О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.
Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).
Вывих сердца
Вывих — весьма болезненная травма. Можно пытаться унять боль таблетками, можно — какими-нибудь мазями. может быть, какое-то облегчение это и принесет, но ненадолго — пока сустав вывихнут, человеку будет становиться только хуже. Боль, воспаление, невозможность нормально ходить — это только внешние симптомы; причина всего этого — вывихнутый сустав. Мало что можно сделать с симптомами, пока вы не вправите вывих.
Страшная, трагическая история человечества, все те беды и ужасы, о которых мы слышим, все человеческие несчастья, от разводов до мировых войн, — только симптомы нашей главной проблемы:
того, что можно было бы назвать «вывихом сердца». В европейской поэзии «сердце» обычно связывается с эмоциями; но в Библии речь идет скорее о «сердцевине», о том центре нашей личности, где мы ставим цели, расставляем приоритеты и принимаем решения, определяющие нашу жизнь. И вот это наше сердце вывихнуто, как бывает вывихнут сустав.
Апостол Иаков так описывает наше общее несчастье: Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2,3). То, чего мы хотим, то, чего мы настойчиво требуем от Бога и людей, то, что мы провозглашаем по праву своим, — чаще всего вовсе не то, что нам нужно. Иногда со стороны это очевидно: человек, страдающий алкоголизмом хочет водки, но мы понимаем, что водка как раз ему не нужна, ему нужно исцелиться от его страсти. Но, как правило, мы не замечаем, как глубоко вывихнуто наше сердце. Люди — не те, которых все готовы признать больными, обычные люди, мы с Вами — подчиняют свою жизнь ложным ценностям, которые не приносят ничего, кроме несчастья, жаждут того, что не приносит ни малейшей пользы, яростно борются друг с другом за то, что им на самом деле не нужно.
Большинство людей, в том числе неверующих, согласятся с ветхозаветными еще словами: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч 15:17). Но те же люди тратят массу усилий на приобретение «быков» — денег, имущества, социального статуса, и совершенно не заботятся о том, чтобы сделать свое сердце любящим. Напротив, соперничество из-за «откормленных быков» превращается в повод для ненависти и ожесточенных конфликтов, нередко даже между членами одной семьи. Великие воители опустошают целые континенты, обычные люди разрушают жизнь своих близких, и зачем? Ради того, что апостол Иоанн определяет как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин 2:16): стремление к удовольствиям, к обладанию и к «престижу». Люди ищут счастья и ищут его там, где можно найти только несчастье. Всему человеческому роду свойственен этот трагический излом, эта порча воли, которую Церковь называет грехом. Именно грех и является причиной всех человеческих несчастий, и людей невозможно спасти от них, не устранив эту причину.
Людям кажется, что должен измениться мир вокруг них — обстоятельства, климат, другие люди — и тогда они будут счастливы. Но Евангелие обращает внимание на то, что корень нашего несчастья — в нас самих.
Один бывший наркоман, обратившийся ко Христу, написал книгу под названием «Спаси меня от меня самого» — и это очень уместный заголовок. Очень трудно признать, что наихудшее зло мы причиняем себе сами, и часто нас нужно спасти не от того, что мы считаем своими бедами, а от нас самих — от нашего собственного зла и безумия, которое лежит в основании всех этих бед.
Поклонение пастухов. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1646
ФРАНЦИЯ
Традиционно, большинство россиян, отправляющихся на зимние праздники во Францию, выбирают Париж. Это, конечно, далеко не единственное праздничное направление в стране: в качестве альтернативы Парижу туроператоры рекомендуют обратить внимание на Эльзас – ведь именно здесь находятся самые знаковые и самые красивые французские рождественские ярмарки. Дорога из Парижа до Страсбурга займет меньше двух часов на поезде.
Какие ярмарки посетить во Франции
Страсбург – «столица Рождества» во Франции. Город дважды (в 2014 и 2015 годах) получал премию за лучшую рождественскую ярмарку в Европе. Здесь же располагается старейшая ярмарка в Европе – Christkindelsmärik – впервые была открыта в 1570 году. Сейчас ярмарка представляет собой 300 киосков, расположенных на 12 площадках в центре города. Здесь можно попробовать не только местные продукты, но и послушать живую музыку, посетить различные культурные мероприятия.
Недалеко от Страсбурга располагается небольшой, но очень красивый городок Кольмар. В течение шести недель город утопает в огнях сразу пяти местных рождественских ярмарок. Каждый рынок фактически представляет собой мини-деревню, посетителям предлагаются изделия местных мастеров. Большинство из них из Эльзаса и были выбраны за качество и уникальность своей продукции.
В Страсбурге ярмарки будут открыты с 25 ноября по 31 декабря, в Кольмаре – с 24 ноября по 30 декабря.
Сколько стоит рождественская Франция
Туроператор ICS Travel Group предлагает приехать во Францию заранее и отпраздновать Рождество вместе с парижанами. Тур продолжительностью от 4 ночей с вылетами с 21 по 23 декабря стартуют от 60 405 рублей на двоих (отель 2* на завтраках, перелет регулярными рейсами со стыковкой, без трансфера).
Если есть желание встретить Новый год в Париже, в ICS Travel Group предлагают тур на 7 ночей с вылетом 26 декабря (прямой перелет Air France, 2* на завтраках, трансфер включен) по цене от 98 430 рублей на 2-х человек.
Желаемый всеми народами
Но говоря о «вывихе», мы подразумеваем, что существует и правильно поставленное сердце, как бывает нормально работающий сустав. Практически в любой человеческой цивилизации — у египтян, индийцев, китайцев, кого угодно еще — существовало представление о гармоничном нравственном миропорядке, частью которого был человек, порядке, который определял долг человека по отношению к своим ближним и мирозданию в целом. Этот порядок задавал объективные критерии того, что правильно и что неправильно, именно он определял то, как человек должен проходить свой жизненный путь. Люди могли спорить и ошибаться относительно того, каков этот порядок и чего он от нас требует, но никто не сомневался в его наличии. Полноценная человеческая жизнь — счастливая, плодотворная, достойная — определялась тем, насколько сообразно этому миропорядку человек жил. «Благородный муж, — говорил китайский мыслитель Конфуций, — думает о праведном пути и не думает о пропитании». И практически во всех культурах существовало осознание трагического разрыва, несоответствия человека своему подлинному предназначению. Поэтому ветхозаветный пророк и говорит о желаемом всеми народами (Агг 2:7) — о Спасителе, который восстановит разрушенную гармонию.
Среди народов земли, страдающих и томящихся в ожидании спасения, был один, которому истина была открыта не в форме интуитивных догадок и редких прозрений, а со всей ясностью, — это был народ Ветхого Завета, Израиль.
Этому народу было открыто, что за нравственным порядком, который осознают все люди, стоит Бог, Создатель мира, смутные воспоминания о Котором сохранились у разных народов, Бог, от которого люди отпали в грех. Этому народу было открыто, что правильно поставленное сердце — это сердце, находящееся в правильных отношениях со своим Создателем. Как гласит первая заповедь Декалога, Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:2, 3).
Другие боги — это не обязательно Ваал или Астарта, Вотан или Перун. Это то, чему человек служит, то, что он ставит в центр своей жизни — деньги или удовольствия, власть или почести, идеи или политические лидеры. Пока человеческое сердце обращено не к Богу, а к чему-то еще, оно тяжело вывихнуто и ведет человека к временным и вечным бедам.
Исцеление людского рода — и каждого отдельного человека — должно означать восстановление отношений с Богом. Как сказал блаженный Августин, «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
ЧЕХИЯ
Столица Чехии – одно из самых популярных направлений у россиян на Рождество. Прага преображается и сверкает тысячами огней, украшаются елки. Во многих лавках объявляются рождественские распродажи.
Что купить и попробовать
На рождественских базарах можно попробовать пунш, глинтвейн и медовину, купить такие традиционные здешние сладости, как медовые пряники, ваноква (плетенка из девяти «прядей» с изюмом), рогалики с ванилью и печенье «ореховые гнезда», пражскую ветчину, жареные каштаны, трдельник, жареный сыр, горячие блинчики и пр.
Рождественские базары работают в Праге со 2 декабря по 6 января. Туристам в рождественскую Прагу рекомендуется приезжать заранее – 20-21 декабря – тогда больше выбор мест в отелях.
Сколько стоит рождественский тур в Чехию
Туроператор ICS Travel Group предлагает привлекательные цены на вылеты 21 декабря — тур на 7 ночей на 2-х человек стоит от 42 445 рублей (3* на завтраках, перелет рейсом авиакомпании CSA, багаж 23 кг включен). Также есть варианты программ с вылетом 24 декабря на 4 и 7 ночей по цене от 40 340 рублей (аналогичные параметры отдыха).
На новогодние даты цены поднимаются. Встретить Новый год в Праге по линии туроператора ICS Travel Group можно по цене от 64 614 рублей на двоих (5 дней, отель 3* на завтраках, перелет на рейсе авиа). Кстати, на сегодняшний день эта авиакомпания дает лучший тариф на данные даты, но предложение ограничено.
Туроператор «ВЕДИ ТУРГРУПП» предлагает несколько вариантов встречи Нового года в Чехии на любой вкус туристов. Так, например, можно встретить Новый год на теплоходе, отправиться на празднование в корчму U Pavouka или в поместье Детенице.
Забронировать эти варианты встречи Нового года можно в рамках пакетных туров «ВЕДИ ТУРГРУПП» с перелетом на чартерных или регулярных рейсах.
Закон дан через Моисея
На Рождественском богослужении читают родословную Спасителя — длинный перечень мужских имен, который современному человеку кажется совершенно излишним и непонятным. Этот фрагмент Писания отнюдь не случаен: Христос не инопланетянин, он принадлежит Своему народу, и через него — всему человечеству. В течение долгого времени Бог подготавливал Его приход — и это была эпоха, когда Бог открыл людям Закон, заповеди, которым они должны были следовать. Как повествует Библия, первоначально реакция людей была полна энтузиазма: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны (Исх 24:7). Но очень скоро выяснилось, что люди не соблюдают закон, как бы торжественно они ни клялись делать это. Теоретически мы все согласны, но на практике у нас ничего не выходит. Люди бросают друг другу обвинения в лицемерии — и в этом отношении мы все живем в стеклянных домах, потому что никто из нас не следует тому моральному кодексу, который сам же признает справедливым.
Как сказал Господь Иисус, Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону (Ин 7:19). Да, есть люди, которые полагают, что уж они-то соблюдают заповеди Божии; им было бы уместнее подражать скромности того человека, который на вопрос, умеет ли он играть на скрипке, отвечал «не знаю, не пробовал». Мы можем считать, что соблюдаем заповеди, только если мы даже не пробовали их соблюдать; любая попытка всерьез жить по Слову Божию приводит нас к осознанию того, что мы проваливаемся. И дело не в том, что требования закона чрезмерны — наша совесть соглашается с ними, и мы сами хотели бы, чтобы другие люди вели себя с нами милосердно, смиренно и честно, но когда мы сами пытаемся вести себя так, мы вновь и вновь натыкаемся на какую-то преграду. Как пишет об этом святой апостол Павел, Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Мы нуждаемся не в инструкциях о том, как себя вести, — мы нуждаемся в чём-то гораздо большем.
Бегство в Египет, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1625 год
Традиции празднования Рождества Христова
В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».
Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки. Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.
Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.
Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.
Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.
Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и величальными песнопениями — колядками.
Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.
Канун Рождества — Сочельник
Канун Рождества получил название «Сочельник».
Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.
Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды, — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.
К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.
А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу, после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.
Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки. Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.
Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.
Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.
Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер. Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.
Святки
Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями. Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.
Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду.
В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех! Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг. Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения. Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!
Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа
Людям часто кажется, что религия — это набор правил; в отношении нехристианских религий это во многом верно. Некоторые эти правила хвалят, некоторые ругают, но те и другие сходятся на том, что это именно набор правил. Кроме правил в религии есть еще священные тексты, в которых эти правила прописаны.
Правила и тексты в христианстве есть. Но центр христианства не здесь. Закон Божий помогает нам увидеть наш грех и нашу беспомощность, но сам по себе не приносит спасения. Законом, — пишет Апостол, — познается грех. Он ставит диагноз — мы понимаем. что мы тяжело больны. Поэтому Бог совершает нечто гораздо более великое, чем дарование Закона — Он дарует нам самого Себя.
В Рождество мы празднуем не ниспослание Закона и не дарование священных текстов. Мы празднуем явление Бога, который пришел и поселился среди нас навсегда. Как говорит Евангелист Иоанн, В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1:1—14).
Греческий глагол, переведенный на русский как «обитало», имеет форму, в которой он значит скорее «поселилось и продолжает обитать». Бог, пребывая Богом, воспринял на Себя человеческую природу, стал одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха, — навсегда. Когда Христос вознесся к Отцу, Он не«развоплотился» — одесную Отца на небесах пребывает прославленный Человек; более того, этот Человек невидимо, но совершенно реально пребывает среди Своих верных здесь, на земле: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:19).
Христианство — это не набор правил; христианство — это Присутствие. Христос, Распятый и Воскресший, пребывает среди нас и таинственно совершает наше спасение. Он прощает наши грехи, вводит нас в общение с Отцом и с бесконечным терпением трудится над преображением нашего сердца, чтобы сделать его пригодным для вечной радости. Его присутствие проявляется совершенно определенным образом — в Церкви. Как Он сказал об этом, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Он может и хочет вправить наше вывихнутое сердце — нам надо только прийти Нему, как Он уже пришел к нам. Как поет Церковь,
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.
Бог стал Человеком — Младенцем на руках у Своей Матери, Он вошел в нашу семью, стал Одним из нас. Наш Бог стал нашим Братом — это поразительно, но таково ясное свидетельство Писания (Евр 2:11—12). Когда мы празднуем Рождество, мы отзываемся на это чудо: Бог становится Человеком ради нас (ради Вас, ради меня, ради Вашего соседа). Создатель и Владыка мироздания становится беспомощным Младенцем, чтобы исцелить наше сердце и привести нас к вечной радости.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КРУИЗ ПО РЕКАМ ЕВРОПЫ
Один из самых оригинальных способов посетить Европу на праздники – отправиться в речной круиз. Это не только возможность увидеть рождественскую Европу с необычного ракурса, но и способ посетить сразу несколько праздничных европейских городов. Неудивительно, что спрос на такие круизы активно растет. В этом году среди предложений на Рождество уже присутствует достаточное количество круизов с гарантированными русскими группами. И это касается дат как католического, так и православного Рождества.
Круизный туроператор «Мостурфлот» предлагает несколько вариантов маршрутов в преддверие католического Рождества. Сразу три круиза стартуют 20 декабря (до 27 декабря), а еще два – 23 декабря. Все цены ниже даны на сами круизные маршруты (без перелета из России и обратно).
Теплоход Bellejour с гарантированной русской группой идет по маршруту Дюссельдорф (Германия) – Кобленц (Германия) – Мангейм (Германия) – Кель (Германия)/Страсбург (Франция) – Шпайер (Германия) – Майнц (Германия) – Боппард (Германия) – Бонн (Германия) – Кельн (Германия) – Дюссельдорф (Германия). Стоимость такой путевки начинается от 88,8 тысяч рублей на человека.
Теплоход Amastella проследует по маршруту Будапешт (2 дня, Венгрия) – Вена (Австрия) – Мельк (Австрия) – Пассау (Германия) – Регенсбург (Германия) – Нюрнберг (2 дня, Германия). Цена – от 167 тысяч рублей.
Теплоход Fidelio с гарантированной русской группой пойдет по маршруту Вена (2 дня, Австрия) – Мельк (Австрия) – Дюрнштайн (Австрия) – Будапешт (Венгрия) – Эстергом (Венгрия) – Братислава (Словакия) – Вена (Австрия). Цена – от 64 тысяч рублей.
Круиз на теплоходе River Discovery II стартует 23 декабря и завершается 28 декабря. Маршрут: Вена (2 дня, Австрия) – Дюрнштайн (Австрия) – Мельк (Австрия) – Братислава (Словакия) – Будапешт (2 дня, Венгрия). Цена тура начинается от 53,5 тысяч рублей на человека.
Теплоход Amasonata идет в круиз с 23 декабря по 30 декабря по маршруту Базель (Швейцария) – Брайзах (Германия) – Риквир (Германия) – Страсбург (Франция) – Шпайер (Германия) – Гейдельберг (Германия) – Рюдесхайм (Германия) – Кобленц (Германия) – Кельн (Германия) – Амстердам (2 дня, Голландия). Цена круиза – от 167 тысяч рублей.
«И дам вам сердце новое»
Еще задолго до прихода Спасителя Бог возвестил через пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36:26,27). Это обещание исполняется благодаря спасительным деяниям Христа. Бог действительно может создать в нас новое сердце; святые — пример того, что именно это Он и делает. Но Бог имеет дело не с глиной, а с живыми людьми, которых Он наделил неотъемлемым даром свободного произволения. Преображение не может совершиться без нашего согласия и участия. Поэтому Христос обращает к каждому из нас вопрос, который в Евангелии от Иоанна Он обращает к расслабленному: хочешь ли быть здоров? (Ин 5:6).
Хотим ли мы, чтобы Бог изменил нас? Если да, то Он сам приготовил всё для этого, и мы найдем всё необходимое в Церкви: ее материнские наставления, ее молитвы, ее Таинства, и, главное, во всём этом — Его собственное живое, спасительное, преображающее присутствие, навстречу которому мы должны открыться, придя в Его храм.
Символы Рождества
Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:
Праздничная елка
Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.
Вифлеемская звезда
Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.
Подарки от волхвов
Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:
- как Царю всех царей — золотые диски;
- как Первосвященнику — ладан;
- как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.
Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви. На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.
Ошибка ученого монаха
В античной Римской империи летосчисление велось «от основания Рима». Что же касается годичного цикла, то здесь до Юлия Цезаря был полный хаос. В 45 году до Р. Х. Цезарь ввел на основе египетского солнечного календаря 365-дневный год с дополнительным днем в високосные годы. Современным же летосчислением мы обязаны скифскому монаху Дионисию по прозвищу Малый, которого Папа Иоанн I в 525 году попросил сделать календарь, ведущий счет от Рождества Христова. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима. Однако ученый монах, как выяснилось позже, ошибся. И вот почему.
В Евангелии и нехристианских источниках есть несколько мест, позволяющих вычислить более точно год Рождения Иисуса. Прежде всего, это смерть иудейского царя Ирода Великого. Евангелисты говорят, что Рождество Христово произошло еще до его смерти (причем незадолго). И вот здесь надо обратиться к нехристианским документам. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Ирод правил до 750 года от основания Рима. Во-вторых, незадолго до его смерти было лунное затмение. И в-третьих, что Пасху иудеи праздновали, когда он был уже в мире ином. Лунное затмение, действительно, произошло 12/13 марта 750 года от основания Рима. А первый день Пасхи в этот год (она празднуется евреями 8 дней) приходился на 11 апреля. Таким образом, Господь родился не позднее марта-апреля 4 года до Своего Рождества (разумеется, по «эре дионисия»). В этих 4 — 5 годах и состояла ошибка монаха. Фактически, если быть последовательными, мы живем сейчас не в 2004, а в 2008 или 2009 году от Рождества Христова.
Иконография праздника
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет»
(Ис. 1, 3).
Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.
На одной из ампул Монцы (–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.
В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию [5]. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII– веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1–12; Лк. 2, 6–20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) [6].
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.
Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.
Что подают к рождественскому столу в разных странах мира
Интересно, что в разных странах мира одни и те же праздники не только отмечают по-разному, но и подают к столу различные блюда. Так, жители Польши на Рождество предпочитают готовить постные и рыбные блюда. Согласно древним обычаям, на их столе должно быть не менее 12 (по количеству апостолов) блюд. В качестве горячего на рождественский стол подается борщ с ушками, где в роли ушек выступают небольшие пельмешки с грибной или капустной начинкой. А перед праздничным ужином каждый из членов семьи должен разломить особые лепешки из пресного теста и накормить ими своего соседа. При этом они должны пожелать друг другу удачи и счастья.
В Хорватии, согласно древнему обычаю, на праздничный стол ставят свечи, которые украшают еловыми ветками и блестящей мишурой. В самом начале подают небольшое печенье в виде красных сердец, присыпанных сахарной пудрой. На столе хорватов преобладают постные и малокалорийные блюда, а также различные каши, маковики, сушеные яблоки и груши. Кроме того, по традиции каждый член семьи должен если не съесть, то отведать кусочек «чесницы» (хорватского калача, натертого чесноком и специями).
В Англии главным блюдом рождественского стола является так называемый плумпудинг. Его готовят из большого количества хлебных крошек, свежего сала, яиц, муки, пряностей и изюма. Перед тем как подавать его, хозяйка обливает пудинг ромом и поджигает. Из мясных блюд на праздничном столе присутствует фаршированная индейка, которая подается на стол с крыжовниковым соусом.
В Словении Рождество начинают праздновать с 13 декабря и заканчивают 2 января. На столе в праздничный день обязательно должен присутствовать особый хлеб, изготовленный из трех видов муки: ржаной, гречневой и пшеничной. Согласно древнему преданию, съев такой хлеб, каждый получит силу и здоровье. В качестве мясных блюд на Рождество хозяйки подают жаркое из свинины и кровяную колбасу.
Жители Дании на Рождество устраивают настоящий пир для желудка. Они готовят много сытных и калорийных блюд (причем в больших количествах). Таким образом горожане проявляют свое желание помочь всем, кто не имеет возможности не только готовить, но и есть столь сытную еду. Среди блюд, подаваемых на десерт, стоит выделить рисовую кашу, которая называется «грютце». Эта каша сверху поливается густым киселем и украшается тертым миндалем.
Традиционным блюдом в Германии, как мы уже говорили, является гусь. Его подают, как правило, с капустой и яблоками. Подается гусь небольшими порциями в дополнение к приготовленному по особому рецепту глинтвейну. В качестве десерта жители Германии готовят пряничные фигурки в виде Иисуса, Девы Марии, а также пекут имбирное печенье и сладкий хлеб.
Во Франции на Рождество опытные мастерицы готовят в духовых шкафах мясо птицы. Это может быть запеченная курица, гусь или индейка. Вдобавок ко всему хозяйки нарезают тонкими ломтиками копченую лососину и делают бутерброды с гусиным паштетом, именуемым фуа-гра. На десерт французы едят сладкие шоколадные трюфели с чаем.
В Финляндии, где согласно легендам и родился Санта-Клаус, на стол подается свекольный салат, печеная репа, жареный или вареный картофель и рождественская ветчина. Причем сама ветчина готовится по специальному рецепту. Сначала ее нарезают небольшими кусками, смазывают куриным яйцом, обваливают в сухарях и сухой горчице, а затем запекают в духовке.
Хотя большинство египтян – мусульмане, среди них есть жители, которые, так же как и мы, празднуют Рождество. Причем подготавливаться к празднику горожане начинают с 5 января. Во время рождественских гуляний верующие жители Египта готовят блюдо из свежей рыбы, которое называется bouri. Это кушанье подается на стол вместе с пресными лепешками zalabya. Десерт состоит из глазированных и сахарных кексов с изображением сцен рождения Иисуса Христа.
За две или три недели до торжества начинают наряжать свои дома и жители Швеции. Они также варят собственное пиво, выпекают сдобу, сахарные крендели и печенье в форме домашних животных, например козы или свиньи.
Итальянцы на Рождество предпочитают готовить тальятелле — своеобразную лапшу, которая достигает всего одного сантиметра в диаметре. Как правило, ее подают с морепродуктами: мидиями, моллюсками, раками, креветками, а также с тресковыми видами рыбы. Среди рыбных блюд, которых, кстати говоря, на рождественском столе может насчитываться более 20 видов, могут быть и копченые или запеченные с овощами угри, камбала, форель и другие.
Но каждая хозяйка всё делает по-своему, включая выбор блюд и варианты их приготовления.