру. Стих 9: порок напоминает читателю, что благодать свыше опускается на тех, кто верит в Бога искренне. Всевышний способен дарить жизнь не только на телесном уровне, но и на духовном. Без Его покровительства люди погрузились бы во мрак, чувствовали бы себя забытыми, слабыми, беспомощным. Тот, кто уже стал заложником таких чувств, может обратиться за помощью к Спасителю. Противящиеся этому, совершающие грехи, будут наказаны бедами, страданиями, умерщвлением души. Вернуть ее к жизни способен только Господь, эта милость приходит в ответ на раскаяние в злых деяниях. Стих 10: Возвращаясь к теме духовных благ, автор молит Бога не покидать его и тех, кто служит Ему верно, избегает лицемерия. Стих 11: Давид просит Всевышнего укрепления духа Его, защиты от вражеских сил, возможности дать отпор нечестивым. Стих 12: Автор не сомневается, что наказание ждет всех вероотступников. Их ждет ад, кромешная тьма.

История псалма 52

Толкование псалма 52 перекликается с 13 песнью. Они оба были написаны, когда Давида преследовал царь Саул, который понимал, что псалмопевеца назначил сам Господь в качестве его преемника. Однако смириться с этой мыслю не мог, и жаждал уничтожить потенциального соперника.

Советуем изучить Икона Спас Всемилостивый

Цель псалма – обличить нас в грехах, заставить покаяться и трепетать, вспоминая о них.

Текст псалма 52 содержит сокрушение великого царя Израиля не о своих бедствиях, а об отсутствии благочестия и веры у рода человеческого. Воспевая псалом, мы должны оплакивать бедственное вырождение мира, порочность человеческой природы, и в то же время радоваться, надеясь на великое спасение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]