С уральским крестом: какой бэкграунд везет в Татарстан новый православный пастырь

Общество

00:00, 09.12.2020 9

«В его епархии возник кризис»: эксперты о новом митрополите Кирилле


Фото: ekaterinburg-eparhia.ru

На Среднем Урале складывается своеобразная традиция: екатеринбургская кафедра становится кузницей архиепископов для мусульманских регионов. Так прокомментировали назначение нового митрополита в Татарстане опрошенные «Реальным временем» известные богословы и религиозные деятели. Казанскую и Татарстанскую митрополию возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (в миру — Михаил Васильевич Наконечный) — решение принял накануне Священный синод РПЦ под председательством патриарха Кирилла. 59-летний митрополит Кирилл, прокачав «скиллы» в Свердловской области, теперь едет в Казань, чтобы нести знамя покинувшего этот мир владыки Феофана. Эксперты уверены: с татарстанскими элитами и мусульманами он быстро найдет общий язык. Подробнее — в материале «Реального времени».

Татарстанская митрополия включает 3 епархии

На территории республики Татарстан находится Татарская митрополия. Она включает три епархии:

  1. Казанская.
  2. Альметьевская.
  3. Чистопольская.

На сегодня это её уже второе рождение. Изначально Татарская митрополия была учреждена в 1934 году. Сколько точно она просуществовала, неизвестно.

6 июня 2012 года Татарскую митрополию образовали заново.


Священнослужители Татарстанской епархии в день празднования памяти святителя Гурия Казанского

Феофан (Ашурков) — нынешний митрополит Казанский и Татарстанский

Иван Андреевич Ашурков родился 21 мая 1947 года, обучился на электрослесаря, служил в армии, а потом вступил на путь монашества.

Стал послушником в братстве Троице-Сергиевой Лавры и, наконец, в 1973 году пострижен в монашество.

Успел побывать на самых разных постах. Среди них:

  1. 5-й Епископ Магаданский и Синегорский.
  2. 13-й Митрополит Челябинский и Златоустовский.
  3. 25-й Митрополит Симбирский и Новоспасский.

У митрополита Феофана внушительный список наград, но гораздо лучше о его карьере говорят отзывы. Например, так пишет Андрей Кураев:

Андрей Кураев

Российский общественный деятель

«Это человек очень умный, с огромным опытом работы именно в мусульманских регионах. До того как стать епископом, он много лет служил в Иерусалиме, в Египте, очень хорошо знает Ближний Восток и мусульманский мир. Кроме того, он был епископом в Ставрополе несколько лет, а это тоже такой пограничный регион, и Северный Кавказ входил в его епархию. Он на руках выносил раненых детей из школы в Беслане. Это человек, который для вашего региона в этом смысле идеален».

Храм семи религий

Квинтэссенцией духовного единения и толерантности, современным символом симбиоза культур и цивилизаций стал Храм Всех религий или Вселенский храм в поселке Старое Аракчино. Автором и идеологом идеи стал казанский архитектор Ильдар Ханов. Чего тут только нет и купола православных храмов и башенки китайский пагод, и мусульманские мечети и элементы индуизма и политеизма южноамериканский майя. А в подвале храма находится ад, так как его себе представлял художник.

Казань многонациональный город, в котором ислам и православие сосуществуют в гармонии и взаимном уважении, опровергая современные тенденции к нетерпимости. Своим примером Казань доказывает всему миру какие чудеса творит вера, любовь, доброта и уважение.

Приезжайте гулять самостоятельно или заказывайте экскурсии в Казани — в любом случае она вам понравится.

Казанская епархия — самая древняя из епархий Татарстана

Сложно себе представит, но Казанской епархии скоро будет уже 5 веков. Её образовали в 1555 году! Правящим архиереем стал архиепископ и святитель Гурий, известный миссионер и дворянин по происхождению. Примечательно, что он был столь предан православной церкви, что даже тяжёлая болезнь не отвратила его от служб.

1555

год образования Казанской епархии

Святитель Гурий уже не мог ходить, но его приносили на службы, которые он слушал лёжа или сидя.

Сперва миссионерская деятельность на территории Татарстана если не потерпело крах, то, как минимум, не имело завидных успехов.


Святитель Гурий Казанский, первый архиерей Казанской епархии

Башкиры и татары неохотно принимали христианство, а в большинстве своём отвергали его. Даже Казанская Духовная Академия сосредоточилась в ту пору на культуре Востока. Лишь в XIX веке назрели перемены, появились переведённые на местный язык книги Священного Писания. Постепенно у местного населения пробуждается интерес к христианству, появляется чуть меньше сотни церквей:

  1. Приходских.
  2. Домовых.
  3. Военных.

А уже к концу XX века возникает необходимость выделить из Казанской епархии ещё несколько епархий и образовать Татарстанскую митрополию.

Сегодня состав Казанской епархии частично входят районы двух городов:

  1. Казань.
  2. Набережные Челны.

Управляет Казанской епархией митрополит Феофан.

Конфликт с Иваном Грозным

Московское Княжество на протяжение многих веков то заключало мирные договоры и политические союзы, то наоборот воевало с Казанью. Основным камнем преткновения были постоянные набеги на приграничные территории. Жителей захватывали в рабство и продавали на невольничих рынках Османской империи.

Точку в военном и политическом конфликте поставил Иван Васильевич Грозный взяв Казань в 1552 году, после неоднократных военных походов. Времена были жестокие, как и нрав русского царя. Местное население, лояльное к новой власти переселили за пределы города в район озера Кабан, а в новозавоеванный город Иван Грозный приказал отправлять русский люд, часто целыми деревнями и поселениями. Сюда же отправлялись и неугодные царю представители дворянства и купечества. Вот и первая причина “против кого дружить” разным народам.

Сопротивление Казани было длительным и упорным, поэтому Иван Грозный разрушил все мечети и запретил заново строить.

Специальным указом, было велено пригнать мастеровых, каменщиков и ремесленников, которые стахановскими темпами возвели белокаменный Казанский кремль.

Рядышком с Благовещенским собором возведена самая крупная в Европе и главная мечеть Татарстана — Кул-Шариф. Кул-Шариф построена на месте одной из пяти мечетей, уничтоженных во время осады Казани. В мечеть пускают всех вне зависимости от вероисповедания, обязательно зайдите внутрь и полюбуйтесь затейливыми арабскими узорами на куполах и стенах.

В Казанской епархии в 1579 году обрели икону Казанской Божией Материи

Одна из самых известных икон христианского мира обретена здесь, в Казанской епархии. Так об этом повествует предание:

«Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну».

Последующая судьба иконы туманна. С одной стороны она всегда была на виду в разной степени достоверности городских легендах. Рассказывали о чудесах, сотворённых этим образом. Некоторые из них заслуживают внимания, другие же — однозначный вымысел.


Список Казанской иконы Божией Матери (подлинник утрачен)

Самое интересное, что хотя икона вроде бы никуда не пропадала, в XIX веке источники противоречили друг другу о месте нахождения подлинной иконы. Затрудняли идентификацию многочисленные списки.

Казанскую икону Божией Матери так и не нашли после пропажи.

Есть мнение, что икона похищена в 1904 году. Позднее её якобы обнаружили в Испании. Иоанн Павел II хотел лично вернуть её России, но православное духовенство воспротивилось приезду папы римского. Из-за этого икона Казанской Божией Матери попала в Россию намного позже, но православных ждало разочарование. Это действительно был старый образ, но не тот, не подлинный.

Ещё несколько икон претендовали на звание той самой, но все они не прошли проверку специалистами, что не мешает верующим почитать их.

Путешествуем по России

Красавица Казань — мечта многих путешественников, мечтающих приехать в этот город, походить по её улицам, осмотреть её достопримечательности, почувствовать на себе гостеприимство её народа. В 2022 году наша мечта, наконец-то, сбылась. Забронировав номер в гостинице, мы взяли курс на столицу Татарстана. Что сказать по первому впечатлению? Пожалуй то, что Казань — это город с претензиями. Особо хочется отметить большое количество православных храмов. Большинство из них находятся в центральной исторической части города.

В купе с мусульманскими мечетями они дополняли колорит и красоту городской застройки. Мы не ставили себе задачу обойти все православные храмы в Казани. На этой страничке представлены лишь те из них, которые попались нам на глаза во время прогулки по городу. Первым нам повстречался красавец — Никольский собор.

Никольский собор

Собор располагается между двух улиц: Профсоюзная и Баумана. У туристов есть возможность осмотреть его со всех сторон. Главный вход в него располагается со стороны улицы Баумана 5. С 1946 года собор является кафедральным, то есть главным собором Казанской и Татарской епархии русской Православной церкви. Современное здание церкви стоит, ориентировочно, с 1892 года, когда была обновлена холодная Покровская церковь.

Исторически известно, что в 1565 году на месте Никольского собора действовала деревянная церковь Николая Чудотворца. Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви строится одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Возможно, что примерно тогда же возводится и летняя Покровская церковь. В 1720-х — 1730-х годах у Покровской церкви строится пятиярусная колокольня. В 1883 году старую тёплую Николо-Низская церковь разбирают, и через два года, в 1885 году, строят новое здание — бесстолпного одноглавого одноапсидного храма. 1892 год стал годом обновления холодной Покровской церкви. Считается, что именно тогда, после частичной перестройки, она стала пятиглавой.

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор является самым древним из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Когда мы проходили мимо, храм был закрыт. Невольно остановившись, мы полюбовались его величием. Даже представить трудно, сколько видели эти стены на своём веку. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии. Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя учреждается Казанская епархия. Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь. В 1561 году, по указу царя Ивана Грозного, началось строительство нового храма.. Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги. 15 августа 1562 года храм был освящен Первосвятителем казанским Гурием.

За свою многовековую историю собор неоднократно горел — в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757, 1842 годах. Несмотря на пожары, сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI—XVII веках — это образ Казанской Божией Матери, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века. Значительно менялся облик храма в ходе реставраций XVIII — XIX веков. В 1841 году император утвердил проект казанского губернского архитектора Фомы Петонди. Согласно проекту, собор расширяется на запад, север и юг, для чего сносятся одноэтажная трапезная и старое крыльцо. С тех пор облик собора не изменился, если не считать построенного по проекту Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной большевиками колокольни.

Тихвинская церковь

Красивый храм привлёк наше внимание ещё из окон гостиницы, в которой мы проживали. Собираясь с утра в очередной поход по Казани, мы решили начать с этого храма. Церковь Тихвинской иконы Божией матери располагается по адресу: улица Худякова, дом 4 в старотатарской слободе. В настоящее время церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана. Кряшены от русского крещён — крещёные татары, по татарски Татарский язык» керәшен татарлары — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие.

Каменный однопрестольный Тихвинский храм строился между 1646 и 1685 годами. С самого начала в нем находится Тихвинская икона Божией Матери, в честь которой он и назвали, но только в 1844 году. К середине XIX века храм оказался внутри Татарской слободы и его приход был невелик.Тихвинская церковь была действующей до 8 октября 1938 года. В дальнейшем храм разорили, и он на метр ушел в землю из-за напластования вокруг нескольких слоев асфальта. В 1996 году силами верующих началось возрождение Тихвинской церкви. Казанской епархии храм возвращается в 1997 году и передаётся общине кряшен.

Петропавловский собор

Один из самых красивых православных храмов в Казани. Когда мы подошли к нему, то, как говорится » челюсть упала на ноги». Интересна история создания этого храма, связанная с именем Петра I. Одноимённая деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Пётр I посетил Казань. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева. Двухэтажный кирпичный дом Михляева находился как раз рядом с деревянной Петропавловской церковью. 30 мая в Казани Пётр I отпраздновал своё 50-летие.

В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшего ему в управление убыточные казённые суконные мануфактуры, Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши.

4 года местными силами строили церковь. За основу взяли обычный план посадского храма, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы, и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр торжественно освятил новый храм. Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую 6-ярусную колокольню. По красоте убранства колокольня не уступала самому собору. Во время нашего приезда в Казань в храме велись реставрационные работы. Большая часть храма была закрыта строительными лесами. Что бы сделать эти фотографии, пришлось немного потрудиться, что бы леса не попали в кадр.

Казанско-Богородицкий мужской монастырь

Монастырь находится на улице Большая Красная 5. Проходя мимо, мы решили зайти в него помолиться и поставить свечки. Внутреннее убранство монастыря было великолепно. Его помпезность и величие говорят сами за себя. Ведь построен он рядом с местом обретения Казанской иконы Божией Матери. 8 июля 1579 года 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген, прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками воспринимается современниками, как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра.

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году возвращается в Богородицкий монастырь Казани. В Москве, в Казанском соборе на Красной площади, находится лишь почитаемый список. Некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его.

Казанский собор иконы Божией Матери

Православные храмы в Казани всё больше привлекали наше внимание. Только что осмотрев Казанско-Богородицкий монастырь, рядом мы увидели ещё одно красивейшее сооружение — Казанский собор Иконы Божией Матери. Здание храма поражало своей помпезностью, и не зря, ведь он возведён именно на том месте, где была обретена Казанская икона Божией Матери. Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь. В 1594 году 14 апреля, при митрополите Казанском Гермогене и по повелению царя Феодора Иоанновича, закладывается каменный храм. Собор с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, освятили в 1595 году. Он просуществовал до 1796 года и был снесен по ветхости. На месте старого поставили новый Казанский собор.

Историческое событие — закладка первого камня главного храма города — состоялось 30 мая 1798 года, на нем присутствовал император Павел I с Великими князьями Александром,будущим императором Александром I и Константином. 30 мая 1808 года собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре был освящен. Именно в этом новом каменном храме в теплое время и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы, вплоть до похищения иконы в 1904 году. Трагично сложилась судьба монастыря с приходом советской власти. Собор был уничтожен.

В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать. 4 ноября 2015 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией матери». В настоящий момент внешний облик воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери имеет полностью завершённый вид. На куполах установлены кресты, на фасаде храма появились мозаичные иконы. Благоустраивается площадь вокруг храма. Собор стал одной из узнаваемых архитектурных доминант города.

Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы

Перекусив на ходу вкусными булочками и монастырским квасом, купленными нами в Казанско-Богородицком монастыре, мы отправились дальше в пешую прогулку по Казани в сторону Кремлёвской набережной. На пути нам сразу же попалась ещё одна интересная церковь. Подойдя поближе, увидели, что это Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Ранее на месте каменного храма стоял деревянный храм во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенный в 1566 году. Деревянный храм сгорел в пожаре 1579 года. В нынешнем виде каменный храм был построен в 1728 году на средства купца Ивана Афанасьевича Микляева. Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века. После пожара 1815 года он долго перестраивался.

В 1937 году храм закрывают. Его превращают в тюрьму для заключённых, которые ждали отправки в лагеря после вынесения приговора. Здесь же приводились в исполнение смертные приговоры. Казнённых людей закапывали тут же внутри храма и на прилегающей к нему территории.

В 1993 году храм был передан Министерству культуры Республики Татарстан. Во второй половине 1990-х годов Пятницкий храм возвращается Казанской епархии Русской Православной церкви. Здесь учреждается чувашский приход. Одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана. В 2000 году заново восстанавливается колокольня.

Богоявленский собор

Этот собор мы увидели со смотровой площадки колокольни, на которую поднялись, прогуливаясь по улице Баумана. Тогда я впервые увидел церковные купола с близкого расстояния, находясь на их уровне. Их вид произвёл на меня неизгладимое впечатление. И храм, и его колокольня являются яркими достопримечательностями города, памятниками культовой архитектуры. Деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен в XVII веке. В 1731—1756 годах на средства купцов Ивана Афанасьевича Михляева и Сергея Александровича Чернова возводится каменная Богоявленская церковь, а также шатровая колокольня. В 1741 году церковь горела настолько, что уцелели лишь стены. Окончание постройки храма датируют 1756 годом, когда к церкви Богоявления пристраивается трапезная, увеличившая объём храма почти вдвое.

В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были не только простые горожане, но и аристократы и крупные предприниматели. В советский период, с 1920 года и вплоть до закрытия в 1935 году, Богоявленский храм являлся городским кафедральным собором. Интересный факт: согласно записи в метрической книге Богоявленской церкви, в ней 2 февраля 1873 года крестили Фёдора Ивановича Шаляпина, родившегося 1 февраля. Позднее Ф. И. Шаляпин пел в церковном хоре Богоявленской церкви. В память об этих событиях рядом с собором в 1998 году заложили памятник Шаляпину. В 1996—1997 годах Богоявленский собор возвращается Русской Православной церкви. С тех пор в храме ежедневно совершается богослужение.

Колокольня Богоявленского собора

Строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 года. 17 августа 1897 года колокольня была готова, с неё убрали строительные леса. 1 октября 1900 года состоялся торжественный подъём на колокольню нового колокола весом в 526 пудов, который доставили в город по железной дороге. В тот же день устанавливается двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом в 17 пудов.

Новая колокольня Богоявленской церкви получила самостоятельную архитектурную ценность, постепенно она приобрела бо́льшую известность, чем сам храм. Это самая высокая колокольня в Казани, одна из самых высоких православных колоколен. Её высота 74 метра. Выше неё мы видели только колокольню Астраханского кремля, высотой 80 метров.

Церковь Сошествия Святого Духа была построена в Суконной слободе города Казани между 1731 и 1735 годами на средства Евдокии Ивановны Микляевой (Михляевой) для рабочих бывшей казённой суконной мануфактуры. Освящена 2 августа 1735 года. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. Церковь никогда не горела. В 1774 году местные жители спасли её от разграбления пугачёвцами. До революционных событий 1917 года она имела самый многочисленный в Казани приход — до четырёх тысяч человек.

Церковь Сошествия Святого Духа закрыли в 1931 году. Храм приспособили под клуб. В советские годы были разрушены верхние ярусы колокольни, главка и часовня, стоящая отдельно от церкви. Весь облик церкви исказился позднейшими пристройками.

С 1950-х годов на втором этаже здания располагался кукольный театр, на первом — квартиры. В 1970-е годы жильцов расселили, а здание полностью передали кукольному театру. Комплекс церкви Сошествия Святого Духа был передан Русской Православной Церкви только в 2012 году — после окончания строительства нового здания кукольного театра в Казани.

1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви водружаются двенадцать новых колоколов, изготовленные на колокольном заводе в городе Тутаев Ярославской области и московском . Торжественную церемонию подъёма колоколов предваряла соборная молитва.

Зилантов Свято-Успенский женский монастырь

Осмотрев православные храмы в Казани, мы отправились с путешествие по святым местам Татарстана. Первым на пути был Зилантов Свято-Успенский женский монастырь. Располагается он на Зилантовой горе более чем в 2 км ниже от Казанского кремля по старому руслу Казанки, по адресу Архангельский переулок, 1.

Монастырь основан царём Иваном Грозным 15 октября 1552 года после взятия города. Строился на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь. В этом месте были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 году разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены. После чего монастырь был перенесён на вершину горы. Монастырь окружён каменной стеной. «Неофициальное» название монастыря — «Зилантов» — имеет отношение к названию горы, на которой, согласно преданию, обитало мифическое существо — крылатый змей Зилант. Осмотрев монастырь, мы поехали дальше.

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Раифская пустынь была основана в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. По смерти своих родителей, следуя совету евангельскому, он раздал всё имение нищим и постригся в монашество в московском Чудовом монастыре. Всё Смутное время до смерти патриарха Гермогена он прожил рядом с ним и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил столицу и направился в низовые губернии по Волге. В 1613 году он пришёл в Казань. Здесь Филарет жил сначала в Спасо Преображенском монастыре Казанского кремля. В 1613 году этот монах поселился на берегу Сумского озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко. Лишь только в определённые дни местные черемися приходили на озеро для совершения своих обрядов.

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решили вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом, образовав монашеский скит. По указанию Филарета была построена часовня.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 году казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Своё название обитель получила в честь знаменитого Раифского монастыря на берегу Красного моря. Здесь по церковному преданию от рук язычников погибли христианские монахи; соборный же храм был освящён в честь Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных.

В 1668 году в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божией матери. Икона являлась списком с оригинала из Черногорского монастыря близ посёлка Пинеги ныне Архангельской области. Со второй половины XVII века до настоящего времени икона является главной святыней Раифского монастыря.

Свято-Авраамиевская церковь

Эту церковь мы увидели, подъезжая к Болгару, при очередном нашем путешествии по Татарстану. Она сразу очаровала нас своим внешним величием. Когда подошли ближе, то увидели, что это церковь во имя святого Авраамия Болгарского, одного из самых древних проповедников христианства в Волжской Булгарии.

Будучи изначально мусульманином Авраам ездил по многим российским городам торгуя своим товаром. Общаясь с русскими купцами, он проникся христианством. Вера его была так крепка, что приехав как-то в Булгар он стал не только торговать здесь, но и проповедовать христианство среди местного мусульманского населения. Это не понравилось местным жителям. Зная Авраамия, как знатного купца они стали уговаривать его отказаться от христианства, но Авраам был неумолим. Тогда его силой пытались принудить отречься от Христа. Долгие пытки не смогли сломить его волю. 1 апреля 1292 года Авраамий был казнён на берегу Волги четвертованием. Сейчас на месте, где был казнён Авраамий, находится святой колодец его имени. За свой подвиг мученик Авраамий был причислен к лику святых.

Этот храм был перенесён из села Порфировка, находящегося в 15 километрах от города Болгар. Первоначально он был освящён в честь Святой Троицы. Порфировка была умирающим селом и церковь стояла в запустении. Ей было более 100 лет. На всю округу в то время существовал только один молитвенный дом в посёлке Ржавец в 10-ти километрах от Болгар. По просьбе местных жителей верующим выделили территорию на въезде в город у православного кладбища и в 1988 году храм перенесли сюда. В 1989 году храм освятили в честь чудотворца Авраамия Болгарского.

Не прощаемся

Следующим православным объектом в нашем путешествии был остров-град Свияжск. На этом страничка православные храмы в Казани не заканчивается. Мы продолжим её, как только совершим очередное путешествие по Татарстану.

Православные храмы в Казани 2022 год.

На странице использованы материалы с сайта ru.wikipedia.org

Благовещенский Собор Казанского кремля — старейший в Татарстане

Из всех зданий Татарстана важнейшим для христиан, историков, культурологов и просто туристов можно назвать благовещенский собор Казанского кремля. Он поострен ещё в XVI веке и долго оставался кафедральным собором — до 1918 года.

Это если не древнейшее, то одно из древнейших сооружений в городе. Изначально он создавался с оглядкой на Успенский собор московского кремля. С самого начала строители понимали, что создают важное для христианства Татарстана, статусное здание.


Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор — это красивейшее сооружение с пятью куполами (четыре в честь евангелистов и один — в честь Бога). Угловые купола имеют каплевидную форму. Ассоциацию усиливает их синий цвет, покрытый звёздами, который отражает посвящение храма Царице Небесной.

По Благовещенскому собору стреляли из пушек, но он выстояал

Собор пережил много реставраций. Сейчас от первоначального строения сохранилась только центральная часть. Особенно пострадало здание в советское время. По нему даже стреляли из пушек. Потом здесь был архив, овощехранилище. Но сегодня собор снова в собственности церкви, в него возвращены многие древние реликвии.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2.

Собор открыт с 9.00 и до 19.30, добраться можно от станции метро «Кремлевская» на маршрутах №83, 89, 22, 28а, и 522.

Очень давнее прошлое

В X-XII веках Казань была форпостом северных границ древнего государства Волжская Булгария, расположенного в Среднем Поволжье и бассейне реки Кама. К XV веку стала столицей Крымского Ханства, а позднее деловым и культурным центром Золотой орды. Люди разных национальностей, культур и вероисповеданий волею судеб пересекались и вносили свой вклад в становление города.

Куда идем: Музей естественной истории Татарстана в Казанском кремле. Современный музей с интерактивными выставками, обширной коллекцией экспонатов от окаменелостей и динозавров до научных открытий современности. Советуем посетить с детьми.

Православие в Татарстане имеет множество сайтов

Существует немало интернет ресурсов, которые посвящены христианству в этом регионе. Один из самых известных — сайт «Православие в Татарстане». Он же — официальный сайт Татарстанской митрополии. Он очень богат различными материалами.

Татарстанская митрополия официальный сайт

Фактически можно зайти именно сюда и найти любую информацию. Проповеди и встречи митрополита — пожалуйста, новости Казанской митрополии — сколько угодно. А также есть разделы:

  1. Чистопольской епархии.
  2. Альметьевской епархии.
  3. Церковные новости.

Имеется обширный раздел публикаций, где затрагиваются самые различные темы. Здесь можно почитать о том, как человеку относится к святыням, как выстраиваются взаимоотношения человека и Бога, чем примечательны жизни тех или иных христианских подвижников.

В разделе «Медиа» можно найти фото и видеорепортажи о жизни митрополии. Здесь есть даже видеосюжеты с телеканалов.

Любые официальные сведения можно получить здесь же: есть контакты для паломников, для информационная поддержка и т.д.

Ещё один раздел посвящён монастырям и храмам, где можно узнать подобности о каждом из них:

  1. Имя настоятеля.
  2. Почтовый адрес.
  3. Телефон.

Отдельного сайта для Татарстанских епархий нет. Вся нужная информация сосредоточена на этом.

Назад в будущее

Духовная связь времен не прекращается и по сей день, путешественники со всего мира едут в Казань чтобы полюбоваться современными храмовыми комплексами.

Болгарский историко-архитектурный комплекс — памятник истории, культуры и религии древнего государства Волжская Болгария. При активном участии Фонда сохранения и развития Булгара построена Белая Мечеть, которую часто сравнивают с Тадж-Махалом. Белая Мечеть не такая большая, как Кул-Шариф, но ее изящные легкие устремленные линии восхищают не меньше.

Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке в память о духовном подвиге мучеников-монахов принявших смерть во имя веры. В глубине леса на берегу озера была построена обитель монахов. В советские годы монастырь был практически уничтожен, только в 1990 году благодаря инициативе архимандрита Всеволода (Захарова) началось восстановление храма. В Раифе находится точная копия чудотворной иконы Грузинской Божьей матери.

Самый популярный священник Татарстанской епархии Владимира (Головин) извергнут из сана в 2019 году

Особый вклад в православную жизнь Татарстана и популяризацию христианства внёс протоирей Владимир (Головин). Никто не станет спорить, что он — один из самых любимых публикой христианских проповедников. Об этом однозначно свидетельствуют просмотры на его официальном канале и отзывы людей.

Духовный Маяк официальный канал

Однако у высшего духовенства православной церкви возникли претензии к отцу Владимиру. Одним из камней преткновения стала так называемая молитва по соглашению — духовная практика совместной молитвы, которую активно популяризировал протоиерей.


Отец Владимир (Головин) до извержения был самым популярным священником Татарстанской митрополии, но и сейчас народная любовь к нему сохранилась

Попытки сперва запретить к служению, а потом извергнуть священника из сана вызвали негодование у верующих. В его поддержку высказались тысячи православных христиан, юристы, популярные блоггеры и священнослужители.

Дискуссия продлилась около года. Отец Владимир частично признавал свою вину, но стоял на своём:

  1. Церковь не предавал, всегда оставался верен православию.
  2. Вокруг него плетут интриги враги, которым выгодно устранить известного священника.

Эта шумная история переросла в то, что в апреле 2022 года отца Владимира извергли из сана. На что он отреагировал смиренно и сказал, что пусть священником он не значится, но быть православным и проповедовать слово Божье ему никто запретить не может.

Решение об извержении из сана ещё может быть обжаловано. Сторонники отца Владимира надеются сделать упор на некомпетентности обвинителей и нарушении юридических норм церковным судом. Но чем бы ни завершились эти события, отец Владимир за время своего служения успел стать одной из самых ярких фигур в современной православной церкви и, безусловно, в Татарстанской митрополии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

От Петра до Екатерины

В период правления Петра I Казань продолжала развиваться, богатеть и стала важным административным и промышленным центром Казанской губернии.

Куда идем:

Петропавловский собор самый высокий (52 метра) храм Казанской епархии. Настоящий пряничный домик любимый многими жителями Казани. Главная святыня храма чудотворная Седмиозерная икона Божьей Матери, принесенная в храм из Устюга.

Куда идем: Богоявленский собор на улице Баумана — казанском Арбате. В соборе знаменитый русский бас Федор Шаляпин принимал крещение. Колокольня Собора — сейчас отличная смотровая площадка в самом центре Казани.

Наследница великого императора-реформатора императрица Екатерина II отправилась в ознакомительный деловой тур по своим владениям на Волге. Ее приезд в Казань стал очень вехой не только для города, но и для всей России.

Императрица пришла в такой восторг от волжского города, что немедленно изложила в письме своему другу Вольтеру “10 причин посетить город”, распорядилась увеличить финансирование и самое главное, официально сняла запрет на строительство мечетей и общественных сооружений мусульман. В 1770 году, высочайшей милостью был подписан указ о “Терпимости всех вероисповеданий”. И это в XVIII веке, до отмены крепостного права.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]