Что делать, если наш ребенок теряет веру в Бога?
Что делать, если наш ребенок теряет веру в Бога?
З
дравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
К сожалению, мы можем стать свидетелями, как наш ребенок/подросток теряет веру… Отсюда вопрос: как надо вести себя, чтобы помочь нашему чаду?
Протоиерей Максим Козлов дает нужные советы, а также помогает разобраться и в сопутствующих вопросах:
• Если ребенок/подросток, который был не воцерковлен в детстве, носит крест и от случая к случаю, как умеет – молится, но не исповедуется и не причащается, надо ли его сейчас к этому подталкивать?
• Нужно ли взрослых детей, живущих в грехах, уговорами заставлять пойти в храм и исповедоваться, хотя у них нет такого желания?
• Быть может, они почувствуют там благодать и будут сами ходить на службы?
• А когда взрослый ребенок по причине ли собственной греховности или греховности родителей, поздно воцерковивишхся и не приведших его в детстве в ограду Церкви, многие годы пребывает в разного рода искушениях и, несмотря на тo, что мать и отец теперь уже неустанно молятся, никакого видимого результата, сдвига в его душе не происходит, можно ли в данном случае что-то изменить?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Что значит «теряет веру»? Коллизии, которые описывает Достоевский в «Подростке» или отчасти в «Братьях Карамазовых», люди редко переживают с такой степенью остроты, это не каждодневная реальность.
Как правило, речь идет о возрастном охлаждении веры, которое подстерегает подростка в период юношеского взросления, часто сопровождаемое увлечениями духа века сего в различных его проявлениях – от пакостной музыки до пакостной литературы, и столь же распространенным ныне, по большей мере культивируемым и потому отчасти психологически оправданным, отталкиванием от родительского авторитета, что, конечно же, в принципе определяется самим духом современного секулярного общества.
Мудрый верующий родитель подойдет к этой поре жизни собственного ребенка с пониманием и не станет силовыми методами отстаивать свой авторитет, а постарается оказаться выше, как бы незатронутым декларируемыми глупостями, эпатирующими фразами, той бурей в стакане воды, которую обычно производят подростки.
Самая большая родительская ошибка – взволноваться до крайности из-за того, что их сын или дочь теряет веру, а в подтексте: что мы не так сделали? И руками, и ногами ухватиться за повзрослевшее чадо, чтобы отстоять его в своей вере.
Да нет, отнеситесь к этому спокойнее: помните, что Господь и Спаситель наш любит вашего ребенка больше, чем вы, и желает ему спасения больше, чем вы можете желать, и печется о нем так, как вы со всеми своими усилиями и близко не можете. Оставайтесь рядом спокойными и уверенными христианами, стараясь чисто по-человечески в этот период не ухудшить с ним отношения. И если в какой-то день вы вдруг в первый раз услышите: «Да не пойду я на литургию, сегодня воскресенье, лучше я высплюсь», то не требование встать и идти вместе с вами на службу будет правильной формой реакции, а грустная улыбка сожаления: «Ну что ж, вольному – воля, спасенному – рай, спи, если хочешь», – и тихо закрытая дверь за собой гораздо живее отзовутся в сердце, чем что-то иное.
– Если твой взрослый уже ребенок, не воцерковленный в детстве по причине твоей собственной в то время невоцерковленности носит крест и от случая к случаю, как умеет, молится, но не исповедуется и не причащается, надо ли его сейчас к этому подталкивать?
– То, что он носит крест, – уже хорошо, это значит, по крайней мере, что он не осознает себя вполне чуждым Церкви. Безусловно, каждому человеку, хотя бы чуть-чуть Церкви не чуждому, мы должны желать большей меры воцерковления. Это само собой разумеющаяся аксиома.
Тому, кто ходит в Церковь на Рождество и на Пасху, следует пожелать, чтобы он начал ходить хотя бы на двунадесятые праздники. Тому, кто ходит на двунадесятые, чтобы он, глядишь, и к воскресным службам приобрел навык. Тому, кто постится только Великим постом, чтобы он дошел до того, что прочие посты, в том числе в среду и пятницу, – тоже никто не отменял, даже в начале XXI века.
Так что пространство для нашего возрастания из меры в меру здесь большое, и путь свой каждый должен пройти сам. Это, безусловно. Но тут есть и некоторые пороги. По сути дела, человек, еще не приступавший к Таинствам сознательно, находится только около ограды церковной, даже если он был крещен в детстве и крестик носит. Поэтому это, наверное, самое большое, что можно ему желать и к чему его направлять.
Однако задача наша здесь заключается не в том, чтобы проговаривать ответы, а в том, чтобы ставить вопросы, которые бы не отодвигали вопросы веры, иными словами, вечность Неба, из поля зрения собственного ребенка.
Нельзя ему надиктовывать: «ты должен сделать так, должен эдак», но через характер нашего с ним общения и не только с ним, а и с другими членами семьи, с родными, кто уже в Церкви, через само наше поведение, этот образ вечности, так же, как и актуальность, важность для нас церковного бытия, должны ясно прочитываться.
И это будет то, что не позволит нашему ребенку такого рода вопросы отметать, как несущественные. Поэтому ставьте вопросы, но не диктуйте ответы – вот, пожалуй, чем мы можем помочь нашим не воцерковленным в раннем возрасте детям.
– Нужно ли взрослых детей, живущих в грехах, уговорами заставлять пойти в храм и исповедоваться, хотя у них нет такого желания? Но быть может, они почувствуют там благодать и будут сами ходить на службы?
– Я могу только поделиться своим небольшим священническим опытом, а также опытом других, более старших по возрасту священников. Есть такая старая народная мудрость: невольник не богомольник. Чего можно добиться, приведя великовозрастного и самостоятельного сына силком в храм?
Допустим, что под давлением слез, и уговоров матери он пришел туда вместе с ней, и даже подошел к кресту и Евангелию, ощущая ее взгляд за своей спиной. Он сделал то, что от него добивались. Но при этом в нем не было никакого собственного желания покаяться. Он формально перечислил наиболее общие грехи, притом, что лежащее на сердце осталось невысказанным.
Такая исповедь не принесет решимости отстать от тех грехов, в которых он коснеет. Это настоящая профанация таинства. И матери-христианке куда разумнее молиться с верой, что Господь слышит ее молитвы и что они никогда не остаются неисполненными.
Другое дело, что эти молитвы исполняются не так быстро, как мы желаем, и не теми путями, как нам хочется: завтра сын проснулся другим человеком и вошел в ограду церковную уже вполне благочестивым и воцерковленным.
Быть может, его путь к Церкви будет связан с какими-то жизненными скорбями и испытаниями. И тут очень важно, чтобы мать являла сыну пример доброй христианской жизни. Если он будет слышать не укоры и раздражение, а видеть, с какими глазами она пришла из церкви, или как ей действительно хочется молиться дома, или какая радость в ней возникает от воздержания в пост, то и сам, в какой-то момент, захочет к этому приобщиться.
– А когда взрослый ребенок по причине ли собственной греховности или греховности родителей, поздно воцерковивишхся и не приведших его в детстве в ограду Церкви, многие годы пребывает в разного рода искушениях и, несмотря на тo, что мать и отец теперь уже неустанно молятся, никакого видимого результата, сдвига в его душе не происходит, можно ли в данном случае что-то изменить?
– Да, наглядного результата может быть в таком случае и не видно, но верующий человек всегда должен знать, что не только видимый и сегодняшний результат является плодом молитвы.
Тут самое важное — не надиктовывать Богу, что Ему лучше сделать с нашим ребенком. А молиться: «Господи, дай ему покаяние, когда он согрешит, приведи его в ограду Церкви Твоей святой, какими Сам знаешь путями. Я их не знаю, знал бы, давно бы это сделал, но Ты Сам приведи. Вразуми – какой угодно ценой. И я не прошу для него ни благополучия, ни даже здоровья, а прошу только покаяния и того, чтобы он стал православным человеком… Что означает не профессионально устроенным, счастливо женатым и так далее, но просто покаявшимся и верующим».
И вот такую до конца мужественную молитву Господь обязательно услышит, хотя исполнится она, быть может, лет через двадцать, через тридцать, может быть, вообще в конце жизненного пути. Но ведь мы же для вечности эту молитву творим. Поэтому главное – понять и принять, что если молитва совершается, то – Евангелие же нам не лжет – о чем мы просим у Бога с верой, Он дает».
В воспитании ребенка нужен особенный педагогический такт
Трудности подросткового возраста
<< На главную страницуВопросы священнику >>
Пятая заповедь
О правильном отношении к своим родителям говорит нам пятая заповедь декалога (закона Моисеева). Там же сказано о том, почему к ним следует относиться именно так:
Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16)
Конечно, здесь ничего не говорится о неверующих родителях. Зато в «Притчах Соломоновых» сказано о том наказании, которое постигнет всех, кто будет неуважительно относиться к своим самим близким кровным родственникам: глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные (Притч. 30:17). А Евангелии от Матфея мы встречаем такие слова: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15:4).
Когда дети становятся самостоятельными?
Считается, что нести ответственность за свои поступки дети начинают в возрасте семи лет. Приблизительно в это время они приступают и к первой исповеди. Однако становятся ли они после этого независимыми от родителей? Очевидно, что нет. Нельзя сказать, что такая независимость приходит и с наступлением совершеннолетия. Как раз в этом возрасте конфликт поколений обычно достигает своего «апогея».
И здесь важно понимать, что пока человек сам не сможет материально обеспечивать свою жизнь, его внешняя свобода всегда так или иначе будет претерпевать какие-то трудности, будет унижена. Но это касается материальной зависимости, а что же касается нравственной ответственности?
Конечно, с возрастом мы можем и, скорее всего, будем несколько удаляться от своих родителей, но это не означает, что «зона ответственности» на этом прекращается. Если, как писал уже упомянутый Достоевский, вообще «все за всех виноваты», то тем более это касается тех, кто ближе всего нам по кровному родству.
Можно считать, что связь с матерью и отцом несколько ослабевает после того, как их ребенок женится или выходит замуж, сам образует новую семью. О чем сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19:5). В этом случае самым близким родственником становится человеку муж или жена. Но это не означает, что о родителях можно теперь совсем забыть. Просто их прямое влияние на нашу жизнь отныне ослабевает. По крайней мере, так должно быть.
Родительское благословение
О том, как важно сохранять добрые отношения с родителями, говорили многие святые. Им был открыт духовный смысл всего, происходящего с человеком в жизни. Особенно много о том, какой глубокий вред наносит всему человечеству непокорность своим отцам, рассказывали старцы, близкие к нам по времени. Например, схиархимандрит Зосима (Сокур) неоднократно говорил, что современные люди чаще всего потому и несчастливы, что не имели мира с родителями, были непокорны им.
О конфликте поколений также часто упоминал архимандрит Фаддей Витовницкий. Он говорил о том, как важно иметь родительское благословение. Старец сам не раз скорбел о том, что в детстве имел мысленную брань на своего отца, этим он объяснял множество своих ошибок и несчастий. Но если таково значение одной мысленной брани, то что же говорить о нас, когда часто конфликт переходит в действие, дети подымают руку на своих родителей, даже бывают ими прокляты?
Не лишним, нам кажется, будет вспомнить английскую пословицу: Charity begins at home. На русском она звучит так: Милосердие начинается дома. Конечно, еще русский классик Федор Достоевский очень верно заметил о том, что ближних своих как раз гораздо сложнее любить, чем дальних. Но если мы не будем все же пытаться этого делать, то вся наша вера окажется простым лицемерием.
И прежде чем говорить о неверующих родителях, стоит все же еще раз привести на память слова апостола Павла: если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8)
Православие — это не секта и не болезнь
Еще нужно быть готовыми к тому, что нашу веру родные будут воспринимать как некую странность или временный интерес, увлечение. Для большинства окружающих в принципе верующий человек кажется не вполне нормальным, «не от мира сего». Есть реальная история из жизни, когда молодой человек пришел знакомиться с родителями невесты и, чтобы потом не было неожиданности, честно признался, что он православный христианин. После небольшого родительского совещания будущие тесть и теща, как он узнал позже, тяжело вздохнули и вынесли «положительный вердикт»: «Ну хорошо, что хоть не наркоман…».
Убедить неверующих родителей в том, что православие — это не болезнь и не какая-то секта, можно не разговорами, но только серьезностью своих намерений и убеждений. Видя, что их ребенок мужественно идет путем Христовым и не собирается с него сворачивать, родители сами поймут, что за этим, значит, стоит что-то более важное, чем сиюминутный интерес. Если им дороги их дети, то они сами захотят узнать, чем живут их чада, в чем состоит этот непреходящий смысл, Истина, ради которой они готовы всем пожертвовать, ради которой живут.
Иисус был в послушании у родителей
Пример послушания Своей Матери Деве Марии и названному отцу Иосифу Обручнику показал нам Спаситель. Из Евангелия от Луки (Лк. 2:40-52) мы знаем, что только в двенадцатилетнем возрасте Иисус лишь однажды заставил их сильно скорбеть, без предупреждения оставшись в храме после путешествия в Иерусалим. Там Он слушал и Сам учил учителей.
Когда взволнованные Иосиф с Марией нашли Своего Божественного Сына в храме, Он, напомнив им о Своем Небесном Отце и цели, с Которой был послан на землю, больше их не огорчал и пребывал в полном послушании им до положенного срока. То есть Сам Христос до тридцати лет беспрекословно повиновался Своим земным родителям. Как мы знаем, Иисус помогал Своему названному отцу Иосифу — был плотником. До тех пор, пока не был призван на общественное служение.