Ветхозаветный патриарх Исаа́к, сын Авраа́ма

См. также: Исаак (имя)

Исаак
(יִצְחָק)

Принесение в жертву Исаака. Караваджио
Пол:муж.
Толкование имени:«будет смеяться»
Имя на других языках:греч. Ἰσαάκ лат. Isaac
В иных культурах:араб. إسحاق‎
Местность:Месопотамия, Ханаан
Отец:Авраам
Мать:Сарра
Супруг(а):Ревекка
Дети:Исав, Иаков
Связанные события:Жертвоприношение Исаака

ИсаакИсаак
Исаа́к

(ивр. ‏יִצְחָק‏‎ [Ицхак] — букв. «будет смеяться») — персонаж Пятикнижия, библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. 17:17-19; 18:12; 21:6). Сын Авраама и Сарры. Отец Иакова и Исава.

Библейское повествование


Сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда Исаак достиг отроческого возраста, Авраам получил повеление принести его в жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён жертвенный нож, но отклонён ангелом. Женат Исаак был на внучке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова. Жизнь его прошла без других столь же выдающихся событий, и он умер 180 лет от роду, став одним из наиболее долго проживших патриархов.
Исаак упомянут в книге Бытие 86 раз, 32 раза — в остальных книгах Еврейских Писаний и 20 раз в Новом Завете[1]. В повествовании Бог называет Исаака единородным (единственным) сыном (Быт. 22:12, 22:16), хотя у Авраама был сын Измаил и ещё 6 сыновей.

Варианты формулировки «Авраам, Исаак и Иаков» встречаются 23 раза в Еврейских Писаниях[2].

Впервые он был предсказан в (Быт. 12:7), родился (21:2), умер (35:29), и о нём вспоминали (50:24).

Когда у Сарры миновал детородный возраст и у неё прекратились менструации (18:11), Бог сказал Аврааму и Сарре, что она сможет родить: Сарра внутренне в сомнении рассмеялась (18:10-12).

Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет, и Авраам обрезал Исаака, когда мальчику было 8 дней отроду (21:1).

Исаак несколько раз упоминается в Новом Завете. Ранние христиане рассматривали готовность Авраама исполнить повеление Бога и принести Исаака в жертву как образец веры и послушания.

Женитьба Исаака на Ревекке

После смерти Сары Авраам стал думать о выборе жены для Исаака. Позвав своего верного раба и домоправителя Элиезера, он велел, чтобы он шёл искать достойную девушку на древней родине еврейского племени, в Месопотамии. Элиезер взял десять верблюдов, наложил на них много всякого добра и отправился в путь. Вскоре он добрался до города, где жили родственники Авраама со стороны брата его Нахора.

Элиезер остановился за городом, у колодца. Тем временем городские девушки вышли к колодцу за водою. Элиезер решил: если я попрошу у одной из них напиться и она напоит не только меня, но и моих верблюдов, – то я буду знать, что Бог назначил ее в жены Исааку. Вдруг пред ним появилась молодая девушка, с кувшином на плече. Она наполнила из колодца кувшин и хотела уходить. Элиезер побежал к ней и сказал: дай мне напиться из твоего кувшина. Девушка дала Элиезеру воды и сказала: теперь стану черпать и для твоих верблюдов – и стала поить тех. С умилением смотрел верный слуга на добрую девушку. Когда она напоила всех верблюдов, он дал ей золотую серьгу и два кольца, спросив: чья ты дочь, и есть ли в доме твоего отца место нам для ночлега? Девушка отвечала, что она – Ревекка, дочь Бетуила и внучка Нахора, и что в их доме есть место и достаточно корму для скота.

Ребекка у колодца. Художник Н. Пуссен, ок. 1648

Она побежала домой и рассказала своей матери обо всем случившемся. Брат Ревекки, Лаван, вышел к Элиезеру и привел его в дом родителей. Тронутый гостеприимством, Элиезер рассказал родителям и брату Ревекки о цели своего приезда и объявил, что сам Бог судил Ревекке быть женою Исаака. Бетуил и Лаван отвечали: возьми Ревекку, и пусть она будет женою сына господина твоего. Элиезер вынул серебряные и золотые вещи и одежды и дал невесте, ее матери и брату. На другое утро родители благословили Ревекку и отпустили ее с Элиезером в Ханаан. Подъезжая к шатрам Авраама, Элиезер и Ревекка встретили в поле Исаака. Он ввел девушку в шатер своих родителей, и она стала его женой.

Иудейские предания

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В каббале раскрывается соответствие Исаака (Ицхака) и сфиры гвура

. [3]

Согласно раввинистической традиции, возраст Исаака во время жертвоприношения составлял 37 лет, вопреки распространённым представлениям о нём, как о ребёнке[4]Раввины предположили также, что причиной смерти Сарры послужило известие о планируемом принесении Исаака в жертву[4].

Что означает имя Ревекка?

Имя заимствовано из Библии, имеет древнееврейское происхождение (в переводе означает «очаровательная, пленительная»): в Ветхом завете — супруга Исаака и мать близнецов Исава и Иакова.

Интересные материалы:

Сколько стоит позвонить за границу теле2? Сколько стоит проезд на автобусе в Москве 2022? Сколько стоит проездной билет для школьника? Сколько стоит пройти медкомиссию на санитарную книжку? Сколько стоит разместить объявление о продаже квартиры на Домклик? Сколько стоит реклама у Алены Венум? Сколько стоит рулон сетки рабицы? Сколько стоит рыба тунец? Сколько стоит самая дорогая шуба в мире? Сколько стоит самая дорогая Толстовка?

Примечания

  1. Конкорданция Стронга
    , Strong, James, ed.,
    Isaac
    ,
    Isaac’s
    , 3327, 3446,
    2464
    .
  2. Eerdmans Dictionary of the Bible
    ,
    Isaac
    , p. 647.
  3. События Обрезание | Жертвоприношение Исаака
    Основные понятия Евреи | Авраамические религии | Пещера Патриархов | Авраамово лоно | Авраамов завет
    Дети Авраама Измаил | Исаак
    В исламе Ибрахим | Хаджар | Исмаил | Исхак | Хадж | Курбан-байрам | Аднаниты | Хитан
    от Арфаксада до Иакова Арфаксад ·

    (Каинан)
    ·
    Сала
    ·
    Евер
    ·
    Фалек
    ·
    Рагав
    ·
    Серух
    ·
    Нахор
    ·
    Фарра
    ·Авраам·Исаак·Иаков

    от Иуды до Давида Иуда
    ·
    Фарес
    ·
    Есром
    ·
    Арам
    ·
    Аминадав
    ·
    Наассон
    ·
    Салмон
    ·
    Вооз
    ·
    Овид
    ·
    Иессей
    ·Давид
    Валаам БильамИов ИйовАвраам АвраамСарра СараИсаак ИцхакИаков ЯаковМоисей МошеАарон АаронМириам МирьямИисус Навин Йехошуа бин НунФинеес Пинхас
    Анна ХаннаСамуил ШмуэльДавид ДавидСоломон ШломоГад ГадНафан НатанАхия Силомлянин Ахия ха-Шилони
    Иеремия ЙирмеяхуИсаия ЙешаяхуДаниил Даниэль
    Малые пророки:Аввакум ХаваккукАвдий ОвадьяАггей ХаггайАмос АмосЗахария ЗхарьяИоиль ЙоэльИона ЙонаМалахия МалахиМихей МихaНаум НахумОсия ХошеаСофония Цфанья
    Елисей ЭлишаОлдама Хульда
    Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Потомки Авраама

Господь исполнил Свое обещание. И действительно от Авраама пошло множество народа.

Помимо Измаила и Исаака, у пророка еще были дети. Но в Библии основное внимание все-таки уделено Исааку. Как говорил апостол Павел, Измаил ведь родился по плоти, а Исаак по обетованию Божьему. Каждый из сыновей имел великий род, но родословная самого Иисуса Христа ведется по линии Исаака.

Отрывок, характеризующий Исаак

– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал. – Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. – Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся. Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя. – Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета. – Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках. Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил. – Ну, – сказал он, обратившись к жене. И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки». – Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа. Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло. – Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты. Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь. В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России. С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст. Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.

Краткое сказание об Исхаке (Исааке)

Когда Хадҗар родила Ибрахиму (мир ему) сына Исмаила (мир ему), Сара очень грустила, потому что у неё не было детей. К ней явился Джабраил (мир ему) с радостной вестью от Всевышнего Аллаха о том, что у неё тоже родится сын. Тогда ей было восемьдесят пять лет. Предсказание Джабраила (мир ему) о рождении Исхака обрадовало сердце Сары. Её радости не было предела, когда её известили ещё и о том, что в его роду будет около тысячи пророков.

Когда Исмаилу (мир ему) исполнилось тридцать лет, Сара получила предвещенную радость – у неё родился благодатный сын, которого нарекли Исхаком (мир ему), в роду которого действительно было около тысячи пророков. Исхак (мир ему) вырос, получил пророчество и был послан Всевышним к одному племени в Шам, где он взял в жёны Рабикат (Ребекку), дочь Тувайла. Рабикат родила ему сыновей-близнецов: Айса (Исава) и Якуба (Иакова) (мир ему).

Мать услышала, что в утробе близнецы разговаривают друг с другом, и рассказала об этом мужу. Исхак (мир ему) прислушался и услышал, как Айс угрожает Якубу: «Если ты выйдешь на свет первым, я вспорю живот матери и убью тебя». А Якуб (мир ему) отвечал: «Не надо вредить матери и убивать брата, выходи на свет раньше меня». Так Якуб (мир ему) мирно разрешил спор ещё в утробе матери. Айс родился раньше Якуба (мир ему), и так они начали земную жизнь.

Отец больше любил Айса, а мать – Якуба (мир ему).

С возрастом зрение Исхака (мир ему) ухудшилось, и он не мог различать своих сыновей. Видя, что силы его покидают, он подозвал к себе любимца Айса, желая попросить у Аллаха баракат для него, и поручил ему привести барана для принесения в жертву. Рабикат услышала их разговор и возжелала, чтобы баракат от дуа достался Якубу (мир ему). Она велела Якубу (мир ему) успеть к отцу с зарезанным бараном раньше Айса. Якуб (мир ему) быстро зарезал барана и пошёл к отцу. Отец засомневался и спросил: «Кто ты?» Подоспевшая Рабикат ответила: «Это твой сын Айс, помолись за него». Поскольку тело у Айса было волосатое, Рабикат одела Якуба (мир ему) в одежду из шкур, проявив достаточную ухищрённость, и посадила сына перед отцом вместо Айса.

Исхак провёл рукой по телу сына и, ощутив волосы, ничего не сказал. «Не могу понять. Тело Айса, а запах Якуба», – подумал он про себя и оставил это на Аллаха.

Взяв за руку сына, он в искренней мольбе попросил Всевышнего сделать по Своей милости его потомков посланниками, пророками и царями. Как только Якуб ушёл, явился Айс, выполнив поручение отца. Когда отец сказал, что Якуб (мир ему) опередил его и дуа получил он, ‘Айс рассердился и пообещал убить брата. Отец успокоил своего любимца, сказав, что для него тоже приготовлено дуа и попросил подойти поближе. Он попросил Аллаха, чтобы у Айса было столько же детей, сколько песчинок на земле, и чтобы правители происходили только из его потомков, и по воле Всевышнего так и случилось.

Потом Айс вновь стал враждовать с Якубом (мир ему). Рабикат испугалась, что Айс убьёт Якуба, и посоветовала последнему перебраться в Наджран, оставив Канан брату.

По совету матери Якуб (мир ему) вместе с дядей ушёл в Наджран, где остановился у сестры матери. У неё были две дочери. Старшую из них Якуб (мир ему) взял в жёны, вскоре женился и на младшей. Женитьба на сёстрах разрешалась Шариатом до времён Мусы (мир ему), после Аллах запретил такие союзы. Младшая из сестёр родила ему двоих сыновей – Юсуфа (мир ему) и Буньямина. А всего у Якуба (мир ему) было двенадцать детей. Когда они выросли, Якуб (мир ему) пожелал вернуться в Канан, оставив землю Наджрана. Но сначала он отправил сыновей узнать об Айсе, поручив им навестить его и поприветствовать.

Вот они прибыли к Айсу и сказали ему, что они сыновья Якуба (мир ему), поведав всю историю. Радости Айса не было границ, он забыл свою прежнюю обиду. Вслед за детьми приехал и сам Якуб (мир ему), и братские отношения их стали ясными, словно солнечный день. Так они прожили довольно долго в любви, вложенной в их сердца Аллахом. Затем Айс переселился в Шам, оставив Канан Якубу (мир ему), женился на двоюродной сестре Насмат, которая родила ему много детей.

Передают, что правители Византии, кесари, произошли от потомков Айса. Но передают также, что из его потомков пророком был только Аюб (мир ему).

На пути в Наджран Якуб (мир ему) днём скрывался, а ночью продолжал путь. Историки считают его первым ночным путешественником. Хождение ночью называется «исра», и поэтому Аллах назвал Якуба (мир ему) Исраилом (Израилем). А евреи, являющиеся его потомками, в Коране названы детьми Исраила (израилитами).

Исхак (мир ему) умер в возрасте ста шестидесяти лет, дети похоронили его рядом с Ибрахимом (мир ему). Спустя сто двадцать лет Айс также покинул этот мир.

Всё тленное, сотворённое Всевышним, подобно траве, которая растёт и со временем высыхает.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]