5 известных русских монахов, подвизавшихся на Афоне


Войны монахов против иноземцев

Одной из самых ярких страниц военной истории русского монашества стали события 1581 года, описанные в «Повести о Псково-Печёрском монастыре». Инокам пришлось сражаться с воинами польского короля Стефана Батория, который осаждал Псков. Примечательно, что монахи первыми напали на литовский отряд, сопровождавший телеги с награбленным имуществом и пленными. «Когда достигли они Печёрского монастыря, тогда монастырские люди устремились на них и прогнали; имущество же их все отняли и привезли в монастырь», — рассказывал летописец. Аналогичную вылазку насельники монастыря повторили и на другой день, причём среди захваченных трофеев был даже живой верблюд. Узнав, что в Псково-Печёрской обители содержатся в плену больше 30 поляков, венгров и немцев, король 29 октября послал к его стенам войско под командованием воевод Кетлера и Фаренсбаха. С русской стороны обороной руководил ратный командир Юрий Нечаев. Иноземцам удалось пробить крепостную стену и ворваться внутрь обители. Священники, иноки и «простые люди» монастыря (трудники и местные поселяне), сотворив молебен иконе Успения Пречистой Богородицы, «стали, как гора Сион, нерушимо». Бой продолжался целый день, и в итоге польско-венгерскому отряду пришлось отступить. Воеводу Кетлера монахи пленили, а Фаренсбах был ранен. Не удалось взять обитель и присланному королём военачальнику Борнелиссу (Бурнамиссу). За время вражеских приступов монастырь потерял убитыми и ранеными более 40 человек. Для иностранцев участие монахов в войне было чем-то необычным. Великий коронный гетман Ян Замойский, посланный Стефаном Баторием на переговоры, писал псково-печёрскому настоятелю Тихону, что его монахи, «забыв о своём иночестве, храм Господень и место святое кровью залили». Однако сама братия была уверена, что их дело правое. По преданию, враги видели во время сражения Божью помощь над монастырём — «множество воинов в белых ризах». Снова насельникам Псково-Печёрской обители пришлось сменить чётки на мечи через 30 лет, в эпоху Смутного времени. 27 апреля 1611 года интервенты гетмана Ходкевича обстреляли монастырь из пушек. В отместку иноки и миряне, помолившись, предприняли вылазку на вражеские укрепления, убили несколько поляков и захватили пленных. Согласно тексту «Сказания о нашествии иноплеменников на Псково-Печёрский монастырь», во время осады, продолжавшейся до 11 мая, произошло немало чудес. В период Смуты 15-месячную осаду выдержала и Троице-Сергиева лавра. А вот Иосифо-Волоколамский монастырь не сумел тогда выстоять перед напором врага.

Обитель имени Крупской

Эта удивительная история может показаться невероятной. Но всё так и было: в деревне Захарьино Ярославской области более 10 лет под видом сельхозкоммуны им. Крупской действовала тайная монашеская община.

Всё началось в 1921 году, когда по благословению архимандрита Никона (Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря, шесть молодых монахинь поселились в Захарьине с намерением, чтобы со временем их община выросла в полноценную монашескую обитель.

Однако советские порядки мало способствовали такой перспективе. Поэтому планы архимандрита и его подопечных несколько видоизменились. Было решено вести монашескую жизнь тайно, дожидаясь падения безбожной власти. Общину зарегистрировали как сельскохозяйственную артель, при этом её внутренняя жизнь была устроена строго по монастырскому уставу. Численность коллектива быстро увеличивалась. К 1930 году в общине было уже более 100 человек. Её к этому времени переименовали в коммуну им. Н.К.Крупской.

Послушницы-коммунарки трудились на совесть. Кроме сельскохозяйственных работ, многие девушки освоили профессии каменщиков и плотников. В общине действовали кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница. Монахини вырубали лес, корчевали пни, а на расчищенных полях сеяли хлеб. У общины был огород с парниками и прекрасный сад.

Духовник обители архимандрит Никон приезжал в деревню тайком, окормлял, наставлял, совершал богослужения.

Хорошая работа принесла коммуне широкую известность. Ей присуждали награды на всесоюзных смотрах и посвящали восторженные публикации. «Женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской, — говорилось в одной из центральных газет, — является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством Коммунистической партии за своё раскрепощение».

Однако тайное всё-таки стало явным. По завершении следствия в 1932 году многих насельниц общины отправили в лагеря, а монахиню Анну (Благовещенскую) через некоторое время расстреляли.

Но самое поразительное, что, несмотря на репрессии, уничтожить общину полностью не удалось. Оставшихся участниц ликвидированной коммуны включили в состав соседнего колхоза, но они продолжали вести совместный монашеский образ жизни и отдельное хозяйство. Колхоз потом упразднили, а община продолжала жить. И дожила до начала 1990-х годов, пережив советскую власть.

Воинское значение гарнизона Соловецкого монастыря и настоятель-воевода

Наиболее насыщенной военными событиями считается история Соловецкого монастыря, бывшего фактически главным форпостом Русского государства на Белом море. Военный гарнизон на Соловках появился после 1571 года, число стрельцов доходило до 1000. Игумены сами приобретали пушки и строили фортификационные сооружения. Благодаря этому Соловецкий монастырь успешно отразил натиск шведов в 1582 и 1611 годах. «Соловецкие монахи настолько освоились с военным делом, что нашли возможным просить царя Михаила Фёдоровича не назначать более в Сумский острог для заведывания и командования монастырскими и «прибылыми стрельцами» особых воевод, а предоставить это дело соловецкому настоятелю с братиею, — писал церковный историк протоиерей Иоанн Сырцов. — В 1637 году последний воевода Тимофей Крапивин сдал соловецкому настоятелю Варфоломею все письменные дела, острожные ключи, весь оружейный снаряд и отправился навсегда в Москву. Теперь соловецкий настоятель стал в буквальном смысле «северный воевода». С 1654 года ввиду шведской угрозы и малочисленности стрельцов инокам самим пришлось учиться ратному искусству. На Соловках появилось письменное военное «расписание», где были распределены обязанности на 425 поставленных «под ружьё» монахов. Старцы со своими подручными были «приписаны» к разным башням с пушками. В результате монахи не только научились владеть оружием, но и «до известной степени усвоили дух военной храбрости и отважности». А учитывая религиозный фанатизм, свойственный многим из них, воины-монахи, не боящиеся смерти, представляли из себя грозную силу. Однако вместо того, чтобы сражаться с иностранцами, вскоре монахи повернули оружие против царских стрельцов. Не приняв реформ патриарха Никона, Соловецкий монастырь восстал, и с 1668 по 1676 год успешно оборонялся против московских войск. Лишь с помощью 10-тысячной рати воеводе Ивану Мещеринову удалось в конце концов взять Соловки. При этом погибли почти все иноки-раскольники — из 700 насельников монастыря выжило лишь 14 человек.

Игнатий и Игнатия

В 20-е годы прошлого века в центре Москвы закрыли знаменитый Высоко-Петровский монастырь, а в его зданиях разместили механический завод, спортивный зал, коммунальные квартиры, литейный цех и даже шляпную фабрику. Казалось, что монашеская жизнь ушла отсюда навсегда. Но вышло иначе.

Удивительным образом здесь тут же возник новый духовный центр столицы. Правда, подпольный. Несколько оставшихся монахов ютились в каких-то каморках вокруг монастыря, совершали богослужения в уцелевших близлежащих храмах, а потом и в мало приспособленных для служб помещениях.

Но вскоре они получили мощное подкрепление в виде целой группы монахов и старцев из закрытой в это же время во Владимирской губернии Зосимовой пустыни. Зосимовские старцы всегда привлекали паломников, а когда они оказались в центре Москвы, к ним потянулось множество верующих людей, в том числе молодёжи. Стали создаваться тайные общины, совершаться тайные постриги.

При этом старцы предлагали новым монахам продолжать в миру учёбу и работу и относиться к этому как к монастырскому послушанию, советовали «монашествовать в сердце» и скрывать свои монашеские имена от посторонних. Выдаваемые во время пострига рясы и клобуки надевали только в своём кругу и хранили с большой секретностью.

В 1935 году тайные общины попытались уничтожить: были арестованы многие их участники и духовные руководители, в том числе и самый известный — схиархимандрит Игнатий (Лебедев), ныне канонизированный как святой новомученик. Его отправили в чувашские лагеря, где он вскоре скончался.

Среди многочисленных духовных детей отца Игнатия была и юная студентка МГУ Валентина Пузик. Старец постриг её в рясофор (предварительная степень монашества) с именем Варсонофия. Следующее пострижение — в мантию — совершалось уже после кончины отца Игнатия. Но при этом в память о своём духовнике Валентина получила новое имя. Она стала Игнатией. А жизнь тайных общин продлилась и после разгрома, арестов, преследований. Только вместо единой монашеской семьи теперь существовали отдельные малые семьи во главе с уцелевшими или вернувшимися из лагерей духовниками, которые жили в разных местах Подмосковья. И тайно постриженные монахи продолжали своё служение в миру, добиваясь при этом немалых успехов.

Так, монахиня Игнатия, известная как Валентина Ильинична Пузик, стала доктором медицинских наук, профессором, основателем школы патологов-фтизиатров. Она получила немало государственных наград. А вот на пути в Академию наук всякий раз возникал непреодолимый барьер: ей прямо намекали, что про её тайную жизнь знают «там, где надо» и членства в академии не допустят.

Но по завершении медицинской карьеры в 1970-х годах монахиня Игнатия «открылась»: служила в храмах, публиковала богословские статьи и книги, создавала богослужебные тексты, которые вошли в церковную практику. В 2003 году, когда ей исполнилось 100 лет, она была пострижена в родном Высоко-Петровском монастыре в великую схиму — высшую степень монашества — с сохранением имени своего духовного отца. А через год схимонахиня Игнатия скончалась.

Духовенство в императорской армии России

Следует также упомянуть о том, что в XVIII веке в русской императорской армии сложился институт военного духовенства. В его состав входили и иеромонахи — принявшие постриг священники. На флоте они стали даже преобладающей категорией иереев, так как не были связаны семьёй и могли участвовать в длительных морских походах. «Чёрное» воинское духовенство существовало в России вплоть до Первой мировой войны. Одни из примеров воинской доблести армейских иеромонахов можно встретить на страницах журнала «Вестник военного и морского духовенства» от 1 октября 1916 года. На фронте в Виленской губернии полковой священник пехотного 276-го Купянского полка иеромонах Анатолий в ночь на 29 июля добровольно отправился в разведку, чтобы своим присутствием ободрять и успокаивать солдат. Однако вблизи проволочных заграждений противника иеромонах был тяжело ранен разрывной пулей в бедро с повреждением кости. За этот подвиг начальство представило отца Анатолия к ордену Святого Владимира 4-й степени. Подводя итоги, трудно не согласиться со словами афонского монаха, игумена Алексия (Просвирнина), который видит в монахах-воинах соединение «воинства мирского» и «воинства духовного» в своих самых высоких проявлениях.

Журнал: Загадки истории №43, октябрь 2022 года Рубрика: Религии мира Автор: Тимур Сагдиев

Метки: Загадки истории, Русь, Отечественная война, православие, Куликовская битва, крепость, монастырь, Дмитрий Донской, Смутное время, оборона, Соловки

  • Назад
  • Вперед

Новое в блогах

Вопреки распространенному мнению о противостоянии Церкви и науки, в мире – большое количество верующих ученых. О 10 из них – священниках и монахах, которые внесли значительный вклад в разные области науки, наш рассказ.

Существует ошибочное мнение, что Церковь против образования и науки. Сформировано оно вследствие существующего стереотипа, который говорит о том, что вера и наука несовместимы, так как настоящий ученый может доверять только фактам, а верующий – не способен к объективному мышлению. Также распространен стереотип о том, что люди верят в Бога в силу своей необразованности, наивности и неспособности критически мыслить.

На самом деле это не так. С давних времен крупнейшие библиотеки и первые университеты возникали зачастую при монастырях. Миссионеры вместе с проповедью о Христе несли просвещаемым народам и грамоту: так, святые Кирилл и Мефодий разработали первую азбуку для славянских народов. Первая типография Ивана Федорова была создана с благословения митрополита московского Макария, а сам Иван Федоров принадлежал к ближайшему окружению Макария и был человеком ученым и глубоко верующим. А сколько было и остается в мире ученых-христиан, которые занимаются естественными науками?

Примечательно и то, что многие замечательные научные открытия и изобретения принадлежат христианским священникам и монахам. Эти люди понимали, что, занимаясь наукой, мы познаем творение Божие, а познавая творение, можно приблизиться к познанию Творца, подобно тому, как, узнавая назначение и свойства глиняного кувшина, мы узнаем замысел и идею его создателя, гончара.

1.Алексей Федорович Лосев

Всемирно известный философ и филолог, деятель советской культуры. В монашестве – Андроник.

В 1929 года вместе с женой тайно принял монашество. Супруги Лосевы в постриге были наречены Андроником и Афанасией. Лосев до самой смерти носил монашескую скуфью.

Он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм, за что был арестован и приговорён к 10-ти годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.

Лосев — один из крупнейших исследователей античности и эпохи Возрождения. Переводил труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Год за годом и том за томом выходили новые книги Лосева по античной эстетике. В его библиографии – более 800 произведений.

Игуменья Серафима (Чёрная) 1914-1999г.г.

Советский учёный-химик, инженер, монахиня. В миру – Варвара Васильевна Чёрная . Настоятельница московского Новодевичьего монастыря в 1994—1999 годах.

С детства была воспитана в православной вере. В годы Великой Отечественной войны работала заместитель главного инженера Московского . Позже занималась научными разработками в Институте резиновой промышленности, где была заместителем директора в течение 16 лет. Участвовала в разработке космических скафандров. Основала новую отрасль резинового производства — латексную технологию. Эта технология применяется при разработке защитных средств из латекса, а также латексных шаров-пилотов для зондирования атмосферы. При участии Варвары Черной создан скафандр для Юрия Гагарина, в котором он полетел в космос.

В 1994 приняла Варвара Черная монашеский постриг. Она стала первой настоятельницей Новодевичьего монастыря после его возвращения Церкви. При ней были отреставрированы храмы монастыря и воссоздано их внутреннее убранство, введен монашеский устав, возрождены иконописная и золотошвейная мастерские.

Игуменья Серафима внесла значительный вклад в сооружение храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Именно там, на Бутовском полигоне, в числе тысяч расстрелянных священников был убит и её дед, митрополит Серафим (Чичагов). В 1997 году он был прославлен в лике новомучеников Русской Православной Церкви.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877-1961)

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) внес огромный вклад в развитие регионарной анестезии, а его учебником по гнойной хирургии пользуются до сих пор.

Замечательный русский хирург, доктор медицинских наук, профессор. И при этом — епископ Русской Православной Церкви.

В России его времени многие даже несложные операции заканчивались смертью пациента из-за неправильного применения анестезии. Хирург Войно-Ясенецкий одним из первых развил регионарную, или проводниковую, анестезию. Впоследствии она стала одним из основных методов анестезии.

Епископ-хирург провел сотни сложнейших операций на глазах. Зафиксированы случаи, когда благодаря его операциям и помощи Божией зрение обретали люди, слепые от рождения. Он продвинул мировую науку в области гнойной хирургии. Его книга «Очерки гнойной хирургии» в 1946 году в СССР получила сталинскую премию I степени (несмотря на то, что была написана действующим православным епископом). О своей жизни и служении сам святитель Лука рассказал в автобиографии «Как я полюбил страдание».

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) иеромонах в миру, открывший принцип доминанты в работе человеческого мозга.

Выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств.

Ухтомский был иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 года, на котором было восстановлено патриаршество. Активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами.

В 1920 году Ухтомский был арестован чекистами и отправлен в особое отделение ВЧК на Лубянке, где находился до января 1921 года. Интересно, что в тюрьме он читал сокамерникам лекции по физиологии. Однако уже вскоре ученый-монах был выпущен на свободу и возглавил кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.

Основной вклад Ухтомского в науку — разработанный им принцип доминанты как новое учение о работе мозга. Эта теория помогает объяснить фундаментальные аспекты поведения человека и психических процессов. За эти работы в 1932 году Алексей Алексеевич награждён Ленинской премией.

Академик А.А. Ухтомский

Во время войны Ухтомский оказался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. За неделю до голодной смерти он продолжал заниматься наукой и подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», прочитать который уже не успел.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937)

Расстрелянный в 1937 году священник Павел Флоренский даже в лагерях сделал более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара.

Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.

В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.

Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.

В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.

В нечеловеческих условиях лагерей Флоренский продолжал научные исследования. Так родилась книга «Вечная мерзлота и строительство на ней», и было сделано более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара в Соловецком лагере. В 1937 году Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.

Александр Иванович Половинкин (родился 8 марта 1937-2018 гг)

Доктор технических наук, до рукоположения руководивший Волгоградским политехническим институтом.

Священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Христова Волгоградской епархии, а также первый проректор Царицынского православного университета.

Доктор технических наук, профессор. С 1983 по 1988 год А. И. Половинкин руководил Волгоградским политехническим институтом в должности ректора. Большое внимание уделял компьютеризации учебной и научной работы, результатом чего стало создание мощного по тем временам вычислительного центра, началось широкое применение персональных компьютеров.

Наиболее широко известной работой Александра Ивановича Половинкина стала его неоднократно переизданная книга «Основы инженерного творчества». Символичны его награды, которыми отмечены его заслуги как ученого и как священнослужителя: орден «Знак Почета» и орден преподобного Сергия Радонежского.

Александр Ильич Борисов (родился 13 октября 1939)

Советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, священник Русской Православной Церкви.

Работал в Лаборатории радиационной генетики Института биофизики Академии наук СССР. Защитил диссертацию по генетике с присуждением учёной степени кандидата биологических наук.

По благословению своего духовника отца Александра Меня окончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Долгое время не мог быть рукоположен в сан священника из-за противодействия властей.

В 1989 году рукоположение, наконец, стало возможным, и таинство состоялось. В 1991 году отец Александр был назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В этот приход перешла значительная часть духовных детей погибшего протоиерея Александра Меня.

Монахиня Анувия (Виноградова)

Монахиня Анувия (Виноградова)

Н.М.Виноградова, археолог, востоковед с мировым именем, приняла монашеский постриг с именем Анувия в 2010 году

Историк, археолог, учёный с мировым именем. Действующий старший научный сотрудник Российской академии наук, член-корреспондент Немецкого археологического института.

Монахиня Анувия (в миру – Наталия Матвеевна Виноградова) много лет работала в Институте востоковедения Российской академии наук, ездила в археологические экспедиции в Таджикистан. Защитила диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана и более 100 научных статей.

В 2010 году Виноградова приняла монашеский постриг с именем Анувия. Вот уже много лет она совмещает монашество и науку.

Основное послушание монахини Анувии в монастыре — организация строительно-реставрационных работ. Матушка Анувия — казначея Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве, еще со времен иночества активно участвует в его возрождении, за что удостоена и церковных, и светских наград.

9.Протоиерей Кирилл Копейкин (родился 7 июня 1959)

Кандидат богословия и кандидат физико-математических наук, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ.

Закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом аспирантуру, защитил диссертацию, работал в особом конструкторском бюро «Интеграл» при университете.

По окончании С.-Петербургской Духовной семинарии рукоположен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном во диакона, 6 июня 1993 года рукоположен митрополитом Иоанном во иерея.

Отец Кирилл пишет, что наука и религия не противоречат друг другу:

«Посмотрите Священное Писание. Апостол Павел говорит, что наше служение Богу есть служение разумное (Рим.12:1)… Разум – это дар Божий, грех отказываться от него. Другое дело, что всё не сводится к одному только разуму. Самое неожиданное, с чем мы сталкиваемся, когда в нашем исследовании мира доходим до фундаментального уровня, до квантомеханических объектов, это то, что объекты похожи, скорее, на нечто психическое, чем на физическое» .

Сергей Владимирович Кривовичев (родился в 1972 году)

Профессор и диакон РПЦ — Сергей Владимирович Кривовичев

Геолог, ученый, доктор геолого-минералогических наук, диакон.

Сергей Кривовичев закончил геологический факультет СПбГУ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности доцента, ныне – профессор и заведующий кафедрой.

Награжден медалью для молодых ученых Российского минералогического общества, медалью для молодых ученых Российской академии наук, медалью Европейского минералогического союза.

Автор более 200 статей в отечественных и международных научных журналах, соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России. В его честь назван новый минерал кривовичевит. Специалист в области рентгеноструктурного анализа, автор более 400 структурных расшифровок.

В 2004 году рукоположен в сан диакона. О своей жизни и работе Сергей Владимирович говорит: «Мы расшифровываем кристаллические структуры соединений, внутреннее положение атомов, — по сути, открываем новую реальность. Мы заглядываем туда, куда никто никогда не заглядывал. И когда ты это видишь, ты уже не мыслишь себя без этой спрятанной красоты. Такая работа дает интеллектуальную и духовную радость.

Как говорил академик Н. Н. Боголюбов, не бывает неверующих физиков . Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию. Ведь, в итоге, наука построена не на рациональности, а на созерцании».

Эти слова нашего современника, одного из самых молодых профессоров России (профессором отец Сергий стал в возрасте 35 лет), счастливого отца шестерых детей — лучший ответ на вопрос о совместимости науки и веры.

Подобных ученых мужей в истории – гораздо больше.

(Продолжение следует)

Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию», – доктор геолого-минералогических наук, диакон Сергей Кривовичев

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]