Храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Начало его истории относят к началу ХХ века.
Этому событию предшествовало обращение жителей урочища Благуша к митрополиту московскому Владимиру: они просили об особом причте у храма для окормления и духовной помощи прихожанам.
В ответ на это митрополит предложил обратившимся построить собственный храм и выделил на строительство часть суммы, пожертвованной Почетным гражданином Димитрием Ермаковым Духовному ведомству еще в 1896 году.
Московский купец передал духовникам довольно крупную сумму — около сотни тысяч рублей из собственного наследства.
Единственное условие мецената заключалось в том, что деньги должны быть использованы на постройку храма Димитрия Солунского, которого Ермаков считал своим небесным покровителем, и Святой Праведной Анны — покровительницы и защитницы его супруги.
С этих событий и началось строительство храма на Благуше.
Храм Димитрия Солунского на Благуше сегодня
Храм находится в северо-восточной части района Соколиная гора Восточного административного округа столицы. Благуша — это историческая местность между Малым кольцом Московской железной дороги и Семеновской заставой. Прежде в тех местах был заповедный лес — Благушинская роща, где царский двор развлекался соколиной охотой.
В народе храм называют «Дмитровской церковью», а его официальное название — Храм великомученика Дмитрия Солунского на Благуше. Он принадлежит Московской городской епархии РПЦ, с 2012 г. входит в группу приходов Воскресенского благочиния.
Храм Димитрия Солунского на Благуше назван именем христианского святого, претерпевшего великие мучения за Спасителя. Он жил в III в., во времена правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Дмитрий был человеком знатного происхождения и занимал должность проконсула в Фессалониках (сейчас Салоники, Греция).
Храм Димитрия Солунского
За открытое проповедование христианской религии он был заключен под стражу и казнен. Тело бросили на съедение диким зверям, но те его не тронули. Останки были захоронены местными христианами. Позднее было обнаружено, что мощи Дмитрия нетленны, и от них истекало благовонное миро. Святой великомученик был наименован Церковью Мироточивым, а через помазанье истекавшим миром многие страждущие получили исцеление.
У славянских народов великомученик Дмитрий всегда пользовался особым почитанием. О его заступничестве молили русские князья перед сражениями с Мамаем, именно он стал небесным покровителем Дмитрия Донского.
День великомученика Дмитрия был в числе самых больших праздников на Руси. В православных кругах всегда была уверенность в славянском происхождении святого, подтвержденная некоторыми исследованиями. В 1848 г. епископ Филарет опубликовал статью, в которой приводил некоторые обоснования этого умозаключения.
В честь великомученика Дмитрия Солунского освящен главный престол храма для богослужений. Святому Петру Митрополиту посвящен левый придел храма, Успению Праведной Анны — правый. Храм довольно большой: он позволяет вместить одновременно около 3 тысяч прихожан.
Реконструкция и увеличение прихода
В начале 1840-х годов появилась потребность в расширении церкви, поэтому к ней были пристроены две пристройки для дополнительного алтаря, а также колокольня в псевдовизантийском стиле, которая походила на минарет и тем самым придавала местности «восточный» колорит.
Пристройки дали возможность поместиться в церкви 800 людям. Интересно, что среди известных прихожан храма была семья Квиток. Недалеко от храма жила Марья Васильевна Квитка и снимал квартиру Григорий Федорович Квитка-Основьяненко с женой.
Со строительством железной дороги и вокзала, а также заселением местности бывшее предместье Гончаровка стало едва ли не центром города. Дмитриевская церковь вновь нуждалась в расширении. С этим заявлением выступил протоиерей Иоанн Чижевский. Прихожане поддержали его — в 1885-1896 годах церковь была реконструирована по проекту архитектора Михаила Ловцова. Центральный неф был расширен, а боковые приделы и колокольня перестроены. Храм сочетал элементы готического, византийского и староукраинского декора. Теперь он мог вмещать в себя свыше 2100 молящихся. Внутренняя отделка храма завершилась только в 1901 году.
Храм помогал Александровской больнице, за это отец Иоанн Чижевский в 1894 году получил благодарность от Харьковской городской управы. В 1896 году появилось приходское братство, которое занималось благоустройством храма, благосостоянием причта и предоставляло начальное образование детям прихожан. В 1898 году при приходе была открыта школа для девочек, а в 1899 — больница для престарелых.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм был воздвигнут в период с 1909 по 1911 гг. Для разработки чертежей и плана строительства был приглашен Николай Иванович Орлов, известный в то время в Москве архитектор. Среди его проектов значатся церковь Екатерины Великомученицы в Рахманово и здание Курско-Нижегородский вокзала, которое позже было перестроено.
Орлов был тесно знаком с семьей мецената Ермакова, пожертвовавшего деньги на строительство. Он же занимался и зданием богадельни имени Ермаковых. Храм Дмитрия Солунского стал последним крупным проектом архитектора.
При первоначальном строительстве храм был выполнен из красного кирпича, дополненного изразцами зеленого цвета. Сейчас стены храма выкрашены в традиционный для русских православных церквей белый цвет и украшены красно-коричневой отделкой. Черные купола символизируют христианское смирение, строгость и скорбь по Спасителю.
Для архитектурного стиля характерна эклектика: соединенные в единое целое старогреческие и русские основы храмового строительства призваны символизировать связь духовного подвига Дмитрия Солунского и ратного служения святого благоверного князя Димитрия Донского.
Строение представляет собой характерное для византийской архитектуры крестово-купольное здание, соединенное с трехнефной базиликой. Внутреннее убранство — центральное паникадило, мраморный престол, мозаичный пол и белые своды стен — создают впечатление торжественной строгости.
Описание архитектуры и внутреннего убранства
При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.
Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.
История
К 1880 г. Благуша была пустошью. Казенный лес (Благушинская роща) к тому времени уже был полностью вырублен. С появлением мануфактур и заводов по производству кирпича местность стала быстро заселяться рабочим людом, и к концу XIX в. район представлял собой густо заселенную окраину Москвы.
В то время в Благуше проживало почти 10 тысяч человек. На Семеновском кладбище была церковь Воскресения Христова, но она была небольшая и не могла вместить всех желающих. Особенно тесно было в дни церковных праздников.
В 1905 г. Митрополит московский Владимир получил прошение от жителей Благуши о расширении существующей Воскресенской церкви. Вникнув в ситуацию, митрополит рассудил, что было бы правильно возвести там новый, просторный храм.
Храм на Благуше предполагалось построить на деньги, завещанные Дмитрием Ермаковым, потомственным купцом и известным благотворителем. После его смерти в пользу Духовного Ведомства было передано 100 тыс. золотых рублей.
Деньги предназначались завещателем на возведение церкви, посвященной Дмитрию Солунскому, которого тот почитал своим небесным покровителем. Кроме того, в том же храме должен быть устроен придел, посвященный матери Христа, Святой Праведной Анне — по имени супруги покойного. Эти условия были полностью выполнены.
В 1906 г. государство выделило участок земли под постройку храма, а к началу 1908 г. Орлов подготовил архитектурный проект.
Закладка святилища состоялась в августе 1909 г. За строительными работами лично наблюдал Митрополит Владимир. Он же организовывал сбор недостающих средств. Строительство продолжалось вплоть до 1911 г. Приходом при церкви, открытым на год раньше, стал руководить священник Михаил Преферансов.
Первое общественное богослужение с совершением Евхаристии — Божественная литургия — состоялась в июне 1911 г. Ее провел сам Митрополит Владимир. Тогда же был освящен главный престол.
Храм просуществовал всего 20 лет. В 1931 г. советские власти закрыли приход, а здание перешло в подчинение к ОГПУ. В нем был устроен завод по переработке золота: с плавильными печами и кислотным цехом. Купол и колокольню разобрали. Кресты, церковное убранство — все было снято. Колокола были вывезены. Само строение претерпело значительные разрушения. Ядро храма, основание колокольни и дом причта сохранились.
В 1990 г. здание было возвращено РПЦ. Изначально его даже не стали полностью восстанавливать — просто вернули купола, установили на них кресты и начали проводить службы. Первым настоятелем вновь обретенного Церковью храма стал протоиерей Сергий Косов. Его усилиями была сформирована община, начаты ремонтные работы.
В 2000 г. приход возглавил священник Петр Липатов, который продолжил реконструкцию. Сохранившиеся в архивах чертежи архитектора Орлова помогли восстановлению прежнего вида строения. К 2001 г. службы вошли в уставное русло и стали проводиться на главном пределе.
После кончины отца Петра Липатова был назначен новый настоятель — протоиерей Андрей Милкин.
Современное состояние
Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.
Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.
Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.
Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.
Освящение Дмитриевского храма патриархом Кириллом
26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.
Святыни и мощи храма
Храм Димитрия Солунского на Благуше располагает более чем 60 икон, некоторые из них дополнены мощами святых. Рядом с иконами можно найти листок с молитвами каждому из святых. Среди образов есть довольно редкие — иконы Святого мученика Уара и Святого преподобного Ильи Муромца.
В притворе, прямо перед входом, расположена икона Пресвятой Богородицы «Казанская». В левой части притвора верующие могут подойти к иконам «О тебе Радуется» и «Михаил Архангел», в правой — «Христос Спаситель» и «Архангел Гавриил». В правом приделе находятся Крест Господень работы протоиерея Герасима Иванова и Малый крест с голгофой.
Главным сокровищем является ковчег с частицей мощей Дмитрия Солунского, который в 2004 г. Киевская митрополия передала храму. Рака с этим бесценным даром расположена в ближней к алтарю части, под иконой святого покровителя.
Престольные праздники[править]
Димитрий Солунский, великомученик
— 8 ноября (день преставления)
Рождество Пресвятой Богородицы
— 21 сентября
Онуфрий Великий, преподобный
— 25 июня
Петр Афонский, преподобный
– 25 июня
Духовенство, наставники
Сейчас в храме служат несколько священников, которые совершают церковные службы и занимаются просвещением прихожан:
- настоятель Андрей Милкин, протоиерей (старший иерей);
- протоиерей Виктор Сарана;
- иерей Игорь Иванов;
- иерей Александр Дружинин;
- иерей Андрей Кривоногов;
- диакон Алексей Заварнов.
Отец Андрей Милкин окончил духовную семинарию в Нижнем Новгороде, рукоположен в священники в 1999 г. Являлся клириком в Нижегородской епархии до 2011 г., затем был переведен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем храма Дмитрия Солунского.
Голос настоятеля можно услышать на лекциях по Библейской истории, которые проводятся в онлайн формате. Есть возможность посетить его занятия лично. Отец Андрей ведет курс Библейских бесед, помогая прихожанам глубже окунуться в слово Божье и лучше понять смысл Священного писания.
Отец Игорь Иванов также проводит занятия по изучению книг Священного писания в рамках Библейского кружка.
К каждому священнику можно подойти и договориться о личной беседе, испросить совета. Если в сердце возникнет потребность в поддержке и руководстве в вопросах духовной жизни, любой из прихожан может обрести в лице одного из батюшек опытного наставника, духовника.
Деятельность прихода
Состав духовенства храма представлен несколькими клириками. Его настоятель отец Андрей Милкин, был назначен на эту должность 10 мая 2011 года. Действуют здесь и другие священнослужители:
- прот. Виктор Сарана;
- иер. Александр Дружинин;
- иер. Игорь Иванов;
- иер. Андрей Кривоногов;
- диак. Алексей Заварнов.
Центральный иконостас церкви Димитрия Солунского
Когда по окончании реставрационных работ службы в храме стали проходить ежедневно, сюда потянулось множество верующих, а с ними и детей. Начала работать воскресная школа, в которой есть несколько возрастных групп обучения:
- дошкольная;
- школьная;
- молодежная;
- взрослая.
Проводит обучение иерей Алексий Митюшин, который 2001-2013 гг. был клириком этого храма, а затем переведен на должность настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
Беседы, проводимые в воскресной школе, помогают детям воцерковляться, выстраивать связь между церковью и миром, обретать духовные ориентиры. Взрослую группу обучает основам веры отец Игорь Иванов.
Приход и хор храма
Храм Димитрия Солунского на Благуше посещают не только православные верующие, проживающие в районе Соколиная гора. Прихожане из разных мест Москвы регулярно приходят на богослужения, активно участвуют в жизни прихода.
Среди прихожан старшего возраста есть люди, принимавшие личное участие в восстановлении храма после передачи его РПЦ, знавшие отца Сергия Косова.
На всех богослужениях в храме поет церковный хор. Первым регентом хора был Василий Тимофеевич Макаров. Он окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу скрипки, выступал с гастролями. Пришел служить в храм на Благуше, когда ему исполнилось 40 лет. Управлял хором. История этого человека повторила трудную судьбу храма: Макаров был арестован по ложному обвинению и расстрелян в 1938 г.
Во времена восстановления храма регентом хора была Ирина Владимировна Сарычева, внучка архимандрита Даниила Сарычева. В советское время, до своего монашеского пострига, он также служил регентом в различных храмах, организовывал церковные хоры. Ирина Владимировна занималась управлением хора до той поры, пока не ушла в монастырь.
Некоторое время хором руководил Григорий Жежель, в то же время возглавлявший вокальный ансамбль «МелосЪ». Его музыканты занимаются реконструкцией и исполнением старинной музыки Западной Европы, России и Грузии. Вместе с хором храма Дмитрия Солунского им был записан сборник духовных песнопений «Паломничество».
Сейчас регентом является дирижер Наталия Евтюхина. Хор смешанный, то есть состоит из мужских и женских голосов.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского
Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот и Страстной монастырь
На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.
Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.
Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.
Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот
Неслучайно поэтому московская церковь в честь св. Димитрия Солунского как определенный государственный символ была построена именно на Тверской улице – главной дороге Москвы, ведущей в Кремль. В XIV-XV веках на этом месте находилось Киево-Печерское подворье, а рядом стоял старый Государев загородный дом.
Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)
С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.
Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.
К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.
Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.
Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.
Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.
В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»
После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.
Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.
Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот
И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.
А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.
Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.
Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.
Социальная работа, повседневная жизнь
Приход храма ведет активную социальную работу. С 2016 г. оказывается регулярная поддержка подопечных детского психоневрологического санатория «Новинки», расположенного в Тверской области. Прихожане храма и православные добровольцы посещают социальный приют «Ной» в г. Егорьевск.
В пользу нуждающихся прихожан проводятся сборы средств. Больным, одиноким людям, многодетным семьям оказывается всяческая помощь.
В «Зеленой гостиной» Дома причта для прихожан проводятся литературные вечера и встречи с известными поэтами, писателями и музыкантами.
Воскресная школа
В 2001 г. открыла свои двери для учащихся Воскресная школа. Занятия посещают дети прихожан, начиная с дошкольного возраста. Ребята распределяются по двум группам: младшую и старшую.
Под наблюдением опытных православных педагогов дети получают базовые знания по истории Церкви, Библейской истории, Литургике и Катехизису. В старшей группе проходят уроки Церковнославянского языка. Малыши изучают такие дисциплины, как храмоведение и Закон Божий.
В школе есть творческие мастерские. Детей обучают рисунку, лепке, плетению из бисера. Воспитанники готовят театральные постановки, с которыми выступают на праздничных мероприятиях.
Для детей устраивают экскурсионные поездки по святым местам.
Второе дыхание
Ежедневно в храм приходит много верующих людей или пока только ищущих Бога. И это не может не радовать. Ведь душевная чистота каждого из нас делает душевнее и чище общество в целом. Действует при храме воскресная школа. Занятия проводятся с разными возрастными группами: дошкольниками, младшими учениками и молодёжью. Главная их цель – помочь детям научиться отличать добро от зла, сохранить в чистоте сознание и совесть, остаться «детьми Божьими», даже став взрослыми. Естественно, что даются детям и азы знаний православной веры и культуры. Проводятся занятия и с возрастными прихожанами. Много полезных миссионерских дел совершают служители храма, посещая различные социальные и медицинские учреждения (детские дома, интернаты, санатории, больницы, дома престарелых и т. д.). Священники прихода – частые гости и в тюрьмах: в слове Божьем грешные сердца нуждаются даже более, чем праведные. Утешение, поддержка, мудрые советы, очистительные молитвы – всем этим служители храма щедро делятся со всеми, кто в том нуждается.
Престольные праздники
В храме отмечают 3 престольных праздника, по числу престолов:
- 8 ноября — день памяти Великомученика Дмитрия Солунского.
- 7 августа — день Успения праведной Анны. Господь даровал этой благочестивой женщине и ее супругу дочь, когда они были уже в преклонном возрасте. Девочку нарекли Марией, она стала матерью Спасителя рода человеческого.
- 3 января — день Святителя Петра, первого московского митрополита. В 1325 г. святой Петр перенес митрополитство из Владимира в Москву и много сделал для объединения русских княжеств.
Даты указаны по григорианскому календарю.
Расписание служб, режим работы
Богослужения совершаются ежедневно. Храм открывается с 7:30 в будние дни и в субботу. По воскресным дням и в праздники двери храма открыты с 6:30.
Дни недели | Богослужения |
С понедельника по пятницу включительно | 08:00 — Божественная литургия. Молебен. Заупокойная лития. 17:00 —Вечерние службы и Заутреня. |
По субботам | 09:00 — Божественная литургия. Панихида по усопшим. 17:00 — Всенощное бдение. |
По воскресеньям | В 7 и 10 утра — ранняя и поздняя Божественная литургия. Молебен. 17:00 — Всенощное бдение или Акафист. |
Чтобы иметь доступ к актуальному расписанию богослужений, можно установить на телефон или компьютер специальное программное приложение. Ссылка на его скачивание есть на сайте храма.
Паломнику[править]
Расписание богослужений:
Утренние службы: исповедь в 8.00, Литургия в 9.00
Вечерние: в 17.00
По будням(понедельник — суббота) наш храм открывается в 7:30, а в воскресные и праздничные дни — в 6:30
Водосвятный молебен совершается по воскресеньям, после ранней Литургии
В воскресение вечером, если нет полиелейной службы, служится акафист великомученику Димитрию Солунскому.
Желающим венчаться необходимо прийти на беседу со священником.
Если у Вас возникли вопросы, связанные с расписанием Богослужений, обращайтесь, пожалуйста, по телефону
(495) 365-31-61.
богослужений на неделю
Сайт:
https://hramdimitria.ru/
Интересные факты
Храм Димитрия Солунского на Благуше, точнее, его полуразрушенное здание, могло быть уничтожено полностью вначале 90-х гг. после выведения из Москвы находящегося в нем завода. К счастью, нашлись люди, которые его отстояли. С храмом связаны и другие примечательные факты и события.
- Еще один московский храм, посвященный Дмитрию Солунскому, находится в том же Воскресенском Благочинии, в поселке Восточный. Он был возведен в 1996 г. Архитектурной основой послужили чертежи разрушенного храма XIX века, стоявшего на том месте.
- Отец человека, пожертвовавшего на строительство храма огромную сумму денег, также был известным московским благотворителем. Это был купец и фабрикант Флор Яковлевич Ермаков, бывший крепостной крестьянин, ставший филантропом и получивший дворянство. В середине жизни он отошел от дел из-за печали, постигшей его после смерти близких ему людей, и посвятил себя благим делам. Флор Яковлевич перестроил под богадельню для крестьян свой завод в Сокольниках. На его средства был открыт ночлежный дом, построено ремесленное училище, восстановлена Успенская церковь в Коломне. За свои благородные деяния он и был удостоен дворянского звания.
- Сразу 2 великих человека совершали богослужение в стенах храма 23 сентября (10 сентября по старому стилю) 1923 г. — патриарх Тихон, изрекший в 1918 г. анафему на большевиков, и архиепископ Иларион Троицкий. Оба пострадали во времена гонения на Церковь, оба канонизированы Архиерейским собором Русской православной церкви в конце XX века.
- Неприятное происшествие случилось летом 2013 г.: храм был ограблен. С нескольких икон были сняты золотые оклады. Позже преступники были задержаны.
Современное состояние[править]
Летом 1989 года по просьбе прихожан храм был передан Русской Православной Церкви. В храме началось богослужение и его восстановление.
Приходской храм святого великомученика Димитрия Солунского первоначально был освящен иерейским чином в июне 1989 года, а затем 29 августа 1993 года — архиерейским чином приснопамятным Преосвященнейшим Евгением, архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Боковые престолы храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь преподобного Петра Афонского и преподобного Онуфрия Великого освящались по благословению Преосвященнейшего Феодосия, епископа Тамбовского и Мичуринского 22 июня 2003 года.
На территории храма в 1993 году был построен церковный дом, в котором расположено: крестильное помещение, трапезная, просфорня, гостиница, зал заседаний, газовые котельные церкви и дома; в подвальном помещении – гараж, склады, котельная твёрдого топлива.
С 1994 год по 1998 год в храме была произведена настенная роспись, в 2010 году завершились работы по центральному иконостасу.
В 2002 году была воздвигнута надкладезная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».
С 2004 года в здании общеобразовательной средней школы от храма действует православная библиотека.
10 июля 2015 года на территории храма состоялось открытие и освящение памятника святому великомученику Димитрию Солунскому. Чин освящения памятника совершил Преосвященнейший Гермоген, епископ Мичуринский и Моршанский.
Информация для паломников
На исповедь и причастие можно приходить каждый день. В 8 часов утра таинство причастия и исповедь совершаются в будние дни. В праздники — в 7 и 10 утра.
В храме проводятся экскурсии. Для людей, испытывающих трудности с передвижением, оборудован пандус. На храмовой территории есть парковки для колясок и велосипедов, места для отдыха, где можно посидеть.
Гости храма хвалят трапезную, где очень недорого подают еду домашнего приготовления: супы, холодные и горячие закуски. В лавке продаются торты и выпечка собственного производства.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Храм расположен на ул. Ибрагимова, дом 6. Ближайшие станции метро — «Семеновская» и «Партизанская». Обе находятся на Арбатско-Покровской линии. Расстояние по прямой от «Семеновской» до храма всего 790 м, от «Партизанской» — 1360 м.
Чтобы добраться до храма, лучше сесть на трамвай 11, 12 или 34. От м. «Партизанская» придется проехать 4 остановки, а от м. «Семеновская» — одну. Также от м. «Партизанская» идет автобус 36 (2 остановки) или 634 (4 остановки). Выходить следует на остановке «Улица Ибрагимова».
Недалеко, на улице Щербаковская, находятся ресторан национальной кухни «Гурман» и хинкальная «У Бехо». В 2-х км от храма расположен Измайловский рынок. Насладиться отдыхом на природе можно в расположенном неподалеку Братеевском парке. Большое удовольствие принесут прогулки по территории природно-исторического парка Измайлово. В Доме сказок «Жили-были», который находится всего в 100 м от храма, проводят познавательные экскурсии для детей в формате интерактивных спектаклей.
Разрушенный в эпоху победившего атеизма и заново воскресший, сейчас храм Дмитрия Солунского является не только местом духовного общения прихожан с Богом, но и одной из самых значимых исторических и архитектурных достопримечательностей столицы, ценным Благушинским украшением.