Библия, изложенная для семейного чтения. Псалмы царя Давида

Псалтирь (Псалтырь) – книга Ветхого Завета, которая состоит из 150 или 151 песен-псалмов. В некоторых языках книга имеет название «Псалмы». Псалтирь располагается в числе учительных книг Ветхого Завета вслед за книгой Иова. Псалтирь стала богослужебной книгой еще при Давиде. Позже богослужебное употребление Псалтири перешло к христианам.

О важности книги Псалтырь свидетельствует тот факт, что она дошла к нам в наибольшем количестве рукописей среди всех книг Ветхого Завета.

Читать Псалтирь / Псалтырь

Псалтирь содержит 150 псалмов:

1-1011-2122-3233-4445-5556-6667-7778-8889-99100-110
111-121122-132133-143144-150

Нумерация псалмов Псалтири

Нумерация псалмов отличается в иудейском и греческом. Православная церковь использует греческую нумерацию. Католическая церковь использует оба варианта нумерации. В своей характеристике мы будем использовать греческий вариант (150 псалмов).

Надписания в псалмах.

Во многих псалмах есть надписания – дополнительная информация об авторах, исполнителях псалмов, указывается события, которым посвящены псалмы. Перевод надписаний оказался особо сложным, поэтому существует много вариантов их перевода. О значении некоторых слов переводчики могут только догадываться.

В надписаниях псалмов часто указан порядок их исполнения. Определен музыкальный инструмент и мотив, на который нужно исполнять псалом.

Пророчество

Бог избрал Давуда своим пророком, ниспослав ему Забур или Псалтирь, Священную Книгу. В ней подтверждалось, что Таурат и все, что в ней ниспослано, — истина. Забур призывал людей следовать тем заповедям Бога, которые даны в Таврате.

Пророк Давуд не выполнял на земле такую же миссию, как Муса – Давуд не принес в этот мир новый Шариат. Он пел поэтические псалмы из Забура своим красивым голосом. Никто на земле не обладал такими качествами, какими наделили Всевышний Дауда. Голос, которым Всевышний наделил пророка Давида, был настолько прекрасен, что подобного ему не было ни у кого с самого момента сотворения мира. Когда Давид исполнял псалмы из Священной Книги Забур (Псалтирь), послушать их слетались птицы, подпевая ему своими прекрасными голосами, и даже джины собирались, чтобы услышать песнопения и славословия Давида. Псалтирь был написан на языке ибрани и состоял из ста пятидесяти сур с заветами Бога. Забур был ниспослан в месяц Рамадан и был полон добрых наставлений, уроков и советов. В нем также содержались предсказания. Говорили, что пророк Дауд мог напеть семьдесят мелодий, ни одна из которых не повторяла другие, и на эти мелодии он читал Забур нараспев. Аллах одарил Давида голосом, который обладал целительной силой – больные люди, услышав его, исцелялись, а те, кто страдал лихорадкой, могли выздороветь. Изумительный голос пророка Давида мог привести в чувство людей, которые потеряли сознание.

Его имя и характеристика его прекрасного голоса стали нарицательными понятиями – и в современные дни, если кто-то хочет выразить свое восхищение чьим-то красивым голосом, то старается сравнить его красоту с голосом пророка Давида. Говорили, что сама природа Тасбихом поддерживала поющего псалмы Давида. И даже иблис стал ему завидовать, и из зависти, дабы заглушить прекрасный голос Давида, иблис придумал струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты.

Будучи верным служителем Бога, пророк Давид много времени провел за молитвами к Аллаху, регулярно придерживался поста. Всевышний наделил, поистине, чудесными способностями: он умел творить чудеса, повелевать камнями, птицами и дикими животными, ему подчинялись даже горы.

У пророка Давида был обычай: он, не раскрывая свою личность, расспрашивал людей о себе, стараясь выяснить, какие, по мнению людей, у него есть недостатки, и потом старался исправить эти недостатки в себе.

Ремесло Дауда

Как-то состоялась встреча пророка Давида с архангелом Джабраилом, который предстал перед ним в образе незнакомца. По своему обычаю пророк Дауд спросил у архангела Джабраила о себе, на что архангел ответил, что если бы Давид не питался из общественной казны, то он был бы очень хорошим человеком. Давид понял свой недостаток, и обратился с просьбой к Всевышнему, чтобы Аллах подарил ему способность к какому-то ремеслу, с помощью которого он смог бы зарабатывать себе на пропитание. И тогда Всевышний Аллах одарил его способностями к кузнечному ремеслу, и ему подчинилось железо, которое он мог мять руками как тесто, и ему не нужны были для этого ни молот, ни наковальня, ни огонь, ни меха, он мог лепить предметы любых форм. Из этого железа пророк Дауд мог смастерить кольчугу, и он мастерил их много, продавал и таким путем зарабатывал себе на хлеб, хотя Давид был одним из могущественных царей за всю историю. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что Дауд питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками.

Цепь пророка

Чтобы рассудить споры, возникающие между людьми и вынести справедливое решение по заветам Бога, пророк Давид применял чудо-цепь, которой был одарен. Эта цепь состояла из позолоченных красных колец и была прочна настолько, словно была сделана из железа. Эта цепь могла звенеть и сообщать своим звоном пророку Давиду о том, что происходит на Небесах. Эта чудесная цепь в его михрабе висела, и он пользовался ею, когда ему необходимо было выяснить, кто в споре прав, а кто – не прав. Он протягивал цепь спорящим и предлагал дотронуться до нее. У виновного человека рука даже не могла достигнуть цепи, но невиновный человек мог дотянуться до цепи запросто. Пророк Дауд смотрел на это и определял, кто виноват, а кто прав, и по этому результату выносил решение в споре. Цепь никогда не ошибалась, но через какое-то время люди нашли способ, как можно обойти способность цепи определять истину с помощью коварства и хитрости. Приводят в доказательство этому такой случай.

Один человек владел драгоценным камнем, и этот камень он отдал на хранение другому и через время потребовал, чтобы тот вернул ему камень. Но тот, у которого камень был на хранении, заявил, что камень уже отдал, и это стало причиной спора, разрешить который они отправились к пророку Давиду. Они попросили Давида разрешить их спор и определить с помощью цепи, кто прав из них, но виновный знал, что дотянуться до цепи не сможет, и тогда придумал такую хитрость: он сделал в своей трости углубление, в которое положил тот самый драгоценный камень, а когда настал его черед тянуться к цепи, он дал эту трость подержать хозяину камня. Перед тем, как коснуться цепи, хитрец обратился к Всевышнему с мольбой подтвердить, что драгоценность он вернул, и тогда цепь опустилась, а человек нечестный смог до нее дотронуться. После этого свой посох он забрал у хозяина камня. Хозяин камня остолбенел от того, как удалось его обмануть. Но следующим утром выяснилось, что цепь вновь вознеслась на небеса и больше никогда не вернулась на землю после того, как ее коснулась рука коварного мошенника. Эту историю передал Вахб ибн Мунаббих.

А пророк Давид с тех пор принимал решения в спорах совсем другим способами: он предлагал людям принести клятву или привести с собой свидетелей своей правоты.

Клевета на Давида

В Ветхом Завете и еврейских преданиях, а также в недостоверных хадисах, которые основаны на евреизмах имеется немало безосновательных вкраплений, содержащих клевету на Божьих пророков и посланников. Одно из таких вкраплений касается и пророка Дауда:

Рассказывают о том, как Давид потерпел неудачу, и то, почему это случилось, комментируют по-разному. Случилось это так. Пророк Дауд обратился ко Всевышнему с просьбой ниспослать ему такие же испытания, как Всевышний посылал таким пророкам, как Ибрахиму, Исхаку, и Йакубу, чтобы посредством этих испытаний пророк Давид мог еще более возвыситься. Всевышний услышал его молитву, и вскоре объявил, какой день Он назначает для этого, и приказал Давиду подготовиться к этому дню.

В назначенный день Дауд совершал в своем михрабе богослужение, когда в окно вдруг залетела маленькая птица, которая стала порхать и кружиться над его головой, он решил, что эта птица прилетела из самого Рая, попытался ее поймать, но птица не позволила Давиду до себя дотронуться, она улетела через то же самое окно и села на ветку за окном. Оказалось, что это была вовсе не райская птица, а проклятый иблис, который в образе райской птички явился к пророку Давиду для того, чтобы его обмануть. Царь Давид был очарован красотой этой птицы, он проводил ее взглядом и тут взгляд его остановился на женщине, сидящей на берегу озера – эта женщина была просто потрясающе красива. Пророк Давид сразу же влюбился в эту женщину. Он заинтересовался ей, но после узнал, что она – замужняя женщина, а супруг ее по имени Аврия в этот момент был на газавате (войне). Пророк Давид отправил письмо командующему того войска, в котором служил Аврия, и приказал, чтобы командующий отправил Аврию на передний край сражения, где его могут убить. Его приказание командующий выполнил сразу же, как только получил письмо. В первой битве войско, в котором сражался Аврия, победило, но уже в следующем сражении Аврия был убит. Когда срок идды истек, Дауд взял в жены прекрасную женщину, в которую был влюблен, а у него к тому времени уже было девяноста девять жен – эта женщина подарила ему сына, пророка Сулеймана.

Есть и еще одна версия этой недостоверной и лживой истории – женщина была замужем за Аврией, а Давид попросил Аврию развестись с ней, поскольку по шариату того времени это допускалось. Царь Давид не нарушил шариат этим своим поступком, но он причинил Аврии страдания, и для человека, который приближен к Аллаху, это не является хорошим деянием.

Конец этой истории одинаков во всех вариантах – Сабиг стала женой Давида, и это была его сотая жена, а у Аврии эта жена была всего одна, и он в итоге остался совсем без жены, и он переносил разлуку с любимой очень болезненно. Христиане комментируют это событие как то, что Всевышний обрек Давида на вечное раскаяние в этом поступке для того, чтобы его благочестие еще более возвеличить. Хотя эта история имеет широкую известность, ученые не признают ее истинность, как было указано выше, поскольку данная история описывает поведение, которое совершенно недостойно даже обычного человека, не говоря уже о Божьем пророке.

Авторство

В надписаниях псалмов часто встречаются имена собственные, однако не всегда понятно, чьи это имена – автора, исполнителя либо человека, которому посвящен псалом. Автором Псалтири принято считать царя Давида, хотя абсолютно все исследователи уверены, что псалтырь – плод труда более 10 авторов. Более того, книга создавалась долгое время – возможно, даже не один десяток поколений. Время создания псалмов – от времен Моисея до возвращения из вавилонского плена.

В надписаних Псалтири в качестве авторов указаны следующие имена:

  • Давид,
  • Асаф – главный псалмовец при Давиде,
  • Сыновья Кораха – храмовые привратники,
  • Адам,
  • Авраам,
  • Еман,
  • Идифун
  • Моисей и пр.

Псалтырь создавалась постепенно в качестве продукта коллективного творчества и в ходе создания подвергалась массе редакций.

Надписания псалмов

В большинстве псалмов имеются надписания, которые представляют собой значительную трудность при установлении их происхождения и значения. В этих надписаниях указываются имена псалмопевцев — составителей и исполнителей псалмов; исторические события, по поводу которых написан тот или иной псалом; указания для исполнителей и т. д. Для многих слов значение точно не установлено, из-за этого существуют различные варианты переводов. Некоторые надписания различаются в масоретском тексте и в Септуагинте; некоторые надписания добавлены в церковнославянском тексте, так в 1-ом и 2-ом псалмах появились заголовки «Псалом Давида», перешедшие и в русский текст Библии.

Краткое содержание и структура Псалтыри

Псалмы Псалтири принято условно делить на 4 группы:

  1. Личные сетования.

Схема псалма данного типа: обращение к Богу -> описание ситуации-> упование на Бога -> просьба -> вознесение хвалы Богу.

  1. Народные плачи.

Имеют схожую с личными сетованиями структуру, однако являются коллективным обращением к Богу.

  1. Псалмы хвалы Господу.

Схема псалма данного типа: обещание возносить хвалы господу -> описание ниспосланных благ -> избавление -> вознесение хвалы -> наставление людям уповать на Бога

  1. Гимны.

Воспевание величия Бога и Его милости.

Помимо псалмов, которые относятся к этим четырем группам, следует также упомянуть псалмы мудрости, песни восхождения и царские псалмы.

Песни восхождения – псалмы, исполнявшиеся паломниками при восхождении на гору Сион.

Царские псалмы – псалмы, описывающие важные события из царской жизни, к примеру, восхождение на трон.

Толкование Псалтири.

Во многих изданиях Псалтыри содержаться толкования псалмов. Из древних толкований особой популярностью пользуются толкования:

  • Иоанна Златоуста,
  • Амвросия,
  • Августина,
  • Феодорита Кирского,
  • Евфимия Зигабена.

Из новых толкований:

  • Толюка,
  • Эвальда;
  • Епископа Феофана,
  • Протоиерея Вишнякова.

Ни в одной ветхозаветной книге личная вера в Бога не показывается так многообразно, как в книге Псалтирь. Книга Псалтырь представляет собой сборник религиозной поэзии. Многие псалмы Псалтири обращены к Богу и являют собой отражение личного религиозного чувства. Псалмы отражают радость от возможности общения с Богом. Посредством псалма человек может выразить благоговение перед Богом. В псалмах отражена и народная мудрость.

Литературные особенности Псалтыри.

Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.

Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:

  • Прославления Бога,
  • Мольбы (псалмы 6, 50),
  • Жалобы (псалмы 43, 101),
  • Проклятья (псалмы 57, 108),
  • Исторические псалмы (105),
  • Брачная песня (44),
  • Философские псалмы (8),
  • Гимны (103) и пр.

Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.

Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.

В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:

  • Ломоносов,
  • Сумароков,
  • Державин,
  • Глинка и др.

Особенности языка Псалтири.

  1. Ассоциативность,
  2. Образность,
  3. Символизм,
  4. Иносказательность,
  5. Эмоциональность.

Псалтырь в Иудаизме.

Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.

День неделиПсалом
Понедельник47
Вторник81
Среда93
Четверг80
Пятница92
Суббота91
Воскресенье23

Псалтирь в православии

В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.

Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.

Псалтирь у католиков.

В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.

Библия, изложенная для семейного чтения. Псалмы царя Давида

А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. 2 Цар. 6:5

Если Евангелие есть весть
благая,
слово Божие,
выражающее отношение Бога к человеку, то книга псалмов царя Давида есть, по преимуществу,
слово человека,
выражающее его отношение к Богу. В этих двух книгах как бы соединились небо и земля. И не существует более возвышенных памятников общения, слияния в слове Творца со Своим созданием.

Нет такого состояния души человеческой, которое не отражено вдохновенными псалмами царя и пророка Давида. В них — и ликование славословия Всевышнего; в них и уничижение своей природы, несовершенной вследствие падения; в них и пламенный порыв возвыситься над этой уничиженностью, покрыть ее милосердием Божественным; в них — и вопль покаяния, несравненного по своей высоте и глубине; в них — и сила в сознании немощи своей и в тяжких страданиях остановиться на пределе убийственного уныния, не переступая его; в них — и живительная вера в блаженство как в конечную цель и назначение бессмертного существования души. В них, наконец, и высота пророческого прозрения в пришествие на землю Избавителя — Мессии.

Но выразить всю глубину содержания псалмов — это пытаться объять необъятное, как и человеческая душа со всем неисчерпаемым разнообразием чувств и побуждений и беспредельным стремлением к своему Источнику.

Пусть перед нами вспыхнут хотя бы несколько искр неистощимого пламени человеческой души. Пусть своим неземным блеском осветят глубину молитвы к Богу святого помазанника Божия и пророка Давида:

«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».

«Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господа силен, глас Господа величествен.

Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес».

«Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле.

Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его. О нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя».

«Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».

«Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».

«Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.

Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь».

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: где Бог твой? Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».

«Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне.

Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!»

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Когда же царь Давид почувствовал отозвавшуюся на этот вопль страдания о своей греховности «всего мира грехами непреодолеваемую благость», то переполняется сердце его благодарственным молитвенным ликованием:

«Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня. Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно».

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: велик Господь!»

«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?»

В своих поучительных псалмах царь Давид трогательно описывает блаженство праведного человека, семейные радости его и преимущество закона Господня.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».

«Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля».

«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю. Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить».

В псалмах 2, 21 и 109-м царь Давид является пророком, так как сбылось все вдохновенно открытое ему Богом о страданиях и будущей славе имеющего прийти в мир Иисуса Христа, Сына Божия, про Которого говорит Господь:

«Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; …и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе».

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Слова, произнесенные Иисусом Христом на Кресте) Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему. Скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

И в других псалмах содержатся глубочайшие прозрения дивного псалмопевца, например, о предательстве Иуды: «Человек искренний мой, на которого я надеялся, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту»; и о воскресении Иисуса Христа: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы»; и о Его вознесении на небо: « Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!»

(Пс. 8, 18, 28, 32, 138, 15, 17, 41, 37, 50, 29, 39, 105, 1, 127, 118, 2, 21, 109, 40, 81, 56)

Псалмы Давида составляют и часть христианских богослужений. Они собраны в одну священную книгу, называемую Псалтирь,

которая, после Евангелия, есть та единственная книга, что на все времена и для всех народов, исповедующих христианскую веру, и боголюбивых душ народа еврейского, который впервые ее получил, служила и служит утешением, просвещением и радостным успокоением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]