Как называется река крещения Христа? В какой реке крестили Иисуса?

Небольшая водная артерия, теряющаяся в песках и петляющая среди скал отрогов ливанских гор, является естественной границей между мусульманским и иудейским миром. Две тысячи лет назад она стала мистической гранью, разделившей историю человечества на «до» и «после». Название палестинской реки превратилось в имя нарицательное. «Иордан» означает любой водоем или место, где на праздник Крещения совершается обряд Великого освящения воды.

Что означает слово крещение

В славянской традиции «крещение» означает причастность к жизни Христа. В древности это слово так и произносилось – хрещение. Под этим понимается некое мистическое действо, относящееся к Христу и производимое с Его участием. Первое значение термина «крещение» означает церковное таинство (не обряд, а именно таинство), посредством которого человек становится членом общества последователей жизни и учения Иисуса Христа.

В эллинской традиции это действо называется словом βαπτίζω (ваптисо), что означает «погружать» или «окунать». Там, где в славянском переводе Евангелия написано, что Иоанн Предтеча совершал крещение в реке Иордан, следует понимать «погружение»: «… и крестилась (погружалась, окуналась) вся Иудея» и т. д. Святой пророк Иоанн не сам придумал эту церемонию, но совершал эти действия на основе ветхозаветного иудейского религиозного обряда. Подобные ритуалы можно встретить у многих народов. Например, индуисты совершают священное омовение в реках.

Место вознесения пророка Илии

И сказал ему [Елисею] Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (4 Цар 2:6).

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:11).

Пророк Илия не умер — Бог забрал его живым на небо. Место вознесения пророка совпадает с местом, где в пустыне жил Иоанн Креститель. Поэтому, услышав проповедь Иоанна, люди спрашивали его: не он ли Илия, который должен снова прийти на землю? В VI веке здесь возвели несколько церквей, которые со временем разрушились от постоянных землетрясений. Удивительно, но даже сохранилось имя монаха, который построил обитель в 592 году, — Риториос. Об этом говорит надпись на греческом языке, выложенная мозаикой на полу.

Древний иудейский обычай

Закон Моисея предписывал совершать омовения при всяком осквернении: прикосновении к мертвецу, вкушении запрещенной пищи, женщине после кровотечения и пр. Согласно обрядам древних евреев, к иудейской вере мог присоединиться любой человек нееврейских кровей. Такой человек назывался прозелитом. На этот случай был прописан особый ритуал принятия в иудаизм иноверцев, который предусматривал и омовение. Современным языком это можно назвать крещением прозелитов.

Во всех случаях омовение совершалось посредством полного, с головой, погружения в водоем. Это было символическим действом и имело мистический смысл очищения от грехов. Очистительными свойствами обладала только «вода от Бога»: проточная из источника или собранная дождевая.

Крещение Иоанна

Иудейские обряды были известны Иоанну. В определенное время он приходит на берег реки Иордан и провозглашает, что наступает время суда Божьего. Праведники будут награждены совершенной вечной жизнью в Царстве Бога, а грешники − подвержены вечному наказанию. Иоанн проповедовал, что спастись от наказания можно только раскаявшись в пороках и исправив свою жизнь. «Приходите на Иордан, − призывал Креститель, − приходите, кто хочет спастись!»

Иоанн традиционному иудейскому ритуалу придает новый смысл. Над приходящими к нему людьми он совершает крещение в реке Иордан: погружает в воду и не позволяет выйти до тех пор, пока человек полностью не очистит свою душу. Будучи избранником Божиим, он обладал способностью видеть тайны внутреннего мира. Не исповеди о своих преступлениях требовал пророк, а решительного отказа от грешной жизни. Постепенно вокруг Иоанна образуется целая община новых спасаемых людей.

Пустыня около пещеры, где жил Иоанн Креститель

Чтобы лучше понять некоторые слова Христа, стоит ненадолго задержаться около места в пустыне, где жил пророк Иоанн.

что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? — спрашивал у народа Иисус Христос об Иоанне Крестителе (Мф 11:7).

Трость — это тростник, который растет возле воды. Спаситель противопоставляет аскетичного и мужественного пророка растению, которое гнется туда, куда подует ветер. В пустыне же люди видели человека, который живет в пещере, одевается в верблюжью шерсть, ест дикий мед, не пьет вино и говорит, что на землю придет Спаситель. Они были настолько поражены, что приняли его за пророка Илию, который вернулся на землю с неба.

Прошло почти 2 000 лет с тех самых пор, когда Спаситель задал свой риторический вопрос. Давно в этой пустыне нет пророков — на том месте нет даже Иордана, который изменил свое русло и теперь течет в нескольких километрах оттуда. Зато каждую зиму тут начинает течь источник, из которого пил Иоанн Креститель, и рядом с ним — тот самый тростник, на который теперь все стали обращать внимание. Он и правда гнется к земле даже от самого легкого ветра.

Крещение Иисуса Христа

Проникнувшись грозным призывом пророка покаяться в грехах, к нему приходило множество людей со всей Палестины. В один из дней на берегу Иордана явился Христос. Это событие подробно описывается всеми четырьмя евангелистами. Иисус не имел ни единого греха, не нуждался в исповеди и очищении. Евангелисты пишут о том, что Христос, погрузившись в Иордан, тотчас, немедленно вышел из воды. Пророк почувствовал святость Богочеловека и задал недоуменный вопрос: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Спаситель повелевает ему исполнить обряд.

Принятие Христом Иоаннова крещения очень важно. Это подтверждает истинность проповеди Крестителя в том, что наступает новая эра нравственности человечества. После крещения Христос отправился в уединенное место в палестинской пустыне, где провел в молитве сорок дней и только после этого начал проповедь среди иудеев.

Место рождения пророка Илии

И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! (3 Цар 17:1).

Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии) — место, где, как полагают, родился пророк Илия. Пророк Илия, как говорится в Ветхом Завете, лично общался с Богом: по его молитвам огонь сходил с неба, начиналась или прекращалась засуха. Он даже воскрешал мертвых. Рядом с небольшой деревней аль-Иштиб (Лестеб, Тишба, Фесвия Галлаадская), из которой уехали практически все жители, находится большой комплекс их из руин храмов IV–V веков, самый большой из которых посвящен пророку Илие — об этом говорит надпись на мозаичном полу, который сохранился в нескольких местах. Уже в первые века христиане верили, что это и есть место рождения пророка и поэтому построили большой даже по нынешним меркам храм. Его обнаружили в 1990-х годах и до сих под здесь идут раскопки.

Для чего Иисус принял крещение

Некоторые протестантские конфессии упрощенно воспринимают смысл происшедшего события. По их мнению, Иисус крестился для того, чтобы нам дать пример. Пример чего? Смысл крещения объясняется в Евангелии от Матфея. В 5-й главе Христос говорит о себе, что он явился в мир не для того, чтобы разрушить ветхозаветный закон, но чтобы его исполнить. В первоисточнике смысл этого глагола имеет немного другой оттенок. Христос пришел совершить закон, то есть Самим Собой завершить его действие.

Теологи усматривают в крещении несколько мистических моментов:

  • Река крещения Христа открыла людям новые знания о Боге. Евангелисты свидетельствуют о том, что при выходе из воды на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, и всеми присутствующими был услышан голос с Небес, называвший Христа Сыном и повелевавший исполнять Его учение. Христиане это событие называют Богоявлением, так как впервые миру было засвидетельствовано о Боге в трех лицах.
  • Крещением Иисус символизирует духовное состояние всего древнего израильского народа. Иудеи отступили от Бога, забыли Его заповеди и массово нуждались в покаянии. Христос как бы дает понять, что весь еврейский народ должен совершить переход в новое нравственное состояние.
  • Воды Иордана, образно очищая пороки погружавшихся в них людей, несли духовную нечистоту всего человечества. Река, в которой крестился Иисус, это еще и символ мятущихся душ. Христос, погрузившись в воды, освятил и очистил их.
  • Христос − жертва. Смысл Его служения на земле – принести Себя в жертву за грехи человечества. По иудейскому обычаю жертвенное животное перед богослужебным ритуалом должно подвергнуться омовению.

Пещера Лота

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли (Быт 19:23–25).

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе́, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его (Быт 19:30).

На месте печально известных городов Содома и Гоморры теперь находится Мертвое море. Его хорошо видно с горы, на вершине которой в ветхозаветные времена жил Лот с дочерьми. Пещеру удалось найти благодаря той же Мадабской карте — до 1990-х годов никто не знал точное местонахождение.

Во время раскопок нашли руины целого храмового комплекса или монастыря, который стоял на горе на нескольких террасах. От него, как и от многих византийских храмов, остался фрагмент мозаики. В ней сказано, что найденная церковь была посвящена Лоту, который почитается в Церкви как святой и праведный — за то, что среди всех развращенных людей оставался верен Богу.

Откуда произошло название «Иордан»

По общепринятому мнению река, где крестили Иисуса, имеет иудейское название. В научной среде по этому поводу нет единого мнения.

  • Самым логичным было предположить семитское происхождение топонима. В этом случае Иордан происходит от еврейского слова «йере́д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан – наименование одного из 12 племен древнего Израиля.
  • Существует версия индоевропейского происхождения слова. Издревле на этих ближневосточных территориях проживали индоиранцы − предки филистимлян. Индоевропейский корень danu означает «влага», «вода», «река».
  • Русский религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский в «Одиссее» Гомера усмотрел строки, говорящие о некоем племени кидонов, обитавших у берегов Ярдана. Он сделал вывод о том, что река крещения Иисуса названа Иорданом выходцами с Крита.

Священные воды Иордана

Уже за 1000 лет до нашей эры воды реки Иордан почитались священными. Летописцы сохранили немало свидетельств о том, что больные проказой исцелялись после купания в реке. Иные ревнители опускались в воду в погребальных саванах. Отрезы ткани хранили до дня смерти, веруя, что это поможет воскреснуть.

После крещения Иисуса река стала считаться великой святыней и без проведения дополнительных обрядов. Ранние христиане использовали воду, считая ее чудодейственной и обладающей целебными свойствами. Когда христианство стало государственной религией в Византии, верующие получили возможность беспрепятственно передвигаться по империи. Река крещения Христа стала вожделенной целью для паломников.

К берегам Иордана устремилось множество пилигримов, не только для того, чтобы поклониться священным местам. Кроме благоговейного почитания появились и суеверия. В воды реки стали погружать больных в ожидании чуда исцеления и преклонного возраста людей с верой в омоложение. Воду начали применять для окропления сельхозугодий, надеясь, что это принесет обильный урожай. Владельцы морских судов набирали большие сосуды воды, пытаясь предотвратить кораблекрушение и устроить благополучное плавание.

Центр проведения обряда

Ярденит – территория с различными сооружениями, которая расположилась на реке Иордан. Относится комплекс в северной части Галилеи, находится возле берегов озера Тивериадского.

Обратите внимание! Добраться к нему возможно, следуя дорогой №90.

Ярденит именует место, где речка выходит из озера. Сегодня именно здесь проводят символический обряд, во время которого происходит крещение для прихожан греческо-православной и католической церкви.

Место крещения Иисуса Христа располагается ниже по течению Иордана. Священной точкой считают Каср-Эль-Яхуд, где и сегодня проходят обряды крещенья паломников. Но территория находится на границе двух государств, потому нет свободного доступа. С 2011 г. посетить его можно исключительно в день Крещения Господня, в другое время абсолютно все закрыто.

С 1981 г. Ярденит выбрали условной точкой крещенья, именно здесь сегодня и проводят обряды для желающих. Территория принадлежит Киннерету, ею управляют члены кибуца.

Иордан в наши дни

Поток паломников не прекращается и в наши дни. Согласно древним свидетельствам, место на берегу Иордана, где совершал свою миссию Иоанн Предтеча, находится на территории современного Израиля. Река крещения Христа в этой местности протекает по Палестинской автономии и доступ на нее после войны 1967 года невозможен.

Идя навстречу пожеланиям христиан, израильское правительство выделило небольшой участок берега при выходе Иордана из озера Кинерет (Галилейского моря). При участии Министерства туризма был построен целый комплекс сооружений. Этот паломнический центр не считается историческим местом евангельских событий, но для многочисленных верующих со всего мира он является единственной возможностью погрузиться в священные воды.

P. S. Монастырь «Живоносный источник»

Это место никак не связано с библейскими событиями и стоит вдалеке от туристичес­ких и паломнических маршрутов в государственном заповеднике провинции Дибин. Но сюда все равно стоит приехать: выглядит обитель так, как, скорее всего, выглядели первые христианские монастыри — кругом только пустыни и горы, да изредка попадаются бедуины-кочевники.

Православный женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» (Иерусалимский Патриархат) — первый за 600 лет на территории нынешнего государства Иордания, рассказала настоятельница монастыря игумения Иринея. Об этом месте мало знают даже сами иорданцы и местные христиане — такой он маленький и уединенный. В монастыре всего 3 насельницы: игумения и две послушницы. Своего священника у сестер нет — каждую пятницу к ним приезжают священнослужители из города.


Мать Иринея — коренная иорданка из христианской семьи. С детства она хотела стать монахиней, но приняла постриг только в 39 лет — до этого она работала в министерстве строительства. А сейчас она с радостью встречает паломников и угощает их кофе и особым печеньем, которое иорданские христиане пекут на Пасху, — колечко из теста с финиками и кардамоном. Его форма символизирует Терновый венец Спасителя.

Фото Владимира Ештокина Журнал «Фома» благодарит Иорданское управление по туризму (Visit Jordan) за организацию поездки и помощь в подготовке материала.

Чудеса на праздник Крещения

На праздник Богоявления 19 января православный Иерусалимский патриарх совершает праздничный молебен и великое освящение воды. Кульминационным моментом этого богослужения является троекратное погружение креста в воду. Множество присутствующих свидетельствуют о ежегодно повторяющемся чуде. В момент погружения креста, река крещения Иисуса останавливает свой бег, и воды начинают перемещаться в обратном направлении. Это явление многими очевидцами запечатлено на видео. Иордан имеет довольно сильное течение, и объяснить этот феномен природным фактором не представляется возможным. Верующие считают, что таким способом Бог проявляет свою силу.

Поехали в Иорданию!

Река Иордан (евр. Иарден, араб. Урдун — падающий) — делит Святую Землю на две части — западную и восточную. Западная часть является территорией современного государства Израиль, восточная — современного государства Иордания. Эту реку считали священной во все времена. Христиане всего мира считают это место совершенно особенным: Сам Господь Иисус Христос освятил ее Своим Крещением. Многие едут на Ближний Восток для того, чтобы омыться в водах Иордана.


Истоком реки Иордан на горе Ермон (Хермон) в современной Сирии являются три источника: Баниас, Леджан и Нахр Хасбани. После того, как они соединяют свои воды в одном русле, река Иордан протекает через озеро Хуле (Меером), а через 13 км протекает еще через одно озеро — Генисаретское озеро (другие названия — Галилейское море, Тивериадское озеро, Киннереф, Киннеретское озеро). Пройдя его, река устремляется по извилистому руслу к Мертвому морю. Общая протяженность реки составляет 252 км.

На реке Иордан произошло много известных библейских событий: переход Иисуса Навина с израильтянами по дну, когда волнующаяся река остановила свое мощное течение напротив Иерихона; похожие переходы пророка Илии и Елисея; исцеление Неемана от проказы, но самое известное и значимое событие — это, конечно, Крещение в ее водах Пророком Иоанном Предтечей Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния.

Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: »Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы »исполнить всякую правду» – т. е. исполнить закон, »водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: »Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Святое Евангелие от Луки. 3:21-22)

Произошло это великое событие именно здесь: Бетани (другие названия — Вифавара, Вади Харрар, Baptism site) – святое для всех христиан место на берегу реки Иордан — место Крещения Господа Иисуса Христа. О том, что произошло Крещение именно на восточном берегу реки Иордан, нам говорит Святое Евангелие. А исследования ученых и раскопки, обнаружившие основания и мозаики древних храма и часовни, это подтверждают.

На фото ниже вы можете увидеть найденные археологами фундаменты двух базилик (частично построенных на руинах более древнего храма св.Иоанна Предтечи) и часовни Снятия Одежд. Базилики были построены таким образом, чтобы можно было по мраморным ступеням сходить в большую крестообразную крестильню, наполненную проточными водами святой реки Иордан.

Первое свидетельство о монастыре святого Предтечи Христова Иоанна рядом с Местом Крещения относится к VI веку, в нем упоминается, что этот монастырь воздвигнут по указанию византийского императора Анастасия I (491-518).

Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1106 г., писал, что место Крещения Иисуса отмечено небольшой капелой, около алтаря которой находится место погружения верующих при крещении. Однако монастырь святого Предтечи в то время лежал в развалинах после землетрясения 1024 г.

Во времена крестовых походов приток богомольцев сюда был очень многочисленным. Сохранилось свидетельство одного из них, Теодориха, что вместе с ним в 1172 г. это место посетило 60 тысяч паломников и что на месте Крещения показывали большой камень, на котором, как тогда верили, стоял Иисус в момент погружения.

Этот монастырь Иоанна Крестителя в XI-XII веках был разрушен дважды (первый раз в результате упомянутого выше землетрясения и второй раз мусульманами в 1140 г.) и возведен заново в 1169 г. византийским императором Мануилом Комниным (1143-1180). Рыцари-тамплиеры превратили его в укрепленный пункт.

Во времена правления мамелюков (XIII-XV века) окрестные жители относились к богомольцам враждебно и часто их грабили. Проживание здесь стало небезопасным, и монастыри в окрестностях Иордана постепенно опустели, однако паломничество сюда не прекратилось. Паломники, побывавшие здесь в XV веке, нашли монастырь и церковь Иоанна Крестителя заброшенными и полуразрушенными. Феликс Фабри, посетивший Святую Землю в 1483 г., описал церемонии паломников более подробно, чем другие. Они проводили здесь утреннюю молитву, пели религиозные песни, целовали землю и получали отпущение грехов.

По свидетельствам паломников VIII века, на расстоянии одной мили от этого места на запад, на холме вознесения св.Пророка Илии, находился большой храм, посвященный Святой Троице. Перед началом раскопок ученые тщательно изучили множество письменных свидетельств паломников разных веков, в том числе паломников из Руси. Все выше названные храмы действовали с начала V по начало XII веков. Есть сведения о храмах и постройках более раннего времени на этой территории. Также здесь находятся пещеры первых христиан.

Рядом находится холм вознесения Пророка Илии, а также место, где жила святая Мария Египетская. Там же проводятся многочисленные раскопки, уже найдены архаичные церкви, купели, кельи первых христиан.

Место Крещения Иисуса Христа сейчас, в связи с изменением русла реки в течение последних 2 тысяч лет, находится в некотором отдалении от нынешнего берега, а на современном берегу Иордана сейчас находится действующая православная церковь(греческая).

Здесь вы сможете омыться в водах священной реки. Не выбирайте только для индивидуального паломничества к Месту Крещения днем поездки 19 января – праздник Крещения Господня (Богоявление), так как в этот день здесь собираются тысячи верующих и совершить омовение практически нереально.

Зато можно принять участие в особенном водосвятном молебне. И с удивлением увидеть мусульман, молящихся рядом с христианами разных конфессий! Воистину, «всякое дыхание да хвалит Господа!»

5 июля 2015 года в городе Бонн, Германия, в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО было внесено Место крещения Иисуса Христа. Оно названо «одним из главных для христиан объектов паломничества». По мнению комитета ЮНЕСКО, этот объект имеет огромное религиозное, культурное и историческое значение.

«Место крещения считается одним из важнейших объектов религиозного паломничества для христиан. Здесь Иисус Христос был крещен Иоанном и начал свое служение. Это место также было объявлено Ватиканом одним из пяти святых мест паломничества в Иордании. И это честь для нас – получить признание от организаций со всего мира, которые ценят культурное, религиозное и духовное влияние таких объектов, как Вифания за Иорданом», – говорит господин Абед аль-Раззак Арабийят, глава иорданского Управления по туризму.

В 2012 году в Иордании рядом с местом Крещения Спасителя на территории заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» (Baptism Site) на восточном берегу реки Иордан была открыта гостиница для паломников Русский Странноприимный Дом

Расстояние до Места Крещения (Вифавара) от Аммана составляет около 40 км. Открыто для посещения ежедневно с 09:00 до 15:00. Стоимость входного билета – 14 динаров.

На входе формируются небольшие группы индивидуальных туристов и паломников, которые в сопровождении местного англоговорящего гида перевозятся на маленьких автобусах или фургончиках по территории заповедника. В кассе можно взять аудиогид с наушниками. Если вы путешествуете самостоятельно и вам нужен русскоязычный гид, позаботьтесь об этом заранее!

Подлинное место крещения Спасителя

Если вопрос, в какой реке крестили Иисуса, уже считается решенным, то с определением места самого события можно поспорить. За двадцать веков русло реки менялось не один раз, канули в Лету государства и народы, существовавшие в библейские времена.

В иорданском городе Мадаба сохранился древний храм времен расцвета Византийской империи. Церковь Георгия Победоносца была построена в середине VI века. Ее пол украшает мозаичная географическая карта Палестины. Сохранившийся фрагмент этого документа имеет размеры 15 на 6 метров. Кроме всего прочего, на карте очень детально изображено и место крещения Спасителя. Это натолкнуло ученых на мысль найти археологическое свидетельство евангельских событий.

На территории Иордании, неподалеку от места впадения реки в Мертвое море, в 1996 году, на сорок метров восточнее современного русла группа археологов обнаружила истинное место крещения Спасителя. Вот уже почти год с израильской стороны река крещения Христа в этом месте доступна для посещения паломников. Все желающие могут добраться до воды и совершить омовение или погружение.

Гора Нево

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1).

И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6).

Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда. Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.

Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея.

Река крещения Руси

Киевский князь Владимир принял решение сделать православное христианство официальной религией. В историографии как церковной, так и светской, освящая эти события, принято упоминать об устроенном князем Владимиром опросе посланцев разных религий. Греческий проповедник оказался наиболее убедительным. В 988 году состоялось крещение Руси. Река Днепр стала Иорданом государства Киевского.

Сам Владимир принял крещение в греческой колонии Крыма − городе Херсонесе. По прибытии в Киев он повелел креститься всему своему двору. После этого, под страхом причисления к личным врагам, совершил крещение Руси. В какой реке будет происходить массовое таинство, сомнений не возникало. Деревянная статуя самого почитаемого языческого бога Перуна была низвергнута в реку, а киевляне собраны на берегу Днепра и его притока Почайны. Прибывшие с Владимиром из Херсонеса священнослужители совершили таинство, и началась новая эпоха нашего государства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]